Чайковский Па-де-де.

Чайковский Па-де-де [ а ] — балет, поставленный Джорджем Баланчиным на композицию Петра Ильича Чайковского, первоначально предназначенную для третьего акта « Лебединого озера » (соч. 20, 1875–76). [ 2 ] С костюмами Барбары Каринской и освещением Джека Оуэна Брауна он был впервые представлен New York City Ballet в Городском центре музыки и драмы в Нью-Йорке 29 марта 1960 года. Роберт Ирвинг дирижировал оркестром New York City Ballet. Танцорами были Виолетта Верди и Конрад Ладлоу . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В 1877 году Анна Собещанская, прима-балерина Большого театра в Москве, дебютировала в двойной роли Одетты/Одиллии в «Лебедином озере» . [ 2 ] После трех спектаклей она была настолько недовольна хореографией Юлиуса Райзингера, что попросила новый материал для роли Одиллии в третьем акте. С разрешения продюсеров она поехала из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы спросить Мариуса Петипа , балетмейстера балета Императорских театров, чтобы поставить па-де-де для Одиллии и Зигфрида взамен па-де-шести , служившей гран-па в третьем акте. Он сделал это, используя написанную музыку. Людвиг Минкус . [ 4 ] Узнав об этом, Чайковский был возмущен идеей вставить композицию Минкуса в его балетную партитуру, поэтому он сочинил новое па-де-де для балерины, даже повторив структуру пьесы Минкуса, чтобы ей не пришлось менять композицию Петипа. хореография. [ 5 ] Это было стандартное па-де-де с коротким вступлением , великой поговоркой , вариацией для танцовщицы , вариацией для балерины и кодой. [ 6 ] Госпожа Собещанская, видимо, обрадовалась.
На более чем семьдесят лет об этом па-де-де забыли. [ 5 ] Поскольку это было более позднее произведение, оно не было опубликовано как часть партитуры Чайковского и считалось утерянным. [ 5 ] Случайно обнаруженная в 1953 году в архивах Большого театра среди оркестровых партий другого балета, она попала в поле зрения Джорджа Баланчина, который успешно добился разрешения использовать ее в своей собственной хореографии. [ 7 ]
Хореография
[ редактировать ]Описанный New York City Ballet как «восьмиминутное представление балетной бравурности и техники». [ 2 ] Па-де-де Чайковского открывается выжидающим лирическим вступлением , когда танцоры обнаруживают друг друга на сцене, берутся за руки и принимают начальную позу. Это приводит к мягкой романтической великой поговорке о балансах, поворотах и подъемах, которая достигает страстной кульминации, а затем переходит в нежное закрытие и заканчивается знаменитой позой: преувеличенным «нырянием рыбы», когда балерина сидит на бедрах между бедрами партнера. руки, ее руки держались в его, ее ноги аккуратно скрещены в лодыжках, а лицо было очень близко к полу. В оригинальных выступлениях Верди и Ладлоу она поворачивала голову на последнем счете музыки и вопросительно смотрела на него, как бы говоря: «Привет, что я здесь делаю?» [ 8 ] [ б ] Следующий за этим энергичный мужской вариант, который изначально был намного длиннее, варьируется от исполнителя к исполнителю, хотя последовательность шагов практически одинакова, включая большие прыжки и двойные обходы в воздухе . Однако хореография вариации балерины строго выдержана: стремительная атака и блестящая работа ног выражают сверкающую мелодическую линию. Воздушная кода драматично развивается под музыку, состоящую из высоких подъемов, головокружительных поворотов и захватывающих дух прыжков, когда балерина летит через сцену в ожидающие объятия своего партнера. [ 9 ] Наконец, ее уносят со сцены высоко над головой, вытянув одну ногу вперед, руки и голову откидывают назад в восторженном самообладании.
Шаги для вступительной и заключительной частей балета во многом такие же, как те, которые Баланчин задал в начале своей работы над пьесой с Дианой Адамс и Жаком д'Амбуазом . Другие последовательности и вариации были разработаны с учетом требований Верди и Ладлоу по мере развития хореографии. [ 10 ]
Видео дискография
[ редактировать ]- 1960-е годы. Виолетта Верди: преподаватель-художник в институте Чаутокуа . Документальный фильм режиссеров Жан-Пьера Боннефу и Патрисии МакБрайд. Включает отрывок из женской вариации в исполнении Виолетты Верди. Выпущено Video Artists International (VAI) в 2009 году.
- 1978. Хореография Баланчина . Включает полный балет в исполнении Патрисии МакБрайд и Михаила Барышникова. Выпущен на лейбле None such Records в 2008 году.
- 1978. Питер Мартинс: Танцор . Документальный фильм включает отрывок из мужской вариации в исполнении Питера Мартинса. Выпущено компанией «Культур Видео» в 2001 году.
- 1984. Баланчин . Документальный фильм, включающий исполнение мужской и женской вариаций. Выпущен компанией Культур Видео в 2004 году.
- 1984. Искусство па-де-де . Включает полный балет в исполнении Патрисии МакБрайд и Рида Олсена. Выпущено Video Artists International (VAI) в 2006 году.
- 1989. Танцы для мистера Б.: Шесть балерин Баланчина . Включает отрывок в исполнении Мелиссы Хейден и Эдварда Виллеллы. Выпущено компанией Культур Видео в 2008 году.
- 1994. Гала-посвящение Чайковскому. Включает полный балет в исполнении Дарси Басселла и Золтана Солимози. Выпущено компанией Культур Видео в 2008 году.
- 2001. Violette et Mr. B. Документальный фильм, включающий грандиозную пословицу , мужские и женские вариации в исполнении Маргарет Ильманн и Владимира Малакова под руководством Виолетты Верди. Выпущено Le Films du Pricuré, Париж, в 2008 г. Комментарий на английском языке.
- 2003. Па-де-де Чайковского . Архивное видео полного балета в исполнении Дженни Сомоджи и Питера Боала под руководством Виолетты Верди и Конрада Ладлоу. В Архиве переводчиков Фонда Джорджа Баланчина, который доступен в Танцевальном отделе Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- 2010. Виолетта Верди рассказывает о создании ролей для Баланчина . Архивное видео включает полный балет в исполнении Тилера Пека и Хоакина Де Люса под руководством Виолетты Верди. Мероприятие Studio 5 под руководством Дамиана Вутцеля. Выпущено Центром Нью-Йорка в 2014 году. Доступно на YouTube.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В New York City Ballet фамилия композитора пишется как «Чайковский», а не «Чайковский», поскольку композитор использовал написание «Чайковский» во время визита в Нью-Йорк в 1891 году. [ 1 ]
- ↑ Лишь немногие из преемников Верди и Ладлоу, если таковые вообще имеются, принимают эту позу, предпочитая менее сложную позу, когда балерина находится выше над полом, а ее ноги находятся в положении взведенного лука и стрел. Почти ни одна балерина не прислушивается к указанию Верди смотреть на своего партнера с озадаченным весельем, что снижает остроумный эффект финальной позы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маколей, Аластер (25 сентября 2014 г.). «Прыжок из четырех произведений на передний план классического балета» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 15 ноября 2015 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Па-де-де Чайковского | New York City Ballet» . www.nycballet.com . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Па-де-де Чайковского» . Тихоокеанский Северо-Западный Балет . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Шредер, Дэвид (10 февраля 2015 г.). Опыт Чайковского: спутник слушателя . Роуман и Литтлфилд. п. 74. ИСБН 978-1-4422-3300-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Летелье, Роберт Игнатиус (1 октября 2008 г.). Балеты Людвига Минкуса . Издательство Кембриджских ученых. п. 156. ИСБН 978-1-4438-0080-8 .
- ^ Роланд Джон Уайли, Балеты Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (Oxford University Press, 1985), passim .
- ^ Бернард Тейпер, Баланчин: Биография (Нью-Йорк: Times Books, 1984).
- ↑ Виолетт Верди и Конрад Ладлоу, тренирующие па-де-де Чайковского , видеокассета в Архиве переводчиков Фонда Джорджа Баланчина, с танцорами Нью-Йоркского балета Дженни Сомоги и Питером Боалом, 26 октября 2003 г.
- ^ «ЧАЙКОВСКИЙ ПА ДЕ ДЕ» . КанадаAllStarGala . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Каталог Баланчина, вып. 331, « Па-де-де (также называемое па-де-де Чайковского)» , Фонд Джорджа Баланчина, дата обращения 13 августа 2021 г.