Виолетта Верди
Виолетта Верди | |
---|---|
Верди в 1967 году | |
Рожденный | Нелли Арманд-Гильерм 1 декабря 1933 г. Пон-л'Аббе , Франция |
Умер | 8 февраля 2016 г. Блумингтон, Индиана , США | (82 года)
Альма-матер | Университет Индианы |
Занятия |
|
Супруг | Колин Кларк (разведен) |
Награды | ![]() |
Виолетта Верди (урожденная Нелли Арманда Гильерм ; 1 декабря 1933 — 8 февраля 2016) — французская балерина , хореограф , педагог и писательница, работавшая директором танцевальной труппы в балете Парижской оперы во Франции и Бостонском балете в США. [ 1 ] С 1958 по 1977 год она была солисткой Нью-Йоркского балета , где выступала на мировых премьерах нескольких произведений, созданных специально для нее хореографами Джорджем Баланчиным и Джеромом Роббинсом . Она была заслуженным профессором музыки (балета) в Музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы в Блумингтоне . [ 2 ] и обладатель двух медалей французского правительства. [ 3 ]
Ранняя жизнь в Европе
[ редактировать ]Родившаяся в Пон-л'Аббе , прибрежном городке в департаменте Финистер в Бретани, на северо-западе Франции, родители окрестили ее Нелли Армандой Гильерм. [ 4 ] Ее отец, Ренан Гильерм, умер, когда ей было несколько месяцев; ее мать, Жанна Шаторино, школьная учительница, записала дочь на уроки танцев, потому что у нее было очень много энергии. [ 5 ] Считался вундеркиндом, [ 5 ] она начала свое обучение балету в возрасте восьми лет, в 1942 году, во время немецкой оккупации северной Франции, и переехала со своей матерью (которая искала лучших учителей для своей дочери) в Париж в разгар немецкой оккупации. [ 5 ] После учебы в Париже у Карлотты Замбелли , а затем у мадам Русанны Саркисян и Виктора Гсовского , она дебютировала в 1945 году в кордебалете « Поэта Пети в » Ролана Театре Сары-Бернар в Париже. Вскоре после этого она стала участницей балета Елисейских полей Пети, где в течение следующих нескольких лет играла множество небольших ролей. [ 6 ]
выбрал Гильерма В 1949 году немецкий кинорежиссер Людвиг Бергер на главную роль в своем фильме «Балерина» , вышедшем на экраны в Европе в 1950 году и известном в Америке как «Балерина мечты» . [ 7 ] Бергер настоял на том, чтобы она взяла сценический псевдоним, а Ролан Пети предложил Виолетту Верди, напоминающую одновременно цветок и композитора Джузеппе Верди . [ 5 ] Похвала критиков за ее искреннюю игру и чистую классическую балетную технику позволила ей завязать контакты и контракты с несколькими европейскими балетными труппами. Она продолжала танцевать с реорганизованными балетами Елисейских полей, балетом Мариньи и парижским балетом Ролана Пети. В составе последней труппы она исполнила роль героини оперы Пети «Луп» («Волк», 1953) на музыку Анри Дютийе , которая оказалась важным поворотным моментом в ее развитии как артистки-интерпретатора. Широко известна своей музыкальностью, точностью и остроумием. [ 8 ] После этого она гастролировала по Соединенным Штатам с Парижским балетом (1953) и Лондонским фестивальным балетом (1954–1955), выступая в ведущих партиях с балетной труппой театра Ла Скала (1955–1956) в Милане и с балетом Рамбер (1957). ) в Лондоне. В балете Ла Скала танцевала заглавные партии в полнометражных постановках «Золушка» и «Ромео и Джульетта» . [ 9 ] обе хореографии для нее поставил Альфред Родригес ; в балете «Рамбер» она танцевала беззаботную Сванильду в «Коппелии» и более драматическую заглавную партию в «Жизели» . [ 10 ] которая стала одной из ее фирменных ролей.
Танцы в Америке
[ редактировать ]Фильм, снятый во время турне балета Лондонского фестиваля по Америке, привлек к Верди внимание Норы Кэй , балерины Американского театра балета , и в 1957 году он получил приглашение присоединиться к этой труппе. Верди принял приглашение и переехал в Нью-Йорк. Со своей новой труппой она быстро очаровала американскую публику такими репертуарными произведениями, как «Гала-представление» и «Оффенбах в подземном мире», оба созданы Антонием Тюдором и имеют явно французский привкус. Она также дала блестящие выступления в «Теме с вариациями», поставленной на заключительную часть Сюиты № 3 Чайковского Джорджа Баланчина , и драматическую интерпретацию главной партии в « Мисс Жюли» по пьесе Августа Стриндберга 1888 года в постановке Биргит Кульберг. в 1950 году. [ 11 ]
Когда в 1958 году Американский театр балета был временно расформирован, Верди был единственным участником, приглашенным присоединиться к New York City Ballet . Стремясь работать с Джорджем Баланчиным, она сразу же присоединилась к труппе, где, за редким исключением, проведет следующие двадцать лет своей исполнительской карьеры. Хотя ее французское образование и миниатюрное телосложение отличали ее от большинства танцовщиц в труппе, она, казалось, инстинктивно понимала хореографическую эстетику Баланчина; ее шутка о том, что она боялась выделиться «как французский пудель среди труппы борзых», была широко распространена, но любое личное беспокойство было быстро развеяно ее хорошо принятыми выступлениями. [ 8 ] Вскоре она танцевала главные партии в репертуаре, давая великолепные выступления в «Блестящем Аллегро» , «Аполлоне» , «Дивертисменте № 15» , «Шотландской симфонии» , «Звездах и полосах» , а также «Теме и вариациях», часто в партнерстве с Эдвардом Виллеллой , который равнялся ее живости и техническому апломбу на этап. Признавая ее музыкальность и кинестетический интеллект, Баланчин на протяжении многих лет создавал для нее множество ролей, в том числе ведущие роли в «Па-де-де» Чайковского (1960), «Фигура на ковре» (1960), «Вальцер-либеслидер» (1960), «Сон в летнюю ночь» (1962). ), «Изумруды» (1967), «Глинкаиана» (1967), «Источник» (1968), «Пульчинелла» (1972) и Сонатина (1973). [ 12 ]
Из всех этих ролей Верди, пожалуй, больше всего отождествляется с «Изумрудами» , вступительным балетом триптиха « Драгоценности » , и с па-де-де Чайковского . [ 13 ] В партнерстве с Конрадом Ладлоу в обоих этих произведениях она воплотила романтический дух музыки Форе в первом и очарование и искрометную радость музыки Чайковского во втором. С момента премьеры Па-де-де Чайковского исполняли многие балерины многих международных трупп, но лишь немногие приблизились к музыкальности, остроумию и технической бравурности оригинальной интерпретации Верди. [ 14 ]
Верди также понравился хореографу Джерому Роббинсу , который поставил ее в «Танцах на сборе» (1969) и «В ночи» (1970), поставленных на фортепианную музыку Шопена. Ее соло в роли «женщины в зеленом» в «Танцах на сборе», образец ее необычайной музыкальности, помещенный в быстрый этюд Шопена (соч. 25, № 4); [ 15 ] и по сей день остается проблемой для балерин. Хореография « В ночи» , положенная на три ноктюрна Шопена, позволила ей отобразить тончайшие нюансы смысла в движении. Среди других заметных ролей в репертуаре Верди была роль Креусы, «другой женщины» в « Медее» Биргит Куллберг, вошедшей в репертуар New York City Ballet в 1958 году. [ 16 ] В качестве приглашенной артистки она часто выступала в спектаклях Метрополитен-опера в Нью-Йорке и на гастролях. В постановках Королевского балета Англии, балета Парижской оперы и Бостонского балета она танцевала партии балерины в таких классических произведениях, как «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Спящая красавица», « Коппелия». Начиная с 1949 года, ее также часто видели танцующей на французском, британском, канадском и американском телевидении. [ 17 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1960-х годах Верди ненадолго была замужем за писателем и кинорежиссером Колином Кларком . [ 5 ] [ 8 ] Верди покинула New York City Ballet в 1977 году, чтобы стать первой женщиной-художественным руководителем балета Парижской оперы , прославленной, но печально известной бюрократической организации. [ 18 ] [ 19 ] После трех лет пребывания в правительстве Франции произошли изменения, которые заставили ее покинуть Париж и вернуться в Соединенные Штаты в 1980 году. [ 20 ] Затем она стала заместителем директора, а затем и единственным художественным руководителем Бостонского балета, и занимала эту должность до 1984 года. [ 21 ] После этого ее пригласили возглавить факультет балетной программы в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы . [ 22 ]
Признанный как талантливый хореограф, Верди после 1965 года поставил множество постановок для американских и европейских балетных трупп. Она также получила международную известность как преподаватель балетной техники. На своих занятиях и тренировках она подчеркивала радость танца, а не суровость рутины, хотя и сохраняла чистоту своих технических инструкций. [ 23 ]
Среди трупп, в которых она принимала участие в преподавательской резиденции, были Лондонский Королевский балет, Балет Парижской оперы, Австралийский балет, Датский королевский балет, Театр Ла Скала, Штутгартский балет, Гамбургский балет, Баварский государственный балет в Мюнхене и Большой балет в Москве, [ 24 ] где она стала первым иностранным учителем, приглашенным после революции 1917 года. [ 8 ] В 2008 году Школа американского балета объявила, что Верди станет их первым и поначалу единственным постоянным приглашенным учителем. [ 8 ]
Верди умер в Блумингтоне, штат Индиана , 8 февраля 2016 года после непродолжительной болезни. [ 5 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Верди был удостоен множества наград и наград, в том числе премии журнала Dance Magazine 1968 года , премии Школы американского балета за художественные достижения 2003 года, золотой медали Гран-при 2005 года на Международном фестивале балета в Майами и премии Ирен Лидовой за выдающиеся достижения в 2007 году. от Ballet2000, международного танцевального журнала. Она получила степень доктора гуманитарных наук в Скидмор-колледже (1972 г.) и доктора гуманитарных наук в колледже Гоучер (1987 г.) и Бостонской консерватории (1997 г.). Две награды были удостоены французского правительства. В 1973 году, во время своей исполнительской карьеры, она была удостоена звания Кавалера Ордена искусств и литературы ; тридцать пять лет спустя она была удостоена звания рыцаря Франции Почетного легиона , врученного в 2008 году. [ 3 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Жизель, или Вилисы. С иллюстрациями Марсии Браун. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1970. Книга для детей.
- Жизель, роль на всю жизнь. Нью-Йорк: Марсель Деккер, 1977. Включает текст сценария балета, адаптированный из Теофиля Готье.
- «Виолетта Верди в Большом театре». Ballet Review 15 (лето 1987 г.) 15–38.
- Мемуары Виолетты Верди из книги « Я помню Баланчина», составленные Фрэнсисом Мейсоном. Нью-Йорк: Даблдей, 1991), стр. 424–430.
- О лебедях, сахарных сливах и атласных глотках: балетные истории для детей. С иллюстрациями Марсии Браун. Нью-Йорк: Схоластик, 1991.
- Предисловие к Начало занятий балетом: руководство для родителей по танцевальному образованию» книге Анны Паскевской « . Нью-Йорк: Dance Publishing / Oxford University Press, 1997.
- Рудольф Нуриев в Париже. Париж: Éditions de la Martiniere, 2003. На французском языке.
Избранная видеосъемка
[ редактировать ]- Виолетта: Жизнь в танце. Бостон: WGBH-TV, 1982. Документальный фильм Службы общественного вещания о ее жизни и работе.
- Виолетта и мистер Б. Пэрис: Films du Prieure, 2008. Документальный фильм (2001) Доминика Делуша на французском языке с английскими субтитрами. Верди тренирует танцоров балета Парижской оперы в ролях, созданных для нее в New York City Ballet. Включены отрывки из «Изумрудов» Баланчина, «Либеслидер-вальцер», «Сонатины», па -де-де Чайковского Роббинса . , а также из «Танцев на сборе» и «Ночью»
- Виолетта Верди: преподаватель-художник в институте Чаутокуа. Video Artists International, 2009. Документальный фильм, посвященный работе Верди со студентами Школы танца Чатокуа, режиссеры Жан-Пьер Боннефу и Патрисия МакБрайд. Верди вспоминает самые яркие моменты из своей жизни и карьеры. Включает редкие видеоклипы выступлений.
- Нью-Йоркский городской балет в Монреале, Vol. 1. Video Artists International, 2014. Телепередачи Радио Канады, 1958–1960 гг. Баланчина Включает полное исполнение «Орфея» с Николасом Магалланесом, Виолеттой Верди, Франсиско Монсионом и другими.
- Нью-Йоркский городской балет в Монреале, Vol. 2. Video Artists International, 2014. Телепередачи Радио Канады, 1958–1960 гг. » Баланчина Включает полное исполнение «Агона с Дианой Адамс, Виолеттой Верди, Джилланой, Франсией Рассел, Тоддом Болендером, Артуром Митчеллом, Ричардом Рэппом, Роем Тобиасом и другими.
Под эгидой Видеоархива Фонда Джорджа Баланчина Верди принял участие в записи шести тренировок для Архива переводчиков, в которых участвуют создатели важных ролей Баланчина, обучающие и тренирующие роли с современными танцорами. Вместе с Конрадом Ладлоу ее можно увидеть тренирующей па-де-де Чайковского (оригинальная версия, 1960), главные роли в «Изумрудах» и па-де-де из дивертисмента во втором акте «Сна в летнюю ночь». С Хельги Томассоном она была записана как тренер главных ролей в «Источнике» , а с Жаном-Пьером Боннефу — отрывками из «Вальцерской песни» и «Сонатины». Мастер-записи хранятся в танцевальном отделе Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств, а копии доступны для исследовательских хранилищ по всему миру. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виктория Хакенпалер, «Верди, Виолетта», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том 6, стр. 327-329).
- ^ Виолетт Верди, биография преподавателя Музыкальной школы Джейкобса, Университет Индианы. http://infor/music/indiana.edu/facultuy/current/verdy-violette.shtml [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Музыкальная школа Джейкобса, новый выпуск, 3 февраля 2009 г.
- ^ Доминик Делуш и Флоранс Пудру, Виолетта Верди (Пантен, Франция: Национальный центр танца, 2008). Биография на французском языке.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кисельгофф, Анна (9 февраля 2016 г.). «Виолетта Верди, «театральная» звезда городского балета Баланчина, умерла в возрасте 82 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ Виктория Хакенпалер, Балерина: Биография Виолетты Верди (Нью-Йорк: Audience Arts, 1978).
- ^ База данных фильмов в Интернете, Балерина мечты. http://imdb.com . Проверено 12 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Виолетта Верди, балерина - некролог» , The Telegraph , 10 февраля 2016 г. , дата обращения 11 февраля 2016 г.
- ^ Музыкальная школа Джейкобса, пресс-релиз, 3 февраля 2009 г. http://info.music.indiana.edu.new/page/print/9826.html [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Хукенпахлер, «Верди, Виолетта» (1998), с. 328.
- ^ Нэнси Рейнольдс и Малкольм МакКормак, Никаких фиксированных точек: танец в двадцатом веке (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2003), стр. 287.
- ^ Фонд Джорджа Баланчина, Каталог Баланчина, «Виолетта Верди», http://www.blanchine.org/balanchine [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Дебра Крейн и Джудит Макрелл, «Верди, Виолетта», в Оксфордском танцевальном словаре (Oxford University Press, 2000).
- ^ Мэри Эллен Хант, «Как это сделано: сверкающая скорость», журнал Pointe Magazine (февраль – март 2013 г.). Описательный анализ Па-де-де Чайковского с комментариями Виолетты Верди. http://pointemagazine.com . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Дебора Джоуитт, Джером Роббинс: Его жизнь, его театр, его танец (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 2004), стр. 386).
- ^ Нэнси Рейнольдс, Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета (Нью-Йорк: Dial Press, 1977), стр. 191.
- ↑ Музыкальная школа Джейкобса, пресс-релиз, 3 февраля 2009 г.
- ^ Уолтер Терри, «Виолетта Верди: сможет ли она восстановить славу балета Парижской оперы?» Альбом для вырезок танцев, New York Times (30 января 1977 г.).
- ^ «Виолетта Верди (1933 – 2016)» . Национальная опера Парижа .
- ^ Фрэнсис Мейсон, «Парижская опера: разговор с Виолеттой Верди». Ballet Review 14 (осень 1986 г.), 23–30.
- ^ История , Boston Ballet, заархивировано из оригинала 22 января 2016 года , получено 12 февраля 2016 года.
- ^ Виолетт Верди , Университет Индианы , получено 12 февраля 2016 г.
- ^ Барбара Ньюман, Грейс под давлением: Танцы во времени (Лондон: Dance Books и Нью-Йорк: Proscenium Publishers, 2003).
- ^ Игорь Юскевич, Афиша Нью-Йоркского международного конкурса артистов балета, воскресный вечер, 26 июня 2005 г., в честь Виолетты Верди (Нью-Йорк: Линкольн-центр, 2005).
- ^ Видеоархив Фонда Джорджа Баланчина, http://www.balanchine.org/balanchine/03/gbfvideoarchives.html . Проверено 14 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1933 рождения
- смертей в 2016 г.
- Французские балерины
- Французские хореографы
- французские школьные учителя
- Французские ученые
- Художественные руководители балета Парижской оперы
- Солисты Нью-Йоркского балета
- Факультет Школы американского балета
- Факультет музыкальной школы Джейкобса
- Лауреаты премии факультета Мэй Л. Вин
- Рыцари Ордена Искусств и литературы
- Рыцари Почетного легиона
- Выпускники музыкальной школы Джейкобса
- Выпускники Университета Индианы в Блумингтоне
- Люди из Пон-л'Аббе
- Люди из Блумингтона, Индиана
- Французские писательницы XX века.
- Французские писательницы XXI века
- французские детские писатели
- Французские детские писательницы.
- Французские автобиографы
- французские писатели-публицисты
- Авторы танцев