Концерт для скрипки с оркестром (Стравинский)

Игоря Стравинского — Концерт для скрипки с оркестром ре мажор неоклассический скрипичный концерт в четырёх частях , написанный летом 1931 года, премьера которого состоялась 23 октября 1931 года. Он длится примерно двадцать минут.
использовал ее Джордж Баланчин в качестве музыки для двух балетов.
История
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]Концерт для скрипки с оркестром был написан по заказу Блэра Фэйрчайлда , американского композитора, дипломата и покровителя молодого польского скрипача Сэмюэля Душкина . [1]
Вилли Стрекер из B. Schotts Söhne , в то время музыкального издателя Стравинского (а также друга Душкина), попросил Стравинского сочинить для Душкина концерт. Хотя Стравинский сопротивлялся, сославшись на незнание инструмента, Стрекер заверил композитора, что Душкин проконсультируется по техническим вопросам. [2] Стравинский отметил в своей автобиографии, что доступность Душкина для такого совета была фактором, повлиявшим на его создание Скрипичного концерта. [3] Он также запросил мнение композитора и альтиста Пауля Хиндемита , который развеял опасения Стравинского, предположив, что его незнание инструмента может помочь ему открыть новые возможности. Стравинский встретился с Душкиным в резиденции Стрекера в Висбадене и решил действовать.
Состав
[ редактировать ]
В начале композиционного процесса Стравинский придумал аккорд, простирающийся от D 4 до E 5 и A 6 . Однажды, когда они с Душкиным обедали в парижском ресторане, он, к разочарованию Стравинского, нарисовал аккорд на салфетке для скрипача, который счел аккорд неиграемым. Однако, вернувшись домой, Душкин попробовал это на своей скрипке и с удивлением обнаружил, что играть на ней на самом деле довольно легко. Он немедленно позвонил Стравинскому и сказал, что ее все-таки можно сыграть. Позже композитор назвал этот аккорд своим «паспортом на Концерт». [4]
Стравинский начал набрасывать Концерт в Париже в начале 1931 года, а всерьез сочинение началось в Ницце , где были закончены первые две части и началась третья. Летом Стравинский переехал в Замок Вероньер в Вореппе в Изере , где завершил третью часть и написал всю четвертую. [5]
Рукописи датированы 20 мая 1931 года для первых двух частей и 10 июня 1931 года для третьей, все в Ницце, дата четвертой не указана. Полная оркестровая партитура подписана и датирована «Вореп (Изер) ла Вироньер, 13/25. Сентябрь 1931 года». [2]
Хотя Стравинский сказал своему издателю, что хочет написать «настоящий виртуозный концерт», « текстура всегда более характерна для камерной музыки , чем для оркестровой». [6] Он также заметил: «Я не сочинил каденцию не потому, что меня не заботило использование виртуозности скрипки, а потому, что скрипка в сочетании была моим настоящим интересом. Но виртуозность сама по себе играет лишь небольшую роль в моем Концерте, и технические требования к произведению относительно умеренные». [7]
Спектакли
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась 23 октября 1931 года в Берлине в эфире , где Душкин играл на скрипке, а Симфонический оркестр Берлинского радио дирижировал самим Стравинским. Душкин также дал первое исполнение произведения в США в январе 1932 года, когда Серж Кусевицкий дирижировал Бостонским симфоническим оркестром . Он также сделал первую запись произведения в 1935 году, когда Стравинский дирижировал Оркестром Ламуре .
Движения
[ редактировать ]Концерт для скрипки состоит из четырех частей:
- Тронутый
- Ария I
- Ария II
- каприз
Обычное исполнение концерта длится около 20 минут.
Инструментарий
[ редактировать ]Помимо скрипки соло, в партитуре присутствуют: пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета в A/B ♭ , кларнет ми-бемоль (удвоение третьего кларнета в ля), 3 фагота (третий дублирующий контрфагот ). , 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба , литавры , большой барабан и струнные .
Балет
[ редактировать ]Концерт был поставлен Джорджем Баланчиным в роли Балюстрада в 1941 году. Премьера состоялась 22 января 1941 года в труппе полковника де Базиля Original Ballet Russe . В 1972 году Баланчин создал на эту музыку новый балет под названием «Концерт для скрипки» , который с тех пор был переименован в «Концерт для скрипки Стравинского» . Премьера состоялась в 1972 году труппой New York City Ballet в Государственном театре Нью-Йорка в рамках Фестиваля Стравинского . [8]
См. также
[ редактировать ]Дискография
[ редактировать ]Сам Стравинский дважды записывал произведение:
- Стравинский: Концерт ре мажор. Самуил Душкин (скрипка), Концертный оркестр Ламуре, Игорь Стравинский (дирижер). Записано в Париже, 1935 год. Запись, 78 об/мин, 3 диска. Brunswick Polydor BP-1 (комплект); Brunswick Polydor 95500, 95001, 95002 (ручная последовательность); 95003, 95004, 95005 (автоматическая последовательность); номера матрицы 771 GEP, 772 GEP, 768 GEP, 767 GEP, 769 GEP и 770 GEP. [Чикаго?]: Брансуик Полидор, [1938 или 1939].
- Переиздан как альбом Vox 173 (Vox 12014, 12015, 12016, автоматическая последовательность). Нью-Йорк: Вокс, 1947.
- Стравинского Переиздан на пластинке вместе с Концертом для двух фортепиано (Вера Эпплтон и Майкл Филд, фортепиано), Нью-Йорк: Vox, [ок. 1950–59].
- Переизданный в составе набора из 5 компакт-дисков, Игорь Стравинский играет Игоря Стравинского . Vogue 665002 (VG 665 665002/1, VG 665 665002/2, VG 665 665002/3, VG 665 665002/4, VG 665 665002/5). [Франция]: Vogue, 1991.
- Переиздано на компакт-диске как часть книги «Стравинский дирижирует Стравинский: L'histoire du солдата» ; Пульчинелла (отрывки); Концерт для скрипки с оркестром; Игра в карты . Биддульф WHL 037. [Франция?]: Биддульф, 1997.
- Переиздан на компакт-диске как часть Early Concerto Recordings 1934–1943 . Юбилейное издание. Комплект из 5 дисков. Deutsche Grammophon 459 065-2 (Концерт Стравинского на диске 459 002-2) Deutsche Grammophon: Гамбург: Deutsche Grammophon, 1998.
- Игорь Стравинский: Концерт ре мажор для скрипки с оркестром, Симфония в трёх частях . Исаак Штерн (скрипка), Симфонический оркестр Колумбии, Игорь Стравинский (дирижер). Записано 12 февраля 1961 года. Запись LP, 12 дюймов, стерео. Стравинский дирижирует Стравинским. Columbia Masterworks ML 5731 (моно), MS 6331 (стерео). [Нью-Йорк]: Колумбия, 1962. Также как CBS 72038. [Англия]: CBS, без даты.
- Переиздан на пластинке в новом сочетании с Концертом ре мажор для струнного оркестра и Одой . CBS 74053. [Франкфурт-на-Майне]: CBS, 1981. Этот же диск также входит в набор из двух пластинок: Игорь Стравинский: The Recorded Legacy 3: Фортепиано (клавир) и оркестр, Скрипка (скрипка, Гейге) и оркестр . На втором диске: Каприччио для фортепиано с оркестром ; Концерт для фортепиано и духового оркестра; Части для фортепиано с оркестром. Шедевры CBS 79241. [Франкфурт-на-Майне]: CBC Masterworks, 1981. CBS Masterworks GM31/LXX36940; CBS Masterworks [Нью-Йорк]: CBS Masterworks, 1981.
- Переиздан на компакт-диске как часть книги «Исаак Штерн, жизнь в музыке, версия 12: артист-лауреат». Sony Classical SMK 64 505. С Джорджем Рохбергом: Концерт для скрипки с оркестром (Питтсбургский симфонический оркестр, Андре Превен, дирижер). Нью-Йорк: Sony Classical, 1995.
- Переиздано на компакт-диске, Stravinsky Edition, vol. 5. Sony Classical SMK 46295 В комплекте: Концерт для фортепиано и духовых инструментов, Каприччио для фортепиано с оркестром (оба с Филиппом Энтремоном , фортепиано), Части для фортепиано с оркестром ( Чарльз Розен , фортепиано). [Великобритания]: Sony Classical, 1991. Этот же диск переиздан в составе набора из 22 дисков « Сочинения Игоря Стравинского» . Диск 10: Концерты. Sony Classical 88697103112-10; [Нью-Йорк]: Sony Classical, 2007.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стравинский и Ремесло 1963 , 79.
- ^ Jump up to: а б Уайт 1979 , 368.
- ^ Стравинский 1962 , 165.
- ^ Душкин 1949 , 182.
- ^ Уайт 1979 , 369.
- ^ В. Стравинский и Ремесло 1978 , 306.
- ^ Стравинский и Ремесло 1963 , 80.
- ^ Анон. нд .
Источники
- Анон. (без даты). « Скрипичный концерт Стравинского » . Нью-Йоркский городской балет .
- Душкин, Самуил . 1949. «Работа со Стравинским». В Стравинском , составлено Мерлом Армитиджем , под редакцией Эдвина Корла , 179–192. Книга Мерла Армитиджа. Нью-Йорк: Дуэлл, Слоан и Пирс. Перепечатано, Фрипорт, Нью-Йорк: Books for Libraries Press, 1969.
- Стравинский, Игорь. 1962. Автобиография. Нью-Йорк: WW Нортон.
- Стравинский, Игорь и Роберт Крафт . 1963. Диалоги и дневник . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей.
- Стравинский, Вера и Роберт Крафт. 1978. Стравинский в картинках и документах . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , 2-е издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03985-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роджерс, Линн. 1995. «Разрыв Стравинского с контрапунктической традицией: эскизное исследование». Журнал музыковедения 13, вып. 4 (осень): 476–507.
- Роджерс, Линн. 1999. «Переосмысление формы: одиннадцатичасовая редакция Стравинским третьей части его скрипичного концерта». Журнал музыковедения 17, вып. 2 (Весна): 272–303.
- Напрягись, Эстель. и Балюстрада . Персональная страница Эстель Суш (по состоянию на 16 марта 2012 г.).
- «Игорь Федорович Стравинский, Концерт ре мажор для скрипки с оркестром» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 7 января 2007 г.
- Стейнберг, Майкл . 1998. Концерт: Путеводитель для слушателя , 468–472. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510330-4 (ткань); ISBN 978-0-19-513931-0 (пбк)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром (Стравинский) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Лекция на YouTube , доктор Роуз Т. Брекенридж ( Кливлендский оркестр )
- Анимированная партитура (редакция фортепиано + скрипка) на YouTube, Ицхак Перлман (скрипка), Бостонский симфонический оркестр , Сейджи Одзава (дирижер)