Ода (Стравинский)
Ода: Элегическое песнопение в трех частях (памяти Натальи Кусевицкой) — оркестровое произведение 1943 года, написанное Игорем Стравинским . До завершения рабочее название партитуры было «Триады» . [1]
История
[ редактировать ]В феврале 1943 года по личному настоянию Орсона Уэллса Стравинский начал работу над недолговечным проектом по написанию музыки для фильма « 20th Century Fox студии Джейн Эйр» . Он скопировал ряд мелодий, выбранных из американского сборника британских народных песен начала XIX века, и начал делать заметки по сценарию фильма. В результате возникла фоновая музыка для сцены охоты в фильме, в которую был включен скетч, который композитор назвал «Песня для Бесси». После того, как Бернард Херрманн заменил его в «Джейн Эйр» , Стравинский переработал эту музыку в то, что в конечном итоге стало «Эклогой» к Оде . [2] [3] Во время посещения Нью-Йорка в апреле того же года Серж Кусевицкий вручил композитору заказ на новое оркестровое произведение в память о его жене Наталье. Гонорар Стравинского будет оплачен недавно созданным дирижерским фондом Кусевицкого . [4] Партитура была завершена в июле 1943 года. [5]
Готовую Оду Стравинский отправил Кусевицкому 9 июля. Первую часть музыки он охарактеризовал как «похвалу усопшим», а ее центральную часть — как «concert champêtre, t[hat] i[s], музыку в сердце природа, принцип, который [ваша жена] защищала с такой страстью и который вы так блестяще реализовали в Тэнглвуде ». О заключительной «Эпитафии» композитор сказал, что это «надгробная надпись... которая завершит мою песню в память об ушедших». 21 июля Кусевицкий ответил, что он «глубоко тронут и благодарен» за музыку. [6]
За две недели до дебюта партитуры Стравинский заверил Кусевицкого, что партитура и партии, которые он прислал для « Оды», были им «тщательно исправлены». [7] Тем не менее от его внимания ускользнул ряд ошибок, допущенных переписчиками нот и самим композитором. [8] Получающаяся «легкая какофония» [9] Услышанный в заключительные моменты мировой премьеры 8 октября, как отметила его жена Вера , Стравинский почувствовал себя «грустно, потому что [он] был плохо сыгран». [10] Хотя он обильно извинялся перед Кусевицким наедине за свою «смехотворную невнимательность» при корректуре « Оды» , [11] Стравинский никогда публично не признавал своей вины в неудачной премьере. [12]
Балет
[ редактировать ]Ода была поставлена как балет Лоркой Мясином (сыном Леонида ). Премьера состоялась 23 июня 1972 года в рамках New York City Ballet в Фестиваля Стравинского Государственном театре Нью-Йорка , Линкольн-центр . [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934–1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 148. ИСБН 0-375-40752-9 .
- ^ Уолш 2006 , с. 144
- ^ Слим, Х. Колин (2019). Стравинский в Америке: трансатлантические туры и внутренние экскурсии из военного Лос-Анджелеса (1925–1945) . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 246–247. ISBN 9780520299924 .
- ^ Уолш 2006 , с. 147
- ^ Уолш 2006 , с. 150
- ^ Юзефович, Виктор; Косталевский, Марина (2002). «Хроника недружбы: письма Стравинского и Кусевицкого». Музыкальный ежеквартальный журнал . 86 (4): 750–885. дои : 10.1093/musqtl/gdg026 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 3600975 .
- ^ Юзефович и Косталевский 2002 , с. 811
- ^ Уолш 2006 , с. 149
- ^ Уолш 2006 , с. 149
- ^ Слим 2019 , с. 249
- ^ Юзефович и Косталевский 2002 , с. 814
- ^ Слим 2019 , с. 250
- ↑ «Танец: Баланчин и Роббинс выходят на сцену» Клайва Барнса , The New York Times , 24 июня 1972 г.