Jump to content

Иранское Просвещение

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иранское Просвещение [ 1 ] ( персидский : روشنگری ایرانی ), иногда называемый первым поколением интеллектуальных движений в Иране ( персидский : نسل اول جنبش های روشنفکری در ایران ), принес новые идеи в традиционное иранское общество из середины девятнадцатого – начала двадцатого века. Во время правления династии Каджаров , и особенно после поражения Ирана в войне с Российской империей , культурные обмены привели к формированию новых идей среди образованного класса Ирана. Основание Дар уль-Фонун , первого современного университета в Иране и приезд иностранных профессоров заставили мысли европейских мыслителей проникнуть в Иран, после чего появились первые признаки просвещения и интеллектуальных движений в Иране.

В этот период формировались интеллектуальные группы в тайных обществах и тайных объединениях. Мирзы Малкам-хана В число этих тайных обществ входили «Фарамош Хане» (основанные на масонских ложах) . [ 2 ] ), Анджоман-э Оховат , Общество Человечества и Ассоциация Мохадарат Ватан . Эти группы распространяли свои идеи путем распространения листовок и газет. Эти тайные общества подчеркивали необходимость реформирования земельной и административной системы и уменьшения роли духовенства в обществе, а также ограничения правителей в рамках закона. [ нужна ссылка ]

Светские иранские мыслители основывали свою работу на противостоянии религиозным традициям. Они столкнулись с шиитским исламом , который, с одной стороны, был перемешан с суевериями, а с другой, по мнению Али Акбара Велаяти, строгость и интеллектуальная предвзятость некоторых религиозных людей вызвали интеллектуально-научный упадок. [ 3 ]

Среди мыслителей этого периода были Мирза Малкам Хан , Мирза Абдул Рахим Талыбов , Мирза Фатали Ахундов , Ирадж Мирза , Мирзаде Эшги , Ареф Казвини , Мирза Хасан Рошдие , Мирза Ага Хан Кермани , Хасан Такызаде , Амир Кабир и Хайдар Хан Амо-оглы. . Большинство этих интеллектуалов выражали свои мысли через поэзию и художественную литературу, простые истории и притчи, которые были легко понятны людям и способствовали распространению Просвещения по всему Ирану.

Первое поколение интеллектуалов в Иране вышло за пределы страны и оказало влияние на соседние страны, такие как Афганистан , и арабский мир, такой как Египет . Такие люди, как Джамаль ад-Дин аль-Афгани, сотрудничали с большинством великих мыслителей того периода из Ирана. [ 4 ]

После поражения Ирана в войне 1826–1828 с Россией для образованного класса стала очевидна военная, научная и экономическая отсталость Ирана. В результате ряд франкоязычных принцев, студентов и грамотных людей отправились в 1843 году во Францию ​​на учебу. Среди них был ряд великих мыслителей, таких как Мирза Малкам Хан и Абдул Рахим Талыбов . [ 5 ]

Одной из важнейших иранских фигур, повлиявших на иранское интеллектуальное движение, был Мирза Фатали Ахундов . Уроженец Тебриза, но житель Грузии, России, он, тем не менее, написал важные книги на персидском языке, в том числе «Мукатебат [ фа ] » . Эту книгу можно считать захватывающим заявлением против иранских традиций эпохи Каджаров . [ 6 ]

Экономика

[ редактировать ]

Экономика эпохи Каджаров пострадала от конфликтов после падения династии Сефевидов . Из-за волнений в правительствах Сефевидов и Каджаров экономика Ирана рухнула. Каджары унаследовали страну, экономика которой долгое время основывалась на земле и сельском хозяйстве. Каджары стремились стабилизировать экономику и расширить промышленность и ковроткачество, торговлю и ограничить внешнюю торговлю и продукцию животноводства. Экономическое положение Ирана после правления Фатх Али Шаха Каджара стало феодальным из-за возвышения князей Каджаров по всему Ирану. [ 7 ]

Наряду с этой феодальной экономикой возрастающее влияние колониальных и империалистических компаний, таких как Ост-Индская компания, [ 8 ] в Иране вызвал полный экономический коллапс во время правления Нассер ад-Дина Шаха Каджара . [ 9 ] Если губернатор мог зарабатывать сто томанов в год за счет казнокрадства, то простой рабочий получал один томан в месяц плюс буханку хлеба. Некоторые крупные феодалы и крупные зажиточные люди, используя свое положение и политическое влияние, приобретали крупные сельскохозяйственные поместья. Принц Мас'уд Мирза Зелл-е Солтан захватил весь Исфахан и его окрестности, отравив и убив исфаханских капиталистов и захватив их собственность. [ 10 ]

Все эти тяжелые экономические условия ухудшили взгляд людей на науку и просвещение, поэтому период Каджара, особенно со времен Нассер ад-Дин Шаха, стал серьезным препятствием для науки в Иране. [ 11 ]

Влияние французского Просвещения

[ редактировать ]

Поскольку в Каджарском Иране не было основы для создания интеллектуального общества, ранние мыслители последовали примеру своих французских коллег. В этот период иранские интеллектуалы обращали внимание на Францию. Франция была базой для обучения и проживания иранцев, поскольку она не имела прямого участия в событиях в Иране и была серьезным соперником британского колониализма . [ 12 ] С этого времени и до эпохи Мохаммада Реза-шаха Пехлеви знание французского языка было одним из требований иранского образованного класса, и фактически французский язык занял традиционное место арабского языка в качестве специализированного языка студентов. Почти все произведения западной литературы, философии и истории были переведены на персидский язык через французский язык. [ 13 ]

Из-за этого многие интеллектуальные обычаи в Каджарском Иране были вдохновлены французами, включая традицию открытия салонов . Тайные общества в основном формировались в домах богатых князей, интересующихся наукой. Постепенно в эти тайные общества были привлечены многие люди, придерживавшиеся разных политических идеологий. В 1859 году произведения Вольтера , одного из самых известных французских философов эпохи Просвещения, были впервые переведены на персидский язык Джалал ад-Дином Мирзой Каджаром , вольнодумным принцем. [ 14 ]

Джалал ад-Дин Мирза, сам студент, который в 1843 году отправился во Францию, чтобы учиться у Амира Кабира , познакомился там с западной философией и после долгих усилий перевел произведения Вольтера на персидский язык. Он подарил рукопись Нассер ад-Дин Шаху . [ 15 ] Через некоторое время книги Вольтера стали доступны образованному классу общества. Одним из значимых факторов роста иранского интеллектуального движения стал перевод произведений западных философов и, прежде всего, Вольтера. [ 14 ]

Керман , Горган , Тебриз и Йезд были важными центрами этого периода. [ 16 ] По разным причинам эти города не пострадали от социально-экономических потерь, понесенных остальной частью Ирана. Керман из-за поддержки последнего оставшегося в живых представителя династии Занд ( Лотфали-хана Занда ) был разгневан Агамом Мохаммад-ханом Каджаром . Его преемники пытались восстановить город и успокоить людей, отправив таких правителей, как Мохаммад Исмаил Хан Нури, Вакиль аль-Мульк и Ибрагим Хан , а также забыть прошлое, возведя такие произведения, как коллекция Эбрагим Хана. [ 17 ] По этой причине Керман стал городом науки, и многие великие мыслители того периода, такие как Мирза Ака Хан Кермани, были выходцами из этого города. [ 18 ]

Горган находился под контролем Сардара Рафи Янесари В этот период и его семьи. Сардар Рафи решил модернизировать Горган, потому что он происходил из творческой и научной семьи и путешествовал по большим городам, таким как Санкт-Петербург . [ нужна ссылка ] Чтобы осуществить эту мечту, Сардар Рафи пригласил европейских востоковедов исследовать Горган и его окрестности. Первые раскопки были проведены около 1900 года под искусственным холмом недалеко от города Горган, где была обнаружена Астарабадская сокровищница. Эксперты полагают, что некоторые предметы в сокровищнице, очень похожие на находки Тепе Хисара , относятся к третьему тысячелетию до нашей эры и почти 5000 лет назад. С тех пор Горган стал одним из любимых центров востоковедов и, как следствие, стал причиной прихода в Горган современной науки. [ 19 ] Сардар Рафи очень интересовался древней историей Ирана и хотел вновь представить древние ценности Ирана. [ 20 ]

Йезд был и остается зороастрийским центром Ирана. В городе имелся монетный двор и библиотека. Благодаря инвестициям великих капиталистов Ирана того времени, Кейхосрова Шахроха и Джамшида Бахмана Джамшидиана , а также инвесторов- парсов , включая Джамсетджи Тата , этот город за короткий период добился большого прогресса и даже превзошел Тегеран. [ 21 ]

Тебриз стал одним из важнейших центров этого периода благодаря своим торговым путям в Россию и Османскую империю . , Тебриз был вторым по численности населения городом в стране с населением 240 000 человек в начале двадцатого века По словам Бартольда . [ 22 ] Накануне конституционной революции через Тебриз проходило 15% экспорта страны и 25% импорта страны. Купцы Тебриза познакомились с современностью во время своих путешествий в Россию и Османскую империю, и некоторые из них считались интеллектуалами. Следовательно, они призвали к созданию консультативной и основанной на законе политической структуры. В Тебризе сформировался класс конституционалистов и антимонархистов-интеллигентов, возглавляемый несколькими учителями, священнослужителями и торговцами. Тебриз имел две телеграфные линии с Тегераном; один принадлежал государству, а другой принадлежал Индоевропейской телеграфной компании. Поэтому жители Тебриза всегда были в курсе событий в столице очень оперативно. Накануне конституционной революции большое количество иранцев , особенно азербайджанцев , мигрировали на Кавказ в поисках работы. Многие из них находились под влиянием русской революции 1905 года и обратились к радикальным идеям. Таким образом, социал-демократические тенденции были широко распространены в регионе и сформировали конституционалистские ядра, такие как Социал-демократическая партия и Азербайджанское областное объединение. [ 23 ]

Реформы Амира Кабира

[ редактировать ]
Амир Кабир известен как «первый реформатор Ирана»

Амир Кабир стал премьер-министром Насера ​​ад-Дина Шаха Каджара в 1848 году. Он запустил план реформ в Иране, включая создание Дар уль-Фонун , создание газеты Vaqaye'-ye Ettefaqiyeh [ fa ] , религиозную реформу, [ 24 ] борьба с пытками, [ 25 ] и социальная реформа. Строительство Дар уль-Фунуна завершилось через два дня после смещения Амира Кабира, который приказал набрать профессоров из Европы. Приезд в Иран иностранных профессоров, таких как Якоб Эдуард Полак , Альфред Жан Батист Лемэр и Иоганн Луи Шлимер , и начало их работы в Университете Дар уль-Фонун принесли в Иран западную науку и культуру. [ 26 ] Мирза Малкам Хан , который в то время был послом Ирана в Великобритании, также вернулся в Иран, чтобы преподавать в Дар уль-Фонун. [ 27 ]

Амир Кабир внес значительный вклад в развитие персидского языка как современного средства массовой информации. [ 28 ] Газета Vaqaye'-ye Ettefaqiyeh стала первой современной иранской газетой, публикующей статьи мировых новостей, страницу событий, страницу для детей и подростков, а также перевод иностранных статей. После отстранения Амира Кабира руководство перешло в другие руки, но до тех пор, пока газету не запретили, цензуры в статьях и новостях не было. [ 29 ]

У Амира Кабира было много проблем с улемами во время его пребывания на посту премьер-министра. Они раскритиковали Амира Кабира за открытие Дар аль-Фонун, утверждая, что преподавание таким же традиционным способом, как « Мактаб Хане », было лучшим способом. Хотя Амир Кабир был сыном повара и учился тайно, он ненавидел суеверия и злоупотребления улемов. [ 30 ] Когда Амир Кабир ограничил власть духовенства, Мирза Абдул-Касем Техрани выступил против него и искал убежища в храме Шаха Абдул-Азима . В ответ Амир Кабир напал на святыню и поместил Абдул-Касема Тегерани под домашний арест. [ 31 ]

Амир Кабир во время своего служения боролся со взяточничеством. Он приказал прекратить неисчислимые поступления и неразумные льготы, получаемые придворными и князьями от государственных учреждений. Он снизил жалованье короля до двух тысяч томанов в месяц. Он положил конец коррупции предыдущего премьер-министра Хаджи Мирзы Акаси . Он реорганизовал налоговое законодательство и скорректировал отчет о прибылях и убытках. Амир Кабир также конфисковал права у тех, кто не платил налоги. [ 32 ]

Присутствию Амира Кабира при дворе Насер ад-Дин Шаха всегда противостоял ряд родственников шаха, в том числе Малик Джахан Ханом , мать шаха, и Мирза Ака Хан Нури ; усилия этих людей в конечном итоге привели к смещению Амира Кабира с занимаемой должности. Некоторые придворные, которые считали, что он противоречит их собственным интересам, оклеветали притязания Амира Кабира на королевский сан. [ 33 ]

Амир Кабир был убит в субботу, 10 января 1852 года, в Финской бане в Кашане . [ 28 ]

Доконституционные интеллектуалы

[ редактировать ]
Могила Мирзы Фатали Ахундова в Тбилиси

Интеллектуальным фоном многих мыслителей этого периода являются работы трех философов и писателей по имени Мирза Фатали Ахундов , Мирза Абдул Рахим Талибов Тебризи и Юсуф Хан Мосташар ад-Доулех . Эти три мыслителя пользовались большим влиянием среди своих современников своими работами по национализму, секуляризму и конституционализму. [ 34 ]

Ахундов наиболее известен как первый теоретик иранского национализма . [ 35 ] Он считает, что быть иранцем не является частью ирано-исламской культуры, а быть частью иранской нации и верным родине. [ 36 ] Одной из величайших работ Ахундова является его трактат «Мукатебат [ фа , в котором он изложил свою противоречивую теорию либертарианства. Для Ахундова либертарианство означало, что каждый человек, приходящий в мир, должен пользоваться полной свободой. Полную свободу он считал состоящей из двух видов свободы: духовной свободы и физической свободы. Он считал, что религия отняла у народа духовную свободу. Что касается физической свободы, он считал, что авторитарные правительства отбирают ее у народа ради собственной выгоды. Он считал сумму этих двух духовных и телесных свобод полной свободой и говорил, что эти случаи в общих чертах объясняются в западных книгах. Он считал, что народы Азии были лишены полной свободы, полностью лишены пользования равенством и благами прав человека, и не могли понять этого лишения. [ 37 ]

Мирза Абдул Рахим Талыбов Тебризи был одним из интеллектуалов до конституционной революции в Иране, который, вслед за Ахундовым, в возрасте 55 лет начал писать работы по социальной, националистической и религиозной критике. За свою долгую жизнь Талыбов пережил период использования западной цивилизации, особенно Франции, в качестве модели политической, социальной и экономической жизни иранского народа. [ 38 ] Следовательно, одной из наиболее важных тем его работ было моделирование западной цивилизации и в то же время противодействие влиянию колониализма. Талыбов был наиболее известен своей знаменитой книгой « Книга Ахмеда [ фа ] » , в которой он был вдохновлен » Жан-Жака Руссо «Эмилем . В этой книге Талыбов преследовал две цели: во-первых, познакомить общество с новыми знаниями и науками; и во-вторых, институционализировать критический взгляд в обществе и особенно среди детей. Вопреки старой традиции воспитания, не допускавшей критики и полемики, Талыбов в своей книге старался поощрять расспросы и учить разговору с ребенком как единственный нормальный способ обращения с ребенком. [ 39 ] Талыбов очень интересовался национализмом и впервые среди иранцев нашел свободу в национализме и увидел концепцию национализма не на основе расизма, а на основе «знания собственной истории и прошлого». Талбов также считал всех людей, живших в Иране, наследниками культуры древнего Ирана. [ 40 ]

Юсуф Хан Мосташар ад-Доуле , известный среди иранских интеллектуалов первого и второго поколения как «угнетенный либертарианец», [ нужна ссылка ] является одним из пионеров и либертарианцев эпохи Нассер ад-Дин Шаха и автор знаменитой книги «Слово» [ фа ] . Слово известно как первый письменный документ начала современности в Иране. Оно было написано в 1868 году, почти за 36 лет до конституционной революции, в Париже. Мусташар ад-Даула, сам член Великой Орианской масонской ложи, [ 41 ] избранные статьи из французской конституции и Французской декларации прав человека и гражданства и пытались показать иранским священнослужителям и старейшинам, что эти законы не противоречат Корану. В книге был принят закон, согласно которому, по мнению Мосташара ад-Доула, король и нищий были равны. Слово в этом отношении очень светское. [ нужна ссылка ]

Мысли Мосташара ад-Доуле были несовместимы с темпераментом Насер ад-Дин Шаха, поэтому его постигла та же участь, которая постигла всех либертарианцев того времени. В 1891 году шах заковал его в цепи и заключил в тюрьму в особняке Рокния. Он находился в тюрьме один, и ему не разрешалось встречаться ни с кем, даже с другими заключенными Казвина. Его пытали в тюрьме, и он умер несколько лет спустя, в 1895 году. [ 42 ]

Изменения в иранской системе образования

[ редактировать ]
Хаджи-Мирза Хасан Рошди , педагог и журналист, известный как «отец современного иранского образования» [ 43 ]

Строительство школ нового стиля и распространение новых образовательных идей в Иране было одним из важнейших культурных событий, которое, несмотря на противодействие некоторых лиц и групп, было наконец принято в иранской культурной системе. [ 44 ]

Одним из первых основателей новых школ в Иране был Хаджи-Мирза Хасан Рошди , известный как «отец современного иранского образования». [ нужна ссылка ] Освоив новые методы обучения, помимо создания школ нового стиля, Рошди привнес в иранскую систему образования новые идеи, изменил способ чтения алфавита и написания различных книг для детей. Его поддерживали такие люди, как Фаррух Хан Амин ад-Даула и шейх Хади Наджмабади . Благодаря их поддержке и усилиям Рошди смог внести свой вклад в развитие системы образования и ее обобщение, а также продвинуть образовательный процесс к изменениям. [ 45 ]

Рошди построил в Тебризе восемь школ, семь из которых были разрушены священнослужителями. Но восьмая школа, построенная при поддержке Фаррух-хана Амин ад-Даула, осталась. Развитие, которое Рушди внес в иранскую систему образования, заключалось в том, что до него школы принадлежали аристократии и государственным чиновникам, а простым людям не разрешалось учиться в школах, вместо этого они должны были учиться в мактабах . Рошди построил школы для широкой публики. [ 46 ]

Постконституционные события в Иране

[ редактировать ]
Представители Первого Меджлиса

Конституционное движение сформировалось во время правления Мозаффар ад-Дин Шаха и включало в себя различные слои народа, предпринимателей, священнослужителей, крестьян и политиков. С подписанием конституции 1906 года Мозаффар ад-Дином Шахом в Иране была установлена ​​относительная свобода выражения мнений. Были проведены парламентские выборы и первый меджлис начал функционировать . Газеты и книги издавались с меньшей цензурой, и мыслители больше не видели опасности для своей жизни. С учреждением первого законодательного органа и принятием конституции разгорелся новый виток борьбы между сторонниками древней традиции и широким фронтом модернистов. [ 47 ] Фактически, с победой конституционалистского движения традиционная система была разрушена, а наличие современных концепций было перенесено из области мысли в социальные и политические реалии Ирана. [ 48 ]

Формирование Меджлиса стало большой переменой не только в Иране, но и на Ближнем Востоке. Это был первый случай, когда власть была разделена между разными людьми из разных классов на Ближнем Востоке. По словам иранского историка Мохаммада Амини, конституция 1906 года была признана в свое время светской конституцией. [ 49 ]

Формирование Социал-демократической партии и модернистские идеи

[ редактировать ]
Эмблема Социал-демократической партии

Формирование парламента привело к появлению и росту интеллектуальных идей, которые, возможно, были невозможны во время правления Насер ад-Дин Шаха , таких как секуляризм , модернизм и национализм. Эти идеи были выдвинуты в первый срок парламента одним из молодых политиков по имени Сейид Хасан Тагизаде . Тагизаде и его сторонники были известны своим экстремизмом, интеллектуализмом и западнизмом . Фракция меньшинства Тагизаде сформировала Социал-демократическую партию . [ 50 ]

Социал-демократическая партия была первой политической партией в современном понимании, возникшей в Иране и действовавшей в первые годы существования парламента. В партии было мало членов, и, возможно, она имела отделения лишь в нескольких городах. С другой стороны, социал-демократы помогли организовать социальную и антиавторитарную борьбу в Тегеране и были обвинены в нескольких террористических актах. В Гиляне и Азербайджане они подняли движение крестьян и ремесленников и организовали Тебризское сопротивление во время правления Мухаммеда Али Шаха. [ 51 ] Кроме того, социал-демократы были первой партией, которая представила четкую политическую, социальную и экономическую программу и подробно описала свою организационную форму в кодексе поведения. [ 52 ] Социал-демократы, в отличие от своих консервативных соперников из Партии умеренных социалистов , [ 53 ] призвал к радикальным реформам в Иране в стиле западных правительств. Они продемонстрировали свой экстремизм несколькими убийствами и политическими диверсиями, включая убийство Шоджи Низама Маранди и его сына Шоджи Лашкара и убийство Амина аль-Султана . [ 54 ]

Тагизаде сравнивают с Джорджем Дантоном с точки зрения его страстных речей и политических идей. [ 55 ] Тагизаде был одним из немногих интеллектуалов и политиков, активно участвовавших в иранской конституционной революции, который, помимо политической борьбы, участвовал в дискуссиях в области новой политической мысли и необходимости установления в Иране современной системы правления западного образца. [ 56 ] Тагизаде - противоречивая фигура в сфере мнений и практики эпохи Каджара. Он восхвалял научные достижения Запада в их различных аспектах и ​​считал безоговорочную капитуляцию перед западной цивилизацией решением, позволяющим положить конец отсталости Ирана. [ 57 ]

Повышение роли женщины в обществе

[ редактировать ]
Марьям Амид , известная как «первая известная иранская журналистка».

Женщины на долгие годы были лишены многих своих основных прав, но в ходе конституционного движения образовывались тайные и нетайные женские ассоциации. Целями этих ассоциаций были большая свобода женщин в обществе и гражданское равенство. В это время интеллектуальные мужчины-конституционалисты, такие как Мирзаде Эшги , Мохаммад-Таки Бахар , Ирадж Мирза и другие, также поддерживали движение за права женщин, особенно право на образование и отмену хиджаба. [ 58 ]

В то время, когда чтение и письмо были запрещены для женщин, а женские знания и исследования считались грехом, Марьям Амид в 1910 году сумела запустить один из первых иранских женских журналов под названием «Шокуфе» . Целью издания было познакомить женщин с литературными произведениями, суевериями, советами по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, а также попытаться поднять женский моральный дух. [ 59 ] Со временем тон журнала стал более резким, а его протесты против социальной ситуации - более явными, например, критика традиции замужества несовершеннолетних девочек и даже протест против вмешательства сверхдержав и поощрения национальной независимости. Одним из важнейших действий Амида как главного редактора « Шокуфе » стало выдвижение кандидатов-женщин на третьих парламентских выборах. [ 60 ]

Другая деятельность Марьям Амид включает создание школы для девочек. [ 61 ] создание Ассоциации Хеммат, [ 62 ] устранение суеверий и бойкота иностранных товаров, а также запрещение ввоза таких продуктов. [ 63 ]

Поэты и общественно-политические события

[ редактировать ]
Мирзаде Эшги , один из самых влиятельных поэтов конституционного движения

Важным влиянием конституционного движения было существование либертарианцев и мыслителей, принадлежащих к бедному или среднему классу общества. такие поэты, как Ареф Казвини , Мирзаде Эшги и Фаррохи Язди К этой категории относятся . Они резко критиковали угнетение народа. Среди богатых и аристократов были такие интеллектуалы, как Ирадж Мирза , который, несмотря на свое богатство, писал в газете. [ 64 ]

Этих либертарианцев сильно разозлили богатые аристократы, пришедшие к власти посредством коррупции и взяточничества. Основываясь на истории, которая, возможно, не соответствует действительности, Фаррохи Йезди сочинил стихотворение, критикующее Зейгама ад-Давлу Кашкаи , правителя Йезда, и в ответ Зейгам ад-Давла приказал зашить ему рот нитками и иголкой и бросить его в тюрьму. . [ 65 ]

Ареф Казвини всю свою жизнь прожил в бедности, но не прекращал сочинять стихи, пока не умер от болезни. «Стон заточенной птицы», одно из самых известных его произведений, имеет либеральный аспект и призывает людей сопротивляться до победы. [ 66 ]

Мирзаде Эшги был очень влиятельным поэтом, писателем, журналистом и драматургом, который всегда поддерживал либеральные идеи. Он написал одну из первых иранских опер « Воскрешение шахриаров Ирана» . [ 67 ] Мирзаде Эшги также был одним из первых и самых выдающихся интеллектуалов конституционного периода, защищавших права женщин, а также свободу и присутствие женщин в обществе. Он критиковал низкие права женщин и считал, что хиджаб — бесполезное наследие прошлого. [ 68 ]

Ирадж Мирза был образован и имел политические убеждения, противоположные широкой общественности и политикам, поэтому он не занимался политической деятельностью, время от времени писал стихи и делал карьеру в правительстве и журналистике. [ 69 ] Но во время конституционного движения он начал сочинять стихи в поддержку народа. Будучи принцем, Ирадж Мирза критиковал Мухаммеда Али Шаха и Ахмад Шаха. [ 70 ] Он был политически консервативным в той степени, в которой не наносил ущерба своим собственным интересам; в то же время у него были патриотические и националистические идеи. [ 71 ]

Мирза Малкам Хан и масонство

[ редактировать ]
Мирза Малкам Хан , известный как «отец иранского Просвещения».

Мирза Малкам Хан известен среди современных иранских писателей, ученых и интеллектуалов как «отец иранского Просвещения». [ 72 ] Мирза Малкам Хан — одна из самых ярких фигур первого поколения иранских интеллектуалов, чья политическая мысль в конечном итоге привела к победе конституционалистов и созданию парламента. Сохранились записи Мирзы Фатли Ахундова, в которых он говорит:

В 1863 году он (Ахундов) слышал и писал от Мирзы Малкам-хана, что «Ближе к началу нашего века Вольтер , Руссо , Монтескье , Мирабо и другие поняли, что для того, чтобы устранить угнетение из мира, угнетателем не следует быть вообще иметь дело, но угнетенным следует сказать, что Осел! Ты, более угнетающий по силе, численности, богатству, Почему ты терпишь угнетение? Когда угнетенные осознали такие рациональные мысли, устранили угнетателя, создали законы для своего собственного комфорта, а затем сделали каждого человека ответственным за выполнение тех же законов, тогда не будет возможности для притеснения подчиненных при все."

Mirza Fatali Akhundov , (1865) [ 73 ]

Мирза Малкам Хан находился под влиянием идей Руссо, который уделял большое внимание пробуждению человека и считал, что без свободы и спонтанности ни одно общество не будет иметь реальной ценности. Однако вскоре Мирза Малкам-хан пришел к выводу, что реализация идей Руссо в Иране невозможна. [ нужна ссылка ] По этой причине он обратился к более практичным и прикладным идеям современности, которые можно было превратить в политические проекты, ведущие к социальной мобилизации. [ нужна ссылка ]

Государственная бюрократия, организация налоговых дел, создание демократических институтов, легализм, движение к науке и технологиям, создание свободной прессы и реформирование армии были среди вопросов, которые Мирза Малкам Хан стремился преследовать и превратить в политические программы. Идеи современности Мирзы Малкам-хана были основаны на уменьшении власти абсолютной монархии, которая на протяжении веков была самым могущественным правящим классом в Иране. Эта цель казалась невыполнимой без привлечения других влиятельных классов в Иране и их вовлечения в политическое участие. По этой причине Мирза Малкам Хан во втором номере газеты «Канун » формально выдвинул идею создания союза между духовенством и образованными людьми, чтобы сломить господство монархии. [ 74 ]

Мирза Малкам Хан был заинтересован в распространении современности и ее ценностей в Иране. Образ мышления Мирзы Малкам-хана в политической борьбе, уделявшего большое внимание социальной мобилизации, был очень похож на идеи Клода-Адриена Гельвеция . Гельвеций советовал реформаторам не спорить с простым народом, поскольку за годы абсолютного правления мышление народа не доросло до той степени, в которой он понимал реформистов. Скорее, реформаторы должны работать над продвижением интересов народа. [ 75 ]

Хотя Малкам Хан в последние десятилетия своей жизни сосредоточил большую часть своих усилий на политической активности и построении современных институтов в социально-политической структуре Ирана, его акцент на необходимости пробуждения и иранской активности не ослабевал до конца его жизни. Хотя Малкам Хан оказал огромное влияние на вступление Ирана в политическую современность, его наследие в 20 веке было спорным. [ 76 ] [ 77 ]

Фарамош Хане

[ редактировать ]

До Мирзы Малкам-хана в Иране существовало масонство , и такие иранцы, как Мирза Аскар Хан Оруми Афшар и Мирза Аболхасан Хан Ильчи, были приняты в масонские ложи Англии и Шотландии. [ 78 ] Однако в 1859 году Мирза Малкам-хан основал первую масонскую ложу в Иране под названием « Фарамош Хане» . Его члены были из разных классов; например, как городские представители среднего класса, выпускники Дар уль-Фонун, так и такие люди, как принц Джалалуддин Мирза Каджар. Идеология этой ассоциации коренилась в интерпретации Малкам-ханом социально-политических идеалов Европы девятнадцатого века, особенно Французской революции: таких идеалов, как либерализм и гуманизм . Несмотря на приготовления Малкам-хана, волна оппозиции нарастала очень быстро. Хотя внутренняя организация Фарамош Хане была заимствована из масонских лож в Европе, Фарамош Хане Малкам Хана не был организационно связан с европейскими масонскими кругами. [ 79 ]

Вначале многие интеллектуалы периода Каджаров признавали масонскую организацию как современную, революционную и либертарианскую организацию, у которой не было другой цели, кроме борьбы с тиранией и установления демократии. Одним из важных факторов, привлекших интеллектуалов этого периода к масонским организациям, особенно к его французской ложе, была важная роль ее членов во Французской революции. Поскольку Французская революция была ценным примером для иранских революционеров и интеллектуалов, они рассматривали формирование Фарамоша Хане и присоединение к масонским организациям как средство трансформации и революции в Иране. [ 80 ] Фарамош Хане была впервые основана с разрешения Нассер ад-Дин Шаха во время правления Мирзы Ага Хана , одного из защитников масонства, и в этот период она процветала. В конце концов Мирза Ага Хан приказал закрыть его, а Мирза Малкам Хан был арестован и сослан в Ирак. [ 81 ]

Левые мыслители

[ редактировать ]
Хайдар Хан Амо-оглы , один из лидеров конституционной революции и основатель Социал-демократической партии и Коммунистической партии Ирана.

После победы Конституционной революции в 1906 году в Иран проникли левые идеологии, поддержанные рядом новых конституционных лидеров, таких как Хасан Тагизаде и Хайдар Хан Амо-оглы . Именно в это время Социал-демократическая партия — остаток партии «Бакинский Хеммат» . была образована [ 82 ] Однако через некоторое время между Тагизаде и Амо-оглы произошел конфликт из-за экстремизма и убийств, совершенных Амо-оглы, что привело к роспуску партии. [ 83 ]

Хайдар Хан Амо-оглы , известный как «величайший левый мыслитель и теоретик Каджарского Ирана», [ 84 ] [ 85 ] был одной из самых влиятельных фигур Конституционной революции, а затем и Движения джунглей . Амо-оглы познакомился с социалистическими идеями во время учебы в Тбилисском политехническом университете и стал членом Российской социал-демократической рабочей партии . Амо-оглы бежал на Кавказ после поражения русской революции 1905 года основал в Баку партию «Хеммат» и вместе с Нариманом Наримановым . [ 82 ] Через некоторое время Хайдар Хан вернулся в Иран, и партия Хеммат стала Социал-демократической партией. После этого террористическая деятельность Хайдар-хана [ 86 ] началось. В 1907 году Амин аль-Султан был убит Аббасом Ага Тебризи, сторонником Хайдар-хана. [ 87 ] После обстрела Меджлиса Хайдар-хан отправился в Баку, куда отправил добровольцев для борьбы с Мухаммедом Али-шахом и помощи бойцам сопротивления Тебриза, а сам приехал в Тебриз. Во время боев за Тебриз он участвовал в убийстве Шоджае Незама Маранди с помощью бомбы. [ 54 ]

После триумфа Тегерана Хайдар-хан продолжил свою тайную революционную деятельность. В 1910 году он отправился с секретной миссией среди племени Бахтиари и вернулся в Тегеран в марте 1911 года, где тайно жил, пока его местонахождение не было установлено. Он был сослан по приказу Епрем-хана . [ 88 ] Гейдар Хан поехал в Россию, а оттуда во Францию ​​и Швейцарию и присоединился к . коллегам Ленина [ 89 ] Хайдар-хан участвовал в Бакинском съезде в 1917 году после образования большевистской России и сформировал первую коммунистическую партию в Иране. [ 90 ] под названием «Партия справедливости» с Аветисом Султан-Заде . С самого начала в партии было две политики: фракция, собравшаяся вокруг Султан-заде, считала Иран накануне социалистической революции. Более умеренная фракция, которая поддерживала взгляды Хайдар-хана, считала, что Иран все еще не готов к социалистической революции, и стремилась к национальной и демократической революции. Во время присоединения иранских коммунистов к Движению джунглей политика Хайдар-хана возобладала, и он стал лидером Коммунистической партии Ирана . [ 91 ]

После смерти Хайдар-хана в 1921 году его союзники обвинили Мирзу Кучик-хана в его убийстве. Хайдар Хан изначально был социалистом-экстремистом, верившим в радикальную реформу в Иране. Однако после возвращения из России он обратился к умеренному коммунизму и много работал над утверждением этой идеологии в Иране. Многие левые мыслители в Иране до сих пор находятся под его влиянием, поскольку в основе идеологии коммунизма в Иране лежит та же умеренность, с которой был согласен Хайдар Хан. [ 92 ]

Бабистские интеллектуалы

[ редактировать ]
три великих бабистских мыслителя во времена Каджара в Иране (справа): Мирза Ака Хан Кермани , Шейх Ахмад Рухи , Мирза Хасан Хан

Одной из новых религий в Иране был бабизм . Бабистское движение началось после казни в 1850 году Сайида Али Мухаммада Ширази , известного как Баб. Некоторые мыслители-бабисты имели большое влияние в этот период. [ 93 ]

Мирза Ака Хан Кермани был одним из основателей иранского национализма . Он бежал в Стамбул вместе со своим коллегой шейхом Ахмадом Рухи и другим писателем-бабистом по имени Мирза Хасан Хан Тебризи и там вместе с Джамал ад-Дином аль-Афгани начал работать над продвижением либеральных и националистических идей. Джамаль ад-Дин аль-Афгани был важной фигурой арабского движения «Нахда» («Пробуждение»). Однако со временем наблюдение за безработицей и отсутствием борьбы аль-Афгани привело Мирзу в отчаяние, о чем он писал в одном из своих писем:

«Шейх» Сейед Джамаль сидит в своем доме, и несколько рабочих с утра до вечера вывозятся для приема людей из разных стран, таких как индийцы , арабы , афганцы , египтяне , иранцы , турки и суданцы заняты, и им больше нечего делать». [ 94 ]

Позже Кермани порвал с аль-Афгани и со своими новыми паннационалистическими идеями написал несколько книг, в которых выразил желание восстановить империи, существовавшие до арабского вторжения в Иран . Кермани стал атеистом в конце своей жизни, что стало одной из причин его казни. [ 95 ]

Перед бегством в Стамбул шейх Ахмад Рухи написал в Ираке книгу «Хашт Бехешт [ фа ( «Восемь небес» ), в которой описал верования бабизма и рассматривал конституционную революцию как предварительное условие падения династии Каджаров . [ 96 ] В этой книге он также описал свое видение идеального правительства. Книгу спас от исчезновения Эдвард Грэнвилл Браун . [ 97 ] [ 98 ]

Мирза Хасан Хан Тебризи Ирана был писателем и бывшим политиком, который был консулом в Леванте до того, как присоединиться к шейху Ахмаду Рухи и Мирзе Ага Хану Кермани. В Стамбуле, благодаря наличию печатных станков, он стал редактором иранских активистских изданий из Ирана и Великобритании, а также вел переписку с бабистами и политиками, находившимися под угрозой исчезновения, и привез многих из них в Стамбул. [ 99 ]

После убийства Насера ​​ад-Дин Шаха османы экстрадировали в Иран шейха Ахмада Рухи, Мирзу Хасан-хана и Мирзу Ага- хана , находившихся в тюрьме в Трабзоне . 17 июля 1896 года наследный принц Мохаммед Али Мирза обезглавил их в северном саду Тебриза по обвинению в том, что они бабисты, и отправил их головы, набитые соломой, в Тегеран. [ 100 ]

Мирза Джахангир Хан был журналистом и писателем, скрывавшим свою религию во время конституционного движения . Он был одним из основателей Анджоман -е Баг-е Мейкаде , одного из самых влиятельных тайных обществ во время конституционного движения. [ 101 ] [ 102 ] После подписания 1906 году конституции Ирана в Музаффар ад-Дином Шахом Каджаром существовала относительная свобода выражения мнений, поэтому Джахангир Хан основал газету « Сур-э Эсрафил» и открыто критиковал политику Мохаммеда Али Шаха . [ 103 ]

Али-Акбар Деххода , работавший над Sur-e Esrafil вместе с Джахангир Ханом, пишет о нем:

Мирза Джахангир Хан преуспел в писательстве и журналистике, беглой, но острой прозе. Без всякого страха он писал о глубочайшей коррупции внутри государственных учреждений. Он всегда сочувствовал невежеству людей. [ 104 ]

В день, когда полковник Лиахов обстрелял парламент по приказу Мохаммеда Али Шаха, Джахангир Хан вместе с Малеком аль-Мотакаллемином и Кази Ардаги писал репортаж для Сур-е Эсрафила . Все трое были арестованы и казнены 23 июня 1908 года на глазах у Баг-и Шаха после пыток. [ 105 ]

Отклонить

[ редактировать ]

У интеллектуалов иранского Просвещения были слабости, которые мешали им когда-либо достичь своих целей. У них не было должного понимания широкой публики. Такие предложения, как упрощение их концепций, также не дошли до общественности. Помимо этого, было много разногласий между интеллектуальными лидерами. За исключением Мирзы Малкам Хана , который имел очень хорошие отношения с Мирзой Фатали Ахундовым и несколькими другими интеллектуалами и писал всем им письма, интеллектуалы в целом стали жертвами распрей по мелким вопросам. Интеллектуалам также не удалось победить и подчинить духовные и суеверные слои общества. Одной из важнейших причин его формирования была борьба с суевериями и антиинтеллектуальными и антинаучными священнослужителями. Однако в конце каджарского периода духовенству удалось восстановить статус интеллектуалов. Главным образом потому, что репрессии против интеллектуалов осуществлялись политиками, которые также были антинаучными и антиинтеллектуальными. [ нужна ссылка ]

Первое поколение интеллектуальных движений в Иране продолжало процветать до тех пор, пока Мохаммад Али Шах не разбомбил парламент в 1908 году. Мохаммед Али Шах нанес смертельный удар конституционному движению и интеллектуальному движению, казнив многих великих интеллектуалов того времени, таких как Мирза. Джахангир Хан . Из-за отсутствия альтернативы этим людям вскоре к власти пришли шиитские священнослужители и антиконституционные политики. Они также продолжали подвергать цензуре и подавлять конституционалистов. Такие интеллектуалы, как Мирзаде Эшги и Ареф Казвини, бежали в Стамбул, чтобы спасти свои жизни. При Ахмад Шахе парламент был закрыт на четырнадцать лет по его приказу, что вызвало политические волнения. Политические волнения в столице достигли такого уровня, что в ночь на 17 июля 1910 года четыре человека ворвались в дом Сейеда Абдоллы Бехбахани и убили его. Вскоре после этого в Тегеране произошло еще одно политическое убийство. Али Мохаммад Хан Тарбиат, писатель и журналист из Демократическая партия была убита. Политические беспорядки, побеги, убийства, убийства и казни интеллектуалов — все это заставило конституционное движение и интеллектуальное движение выглядеть сломанным. [ 106 ]

Переход на второе поколение

[ редактировать ]

Реза 21 февраля 1921 года - хан Мирпандж и Зия-уд-Дин Табатабай устроили переворот против правительства Фатхоллах-хана Акбара . Успешный переворот привел к созданию правительства во главе с премьер-министром Зия ад-Дином Табатабаем и военным министром Реза Ханом Сардаром Сепахом. Табатабай был непопулярен в Меджлисе из-за ареста многих его оппонентов и был окончательно уволен через сто дней, что привело к назначению Сардара Сепаха новым премьер-министром. [ 107 ] Реформы Реза Хана Сардара Сепаха начались во время его пребывания на посту премьер-министра, который многие интеллектуалы, в том числе Сулейман Эскандари , считали «окном надежды». [ 108 ] 31 октября 1925 года в результате голосования в пятом парламенте Национального собрания Реза Хан Сардар Сепах был избран королем, что считается началом второго поколения интеллектуальных движений. [ 109 ]

  1. ^ Акбари, Мохаммед Али (2006). Пионеры новой мысли в Иране: эпоха иранского Просвещения . Публикации по гуманитарным исследованиям и разработкам. п. 10. ISBN  9789648168440 .
  2. Мухамад Мухит Таббатаббай, «Сборник сочинений Мирзы Малкам Хана», страница, 125, 1948 г.
  3. ^ Велаяти, Али Акбар (1995). Интеллектуальные контексты иранской конституционной революции . Тегеран. п. 37. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Мариджи, Шамс ол-Аллах. «Признание интеллектуальных течений в Иране» . Журнал политологии . 37 : 80–89.
  5. ^ Ферейдун Адамият , Идея прогресса и верховенства закона, 1973, с. 10-11
  6. Ферейдун Адамият , «Мысли Мирзы Фатали Ахундова», стр. 16, 1970 г.
  7. ^ Пахнадаян, Шахин (22 мая 2017 г.). «Обзор социально-экономической структуры Каджарского Ирана» . Ежеквартальный журнал политологии . 38 (38): 173–194.
  8. ^ Тахери, Абу аль-Касим (1976). История британо-иранских торговых и политических отношений со времен Ильханства до конца династии Каджаров . Тегеран: Издательство Тегеранского университета. п. 523.
  9. ^ Далини, Джавад Мусави. «Роль Британской Ост-Индской компании в изменении политического и экономического положения Ирана в Персидском заливе» . Журнал истории ислама и Ирана . 18 :16–35.
  10. ^ Сейед Хади Мусави, Общество и рынок в эпоху Насера ​​ад-Дин Шаха с взглядом на социальную и экономическую ситуацию в эпоху Каджара, 2019, стр. 34-40 ISBN   9786008687191
  11. ^ Сейед Хади Мусави, Общество и рынок в эпоху Насера ​​ад-Дин Шаха с взглядом на социальную и экономическую ситуацию в эпоху Каджара, 2019, стр. 41
  12. ^ Мадани, Сайед Джалалуддин. «Французская мелодия, отрывок в отношениях Ирана и Франции в новейшей истории Ирана» . Журнал Замане . 18 : 124–140.
  13. ^ Мадани, Сайед Джалалуддин. «Французская мелодия, отрывок в отношениях Ирана и Франции в новейшей истории Ирана» . Журнал Замане . 18 : 124–140.
  14. ^ Перейти обратно: а б Карим Муджтахеди, «Историческая репутация Вольтера в Иране», 2004 г.
  15. ^ Карим Муджтахеди, «Историческая репутация Вольтера в Иране», 2004 г.
  16. ^ Пионеры новой мысли в Иране: эпоха иранского Просвещения, с. 17
  17. ^ Захир-ад-Даула, Ибрагим Хан Ибрагим Хан в качестве губернатора Кермана.
  18. ^ Али Асгар Шамим, Иран во времена династии Каджаров, 1992, с. 386
  19. ^ Мутуфи, Ассадолла (1996). Астарабад и Горган в контексте иранской истории, взгляд на 5000-летнюю историю этого региона . Публикации Дерахшеша. стр. 165–170.
  20. ^ Тораби, Мохаммед (2000). Сардар Рафи Янесари, человек, который остается неизвестным . Вдумчивый ежемесячник. стр. 154–156.
  21. ^ Мир Хоссейни, Мохаммад Хасан. «Ход политического и социального развития Йезда в конституционную эпоху» . Журнал сокровищ документов . 66 : 76–90.
  22. ^ Yazdani, Sohrab (2011). Constitutional patriots . Tehran: Nashr-e Ney. p. 14. ISBN  978-964-185-083-0 .
  23. ^ Афари, Джанет . «Социал-демократия и конституционная революция» . Иран Намех . 43 : 407–420.
  24. ^ Амир Кабир и Иран, с. 334
  25. ^ Ферейдун Адамият , Амир Кабир и Иран, 2005 г.
  26. ^ Эхтиар, Марьям (2001). «Насир ад-Дин Шах и Дар аль-Фунун: эволюция института» . Иранские исследования . 34 (1/4): 153–163. дои : 10.1080/00210860108702002 . JSTOR   4311427 . S2CID   159698289 .
  27. ^ Хаккани, Муса Факих. «Масонство и персидское конституционное движение» . Ресалат . 3 : 32–40.
  28. ^ Перейти обратно: а б АМИР КАБИР, МЕЗА ТАКИ ХАН , Амир Кабир внес второй косвенный вклад в развитие персидского языка как современного средства массовой информации, основав газету «Руз-нама-йе вакае-э еттефакия» , которая существовала под разными названиями до правления Мохаффара- ад-Дин Шах.
  29. ^ Амир Кабир и Иран, с. 336
  30. ^ Бехбахани, Сейед Али. «Секретарь, ставший премьер-министром» . Журнал Замане . 28 : 23–29.
  31. ^ Кермани, Назим аль-Ислам (1909). История иранского Просвещения . п. 123.
  32. ^ Ажанд, Якуб (2009). Экономическая история Ирана . Тегеран: Гостаре. п. 141. ИСБН  9789646595729 .
  33. ^ Пуран, Фаррохзад (2002). Роль влиятельных женщин в Иране . Тегеран: Гатре. п. 801. ИСБН  964-341-116-8 .
  34. ^ Адамият, Ферейдун (1961). Мысль о свободе и введение в конституционное движение . Тегеран: Публикации Сохана. п. 35. ISBN  9789646595590 .
  35. ^ Пурзаки, Гетти. «Современность и Мирза Фатх Али Хан Ахундзаде» . Персидский журнал исторических исследований . 9 : 67–79.
  36. ^ Зия-Эбрахими, Реза (2016). Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 36–38.
  37. ^ Ферейдун Адамият , Мысли Мирзы Фатх-Али Ахундзаде, с. 234, 1970 г.
  38. ^ Вахдат, Фарзин. «Первоначальное противостояние иранских интеллектуалов современности: (двойной подход)» . Гофтого журнала . 30 : 125–165.
  39. ^ Дадха, Хасан; Алам, Мохаммад Реза; Тангестани, Масуме. «Введение в историю трансформации и современности в Иране и Египте с акцентом на взгляды Талибова Тебризи и Рифаа ат-Тахтави» . Журнал сравнительного литературоведения . 39 : 65–82.
  40. ^ Киа, Мехрдад (1994). «Национализм, модернизм и ислам в трудах Талыбов-и Тебризи» . Ближневосточные исследования . 30 (2): 201–223. дои : 10.1080/00263209408700993 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4283631 .
  41. ^ Раин, Исмаил (1978). Фарамош Хане и масонство в Иране . Том. 1. Амир Кабир . п. 479.ISBN  9649102612 .
  42. ^ Пашазаде, Кулам Али. «Трактат Мирзы Юсеф-хана Мусташарадуллы» . Исторический журнал Замане . 4 : 23–30.
  43. ^ Азербайджанские писатели в конституционном движении, с. 468
  44. ^ Насири, Мехди (20 января 2009 г.). «Исследование эволюции образовательной системы школ в периоды Каджара и Реза Шаха» . Научно-исследовательский институт исламских наук и культуры . 25 (150): 195–278.
  45. ^ Сазманд, Дариуш (2019). Мирза Хасан Рушди, основатель современных школ в Иране . Тегеран: Публикации Дандже. ISBN  978-600-250-211-7 .
  46. ^ Самади, Хамид. «Мирза Хасан Рошди, отец иранского образования» . Журнал образования . 2 : 188–189.
  47. ^ Сейид Джавад Табатабай, Основы конституционной теории: размышления об Иране, том. 2, с. 213
  48. ^ Али Гейссари, иранские интеллектуалы в двадцатом веке (от конституционализма до конца монархии), 2010 г.
  49. ^ Мухаммад Амини, Важность иранской конституционной революции на Ближнем Востоке, стр. 45, 2013 г.
  50. ^ Салмасизаде, Мохаммед; Аминнежад Наджафян, Мохаммед. «Первое Национальное собрание и попытка разъяснения конституционных прав» . Журнал истории ислама и Ирана «Новая эра» . 14 : 76–80.
  51. ^ Алиев, Салех; Азмуде, Абольфазл. «Планы Социал-демократической партии» . Исторический журнал Аянде . 5 : 176–180.
  52. ^ Яздани, Сохраб. «О Социал-демократической партии Ирана» . Исторический журнал Университета Махаллат Азад . 3 : 153–161.
  53. ^ Толли, Захра; Шипри, Марьям. «Анализ этапов, таких как методы разрешения споров между двумя партиями, Социал-демократической партией и Партией умеренных социалистов во Втором Национальном собрании Ирана» . Журнал исторической социологии . 2 : 132–161.
  54. ^ Перейти обратно: а б Наваби, Абдул'Хосейн. «Лист конституционной истории: Гейдар-хан Амо-оглы и Расулзаде» . Ядегарский исторический журнал . 4 : 41–50.
  55. ^ Афшар, Ирадж (1975). «Сейед Хасан Такизаде» . Ягма Журнал политической истории Ирана . 12 : 56–69.
  56. ^ Мохаммадзаде, Али. «Социологический анализ политической мысли и действий Сейеда Хасана Тагизаде (опираясь на конституционную революцию)» . Журнал исторической социологии . 1 : 122–157.
  57. ^ Хуния, Бардия. «Страница из истории конституционализма: (Письмо Сейеда Хасана Тагизаде)» . Ягма Журнал политической истории Ирана . 2 : 132–145.
  58. ^ Парвин, Марьям. «Конституционная революция и женское движение» . Исторический журнал Яд Аям . 59 : 13–29.
  59. ^ Хакикат Абдул'Рафи, первая женщина-журналист в Иране, с. 137, 1973 г.
  60. ^ Камрон Майкл Амин: Создание современной иранской женщины: гендер, государственная политика и популярная культура, 1865–1946, Гейнсвилл, 2002, стр. 41.
  61. ^ Бек, Лоис; Нашат, Гити (2004). Женщины в Иране с 1800 года до Исламской Республики . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-02937-0 .
  62. ^ Кедди, Никки Р. (9 августа 2012 г.). Женщины на Ближнем Востоке: прошлое и настоящее . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-4505-7 .
  63. Биография первой иранской журналистки .
  64. ^ Мохаммад Джафар Махджуб , Исследование жизни, мыслей, произведений и стихов Ираджа Мирзы, его семьи и предков, стр. 213
  65. ^ ФАРРОХ ЙАЗДЕ
  66. ^ Аршад Тахмасби, Таснифы Арефа, 1996 г.
  67. ^ ЭШКИ, МОХАММАД-РЕЖА МИРЗАДА
  68. ^ Мухаммад Каид, Мирзаде Эшги, благородное лицо анархиста, с. 19
  69. ^ Хасанзаде Мир Али, Абдулла. «Влияние социального класса на поэзию поэтов конституционного периода с акцентом на стихи «Ирадж Мирза» и «Фаррохи Йезди» » . Журнал исследований персидского языка и литературы . 39 : 123–130.
  70. ^ Сейид Хади Хаири, Мысли и произведения Ираджа Мирзы, стр. 34 1987 г.
  71. ^ Насер ад-Дин, Парвин. «Журналистика и поэзия Ираджа Мирзы» . Келк Журнал . 67 : 239–241.
  72. ^ Тахери Могаддам, Сейед Мохаммад; Бучани, Авраам. «Мирза Малкам Хан Назим ад-Давла и размышления о его образовательных идеях» . Журнал исторических исследований . 1 : 165–180.
  73. ^ Али Асгар Хакдар, Письма Мирзы Малкам Хана Назима ад-Давлы, стр. 201, 2017 г.
  74. ^ «Малкум Хан находился под влиянием идей развития Стамбула» . История Ирана (на персидском языке) . Проверено 13 декабря 2020 г.
  75. ^ Деилами Моэцци, Амин. «Запад и современность с точки зрения Мирзы Малкам-хана» . Научно-исследовательский журнал Университета Азад . 47 : 127–140.
  76. ^ Худжатулла Асил, Трактаты Мирзы Малкам Хана Назима ад-Давлы, стр. 512
  77. ^ Сафаи, Ибрагим (1963). Мирза Малкум Хан . Тегеран, Восточный Кейп. стр. 56–60. ISBN  1-84511-072-2 .
  78. ^ Исмаил Раин, Фарамош Хан и масонство в Иране, том. 1, с. 354
  79. ^ Хасан Кази Муради, Малкам Хан: теоретик политической модернизации в конституционную эпоху, с. 58-64
  80. ^ Мохаммад Али Акбари, Вызовы современной эпохи в Каджарском Иране, стр. 96
  81. ^ Ибрагим Садеги Ниа, Масонство и тайные общества в Иране, с. 24
  82. ^ Перейти обратно: а б ЭЙТЕМАИН, ФЕРРКА-ЙЕ
  83. ^ История иранской конституционной революции , том. 1 р. 334, 2003 г.
  84. ^ Агазаде, Джафар. «Роль Хайдар-хана Амо-оглы в движении джунглей» . Журнал исторических исследований . 1 : 56–70.
  85. ^ «Анализ сообщений об инциденте в Молласере и убийстве Хайдар-хана Амо-оглы в Движении джунглей» . Журнал Университета Фирдоуси Мешхеда . 3 : 54–65. 15 апреля 1399 г.
  86. ^ Исмаил Раин, Хайдар Хан Амо-оглы, с. 86 1976 г.
  87. ^ ХАЙДАР ХАН АМУ-ОХЛИ
  88. ^ Халатбари, Мустафа. «Обзор повести Хайдар-хана Амо-оглы» . Исторический журнал Фарафу . 2 : 45–57. Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года.
  89. ^ Грегор Ягикян, Советский Союз и движение джунглей, с. 49 1984 г.
  90. ^ Ленчовский, Джордж (1949). Россия и Запад в Иране, 1918-1948 гг . Гринвуд Пресс. п. 348. ИСБН  0-8371-0144-1 .
  91. ^ Косро Чакери, Советская Социалистическая Республика Иран, 1920-1921: Рождение травмы. Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета, 1995; стр. 476.
  92. ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Влияние Октябрьской революции на революционные движения в Иране | DW | 6 ноября 2017 г.» . DW.COM (на персидском языке) . Проверено 13 декабря 2020 г.
  93. ^ Момен, Муджан (2012). «Конституционное движение и бахаи Ирана: создание «врага внутри» » . Британский журнал ближневосточных исследований . 39 (3): 328–345. дои : 10.1080/13530194.2012.726920 . JSTOR   23525389 . S2CID   144344939 .
  94. ^ Ферейдун Адамият , «Мысли Мирзы Ака Хана Кермани», 1978.
  95. ^ «АКА ХАН КЕРМАНИ» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 25 мая 2021 г.
  96. ^ Сайид Мукдад Набави Резай, «Однажды, начинания бабизма»,
  97. ^ "Браун показал мне свой экземпляр редкой книги "Хашт Бехешт". Я был поражен тем, как ему удалось спасти эту книгу из лап недальновидных фанатиков!" Биография Мирзы Малкам Хана, его жизнь и политическая деятельность, с. 234 (1934)
  98. ^ Джавади, Хасан. «Малкам и Браун; Роль газеты Канун в иранском Просвещении» . Персидский исторический журнал . 5 : 23–30.
  99. ^ Вахман, Ферейдун (2019). 175 лет преследований: история бабидов и бахаи Ирана . Лондон: Публикации Oneworld. п. 134. ИСБН  9781786075864 . OCLC   1090469734 .
  100. ^ АКА ХАН В КЕРМАНЕ
  101. ^ Мехди Малекзаде , Жизнь Малека аль-Мотакаллемина, стр. 300
  102. ^ Ахмад Касрави , История иранской конституционной революции , 1940, с. 243
  103. ^ Сабзипур, Амир. «Обзор еженедельника Sur-e Esrafil» . Журнал Тариха Дар Айене . 21 : 123–130.
  104. ^ Камьяр Абеди, Сур-э Эсрафил и Али Акбар Деххода, историческое и литературное исследование, стр. 96
  105. ^ Хосрави, Рокнеддин. «Дороги всадников свободы» в память о Джахангир Хане Сур Исрафиле . Этот журнал . 50 : 801–814.
  106. ^ Пузеш, Мохаммед. «Исследование интеллектуальных течений конституционной эпохи» . Журнал истории Харазми . 1 : 93–117.
  107. ^ Гани, Сайрус (1998). Иран и приход к власти Реза-шаха . ИБТаурис. п. 319. ИСБН  9781860642586 .
  108. ^ «Заседание: 211 Подробный протокол собрания от 31 октября 1925 года» . Библиотека, музей и центр документации Исламской консультативной ассамблеи (на персидском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 20 февраля 2021 г. От имени социалистической фракции Меджлиса, поскольку я вижу в Реза-хане Сардаре Сепахе окно надежды для Ирана, я голосую за исчезновение монархии Каджаров и передачу власти Реза-хану Сардару Сепаху.
  109. ^ Мафи), Мансур Эттехади (Незам; Баят, Каве (1993). «Период Реза Шаха: Сборники документов, недавно опубликованные в Иране» . Иранские исследования . 26 (3/4): 419–428. doi : 10.1080/00210869308701813 . ISSN   0021-0862 . JSTOR   4310868 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ахмад Касрави , История иранской конституционной революции , Mazda Publications, 2006 г., ISBN   1-56859-197-7 .
  • Ферейдун Адамият , Амир Кабир и Иран, Kharazmi Publications, 1975, ISBN   964-487-030-1 .
  • Мохаммад Али Солтани, Тайные политические партии и ассоциации в Керманшахе от Фарамоша Хане до Черного дома: периоды выборов в Национальное собрание 5–1 и крики во имя диктатуры Керманшаха, Saha Publishing 1999, ISBN   9789646254299 .
  • Исмаил Раин , Фарамош Хане и масонство в Иране, 1961 г.
  • Мохаммад Али Акбари, Пионеры новой мысли в Иране: эпоха иранского Просвещения, Публикации гуманитарных исследований и разработок, 2006 г., ISBN   9789648168440 .
  • Назим аль-Ислам Кермани, История иранского Просвещения, 1909 г., в Google Книгах.
  • Реза Зия-Эбрахими, Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2016 г.
  • Сейид Джавад Табатабай, Основы конституционной теории: размышления об Иране, Миной-э Херад, 2015 г., ISBN   9786006220215 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed8fa31958d7a462d9508a5f107df492__1718629020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/92/ed8fa31958d7a462d9508a5f107df492.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iranian Enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)