Мирза Ака Хан Кермани
Мирза Ака Хан Кермани | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1854 Керман , Каджар Иран |
Умер | 1896 |
Занятие | Писатель, Журналист |
Супруг | одна из Субхи-Азала дочерей |
Мирза Ака Хан Кермани ( персидский : 1854-1896 /97) был иранским интеллектуальным реформатором, бабидом и зятем Субхи -Азала . [ 1 ] [ 2 ] В своих произведениях он выступает за политические, социальные и религиозные реформы, характерные для его поколения интеллектуалов, чьи реформистские идеи и участие в социально-политических темах подготовили почву для конституционной революции 1906 года, а также политических и литературных изменений, которые должны были последовать.
Кермани также был литературным критиком и, как и многие его современники, сторонником более простой и доступной прозы. Он считал, что смысл, а не способ выражения, оказывает реальное влияние на читателя. Таким образом, он препятствовал разрушению естественной ясности языка с помощью сложных метафор, трудных слов, длинных предложений и сложных выражений. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Мирза Ака Хан Кермани родился в 1854 году в Кермане в семье, занимавшей достойное положение на социально-экономической лестнице. Там он получил образование в области математики, естествознания и теологии ( хекмат-и илахи ), а также немного выучил французский и английский языки. Он находился под влиянием Вольтера . [ 4 ] В возрасте 32 лет из-за трудностей, с которыми он столкнулся со стороны губернатора Кермана, он переехал в Исфахан , а затем в Тегеран , где преподавал толкование Корана ( тафсир ). В конце концов он оказался в Стамбуле , где проживало много иранских интеллектуалов. Там он написал письма улемам и государственным деятелям Ирана и других стран, призывая к исламскому единству, и напал на Насир ад-Дин Шаха и его двор, включая премьер-министра Мирзу Али Асгар Хана Амина аль-Солтана . Эти нападения побудили премьер-министра искать крови Кермани, поручив иранскому послу в Стамбуле убедить османов, что Кермани сыграл роль в армянских беспорядках двумя годами ранее. В конце концов османы передали Кермани иранским властям, и он был казнен. [ 5 ]
Три эссе ( Se maktūb)
[ редактировать ]Среди его самых влиятельных текстов, пропагандирующих реформы, — «Три эссе» ( Se maktūb ). Как и многие его современники, Кермани имеет идеализированный образ доисламского Ирана. Таким образом, он восхваляет доисламский Иран за географическую обширность его земель, добродетели и милосердие его царей, которым помогали мудрые придворные советники и зороастрийское духовенство, порядок его воинов и всеобъемлющее верховенство закона, которое управляло его землями. . Этот доисламский Иран затем противопоставляется нынешнему положению дел при царях Каджара . Кермани посвящает свою энергию критике шаха, хотя имена и люди, находящиеся на придворной службе, не упоминаются. [ 6 ] Их бесхозяйственность, говорит нам Кермани, вынуждает многих талантливых людей покидать Иран и уезжать в Индию, Стамбул и Европу. Помимо политических деятелей, критическому перу Кермани также подвержены социальные группы: купцов критикуют за их аморальную торговую практику, молодых людей презирают за их лень и бесполезность, а ремесленников осуждают за отсутствие навыков. Кермани обеспокоен социальными обычаями в отношении женщин и брака. Он утверждает, что женская изоляция заставляет мужчин заниматься сексом с детьми ( баче-бази ), вызывая при этом депрессию у женщин. [ 7 ] Более того, браки по расчету представляют собой проблему, поскольку они связывают двух людей, которые никогда не встречались, а это рецепт от катастрофы и жизни, полной разногласий, считает Кермани.
Таким образом, утопический доисламский Иран контрастирует с нынешним Ираном, который страдает от несправедливых правителей и пронизанного проблемами общества. Это, утверждает Кермани, вызвано двумя явлениями: арабскими вторжениями в седьмом веке и искажением ислама улемами, суфиями и народными суевериями. По словам Кермани, арабы-варвары, считавшие себя выше других, причинили Ирану беспрецедентные страдания и установили несправедливое правление, например, казнив людей за то, что они преклонялись ниц перед своими королями. [ 8 ] Улемы подтвердили разрушение Ирана арабами, отклонившись от первоначального ислама Мухаммеда, который Бог послал для цивилизации арабских племен. Они внесли много тарабарщины и мелких вопросов, таких как правила ритуальной чистоты. Ритуальное омовение перед молитвой имело смысл для негигиеничных арабов, утверждает Кермани, но не должно вызывать особого беспокойства у иранских принцев, которые часто моются. Однако улемы озабочены такими незначительными вопросами, даже когда социальный контекст делает их применение неуместным и они далеко отошли от простого шариата первоначального ислама. Виноваты и сами мусульмане. Они изобрели секты и погрязли в суевериях, веря в бессмысленные истории улемов. Кермани приводит пример Сефевидов юристов эпохи , таких как Мухаммад Бакир Маджлиси и Мир Дамад, объявляющих нелепыми их подробные описания жизни после смерти, например, рассказ о том, как верующие после смерти превращаются в мелодичных птиц, а многобожники превращаются в черных ворон. [ 9 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Айина-и секандари ( Александрийское зеркало), Нашр-и Чашма
- Фанн-и гуфтан ва нивиштан (Искусство говорить и писать)
- Хашт Бихишт (Восемь небес)
- Джанг-и хафтад ва ду меллат ( Война семидесяти двух народов )
- Намах-и бастан (Книга древних времен)
- Намах-и суханваран (Книга красноречивых ораторов), также под названием Айин-и соханвари (Правила красноречия)
- Сад хатаба (Сто лекций), Ширкат-и Китаб
- Сих мактуб (Три эссе)
- Таквин ва ташри (Творение и законотворчество)
См. также
[ редактировать ]- Литературная критика в Иране
- История Ирана
- Интеллектуальные движения в Иране
- Литературная критика в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия Ираника
- ^ Варнава , Андрекос, Николас Куреас и Марина Элиа, ред. Меньшинства Кипра: модели развития и идентичность внутренней изоляции. Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2009. с. 362
- ^ Ирадж Парсинежад, История литературной критики в Иране, 1866-1951 , стр. 72-73. Издательство Ibex (2002) ISBN 1-58814-016-4
- ^ 2000, с. 90, Сьюзен Сара Коэн, Уолтер Грютер
- ^ Арианпур, Яхья (1972). От Сабы до Нимы: Том I (Аз саба та Нима: тарих-и 150 сал адаб-и персидский: джельд-и йек ) Тегеран: Акционеры. п. 390 .
- ^ Кермани, Мирза Ака Хан (2000). Три буквы (Сих мактуб). Под редакцией Бахрама Чубине . Эссен: Nima verlag. п. 129.
- ^ Там же . п. 149.
- ^ Там же . стр. 132, 142.
- ^ Там же . п. 201.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абдолмохаммади, Пейман (2014). «Политическая мысль Мирзы Ака Хана Кермани, отца персидского национал-либерализма». Ориенте Модерно . 94 (1): 148–161. дои : 10.1163/22138617-12340043 .
- Баят, Мангол (2019). «Кирмани, Ага Хан» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Мазинани, Мехран (2015). «Свобода в мыслях Ахундзаде и Кермани». Ближневосточные исследования . 51 (6): 883–900. дои : 10.1080/00263206.2015.1026897 .
- Зайдель, Роман (2022). «Децентрирование великого повествования о Просвещении: трансрегиональный микронарратив произведений Мирзы Аки Хана Кермани в глобальной интеллектуальной истории». В Крессе, Кай; Суней, Абдулай (ред.). размышляя о переосмыслении мира: деколониальные вызовы гуманитарным и социальным наукам в Африке, Азии и на Ближнем Востоке . Де Грютер. стр. 155–190.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Мирзой Ака Ханом Кермани, на Викискладе?