Культура Далма

Культура Далма была доисторической археологической культурой северо-западного Ирана, датируемой началом пятого тысячелетия до нашей эры. Позже она распространилась в центральный регион Загроса и в другие районы прилегающих территорий. Его широко распространенные керамические останки были раскопаны в центральных и северных долинах гор Загрос на северо-западе Ирана. [1] далма Комплексы были первоначально обнаружены при раскопках, проведенных в Далма-Тепе и Хасанлу-Тепе в юго-западной части озера Урмия , в долине Солдуз. [2] [3]
Дальнейшие раскопки в Далма-Тепе в рамках проекта Хасанлу Пенсильванского университета в 1961 году обнаружили еще больше комплексов Далма. [2] [4] Раскопанные материалы включали архитектурные, погребальные и керамические останки, глину, кости, артефакты, молотые камни и сколы из камней. [5] Они указали, что культура Далма восходит к пятому тысячелетию до нашей эры. [2] По словам иранского археолога Акбара Абеди, Далма является одним из известных типовых памятников, расположенных на северо-западе Ирана. [6]
Раскопанная керамика является наиболее заметным аспектом этой культуры, обнаруженным до сих пор, а о других аспектах информации меньше. [7] [8] Раскопанные материалы не дают достаточной информации о народе далма и его образе жизни. [7]
Материальная традиция далма была распространена на обширной территории региона и имела аналоги по техническим и стилистическим характеристикам. [1] Раскопанные данные показывают, что эта культура распространилась по центральным горам Загроса, северному Луристану , бассейну Урмии в Азербайджане и некоторым частям Месопотамии , таким как Киркук . [9] [10] Следы культуры далмы обнаружены в северо-западной части Иранского нагорья . [9] Широкое распространение традиции далма в этом регионе свидетельствует о том, что кочевые народы . к распространению этой культуры были причастны [11]
Сообщество
[ редактировать ]За исключением керамики, другие аспекты культуры, такие как ее происхождение, хронология, социальная и экономическая структура, плохо изучены. [3] Далма-Тепе — одно из первых оседлых поселений в долине Ушун-Солдуз на северо-западе Ирана. [5]
Два типа поселений
[ редактировать ]Как предположили три учёных, Акбар Абеди, Бехруз Омрани и Азам Каримифар, распределение участков далма указывает на два типа структуры расселения народа далма: во-первых, постоянные поселения в долинах горы Загрос и, во-вторых, временные поселения в высокогорья северо-западного Ирана, включая Загрос и Кавказские горы. [3] Наиболее вероятной формой расселения народа далма была небольшая группа кочевников, перемещавшихся между деревнями, с которыми они поддерживали связь через родство. [3] Керамика Далма была распространена на территории площадью 40 000 км. 2 (15 000 квадратных миль). [1]
Обширное распространение керамики в больших количествах, количество стоянок Далма в регионе Загрос, а также расстояние и время в пути между этими местами позволяют предположить, что сосуды Далма не могли производиться и распространяться на местных производственных площадках, таких как местные рынки. [1] Эти сосуды, должно быть, производились региональными этническими группами на уровне домохозяйств и рассеивались в результате перемещения кочевых племен и их взаимодействия с деревнями Далма. [7] [12]
Оседлые сообщества
[ редактировать ]Захоронения на раскопанных участках позволяют предположить, что люди далма были частью оседлого и земледельческого сообщества с общими культурными характеристиками. [7] Однородные стилистические и морфологические образцы керамики Далма на большой географической территории могут указывать на сильную этническую и социально-политическую идентичность среди общин Далма. [12] В моделях расселения нет признаков социальной иерархии и политических, экономических или религиозных структур, существующих в обществе Далма. [1] [11] Социальные обычаи народа далма могут иметь современный аналог в курдских племенных проявлениях, таких как узоры на одежде или коврах, которые предназначены для публичного демонстрации племенной принадлежности. [1]
Локации
[ редактировать ]Далма Тепе
[ редактировать ]Далма-тепе — археологический памятник примерно в 2 км к северо-востоку от города Накаде (бывший Солдуз) в округе Накаде , Иран, на юго-западной оконечности озера Урмия . Рядом есть еще два небольших телла . В этом районе также находится важный современный объект Хасанлу-Тепе .
Останки далмы первоначально были раскопаны в Далма-Тепе, в долине Солдуз на северо-западе Загроса. Позже более современные памятники были обнаружены в долинах Махидашт и Кангавар в центральном регионе Загрос в Иране. [7] Первоначальные раскопки в Далма-Тепе в рамках проекта Хасанлу дали ограниченные результаты из-за недостаточной продолжительности раскопок и нехватки персонала для проекта. [5] В 2021 году после шестидесятилетнего перерыва в Далма-Тепе снова начались археологические исследования. [13]
Культура Далма первоначально начала свое существование вокруг озера Урмия на северо-западе Ирана, а затем распространилась на центральный регион Загрос. [1] [14] Несколько мест, связанных с этой культурой, таких как Далма Тепе, расположены вокруг озера Урмия. [1]
Географическое распространение
[ редактировать ]Следы керамики Далмы были найдены в Кавказских горах и в некоторых частях восточного Ирака, таких как Киркук и Джебель-Хамарейн . [1] [7] [9]
Судя по местонахождению раскопанной керамики, южные границы культуры Далма доходили до восточных курдских долин, центрального Загроса и долин Кангавара и Нехаванда на северо-востоке Луристана . [1] Гончарная традиция Далмы распространилась на восток до Зенджан и Ардебиль . провинций [11] Следы останков Далмы не были раскопаны на Иранском нагорье дальше на востоке или в южных частях Луристана и Хузистана . [1] Chaine Magistrale (персидский: کوه سفید, Кух-и Сефид ) действовал как барьер и остановил распространение традиции Далма на запад. [1] Следы тисненной посуды Далмы на западе были обнаружены вплоть до провинции Дияла . [12] Все пути развития культуры далма с северо-запада берут начало в районе озера Урмия и пересекают Шелковый путь . [14] Расположение стоянок Далмы способствовало торговле, доступу к основным маршрутам, эксплуатации ресурсов и взаимодействию людей между равнинными и горными районами, что было решающими элементами в распространении керамики Далма. [3]
По словам Юкико Тоноике, по состоянию на 2012 год никаких дальнейших раскопок на ранее упомянутых стоянках Далмы в Иране не проводилось с 1979 года. [7] В ходе серии раскопок, проведенных Махмудом Гейдаряном на равнинах Сонгор и Колияи в центральном Загросе с 2004 по 2009 год, были обнаружены глиняные черепки Далмы в 9 археологических памятниках, а именно Ходаи, Шейх-Джалиль, Аб-Наз, Тепе Варз, Калаавил, КолКоле и Над Али Бейг. . [9] Все эти участки расположены в экологически оптимальных для расселения местах, вблизи берегов рек, родников и каналов. [9] Поскольку некоторые из участков расположены на больших высотах и имеют более холодные погодные условия зимой и осенью, они, вероятно, были заняты полукочевыми общинами, занимавшимися животноводством. [9]
Раскопанные материалы
[ редактировать ]Захоронения
[ редактировать ]Первоначальные раскопки в Далма-Тепе выявили четырнадцать захоронений Далма, которые состояли из одиноких младенцев, плотно помещенных в керамические сосуды, без каких-либо следов захоронений взрослых или детей. [5] Судя по всему, взрослых хоронили за пределами поселений, а младенцев хоронили под архитектурными сооружениями внутри поселений. [5] Во время этих первоначальных раскопок было обнаружено шестнадцать захоронений, относящихся к периодам после традиции Далма. [5]
Архитектура
[ редактировать ]Комплекс Далма указывает на наличие стен, сделанных из «чине (слоев утрамбованной грязи)», которые иногда были разделены тонкими слоями глины. [5] На стенах не было никаких следов картин, а их высота колебалась от 15 до 60 сантиметров. [5] Доказательства, найденные в Далма-Тепе, указывают на существование построек с закрытыми и открытыми площадками. [5]
Артефакты
[ редактировать ]Артефакты, первоначально обнаруженные в Далма-Тепе, состояли из молотых камней, сколов из камней, глиняных изделий, костей и керамики. [5] Последние составили большую часть обнаруженного комплекса. [5]
Керамика
[ редактировать ]
Керамика Далма была завезена в регион в шестом тысячелетии до нашей эры ( период позднего неолита ), распространилась по северо-западному Ирану в пятом тысячелетии до нашей эры ( период энеолита ) и использовалась до четвертого тысячелетия до нашей эры. [1] [7] [9] Среди раскопанных сосудов Далмы находятся кувшины, мензурки и чаши. [6]
Общие характеристики
[ редактировать ]Постоянное взаимодействие между различными сообществами далма обеспечило определенный уровень общности характеристик судов. [7] Керамика, раскопанная на стоянках Далмы, создавалась вручную и в основном изготавливалась из закаленной глины с небольшим количеством песка. [7] Поскольку керамика не подвергалась надлежащему обжигу, сосуды Далма имеют темно-серую сердцевину и цвет от розового до оранжевого на поверхности. [7] [9] По характеристикам поверхности суда Dalma можно разделить на следующие группы: [7]
- Расписная Далма: Изделия с росписью Далма имеют на поверхности самые разные орнаменты с яркими геометрическими и треугольными узорами. [4] [7] Они окрашены в красный цвет с фиолетовыми и коричневыми оттенками на светло-желтом фоне. [7] Части раскопанных сосудов этой категории имеют двухцветную роспись, большинство — монохромную. [1]
- Под впечатлением от Далмы: первоначальные раскопки в Далма-Тепе выявили признаки изменений в керамике Далма, поскольку выяснилось, что более ранняя версия расписных сосудов Далмы превратилась в отличительные изделия с оттисками. [5] На этих сосудах есть отпечатки кончиков пальцев и тканей, и они окрашены в красный цвет. [4] [7] В 1975 году Кэрол Хэмлин предположила, что изделия Dalma Impressed, должно быть, были изготовлены каким-то методом приготовления, поскольку некоторые из них имеют темную поверхность. [7]
- Далма Красный Слип: Большое количество раскопанных керамических изделий попадает в эту категорию. [7] Керамика Dalma Red Slipped имеет толстый красный, кремовый, фиолетовый или коричневый налет, который в большинстве случаев покрывает сосуды как снаружи, так и внутри. [1] [7] Некоторые виды керамики этой категории имеют двойное покрытие: белый слой и второй красный слой. [7]
- Простая посуда Далма: Простая посуда Далма не имеет каких-либо украшений на поверхности.
Местные характеристики
[ редактировать ]Долина Кангавар: раскопки в долине Кангавар включают Сех Габи и Годин Тепе. [1] Керамику, найденную на этом сайте, можно разделить на две группы: аппаратное и программное обеспечение соответственно. [1] Мягкая посуда представляет собой сосуды, малообожженные и имеющие различные украшения на поверхности, а высокообожженная керамика — без покрытия, достаточно тонкая и высокообожженная. [1] Большинство керамических изделий Далмы, раскопанных в этой долине, относятся к категории программного обеспечения. [1] В украшениях фурнитуры нет стилистических элементов Далмы; в Месопотамии скорее, они частично напоминают декоративные характеристики периода Убайд . [1] Анализ, проведенный Рогайе Рахими и Моэном Эслами структуры раскопанных керамических изделий в восточном регионе Загрос в Соха-Чей-Тепе, Иран, показал, что эта керамика, не принадлежащая Далме, имеет очень разные стилистические и технические структуры по сравнению с керамикой Далма. [10] По мнению этих двух экспертов, эта стилистическая и техническая разница подтверждает гипотезу о том, что эта керамика была импортирована в деревни Далмы, а не производилась на месте. [10]
Долина Махидашт: Свидетельства существования керамики Далмы были обнаружены в 16 местах по всей этой долине, а именно в Тепе Сиахбид, Чогха Маран и Тепе Кох. [1] Такая же классификация аппаратного и программного обеспечения применима и к сосудам, раскопанным на этом участке. [1] Программная керамика в этой долине в основном состоит из изделий Dalma Red-Slipped и Plain. [1] Изделия Dalma Impressed раскапываются в этой долине в меньших количествах по сравнению с долиной Кангавар, а высокообожженные сосуды с характеристиками, напоминающими Убайд, чаще встречаются в долине Махидашт. [1] [10]
Регион озера Урмия: изделия из Далмы в этом регионе включают простые, тисненые и расписные изделия. [1]
Хронология
[ редактировать ]Подобно другим культурным традициям на Ближнем Востоке , традиция Далма существует с культурной и хронологической точки зрения. [10] После своего первоначального расцвета на северо-западе Ирана в первой половине пятого тысячелетия до нашей эры традиция Далма распространилась на юг, в центральный регион Загрос, во второй половине пятого тысячелетия до нашей эры. [3]
По состоянию на 2015 год отсутствие абсолютной датировки на северо-западе Ирана и ограниченное количество раскопок, проведенных на стоянках Далмы, сделали невозможным определение точной хронологической таблицы традиции Далмы и хронологии региона в период энеолита. [3] Хронологически период Далма является продолжением позднего неолита периода Хаджи Фируза в регионе , за которым сразу же следует период среднего энеолита Писдели на северо-западе Ирана и современник периоду Убайд III в Месопотамии и традиции Сиалк III на Центрально-Иранском нагорье. [7] [10]
Как заявили Акбар Абеди, Бехруз Омрани и Азам Каримифар, Далма стала окончательным результатом развития традиции Хаджи Фируз. [3] За исключением изменений в гончарном производстве, никакие другие аспекты материальной культуры не указывают на признаки разрыва между Далмой и предшествующей традицией Хаджи Фируза. [3]
По словам Джеймса Меллаарта, британского археолога, прогресс в гончарной технике в период Далмы по сравнению с периодом Хаджи Фируза заметен. [8] [15] Он заявил, что изделия Далма, возможно, произошли от сосудов, созданных в период Хаджи Фируза, поскольку они содержат элементы живописи, общие для этого периода, а также некоторые новые стилистические новшества. [8]
Результаты радиоуглеродного датирования показали, что в конце 6-го тысячелетия до нашей эры в этом регионе между традициями Хаджи Фируза и Далмы должен был пройти переходный период продолжительностью 400 лет. [3] [12]
По словам Стива Ренетта (2022), традиция далма зародилась в последние века шестого тысячелетия до нашей эры и, возможно, продолжалась до середины пятого тысячелетия. [16]
Но, по мнению Джонни Сэмюэле Бальди (2022), все связанные с ним традиции Далмы, которые он анализирует, возникли намного позже, чем эпохи неолита и раннего энеолита. Вместо этого они были ближе к среднему энеолиту по дате и продолжались в течение позднего энеолита (LC1). Это соответствует диапазону между 4700 и 4250 годами до нашей эры. [17]
Посуда с мякиной
[ редактировать ]Энеолитическая плевеловая посуда появилась на Южном Кавказе и в Верхней Месопотамии в первой половине V тыс. до н.э. По мнению Кэтрин Марро (2022), систематическое использование мякины, создающее эффект мякиной посуды, засвидетельствовано с начала 5-го тысячелетия до нашей эры с развитием культуры Далма. [18]
На эту ойкумене из мякины также указывают «общие тенденции в жилищном строительстве и погребальных традициях». Тенденции использования обсидиана и здесь актуальны.
- «Самые ранние кавказские репертуары мякинолицых до сих пор были обнаружены в долине Среднего Аракса, о чем свидетельствуют керамические комплексы из Нахчыван-Тепе и Учан-Агыл . Нахчыван-Тепе можно рассматривать как стоянку Далма ...» [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и ХЕНРИКСОН, Элизабет Ф.; ВИТАЛИ, Ванда (1987). «Традиция Далма: доисторическая межрегиональная культурная интеграция в высокогорном Западном Иране». Палеориент . 13 (2): 37–45. дои : 10.3406/палео.1987.4427 . ISSN 0153-9345 . JSTOR 41492253 .
- ^ Перейти обратно: а б с Янг, Т. Кайлер (1963). "РАСКРАШЕННАЯ ПОСУДА ДАЛМА" . Пеннский музей . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Абеди, Акбар; Омрани, Бехруз; Каримифар, Азам (декабрь 2015 г.). «Пятое и четвертое тысячелетия до нашей эры на северо-западе Ирана: новое посещение Далмы и Писдели» . Документа Преисторика . 42 . дои : 10.4312/dp.42.23 . ISSN 1854-2492 – через ResearchGate .
- ^ Перейти обратно: а б с Дайсон, Роберт Х. (1993). «ДАЛМА ТЕПЕ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хэмлин, Кэрол (1975). «Далма Тепе». Иран . 13 : 111–127. дои : 10.2307/4300529 . ISSN 0578-6967 . JSTOR 4300529 .
- ^ Перейти обратно: а б Абеди, Акбар (2017). «Иранско-Азербайджанский путь от Загроса до Кавказа, Анатолии и Северной Месопотамии: Дава Гёз, новый памятник эпохи неолита и энеолита на северо-западе Ирана» . Средиземноморская археология и археометрия . 17 : 69–87. дои : 10.5281/ZENODO.258086 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Тоноике, Юкико (2014). «Петрографический анализ керамики Далмы VI тысячелетия до н.э. из Северо-Западного и Центрального Загроса». Иранский журнал археологических исследований . 2 (2): 65–82. дои : 10.22111/ijas.2014.1526 .
- ^ Перейти обратно: а б с Меллаарт, Джеймс (1967). Самые ранние поселения в Западной Азии: от девятого до конца пятого тысячелетия до нашей эры Издательство Кембриджского университета .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Зейниванд, Мохсен; Харирян, Хамид; Гейдариан, Махмуд (2013). «Поселения Далма на равнинах Сонгор и Колияи, Центральный Загрос». Иранский журнал археологических исследований . 3 (1): 39–47. дои : 10.22111/ijas.2013.1734 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рахими Сорхани, Рогае; Эслами, Моэн (01 февраля 2018 г.). «Специализированное производство керамики в традиции Далма; статистический подход к анализу керамики из Соха Чай Тепе, Занджан, Иран» . Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 220–234. Бибкод : 2018JArSR..17..220R . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.007 . ISSN 2352-409X – через Elsevier Science Direct .
- ^ Перейти обратно: а б с Бинанде, Али; Гласкок, Майкл Д.; Ога, апрель (01.08.2020). «Происхождение обсидиановых инструментов из Убайда и Рик-Абада в бассейне Малого Заба, северо-западный Иран» . Журнал археологической науки: отчеты . 32 : 102395. Бибкод : 2020JArSR..32j2395B . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102395 . ISSN 2352-409X . S2CID 219472213 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Баржа, Оливье; Азизи Харанаги, Хосейн; Биглари, Фейредун; Моради, Бабак; Машкур, Марьян; Тенгберг, Маргарета; Шатенье, Кристина (февраль 2018 г.). «Распространение анатолийского и кавказского обсидиана в горах Загрос и высокогорьях Ирана: элементы объяснения в моделях« пути наименьшей стоимости »». Четвертичный интернационал . 467 : 297–322. Бибкод : 2018QuInt.467..297B . дои : 10.1016/j.quaint.2018.01.032 .
- ↑ Археологические исследования начинаются на Далма-Тепе после шестидесятилетнего перерыва. Тегеран Таймс, 29 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Абеди, Акбар; Эскандари, Насир; Шахиди, Хамид Хатиб; Шарахи, Исмаил; Ширзаде, Голам (2014). «Новые свидетельства культуры Далмы и Кура-Араксеса в Тапе Кале-е-Сарсахти». Иран и Кавказ . 18 (2): 101–114. дои : 10.1163/1573384X-20140202 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 43899067 .
- ^ «Джеймс Меллаарт» . Телеграф . 03.08.2012. ISSN 0307-1235 . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Ренетт, Стив (29 июля 2022 г.). «Определение Далмы: зарождающаяся горная идентичность?». Палеориент (48–1): 111–130. дои : 10.4000/палеориент.1699 . ISSN 0153-9345 .
- ^ Балди, Джонни Сэмюэле (29 июля 2022 г.). «Между концом и новым началом: отслеживание керамического перехода после Убайда как индикатор социальных изменений» . Палеориент . Очерчивание конца света: переоценка перехода Убайд/пост-Убайд в Большой Месопотамии (48–1): 41–72. дои : 10.4000/палеориент.1539 . ISSN 0153-9345 .
- ^ Екатерина Марро, 2022, Вид с севера: появление и распространение ойкумене с мякиной, вид с Кавказа (ок. 4600–3500 до н.э.). дои 10.4000/paleorient.1675
- ^ Екатерина Марро, 2022, Вид с севера: появление и распространение ойкумене с мякиной, вид с Кавказа (ок. 4600–3500 до н.э.). дои 10.4000/paleorient.1675