Jump to content

Культура Далма

Керамический сосуд Далма, раскопанный в Иране в 1961 году Робертом Х. Дайсоном-младшим. Метрополитен-музей.

Культура Далма была доисторической археологической культурой северо-западного Ирана, датируемой началом пятого тысячелетия до нашей эры. Позже она распространилась в центральный регион Загроса и в другие районы прилегающих территорий. Его широко распространенные керамические останки были раскопаны в центральных и северных долинах гор Загрос на северо-западе Ирана. [1] далма Комплексы были первоначально обнаружены при раскопках, проведенных в Далма-Тепе и Хасанлу-Тепе в юго-западной части озера Урмия , в долине Солдуз. [2] [3]

Дальнейшие раскопки в Далма-Тепе в рамках проекта Хасанлу Пенсильванского университета в 1961 году обнаружили еще больше комплексов Далма. [2] [4] Раскопанные материалы включали архитектурные, погребальные и керамические останки, глину, кости, артефакты, молотые камни и сколы из камней. [5] Они указали, что культура Далма восходит к пятому тысячелетию до нашей эры. [2] По словам иранского археолога Акбара Абеди, Далма является одним из известных типовых памятников, расположенных на северо-западе Ирана. [6]

Раскопанная керамика является наиболее заметным аспектом этой культуры, обнаруженным до сих пор, а о других аспектах информации меньше. [7] [8] Раскопанные материалы не дают достаточной информации о народе далма и его образе жизни. [7]

Материальная традиция далма была распространена на обширной территории региона и имела аналоги по техническим и стилистическим характеристикам. [1] Раскопанные данные показывают, что эта культура распространилась по центральным горам Загроса, северному Луристану , бассейну Урмии в Азербайджане и некоторым частям Месопотамии , таким как Киркук . [9] [10] Следы культуры далмы обнаружены в северо-западной части Иранского нагорья . [9] Широкое распространение традиции далма в этом регионе свидетельствует о том, что кочевые народы . к распространению этой культуры были причастны [11]

Сообщество

[ редактировать ]

За исключением керамики, другие аспекты культуры, такие как ее происхождение, хронология, социальная и экономическая структура, плохо изучены. [3] Далма-Тепе — одно из первых оседлых поселений в долине Ушун-Солдуз на северо-западе Ирана. [5]

Два типа поселений

[ редактировать ]

Как предположили три учёных, Акбар Абеди, Бехруз Омрани и Азам Каримифар, распределение участков далма указывает на два типа структуры расселения народа далма: во-первых, постоянные поселения в долинах горы Загрос и, во-вторых, временные поселения в высокогорья северо-западного Ирана, включая Загрос и Кавказские горы. [3] Наиболее вероятной формой расселения народа далма была небольшая группа кочевников, перемещавшихся между деревнями, с которыми они поддерживали связь через родство. [3] Керамика Далма была распространена на территории площадью 40 000 км. 2 (15 000 квадратных миль). [1]

Обширное распространение керамики в больших количествах, количество стоянок Далма в регионе Загрос, а также расстояние и время в пути между этими местами позволяют предположить, что сосуды Далма не могли производиться и распространяться на местных производственных площадках, таких как местные рынки. [1] Эти сосуды, должно быть, производились региональными этническими группами на уровне домохозяйств и рассеивались в результате перемещения кочевых племен и их взаимодействия с деревнями Далма. [7] [12]

Оседлые сообщества

[ редактировать ]

Захоронения на раскопанных участках позволяют предположить, что люди далма были частью оседлого и земледельческого сообщества с общими культурными характеристиками. [7] Однородные стилистические и морфологические образцы керамики Далма на большой географической территории могут указывать на сильную этническую и социально-политическую идентичность среди общин Далма. [12] В моделях расселения нет признаков социальной иерархии и политических, экономических или религиозных структур, существующих в обществе Далма. [1] [11] Социальные обычаи народа далма могут иметь современный аналог в курдских племенных проявлениях, таких как узоры на одежде или коврах, которые предназначены для публичного демонстрации племенной принадлежности. [1]

Далма Тепе

[ редактировать ]

Далма-тепе — археологический памятник примерно в 2 км к северо-востоку от города Накаде (бывший Солдуз) в округе Накаде , Иран, на юго-западной оконечности озера Урмия . Рядом есть еще два небольших телла . В этом районе также находится важный современный объект Хасанлу-Тепе .

Останки далмы первоначально были раскопаны в Далма-Тепе, в долине Солдуз на северо-западе Загроса. Позже более современные памятники были обнаружены в долинах Махидашт и Кангавар в центральном регионе Загрос в Иране. [7] Первоначальные раскопки в Далма-Тепе в рамках проекта Хасанлу дали ограниченные результаты из-за недостаточной продолжительности раскопок и нехватки персонала для проекта. [5] В 2021 году после шестидесятилетнего перерыва в Далма-Тепе снова начались археологические исследования. [13]

Культура Далма первоначально начала свое существование вокруг озера Урмия на северо-западе Ирана, а затем распространилась на центральный регион Загрос. [1] [14] Несколько мест, связанных с этой культурой, таких как Далма Тепе, расположены вокруг озера Урмия. [1]

Географическое распространение

[ редактировать ]

Следы керамики Далмы были найдены в Кавказских горах и в некоторых частях восточного Ирака, таких как Киркук и Джебель-Хамарейн . [1] [7] [9]

Судя по местонахождению раскопанной керамики, южные границы культуры Далма доходили до восточных курдских долин, центрального Загроса и долин Кангавара и Нехаванда на северо-востоке Луристана . [1] Гончарная традиция Далмы распространилась на восток до Зенджан и Ардебиль . провинций [11] Следы останков Далмы не были раскопаны на Иранском нагорье дальше на востоке или в южных частях Луристана и Хузистана . [1] Chaine Magistrale (персидский: کوه سفید, Кух-и Сефид ) действовал как барьер и остановил распространение традиции Далма на запад. [1] Следы тисненной посуды Далмы на западе были обнаружены вплоть до провинции Дияла . [12] Все пути развития культуры далма с северо-запада берут начало в районе озера Урмия и пересекают Шелковый путь . [14] Расположение стоянок Далмы способствовало торговле, доступу к основным маршрутам, эксплуатации ресурсов и взаимодействию людей между равнинными и горными районами, что было решающими элементами в распространении керамики Далма. [3]

По словам Юкико Тоноике, по состоянию на 2012 год никаких дальнейших раскопок на ранее упомянутых стоянках Далмы в Иране не проводилось с 1979 года. [7] В ходе серии раскопок, проведенных Махмудом Гейдаряном на равнинах Сонгор и Колияи в центральном Загросе с 2004 по 2009 год, были обнаружены глиняные черепки Далмы в 9 археологических памятниках, а именно Ходаи, Шейх-Джалиль, Аб-Наз, Тепе Варз, Калаавил, КолКоле и Над Али Бейг. . [9] Все эти участки расположены в экологически оптимальных для расселения местах, вблизи берегов рек, родников и каналов. [9] Поскольку некоторые из участков расположены на больших высотах и ​​имеют более холодные погодные условия зимой и осенью, они, вероятно, были заняты полукочевыми общинами, занимавшимися животноводством. [9]

Раскопанные материалы

[ редактировать ]

Захоронения

[ редактировать ]

Первоначальные раскопки в Далма-Тепе выявили четырнадцать захоронений Далма, которые состояли из одиноких младенцев, плотно помещенных в керамические сосуды, без каких-либо следов захоронений взрослых или детей. [5] Судя по всему, взрослых хоронили за пределами поселений, а младенцев хоронили под архитектурными сооружениями внутри поселений. [5] Во время этих первоначальных раскопок было обнаружено шестнадцать захоронений, относящихся к периодам после традиции Далма. [5]

Архитектура

[ редактировать ]

Комплекс Далма указывает на наличие стен, сделанных из «чине (слоев утрамбованной грязи)», которые иногда были разделены тонкими слоями глины. [5] На стенах не было никаких следов картин, а их высота колебалась от 15 до 60 сантиметров. [5] Доказательства, найденные в Далма-Тепе, указывают на существование построек с закрытыми и открытыми площадками. [5]

Артефакты

[ редактировать ]

Артефакты, первоначально обнаруженные в Далма-Тепе, состояли из молотых камней, сколов из камней, глиняных изделий, костей и керамики. [5] Последние составили большую часть обнаруженного комплекса. [5]

Керамика

[ редактировать ]
Керамические черепки Далмы, раскопанные в 1961 году в Далма-Тепе, Иран, в рамках проекта Хасанлу Пенсильванского университета.

Керамика Далма была завезена в регион в шестом тысячелетии до нашей эры ( период позднего неолита ), распространилась по северо-западному Ирану в пятом тысячелетии до нашей эры ( период энеолита ) и использовалась до четвертого тысячелетия до нашей эры. [1] [7] [9] Среди раскопанных сосудов Далмы находятся кувшины, мензурки и чаши. [6]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Постоянное взаимодействие между различными сообществами далма обеспечило определенный уровень общности характеристик судов. [7] Керамика, раскопанная на стоянках Далмы, создавалась вручную и в основном изготавливалась из закаленной глины с небольшим количеством песка. [7] Поскольку керамика не подвергалась надлежащему обжигу, сосуды Далма имеют темно-серую сердцевину и цвет от розового до оранжевого на поверхности. [7] [9] По характеристикам поверхности суда Dalma можно разделить на следующие группы: [7]

  1. Расписная Далма: Изделия с росписью Далма имеют на поверхности самые разные орнаменты с яркими геометрическими и треугольными узорами. [4] [7] Они окрашены в красный цвет с фиолетовыми и коричневыми оттенками на светло-желтом фоне. [7] Части раскопанных сосудов этой категории имеют двухцветную роспись, большинство — монохромную. [1]
  2. Под впечатлением от Далмы: первоначальные раскопки в Далма-Тепе выявили признаки изменений в керамике Далма, поскольку выяснилось, что более ранняя версия расписных сосудов Далмы превратилась в отличительные изделия с оттисками. [5] На этих сосудах есть отпечатки кончиков пальцев и тканей, и они окрашены в красный цвет. [4] [7] В 1975 году Кэрол Хэмлин предположила, что изделия Dalma Impressed, должно быть, были изготовлены каким-то методом приготовления, поскольку некоторые из них имеют темную поверхность. [7]
  3. Далма Красный Слип: Большое количество раскопанных керамических изделий попадает в эту категорию. [7] Керамика Dalma Red Slipped имеет толстый красный, кремовый, фиолетовый или коричневый налет, который в большинстве случаев покрывает сосуды как снаружи, так и внутри. [1] [7] Некоторые виды керамики этой категории имеют двойное покрытие: белый слой и второй красный слой. [7]
  4. Простая посуда Далма: Простая посуда Далма не имеет каких-либо украшений на поверхности.

Местные характеристики

[ редактировать ]

Долина Кангавар: раскопки в долине Кангавар включают Сех Габи и Годин Тепе. [1] Керамику, найденную на этом сайте, можно разделить на две группы: аппаратное и программное обеспечение соответственно. [1] Мягкая посуда представляет собой сосуды, малообожженные и имеющие различные украшения на поверхности, а высокообожженная керамика — без покрытия, достаточно тонкая и высокообожженная. [1] Большинство керамических изделий Далмы, раскопанных в этой долине, относятся к категории программного обеспечения. [1] В украшениях фурнитуры нет стилистических элементов Далмы; в Месопотамии скорее, они частично напоминают декоративные характеристики периода Убайд . [1] Анализ, проведенный Рогайе Рахими и Моэном Эслами структуры раскопанных керамических изделий в восточном регионе Загрос в Соха-Чей-Тепе, Иран, показал, что эта керамика, не принадлежащая Далме, имеет очень разные стилистические и технические структуры по сравнению с керамикой Далма. [10] По мнению этих двух экспертов, эта стилистическая и техническая разница подтверждает гипотезу о том, что эта керамика была импортирована в деревни Далмы, а не производилась на месте. [10]

Долина Махидашт: Свидетельства существования керамики Далмы были обнаружены в 16 местах по всей этой долине, а именно в Тепе Сиахбид, Чогха Маран и Тепе Кох. [1] Такая же классификация аппаратного и программного обеспечения применима и к сосудам, раскопанным на этом участке. [1] Программная керамика в этой долине в основном состоит из изделий Dalma Red-Slipped и Plain. [1] Изделия Dalma Impressed раскапываются в этой долине в меньших количествах по сравнению с долиной Кангавар, а высокообожженные сосуды с характеристиками, напоминающими Убайд, чаще встречаются в долине Махидашт. [1] [10]

Регион озера Урмия: изделия из Далмы в этом регионе включают простые, тисненые и расписные изделия. [1]

Хронология

[ редактировать ]

Подобно другим культурным традициям на Ближнем Востоке , традиция Далма существует с культурной и хронологической точки зрения. [10] После своего первоначального расцвета на северо-западе Ирана в первой половине пятого тысячелетия до нашей эры традиция Далма распространилась на юг, в центральный регион Загрос, во второй половине пятого тысячелетия до нашей эры. [3]

По состоянию на 2015 год отсутствие абсолютной датировки на северо-западе Ирана и ограниченное количество раскопок, проведенных на стоянках Далмы, сделали невозможным определение точной хронологической таблицы традиции Далмы и хронологии региона в период энеолита. [3] Хронологически период Далма является продолжением позднего неолита периода Хаджи Фируза в регионе , за которым сразу же следует период среднего энеолита Писдели на северо-западе Ирана и современник периоду Убайд III в Месопотамии и традиции Сиалк III на Центрально-Иранском нагорье. [7] [10]

Как заявили Акбар Абеди, Бехруз Омрани и Азам Каримифар, Далма стала окончательным результатом развития традиции Хаджи Фируз. [3] За исключением изменений в гончарном производстве, никакие другие аспекты материальной культуры не указывают на признаки разрыва между Далмой и предшествующей традицией Хаджи Фируза. [3]

По словам Джеймса Меллаарта, британского археолога, прогресс в гончарной технике в период Далмы по сравнению с периодом Хаджи Фируза заметен. [8] [15] Он заявил, что изделия Далма, возможно, произошли от сосудов, созданных в период Хаджи Фируза, поскольку они содержат элементы живописи, общие для этого периода, а также некоторые новые стилистические новшества. [8]

Результаты радиоуглеродного датирования показали, что в конце 6-го тысячелетия до нашей эры в этом регионе между традициями Хаджи Фируза и Далмы должен был пройти переходный период продолжительностью 400 лет. [3] [12]

По словам Стива Ренетта (2022), традиция далма зародилась в последние века шестого тысячелетия до нашей эры и, возможно, продолжалась до середины пятого тысячелетия. [16]

Но, по мнению Джонни Сэмюэле Бальди (2022), все связанные с ним традиции Далмы, которые он анализирует, возникли намного позже, чем эпохи неолита и раннего энеолита. Вместо этого они были ближе к среднему энеолиту по дате и продолжались в течение позднего энеолита (LC1). Это соответствует диапазону между 4700 и 4250 годами до нашей эры. [17]

Посуда с мякиной

[ редактировать ]

Энеолитическая плевеловая посуда появилась на Южном Кавказе и в Верхней Месопотамии в первой половине V тыс. до н.э. По мнению Кэтрин Марро (2022), систематическое использование мякины, создающее эффект мякиной посуды, засвидетельствовано с начала 5-го тысячелетия до нашей эры с развитием культуры Далма. [18]

На эту ойкумене из мякины также указывают «общие тенденции в жилищном строительстве и погребальных традициях». Тенденции использования обсидиана и здесь актуальны.

«Самые ранние кавказские репертуары мякинолицых до сих пор были обнаружены в долине Среднего Аракса, о чем свидетельствуют керамические комплексы из Нахчыван-Тепе и Учан-Агыл . Нахчыван-Тепе можно рассматривать как стоянку Далма ...» [19]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и ХЕНРИКСОН, Элизабет Ф.; ВИТАЛИ, Ванда (1987). «Традиция Далма: доисторическая межрегиональная культурная интеграция в высокогорном Западном Иране». Палеориент . 13 (2): 37–45. дои : 10.3406/палео.1987.4427 . ISSN   0153-9345 . JSTOR   41492253 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Янг, Т. Кайлер (1963). "РАСКРАШЕННАЯ ПОСУДА ДАЛМА" . Пеннский музей . Проверено 28 мая 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Абеди, Акбар; Омрани, Бехруз; Каримифар, Азам (декабрь 2015 г.). «Пятое и четвертое тысячелетия до нашей эры на северо-западе Ирана: новое посещение Далмы и Писдели» . Документа Преисторика . 42 . дои : 10.4312/dp.42.23 . ISSN   1854-2492 – через ResearchGate .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Дайсон, Роберт Х. (1993). «ДАЛМА ТЕПЕ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 28 мая 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хэмлин, Кэрол (1975). «Далма Тепе». Иран . 13 : 111–127. дои : 10.2307/4300529 . ISSN   0578-6967 . JSTOR   4300529 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Абеди, Акбар (2017). «Иранско-Азербайджанский путь от Загроса до Кавказа, Анатолии и Северной Месопотамии: Дава Гёз, новый памятник эпохи неолита и энеолита на северо-западе Ирана» . Средиземноморская археология и археометрия . 17 : 69–87. дои : 10.5281/ZENODO.258086 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Тоноике, Юкико (2014). «Петрографический анализ керамики Далмы VI тысячелетия до н.э. из Северо-Западного и Центрального Загроса». Иранский журнал археологических исследований . 2 (2): 65–82. дои : 10.22111/ijas.2014.1526 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Меллаарт, Джеймс (1967). Самые ранние поселения в Западной Азии: от девятого до конца пятого тысячелетия до нашей эры Издательство Кембриджского университета .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Зейниванд, Мохсен; Харирян, Хамид; Гейдариан, Махмуд (2013). «Поселения Далма на равнинах Сонгор и Колияи, Центральный Загрос». Иранский журнал археологических исследований . 3 (1): 39–47. дои : 10.22111/ijas.2013.1734 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рахими Сорхани, Рогае; Эслами, Моэн (01 февраля 2018 г.). «Специализированное производство керамики в традиции Далма; статистический подход к анализу керамики из Соха Чай Тепе, Занджан, Иран» . Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 220–234. Бибкод : 2018JArSR..17..220R . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.007 . ISSN   2352-409X – через Elsevier Science Direct .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Бинанде, Али; Гласкок, Майкл Д.; Ога, апрель (01.08.2020). «Происхождение обсидиановых инструментов из Убайда и Рик-Абада в бассейне Малого Заба, северо-западный Иран» . Журнал археологической науки: отчеты . 32 : 102395. Бибкод : 2020JArSR..32j2395B . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102395 . ISSN   2352-409X . S2CID   219472213 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Баржа, Оливье; Азизи Харанаги, Хосейн; Биглари, Фейредун; Моради, Бабак; Машкур, Марьян; Тенгберг, Маргарета; Шатенье, Кристина (февраль 2018 г.). «Распространение анатолийского и кавказского обсидиана в горах Загрос и высокогорьях Ирана: элементы объяснения в моделях« пути наименьшей стоимости »». Четвертичный интернационал . 467 : 297–322. Бибкод : 2018QuInt.467..297B . дои : 10.1016/j.quaint.2018.01.032 .
  13. Археологические исследования начинаются на Далма-Тепе после шестидесятилетнего перерыва. Тегеран Таймс, 29 сентября 2021 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Абеди, Акбар; Эскандари, Насир; Шахиди, Хамид Хатиб; Шарахи, Исмаил; Ширзаде, Голам (2014). «Новые свидетельства культуры Далмы и Кура-Араксеса в Тапе Кале-е-Сарсахти». Иран и Кавказ . 18 (2): 101–114. дои : 10.1163/1573384X-20140202 . ISSN   1609-8498 . JSTOR   43899067 .
  15. ^ «Джеймс Меллаарт» . Телеграф . 03.08.2012. ISSN   0307-1235 . Проверено 28 мая 2020 г.
  16. ^ Ренетт, Стив (29 июля 2022 г.). «Определение Далмы: зарождающаяся горная идентичность?». Палеориент (48–1): 111–130. дои : 10.4000/палеориент.1699 . ISSN   0153-9345 .
  17. ^ Балди, Джонни Сэмюэле (29 июля 2022 г.). «Между концом и новым началом: отслеживание керамического перехода после Убайда как индикатор социальных изменений» . Палеориент . Очерчивание конца света: переоценка перехода Убайд/пост-Убайд в Большой Месопотамии (48–1): 41–72. дои : 10.4000/палеориент.1539 . ISSN   0153-9345 .
  18. ^ Екатерина Марро, 2022, Вид с севера: появление и распространение ойкумене с мякиной, вид с Кавказа (ок. 4600–3500 до н.э.). дои 10.4000/paleorient.1675
  19. ^ Екатерина Марро, 2022, Вид с севера: появление и распространение ойкумене с мякиной, вид с Кавказа (ок. 4600–3500 до н.э.). дои 10.4000/paleorient.1675
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 859f317a371b851ed37359d09a7cd065__1720272480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/65/859f317a371b851ed37359d09a7cd065.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dalma culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)