Крестьянская война в Германии.
Крестьянская война в Германии (нем. Der deutsche Bauernkrieg ) Фридриха Энгельса представляет собой краткий отчет о восстаниях начала XVI века, известных как Немецкая крестьянская война (1524–1525). Оно было написано Энгельсом в Лондоне летом 1850 года, после революционных восстаний 1848–1849 годов, к которым оно часто обращается в сравнительной форме. [1] «С тех пор пролетело три столетия, — пишет он, — и многое изменилось; однако крестьянская война не так уж далека от нашей теперешней борьбы, как может показаться, и противники, с которыми нам приходится сталкиваться, по существу остаются одинаковый." [2]
Фон
[ редактировать ]Книга была написана Энгельсом в Лондоне летом 1850 г., после революционных восстаний 1848–1849 гг., о которых в ней часто говорится в сравнительной форме. [3] «С тех пор пролетело три столетия, — пишет он, — и многое изменилось; однако крестьянская война не так уж далека от нашей теперешней борьбы, как может показаться, и противники, с которыми нам приходится сталкиваться, по существу остаются одинаковый." [4]
Энгельс хвалит историка Вильгельма Циммермана книгу «История Великой крестьянской войны (1841–1843)» как «лучшую подборку фактических данных» о Крестьянской войне 1525 года. [5] и признает, что большая часть материалов, касающихся крестьянских восстаний и Томаса Мюнцера, взята из книги Циммермана. [6] Крестьянская война в Германии первоначально появилась в пятом и шестом выпусках Neue Rheinische Zeitung -Revue , политико-экономического обозрения, редактируемого Карлом Марксом в Гамбурге , а позже была переиздана в виде книги.
Опираясь на цели и методы исторического материализма , Энгельс преуменьшает значение традиционно упоминаемых политических и религиозных причин войны, сосредотачиваясь вместо этого на материальных, экономических факторах. «Эта книга, — пишет Энгельс в предисловии ко второму изданию, —
обязуется... доказать, что политические и религиозные теории были не причинами [конфликта], а результатом той стадии развития сельского хозяйства, промышленности, земельных и водных путей, торговли и финансов, которая существовала тогда в Германии. Это единственное материалистическое понимание истории исходит не от меня, а от Маркса и встречается в его трудах о Французской революции 1848–1849 годов...» [7]
Энгельс подробно описывает сложную классовую структуру Германии в эпоху крестьянской войны и исследует неоднозначную роль в ней рыцарей, мелких дворян, чья приверженность сохранению своей феодальной власти преобладала над их союзами с крестьянами. Точно так же Энгельс резко критикует Мартина Лютера как оппортунистического реформатора «среднего класса» и предателя не только революции, но и некоторых из своих самых известных христианских догматов:
Лютер дал плебейскому движению мощное оружие — перевод Библии. Через Библию он противопоставил феодальное христианство своего времени умеренному христианству первого века. В противовес загнивающему феодальному обществу он поддерживал картину другого общества, которое ничего не знало о разветвленной и искусственной феодальной иерархии. Крестьяне широко использовали это оружие против войск князей, дворянства и духовенства. Теперь Лютер обратил то же оружие против крестьян, извлекая из Библии настоящий гимн властям, установленным Богом, — подвиг, который едва ли может превзойти какой-либо лакей абсолютной монархии. Княжество по милости Божией, пассивное сопротивление, даже крепостное право санкционировались Библией. [8]
В зависимости от точки зрения историков, войну можно интерпретировать, как это делает Фридрих Энгельс, как случай, когда зарождающаяся буржуазия (городской класс) не смогла утвердить чувство собственной автономии перед лицом княжеской власти и покинула страну. сельские классы навстречу своей судьбе. [9]
Содержание
[ редактировать ]Социальные классы в Священной Римской империи XVI века
[ редактировать ]Принцы
[ редактировать ]Германия шестнадцатого века была частью Священной Римской империи , децентрализованного образования, в котором сам император Священной Римской империи имел мало власти за пределами своих династических земель, которые охватывали лишь небольшую часть всей страны. В империи существовали сотни в значительной степени независимых светских и церковных территорий, большинством из которых управляла дворянская династия (хотя несколько десятков были городами-государствами ). Многие из них были автократическими правителями, которые едва признавали какую-либо другую власть на своих территориях. Князья имели право взимать налоги и занимать деньги по своему усмотрению. Растущие расходы на управление и военное содержание побуждали князей продолжать повышать стоимость жизни своих подданных. Меньшая знать и духовенство не платили налогов и часто поддерживали своего местного князя. Многие города имели привилегии, освобождавшие их от уплаты налогов, поэтому основная часть налогового бремени ложилась на плечи крестьян. Князья часто пытались принудить своих более свободных крестьян к крепостному праву путем повышения налогов и введения Римское гражданское право . Римское гражданское право было выгодно тем князьям, которые стремились укрепить свою власть, поскольку оно передало всю землю в их личную собственность и устранило феодальную концепцию земли как доверительного управления между господином и крестьянином, которое наделяло последнего правами, а также обязанностями. Сохраняя остатки древнего закона, который узаконивал их собственное правление, они не только повысили свое богатство и положение в империи за счет конфискации всей собственности и доходов, но и свое господство над своими крестьянскими подданными. Согласно этому древнему закону, у крестьян не было другого выхода, кроме пассивного сопротивления. Несмотря на это, князь теперь имел абсолютный контроль над всеми своими крепостными и их имуществом. Восстания, как правило, оставались изолированными, без поддержки и легко подавлялись до тех пор, пока Томас Мюнцер и подобные радикалы не начали отвергать легитимизирующие факторы древнего закона и не использовали концепцию «Божественного закона» как средство пробуждения людей.
Меньшее дворянство
[ редактировать ]Развивающиеся военные технологии позднего средневековья начали делать меньшую знать рыцарей устаревшей. Внедрение военной науки и растущее значение пороха и пехоты уменьшили важность их роли как тяжелой кавалерии, а также уменьшили стратегическое значение их замков. Их роскошный образ жизни истощал те небольшие доходы, которые у них были, поскольку цены продолжали расти. Они воспользовались своими древними правами, чтобы получить как можно больший доход со своих территорий. Рыцари озлоблялись по мере того, как они все больше обеднели и все больше попадали под юрисдикцию князей. Таким образом, эти два класса находились в постоянном конфликте. Рыцари также считали духовенство высокомерным и лишним сословием, завидуя при этом привилегиям и богатству, которые закреплялись церковными уставами. Кроме того, рыцари, часто бывшие в долгу перед городами, постоянно конфликтовали с городскими патрициями. [ нужна ссылка ]
Духовенство
[ редактировать ]Духовенство, или класс прелатов, теряло свое место в качестве интеллектуальной власти над всеми делами внутри государства. Прогресс книгопечатания (особенно Библии) и расширение торговли , а также распространение гуманизма эпохи Возрождения повысили уровень грамотности по всей Империи. Соответственно, католическая монополия на высшее образование также была сокращена. Со временем католические институты погрузились в коррупцию. Клерикальное невежество и злоупотребление симонией и плюрализмом (заниманием нескольких должностей одновременно) процветали. Некоторые епископы , архиепископы , аббаты и настоятели были столь же безжалостны в эксплуатации своих подданных, как и региональные князья. Помимо продажи индульгенций , они устраивали молитвенные дома и напрямую облагали народ налогами. Растущее возмущение церковной коррупцией побудило монаха Мартина Лютера вывесить свои 95 тезисов на дверях замковой церкви в Виттенберге , Германия, в 1517 году, а также побудило других реформаторов радикально переосмыслить церковное учение и организацию.
Патриции
[ редактировать ]По мере роста гильдий и роста городского населения городские патриции сталкивались с растущим сопротивлением. Патриции состояли из богатых семей, которые единолично заседали в городских советах и занимали все административные должности. Как и князья, они могли добиваться доходов от своих крестьян любыми возможными способами. Произвольная плата за проезд по дорогам, мостам и воротам может быть установлена по желанию. Они постепенно отозвали общинные земли и запретили фермерам ловить рыбу или заготавливать древесину на землях, которые когда-то принадлежали общине. Гильдейские налоги были взысканы. Все собранные доходы не подлежали формальному администрированию, а гражданские счета игнорировались. Таким образом, широко практиковались хищения и мошенничество , а класс патрициев, связанный семейными узами, становился все богаче и эксплуататорским.
граждане
[ редактировать ]Городские патриции все чаще подвергались критике со стороны растущего класса бургеров, который состоял из зажиточных граждан среднего класса, которые часто занимали административные должности в гильдиях или работали торговцами. Для бюргеров их собственное растущее богатство было достаточным основанием для того, чтобы претендовать на право контролировать гражданскую администрацию. Они открыто требовали городского собрания, состоящего как из патрициев, так и из бюргеров, или хотя бы ограничения симонии и выделения нескольких мест бюргерам. Бюргеры также выступали против духовенства, которое, по их мнению, вышло за рамки своих полномочий и не смогло выполнить свои религиозные обязанности. Они требовали отмены особых привилегий духовенства, таких как освобождение от налогов, а также сокращения их числа. Бюргер-мастер (гильдейстер или ремесленник) теперь владел как мастерской, так и ее инструментами, которыми он разрешал пользоваться своим ученикам, и предоставлял своим работникам материалы, необходимые для изготовления их продукции. Взамен они получали выплаты, размер которых бюргер определял с учетом продолжительности их труда, а также качества их изготовления и количества произведенной продукции. Подмастерья лишились возможности подняться в рядах гильдии и тем самым были лишены своих гражданских прав. [ нужна ссылка ]
Плебеи
[ редактировать ]Плебеи составили новый класс городских рабочих, подмастерьев и бродяг. В их ряды пополнились и разорившиеся мещане. Хотя технически они были потенциальными горожанами, подмастерьям запрещалось занимать более высокие должности со стороны богатых семей, управлявших гильдиями. Таким образом, их «временное» положение, лишенное гражданских прав, имело тенденцию становиться постоянным. У плебеев не было собственности, как у разорившихся мещан или крестьян. Они были безземельными, бесправными гражданами и симптомом упадка феодального общества. Именно в Тюрингии революция, сосредоточившаяся вокруг Мюнцера, дала плебейскому рабочему классу наибольшее выражение. Они требовали полного социального равенства, поскольку начали верить, при поддержке Мюнцера, что эволюция их общества должна осуществляться ими самими снизу, а не сверху. Власти поспешили подавить подобные взрывные устремления, представлявшие наибольшую угрозу их традиционной власти.
Крестьяне
[ редактировать ]Самый низший слой общества продолжали занимать крестьяне, облагаемые высокими налогами. В начале 16 века ни один крестьянин не мог свободно охотиться, ловить рыбу или рубить дрова, так как сеньоры недавно отобрали эти общинные земли для своих целей. Господин имел право использовать свою крестьянскую землю по своему усмотрению; крестьянину ничего не оставалось, кроме как наблюдать, как его посевы уничтожаются дичью и дворянами, скачущими по его полям во время своих рыцарских охот. Когда крестьянин хотел жениться, ему требовалось не только разрешение барина, но и уплата налога. Когда крестьянин умирал, помещик имел право на свой лучший скот, свою лучшую одежду и свои лучшие инструменты. Система правосудия, управляемая духовенством или богатыми бюргерами и юристами-патрициями, не давала крестьянам никакой компенсации. Поколения традиционного рабства и автономный характер провинций ограничили крестьянские восстания местными районами. Единственной надеждой крестьянина было объединение стремлений всех провинциалов. Мюнцер должен был признать, что недавно разбавленные классовые структуры предоставили низшим слоям общества больше претензий на легитимность их восстания, а также больше возможностей для политических и социально-экономических выгод.
Рост социального конфликта
[ редактировать ]Появление новых классов и их соответствующих интересов начало смягчать структуру власти старой феодальной системы. Рост международной торговли и промышленности не только поставил князей в конфликт с интересами растущего класса купеческих капиталистов, но и расширил базу интересов низшего класса (крестьян плюс новые городские рабочие). Вмешательство горожан и необходимого класса плебеев ослабило феодальную власть, поскольку оба этих класса выступали против вершины иерархии, находясь при этом в естественной оппозиции друг другу. Появление класса плебеев усилило интересы низшего класса по нескольким причинам. Вместо того, чтобы крестьянство было единственным угнетенным и традиционно рабским сословием, плебеи добавили новое измерение, которое разделяло схожие классовые интересы, но делало это без истории прямого угнетения.
Противодействие привилегиям католического духовенства росло среди нескольких классов новой позднесредневековой иерархии, включая крестьянство. Многие бюргеры и дворяне также презирали кажущуюся лень и распущенность клерикальной жизни. Будучи членами более привилегированных классов в силу предпринимательства и традиций соответственно, они чувствовали, что духовенство пожинает плоды (такие как освобождение от налогов и церковную десятину), на которые они не имели права. Когда ситуация подходила, даже князья отказывались от католицизма, чтобы обрести политическую и финансовую независимость и увеличить свою власть на своих территориях.
После того, как тысячи жалобных статей были составлены и безрезультатно представлены низшими классами во многих городах и деревнях, вспыхнуло восстание. Партии разделились на три отдельные группы. Католический лагерь состоял из духовенства, а также тех патрициев и князей, которые сопротивлялись любому противодействию католическому социальному порядку. Умеренная реформаторская партия состояла в основном из бюргеров и князей. Бюргеры увидели возможность получить власть в городских советах, поскольку предложенная Лютером реформированная церковь будет высоко централизована в городах, а также осудит кумовские практики, с помощью которых патриции крепко контролировали бюрократию. Точно так же князья стремились получить дополнительную автономию не только от католического императора Карла V, но и от требований католической церкви в Риме. Плебеи, крестьяне и те, кто сочувствовал их делу, составляли третий лагерь, который возглавляли такие проповедники, как Томас Мюнцер. Этот лагерь хотел разорвать оковы общества позднего средневековья и создать новое во имя Бога.
Крестьяне и плебеи Германии составили списки статей, в которых излагались их жалобы. Знаменитые 12 статей Шварцвальда в конечном итоге были приняты в качестве окончательного набора претензий. Изложение в статьях социальных, политических и экономических проблем все более популярного протестантского движения объединило население в массовом восстании, которое вспыхнуло сначала в Нижней Швабии в 1524 году, а затем быстро распространилось на другие части Германии.
Окончательный провал восстания
[ редактировать ]Крестьянское движение в конечном итоге потерпело неудачу: города и знать заключили сепаратные миры с княжескими армиями, которые восстановили старый порядок в часто еще более жестком воплощении под номинальным господством императора Священной Римской империи Карла V , которого в немецких делах представлял его младший брат Фердинанд. .
Религиозный диссидент Мартин Лютер 1521 года как еретик , уже осужденный Вормсским эдиктом и обвиненный в то же время в разжигании розни, отверг требования повстанцев и поддержал право правителей Германии на подавление восстаний. Лютер основывал свое отношение к крестьянскому восстанию на доктрине Святого Павла о божественном праве царей в своем послании к Римлянам 13: 1–7 , в котором говорится, что все власти назначены Богом, и им не следует сопротивляться. его бывший последователь Томас Мюнцер С другой стороны, вышел на передний план как радикальный агитатор в Тюрингии .
Анабаптисты
[ редактировать ]27 декабря 1521 года появились три цвиккауских пророка , находившиеся под влиянием Томаса Мюнцера и оказавшие на него влияние в Виттенберге из Цвиккау : Томас Дрешель, Николас Шторх и Марк Томас Штюбнер. Реформа Лютера не была для них достаточно радикальной. Как и Римско-католическая церковь , Лютер практиковал крещение младенцев , которое анабаптисты считали «ни библейским, ни примитивным и не отвечающим главным условиям вступления в видимое братство святых, а именно покаянию, вере, духовному просветлению и свободной отдаче святых». себя ко Христу ».
Богослов-реформатор и соратник Лютера Филипп Меланхтон , оказавшийся бессильным против энтузиастов, которым симпатизировал его со-реформатор Андреас Карлштадт , обратился к Лютеру, все еще скрывавшемуся в Вартбурге . Лютер был осторожен и не осуждал новую доктрину сразу, но советовал Меланхтону обращаться с ее сторонниками мягко и проверять их дух на предмет того, от Бога ли они . В Виттенберге царила неразбериха, школы и университеты которого перешли на сторону «пророков» и были закрыты. Отсюда возникает утверждение, что анабаптисты были врагами учения, чему противоречит тот факт, что двое из них, Хетцер и Денк , произвели и напечатали первый немецкий перевод еврейских пророков в 1527 году. Первые лидеры движения в Цюрихе — Конрад Гребель , Феликс Манц , Джордж Блаурок , Бальтазар Хубмайер — изучали греческий, латынь и иврит.
6 марта 1522 года Лютер вернулся в Виттенберг, где взял интервью у пророков, презирал их «духи», изгнал их из города и приказал изгнать их сторонников из Цвиккау и Эрфурта. Лишенные доступа в церкви, последние проповедовали и совершали таинство в частных домах. Изгнанные из городов, они разбрелись по сельской местности. Вынужденный покинуть Цвикау, Мюнцер посетил Богемию , два года жил в Альтштедте в Тюрингии, а в 1524 году провел некоторое время в Швейцарии. В этот период он провозглашал свои революционные религиозные и политические доктрины с возрастающей горячностью и, что касается низших сословий, с растущим успехом.
Крестьянская война началась главным образом как восстание против феодального гнета, но под руководством Мюнцера она превратилась в войну против всех официальных властей в насильственной попытке утвердить мюнцеровский идеал христианского государства, основанного на абсолютном равенстве и общности благ. Полное поражение повстанцев при Франкенхаузене (15 мая 1525 г.), за которым последовала казнь Мюнцера и нескольких других лидеров, оказалось лишь временным сдерживанием анабаптистского движения. По всей Германии, Швейцарии и Нидерландам были разбросаны ревностные пропагандисты, чьим учениям многие были готовы следовать, как только появился новый лидер.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фредерик Энгельс, «Крестьянская война в Германии», содержащаяся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 10 (Нью-Йорк: International Publishers: 1978), стр. 397–482.
- ^ Крестьянская война в Германии, пер. Мойссай Дж. Ольгин (Нью-Йорк: International Publishers, 1966), стр. 1966. 33.
- ^ Фредерик Энгельс, «Крестьянская война в Германии», содержащаяся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 10 (Нью-Йорк: International Publishers: 1978), стр. 397–482.
- ^ Крестьянская война в Германии, пер. Мойссай Дж. Ольгин (Нью-Йорк: International Publishers, 1966), стр. 1966. 33.
- ↑ Примечание 294, содержащееся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 10 , с. 686.
- ^ «Крестьянская война в Германии Фридриха Энгельса» .
- ^ Крестьянская война в Германии, пер. Мойссай Дж. Ольгин (Нью-Йорк: International Publishers, 1966), стр. 1966. 12.
- ^ Крестьянская война в Германии, пер. Мойссай Дж. Ольгин (Нью-Йорк: International Publishers, 1966), стр. 1966. 62.
- ^ Фридрих Энгельс, Крестьянская война в Германии . Первоначально опубликовано в 1850 году; Издание: 3 – 2000 (электронное), стр. 59-62. По состоянию на 15 августа 2009 г. здесь .
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Эрнест Белфорт Бакс (1899). Крестьянская война в Германии, 1525-1526 гг. , из Интернет-архива . HTML-источник .
- Питер Бликл, (1985), Революция 1525 года: Немецкая крестьянская война с новой точки зрения , перевод Томаса А. Брэди-младшего и Х. К. Мидельфорта, Нью-Йорк, издательство Университета Джонса Хопкинса
- Фридрих Энгельс (1850). Крестьянская война в Германии . HTML-источник
- Гюнтер Франц (1956), Немецкая крестьянская война , Дармштадт, Научное книжное общество.
- Хиллей Змора (1997), Государство и дворянство в Германии раннего Нового времени: рыцарская вражда во Франконии 1440–1567 гг. , Cambridge University Press, 1997 (в твердом переплете), 2002 (в мягкой обложке), ISBN 0521561795
- Том Скотт и Роберт В. Скрибнер (1991). Крестьянская война в Германии: история в документах , Humanities Press International, Нью-Джерси, ISBN 0-391-03681-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крестьянская война в Германии , Энгельс в формате PDF.
- Крестьянская война в Германии в формате html на сайте marxists.org