Берлинская республика
Автор | Юрген Хабермас |
---|---|
Язык | немецкий |
Предмет | Немецкий национализм |
Опубликовано | 1997 |
Место публикации | Германия |
Тип носителя | Распечатать |
Берлинская республика ( нем . Die Normalität einer Berliner Republik. Kleine Politische Schriften VIII ) — книга 1997 года, состоящая из сборника стенограмм интервью с немецким философом и социальным критиком Юргеном Хабермасом, проведенных различными европейскими СМИ в середине 1990-х годов. Общей нитью интервью является несогласие Хабермаса с возрождающимся немецким национализмом после воссоединения с бывшей Германской Демократической Республикой (ГДР).
В основе интервью лежат теоретические работы Хабермаса. На момент интервью, в начале 1990-х годов, Хабермас публиковал «Между фактами и нормами» , свою философию права и политики, а также писал политико-философские эссе, которые позже были собраны в тома, опубликованные на английском языке под названием « Обоснование и применение» и «Обоснование и применение». Включение Другого .
В «Берлинской республике» Хабермас ведет интеллектуальную кампанию в политической публичной сфере Германии против того, что он считает ретроспективным влиянием немецкого политического теоретика и сторонника нацизма Карла Шмитта и философа Мартина Хайдеггера. Шмитт выступал за «нормализирующий» взгляд на историю Германии, согласно которому коммунизм и нацизм будут приравнены, и будет подтверждена преемственность воссоединенной Германии с ее прошлым до 1945 года. Хабермас призывает немцев по-другому думать о 1945 и 1989 годах. По мнению Хабермаса, Германия должна отвергнуть любую мысль о том, чтобы основывать свое воссоединенное будущее на продолжении таких понятий, как немецкая этническая идентичность как основа немецкого государства, Германия как потенциальная политическая и военная страна. власть в Центральной Европе, «ориентированная на Восток» внешняя политика и идея «особого пути» ( Sonderweg ) для Германии, отдельного от пути других западных демократий.
Обоснование, которое дает Хабермас, изначально историческое: если немцы честно смотрят в лицо своему прошлому, они не могут желать какой-либо преемственности с ним, которая не считала бы его трагическим и катастрофическим. Это восходит к его самым ранним работам 1950-х годов, собранным в «Философско-политических профилях» , в которых он видит единственный путь вперед для немецкой философии – помнить о немецко-еврейской философии, которая была уничтожена во время Холокоста .
Однако помимо этого есть еще два соображения, которые для Хабермаса имеют более важное значение. Первый касается процесса глобализации во всех его формах: всемирных коммуникаций, транснациональных корпораций, системного воздействия человеческой деятельности на природную среду, беспрецедентной иммиграции, резкого усовершенствования транспортных и коммуникационных технологий, а также международных организаций. Хабермас согласен с британским социологом-теоретиком Энтони Гидденсом в том, что глобализация трансформирует природу политики и общества. Хотя в XVIII и XIX веках национальное государство было подходящим местом и масштабом для развития эмансипированной политической публичной сферы, после Второй мировой войны это уже не так. Поскольку проблемы глобальны, их решения тоже будут. Следовательно, уместен только глобальный масштаб принятия решений, и все внешние дела стран должны рассматриваться как внутренние дела мирового сообщества. Основываясь на своем теоретическом понятии социальной легитимности, исходящей только из активного, постоянного согласия народа, Хабермас показывает, как его понятие политической публичной сферы обеспечивает, посредством совещательных соглашений, разработанных в радикальной либеральной демократии, путь для людей, которые раньше Считавшие себя чужими, могут прийти к выводу, что у них есть общие интересы в более широком социальном масштабе, чем они предполагали ранее.
Вторым важным соображением для Хабермаса является замена того, что он называет «конституционным патриотизмом», на этнический национализм как существенный клей, скрепляющий разнообразное, плюралистическое общество вместе. В «постметафизическую» эпоху плюрализм мировоззрений означает, что люди не могут основывать соглашения на политическом уровне на конкретных религиозных ценностях. Точно так же в эпоху иммиграции и отступления расизма больше нецелесообразно добиваться политического консенсуса в государстве, прежде всего, на основе ценностей одной культуры по сравнению с ценностями другой. Следовательно, единственный путь вперед — это расширить освободительный потенциал, уже присутствующий даже в демократических институтах, основанных на культуре или религии, а именно, чтобы люди на практике увидели, что их собственные интересы лучше всего защищены в процессуальных системах права и политики, которые систематически защищать интересы всех в равной степени. Приверженность такой политико-правовой системе — это то, что Хабермас подразумевает под «конституционным патриотизмом», как это особенно подробно описано в эссе, позже опубликованных под названием «Конституционный патриотизм». Постнациональное созвездие .