Коммуникативное действие
В социологии — это совместные действия , коммуникативное действие предпринимаемые людьми на основе взаимного обсуждения и аргументации. Термин был разработан немецким философом - социологом Юргеном Хабермасом в его работе «Теория коммуникативного действия» .
Структуры
[ редактировать ]Коммуникативное действие, по Хабермасу, возможно при условии способности человека к рациональности . Хабермас говорит, что рациональность — это способность, присущая языку, особенно в форме аргументации. «Мы используем термин «аргументация» для обозначения того типа речи, в котором участники тематизируют оспариваемые утверждения о достоверности и пытаются защитить или критиковать их посредством аргументации». [1] : 18 Структуры аргументативной речи, которые Хабермас определяет как отсутствие принуждения, взаимный поиск понимания и неотразимую силу лучшего аргумента, образуют ключевые особенности, благодаря которым интерсубъективная рациональность может сделать общение возможным. Действия, предпринятые участниками в процессе такого аргументированного общения, могут быть оценены на предмет их рациональности в той степени, в которой они соответствуют этим критериям.
Коммуникативная рациональность отличается от инструментальной, нормативной и драматургической рациональности своей способностью касаться всех трех «миров», как он их называет, следуя Карлу Попперу , — субъективного, объективного и интерсубъективного или социального. Коммуникативная рациональность является саморефлексивной и открытой для диалога, в котором участники спора могут учиться у других и у самих себя, размышляя о своих предпосылках и тематизируя аспекты своих культурных знаний, чтобы подвергнуть сомнению предположения, которые обычно не подвергаются сомнению.
Коммуникативное действие — это действие, основанное на совещательном процессе, в котором два или более человека взаимодействуют и координируют свои действия на основе согласованных интерпретаций ситуации. [1] : 86 Коммуникативное действие Хабермас отличает от других форм действия, таких как инструментальное действие, которое представляет собой чистое целенаправленное поведение, рассматриваемое преимущественно в экономике, с учетом всех функций языка. [1] : 95 То есть коммуникативное действие обладает способностью размышлять над языком, используемым для выражения пропозициональной истины, нормативной ценности или субъективного самовыражения.
Социальные последствия
[ редактировать ]Большая часть работ Хабермаса была ответом на работы его предшественников во Франкфуртской школе . Коммуникативную рациональность, например, можно рассматривать как ответ на критику разума просвещения, выраженную в Макса Хоркхаймера и Т.В. Адорно «Диалектике Просвещения» . Хоркхаймер и Адорно утверждали, что эпоха Просвещения считала доминирующим в западной культуре особый вид рациональности, инструментальный разум, который сделал возможным лишь более эффективное и безжалостное манипулирование природой и самими людьми. [2] Форма критической теории Хабермаса призвана заново открыть посредством анализа положительных потенциалов человеческой рациональности в среде языка возможность критической формы разума, которая может привести к размышлению и исследованию не только объективных вопросов, но и вопросов социальные нормы, человеческие ценности и даже эстетическое выражение субъективности.
Более ранняя работа Хабермаса « Структурная трансформация публичной сферы » предвосхищает его интерес к аргументации и может быть прочитана ретроспективно как исторический пример западноевропейских обществ, институционализирующих аспекты коммуникативного действия в политической и социальной сферах. Хабермас отмечает рост институтов публичных дебатов в Великобритании и Франции конца XVII и XVIII веков. В этих странах методы обмена информацией и коммуникации, впервые изобретенные капиталистическими купцами, были адаптированы к новым целям и использовались как средство публичного использования разума. Таким образом, понятие коммуникативной рациональности в публичной сфере во многом обязано формулировке Иммануила Канта публичного использования разума в книге « Что такое Просвещение?» Хабермас утверждает, что буржуазия , участвовавшая в этой зарождающейся публичной сфере, универсализировала те аспекты своего класса, которые позволили ей представить публичную сферу как инклюзивную. общественная сфера вообще. [3] Акцент на основах демократии, установленный в этой работе, был перенесен и в его более позднее исследование в «Теории коммуникативного действия» о том, что большая демократизация и снижение барьеров для участия в публичном дискурсе (некоторые из которых он определил в первой публичной сфере Просвещения ) мог бы открыть дверь к более открытому форма социального действия. Сдвиг от более марксистского акцента на экономических основах дискурса в «Структурной трансформации» к более «суперструктурному» акценту на языке и коммуникации в «Теории коммуникативного действия» сигнализирует о переходе Хабермаса к постмарксистской концепции.
Критика
[ редактировать ]Хабермас рассматривает коммуникацию и дебаты в публичной сфере как аргументативно меритократические . Критики утверждали, что представление Хабермаса о коммуникативной рациональности, на которой должно основываться коммуникативное действие, иллюзорно. Например, формальные предпосылки равенства участников спора могут маскировать реальность неравного социального капитала. «Нет никакой гарантии, что формально симметричное распределение возможностей выбора и использования речевых актов приведет к чему-то большему, чем выражению статус-кво». [4] Историк Ян Макнили, например, противопоставляет точку зрения Хабермаса идее Мишеля Фуко о коммуникации как олицетворении ранее существовавших властных отношений: «Юрген Хабермас придерживается нереалистичного идеала коммуникации без власти… Мишель Фуко исправляет этот идеализм, рассматривая знание как силу; его работа на самом деле наполнена применением знаний для контроля над человеческими телами». [5] Подобным образом, дискурсивная фикция консенсуса, достигнутого посредством рациональной аргументации, может использоваться как легитимирующая опора для социальных действий в ущерб маргинализированным членам - это основа значительной феминистской критики идей Хабермаса.
Другая радикальная критика исходит от Николаса Компридиса , бывшего ученика Хабермаса, который рассматривает теорию Хабермаса как еще одну попытку прийти к « взгляду из ниоткуда », на этот раз путем обнаружения рациональности в процедурах достижения соглашения независимо от точки зрения каких-либо конкретных участников. или фон. В ответ он предлагает « раскрывающую возможности » роль разума, чтобы исправить проблемы работы Хабермаса. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Юрген Хабермас, Теория коммуникативного действия , пер. Томас Маккарти, Бостон: Beacon Press, 1984.
- ^ Адорно и Хоркхаймер, Диалектика Просвещения , пер. Эдмунд Джефкотт, Пало-Альто: Стэнфордский университет, 2002 г.
- ^ Юрген Хабермас, Структурная трансформация публичной сферы , пер. Томас Маккарти, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1991.
- ↑ Питер Миллер, «Доминирование и власть» , Routledge, 1987.
- ^ Ян Макнили, Раскрепощение письма , Беркли: Univ. Калифорнийской прессы, 2003 г.
- ^ Николас Компридис , Критика и раскрытие информации: критическая теория между прошлым и будущим (Кембридж: MIT Press, 2006).