Кризис легитимации (книга)
![]() | |
Автор | Юрген Хабермас |
---|---|
Оригинальное название | Проблемы легитимности в позднем капитализме |
Переводчик | Томас Маккарти |
Язык | немецкий |
Предмет | Кризис легитимации |
Издатель | Зуркамп |
Дата публикации | 1973 |
Место публикации | Западная Германия |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 120 |
ISBN | 0-435-82386-8 |
«Кризис легитимации» ( нем . Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus ) — книга философа Юргена Хабермаса, вышедшая в 1973 году . Он был опубликован на английском языке в 1975 году издательством Beacon Press, переведен и с предисловием Томасом Маккарти . Первоначально он был опубликован Suhrkamp. [ 1 ] В названии говорится о падении доверия к административным функциям, институтам или лидерству: кризис легитимации . [ 2 ] Прямой перевод ее немецкого названия — «Проблемы легитимации в позднем капитализме» . В этой книге, опубликованной через пять лет после «Знания и интересов человека» , Хабермас исследовал фундаментальные кризисные тенденции в государственном капитализме . До появления государственного капитализма государства были в первую очередь озабочены поддержанием рыночной экономики , в то время как при государственном капитализме государства выполняли дополнительные функции, такие как обеспечение социального здравоохранения, пенсий, образования и так далее. Расширение сферы государственного управления и влияния помогло справиться с кризисной тенденцией капитализма в экономической сфере, но создало другую кризисную тенденцию как в политической, так и в социокультурной сфере, а именно кризис легитимации и кризис мотивации соответственно.
Концепция кризиса Хабермаса.
[ редактировать ]Хабермас сначала уточняет, какие ситуации следует рассматривать как кризис социальных систем . По его мнению, социальные системы обладают конкретными организационными принципами или основными ценностями. [ 3 ] которые имеют решающее значение для дальнейшего существования и самобытности общества. Кризис возникает, когда системные изменения настолько значительны, что ставят под угрозу эти основные цели, а также дальнейшее существование и социальную идентичность членов общества. Это состояние также характеризуется разрушением нормативных структур, что приводит к социальной дезинтеграции.
Чтобы проиллюстрировать, как происходит такой кризис, Хабермас выделяет три подсистемы внутри социальных систем: экономические системы, политико-административные системы и социокультурные системы. Он также концептуализирует окружающую среду вокруг социальных систем: внутреннюю природу и внешнюю природу. Внешняя природа — это «ресурсы нечеловеческой среды», тогда как внутренняя природа — это «органический субстрат членов общества». [ 4 ] Хабермас считает, что различие между социальными системами и природой заключается в существовании притязаний на обоснованность первых. Против внешней природы используются инструментальные действия, чтобы оставаться социальными системами, а против внутренней природы коммуникативные действия используются . Расширение социальных систем в сторону внешней (через производство) и внутренней природы (путем социализации) также характеризуется этими притязаниями на обоснованность. Благодаря им социальная система расширяет свои границы.
Кризисные тенденции в развитом капитализме
[ редактировать ]Под развитым капитализмом Хабермас прежде всего имеет в виду стадию капитализма, когда государство вмешивается в рынок по мере развития функциональных разрывов. Это вмешательство знаменует собой конец как конкурентного, так и либерального капитализма. Хабермас утверждает, что такое «воссоединение экономической системы с политической – что в некотором смысле реполитизирует производственные отношения – создает повышенную потребность в легитимации». [ 5 ] В частности, он утверждает, что требование легитимации сводится к двум оставшимся требованиям. Первый – это гражданский приватизм, означающий, что политика не вмешивается в распределение вознаграждений внутри системы. Второе – это требование легитимации самой структурной деполитизации.
Затем Хабермас обсуждает проблемы, возникшие в развитом капитализме в отношении вышеупомянутых отношений между системами и природой. А именно, система расширяет свои границы до своей внутренней и внешней природы. По отношению к внешней природе – предел возможностей и ресурсов окружающей среды, необходимых для экономического роста и потребления. Что касается внутренней природы, Хабермас находит проблему в процессе социализации, который «происходит внутри структур языковой интерсубъективности; оно определяет организацию поведения, связанную с нормами, требующими обоснования, и с системами интерпретации, обеспечивающими идентичность». [ 6 ] Он предполагает, что мотивация соответствовать принятию решений публичной власти должна требовать легитимации, но этот процесс легитимации может происходить вне коммуникативной структуры действия. Если это произойдет, «форма социализации, а вместе с ней и идентичность социокультурных систем должны будут измениться». [ 7 ]
Основываясь на этом наблюдении проблем развитого капитализма, он далее утверждает, что существует четыре возможных кризисных тенденции в развитом капитализме: экономический кризис, кризис рациональности, кризис легитимации и кризис мотивации. Экономическая система работает с использованием труда и капитала и производит потребительские ценности. Экономический кризис относится к нарушениям производства, а это означает, что распределение бремени и вознаграждений не осуществляется в рамках ожидания легитимизации системы ценностей. Этот экономический кризис приводит к двум видам кризиса политической системы: кризису рациональности и кризису легитимности. Кризис рациональности — это ситуация, когда публичная власть не может удовлетворить спрос экономической системы, или, по его словам, ситуация, когда «административной системе не удается согласовать и выполнить императивы, полученные от экономической системы». [ 8 ] Кризис легитимации возникает, когда политическая власть не может привлечь массовую лояльность. Эти кризисы, в свою очередь, создают дефицит рациональности и дефицит легитимации соответственно. Это означает, что государство не может в достаточной степени справиться с управляющими императивами экономической системы (дефицит рациональности) и что государство не может поддерживать нормативные структуры, необходимые для поддержания идентичности общества (дефицит легитимности). Это также означает входные нарушения для социокультурной системы, поскольку ее входные данные исходят от результатов экономической и политической систем, таких как потребительские ценности и административные решения. А результат социокультурной системы является основой социальной интеграции, поскольку он обеспечивает мотивацию поддержки политической системы в форме легитимации. Хабермас резюмирует этот момент следующим образом;
«Приходится считаться с тенденциями культурного кризиса, когда нормативные структуры меняются, согласно присущей им логике, таким образом, что взаимодополняемость между требованиями государственного аппарата и профессиональной системы, с одной стороны, и интерпретируемыми потребностями и законные ожидания членов общества, с другой, нарушаются. Кризисы легитимации возникают из-за потребности в легитимации, которая возникает в результате изменений в политической системе (даже когда нормативные структуры остаются неизменными) и которая не может быть удовлетворена существующим запасом легитимации. Мотивационные кризисы, напротив, являются результатом изменений в самой социокультурной системе». [ 9 ]
По мнению Хабермаса, мотивация подчиняться закону исходит из разума и рационального оправдания. Утверждая это, он отрицает положение о том, что «ценности и нормы, в соответствии с которыми формируются мотивы, имеют имманентное отношение к истине». [ 10 ] Иными словами, прослеживая причины и механизм кризиса развитого капитализма, Хабермас исследовал источники легитимности в более фундаментальном смысле. С этой целью он утверждает «возможность обоснования требований нормативной действительности, то есть предоставления рациональных оснований для их признания». [ 11 ] Хабермас продолжает рассматривать проблему претензий на достоверность и коммуникативного действия в книге «Теория коммуникативного действия» .
Влияние
[ редактировать ]В отличие от более поздних работ Хабермаса, «Кризис легитимации» находится под сильным влиянием Маркса , о чем свидетельствует аргумент о том, что внутреннее противоречие капитализма приводит к экономическому кризису. [ 12 ] Однако в то же время Хабермас включил теорию системы вслед за Клаусом Оффе , чтобы ответить и на слабость марксизма. [ 13 ] В контексте критической теории эта книга оказала значительное влияние на последующие поколения критических теоретиков, таких как Эндрю Арато , Сейла Бенхабиб , Нэнси Фрейзер , Рахель Джегги и Венди Браун . Многие современные критические теоретики отвергают строгое различие между системой и жизненным миром, но, тем не менее, по сей день следуют основным принципам кризиса легитимации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запись в каталоге COPAC
- ^ Фридрихс, Дэвид (1980). «Кризис легитимности в Соединенных Штатах: концептуальный анализ». Социальные проблемы . 27 (5): 540–555. дои : 10.1525/sp.1980.27.5.03a00040 .
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Кембридж, Великобритания: Политика. п. 3. ISBN 0-7456-0609-1 .
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Кембридж, Великобритания: Политика. п. 9. ISBN 0-7456-0609-1 .
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 36.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 43.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 44.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 46.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 48.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 95.
- ^ Хабермас, Юрген (1976). Кризис легитимации . Политическая пресса. п. 101.
- ^ Мошенник, Грэм (2013). «Хабермас и кризисные тенденции» . Грэм Скамблер .
- ^ Эдгар, Эндрю (2005). Философия Хабермаса . Издательство Университета Макгилла-Куина.