Jump to content

Капиталистический дорожник

В маоизме капиталистический дорожник [а] — это человек или группа, которые демонстрируют заметную тенденцию поддаваться давлению со стороны буржуазных сил и впоследствии пытаются повернуть китайскую коммунистическую революцию в капиталистическое русло. Если бы им позволили это сделать, эти силы в конечном итоге восстановили бы политическое и экономическое правление капитализма; другими словами, эти силы поведут общество по «капиталистическому пути». [1]

Этот термин впервые появился в литературе Коммунистической партии Китая (КПК) в 1965 году; однако этот термин в маоистском мышлении восходит к Венгерской революции 1956 года . [2] : 78  Во время Венгерской революции Мао Цзэдун считал «советское автократическое правление» в Восточном блоке неправильным и больше не отражающим нужды венгерского народа. [2] : 85  Мао критически относился к присутствию и вмешательству Советского Союза в Венгрии, и эта точка зрения в конечном итоге привела к советско-китайскому расколу . Он считал, что члены Венгерской социалистической рабочей партии отделили свое руководство от народа, что, следовательно, позволило провести экономический пересмотр и вернуться к капитализму. [1]

Мао использовал этот пример на своей встрече с Политбюро КПК в 1956 году , чтобы скорректировать внутренние механизмы и ужесточить ограничения власти внутри партии, чтобы не отделять партию от народного коммунизма. [1] Эта встреча состоялась во время кампании «Сто цветов» , когда Мао призвал к критике КПК со стороны гражданских лиц и интеллектуалов. [3] Полученные отзывы содержали критику в адрес Мао и членов КПК. [1] Лю Биньянь, партийный деятель Мао, утверждал, что люди, критикующие КПК, должны быть включены в список врагов КПК. [1] Кроме того, Биньян утверждал, что члены КПК, критиковавшие КПК, были «капиталистическими сторонниками дороги», которые разрушили внутренние механизмы партии. [1]

Во время Культурной революции Мао провозгласил, что необходимо сосредоточить больше усилий на членах КПК, которые следуют капиталистическим путем. [4] : 7  Мао охарактеризовал дорожников как «амбиционистов, заговорщиков и лицемеров эксплуататорского класса». [4] : 7–8  Он попросил общественность скоординировать критику местных членов КПК, которые, казалось, были капиталистическими сторонниками дороги. [4] : 10 

Использование в критике Дэн Сяопина

[ редактировать ]

Мао утверждал, что Дэн Сяопин , который всю жизнь был членом КПК и с детства был привержен подходу партии, [1] был капиталистическим дорожником и что Советский Союз перешел в руки капиталистических дорожников из Коммунистической партии Советского Союза после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. [5] [6] Позже в 1966 году Мао снова напал на Дэна и Лю Шаоци , в результате чего Дэн потерял свой пост. [7]

В середине 1975 года с благословения отсутствующего Мао, который лечился от личных недугов, Дэн получил полное руководство и власть в Китае и инициировал множество реформ, направленных на исправление предполагаемых ошибок, которые он видел в культурной революции. [8] Реформы, которые с тех пор были названы процессом демаоификации , поскольку он скорректировал политику КПК, установленную ранее Мао, которая включала изменения в образовании, персонале, экономике, науке и технологиях в его четырех модернизаций . политике [9] [8] Мао был сторонником практического образования за пределами классной комнаты. [10] Реформы Дэна в образовательной политике ограничили этот опыт и вместо этого сосредоточились на классном образовании, которое, по словам Мао, сделало Дэна капиталистическим путешественником. [11]

После смерти Чжоу Эньлая , популярного китайского политика и общественного диссидента реформ Дэна, Мао отступил от своего назначения и начал кампанию «Критиковать Дэн Сяопина». [8] и Дэн был подвергнут чистке во второй раз после 1966 года. Эта программа была продолжением Культурной революции и позволила студентам в Пекине протестовать на площади Тяньаньмэнь и в других китайских городах после негативной реакции на «Четыре модернизации» Дэна. [9] На одном плакате во время этой кампании было написано: «Дэн, этот нераскаявшийся капиталистический путешественник, снова в пути». [8] Дэн подвергся дальнейшей критике в 1970-х годах в газете « Жэньминь жибао ЦК КПК» и был обвинен в попытке саботировать революцию. [12]

Использование в академической стипендии за пределами Китая

[ редактировать ]

Термин «капиталистический дорожник» приобрел влияние после смерти Мао и продолжает использоваться в различных антикапиталистических исследованиях. Индийский журналист и активист Аруп Байся использовал термин «капиталистические дорожники» для описания советских политиков после смерти Сталина, которые направили экономическую политику в сторону рыночного социализма . [13] Экономист Кейт Гриффин описал Карла Маркса как человека, преодолевшего капиталистический путь, благодаря его пониманию деревенского коммунизма без индустриализации. [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ упрощенный китайский : капиталист-путешественник традиционный китайский : капиталист-путешественник ; Zϒuzīpài : ;
    также упрощенный китайский: те, кто у власти, которые идут по капиталистическому пути ; традиционные китайцы: те, у власти, которые идут по капиталистическому пути : Цзу зибенчжуйи даолу де дангкуанпай ;
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чан, Сильвия (июль 1979 г.). «Образ «капиталистического путешественника» - некоторые диссидентские рассказы периода ста цветов». Австралийский журнал по делам Китая . 2 (2). Колледж Азии и Тихого океана , Австралийский национальный университет : 77–102. дои : 10.2307/2158732 . JSTOR   2158732 . S2CID   147609086 .
  2. ^ Jump up to: а б Чжу, Даньдан (2016). «Участие Китая в Венгерской революции, октябрь-ноябрь 1956 г.» (PDF) . Корвинусский журнал международных отношений . 1 (3). дои : 10.14267/cojourn.2016v1n3a7 .
  3. ^ Макфаркуар, Родерик (1989). «Секретные речи председателя Мао» . Гарвардская серия «Современный Китай» . 6 : 6.
  4. ^ Jump up to: а б с Цзэ-дун, Мао (апрель 1969 г.). «Наша стратегия». Китайское законодательство и правительство . 2 (1): 3–12. дои : 10.2753/CLG0009-460902013 . ISSN   0009-4609 . S2CID   16272983 .
  5. ^ Генри Хе (2016). Словарь политической мысли Китайской Народной Республики . Тейлор и Фрэнсис. п. 713. ИСБН  9781315500430 .
  6. ^ Берч Бербероглу (2006). Государство и революция в двадцатом веке: основные социальные трансформации нашего времени . Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН  9781461645696 .
  7. ^ Баум, Джулиан. «Первый взгляд Китая на падение и взлет Дэн Сяопина» . Христианский научный монитор . Проверено 23 февраля 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Цвейг, Дэвид (1 марта 2016 г.). «Фотоочерк неудавшейся реформы. Бэйда, площадь Тяньаньмэнь и поражение Дэн Сяопина в 1975-76 годах» . Перспективы Китая . 2016 (2016/1): 5–28. doi : 10.4000/chinaperspectives.6893 .
  9. ^ Jump up to: а б Го, Цзянь (2015). Исторический словарь китайской культурной революции (второе изд.). Лэнхэм, Мэриленд. ISBN  978-1442251724 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Ню, Сяодун (1996). «Мао Цзэдун и Дэн Сяопин: сравнение образовательной мысли» . Сравнительное и международное образование . 25 (1). дои : 10.5206/cie-eci.v25i1.9017 .
  11. ^ Гун, Цянь (1 июня 2015 г.). «Хозяева нации. Изображение промышленного рабочего в фильмах периода Культурной революции (1966-1976)» . Перспективы Китая . 2015 (2015/2): 15–23. doi : 10.4000/chinaperspectives.6690 .
  12. ^ «Китай: дело против «капиталистических дорожников» » . Выживание: глобальная политика и стратегия . 18 (3): 128–129. 1 мая 1976 г. дои : 10.1080/00396337608441617 . ISSN   0039-6338 .
  13. ^ Байся, Аруп (2011). « Левые в упадке: историческая перспектива». Экономический и политический еженедельник . 46 (47): 78. JSTOR   41720528 .
  14. ^ Гриффин, Кейт ; Биделе, Робер (март 1986 г.). «Коммунизм и развитие». Экономический журнал . 96 (381): 240. дои : 10.2307/2233448 . JSTOR   2233448 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1926a2986943b19cd0661b0aef67b192__1721223840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/92/1926a2986943b19cd0661b0aef67b192.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Capitalist roader - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)