Капиталистический дорожник
Часть серии о |
маоизм |
---|
В маоизме капиталистический дорожник [а] — это человек или группа, которые демонстрируют заметную тенденцию поддаваться давлению со стороны буржуазных сил и впоследствии пытаются повернуть китайскую коммунистическую революцию в капиталистическое русло. Если бы им позволили это сделать, эти силы в конечном итоге восстановили бы политическое и экономическое правление капитализма; другими словами, эти силы поведут общество по «капиталистическому пути». [1]
История
[ редактировать ]Этот термин впервые появился в литературе Коммунистической партии Китая (КПК) в 1965 году; однако этот термин в маоистском мышлении восходит к Венгерской революции 1956 года . [2] : 78 Во время Венгерской революции Мао Цзэдун считал «советское автократическое правление» в Восточном блоке неправильным и больше не отражающим нужды венгерского народа. [2] : 85 Мао критически относился к присутствию и вмешательству Советского Союза в Венгрии, и эта точка зрения в конечном итоге привела к советско-китайскому расколу . Он считал, что члены Венгерской социалистической рабочей партии отделили свое руководство от народа, что, следовательно, позволило провести экономический пересмотр и вернуться к капитализму. [1]
Мао использовал этот пример на своей встрече с Политбюро КПК в 1956 году , чтобы скорректировать внутренние механизмы и ужесточить ограничения власти внутри партии, чтобы не отделять партию от народного коммунизма. [1] Эта встреча состоялась во время кампании «Сто цветов» , когда Мао призвал к критике КПК со стороны гражданских лиц и интеллектуалов. [3] Полученные отзывы содержали критику в адрес Мао и членов КПК. [1] Лю Биньянь, партийный деятель Мао, утверждал, что люди, критикующие КПК, должны быть включены в список врагов КПК. [1] Кроме того, Биньян утверждал, что члены КПК, критиковавшие КПК, были «капиталистическими сторонниками дороги», которые разрушили внутренние механизмы партии. [1]
Во время Культурной революции Мао провозгласил, что необходимо сосредоточить больше усилий на членах КПК, которые следуют капиталистическим путем. [4] : 7 Мао охарактеризовал дорожников как «амбиционистов, заговорщиков и лицемеров эксплуататорского класса». [4] : 7–8 Он попросил общественность скоординировать критику местных членов КПК, которые, казалось, были капиталистическими сторонниками дороги. [4] : 10
Использование в критике Дэн Сяопина
[ редактировать ]Мао утверждал, что Дэн Сяопин , который всю жизнь был членом КПК и с детства был привержен подходу партии, [1] был капиталистическим дорожником и что Советский Союз перешел в руки капиталистических дорожников из Коммунистической партии Советского Союза после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. [5] [6] Позже в 1966 году Мао снова напал на Дэна и Лю Шаоци , в результате чего Дэн потерял свой пост. [7]
В середине 1975 года с благословения отсутствующего Мао, который лечился от личных недугов, Дэн получил полное руководство и власть в Китае и инициировал множество реформ, направленных на исправление предполагаемых ошибок, которые он видел в культурной революции. [8] Реформы, которые с тех пор были названы процессом демаоификации , поскольку он скорректировал политику КПК, установленную ранее Мао, которая включала изменения в образовании, персонале, экономике, науке и технологиях в его четырех модернизаций . политике [9] [8] Мао был сторонником практического образования за пределами классной комнаты. [10] Реформы Дэна в образовательной политике ограничили этот опыт и вместо этого сосредоточились на классном образовании, которое, по словам Мао, сделало Дэна капиталистическим путешественником. [11]
После смерти Чжоу Эньлая , популярного китайского политика и общественного диссидента реформ Дэна, Мао отступил от своего назначения и начал кампанию «Критиковать Дэн Сяопина». [8] и Дэн был подвергнут чистке во второй раз после 1966 года. Эта программа была продолжением Культурной революции и позволила студентам в Пекине протестовать на площади Тяньаньмэнь и в других китайских городах после негативной реакции на «Четыре модернизации» Дэна. [9] На одном плакате во время этой кампании было написано: «Дэн, этот нераскаявшийся капиталистический путешественник, снова в пути». [8] Дэн подвергся дальнейшей критике в 1970-х годах в газете « Жэньминь жибао ЦК КПК» и был обвинен в попытке саботировать революцию. [12]
Использование в академической стипендии за пределами Китая
[ редактировать ]Термин «капиталистический дорожник» приобрел влияние после смерти Мао и продолжает использоваться в различных антикапиталистических исследованиях. Индийский журналист и активист Аруп Байся использовал термин «капиталистические дорожники» для описания советских политиков после смерти Сталина, которые направили экономическую политику в сторону рыночного социализма . [13] Экономист Кейт Гриффин описал Карла Маркса как человека, преодолевшего капиталистический путь, благодаря его пониманию деревенского коммунизма без индустриализации. [14]
См. также
[ редактировать ]- Китайская экономическая реформа
- Теория Дэн Сяопина
- Марксизм-ленинизм-маоизм
- Теория мирной эволюции
- Ревизионизм (марксизм)
- Советско-китайский раскол
Примечания
[ редактировать ]- ^ упрощенный китайский : капиталист-путешественник традиционный китайский : капиталист-путешественник ; Zϒuzīpài : ; также упрощенный китайский: те, кто у власти, которые идут по капиталистическому пути ; традиционные китайцы: те, у власти, которые идут по капиталистическому пути : Цзу зибенчжуйи даолу де дангкуанпай ;
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чан, Сильвия (июль 1979 г.). «Образ «капиталистического путешественника» - некоторые диссидентские рассказы периода ста цветов». Австралийский журнал по делам Китая . 2 (2). Колледж Азии и Тихого океана , Австралийский национальный университет : 77–102. дои : 10.2307/2158732 . JSTOR 2158732 . S2CID 147609086 .
- ^ Jump up to: а б Чжу, Даньдан (2016). «Участие Китая в Венгерской революции, октябрь-ноябрь 1956 г.» (PDF) . Корвинусский журнал международных отношений . 1 (3). дои : 10.14267/cojourn.2016v1n3a7 .
- ^ Макфаркуар, Родерик (1989). «Секретные речи председателя Мао» . Гарвардская серия «Современный Китай» . 6 : 6.
- ^ Jump up to: а б с Цзэ-дун, Мао (апрель 1969 г.). «Наша стратегия». Китайское законодательство и правительство . 2 (1): 3–12. дои : 10.2753/CLG0009-460902013 . ISSN 0009-4609 . S2CID 16272983 .
- ^ Генри Хе (2016). Словарь политической мысли Китайской Народной Республики . Тейлор и Фрэнсис. п. 713. ИСБН 9781315500430 .
- ^ Берч Бербероглу (2006). Государство и революция в двадцатом веке: основные социальные трансформации нашего времени . Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН 9781461645696 .
- ^ Баум, Джулиан. «Первый взгляд Китая на падение и взлет Дэн Сяопина» . Христианский научный монитор . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Цвейг, Дэвид (1 марта 2016 г.). «Фотоочерк неудавшейся реформы. Бэйда, площадь Тяньаньмэнь и поражение Дэн Сяопина в 1975-76 годах» . Перспективы Китая . 2016 (2016/1): 5–28. doi : 10.4000/chinaperspectives.6893 .
- ^ Jump up to: а б Го, Цзянь (2015). Исторический словарь китайской культурной революции (второе изд.). Лэнхэм, Мэриленд. ISBN 978-1442251724 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ню, Сяодун (1996). «Мао Цзэдун и Дэн Сяопин: сравнение образовательной мысли» . Сравнительное и международное образование . 25 (1). дои : 10.5206/cie-eci.v25i1.9017 .
- ^ Гун, Цянь (1 июня 2015 г.). «Хозяева нации. Изображение промышленного рабочего в фильмах периода Культурной революции (1966-1976)» . Перспективы Китая . 2015 (2015/2): 15–23. doi : 10.4000/chinaperspectives.6690 .
- ^ «Китай: дело против «капиталистических дорожников» » . Выживание: глобальная политика и стратегия . 18 (3): 128–129. 1 мая 1976 г. дои : 10.1080/00396337608441617 . ISSN 0039-6338 .
- ^ Байся, Аруп (2011). « Левые в упадке: историческая перспектива». Экономический и политический еженедельник . 46 (47): 78. JSTOR 41720528 .
- ^ Гриффин, Кейт ; Биделе, Робер (март 1986 г.). «Коммунизм и развитие». Экономический журнал . 96 (381): 240. дои : 10.2307/2233448 . JSTOR 2233448 .