И Нонг
И Нонг | |
---|---|
Просвещенная и Добродетельная Императрица Королевства Долголетия | |
Срок владения | 1038–1039 |
Просвещенная и добродетельная вдовствующая императрица | |
Срок владения | 1042–1055 |
Рожденный | 1005 |
Умер | 1055 (49–50 лет) |
Супруг | Нонг Цюаньфу |
Проблема |
|
Религия | Шаманизм , Анимизм |
А Нонг (также А Нунг , китайский : 阿儂 ; ок. 1005–1055) была чжуанской шаманкой, матриархом и воином. Она была матерью военачальника Нонг Чжигао (1025–1055). Вместе со своим сыном, отцом и мужем она возглавляла меньшинства чжуан и нунг на китайско-вьетнамской границе против вьетнамских и китайских врагов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Нонг родилась около 1005 года и была дочерью вождя, которого считали чиновником уровня Чжоу ханьские китайцы . Ее брат Нонг Данг-дао унаследовал центральный регион Чжуан. Нонг вышла замуж за вождя и чиновника уровня Чжоу Нонг Цюань-фу ( Nùng Tồn Phúc ) около 1020 года. [ 2 ] [ 1 ] У нее было несколько детей, главный из которых - Нонг Чжигао (род. 1025). [ 1 ]
Согласно легенде жителей деревни Жету из округа Гуаннань , А Нонг был одновременно храбрым и мудрым. Ее зовут Ях Военг (Могущественная Мать), и легенда гласит, что однажды она случайно забеременела. Муж ее был ей неизвестен, так как он всегда навещал ее по ночам. По совету отца однажды ночью она привязала шелковую нить к его ноге только для того, чтобы обнаружить нить, привязанную к ноге одной из их домашних собак. Прежде чем бежать, спасаясь от гнева отца, собака сказала ей, что родит, когда встретит оленя. Она родила, правда, когда встретила буйвола. Легенда гласит, что ее сын Нонг Чжигао потерпел поражение от китайского императора, потому что родился преждевременно. [ 3 ]
Хотя « История песни» описывает А Нонга как шаманку, занимавшуюся магией, включая ритуальные человеческие жертвоприношения , но конфуцианские предрассудки могут искажать данные. [ 2 ] Гендерная система Чжуан была эгалитарной по сравнению с конфуцианской ортодоксальностью . [ 4 ] Конфуцианские историки обычно преуменьшали или игнорировали влиятельных женщин, приписывая их действия их отцам, мужьям или сыновьям. [ 5 ] Но важность чжуанского матриарха А Нонг можно оценить, несмотря на завесу конфуцианских предрассудков. [ 2 ]
Более поздние события позволяют предположить, что А Нонг повлияла на своего мужа, чтобы тот убил своего брата и захватил земли, принадлежащие клану Цен. [ 2 ] Затем власть клана Нонг возросла: Нонг Цюань-фу основал Королевство Долголетия (長生國) и назвал себя Ту Дань Чао, первым королем Дали. В 1039 году вьетнамский император Ли Тай Тонг повел армию в этот регион и захватил Нонг Цюань-фу и большую часть его семьи. Их казнили, но А Нонг и ее сын Нонг Чжигао сбежали. [ 2 ]
Нонг считался находчивым; «Чжигао часто просила и применяла ее стратегии при завоевании городов и поселков. Она присвоила себе титул вдовствующей императрицы». [ 6 ]
А Нонг и Нонг Чжигао установили тесные отношения с китайскими торговцами, которые регулярно приезжали из Гуанчжоу для покупки золота. Нонг вместе с торговцем, известным как Хуан Вэй, посоветовал Нонг Чжигао вступить в бой с силами Сун в Юне. Ему удалось добиться успеха, и он захватил Хэнчжоу и Учжоу, а затем безуспешно осадил Кантон в 1052 году. Суд Сун назначил награду за головы Нонг Чжигао и А Нонга. За голову Нонга была назначена награда в 3000 гуаней и официальная должность — большая награда, чем за двух кантонских предателей. [ 7 ] После мобилизации сил Сун и военного поражения при Юне А Нонг и Нонг Чжигао бежали в Темо в Юньнани , где они попытались собрать больше войск. Их поймали, и А Нонг был казнен в 1055 году. [ 8 ]
Нонг вела долгую борьбу за сохранение единства своего народа, но силы, выдвинутые против нее, были слишком велики. [ 1 ] Женщины Чжуан продолжали выступать в качестве лидеров в регионе, некоторые из них были достойными преемниками А Нонга, в том числе замечательная женщина Чжуан Ва Ши . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и Барлоу 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Барлоу 1987 , с. 256.
- ^ Инчан, Дамронгфон (2015). «Нонг Южного Китая: лингвистический, исторический и культурный контекст» . Журнал социальных, гуманитарных наук и искусств Университета Силпакорн . 15 (1): 164.
- ^ Барлоу 1987 , с. 255.
- ^ Барлоу 1987 , стр. 255–256.
- ^ Бангвэй, Чжан (2016). «Женщины: этнические женщины, живущие на территориях Ляо, Западная Ся, Цзинь и Дали, а также этнических поселениях, находящихся под юрисдикцией Сун» . Социальная история средневекового Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН 978-1-107-16786-5 .
- ^ Барлоу 2005 .
- ^ Барлоу 1987 , с. 261.
Цитируемые работы
- Барлоу, Джеффри (2005), «Междуцарствие Тан-Сун» , «Чжуан: продольное исследование их истории и культуры» , Тихоокеанский университет , заархивировано из оригинала 08 февраля 2007 г. , получено 4 мая 2018 г.
- ——— (2002), «А Нонг (ок. 1005–1055)» , в Коммире, Энн (редактор), « Женщины в мировой истории: биографическая энциклопедия» , Уотерфорд, Коннектикут: Yorkin Publications, ISBN 0-7876-4074-3
- Барлоу, Джеффри Г. (1987), «Чжуанские меньшинства на китайско-вьетнамской границе в период песни», Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 18 (2): 250–269, doi : 10.1017/s0022463400020543 , JSTOR 20070970 , S2CID 163042066
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эберхард, Вольфрам (1982). Меньшинства Китая вчера и сегодня. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Ма Инь, изд. (1989). Национальные меньшинства Китая. Пекин: Издательство иностранных языков.
- Шафер, Эдвард (1967). Вермиллионная птица: Танские образы Юга. Беркли: Калифорнийский университет.
- Тейлор, К.В. (1983). Рождение Вьетнама. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.