Jump to content

Это люди

(Перенаправлено с Тайцев )

Этот
Распространение народа Тай
Регионы со значительной численностью населения
Юго-Восточная Азия
Мьянма ( Тай Яй )
Лаос
Таиланд
Вьетнам
Южная Азия
Индия ( Тай Кхамти , Тай Ахом , Тай Мейтей Тай Факе , Тай Айтон , Тай Кхамьянг , Тай Турунг , [1] [2] и Тай Лай )
Восточная Азия
Китай ( народ дай , народ чжуан , народ буэй )
Языки
Это языки
Религия
Большинство буддистов Тхеравады ; Народная религия Тай , Санамахизм , Индуизм ( Экасарана Дхарма Вайшнавизм )

Тайские народы — это группы населения, говорящие (или ранее говорившие) на тайских языках . Всего во всем мире насчитывается около 93 миллионов человек тайского происхождения, причем крупнейшими этническими группами являются дай , тайцы , исан , тай яй (шань), тай лай (шаньни), лаосцы , тай ахом , тай мейтей и народы северного тайца .

Тай разбросаны по большей части Южного Китая и материковой части Юго-Восточной Азии , а некоторые ( например, Тай Ахом , Тай Мейтей, Тай Кхамти , Тай Факе , Тай Айтон) населяют некоторые части Северо-Восточной Индии . Народы тай очень похожи как в культурном, так и в генетическом отношении и поэтому идентифицируются в первую очередь по языку.

Носители многих языков тайской ветви языковой семьи тай-кадай распространены во многих странах Южного Китая , Индокитая и Северо-Восточной Индии . Неудивительно, что существует множество терминов, используемых для описания отдельных тайских народов этих регионов.

По мнению Мишеля Ферлюса , этнонимы Тай/Тай (или Тай/Тай) произошли от этимона *k(ə)ri: «человек» через следующую цепочку: kəri: > kəli: > kədi:/kədaj ( - l- > -d- сдвиг в напряженных полуторасложных слогах и возможная дифтонгизация -i: > -aj ). [3] [4] Это, в свою очередь, изменилось на di:/daj (предслоговое усечение и возможная дифтонгизация -i: > -aj ). А потом *дай А (Прото-Юго-Западный Тай) > tʰaj А2 (на сиамском и лаосском языках) или > taj А2 (на других языках Юго-Западного и Центрального Тай, автор Ли Фангкуэй ). Работа Мишеля Ферлюса основана на некоторых простых правилах фонетических изменений, наблюдаемых в синосфере и изученных по большей части Уильямом Х. Бакстером (1992). [4]

Этноним и автоним лаосского народа (lǎo 獠) вместе с этнонимом гелао (Gēlǎo 仡佬), населением кра, разбросанным от Гуйчжоу (Китай) до Северного Вьетнама, и китайско-вьетнамским «цзяо», как в Цзяочжи (jiāo zhǐ 交趾). , название Северного Вьетнама, данное древними китайцами, могло произойти от австро-азиатского *k(ə)ra:w «человеческое существо». [5] [4]

lǎo < MC LawX < OC *C-rawʔ [C. сырой ]

jiāo < MC kæw < OC *kraw [ k.raw ]

Этимон *k(ə)ra:w также дал бы этноним Keo/Kæw kɛːw. А1 , имя, данное вьетнамцам тайскоязычными народами, в настоящее время слегка уничижительное. [6] На самом деле, Keo/Kæw kɛːw А1 был экзонимом, используемым для обозначения народов, говорящих на тайском языке, как в эпической поэме Тао Чеуанг , и только позже был применен к вьетнамцам. [7] В Пупео ( ветвь Кра ) кью используется для названия Тай ( Центральный Тай ) Северного Вьетнама. [3]

Название «Лаос» используется почти исключительно большинством населения Лаоса , лаосским народом и двумя из трех других членов лао-пхутайского подсемейства Юго-Западного Тай: говорящими на исане (иногда), ньяу или йау и фу. Тайский .

Чжуанцы . в Китае не представляют собой автономного единства: в различных районах Гуанси они называют себя военнопленными С2 ɕu:ŋ Б2 , пʰо Б2 тадж А2 , пах С2 имеет: н А2 , пах С2 ба:н С1 , или пах С2 закон А2 , а жители Юньнани используют следующие автонимы: пу С2 нет А2 , этот Б2 желтый А2 , или бу С2 ой С1 (= Боуэй , буйи Буйи). [8] Чжуанцы также не составляют языкового единства, поскольку китайские власти включают в эту группу некоторые отдельные этнические группы, такие как лачи, говорящие на языке кра . [8]

Этноним нунгов, живущих по обе стороны китайско-вьетнамской границы, происходит от названия клана Нонг (儂 / 侬), носители которого доминировали на территории нынешнего северного Вьетнама и Гуанси в 11 веке нашей эры. В 1038 году нонгский генерал по имени Нонг Цюаньфу основал государство Нунг в Цао Банге оно было быстро аннексировано аннамитским королем Ли Тай Тонгом , однако в следующем году . В 1048 году сын Цюаньфу Нонг Чжигао восстал против правления Аннама, а затем двинулся на восток, чтобы осадить Гуанчжоу в 1052 году. [ нужна ссылка ]

Другое имя, которое разделяют нунг , тай и чжуан, живущие вдоль китайско-вьетнамской границы, — Тхо , что буквально означает «автохтонный» . Однако этот термин применялся и к народу Тхо , представляющему собой отдельную группу коренных носителей вьетийских языков, попавших под влияние тайской культуры. [ нужна ссылка ]

Источник

[ редактировать ]

Джеймс Р. Чемберлен (2016) предполагает, что языковая семья Тай-Кадай (Кра-Дай) сформировалась еще в XII веке до нашей эры в середине бассейна Янцзы , что примерно совпало с основанием государства Чу и началом династия Чжоу . [9] После миграции на юг народов кра и хлай (рей/ли) примерно в 8 веке до нашей эры, юэ (народ бе-тай) начали отделяться и переселяться на восточное побережье в современной провинции Чжэцзян в 6 веке. э., сформировав государство Юэ и вскоре после этого завоевав государство Ву. [9] По словам Чемберлена, люди Юэ (Бе-Тай) начали мигрировать на юг вдоль восточного побережья Китая, на территории нынешних Гуанси, Гуйчжоу и северного Вьетнама, после того, как Юэ был завоеван Чу около 333 г. до н.э. Там Юэ (Бэ-Тай) образовали Луо Юэ , которые двинулись в Лингнан и Аннам , а затем на запад в северо-восточный Лаос и Сип Сун Чау Тай , а позже стали Центрально-Юго-Западным Тай, за которым последовали Си Оу , которые стали Северными. Тай ). [9]

Сравнительные лингвистические исследования, по-видимому, указывают на то, что народы тай представляли собой прото-тайскоязычную культуру южного Китая и расселились по материковой части Юго-Восточной Азии. Некоторые лингвисты предполагают, что тай-кадайские языки могут происходить от протоавстронезийской языковой семьи. Лоран Сагарт (2004) предположил, что языки тай-кадай, возможно, возникли на острове Тайвань , где они говорили на диалекте протоавстронезийского языка или на одном из его потомков. [10] В отличие от малайско-полинезийской группы, которая позже отправилась на юг, на Филиппины и в другие части морской Юго-Восточной Азии, предки современного народа тай-кадай поплыли на запад, в материковый Китай, и, возможно, путешествовали по Жемчужной реке , где их язык сильно отличался от других. Австронезийские языки под влиянием китайско-тибетского и языкового вливания хмонг-миен . [11] Однако не было обнаружено никаких археологических свидетельств, которые соответствовали бы экспансии Дайка (Тай-Кадай) на ее самых ранних этапах. Помимо лингвистических свидетельств, связь между австронезийским языком и тай-кадай также можно найти в некоторых общих культурных практиках. Роджер Бленч (2008) показывает, что удаление зубов , татуировки на лице , чернение зубов и культ змей распространены среди тайваньских австронезийцев и народов тай-кадай Южного Китая. [12] [13]

Ранняя история Китая и миграция в Юго-Восточную Азию

[ редактировать ]
Люди тай-донг из Гуйчжоу, Китай, в традиционных одеждах, похожих на существующие племена в северных провинциях Таиланда.
Карта, показывающая лингвистическое генеалогическое древо, наложенное на карту географического распространения семьи Тай-Кадай. На этой карте показана лишь общая схема миграции тайскоязычных племен, а не конкретные маршруты, которые пролегали бы вдоль рек и через нижние перевалы. [17]

Народы тай из Гуанси начали двигаться на юг и запад в первом тысячелетии нашей эры, в конечном итоге распространившись по всей материковой части Юго-Восточной Азии. [18] Основываясь на слоях китайских заимствований в прото- юго-западном тайском языке и других исторических свидетельствах, Питтаяват Питтаяпорн (2014) предполагает, что миграция юго-западных тайскоязычных племен из современного Гуанси на материковую часть Юго-Восточной Азии должна была произойти где-то между VIII в. –10 вв. [19] Племена, говорящие на тайском языке, мигрировали на юго-запад вдоль рек и через нижние перевалы в Юго-Восточную Азию, возможно, из-за китайской экспансии и подавления. В китайских исторических текстах записано, что в 726 году нашей эры сотни тысяч Ло (獠) [а] поднял восстание позади Лян Та-хая в Гуандуне , но было подавлено китайским генералом Ян Цзысюем, в результате чего 20 000 повстанцев были убиты и обезглавлены. [20] Два года спустя другой вождь Ли по имени Чэнь Синфань объявил себя императором Наньюэ и возглавил крупное восстание против китайцев, но также был подавлен Ян Цзысюем, который обезглавил 60 000 повстанцев. [20] В 756 году в Гуанси произошло еще одно восстание под руководством Хуан Цзянь-яо и Чэнь Чун-юя, которое привлекло 200 000 последователей и длилось четыре года. [20] [21] В 860-х годах многие местные жители на территории нынешнего Северного Вьетнама встали на сторону нападавших из Наньчао , и впоследствии около 30 000 из них были обезглавлены. [21] [22] В 1040-х годах могущественная матриарх-шаманка по имени А Нонг , ее главный муж, и их сын Нонг Чжигао подняли восстание, взяли Наньнин , осаждали Гуанчжоу в течение пятидесяти семи дней и убили командующих пятью посланными китайскими армиями. против них, прежде чем они потерпели поражение, и многие из их лидеров были убиты. [21] «9000 тайцев, 8 дворян, двух слонов и 300 лошадей» Хроника Ахомез Тай связывает событие миграции с прибытием в Ассам . Вьетнамские писцы зафиксировали проходившие мимо группы из двух-трех тысяч «дикарей-манов». [23] По мнению Бейкера, эти мигранты могли медленно покинуть свою родину тремя маршрутами. Первые группы двинулись на север, в Гуйчжоу . Вторые группы могли пройти через дельту Красной реки , пересечь вьетнамские Кордильеры и попасть в долину Меконга . Третье и основное направление миграции пересекало долины Красной и Черной рек и направлялось на запад через холмы в Бирму и Ассам. [23]

В результате этих трёх кровавых столетий, [21] или под политическим и культурным давлением с севера некоторые народы тай мигрировали на юго-запад, где они встретились с классическими индианизированными цивилизациями Юго-Восточной Азии . Ду Юйтин и Чэнь Луфань из Института исследований Юго-Восточной Азии Куньмина утверждали, что во времена династии Западная Хань предки народа тай были известны как Дяньюэ (в настоящее время Юньнань ). [б] Народы тай мигрировали повсюду: к периодам Тан и Сун они присутствовали от Красной реки до реки Салуин , от Баошаня до Цзиндуна . [25] Ду и Чен связали предков тайцев в современном Таиланде , в частности, с Шанским королевством II века ( Shànguó 撣國), упомянутым в « Книге Поздней Хань» , в которой Шанское королевство располагалось «в конце границ то, что сейчас является префектурами Баошань и Дэйхун », и заявил, что шанские послы прибыли ко двору Хань из «за пределами Юнчана » и «за пределами Ринаня ». [26] [27] [28] [29] Кроме того, Ду и Чен отверг предположение о том, что предки народа тай массово мигрировали на юго-запад из Юньнани только после монгольского вторжения в Дали в 1253 году . [30] Луо и др. (2000) предположили, что прото-тайцы произошли, скорее всего, из Гуанси - Гуйчжоу , а не из Юньнани или средней реки Янцзы . [31]

Ранние города-государства в Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]
На этом изображении изображены сиамские наемники в Ангкор-Вате. Позже в 16 веке на западе было обнаружено сиамское имя Хаси (мон-кхмер). Тай создал свое собственное королевство в конце 13 века.

Тайские мигранты ассимилировались и вступали в брак с коренными австроазиатскими народами Юго-Восточной Азии или вытесняли их в маргинальные районы, но их полная экспансия была остановлена ​​находящимися под индийским влиянием королевствами Мон , Кхмеры и Чамы , хотя кхмеры были основной силой. в Юго-Восточной Азии ко времени миграций Тай. Тай сформировали небольшие города-государства, известные как мыанг , под кхмерским сюзеренитетом на окраине Кхмерской империи , построив ирригационную инфраструктуру и рисовые поля для методов выращивания риса, используемых народом Тай. Тайские легенды о Кхун Бороме , распространенные среди различных юго-западных тайских народов Юго-Восточной Азии , Большого Ассама и Юньнани , касаются первого правителя Меуанг Тхэна , чье потомство продолжает находить династии Тай, которые правили различными Тай мыангами . [32]

Тайцы с севера постепенно поселились в долине Чао Прайя , начиная с десятого века, на землях культуры Дваравати , ассимилируя более ранних австроазиатских мон и кхмеров, а также вступая в контакт с Кхмерской империей. Тайи, пришедшие на территорию современного Таиланда, были поглощены буддизмом Тхеравады Мон, а также индуистско-кхмерской культурой и государственным управлением . Таким образом, тайская культура представляет собой смесь тайских традиций с влияниями Индии, Мона и Кхмера. [33]

Грозный политический контроль, осуществляемый Кхмерской империей, распространялся не только на центр кхмерской провинции, где большинство населения составляли кхмеры, но и на внешние приграничные провинции, вероятно, населенные некхмерскими народами, включая районы на севере и северо-востоке. современного Бангкока , нижнюю центральную равнину и верховья реки Пинг в регионе Лампхун Чиангмай . [34] : 28  Народ тай был преобладающей некхмерской группой в районах центрального Таиланда, которые образовывали географическую периферию Кхмерской империи. Некоторые группы тай, вероятно, были ассимилированы с кхмерским населением. Исторические записи показывают, что тайцы сохранили свою культурную самобытность, хотя их анимистическая религия частично уступила место буддизму . В исторических документах Тай отмечается, что период существования Кхмерской империи был периодом великих внутренних распрей. В течение XI и XII веков территории с сильным присутствием тайцев, такие как Лаво (на территории нынешнего северо-центрального Таиланда), сопротивлялись контролю кхмеров. [34] : 28 

Тайцы из своего нового дома в Юго-Восточной Азии находились под влиянием кхмеров и мон и, что наиболее важно, буддийской Индии. Тайское королевство Ланна было основано в 1259 году (на севере современного Таиланда). Королевство Сукхотай было основано в 1279 году (в современном Таиланде) и расширилось на восток, захватив город Чантабури и переименовав его в Вьенг Чан Вьенг Кхам (современный Вьентьян ), а также на север до города Муанг Суа , который был взят в 1271 году и переименован в город. Сиенг Донг Сиенг Тонг или «Город пламенных деревьев на берегу реки Донг» (современный Луангпрабанг , Лаос). Народы тай прочно установили контроль над территориями к северо-востоку от приходящей в упадок Кхмерской империи. После смерти короля Сукотаи Рама Кхамхенга и внутренних споров внутри королевства Ланна, Вьенг Чан Вьенг Кхам (Вьентьян) и Сиенг Донг Сиенг Тонг (Луанг Прабанг) ​​были независимыми городами-государствами до основания королевства Лан Ксанг. в 1354 году. [35] [36] [37] Было основано Королевство Сукхотай, а затем и королевство Аюттхая , которые «... завоевали кхмеров верхней и центральной долины Менам и значительно расширили свою территорию». [38]

История династии Мин Тай

[ редактировать ]

Во времена династии Мин в Китае предпринимались попытки подчинить, контролировать, обложить налогом и заселить этнических хань вдоль малонаселенной границы Юньнани с Юго-Восточной Азией (современные Бирма , Таиланд , Лаос и Вьетнам ). [39] В этом приграничном регионе проживало множество небольших тайских вождей или государств, а также другие тибето-бирманские и мон-кхмерские этнические группы. [40]

В « Мин Ши-лу» записаны отношения между двором Мин в Пекине и границей Тай-Юньнань, а также военные действия и дипломатия Мин вдоль границы.

Первое общение Мин с Юньнанью (1369 г.)

[ редактировать ]

Первое общение между династией Мин и Юньнанью заключалось в официальном «инструктивном письме» с использованием ритуального языка. Подчинение Мин описывалось как часть космологического порядка:

«Издревле те, кто были владыками всего под Небесами, смотрели на то, что покрыто Небом, на то, что заключено в Земле, и на то, на что светят солнце и луна, и независимо от того, было ли это место близким или далеко, какие бы они ни были люди, не было места, которому бы они не желали мирной земли и процветающего существования. Естественно, что, когда Китай управляется мирно, иностранные страны приходили и подчинялись (來附)»… Я обеспокоен тем, что, поскольку вы уединились в своих отдаленных местах, вы еще не услышали о моей воле, поэтому я посылаю послов пойти и наставить вас, чтобы вы все узнали об этом» ( 14 июля 1370 г. ).

Первые попытки Мин завоевать Юньнань (1369–1380)

[ редактировать ]

Монгольский из принц Басалаварми правил Юньнанью при династии Юань столицы Куньмин . Он косвенно правил этнически разнообразной группой небольших государств и вождей. Самым могущественным из этих государств контролировала семья Дуань , правившая территорией, окружающей Дали . [41]

«Мин Ши-лу» сообщает, что в 1371 году были отправлены послы для наставления жителей Юньнани. [42] В 1372 году знаменитый ученый Ван Вэй в качестве посланника предложил условия капитуляции Юньнани. Посланник Ван Вэй был убит в 1374 году, а в 1375 году была отправлена ​​еще одна миссия. Миссия снова провалилась. Дипломатическая миссия была отправлена ​​в Бирму в 1374 году, но поскольку Аннам находился в состоянии войны с Чампой, дороги были заблокированы, а миссия была отозвана. [43] К 1380 году Мин уже не формулировал свои сообщения так, как будто Юньнань была отдельной страной. [44] За первыми мягкими побуждениями вскоре последовала военная сила.

Карта Китайской равнины в начале периода Воюющих царств эры, показывающая расположение государств Чу и У. в V веке до нашей

В языках тай, на которых говорят сегодня, используется невероятно разнообразное письмо: от китайских иероглифов до алфавита абугида . Высокое разнообразие языков кра-дай на юге Китая, возможно, указывает на происхождение языковой семьи кра-дай на юге Китая. Ветвь Тай двинулась на юг, в Юго-Восточную Азию, только около 1000 года нашей эры. Китайские эпиграфические материалы из текстов Чу демонстрируют явное влияние субстрата преимущественно Тай-Кадай и некоторых предметов австроазиатского и хмонг-миенского происхождения. [45] [46]

Внешние отношения

[ редактировать ]

В статье, опубликованной в 2004 году, лингвист Лоран Сагарт предположил, что прототай-кадайский язык возник как австронезийский язык , который мигранты принесли с Тайваня в материковый Китай. Впоследствии язык находился под сильным влиянием местных языков из китайско-тибетской , хмонг-миенской или других семей, заимствовавших много словарного запаса и сближающихся типологически . [10] [11] Позже Сагарт (2008) представляет основанную на цифрах модель австронезийской филогении, в которой Тай-Кадай рассматривается как более поздняя форма FATK . [с] ветвь австронезийского языка, принадлежащая к подгруппе пулукич , развилась на Тайване, носители которого мигрировали обратно на материк, как в Гуандун, Хайнань, так и в северный Вьетнам, примерно во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры. [47] По прибытии в этот регион они подверглись лингвистическому контакту с неизвестным населением, что привело к частичной релексификации лексики ФАТК. [48] С другой стороны, Вира Остапират поддерживает координационную связь между тай-кадай и австронезийским языком, основанную на ряде фонологических соответствий. [49] Ниже приведены тай-кадайские и австронезийские лексические единицы, показывающие генетическую связь между этими двумя языковыми семьями: [50]

Доказательства связей Тай-Кадай и австронезийцев
Блеск КАСТРЮЛЯ ПТК [51] Этот Вы идете Хлай Кра
( Иметь )
Вода *вода *(С)аНам мужской мужской имя
Зуб *нипен *сороконожка вентилятор вян фен сковорода (Г)
Нос *ijuŋ (PMP) *(ʔ)идан братан Нань уже братан
Живой, сырой *шутит *Где- окунать `глубокий рвать ктоп (Тм)
Пердеть *q(n)тут *Резать- к тет чт:т tut (By)
острый [д] *paqiC фет геш одинаковый
Птица, птица [и] * птица (ПМП) *мужчина- достаточно достаточно нет:к (Бд) достаточно
Масса *бирак пхак ʔɣaak ge:k (Бд) крюк
Плакать *Каньис два ʔɲe нет это
Звезда [ф] *они заработали *Када:в даау Даау (М) день: ты
Огонь *Ух ты *(С)апуй делать Wi нравиться пей
Пупок [г] *можетR dɯɯ ʔдаа вернуться дау
Головная вошь *в дом *Вши: этот что цоу слишком
Глаз *маКа *глаз: сегодня отпусти ситуацию вот и все сегодня
Доказательства связей Тай-Кадай и австронезийцев
Блеск КАСТРЮЛЯ ПТК [51] Этот Вы идете Хлай Кра
( Иметь )
я *мне *мне: основной любовь (Бд) куу (От)
Ты *Ты mɯŋ обычно я маа (От)
Нога *мир *paq- да что ха (Ц) от тебя
Экскременты *Каки khii ЧТО два когда
Рука *(ка)пять *(C)imɤ: мɯɯ мьяа я обычно
Медведь *Кумай *Цель- ТЫСЯЧА Оми Муи мне
Выдра * Давайте посчитаем голый на: ʔ
Этот *это так ебать в что
Кунжут *Лена да ʔŋaa кеɯ (Бд) ŋaa (По)
Плечо * Могилы *Линия- да вроде (Лк) и да
Черный *время плотина Нам дом Адам (По)
Слюна *ŋalay нагрузка Юви (K) день: я нагрузка (В)
Голова *раб *Куɭ- коготь кɣо (Мл) для
Кислый *qa(l)sem *Резать- как курить
Распространение языков в древней Восточной Азии, предложенное Дж. Маршаллом Унгером (2013), включает доавстронезийские / австро-тайские языки .

Генетика

[ редактировать ]

Люди тай, как правило, имеют высокую частоту гаплогруппы Y-ДНК O-M95 (включая ее субклад O-M88, который также часто встречается среди вьетнамцев и среди народа куй в Лаосе, где они также известны как суй, [52] Соаи, или Суэй, и Камбоджа [53] ), умеренные частоты гаплогруппы Y-ДНК O-M122 (особенно ее субклад O-M117 , как у носителей тибето-бирманских языков ) и средние и низкие частоты гаплогруппы O-M119 . Считается, что гаплогруппа Y-ДНК O-M119 связана как с австронезийцами , так и с тайцами. Распространенность гаплогруппы O-M175 Y-ДНК среди австронезийских и тайских народов предполагает общее происхождение с носителями австроазиатских , сино -тибетских и хмонг-миенских языков около 30 000 лет назад в Китае ( гаплогруппа O (Y-ДНК) ). [ нужна ссылка ] Гаплогруппа Y-ДНК O-M95 встречается с высокой частотой среди большинства тайских народов, и это черта, которую они разделяют с соседними этническими австроазиатскими народами, а также с австронезийскими народами в материковой части Юго-Восточной Азии ( например, чам в провинции Биньтхуан во Вьетнаме , [54] Джарай в провинции Ратанакири в Камбодже . [53] [55] Гиарай и Эде в Центральном высокогорье Вьетнама. [56] ), Малайзия, Сингапур и западная Индонезия. Гаплогруппы Y-ДНК O-M95, O-M119 и O-M122 являются субкладами O -M175 , генетической мутации, которая, по оценкам, возникла примерно 40 000 лет назад где-то в Китае. [57]

Недавний генетический и лингвистический анализ, проведенный в 2015 году, показал большую генетическую однородность между людьми, говорящими на кра-дай, что позволяет предположить общее происхождение и значительную замену бывших групп, не принадлежащих к кра-дай, в Юго-Восточной Азии. Популяции кра-дай наиболее близки к популяциям южного Китая и Тайваня. [58]

Социальная организация

[ редактировать ]

Тайцы практикуют тип феодального управления, который фундаментально отличается от такового у ханьских китайцев и особенно приспособлен к формированию государства в этнически и лингвистически разнообразных горных средах, сосредоточенных в долинах, пригодных для выращивания влажного риса. [59] Форма общества весьма стратифицирована. [59] Тай жили в низменностях и речных долинах материковой Юго-Восточной Азии. На холмах проживала разнообразная этническая и языковая группа. Деревня Тай состояла из нуклеарных семей, которые выращивали рис и жили в небольших домах, возвышающихся над землей. Домохозяйства объединялись для защиты от внешних атак и для того, чтобы разделить бремя коммунального ремонта и обслуживания. Внутри села был создан совет старейшин, который помогал решать проблемы, организовывать праздники и обряды и управлять деревней. Деревни объединялись, чтобы сформировать Муанг ( тайский : เมือง ), группу деревень, управляемых Чао ( тайский : เจ้า ) (господин). [34] : 25 

Список народов Юго-Западного Тай

[ редактировать ]

Северный филиал

[ редактировать ]

Филиал Чианг Саен

[ редактировать ]

Южная группа

[ редактировать ]

Группы и имена Юго-Западного Тай в Китае

[ редактировать ]
китайский Пиньинь Тай Лу Это Нюа тайский Общепринятый Район(ы)
Дай
(Сишуанбаньна Дай)
Ежедневно
(Сишуангбонна Дуи)
tai˥˩ lɯː˩ Тай Лю Или Люй , Или Читай Сишуанбаньна (Китай)
Дай На
(Дэхонг Дай)
Дуина
(Дехонг Дуи)
tai˥˩ nəː˥ этот
le6
Северный Тай, Южный Тай Хонг Тай Нюа , Северный Тай, Верхний Тай, Китайский Шань Дэхонг ); ( Китай
Дай Дан Дуидан tai˥˩ dam˥ Тай Дам, Лаосун, Фу Тай Тай Дам , Черный Тай, Тай Лам, Дамба Лао Сонг*, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай Дэн Цзиньпин (Китай), Лаос , Таиланд
Дайбанг Дуйбенг tai˥˩pɔːŋ˥ Тайский пьяный Тай Понг Жуйли , Генгма (Китай),
вдоль Меконга
Дай Дуань Дуидуан tai˥˩doːn˥ Белый Тай Белый Тай, Тай Дон, Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, Белый Дай, Красный Тай, Тай Блан, Тай Кау, Тай Лай, Тай Транг Цзиньпин (Китай)
Дайя Дойи tai˥˩jaː˧˥ Тай развод Тай Я, Тай Кунг, Кунг, Йа Синьпин , Юаньцзян (Китай)
Дай друзья Dǎiyǒu tai˥˩jiu˩ Тай Даенг Юаньян (Китай),
вдоль Красной реки
* букв. «Лао [носил] чёрные брюки»

Другие тайские народы и языки

[ редактировать ]

Ниже перечислены менее известные тайские народы и языки. [60]

  • Бацзя 八甲 – 1106 человек в деревне Мэнкан (勐康村), [61] Городок Мэнъа (勐阿镇, округ Мэнхай , Юньнань), говорящий на языке, тесно связанном с Тай Люй. Китайское правительство классифицирует их как этнических людей дай . В городе Мэнъа они находятся в группах деревень Мэнкан勐康. [61] (в Шаннадонге, Шаннадонге, [62] Сянадун Ся На понимает: [63] и Мандао [64] ), Хэцзянь Хэ Цзянь [65] (в деревнях 6, 7 и 8) и Нацзин纳京 [66] (в селах 6, [67] 7, [68] и 8). [69] [70] Чжан (2013) сообщает, что в 14 деревнях проживает 218 домохозяйств и 816 человек, и что язык бацзя взаимопонятен с языком тай. Другая группа людей баджия в деревне Манби (曼必村). [71] Город Мэнхун 勐混镇, уезд Мэнхай , Юньнань (состоящий из 48 домохозяйств и 217 человек) недавно был классифицирован китайским правительством как этнический народ Булан . [69]
  • Здание Тай Бенг [72] – более 10 000 человек в провинции Юньнань , Китай. Также в штате Шан , Мьянма. В Китае они находятся в Мэнъаба 勐阿坝, городе Мэнма 勐马镇, уезде Мэнлянь (в трёх деревнях Лунхая龙海, [73] Янпай, Янпай и Гуансан, деревня Манцзяо, деревня Манцзяо, поселок Шанъюнь, поселок Шанъюнь, уезд Ланьцан (в двух деревнях Манцзин, Манцзин ); [74] и Мангна [75] ); Уезд Цангюань (в поселках Мэнцзяо 勐角 и Мэндун 勐董); Уезд Гэнма (в поселках Мэндин 勐定 и Мэншэн 勐省); Город Жуйли (небольшие поселения разбросаны вдоль границы).
  • Ханьтай - 55 000 человек в округе Мэнъюань, префектура Сишуанбаньна, Юньнань, Китай. Многие ханьтай также говорят на тайлу (шуйтай), местном лингва-франка.
  • Хуаяо Тай - 55 000 человек (по состоянию на 1990 г.) в уездах Синьпин и Мэнъян провинции Юньнань. Это может быть похоже на Тай Лу.
  • Лао Га - 1800 человек, в основном в Бан Таблуанге, район Бан Рай, провинция Утайтхани, Таиланд. Сообщается, что их язык похож на язык Лао Кранга и Исана.
  • Лао Кранг – более 50 000 человек в провинциях Пхичит, Супханбури, Утайтхани, Чайнат, Пхитсанулок, Кампхенгпхет, Накхонпатхом и Накхонсаван, Таиланд. Их язык похож на исанский и лаосский. Тай Кранг — это Тай Кханг, тайскоязычная группа Лаоса, насчитывающая 5000 человек.
  • Лао Лом - 25 000 человек в округе Дан Сай провинции Лоэй (местно известном как Лао Лой или Лао Лэй), районе Лом Као провинции Пхетчабун и районе Тха Бо провинции Нонг Кхай (местном известном как Тай Дан). Лаосский язык впервые был изучен Иоахимом Шлизингером в 2001 году. Несекретный язык юго-западного тайского языка.
  • Лао Нгаев - от 20 000 до 30 000 человек в провинции Лопбури (особенно в районах Бан Ми и Кхок Самронг), районе Тха Тако провинции Накхон Саван и в отдельных частях провинций Сингбури, Сарабури, Чайяпхум, Петчабун, Нонгкхай и Лой. Родом из восточной провинции Сиенгкхуанг и западной провинции Хуапхан в Лаосе. Их язык похож на исанский.
  • Лао Ти – 200 человек в двух деревнях Бан Го и Нонг Бан Гаим в районе Чом Бунг, провинция Ратчабури, Таиланд. Родом из Вьентьяна в Лаосе. Их язык похож на лаосский и исанский.
  • Лао Вианг - более 50 000 человек в Прачинбури, Удонтхани, Накхон Саване, Накхон Патоме, Чай Нате, Лопбури, Сарабури, Пхетчабури и Рой Эт. Родом из Вианг Чана (Вьентьян) в Лаосе. Их язык похож на лаосский.
  • Пакси - более 1000 человек (по состоянию на 1990 г.) в 2 деревнях в 8 км от города Мэнхай, у подножия горы Цзинван в Сишуанбаньна.
  • Тай Буенг – 5700 человек в 2 деревнях района Пхаттхана Никхом, провинция Лопбури, Таиланд. Тай Буенг живут в деревнях Бан Клок Салунг (население 5000 человек) и Бан Манао Хван (население 600 человек). Несекретный тайский язык.
  • Тай Дой горные люди ») - 230 человек (54 семьи) по состоянию на 1995 год в Лонг-районе Луанг Намтха, Лаос. Их язык, вероятно, палангический.
  • Тай Гапонг («умный Тай») – 3200+ человек; не менее 2000 человек (более 500 домохозяйств) в Бан Варите, район Варитчапум, провинция Сакхон Накхон; также живут с футай и йой. Утверждение Тай Гапонг возникло в провинции Борикхамсай в Лаосе.
  • Тай Хе - 10 000 человек в провинции Борикхамсай, Лаос: в районах Виангтонг и Кхамкеут; также в районах Паккадинг и Паксан. Несекретный тайский язык.
  • Тай Калеун - 7000 человек, в основном в районе Кхамкеут, провинция Борикхамсай, Лаос; также в районе Накаи. 8500 человек в Таиланде: провинции Мукдахан (районы Дон Тан и Чануман), Накхон Пханом (район Муанг) и части провинции Сакхон Накхон. Тай Калеунг говорят на лаосском диалекте.
  • Тай Кханг - более 5600 человек в районе Ксам-Тай, провинция Хуапхан, Лаос; также в районе Нонгкхет провинции Сянкхоанг и районе Виангтонг провинции Борикхамсай. Несекретный тайский язык.
  • Тай Куан (Хуане) – 2500 человек в районе Вьенгтонг, провинция Борикхамсай, Лаос: недалеко от берегов реки Муан.
  • Тай Лаан – 450 человек в нескольких деревнях района Кхам, провинция Сянкхоанг, Лаос. Несекретный тайский язык.
  • Тай Лой – 1400 человек в Намкхаме, штат Шан, Бирма; 500 человек в округе Лонг, провинция Луангнамта, Лаос; возможно, также в префектуре Сишуанбаньна в Китае, поскольку некоторые тайлои в Бирме говорят, что у них есть родственники в Китае. Их язык может быть связан с Палаунг Пале или, вероятно, также тесно связан с ним.
  • Таймэнь - 8000 человек в провинции Борикхамсай, Лаос: в основном в районе Кхамкеут, но также в районах Вьентхонг, Паккадинг и Паксан. Они говорят на языке Северного Тай.
  • Тай Меуй - более 40 000 человек в провинциях Борикхамсай, Кхаммуан, Сиенгкхуанг и Хуапхан (недалеко от города Ксам Неуа) в Лаосе. Сообщается, что их язык похож на язык Тай Дам и Тай Мэн.
  • Тай Нё - 13 000 человек в районе Паккадинг, провинция Борикхамсай, Лаос; 50 000 человек на северо-востоке Таиланда, где они более известны как Ньяу . Похож на Лаосский Луангпрабанг.
  • Тай Пао - 4000 человек в районах Виангтонг, Кхамкеут и Паккадинг провинции Борикхамсай, Лаос. Они живут недалеко от Тай Хэ и могут быть связаны с ними. Несекретный тайский язык.
  • Тай Пынг - 1000 человек в округе Кхам, провинция Сиенгкхуанг, Лаос. Они живут недалеко от Тай Лана и Тай Сэма. Несекретный тайский язык.
  • Тай-понг 傣棚 – возможно, около 100 000 человек вдоль реки Хунхэ на юго-востоке Юньнани, Китай, и, возможно, также в северном Вьетнаме. Подгруппы включают Тай Ла, Тай Ю и, вероятно, также Тай Я (в который входят Тай Ка и Тай Сай). Несекретный тайский язык.
  • Тай Сам – 700 человек в округе Кхам, провинция Сиенгкхуоанг, Лаос. Соседние народы включают Тай Пынг и Тай Лаан. Несекретный тайский язык.
  • Тай Сонг - более 45 000 человек в Пхетчабуне, Пхитсанулоке, Накхон Саване (район Тха Тако), Ратчабури (район Чомбунг), Канчанабури, Чумпхоне и Накхоне, а также Патоме (район Муанг). Также называется Лаосун . Они являются подгруппой Тай Дам.
  • Тай Ван – 10 000 человек в нескольких деревнях района Вирабури, провинция Саваннакхет, Лаос; 8000 человек в городе Пханна Никхом и его окрестностях, провинция Сакхон Накхон, Таиланд. Их язык родственен Пхутаю, но отличается от него.
  • Тай Юань («Северный Тай») - 6 000 000 человек в Северном Таиланде и, возможно, 10 000 человек в районах Хуайсай и Фа-Удом провинции Бокео, районе Луанг Намта провинции Луанг Намхта, округе Сай провинции Удомсай и районе Ксайнабури провинции Ксайннабоури. Они говорят на языке Юго-Западного Тай.
  • Так Бай Тай - 24 000 человек на юге Таиланда (в провинциях Наратхиват, Паттани и Яла) и северной Малайзии. Их название происходит от города Так Бай в провинции Наратхиват. Их язык сильно отличается от соседних южно-тайских диалектов и может быть связан с диалектом Суккотай, расположенным дальше на севере.
  • Ян – 5000 человек в Пхонгсали , Луангнамта и Удомсай провинциях , Лаос (Chazee 1998). [76]
  • Кап Ке (люди-гекко) теперь называют себя Ньо. Собственно ньо проживают в основном вдоль реки Меконг между Хинбоуном и Паксаном, а также в Таиланде. Кап Ке утверждают, что они такие же, как Ньо из Бан Хаммуан в округе Кхамкеут , провинция Болихамсай, Лаос. Другая группа Кап Ке, насчитывающая около 40 семей, родом из Соп Кхома, теперь переселилась в Соп Фуан. Эта группа утверждает, что они из Бан Фаана, примерно в 1 километре от Соп Хома. [77]
  • Пхук (иногда произносится без конечной буквы -к как Фу') - По мнению самих себя, а также других этнических групп, Пхук очень похож на Кап Ке и первоначально пришел из близлежащих мест, называемых Пханг Пхук и Пханг Кап Ке . Они были родом из деревень Фейн, Каан и Вонг Хонг. [77]
  • Тхай Бо - расположен на плато Накаи в центральном Лаосе, вдоль среднего течения реки Хинбоун, к востоку от пещеры Конг Ло и оловянного рудника Фон Тиу, а также в Бан На Хат и недалеко от На Пе, недалеко от вьетнамской границы. Бо означает «рудник», имея в виду людей, которые работали либо на соляных шахтах на плато Накаи, либо на оловянных рудниках. Многие люди старшего поколения также говорят на вьетийском языке, по-видимому, на маленге, на котором говорят в деревне Сонг Кхон на реке Нам Сот, главном притоке Нам Теун, хотя это не подтверждено. [77]
  • Кха Бо - В 1996 году жители Бо из деревни Соп Ма сообщили, что они «родились от Кха», что указывает на их вьетийское происхождение, и в этой деревне были смешанные браки с маленгами из Сонг Кхоне. Они отличаются от Тэй Бо из Хинбоуна. Кха Бо на плато Накаи говорят на ньо, тогда как в настоящее время Тхай Бо в Хинбоуне говорят на лаосском или калеунгском языке. Ахоэ, коренные жители северо-западной части плато Накаи, также были переселены в Хинбоун во время Второй войны в Индокитае и вернулись на свою родину, говоря на Хинбоун Нё как на втором языке. [77]

В Бирме также проживают различные народы тай, которые часто относят к более крупной этнической группе шань ( см. Люди народности #Тайские группы ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин Ло (獠), используемый в этом контексте, относится к народам, говорящим на тай-кадай, проживавшим на территории нынешних Гуандуна, Гуанси и северного Вьетнама в целом. Его без необходимости применяют исключительно к предкам лаосцев (ລາວ).
  2. Альтернативно предполагается, что дяньюэ вместо этого говорили на тибето-бирманском языке . [24]
  3. ^ Формозский предок Тай-Кадая.
  4. ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *paqiC «горький» .
  5. ^ Типичный корень PAN для слова « птица » — *qayam . Приведенная форма *manuk реконструирована для PMP с семантическим сдвигом от « курица » к « птица ».
  6. ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *qalejaw «солнце» .
  7. ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *pudeR «почка» .
  1. ^ Тун, Сай Аунг. 2001. «Этническая миграция и расселение тай в Мьянме», Журнал исторических исследований Мьянмы № (7), июнь 2001 г.
  2. ^ Ханней, майор Саймон Фрейзер. 1847. Очерк сингфосов, или кахьенов Бирмы: положение этого племени в отношении Баумо, внутренняя торговля долины Иравади с Юньнанью и их связь с северо-восточной границей Ассама. Калькутта: У. Ридсдейл, Military Orphan Press.
  3. ^ Jump up to: а б Ферлус 2009 , с. 3.
  4. ^ Jump up to: а б с Боль 2008 , с. 646.
  5. ^ Ферлус 2009 , стр. 3–4.
  6. ^ Ферлус 2009 , с. 4.
  7. ^ Чемберлен 2016 , стр. 69–70.
  8. ^ Jump up to: а б Боль 2008 , с. 642.
  9. ^ Jump up to: а б с Чемберлен (2016)
  10. ^ Jump up to: а б Священник 2004 , с. 411–440.
  11. ^ Jump up to: а б Бленч 2004 , с. 12.
  12. ^ Бленч 2009 , стр. 4–7.
  13. ^ Бленч 2008 , стр. 17–32.
  14. ^ Бленч, Роджер (2018). Тай-Кадай и австронезийский язык связаны на нескольких уровнях, и их археологическая интерпретация (проект) – через Academia.edu. Количество родственных слов между австронезийским и дайским языками, особенно в фундаментальной лексике, таково, что они должны быть связаны между собой. Заимствование может быть исключено в качестве объяснения
  15. ^ Чемберлен (2016) , с. 67
  16. ^ Гернер, Матиас (2014). Обсуждение проекта: австро-тайская гипотеза. 14-й Международный симпозиум по китайскому языку и лингвистике (IsCLL-14) (PDF) . 14-й Международный симпозиум по китайскому языку и лингвистике (IsCLL-14). п. 158.
  17. ^ Бейкер и Фонгпайчит (2017) , с. 27
  18. ^ Эванс 2002 , с. 2.
  19. ^ Pittayaporn 2014 , стр. 47–64.
  20. ^ Jump up to: а б с Шафер (1967) , с. 63.
  21. ^ Jump up to: а б с д Бейкер и Фонгпайчит, 2017 , с. 26.
  22. ^ Тейлор 1991 , стр. 239–249.
  23. ^ Jump up to: а б Бейкер и Фонгпайчит, 2017 , стр. 26–27.
  24. ^ Бленч, Роджер; Сагарт, Лоран; Санчес-Масас, Алисия (2015). Заселение Восточной Азии: соединение археологии, лингвистики и генетики . Рутледж. п. 192
  25. ^ Ду, Ютинг; Чен, Луфан (1989). «Вызвало ли завоевание Хубилай-ханом королевства Дали массовую миграцию тайского народа на юг?» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 77 (1в). п. 36
  26. ^ Ду и Чен (1989), с. 38
  27. ^ Хоу Ханьшу , том 5 «В первый месяц весны девятого года Юнчан отдал дань иностранным варварам и государству Шан».
  28. ^ Хоу Ханьшу, том 6 txt: «В декабре Юнчан отправил послов в штат Шан для оказания помощи».
  29. ^ Хоу Ханьшу , том 7 txt: «В декабре Ринан отправился в Вайе, чтобы передать страну, и страна Шань отправила послов для оказания помощи».
  30. ^ Ду и Чен (1989). п. 38. цитата: «Тайцы на севере, как и на юге, ни в каком смысле не «массово мигрировали на юг» после Хубилай-ханом завоевания королевства Дали ».
  31. ^ Ло, Вэй; Хартманн, Джон; Ли, Цзиньфан; Сисамут, Винья (декабрь 2000 г.). «ГИС-картирование и анализ тайских языков и моделей расселения в Южном Китае» (PDF) . Географические информационные науки . 6 (2). ДеКалб: Университет Северного Иллинойса : 129–136 . Проверено 28 мая 2013 г. Абстрактный. Путем интеграции лингвистической информации и физико-географических особенностей в среду ГИС эта статья отображает пространственные вариации терминов, связанных с выращиванием влажного риса группами меньшинства тай на юге Китая, и показывает, что основной кандидат на происхождение прото-тай находится в этом регионе. Гуанси-Гуйчжоу, а не Юньнань или средний регион реки Янцзы, как предлагали другие....
  32. ^ Коттерелл, А. (2014). История Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Маршалл Кавендиш. стр. 155–160.
  33. ^ Чарльз Ф. Киз (1997), «Культурное разнообразие и национальная идентичность в Таиланде», Политика правительства и этнические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе , MIT Press, стр. 203
  34. ^ Jump up to: а б с Лондон, Эллен (2008). Таиланд вкратце: 2000 лет истории и культуры . Сингапур: Marshall Cavendish Editions. ISBN  9789812615206 .
  35. ^ Маха Сила Виравонд. «ИСТОРИЯ ЛАОСА» (PDF) . Сеть преподавателей беженцев . Проверено 29 декабря 2017 г.
  36. ^ МЛ Манич. «ИСТОРИЯ ЛАОСА (включая историю Лоннатая, Чиангмай)» (PDF) . Сеть преподавателей беженцев . Проверено 29 декабря 2017 г.
  37. ^ «Краткая история Юго-Восточной Азии. Глава 3. Последствия монгольского завоевания Китая... Результатом стало массовое движение тайских народов на юг...» (PDF) . Стэнфордский университет . Проверено 26 июня 2015 г.
  38. ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1948). «Сиамские нападения на Ангкор до 1430 года». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 8 (1). Ассоциация азиатских исследований: 3–33. дои : 10.2307/2049480 . JSTOR   2049480 . S2CID   165680758 .
  39. ^ Уэйд 2004 , с. [ нужна страница ] .
  40. ^ Дэниэлс 2001 .
  41. ^ Кембриджская история Китая . Том. 7. С. 143–144. [ нужна полная цитата ]
  42. ^ ( MSL 8 октября 1371 г. )
  43. ^ ( MSL 1 января 1374 г. )
  44. ^ Уэйд 2004 , с. 4.
  45. ^ Бер 2006 , стр. 1–21.
  46. ^ Бер 2009 , стр. 1–48.
  47. ^ Священник 2008 , стр. 146–152.
  48. ^ Сагарт 2008 , с. 151.
  49. ^ Остапират 2013 , стр. 1–10.
  50. ^ Остапират 2005 , стр. 110–122.
  51. ^ Jump up to: а б Остапират 2013 , с. 3–8.
  52. ^ Цай, X.; Цинь, З.; Вэнь, Б.; Сюй, С.; Ван, Ю.; и др. (2011). «Миграция человека через узкие места из Юго-Восточной Азии в Восточную Азию во время последнего ледникового максимума, выявленная Y-хромосомами» . ПЛОС ОДИН . 6 (8). е24282. Бибкод : 2011PLoSO...624282C . дои : 10.1371/journal.pone.0024282 . ПМК   3164178 . ПМИД   21904623 .
  53. ^ Jump up to: а б Чжан, X.; Кампуансай, Дж.; Ци, X.; Ян, С.; Ян, З.; и др. (2014). «Обновленная филогения линии O2a-M95 Y-хромосомы человека с новыми SNP» . ПЛОС ОДИН . 9 (6). е101020. Бибкод : 2014PLoSO...9j1020Z . дои : 10.1371/journal.pone.0101020 . ПМК   4074153 . ПМИД   24972021 .
  54. ^ Он, доктор медицинских наук; Пэн, MS .; Куанг, Х.Х.; Данг, КП; Триё, А.В.; и др. (2012). «Патрилинейный взгляд на австронезийское распространение в материковой части Юго-Восточной Азии» . ПЛОС ОДИН . 7 (5). е36437. Бибкод : 2012PLoSO...736437H . дои : 10.1371/journal.pone.0036437 . ПМЦ   3346718 . ПМИД   22586471 .
  55. ^ Чжан, Сяомин; Ляо, Шию; Ци, Сюэбин; и др. (2015). «Разнообразие Y-хромосомы предполагает южное происхождение и палеолитическую обратную волну миграции носителей австроазиатского языка из Восточной Азии на Индийский субконтинент» . Научные отчеты . 5 : 15486. Бибкод : 2015NatSR...515486Z . дои : 10.1038/srep15486 . ПМЦ   4611482 . ПМИД   26482917 .
  56. ^ Махольдт, Энрико; Ариас, Леонардо; Нгуен, Туи Зыонг; и др. (2020). «Генетическая история вьетнамского населения по отцовской и материнской линии» . Европейский журнал генетики человека . 28 (5): 636–645. дои : 10.1038/s41431-019-0557-4 . ПМЦ   7171127 . ПМИД   31827276 .
  57. ^ Позник, Г. Дэвид; Сюэ, Яли; Мендес, Фернандо Л.; Виллемс, Томас Ф.; Массайя, Андреа; и др. (2016). «Периодические всплески демографической активности мужчин, полученные на основе 1244 последовательностей Y-хромосомы по всему миру» . Природная генетика . 48 (6): 593–599. дои : 10.1038/ng.3559 . ПМЦ   4884158 . ПМИД   27111036 .
  58. ^ Шритавонг, Супарат; Шрикуммул, Метави; Питтаяпорн, Питтаяват; Гиротто, Сильвия; Чантаваннакул, Пануван; и др. (2015). «Генетическая и лингвистическая корреляция групп, говорящих на кра-дай, в Таиланде» . Журнал генетики человека . 60 (7): 371–380. дои : 10.1038/jhg.2015.32 . ПМИД   25833471 . S2CID   21509343 .
  59. ^ Jump up to: а б Холм 2014 , с. 33.
  60. ^ "Китай" . Азиатский урожай . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Вэйюанхуи» Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  62. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Шангнадунг Цун > Цун цин гайкуанг» Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Шаннадонг> Обзор ситуации в деревне [Деревня Шаннадао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  63. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Ся Надунг Цун > Цун цин гайкуанг» Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Сянадун> Обзор ситуации в деревне [Деревня Ся Надао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  64. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Мандао Цун > Цун цин гайкуанг» Деревня Мандао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай> Обзор ситуации в деревне [Деревня Мандао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  65. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Хэцзян Цунмин Вэйюанхуи» Деревенский комитет Хэцзянь, город Мэнъа, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Хэцзянь, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  66. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэн Нацзин Цунмин Вэйюанхуи» Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  67. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэн Нацзин Цунмин Вэйюанхуи Дасинчжай Лиу Цун > Цун цин гайкуанг» Шестая деревня Дасинчжай, сельский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай> Обзор ситуации в деревне [Деревня 6, Дасинчжай, Комитет жителей деревни Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай> Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  68. ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэн Нацзин Цунмин Вэйюанхуи Палян Ци Цун > Цунь цин гайкуанг» Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Пинлянци> Обзор ситуации в деревне [Деревня 7, Палян, Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  69. ^ Jump up to: а б Лю, Бинцзинь刘炳金 (15 декабря 2011 г.). «Ло пэн рен, баджи рен муинзу гуишо вэнти тхам'ай луо ронг» Решен вопрос об этнической принадлежности народов Лаопинь и Баджия. . 12 Бонна шангву вонг (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  70. ^ Чжан, Янью张艳菊 (2013). «Ши карлик нинзу шибие йо гуишу чжон де форентонг вэнти-й йуннан ке му рен, мон рен, ло пин рен, ба цзи рен муинзу гуйшу гунцзу вэй мэн» К вопросу об идентичности при этнической идентификации и атрибуции - на примере работы по этнической атрибуции народов Кему, Манг, Лаопинь и Бацзя в Юньнани. . Гунси минзу яньцзю Этнические исследования Гуанси (на китайском языке). 2013 (4): 45–49. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  71. ^ «Мэнхой Сиань Мэнхун Чжэнь Мансай Cūn Wěihui Mànbì Zìráncūn > Cūn qíng gàikuàng» Природная деревня Манби, Деревенский комитет Мансай, город Мэнхун, уезд Мэнхай> Обзор деревни [Природная деревня Манби, Деревенский комитет Мансай, город Мэнхун, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  72. ^ Гао, Лиши гаолиши (1999). «Дуизу чжи си тан вэй» Исследование ветвей национальности дай . Чжуннань минзу сюйюан сюэбао (zhéxué shehuì kēxué bǎn) Журнал Южно-Центрального университета национальностей (издание по философии и общественным наукам) . 1999 (1).
  73. ^ «Mènglián Dǎizú Lāhùzú Wǎzú Zìzhìxiàn Měngmَ Zhèn Ménga Xíngzhèng Cūn Lónghīi Zìráncūn > Cūn qíng gàikuàng» Природная деревня Лунхай, административная деревня Мэнъа, город Мэнма, Мэнлянь Дай Лаху и автономный округ Ва> Обзор деревни [Природная деревня Лунхай, административная деревня Мэнъа, город Мэнма, Мэнлянь Дай, автономный округ Лаху и Ва > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  74. ^ «Ланцанг Лаху Цзу Цзычжисянь Шанъюн Чжэнь Манцзио Цун Манцзин > Цунь цин гайкуанг» Манцзин, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Обзор ситуации в деревне [Манцзин, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  75. ^ «Láncāng Lāhù Zú Zìzhìxiàn ShàngyŔn Zhèn Mángjiώo Cūn Mángnà > Cūn qíng gàikuàng» Мангна, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Обзор ситуации в деревне [Мангна, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
  76. ^ Чази, Лоран (1998). Сельское и этническое разнообразие в Лаосе с особым акцентом на северных провинциях . Семинар на тему «Сельское и этническое разнообразие в Лаосе с особым упором на реалии развития Удомсай и Саябери», провинция Удомсай, 4–5 июня 1998 года. Проекты Sesmac Lao/97/002 и Lao/97/003: Укрепление потенциала экономического и социального управления , провинции Саябери и Удомсай.
  77. ^ Jump up to: а б с д Чемберлен, Джеймс Р. (2016b). «Вьетские спикеры и их остатки в районе Хамкеут (Старый Хаммуан)» - через Academia.edu.

Источники

[ редактировать ]
Цитируемые работы
[ редактировать ]

СМИ, связанные с народами тай, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7bde7908c921c8d48fca13b4577ca3de__1721572860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/de/7bde7908c921c8d48fca13b4577ca3de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tai peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)