Тайские народы
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Юго-Восточная Азия Мьянма ( Тай Яй ) Лаос Таиланд Вьетнам Южная Азия Индия ( Тай Кхамти , Тай Ахом , Тай Мейтей Тай Факе , Тай Айтон , Тай Кхамьянг , Тай Турунг , [ 1 ] [ 2 ] и Тай Лай ) Восточная Азия Китай ( народ дай , народ чжуан , народ буэй ) | |
Языки | |
Тайские языки | |
Религия | |
Большинство буддистов Тхеравады ; Народная религия Тай , Санамахизм , Индуизм ( Экасарана Дхарма • Вайшнавизм ) |
Тайские народы — это группы населения, говорящие (или ранее говорившие) на тайских языках . Всего во всем мире насчитывается около 93 миллионов человек тайского происхождения, причем крупнейшими этническими группами являются дай , тайцы , исан , тай яй (шань), тай лай (шаньни), лаосцы , тай ахом , тай мейтей и народы северного тайца .
Тай разбросаны по большей части Южного Китая и материковой части Юго-Восточной Азии , а некоторые ( например, Тай Ахом , Тай Мейтей, Тай Кхамти , Тай Факе , Тай Айтон) населяют некоторые части Северо-Восточной Индии . Народы тай очень похожи как в культурном, так и в генетическом отношении и поэтому идентифицируются в первую очередь через свой язык.
Имена
[ редактировать ]Носители многих языков тайской ветви языковой семьи тай-кадай распространены во многих странах Южного Китая , Индокитая и Северо-Восточной Индии . Неудивительно, что для описания отдельных тайских народов этих регионов используется множество терминов.
По мнению Мишеля Ферлюса , этнонимы Тай/Тай (или Тай/Тай) произошли от этимона *k(ə)ri: «человек» через следующую цепочку: kəri: > kəli: > kədi:/kədaj ( - l- > -d- сдвиг в напряженных полуторасложных слогах и возможная дифтонгизация -i: > -aj ). [ 3 ] [ 4 ] Это, в свою очередь, изменилось на di:/daj (предсложное усечение и возможная дифтонгизация -i: > -aj ). А потом *дай А (Прото-Юго-Западный Тай) > tʰaj А2 (на сиамском и лаосском языках) или > taj А2 (на других языках Юго-Западного и Центрального Тай, автор Ли Фангкуэй ). Работа Мишеля Ферлюса основана на некоторых простых правилах фонетических изменений, наблюдаемых в синосфере и изученных по большей части Уильямом Х. Бакстером (1992). [ 4 ]
Этноним и автоним лаосского народа (lǎo 獠) вместе с этнонимом гелао (Gēlǎo 仡佬), населением кра, разбросанным от Гуйчжоу (Китай) до Северного Вьетнама, и китайско-вьетнамским «цзяо», как в Цзяочжи (jiāo zhǐ 交趾). , название Северного Вьетнама, данное древними китайцами, могло произойти от австро-азиатского *k(ə)ra:w «человеческое существо». [ 5 ] [ 4 ]
Этимон *k(ə)ra:w также дал бы этноним Keo/Kæw kɛːw. А1 , имя, данное вьетнамцам тайскоязычными народами, в настоящее время слегка уничижительное. [ 6 ] На самом деле, Keo/Kæw kɛːw А1 был экзонимом, используемым для обозначения народов, говорящих на тайском языке, как в эпической поэме Тао Чеуанг , и только позже был применен к вьетнамцам. [ 7 ] В Пупео ( ветвь Кра ) кью используется для названия Тай ( Центральный Тай ) Северного Вьетнама. [ 3 ]
Название «Лао» используется почти исключительно большинством населения Лаоса , лаосским народом и двумя из трех других членов лао-пхутайского подсемейства Юго-Западного Тай: говорящими на исане (иногда), ньяу или йау и фу. Тайский .
Чжуанцы . в Китае не представляют собой автономного единства: в различных районах Гуанси они называют себя военнопленными С2 ɕu:ŋ Б2 , пʰо Б2 тадж А2 , пах С2 гостиница А2 , пах С2 ба:н С1 , или пах С2 закон А2 , а жители Юньнани используют следующие автонимы: пу С2 нет А2 , этот Б2 желтый А2 , или бу С2 ой С1 (= Боуэй , буйи Буйи). [ 8 ] Чжуанцы также не составляют языкового единства, поскольку китайские власти включают в эту группу некоторые отдельные этнические группы, такие как лачи, говорящие на языке кра . [ 8 ]
Этноним нунгов, живущих по обе стороны китайско-вьетнамской границы, происходит от названия клана Нонг (儂 / 侬), носители которого доминировали на территории нынешнего северного Вьетнама и Гуанси в 11 веке нашей эры. В 1038 году нонгский генерал по имени Нонг Цюаньфу основал государство нунг в Цао Банге оно было быстро аннексировано аннамитским королем Ли Тай Тонгом , однако в следующем году . В 1048 году сын Цюаньфу Нонг Чжигао восстал против правления Аннама, а затем двинулся на восток, чтобы осадить Гуанчжоу в 1052 году. [ нужна ссылка ]
Другое имя, которое разделяют нунг , тай и чжуан, живущие вдоль китайско-вьетнамской границы, — Тхо , что буквально означает «автохтонный» . Однако этот термин применялся и к народу Тхо , представляющему собой отдельную группу коренных носителей вьетийских языков, попавших под влияние тайской культуры. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Джеймс Р. Чемберлен (2016) предполагает, что языковая семья Тай-Кадай (Кра-Дай) сформировалась еще в XII веке до нашей эры в середине бассейна Янцзы , что примерно совпало с основанием государства Чу и началом династия Чжоу . [ 9 ] После миграции народов кра и хлай (рей/ли) на юг примерно в 8 веке до нашей эры, юэ (народ бе-тай) начали отделяться и переселяться на восточное побережье в современной провинции Чжэцзян в 6 веке. э., сформировав государство Юэ и вскоре после этого завоевав государство Ву. [ 9 ] По словам Чемберлена, люди Юэ (Бе-Тай) начали мигрировать на юг вдоль восточного побережья Китая, на территории нынешних Гуанси, Гуйчжоу и северного Вьетнама, после того, как Юэ был завоеван Чу около 333 г. до н.э. Там Юэ (Бэ-Тай) образовали Луо Юэ , которые двинулись в Лингнан и Аннам , а затем на запад в северо-восточный Лаос и Сип Сун Чау Тай , а позже стали Центрально-Юго-Западным Тай, за которым последовали Си Оу , которые стали Северными. Тай ). [ 9 ]
Сравнительные лингвистические исследования, по-видимому, указывают на то, что народы тай представляли собой прото-тайскоязычную культуру южного Китая и расселились по материковой части Юго-Восточной Азии. Некоторые лингвисты предполагают, что тай-кадайские языки могут происходить от протоавстронезийской языковой семьи. Лоран Сагарт (2004) предположил, что языки тай-кадай, возможно, возникли на острове Тайвань , где они говорили на диалекте протоавстронезийского языка или на одном из его потомков. [ 10 ] В отличие от малайско-полинезийской группы, которая позже отправилась на юг, на Филиппины и в другие части морской Юго-Восточной Азии, предки современного народа тай-кадай поплыли на запад, в материковый Китай, и, возможно, путешествовали по Жемчужной реке , где их язык сильно отличался от других. Австронезийские языки под влиянием китайско-тибетского и языкового вливания хмонг-миен . [ 11 ] Однако не было обнаружено никаких археологических свидетельств, которые соответствовали бы экспансии Дайка (Тай-Кадай) на ее самых ранних этапах. Помимо лингвистических свидетельств, связь между австронезийским языком и тай-кадай также можно обнаружить в некоторых общих культурных практиках. Роджер Бленч (2008) показывает, что удаление зубов , татуировки на лице , чернение зубов и культ змей распространены среди тайваньских австронезийцев и народов тай-кадай Южного Китая. [ 12 ] [ 13 ]
-
Миграционный маршрут Кра-Дай (Тай-Кадай) согласно Джеймсу Р. Чемберлену (2016). [ 15 ]
-
Маршрут миграции Тай-Кадай согласно гипотезе Матиаса Гернера «Северо-восток – юго-запад» . [ 16 ]
Ранняя история Китая и миграция в Юго-Восточную Азию
[ редактировать ]Народы тай из Гуанси начали двигаться на юг и запад в первом тысячелетии нашей эры, в конечном итоге распространившись по всей материковой части Юго-Восточной Азии. [ 18 ] Основываясь на слоях китайских заимствований в прото- юго-западном тайском языке и других исторических свидетельствах, Питтаяват Питтаяпорн (2014) предполагает, что миграция юго-западных тайскоязычных племен из современного Гуанси на материковую часть Юго-Восточной Азии должна была произойти где-то между VIII в. –10 вв. [ 19 ] Племена, говорящие на тайском языке, мигрировали на юго-запад вдоль рек и через нижние перевалы в Юго-Восточную Азию, возможно, из-за китайской экспансии и подавления. В китайских исторических текстах записано, что в 726 году нашей эры сотни тысяч Ло (獠) [ а ] поднял восстание позади Лян Та-хая в Гуандуне , но было подавлено китайским генералом Ян Цзысюем, в результате чего 20 000 повстанцев были убиты и обезглавлены. [ 20 ] Два года спустя другой вождь Ли по имени Чэнь Синфань объявил себя императором Наньюэ и возглавил крупное восстание против китайцев, но также был подавлен Ян Цзысюем, который обезглавил 60 000 повстанцев. [ 20 ] В 756 году в Гуанси произошло еще одно восстание под руководством Хуан Цзянь-яо и Чэнь Чун-юя, которое привлекло 200 000 последователей и длилось четыре года. [ 20 ] [ 21 ] В 860-х годах многие местные жители на территории нынешнего Северного Вьетнама встали на сторону нападавших из Наньчао , и впоследствии около 30 000 из них были обезглавлены. [ 21 ] [ 22 ] В 1040-х годах могущественная матриарх-шаманка по имени А Нонг , ее главный муж, и их сын Нонг Чжигао подняли восстание, взяли Наньнин , осаждали Гуанчжоу в течение пятидесяти семи дней и убили командующих пятью посланными китайскими армиями. против них, прежде чем они потерпели поражение, и многие из их лидеров были убиты. [ 21 ] «9000 тайцев, 8 дворян, двух слонов и 300 лошадей» Хроника Ахомез Тай связывает событие миграции с прибытием в Ассам . Вьетнамские писцы зафиксировали проходившие мимо группы из двух-трех тысяч «дикарей-манов». [ 23 ] По мнению Бейкера, эти мигранты могли медленно покинуть свою родину тремя маршрутами. Первые группы двинулись на север, в Гуйчжоу . Вторые группы могли пройти через дельту Красной реки , пересечь вьетнамские Кордильеры и попасть в долину Меконга . Третье и основное направление миграции пересекало долины Красной и Черной рек и направлялось на запад через холмы в Бирму и Ассам. [ 23 ]
В результате этих трёх кровавых столетий, [ 21 ] или под политическим и культурным давлением с севера некоторые народы тай мигрировали на юго-запад, где они встретились с классическими индианизированными цивилизациями Юго-Восточной Азии . Ду Юйтин и Чэнь Луфань из Института исследований Юго-Восточной Азии Куньмина утверждали, что во времена династии Западная Хань предки народа тай были известны как Дяньюэ (в настоящее время Юньнань ). [ б ] Народы тай мигрировали повсюду: к периодам Тан и Сун они присутствовали от Красной реки до реки Салуин , от Баошаня до Цзиндуна . [ 25 ] Ду и Чен связали предков тайцев в современном Таиланде , в частности, с Шанским королевством II века ( Shànguó 撣國), упомянутым в « Книге Поздней Хань» , в которой Шанское королевство располагалось «в конце границ то, что сейчас является префектурами Баошань и Дэйхун », и заявил, что шанские послы прибыли ко двору Хань из «за Юнчана » и «за пределами Ринаня ». [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Кроме того, Ду и Чен отверг предположение о том, что предки народа тай массово мигрировали на юго-запад из Юньнани только после монгольского вторжения в Дали в 1253 году . [ 30 ] Луо и др. (2000) предположили, что прототайцы произошли, скорее всего, из Гуанси - Гуйчжоу , а не из Юньнани или средней реки Янцзы . [ 31 ]
Ранние города-государства в Юго-Восточной Азии
[ редактировать ]Тайские мигранты ассимилировались и вступали в брак с коренными австроазиатскими народами Юго-Восточной Азии или вытесняли их в маргинальные районы, но их полная экспансия была остановлена находящимися под индийским влиянием королевствами Мон , Кхмеры и Чамы , хотя кхмеры были основной силой. в Юго-Восточной Азии ко времени миграций Тай. Тай сформировали небольшие города-государства, известные как мыанг , под кхмерским сюзеренитетом на окраине Кхмерской империи , построив ирригационную инфраструктуру и рисовые поля для методов выращивания риса, используемых народом Тай. Тайские легенды о Кхун Бороме , распространенные среди различных юго-западных тайских народов Юго-Восточной Азии , Большого Ассама и Юньнани , касаются первого правителя Меуанг Тхэна , чье потомство продолжает находить династии Тай, которые правили различными Тай мыангами . [ 32 ]
Тайцы с севера постепенно поселились в долине Чао Прайя , начиная с десятого века, на землях культуры Дваравати , ассимилируя более ранних австроазиатских мон и кхмеров, а также вступая в контакт с Кхмерской империей. Тайцы, пришедшие на территорию современного Таиланда, были поглощены буддизмом Тхеравады Мон, а также индуистско-кхмерской культурой и государственным управлением . Таким образом, тайская культура представляет собой смесь тайских традиций с влияниями Индии, Мона и Кхмера. [ 33 ]
Грозный политический контроль, осуществляемый Кхмерской империей, распространялся не только на центр кхмерской провинции, где большинство населения составляли кхмеры, но и на внешние приграничные провинции, вероятно, населенные некхмерскими народами, включая районы на севере и северо-востоке. современного Бангкока , нижнюю центральную равнину и верховья реки Пинг в регионе Лампхун — Чиангмай . [ 34 ] : 28 Народ тай был преобладающей некхмерской группой в районах центрального Таиланда, которые образовывали географическую периферию Кхмерской империи. Некоторые группы тай, вероятно, были ассимилированы с кхмерским населением. Исторические записи показывают, что тайцы сохранили свою культурную самобытность, хотя их анимистическая религия частично уступила место буддизму . В исторических документах Тай отмечается, что период существования Кхмерской империи был периодом великих внутренних распрей. В течение XI и XII веков территории с сильным присутствием тайцев, такие как Лаво (на территории нынешнего северо-центрального Таиланда), сопротивлялись контролю кхмеров. [ 34 ] : 28
Тайцы из своего нового дома в Юго-Восточной Азии находились под влиянием кхмеров и мон и, что наиболее важно, буддийской Индии. Тайское королевство Ланна было основано в 1259 году (на севере современного Таиланда). Королевство Сукхотай было основано в 1279 году (в современном Таиланде) и расширилось на восток, захватив город Чантабури и переименовав его в Вьенг Чан Вьенг Кхам (современный Вьентьян ), а также на север до города Муанг Суа , который был взят в 1271 году и переименован в город. Сиенг Донг Сиенг Тонг или «Город пламенных деревьев на берегу реки Донг» (современный Луангпрабанг , Лаос). Народы тай прочно установили контроль над территориями к северо-востоку от приходящей в упадок Кхмерской империи. После смерти короля Сукотаи Рама Кхамхенга и внутренних споров внутри королевства Ланна, Вьенг Чан Вьенг Кхам (Вьентьян) и Сиенг Донг Сиенг Тонг (Луанг Прабанг) были независимыми городами-государствами до основания королевства Лан Ксанг. в 1354 году. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Было основано Королевство Сукхотай, а затем и королевство Аюттхая , которые «... завоевали кхмеров верхней и центральной долины Менам и значительно расширили свою территорию». [ 38 ]
История династии Мин Тай
[ редактировать ]Во времена династии Мин в Китае предпринимались попытки подчинить, контролировать, обложить налогом и заселить этнических хань вдоль малонаселенной границы Юньнани с Юго-Восточной Азией (современные Бирма , Таиланд , Лаос и Вьетнам ). [ 39 ] В этом приграничном регионе проживало множество небольших тайских вождей или государств, а также другие тибето-бирманские и мон-кхмерские этнические группы. [ 40 ]
В « Мин Ши-лу» записаны отношения между двором Мин в Пекине и границей Тай-Юньнань, а также военные действия и дипломатия Мин вдоль границы.
Первое общение Мин с Юньнанью (1369 г.)
[ редактировать ]Первое общение между династией Мин и Юньнанью заключалось в официальном «инструктивном письме» с использованием ритуального языка. Подчинение Мин описывалось как часть космологического порядка:
«Издревле те, кто были владыками всего под Небесами, смотрели на то, что покрыто Небом, на то, что заключено в Земле, и на то, на что светят солнце и луна, и независимо от того, было ли это место близким или далеко, какие бы они ни были люди, не было места, которому бы они не желали мирной земли и процветающего существования. Естественно, что, когда Китай управляется мирно, иностранные страны приходили и подчинялись (來附)»… Я обеспокоен тем, что, поскольку вы уединились в своих отдаленных местах, вы еще не услышали о моей воле, поэтому я посылаю послов пойти и наставить вас, чтобы вы все узнали об этом» ( 14 июля 1370 г. ).
Первые попытки Мин завоевать Юньнань (1369–1380)
[ редактировать ]Монгольский из принц Басалаварми правил Юньнанью при династии Юань столицы Куньмин . Он косвенно правил этнически разнообразной группой небольших государств и вождей. Самым могущественным из этих государств контролировала семья Дуань , правившая территорией, окружающей Дали . [ 41 ]
«Мин Ши-лу» сообщает, что в 1371 году были отправлены послы для наставления жителей Юньнани. [ 42 ] В 1372 году знаменитый ученый Ван Вэй в качестве посланника предложил условия капитуляции Юньнани. Посланник Ван Вэй был убит в 1374 году, а в 1375 году была отправлена еще одна миссия. Миссия снова провалилась. Дипломатическая миссия была отправлена в Бирму в 1374 году, но поскольку Аннам находился в состоянии войны с Чампой, дороги были заблокированы, а миссия была отозвана. [ 43 ] К 1380 году Мин уже не формулировал свои сообщения так, как будто Юньнань была отдельной страной. [ 44 ] За первоначальными мягкими побуждениями вскоре последовала военная сила.
Языки
[ редактировать ]В тайских языках, на которых говорят сегодня, используется невероятно разнообразное письмо: от китайских иероглифов до алфавита абугида . Высокое разнообразие языков кра-дай на юге Китая, возможно, указывает на происхождение языковой семьи кра-дай на юге Китая. Ветвь Тай двинулась на юг, в Юго-Восточную Азию, только около 1000 года нашей эры. Китайские эпиграфические материалы из текстов Чу демонстрируют явное влияние субстрата преимущественно Тай-Кадай и некоторых предметов австроазиатского и хмонг-миенского происхождения. [ 45 ] [ 46 ]
Внешние отношения
[ редактировать ]В статье, опубликованной в 2004 году, лингвист Лоран Сагарт предположил, что прототай-кадайский язык возник как австронезийский язык , который мигранты принесли с Тайваня в материковый Китай. Впоследствии язык находился под сильным влиянием местных языков из китайско-тибетской , хмонг-миенской или других семей, заимствовавших много словарного запаса и сближающихся типологически . [ 10 ] [ 11 ] Позже Сагарт (2008) представляет основанную на цифрах модель австронезийской филогении, в которой Тай-Кадай рассматривается как более поздняя форма FATK . [ с ] ветвь австронезийского языка, принадлежащая к подгруппе пулукич , развилась на Тайване, носители которого мигрировали обратно на материк, как в Гуандун, Хайнань, так и в северный Вьетнам, примерно во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры. [ 47 ] По прибытии в этот регион они подверглись лингвистическому контакту с неизвестным населением, что привело к частичной релексификации лексики ФАТК. [ 48 ] С другой стороны, Вира Остапират поддерживает координационную связь между тай-кадай и австронезийским языком, основанную на ряде фонологических соответствий. [ 49 ] Ниже приведены тай-кадайские и австронезийские лексические единицы, показывающие генетическую связь между этими двумя языковыми семьями: [ 50 ]
|
|
- PAN = протоавстронезийский , PMP = прото-малайско-полинезийский , PTK = прото-тай-кадайский
- M = Марк , Bd = Хлай из Баодина, G = Гелао , Tm = ?, By = Буян , Lk = Лаккья , K = Кам , Ml = Мулам , Ts = Хлай из Тонгши
- Остапират (2013:3–8) не предоставил полностью реконструированных форм для многих прототай-кадайских лексических единиц, упомянутых в приведенных выше таблицах.
Генетика
[ редактировать ]Люди тай, как правило, имеют высокую частоту гаплогруппы Y-ДНК O-M95 (включая ее субклад O-M88, который также часто встречается среди вьетнамцев и среди народа куй в Лаосе, где они также известны как суй, [ 52 ] Соаи, или Суэй, и Камбоджа [ 53 ] ), умеренные частоты гаплогруппы Y-ДНК O-M122 (особенно ее субклад O-M117 , как у носителей тибето-бирманских языков ) и средние и низкие частоты гаплогруппы O-M119 . Считается, что гаплогруппа Y-ДНК O-M119 связана как с австронезийцами , так и с тайцами. Распространенность гаплогруппы O-M175 Y-ДНК среди австронезийских и тайских народов предполагает общее происхождение с носителями австроазиатских , сино -тибетских и хмонг-миенских языков около 30 000 лет назад в Китае ( гаплогруппа O (Y-ДНК) ). [ нужна ссылка ] Гаплогруппа Y-ДНК O-M95 встречается с высокой частотой среди большинства тайских народов, и это черта, которую они разделяют с соседними этническими австроазиатскими народами, а также с австронезийскими народами в материковой части Юго-Восточной Азии ( например, чам в провинции Биньтхуан во Вьетнаме , [ 54 ] Джарай в провинции Ратанакири в Камбодже . [ 53 ] [ 55 ] Гиарай и Эде в Центральном нагорье Вьетнама. [ 56 ] ), Малайзия, Сингапур и западная Индонезия. Гаплогруппы Y-ДНК O-M95, O-M119 и O-M122 являются субкладами O -M175 , генетической мутации, которая, по оценкам, возникла примерно 40 000 лет назад где-то в Китае. [ 57 ]
Недавний генетический и лингвистический анализ, проведенный в 2015 году, показал большую генетическую однородность между людьми, говорящими на кра-дай, что позволяет предположить общее происхождение и значительную замену бывших групп, не принадлежащих к кра-дай, в Юго-Восточной Азии. Популяции кра-дай наиболее близки к популяциям южного Китая и Тайваня. [ 58 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Тайцы практикуют тип феодального управления, который фундаментально отличается от такового у ханьских китайцев и особенно приспособлен к формированию государства в этнически и лингвистически разнообразных горных средах, сосредоточенных в долинах, пригодных для выращивания влажного риса. [ 59 ] Форма общества весьма стратифицирована. [ 59 ] Тай жили в низменностях и речных долинах материковой Юго-Восточной Азии. На холмах проживала разнообразная этническая и языковая группа. Деревня Тай состояла из нуклеарных семей, которые выращивали рис и жили в небольших домах, возвышающихся над землей. Домохозяйства объединялись для защиты от внешних атак и для того, чтобы разделить бремя коммунального ремонта и обслуживания. Внутри села был создан совет старейшин, который помогал решать проблемы, организовывать праздники и обряды и управлять деревней. Деревни объединялись, чтобы сформировать Муанг ( тайский : เมือง ), группу деревень, управляемых Чао ( тайский : เจ้า ) (господин). [ 34 ] : 25
Список народов Юго-Западного Тай
[ редактировать ]Северный филиал
[ редактировать ]- Шан
- Тай Я
- Тай Нуа
- Кхамти
- Тай Лэнг
- Пакет галстуков
- Тай Эйтон
- Хамьянг
- Тай Ахом
- Тай Мэйтей
- Верно
- Скажи привет
Филиал Чианг Саен
[ редактировать ]Южная группа
[ редактировать ]Группы и имена Юго-Западного Тай в Китае
[ редактировать ]китайский | Пиньинь | Тай Лу | Тай Нуа | тайский | Общепринятый | Район(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|
Дай (Сишуанбаньна Дай) |
Ежедневно (Сишуангбонна Дуи) |
tai˥˩ lɯː˩ | Тай Лю | Или Люй , Или Читай | Сишуанбаньна (Китай) | |
Дай На (Дэхонг Дай) |
Дуина (Дехонг Дуи) |
tai˥˩ nəː˥ | этот le6 |
Северный Тай, Южный Тай Хонг | Тай Нюа , Северный Тай, Верхний Тай, Китайский Шань | Дэхонг ); ( Китай |
Дайдан | Сегодня | tai˥˩ dam˥ | Тай Дам, Лаосун, Фу Тай | Тай Дам , Черный Тай, Тай Лам, Дамба Лао Сонг*, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай Дэн | Цзиньпин (Китай), Лаос , Таиланд | |
Дайбанг | Дуйбенг | tai˥˩pɔːŋ˥ | Тайский пьяный | Тай Понг | Жуйли , Генгма (Китай), вдоль Меконга | |
Дай Дуань | Дуидуан | tai˥˩doːn˥ | Белый Тай | Белый Тай, Тай Дон, Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, Белый Дай, Красный Тай, Тай Блан, Тай Кау, Тай Лай, Тай Транг | Цзиньпин (Китай) | |
Дайя | Дойи | tai˥˩jaː˧˥ | Тай развод | Тай Я, Тай Кунг, Кунг, Йа | Синьпин , Юаньцзян (Китай) | |
Дай друзья | Вот и все | tai˥˩jiu˩ | Тай Даенг | Юаньян (Китай), вдоль Красной реки | ||
* букв. «Лао [носил] чёрные брюки» |
Другие тайские народы и языки
[ редактировать ]Ниже перечислены менее известные тайские народы и языки. [ 60 ]
- Баджия Баджия - 1106 человек в деревне Мэнкан, деревня Мэнкан, [ 61 ] Городок Мэнъа (勐阿镇, округ Мэнхай , Юньнань), говорящий на языке, тесно связанном с Тай Люй. Китайское правительство классифицирует их как этнических людей дай . В городе Мэнъа они находятся в группах деревень Мэнкан勐康. [ 61 ] (в Шаннадонге, Шаннадонге, [ 62 ] Сянадун Ся На понимает: [ 63 ] и Мандао [ 64 ] ), Хэцзянь Хэ Цзянь [ 65 ] (в деревнях 6, 7 и 8) и Нацзин纳京 [ 66 ] (в селах 6, [ 67 ] 7, [ 68 ] и 8). [ 69 ] [ 70 ] Чжан (2013) сообщает, что в 14 деревнях проживает 218 домохозяйств и 816 человек, и что язык бацзя взаимопонятен с языком тай. Другая группа людей баджиа в деревне Манби (曼必村). [ 71 ] Город Мэнхун 勐混镇, уезд Мэнхай , Юньнань (состоящий из 48 домохозяйств и 217 человек) недавно был классифицирован китайским правительством как этнический народ Булан . [ 69 ]
- Тай Бенг Дай Бенг [ 72 ] – более 10 000 человек в провинции Юньнань , Китай. Также в штате Шан , Мьянма. В Китае они находятся в Мэнъаба 勐阿坝, городе Мэнма 勐马镇, уезде Мэнлянь (в трёх деревнях Лунхая龙海, [ 73 ] Янпай, Янпай и Гуансан, деревня Манцзяо, деревня Манцзяо, поселок Шанюнь, поселок Шанъюнь, уезд Ланьцан (в двух деревнях Манцзин, Манцзин ); [ 74 ] и Мангна [ 75 ] ); Уезд Цангюань (в поселках Мэнцзяо 勐角 и Мэндун 勐董); Уезд Гэнма (в поселках Мэндин 勐定 и Мэншэн 勐省); Город Жуйли (небольшие поселения разбросаны вдоль границы).
- Ханьтай - 55 000 человек в округе Мэнъюань, префектура Сишуанбаньна, Юньнань, Китай. Многие ханьтай также говорят на тайлу (шуйтай), местном лингва-франка.
- Хуаяо Тай - 55 000 человек (по состоянию на 1990 г.) в уездах Синьпин и Мэнъян провинции Юньнань. Это может быть похоже на Тай Лу.
- Лао Га - 1800 человек, в основном в Бан Таблуанге, район Бан Рай, провинция Утайтхани, Таиланд. Сообщается, что их язык похож на язык Лао Кранга и Исана.
- Лао Кранг – более 50 000 человек в провинциях Пхичит, Супханбури, Утайтхани, Чайнат, Пхитсанулок, Кампхенгпхет, Накхонпатхом и Накхонсаван, Таиланд. Их язык похож на исанский и лаосский. Тай Кранг — это Тай Кханг, тайскоязычная группа Лаоса, насчитывающая 5000 человек.
- Лао Лом - 25 000 человек в округе Дан Сай провинции Лоэй (местно известном как Лао Лой или Лао Лэй), районе Лом Као провинции Пхетчабун и районе Тха Бо провинции Нонг Кхай (местном известном как Тай Дан). Лаосский язык впервые был изучен Иоахимом Шлизингером в 2001 году. Неклассифицированный юго-западный тайский язык.
- Лао Нгаев - от 20 000 до 30 000 человек в провинции Лопбури (особенно в районах Бан Ми и Кхок Самронг), районе Тха Тако провинции Накхон Саван и в отдельных частях провинций Сингбури, Сарабури, Чайяпхум, Пхетчабун, Нонгкхай и Лой. Родом из восточной провинции Сиенгкхуанг и западной провинции Хуапхан в Лаосе. Их язык похож на исанский.
- Лао Ти – 200 человек в двух деревнях Бан Го и Нонг Бан Гаим в районе Чом Бунг, провинция Ратчабури, Таиланд. Родом из Вьентьяна в Лаосе. Их язык похож на лаосский и исанский.
- Лао Вианг - более 50 000 человек в Прачинбури, Удонтхани, Накхон Саване, Накхон Патоме, Чай Нате, Лопбури, Сарабури, Пхетчабури и Рой Эт. Родом из Вианг Чана (Вьентьян) в Лаосе. Их язык похож на лаосский.
- Пакси - более 1000 человек (по состоянию на 1990 г.) в 2 деревнях в 8 км от города Мэнхай, у подножия горы Цзинван в Сишуанбаньна.
- Тай Буенг – 5700 человек в 2 деревнях района Пхаттхана Никхом, провинция Лопбури, Таиланд. Тай Буенг живут в деревнях Бан Клок Салунг (население 5000 человек) и Бан Манао Хван (население 600 человек). Несекретный тайский язык.
- Тай Дой (« горные люди ») - 230 человек (54 семьи) по состоянию на 1995 год в Лонг-районе Луанг Намтха, Лаос. Их язык, вероятно, палангический.
- Тай Гапонг («умный Тай») – 3200+ человек; не менее 2000 человек (более 500 домохозяйств) в Бан Варите, округ Варитчапум, провинция Сакхон Накхон; также живут с футай и йой. Утверждение Тай Гапонг возникло в провинции Борикхамсай в Лаосе.
- Тай Хе - 10 000 человек в провинции Борикхамсай, Лаос: в районах Виангтонг и Кхамкеут; также в районах Паккадинг и Паксан. Несекретный тайский язык.
- Тай Калеун - 7000 человек, в основном в районе Кхамкеут, провинция Борикхамсай, Лаос; также в районе Накаи. 8500 человек в Таиланде: провинции Мукдахан (районы Дон Тан и Чануман), Накхон Пханом (район Муанг) и части провинции Сакхон Накхон. Тай Калеунг говорят на лаосском диалекте.
- Тай Кханг - более 5600 человек в районе Ксам-Тай, провинция Хуапхан, Лаос; также в районе Нонгкхет провинции Сянкхоанг и районе Виангтонг провинции Борикхамсай. Несекретный тайский язык.
- Тай Куан (Хуане) – 2500 человек в районе Вьенгтонг, провинция Борикхамсай, Лаос: недалеко от берегов реки Муан.
- Тай Лаан – 450 человек в нескольких деревнях района Кхам, провинция Сянкхоанг, Лаос. Несекретный тайский язык.
- Тай Лой – 1400 человек в Намкхаме, штат Шан, Бирма; 500 человек в округе Лонг, провинция Луангнамта, Лаос; возможно, также в префектуре Сишуанбаньна в Китае, поскольку некоторые тайлои в Бирме говорят, что у них есть родственники в Китае. Их язык может быть связан с Палаунг Пале или, вероятно, также тесно связан с ним.
- Таймэнь - 8000 человек в провинции Борикхамсай, Лаос: в основном в районе Кхамкеут, но также в районах Вьентхонг, Паккадинг и Паксан. Они говорят на языке Северного Тай.
- Тай Меуй - более 40 000 человек в провинциях Борикхамсай, Кхаммуан, Сиенгкхуанг и Хуапхан (недалеко от города Ксам Неуа) в Лаосе. Сообщается, что их язык похож на язык Тай Дам и Тай Мэн.
- Тай Нё - 13 000 человек в районе Паккадинг, провинция Борикхамсай, Лаос; 50 000 человек на северо-востоке Таиланда, где они более известны как Ньяу . Похож на Лаосский Луангпрабанг.
- Тай Пао - 4000 человек в районах Виангтонг, Кхамкеут и Паккадинг провинции Борикхамсай, Лаос. Они живут недалеко от Тай Хэ и могут быть связаны с ними. Несекретный тайский язык.
- Тай Пынг - 1000 человек в округе Кхам, провинция Сиенгкхуанг, Лаос. Они живут недалеко от Тай Лана и Тай Сэма. Несекретный тайский язык.
- Тай-понг 傣棚 – возможно, около 100 000 человек вдоль реки Хунхэ на юго-востоке Юньнани, Китай, и, возможно, также в северном Вьетнаме. Подгруппы включают Тай Ла, Тай Ю и, вероятно, также Тай Я (в который входят Тай Ка и Тай Сай). Несекретный тайский язык.
- Тай Сам – 700 человек в округе Кхам, провинция Сиенгкхуоанг, Лаос. Соседние народы включают Тай Пынг и Тай Лаан. Несекретный тайский язык.
- Тай Сонг - более 45 000 человек в Пхетчабуне, Пхитсанулоке, Накхон Саване (район Тха Тако), Ратчабури (район Чом Бунг), Супханбури (район Сонг Финонг), Канчанабури, Чумпхоне и Накхоне, а также Патоме (район Муанг). Также называется Лаосун . Они являются подгруппой Тай Дам.
- Тай Ван – 10 000 человек в нескольких деревнях района Вирабури, провинция Саваннакхет, Лаос; 8000 человек в городе Пханна Никхом и его окрестностях, провинция Сакхон Накхон, Таиланд. Их язык родственен Пхутаю, но отличается от него.
- Тай Юань («Северный Тай») - 6 000 000 человек в Северном Таиланде и, возможно, 10 000 человек в районах Хуайсай и Фа-Удом провинции Бокео, районе Луанг Намта провинции Луанг Намхта, округе Сай провинции Удомсай и районе Ксайнабури провинции Сайннабоури. Они говорят на языке Юго-Западного Тай.
- Так Бай Тай - 24 000 человек на юге Таиланда (в провинциях Наратхиват, Паттани и Яла) и северной Малайзии. Их название происходит от города Так Бай в провинции Наратхиват. Их язык сильно отличается от соседних южно-тайских диалектов и может быть связан с диалектом Суккотай, расположенным дальше на севере.
- Ян – 5000 человек в Пхонгсали , Луангнамта и Удомсай провинциях , Лаос (Chazee 1998). [ 76 ]
- Кап Ке (люди-гекко) теперь называют себя Ньо. Собственно ньо проживают в основном вдоль реки Меконг между Хинбоуном и Паксаном, а также в Таиланде. Кап Ке утверждают, что они такие же, как Ньо из Бан Хаммуан в округе Кхамкеут , провинция Болихамсай, Лаос. Другая группа Кап Ке, насчитывающая около 40 семей, родом из Соп Хома, теперь переселилась в Соп Фуан. Эта группа утверждает, что они из Бан Фаана, примерно в 1 километре от Соп Хома. [ 77 ]
- Пхук (иногда произносится без конечной буквы -k как Фу') - По мнению самих себя, а также представителей других этнических групп, Пхук очень похож на Кап Ке и первоначально пришел из близлежащих мест, называемых Пханг Пхук и Пханг Кап Ке . Они были родом из деревень Фейн, Каан и Вонг Хонг. [ 77 ]
- Тхай Бо - расположен на плато Накаи в центральном Лаосе, вдоль среднего течения реки Хинбоун, к востоку от пещеры Конг Ло и оловянного рудника Фон Тиу, а также в Бан На Хат и недалеко от На Пе, недалеко от вьетнамской границы. Бо означает «рудник», имея в виду людей, которые работали либо на соляных шахтах на плато Накаи, либо на оловянных рудниках. Многие люди старшего поколения также говорят на вьетийском языке, по-видимому, на маленге, на котором говорят в деревне Сонг Кхон на реке Нам Сот, главном притоке Нам Теун, хотя это не подтверждено. [ 77 ]
- Кха Бо - В 1996 году жители Бо из деревни Соп Ма сообщили, что они «родились от Кха», что указывает на их вьетийское происхождение, и в этой деревне были смешанные браки с маленгами из Сонг Кхоне. Они отличаются от Тэй Бо из Хинбоуна. Кха Бо на плато Накаи говорят на ньо, тогда как в настоящее время Тхай Бо в Хинбоуне говорят на лаосском или калеунгском языке. Ахоэ, коренные жители северо-западной части плато Накаи, также были переселены в Хинбоун во время Второй войны в Индокитае и вернулись на свою родину, говоря на Хинбоун Нё как на втором языке. [ 77 ]
В Бирме также проживают различные народы тай, которые часто относят к более крупной этнической группе шань ( см. Люди народности #Тайские группы ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин Ло (獠), используемый в этом контексте, относится к народам, говорящим на тай-кадай, проживавшим на территории нынешних Гуандуна, Гуанси и северного Вьетнама в целом. Его без необходимости применяют исключительно к предкам лаосцев (ລາວ).
- ↑ Альтернативно предполагается, что дяньюэ вместо этого говорили на тибето-бирманском языке . [ 24 ]
- ^ Формозский предок Тай-Кадая.
- ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *paqiC «горький» .
- ^ Типичный корень PAN для слова « птица » — *qayam . Приведенная форма *manuk реконструирована для PMP с семантическим сдвигом от « курица » к « птица ».
- ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *qalejaw «солнце» .
- ^ По Остапирату (2005:119), глоссы даны по Тай-Кадаю. Типичное значение этого слова на австронезийском языке — *pudeR «почка» .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тун, Сай Аунг. 2001. «Этническая миграция и расселение тай в Мьянме», Журнал исторических исследований Мьянмы № (7), июнь 2001 г.
- ^ Ханней, майор Саймон Фрейзер. 1847. Очерк сингфосов, или кахьенов Бирмы: положение этого племени в отношении Баумо, внутренняя торговля долины Иравади с Юньнанью и их связь с северо-восточной границей Ассама. Калькутта: У. Ридсдейл, Military Orphan Press.
- ^ Перейти обратно: а б Ферлус 2009 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Боль 2008 , с. 646.
- ^ Ферлус 2009 , стр. 3–4.
- ^ Ферлус 2009 , с. 4.
- ^ Чемберлен 2016 , стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б Боль 2008 , с. 642.
- ^ Перейти обратно: а б с Чемберлен (2016)
- ^ Перейти обратно: а б Священник 2004 , с. 411–440.
- ^ Перейти обратно: а б Бленч 2004 , с. 12.
- ^ Бленч 2009 , стр. 4–7.
- ^ Бленч 2008 , стр. 17–32.
- ^ Бленч, Роджер (2018). Тай-Кадай и австронезийский язык связаны на нескольких уровнях, и их археологическая интерпретация (проект) – через Academia.edu.
Количество родственных слов между австронезийским и дайским языками, особенно в фундаментальной лексике, таково, что они должны быть связаны между собой. Заимствование может быть исключено в качестве объяснения
- ^ Чемберлен (2016) , с. 67
- ^ Гернер, Матиас (2014). Обсуждение проекта: австро-тайская гипотеза. 14-й Международный симпозиум по китайскому языку и лингвистике (IsCLL-14) (PDF) . 14-й Международный симпозиум по китайскому языку и лингвистике (IsCLL-14). п. 158.
- ^ Бейкер и Фонгпайчит (2017) , с. 27
- ^ Эванс 2002 , с. 2.
- ^ Pittayaporn 2014 , стр. 47–64.
- ^ Перейти обратно: а б с Шафер (1967) , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бейкер и Фонгпайчит, 2017 , с. 26.
- ^ Тейлор 1991 , стр. 239–249.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер и Фонгпайчит, 2017 , стр. 26–27.
- ^ Бленч, Роджер; Сагарт, Лоран; Санчес-Масас, Алисия (2015). Заселение Восточной Азии: соединение археологии, лингвистики и генетики . Рутледж. п. 192
- ^ Ду, Ютинг; Чен, Луфан (1989). «Вызвало ли завоевание Хубилай-ханом королевства Дали массовую миграцию тайского народа на юг?» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 77 (1в). п. 36
- ^ Ду и Чен (1989), с. 38
- ^ Хоу Ханьшу , том 5 «В первый месяц весны девятого года Юнчан отдал дань иностранным варварам и государству Шан».
- ^ Хоу Ханьшу, том 6 txt: «В декабре Юнчан отправил послов в штат Шан для оказания помощи».
- ^ Хоу Ханьшу , том 7 txt: «В декабре Ринан отправился в Вайе, чтобы передать страну, и страна Шань отправила послов для оказания помощи».
- ^ Ду и Чен (1989). п. 38. цитата: «Тайцы на севере, как и на юге, ни в каком смысле не «массово мигрировали на юг» после Хубилай-ханом завоевания королевства Дали ».
- ^ Ло, Вэй; Хартманн, Джон; Ли, Цзиньфан; Сисамут, Винья (декабрь 2000 г.). «ГИС-картирование и анализ тайских языков и моделей расселения в Южном Китае» (PDF) . Географические информационные науки . 6 (2). ДеКалб: Университет Северного Иллинойса : 129–136 . Проверено 28 мая 2013 г.
Абстрактный. Путем интеграции лингвистической информации и физико-географических особенностей в среду ГИС эта статья отображает пространственные вариации терминов, связанных с выращиванием влажного риса группами меньшинства тай на юге Китая, и показывает, что основной кандидат на происхождение прото-тай находится в этом регионе. Гуанси-Гуйчжоу, а не Юньнань или средний регион реки Янцзы, как предлагали другие....
- ^ Коттерелл, А. (2014). История Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Маршалл Кавендиш. стр. 155–160.
- ^ Чарльз Ф. Киз (1997), «Культурное разнообразие и национальная идентичность в Таиланде», Политика правительства и этнические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе , MIT Press, стр. 203
- ^ Перейти обратно: а б с Лондон, Эллен (2008). Таиланд вкратце: 2000 лет истории и культуры . Сингапур: Marshall Cavendish Editions. ISBN 9789812615206 .
- ^ Маха Сила Виравонд. «ИСТОРИЯ ЛАОСА» (PDF) . Сеть преподавателей беженцев . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ МЛ Манич. «ИСТОРИЯ ЛАОСА (включая историю Лоннатая, Чиангмай)» (PDF) . Сеть преподавателей беженцев . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Краткая история Юго-Восточной Азии. Глава 3. Последствия монгольского завоевания Китая... Результатом стало массовое движение тайских народов на юг...» (PDF) . Стэнфордский университет . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1948). «Сиамские нападения на Ангкор до 1430 года». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 8 (1). Ассоциация азиатских исследований: 3–33. дои : 10.2307/2049480 . JSTOR 2049480 . S2CID 165680758 .
- ^ Уэйд 2004 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Дэниэлс 2001 .
- ^ Кембриджская история Китая . Том. 7. С. 143–144. [ нужна полная цитата ]
- ^ ( MSL 8 октября 1371 г. )
- ^ ( MSL 1 января 1374 г. )
- ^ Уэйд 2004 , с. 4.
- ^ Бер 2006 , стр. 1–21.
- ^ Бер 2009 , стр. 1–48.
- ^ Священник 2008 , стр. 146–152.
- ^ Священник 2008 , с. 151.
- ^ Остапират 2013 , стр. 1–10.
- ^ Остапират 2005 , стр. 110–122.
- ^ Перейти обратно: а б Остапират 2013 , с. 3–8.
- ^ Цай, X.; Цинь, З.; Вэнь, Б.; Сюй, С.; Ван, Ю.; и др. (2011). «Миграция человека через узкие места из Юго-Восточной Азии в Восточную Азию во время последнего ледникового максимума, выявленная Y-хромосомами» . ПЛОС ОДИН . 6 (8). е24282. Бибкод : 2011PLoSO...624282C . дои : 10.1371/journal.pone.0024282 . ПМК 3164178 . ПМИД 21904623 .
- ^ Перейти обратно: а б Чжан, X.; Кампуансай, Дж.; Ци, X.; Ян, С.; Ян, З.; и др. (2014). «Обновленная филогения линии O2a-M95 Y-хромосомы человека с новыми SNP» . ПЛОС ОДИН . 9 (6). е101020. Бибкод : 2014PLoSO...9j1020Z . дои : 10.1371/journal.pone.0101020 . ПМК 4074153 . ПМИД 24972021 .
- ^ Он, доктор медицинских наук; Пэн, MS .; Куанг, Х.Х.; Данг, КП; Трие, А.В.; и др. (2012). «Патрилинейный взгляд на австронезийское распространение в материковой Юго-Восточной Азии» . ПЛОС ОДИН . 7 (5). е36437. Бибкод : 2012PLoSO...736437H . дои : 10.1371/journal.pone.0036437 . ПМЦ 3346718 . ПМИД 22586471 .
- ^ Чжан, Сяомин; Ляо, Шию; Ци, Сюэбин; и др. (2015). «Разнообразие Y-хромосомы предполагает южное происхождение и палеолитическую обратную волну миграции носителей австроазиатского языка из Восточной Азии на Индийский субконтинент» . Научные отчеты . 5 : 15486. Бибкод : 2015NatSR...515486Z . дои : 10.1038/srep15486 . ПМЦ 4611482 . ПМИД 26482917 .
- ^ Махольдт, Энрико; Ариас, Леонардо; Нгуен, Туи Зыонг; и др. (2020). «Генетическая история вьетнамского населения по отцовской и материнской линии» . Европейский журнал генетики человека . 28 (5): 636–645. дои : 10.1038/s41431-019-0557-4 . ПМЦ 7171127 . ПМИД 31827276 .
- ^ Позник, Г. Дэвид; Сюэ, Яли; Мендес, Фернандо Л.; Виллемс, Томас Ф.; Массайя, Андреа; и др. (2016). «Периодические всплески демографической активности мужчин, полученные на основе 1244 последовательностей Y-хромосомы по всему миру» . Природная генетика . 48 (6): 593–599. дои : 10.1038/ng.3559 . ПМЦ 4884158 . ПМИД 27111036 .
- ^ Шритавонг, Супарат; Шрикуммул, Метави; Питтаяпорн, Питтаяват; Гиротто, Сильвия; Чантаваннакул, Пануван; и др. (2015). «Генетическая и лингвистическая корреляция групп, говорящих на языке кра-дай, в Таиланде» . Журнал генетики человека . 60 (7): 371–380. дои : 10.1038/jhg.2015.32 . ПМИД 25833471 . S2CID 21509343 .
- ^ Перейти обратно: а б Холм 2014 , с. 33.
- ^ "Китай" . Азиатский урожай . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Вэйюанхуи» Комитет жителей деревни Мэнкан, город Менга, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Шангнадунг Цун > Цун цин гайкуанг» Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Шаннадонг> Обзор ситуации в деревне [Деревня Шаннадао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Ся Надунг Цун > Цун цин гайкуанг» Комитет жителей деревни Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Сянадун> Обзор ситуации в деревне [Деревня Ся Надао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Менгкан Цунмин Wěiyuánhuì Мандао Цун > Цун цин гайкуанг» Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Мандао> Обзор ситуации в деревне [Деревня Мандао, Деревенский комитет Мэнкан, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Хэцзян Цунмин Вэйюанхуи» Деревенский комитет Хэцзянь, город Мэнъа, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Хэцзянь, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэн Нацзин Цунмин Вэйюанхуи» Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай [Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэн Нацзин Цунмин Вэйюанхуи Дасинчжай Лиу Цун > Цун цин гайкуанг» Шестая деревня Дасинчжай, сельский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай> Обзор ситуации в деревне [Деревня 6, Дасинчжай, Комитет жителей деревни Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай> Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Менга Чжэнь Нацзин Цунмин Вэйюанхуи Палян Ци Цун > Цун цин гайкуанг» Деревенский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай, деревня Пинлянци> Обзор ситуации в деревне [Деревня 7, Палян, сельский комитет Нацзин, город Мэнъа, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Лю, Бинцзинь刘炳金 (15 декабря 2011 г.). «Ло пин рен, баджи рен минзу гуйшу гвенти ченай луо дин» Решен вопрос об этнической принадлежности народов Лаопинь и Баджия. . 12 Бонна шангво вонг (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ Чжан, Янью张艳菊 (2013). «Если ты думаешь, что прав, ты прав, ты не прав, ты не прав, ты не прав» К вопросу идентичности при этнической идентификации и атрибуции - на примере работы по этнической атрибуции народов Кему, Манг, Лаопинь и Бацзя в Юньнани. . Гунси минзу яньцзю Этнические исследования Гуанси (на китайском языке). 2013 (4): 45–49. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Мэнхой Сиань Мэнхун Чжэнь Мансай Cūn Wěihui Mànbì Zìráncūn > Cūn qíng gàikuàng» Природная деревня Манби, Деревенский комитет Мансай, город Мэнхун, уезд Мэнхай> Обзор деревни [Природная деревня Манби, Деревенский комитет Мансай, город Мэнхун, уезд Мэнхай > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ Гао, Лиши Гао Лиши (1999) «Дыизу чжи си тан вэй». Исследование ветвей национальности дай . Чжуннань минзу сюйюан сюэбао (zhéxué shehuì kēxué bong) Журнал Центрально-Южного университета национальностей (издание по философии и общественным наукам) . 1999 (1).
- ^ «Mènglián Dǎizú Lāhùzú Wǎzú Zìzhìxiàn Měngmَ Zhèn Ménga Xíngzhèng Cūn Lónghīi Zìráncūn > Cūn qíng gàikuàng» Природная деревня Лунхай, административная деревня Мэнъа, город Мэнма, Мэнлянь Дайлаху и автономный округ Ва> Обзор деревни [Природная деревня Лунхай, административная деревня Мэнъа, город Мэнма, Мэнлянь Дай, автономный округ Лаху и Ва > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Ланцанг Лаху Зу Цзычжисянь Шанъюн Чжэнь Манцзио Цунь Манцзин > Цунь цин гайкуанг» Манцзин, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Обзор ситуации в деревне [Манцзин, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «Láncāng Lāhù Zú Zìzhìxiàn ShàngyŔn Zhèn Mángjiώo Cūn Mángnà > Cūn qíng gàikuàng» Манна, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху> Обзор ситуации в деревне [Мангна, деревня Манцзяо, город Шанъюнь, автономный округ Ланьцан Лаху > Ситуация в деревне]. ynszxc.gov.cn (на китайском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ Чази, Лоран (1998). Сельское и этническое разнообразие в Лаосе с особым акцентом на северных провинциях . Семинар на тему «Сельское и этническое разнообразие в Лаосе с особым упором на реалии развития Удомсай и Саябери», провинция Удомсай, 4–5 июня 1998 года. Проекты Sesmac Lao/97/002 и Lao/97/003: Укрепление потенциала экономического и социального управления , провинции Саябери и Удомсай.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чемберлен, Джеймс Р. (2016b). «Вьетские спикеры и их остатки в районе Хамкеут (Старый Хаммуан)» - через Academia.edu.
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2017). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-19076-4 .
- Бейкер, Крис (2002), «От Юэ до Тай» (PDF) , Журнал Сиамского общества , 90 (1–2): 1–26.
- Бер, Вольфганг (2017). «Язык бронзовых надписей» . В Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Родство: исследования недавно обнаруженных бронзовых надписей из Древнего Китая . Издательство Китайского университета Гонконга. стр. 9–32. ISBN 978-9-629-96639-3 .
- ——— (2009). «Диалекты, диахрония, диглоссия или все три? Текст гробницы проглядывает на язык (языки) Чу» . TTW-3, Цюрих, 26-29 июня 2009 г., «Гений места» : 1–48.
- ——— (2006). «Некоторые слова Чоу楚 в ранней китайской литературе» . EACL-4, Будапешт : 1–21.
- Бленч, Роджер (2014), Предположим, мы ошибаемся относительно австронезийского заселения Тайваня? (PDF) .
- ——— (12 июля 2009 г.), Предыстория дайских (тайкадай) говорящих народов и гипотеза австронезийских связей (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2019 г. , получено 2 мая 2018 г. Представлено на 12-м заседании EURASEAA в Лейдене, 1–5 сентября 2008 г.
{{citation}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ——— (2008). Предыстория народов, говорящих на дайском (тайкадай), и гипотеза об австронезийских связях (PDF) . EURASEAA, Лейден, 1–5 сентября 2008 г.
- ——— (2004). Расслоение в заселении Китая: насколько лингвистические данные совпадают с генетикой и археологией? (PDF) . Миграции людей в континентальной части Восточной Азии и на Тайване: генетические, лингвистические и археологические данные в Женеве, Женева, 10–13 июня 2004 г. Кембридж, Англия. стр. 1–25 . Проверено 30 октября 2018 г.
- Чемберлен, Джеймс Р. (2000). «Происхождение сека: значение для тайской и вьетнамской истории» (PDF) . В Бурусфате, Сомсонге (ред.). Материалы Международной конференции по тайским исследованиям, 29–31 июля 1998 г. Бангкок, Таиланд: Институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол. ISBN 974-85916-9-7 .
- Чемберлен, Джеймс Р. (2016). «Кра-Дай и протоистория Южного Китая и Вьетнама» . Журнал Сиамского общества . 104 : 27–77.
- Дэниелс, Кристиан (2001). «Формирование тайских государств между 13 и 16 веками; роль передачи технологий». Мемуары научно-исследовательского отдела Тойо Бунько . 58 : 51–98.
- Ферлюс, Мишель (2009), «Формирование этнонимов в Юго-Восточной Азии» , 42-я Международная конференция по сино-тибетским языкам и лингвистике , Чиангмай : 1–6.
- Холм, Дэвид (2014), «Слой древнекитайских чтений в традиционном чжуанском письме» , Бюллетень Музея дальневосточных древностей : 1–45.
- Эванс, Грант (2002), Краткая история Лаоса: Земля между ними (PDF) , Аллен и Анвин, ISBN 978-1-86448-997-2 .
- Ко, Альберт Мин-Шан; и др. (2014). «Ранние австронезийцы: на Тайвань и обратно» . Американский журнал генетики человека . 94 (3): 426–36. дои : 10.1016/j.ajhg.2014.02.003 . ПМК 3951936 . ПМИД 24607387 .
- Остапират, Вира (2013). «Возвращение к Австро-Тай» (PDF) . Пленарное заседание 2: Выходя за рамки истории: переоценка генетических группировок в ЮВА, 23-е ежегодное собрание Лингвистического общества Юго-Восточной Азии, 29–31 мая 2013 г., Университет Чулалонгкорн : 1–10.
- ——— (2005), «Крадай и австронезийский язык: заметки о фонологических соответствиях и распределении словарного запаса» (PDF) , Сагарт, Лоран; Санчес-Масас, Алисия; Бленч, Роджер (ред.), «Население Восточной Азии: объединение археологии, лингвистики и генетики» , RoutledgeCurzon, стр. 107–131, ISBN 978-0-415-32242-3 .
- Пейн, Фредерик (2008), «Введение в тайскую этнонимию: примеры из Шаня и Северного Таиланда», Журнал Американского восточного общества , 128 (4): 641–662, JSTOR 25608449 .
- Питтаяпорн, Питтаяват (2014). «Слои китайских заимствованных слов в протоюго-западном Тай как свидетельство датировки распространения юго-западного Тай» (PDF) . МАНУСЯ: Гуманитарный журнал . Спецвыпуск № 20 (3): 47–68. дои : 10.1163/26659077-01703004 .
- Сагарт, Лоран; Сюй, Цзы-Фу; Цай, Юань-Цзин; Синг, Юэ-Ие К. (2017). «Австронезийские и китайские слова для обозначения проса» . Языковая динамика и изменения . 7 (2): 187–209. дои : 10.1163/22105832-00702002 . S2CID 165587524 .
- Сагарт, Лоран (2008). «Распространение фермеров сетарии в Восточной Азии» . В Санчес-Масасе, Алисия; Бленч, Роджер; Росс, Малкольм Д.; Пейрос, Илия; Лин, Мари (ред.). Прошлые миграции людей в Восточной Азии: сопоставление археологии, лингвистики и генетики . Рутледж. стр. 133–157. ISBN 978-0-415-39923-4 .
- ——— (2004), «Высшая филогения австронезийцев и положение тай-кадай» (PDF) , Oceanic Linguistics , 43 (2): 411–444, : 10.1353 /ol.2005.0012 , S2CID 4947.475 doi
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967), Киноварная птица , Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, ISBN 978-0-520-01145-8
- Тейлор, Кейт В. (1991), Рождение Вьетнама , Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0-520-07417-0 .
- Уэйд, Джефф (июль 2004 г.). Минский Китай и Юго-Восточная Азия в 15 веке: переоценка (PDF) (Отчет). Серия рабочих документов № 28. Азиатский исследовательский институт. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2006 года.
- Вэй, Лан-Хай; Ян, Ши; Тео, Йик-Ин; Хуан, Юн-Чжи; и др. (2017). «Филогеография гаплогруппы Y-хромосомы O3a2b2-N6 выявляет отцовские следы австронезийского населения в восточных прибрежных регионах Азии» . ПЛОС ОДИН . 12 (4): 1–12. Бибкод : 2017PLoSO..1275080W . дои : 10.1371/journal.pone.0175080 . ПМЦ 5381892 . ПМИД 28380021 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Юго-Восточная Азия в Мин Ши-лу: ресурс открытого доступа , Джефф Уэйд
- Карта государств материка, упомянутых в «Мин Ши-лу»
- Государства Юго-Восточной Азии, упомянутые в «Мин Ши-лу»
СМИ, связанные с народами тай, на Викискладе?