Jump to content

Люди Та Ой

Та Ой
Традиционная юбка Та Ой во Вьетнамском музее этнологии в Ханое
Регионы со значительной численностью населения
 Вьетнам 52 356 (2019) [ 1 ]
 Лаос 45 991 (2015) [ 2 ]
Языки
Таой Вьетнамский
Религия
Анимизм Буддизм

Таой (52 356 человек этническая группа Вьетнама (45 991 человек в 2015 году ) в 2019 году) и Лаоса .

Они говорят на языке та'ой , мон-кхмерском языке. Они сконцентрированы в районе А Луой провинции Тхуа Тьен-Хюэ и районе Хуонг Хоа провинции Куангчи во Вьетнаме, а также в Муанг Та Ой провинции Сараване на юге Лаоса .

Культура Та Ой в районе А Луой, провинция Тхуа Тьен-Хюэ

[ редактировать ]
Мальчики Та Ой с ловушками для рыбы, провинция Салаван , Лаос
Мальчики Та Ой читают, провинция Салаван , Лаос
Женщины Та Ой разбрасывают листья, также известные как Пак Гат , провинция Салаван , Лаос

Этническая группа та-ой говорит на языке мон-кхмерской языковой семьи и считается одной из коренных групп Вьетнама. Та Ои называют себя Таоих, а иногда и Таоих или Та Уот, а подгруппа Пако называет их Кан Туа или Кан Тан, что означает «горцы».

Согласно переписи населения и жилищного фонда от 1 апреля 1999 года, население Та-ой составляет 34 960 человек, что составляет 0,07% населения страны. В настоящее время та-ой живут как во Вьетнаме, так и в Лаосе, в последней стране, где они составляют основную часть населения та-ой и также называют себя та-ой. Другая подгруппа Та-Ои называется Пако (Па кох), что означает «люди, живущие за горами». Судя по семейно-клановому происхождению, брачно-семейным отношениям и языку, народ бахи, проживающий в основном в округе Хонгхоа провинции Куангтро , можно рассматривать как местную подгруппу та-ой.

Та-ой в коммуне Нхам объясняют, что они называли себя Та-ой, но члены этнической группы Кинь, происходящие из низменностей Тха Тьен-Хуэ, называли их Та-ой. Группа Тауот обитает преимущественно в среднегорьях гор и редко распространена на вершинах гор. Помимо подпапного земледелия они умеют выращивать хлопок, ткать ткани и парчу, шить или прикреплять стеклянные бусы к костюмам, а также изготавливать некоторые музыкальные инструменты ( барабаны , пан-флейты ).

Пако живут у подножия гор и холмов, умеют обрабатывать поля на склонах, ткать бамбук и ротанг, но не умеют ткать ткани. Но они хорошие торговцы, которые получают прибыль, обменивая ткани и одежду, кузнечные изделия, красивые наплечные корзины, мед на другие, более ценные товары. Бахи живут в долинах, расположенных рядом с низинами, и умеют торговать и выращивать влажные рисовые рисовые поля. Таким образом, да-ой принимают во внимание различные элементы топографии, окружающей среды и экономической деятельности, чтобы оценить и проанализировать свою собственную этническую группу и подгруппы, а также их различные характеристики.

Религиозные верования

[ редактировать ]

Лишь небольшое количество культурных антропологов обладают каким-либо пониманием систем верований этой этнической группы. Основой духовной жизни Та Ой является анимизм , вера в то, что природные объекты оживляются духами. Эта вера может принимать различные формы. Все вещи в природе могут иметь внутри себя разные духи: каждый камень, дерево и облако могут иметь свой собственный уникальный дух.

Напротив, все вещи в природе можно считать имеющими один и тот же дух. На первый взгляд может показаться, что аниматизм и анимизм — это одно и то же. На самом деле оба верования часто встречаются в одной и той же культуре. Разница, однако, в том, что «сила» аниматизма не имеет личности — это безличное «оно», а не «он» или «она» с человеческими характеристиками. Духи — это отдельные сверхъестественные существа со своими узнаваемыми чертами.

Души и духи

[ редактировать ]

Та-ой следуют анимизму и верят, что все вещи имеют душу. Прежде всего следует упомянуть о душах. Душа лежит от груди до головы, пока человек еще жив. Когда человек умирает, остается только одна душа (спасающаяся), которая бродит по кладбищу. Если покойный недоволен своей семьей, его душа обычно беспокоит и разрушает жизнь людей в соответствующей семье. Души умерших возвращались во время ритуалов, а также через различные сны (амбо) живых.

Да-ой верят, что душа может интегрироваться в голос, может создавать силу, которая может оказывать влияние на другие вещи. Например, душа может вернуться и постучать в вашу дверь. Та-ой также верят, что если умершему не будет передано никакое имущество, через три дня его душа может вернуться и потребовать активы. В качестве меры предосторожности да-ой рассыпали перед своими дверями золу от дров, чтобы идентифицировать следы души.

В 2003 году г-н Во Дау умер, и его жена г-жа Ка Дау посыпала пеплом свою дверь. Увидев отпечатки его ног на пепле, она пришла к выводу, что он вернулся. Некоторые другие люди говорят, что они могли слышать определенные звуки, которые показывают, что душа вернулась, налила воду в чашку или вынула какую-то еду из горшка. Лишь на третий день после смерти умерший осознает свою смерть. До этого не было осознания, потому что он/она находился в состоянии сна и сновидений или полусна и полубодрствования.

Плохие души – это души женщин, умерших при родах, мужчин, растерзанных тиграми и т. д. Они появлялись в могилах, плакали или возвращались в деревню и дразнили живых. Они могут вернуться и потребовать одежду, наплечные корзины, ножи и т. д. В таких случаях бедные семьи разрезали банановые листья на различные формы – буква Т символизировала одежду, буква V символизировала брюки – и бросали их через дверь. Богатые семьи выбрасывали 2 куска ткани. И все эти семьи говорят душам почти одно и то же: «Мы подарили вам подарки, пожалуйста, не просите больше, пожалуйста, не беспокойте нас, пожалуйста, благословите нас».

Духи отличаются от душ умерших людей, и существует много типов духов. Дух брау-брие — это своего рода лесной дух, который может благословлять людей, но также может вызывать болезни. Он также может направлять тигров, змей и других диких зверей и заставлять их причинять вред людям.

В прошлом да-ой проводили ежегодные ритуалы, посвящённые духам: духу небес ( абанг ), духу земли ( катек ), духу леса ( крум каек ).

Ритуал, посвященный духу небес ( джианг абанг ), проводился раз в 10–12 лет. В случае, если в деревне будет процветание, обильный урожай, а также отсутствие болезней и смертей, деревня должна провести ритуал благодарения, посвященный Джанг кмуку (ma người chết noi chung). В случае, если деревня подвергнется наводнению и другим стихийным бедствиям, она должна провести ритуал, посвященный духу небес, духу земли, домашнему духу Ронг и домашнему духу.

Ритуалы, посвященные духу неба, должны включать в себя 12 видов пищи, духу земли - 8 видов пищи, Джанг кмуку - 5 видов пищи. Этими продуктами являются: мясо буйвола, свинина, курица, кровяной пудинг, мясо на гриле, мон тай, суп, клейкий рис. Рис необходимо разложить по тарелкам, настойку «доак» подавать в банках, чашках. Ароматические палочки необходимо сжечь.

Дух воды (зянг дак)

[ редактировать ]

Жители Та-ой представляют водного духа невысоким стариком с седыми волосами и белой бородой. Они также уважительно называют его «Дядей» ( Аво ). Считается, что дух воды может дать людям много рыбы в пищу, а легенда Та-ой гласит, что дух воды создает рыбу, помещая зерна риса в банановый лист и бросая их в ручей, таким образом превращая их в в рыбу. Сообщается, что, когда они еще были в Лаосе, г-н Куинь Сай и г-н Куин Чай видели водного духа в источниках воды.

Та-ой верят, что дух воды имеет особые отношения с водопроводом деревни: когда вода впервые подводится в деревню по бамбуковым трубам ло-о, никому не разрешается ею пользоваться; сельский староста и главы семейных родов совершают обряд, посвященный водному духу, с подношением петуха, умоляя его следить за тем, чтобы водный поток никогда не пересыхал и чтобы вода не причиняла боли в животе тем, кто ее пьет. После этого возле дома Ронг забивают петуха и закапывают его кровь в месте поступления воды.

В этом самом месте столб, к которому прикреплен деревенский водопровод, красиво украшен, каждый год укрепляется и ремонтируется, и там закапывается немного куриной крови ( сол ртанг дак ). Перед первым использованием воды староста должен совершить ритуал с использованием свиньи, козы и курицы в качестве подношений водному духу (аул – аво дак). Жителям других сел пользоваться водой не разрешается. эта вода.

Домовой ( цзян тенг )

[ редактировать ]

В прошлом да-ой жили в длинных домах, где у каждой семьи была своя комната, где она поклонялась своему домашнему духу. Во сне глава семьи может увидеть, как домашний дух интегрируется в набедренную повязку, кусок ткани «ренг» или любую другую вещь. После этого он клал эту набедренную повязку или ткань ренг... в кан (плечевую корзину, сделанную специально для этой цели), которую ставили в углу дома, закалывал курицу и совершал ритуал по прибытии Домашний дух (цзян тенг) в свой дом.

С этого момента, когда в семье проводится ритуал, связанный с похоронами, свадьбой, ритуалом, посвященным лесному духу или водному духу, ритуал также должен быть посвящен зянг ан тэну (домовому духу). Любое достижение семьи раньше приписывалось помощи домового. Семья не открывает «кан», в котором находится домашний дух, за исключением ежегодных праздников Аджа, когда каждая семья должна открыть «кан» и использовать находящийся в нем священный предмет для ритуалов внутри семьи и в доме Ронг. Во время ритуала глава семьи клал перед «кан» немного приготовленного риса, рисовых зерен и мяса и возносил молитвы.

Дух Длинного дома ( цзяндань )

[ редактировать ]

Длинный дом, в котором жили многие семьи, имеет свой собственный дух (зянь дан), который остается в комнате, предназначенной для посетителей/гостей, где небольшой домик, висящий под крышей, является убежищем зянг дан . В случае болезни или каких-либо плохих событий в семье обычно проводился ритуал, посвященный цзян тэн (домовому духу), а затем еще один ритуал, посвященный зянг дан .

Участвуя в деревенских ритуалах или праздниках, глава длинного дома должен также совершить ритуал, посвященный зянгдань . Когда семья в длинном доме ест козье, буйволиное или коровье мясо, она должна держать цзяндань в курсе, выполняя ритуал.

Дух тигра ( избегай )

[ редактировать ]

Из всех лесных диких зверей да-ой считают тигров самым могущественным животным и духом-покровителем деревни. Поимку тигра они считают даром лесного духа. Поимке тигра предшествует ряд случайных снов: из-за такого сна сельский житель ставит большую ловушку ( ти хо ), владелец ловушки видит во сне тигра ( а во бок ), который выражает желание остаться в деревне. Когда тигр попадает в капкан, охотник и жители должны провести ритуал, посвященный лесному духу, включающий в себя такие подношения, как соль, лео, агатовые бусы и ткань «ренг».

Только после такого тщательно продуманного ритуала тигру отрезали голову и отвозили ее в деревню. Группа молодых людей строит могилу для тигра ( пинг а во ), но только когда в деревне проводится ритуал, голова тигра может быть помещена в могилу. Ритуал, проводимый в деревне по случаю открытия могилы тигра, включает в себя в качестве подношений козу, свинью и курицу, которые кладут на поднос, а затем в могилу.

Молитва главы деревни будет такой: Поскольку giang vo желает остаться в деревне, он должен защитить жителей деревни от смерти; когда между этой деревней и другими деревнями идет война, цзян во должен как можно раньше информировать деревню через сны; если кто-то попытается разрушить или сжечь деревню, зянг во должен наказать его/ее. На ритуал, посвященный голове тигра, не допускаются местные женщины и приезжие. Если приезжий из другой деревни желает принять участие в ритуале, глава деревни должен быть проинформирован и принять решение.

Могила тигра обычно расположена на возвышенности рядом с человеческой могилой, и никому не разрешается входить в нее. Он окружен каменной изгородью. Посреди дома стоит камень, на котором помещена голова тигра. В доме также находится ряд подарков, подаренных тигру жителями деревни: миска (для хранения еды), нарукавник, кусок ткани «ренг», буйволиные и коровьи рога, свиная челюсть, которые были приготовлены и переданы по указанию. сельского головы.

Когда открывается дом Ронг, когда каждый год проводятся новогодние праздники и новые рисовые праздники, духу тигра необходимо преподнести немного еды, в том числе новый рис. Жители деревни посещают могилу тигра и очищают ее один раз в год. Тиграм поклоняются, потому что люди верят, что тигр, которому поклоняются, будет информировать их во сне о таких плохих событиях, как война, неурожай или эпидемии.

В Лаосе в некоторых деревнях поклонялись головам двух тигров. В настоящее время только в деревне Нхам I по традиции почитание тигров продолжается. В деревнях Ка Линь и Та Кеу тиграм поклонялись, когда они еще находились в Лаосе. Можно сказать, что с окончанием антиамериканской войны такое поклонение больше не преобладает в этнической общине даой.

Любовная магия

[ редактировать ]

Этот этнологический термин относится к практике некоторых этнических меньшинств, которые умеют использовать некоторые продукты для того, чтобы побудить девушку и превратить ее в свою жену. Та-ой называют этот продукт «лекарством любви» (нанг). По мнению Та-оя, это смола, собранная с ног птицы «Ко-тач», птицы черно-красного оперения, похожей на попугая. Если вы поместите эту смолу в плечевую корзину девушки или в ее волосы, эта девушка последует за вами. Но птица «Котач» живет только в Лаосе, поэтому смолу можно найти только в Лаосе, а не во Вьетнаме.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
  2. ^ «Итоги переписи населения и жилищного фонда 2015 года» (PDF) . Статистическое бюро Лаоса . Проверено 1 мая 2020 г.

Примечания

[ редактировать ]
  • Нгуен Тхи Суу; Тран Хоанг. 2010. Этническая народная культура Та-О (район А Луой, Тхуа Тьен Хюэ) . Ханой: Издательство Дэн Три. ISBN   978-604-917-068-3
  • Чан Нгуен Кхань Фонг. 2013. Та Ой Народные песни, загадки, пословицы и народные игры . Ханой: Издательство информации и культуры. ISBN   978-604-50-0370-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83526f0286fb7ee67db38d9875518481__1588380720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/81/83526f0286fb7ee67db38d9875518481.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ta Oi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)