Па Тогда люди
Дама Па Тон в национальном костюме | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Вьетнам : Хазянг , Туйен Куанг | |
Языки | |
Вьетнамский • Отец-Хнг | |
Религия | |
Традиционная религия • Махаяна Буддизм • Даосизм |
Па Тэн (или Па Хунг ; вьетнамский : люди Па Тэн ) — это люди, говорящие на па-хун, классифицируемые как этническая группа Вьетнама . Большинство па тогда живут в провинциях Хазянг и Туенкуанг Вьетнама , расположенных в северо-восточном регионе . Их язык па-хнг принадлежит к языковой семье хмонг-миен .
В 2019 году во Вьетнаме проживало 8248 человек.
Пропитание
[ редактировать ]До 1970 года Па Тхун практиковал подсечно-огневое (широкое) возделывание (Ву 2013:70-71). Па Тхун начал переходить на выращивание влажного риса , начиная с 1970 года, а с 1993 года большинство Па Тхун отказались от подсечно-огневого выращивания. В настоящее время Па Тхун выращивают различные виды риса, в том числе крупнозернистый клейкий рис , длиннозерный клейкий рис, красный клейкий рис и неклейкие сорта риса.
Традиционно жители Пан выращивали рис , кукурузу , маниоку , кунжут , маниоку , таро , салат , калебас , люффу , колоцинт , сладкую тыкву , фасоль и китайский горох в качестве продовольственных культур . Пан также выращивал различные специи, такие как базилик , лук-шалот , зеленый лук , чеснок , имбирь , крокус , красный перец , галангал малый , цитронелла , синеголовник , перилла и майоран . Был также посажен сахарный тростник , а также фруктовые деревья, такие как мандарин , гуава , банан , грейпфрут , личи , лонган , джекфрут , апельсин и папайя .
При традиционном подсечно-огневом возделывании Па Тхун культуры, которые должны быть собраны раньше, сажают на внешней стороне поля, а более поздние культуры сажают посередине. Семена сеют во втором лунном месяце , а сбор урожая собирают в седьмом лунном месяце или в конце десятого лунного месяца. Когда рис созревает, каждый початок срезают клещами.
Па Тун разводят различных животных, таких как водяные буйволы , свиньи , рогатый скот крупный куры , утки , , козы и собаки (Ву 2013:86).
Религия
[ редактировать ]Космология
[ редактировать ]Па Тун верят, что вселенная была создана богом Ку Во и богиней Ме Ку О (Ву 2013: 122-127). Космология Па Тона делит Вселенную на четыре части.
- Небо , где обитают солнце, луна, звезды, предки, Бог грома, Бог молнии, Великий Будда и другие боги и духи. Небом управляет бог Куа Во.
- Земля , где обитают люди, растения, животные, предки, а также различные призраки и духи (почва, лес, камень, растения и т. д.). Землей управляет богиня Ме Куо О.
- Вода , где обитают различные наяды , драконы и боги рек и родников. Водой управляет богиня Ме Куо О.
- Подземный мир , где живут Ме Ку Ле и различные духи. Подземным миром управляет богиня дьявола Ме Ку Ле.
Доброжелательные духи включают призраков предков, бога печи, бога комнаты, бога дверей, бога почвы, Куа Во и Ме Куо О. Однако, когда они расстроены, эти духи также могут вызывать болезни и неурожаи. К злым духам относятся призраки людей, умирающих внезапной смертью, лесной дух, дух скалы и духи растений.
Каждому богу поклоняются с использованием разных ритуалов (Ву 2013: 122-127).
- : Бог-печь Поклонение богу-печи занимает целый день, начиная с 9 утра до 11 утра следующего дня. Предлагаются свиньи, курица, липкий рис и пирожные.
- Комнатный бог : после рождения ребенка в течение 3-4 дней или если Па Тун верят, что комнатного бога нужно кормить, курицу, ликер, ароматические палочки и ароматическую бумагу кладут на поднос и кладут в кровать. матери. Затем священник сжигает бумагу и пытается умилостивить бога Комнаты.
- Кухонный бог : у главной двери предлагают голову свиньи, ликер, рис, ароматическую бумагу и ароматические палочки.
- Деревенский бог : многие деревни Па Тон строят в лесу святилища своим богам. Семьи приносят мясо, спиртные напитки, пирожные, благовония и бумагу священникам, которые проводят ритуалы, а затем еду едят в храме. К церемонии допускаются незнакомцы и женщины.
Поклонение предкам
[ редактировать ]В большинстве семей Па Тон есть два алтаря, посвященных поклонению предкам , а именно главный алтарь и второстепенный (подчиненный) алтарь. Поклонение предкам совершается в следующих случаях (Ву 2013: 122-127).
- 15-й день 1-го лунного месяца
- 3-й день 3-го лунного месяца
- 14-й день 5-го лунного месяца
- 27-й день 9-го лунного месяца.
- Церемонии имянаречения
- Вход в новый дом
- Похороны
Фестиваль огненных танцев
[ редактировать ]Па Тхун отмечает Фестиваль огненных танцев (или прыжков с огнем) с конца 10-го лунного месяца до середины 1-го лунного месяца (Ву 2013: 130-131). Священник (колдун) играет на tầy nhậy , деревянной доске шириной около 30 сантиметров (1 фут) и длиной 1 метр (3 фута), на которой играют с помощью небольшой бамбуковой палочки и уравновешивают железным кольцом (Ву 2013:169). Обычно участвуют пять-семь танцоров. Священник призывает следующих богов, чтобы ввести танцоров в транс.
- Игнорировать Чо
- Во Ло Чи
- Пси Ло Чи
- Я Ло Чи
- Па Ло Чи
- О Ло Чи
- Пу Ло Чи
- По Ло Чи
- Си Ка Динь
- Бог Огня (Бог Огня)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
- Ву Куок Кхан. 2013. The Pa then in Vietnam [Па тогда во Вьетнаме] . Ханой: Издательство новостей.