Куй люди
![]() Куйские женщины в традиционных нарядах | |
Общая численность населения | |
---|---|
> 500 000 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Таиланд , Камбоджа , Лаос | |
Таиланд | 400,000 (2006) [ 1 ] |
Камбоджа | 70,302 (2019) [ 2 ] |
Лаос | 42,800 (2005) [ 3 ] |
Языки | |
Куй , Тай , Исан , Лаос и другие. | |
Религия | |
Анимизм (или Сатсана Пхи ), буддизм Тхеравады. | |
Родственные этнические группы | |
Катуйские народы |
Куи тайский ( кхмерский : កួយ , กู : ย ) — коренная этническая группа материковой части Юго-Восточной Азии . Родина Куя простирается от южного плато Корат на северо-востоке Таиланда до берегов реки Меконг на юге Лаоса и с юга до севера центральной Камбоджи . [ 4 ] Куи являются этническим меньшинством во всех трех странах, где они живут как «горные племена» или монтаньяры . Их язык классифицируется как катуикский язык мон -кхмерской языковой семьи. Тайцы, лаосцы и кхмеры традиционно признают куев коренными жителями региона. [ нужна ссылка ] Слово куй на куйском языке означает «народ» или «человеческое существо»; альтернативные английские варианты написания включают Kui, Kuoy и Kuay, а формы, подобные «Suay» или «Suei», произошли от тайско-лаосских экзонимов , означающих «те, кто платит дань». [ 5 ] Куи известны как опытные погонщики , или дрессировщики слонов, и во многих деревнях Куй занимаются поиском, приручением и продажей слонов. [ 6 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Куи обитают в регионе материковой Юго-Восточной Азии примерно между горами Дангрек и рекой Мун , между границами Таиланда, Камбоджи и Лаоса. [ нужна ссылка ] Большинство, более 80 процентов, проживают в Таиланде в провинциях Сурин , Бурирам , Сисакет , Накхонратчасима и Убонратчатхани . От Убонратчатхани их ареал продолжается за границей с Лаосом, где еще 43 000 человек проживают в провинциях Саваннакхет , Салаван и Чампасак по обоим берегам Меконга. По ту сторону границы с Камбоджей около 38 000 кюев проживают в основном в Преа Вихеа , Стунг Тренг , Сиемреапе и северном Кампонгтхоме с небольшим населением в Кратье . [ 7 ] В Камбодже и Лаосе куи считаются «горным племенем», и, особенно в Лаосе, многие из них живут в отдаленных изолированных районах в отдельных деревнях и не интегрировались в основное общество. В Камбодже, где значительное число куй также проживает среди кхмеров, они считаются группой кхмеров лоу, тогда как в Лаосе их причисляют к лао теунг («центральный лаосец»). В Таиланде большинство народа куй более социально интегрированы и часто живут в смешанных деревнях рядом с северными кхмерами .
Культура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Традиционная культура куй похожа на культуру других мон-кхмерских меньшинств Юго-Восточной Азии. Исторически они занимались натуральным хозяйством и дополняли это ткачеством, животноводством и рыболовством. Во время засухи или когда почва теряла плодородие, целые деревни переезжали на более благоприятные земли. Почитание духов, известное под лаосским термином сатсана пхи , было основной религиозной или космологической верой. Помимо духов предков, куи верят в других духов природы, в том числе в варана ( такуат ), которого они считают символом плодородия. Куи совершают обряды, чтобы угодить духу и просить у природы плодородия. Те, у кого плохое здоровье, проводили церемонию под названием «каэл мо» . исцеления [ нужна ссылка ] Те Куи, которые выращивают и дрессируют слонов, почитают свой собственный набор духов, связанных с их работой, так называемый « Пакам », который находится в основном в Таиланде. [ 8 ]
Однако современные куи находятся под влиянием доминирующей культуры страны, в которой они живут. Большинство куй в Таиланде, например, где политика тайификации 20-го века объявила поклонение духам вне закона, приняли местную форму буддизма Тхеравады , а некоторые начали использовать исан-тайский в качестве альтернативного первого языка. [ нужна ссылка ] Семьдесят четыре процента куй в Камбодже больше не владеют куй свободно, приняв кхмерский для повседневного использования. [ 7 ] и многие из них почти интегрировались в кхмерское общество, хотя значительная часть все еще участвует в традиционной духовной деятельности куй наряду с кхмерским буддизмом.
Женщины занимают уважаемое положение в обществе Куй, обеспечивая сплоченность сообщества и духовные убеждения, помимо своей центральной роли в производстве продуктов питания для собственного потребления. [ 9 ]
Язык
[ редактировать ]Как и в случае с другими аспектами культуры куй, использование языка варьируется в зависимости от страны проживания. Куи в Таиланде в прошлом подвергались политике тайификации и, сохраняя положительные взгляды на свой родной язык ( куй ), чаще всего используют местный лаосский диалект . Тайцы также свободно говорят на центральном тайском языке , а 40 процентов также используют северный кхмерский язык . Большинство одноязычных говорящих на языке куй проживают в Лаосе, где около 80 процентов говорят только на языке куй. Остальные кюи Лаоса также используют лаосский язык . Только 26 процентов куй в Камбодже сообщили, что могут общаться на языке куй, а остальные говорят только на кхмерском. [ 7 ] Сообщалось, что язык куй не имеет собственного алфавита до недавнего времени Ассоциация куи Таиланда не запустила 21-ю систему письма куй/куй, разработанную доктором Санонгом Суксавеангом для всех куй/куй. Однако большинство куй не выучили и используют национальный язык тайское письмо в Таиланде, кхмерское письмо в Камбодже и лаосское письмо в Лаосе.
Язык куй принадлежит к австроазиатской языковой семье, внутри которой несколько более близких языков, в том числе бру , та-ой и куй, среди прочих, составляют катуйскую подгруппу. Куй составляет самую большую группу носителей языка катуик: по последним оценкам, их численность составляет 800 000 человек, что вдвое превышает более консервативные традиционно принятые оценки. [ 10 ] Разделенная расстоянием, географическими особенностями и политическими границами, речь говорящих на куе превратилась в несколько выраженных, но взаимопонятных диалектов . В Таиланде признаны два основных диалекта, каждый из которых можно разделить на поддиалекты. [ 11 ] Камбоджийский куй имеет четыре различных диалекта: [ 12 ] в то время как политическая ситуация в Лаосе затруднила изучение диалектов куй.
Подгруппы
[ редактировать ]Исследования конца 19 - начала 20 века показали, что куи того времени «смутно знали» о различных кланах или племенах внутри общества куев, но даже к тому времени осознание этих разделений ослабевало. [ 11 ] Исследование 1988 года показало, что современные кюи уже не осознают какой-либо клановой или племенной принадлежности и между собой признают лишь различия в диалекте и национальном происхождении. [ 11 ] Исключение составило около 200 [ 13 ] Куй Нхеу ( ɲə ), обитающие в районах Сисакет , Пхрай Буенг и Раси Салай Срисакета, которые «очень осознавали тот факт, что они отличались от всех других Куи». [ 11 ]
Куй в Камбодже
[ редактировать ]
Народ Куй активно участвует в усилиях по сохранению леса Прей Ланг в Камбодже. [ 14 ] [ 15 ] Имя Прей Ланга происходит из языка куй и означает «лес (Добыча), который принадлежит всем нам». [ 16 ] Организации, в том числе Amnesty International и Culture Survival , задокументировали, как люди Куй столкнулись с агрессией в области развития и были насильно выселены из своих домов из-за экономических концессий на землю. [ 14 ] [ 17 ] [ 18 ]
леса духов все больше влияют интересы горнодобывающей промышленности . «Лес духов» является неотъемлемой частью культуры куй, однако по мере развития Камбоджи на [ 19 ] Некоторые люди Куй являются ремесленниками с уникальными корзин и текстиля навыками плетения . [ 20 ] Некоторые куи выращивают рис или выращивают шелковичных червей и ткут шелк . [ 21 ]
В Ассоциацию молодежи коренных народов Камбоджи входят представители народа куй, которые учатся и работают в Пномпене .
Знаменитые куйцы
[ редактировать ]- Буакав Банчамек - тайского происхождения. кикбоксер тайского бокса в полусреднем весе
- Тони Джаа - мастер боевых искусств тайского происхождения, актер, хореограф боевиков, каскадер и режиссер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследование Университета Махидол, 2006 г., цитируется в Ethnologue.
- ^ Организация коренных народов 2019 г., цит. по [1]
- ^ Лаосская перепись 2005 года, цитируется в Ethnologue.
- ^ «Куйский народ Лаоса» . Центр исследований народов Юго-Восточной Азии. Архивировано из оригинала 11 июня 2017 года . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ Сомсонге, Бурусфат (1990). «Функции kʌʔ в устном повествовании куя» (PDF) . Журнал мон-кхмерских исследований . 18–19: 223 . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Понгсак, Накпрада. «Управление проектом «Слоны возвращаются на родину» для экономического развития провинции Сурин» (PDF) . Правительство Таиланда. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2015 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Куай (Куай) в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.)
- ^ Шричандракумара; Джайлз, Фрэнсис (1930). «Адверсария охоты на слонов (вместе с описанием всех обрядов, обрядов и актов поклонения, которые будут совершаться в связи с этим, а также примечаниями к словарям языка духов, фальшивого или табуированного языка и командных слов слона)» (PDF) ) . Журнал Сиамского общества (23). Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2020 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ «Женщины коренных народов и насилие, вызванное развитием в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Март 2013.
- ^ Сидвелл, П. (2005). Катуйские языки: классификация, реконструкция и сравнительная лексика. Архивировано 4 декабря 2020 г. в Wayback Machine . Исследования LINCOM по азиатской лингвистике, 58. Мюнхен: Lincom Europa. ISBN 3-89586-802-7
- ^ Jump up to: а б с д Ван дер Хаак, Ф; Войкос, Б. (1988). «Обзор диалекта куй в Сурине и Сисакете» (PDF) . Журнал мон-кхмерских исследований . 16–17 . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Манн, Н., и Марковски, Л. (2005). Экспресс-оценка диалектов куй, на которых говорят в Камбодже . СИЛ Интернешнл.
- ^ Нье в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.)
- ^ Jump up to: а б «Помогите нам спасти Прей Лэнг («Наш лес»)» . Культурное выживание. Февраль 2012 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 г. Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ Китинг, Нил (14 мая 2012 г.). «Духи леса: камбоджийский народ куй практикует охрану природы, основанную на духе» . Культурное выживание.
- ^ «Вьетнамские компании продолжают уничтожать Прей Ланг» (PDF) . Камбоджийский центр по правам человека. 14 марта 2011 г.
- ^ «Выселение и сопротивление в Камбодже: история Хонга» . 6 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Другая Камбоджа: земли и права коренных народов (видео) (на кхмерском языке). Камбоджа: Форум НПО по Камбодже. 2013 . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Горнодобывающая промышленность в Камбодже: противоречия сообщества» . Оксфам. 16 декабря 2011 г.
- ^ «Ремесла коренных народов Камбоджи» (PDF) . ЮНЕСКО.
- ^ «Куойский народ» . Люди и знания горцев. 14 марта 2011 г.