Люди Нья Кура
Общая численность населения | |
---|---|
2000-6000 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Таиланд | |
Языки | |
Таиланд Thai , Исан | |
Религия | |
Преимущественно буддизм Тхеравады , традиционный анимизм , христианство. | |
Родственные этнические группы | |
Моны , кхмеры , куи и другие австроазиатские народы Юго -Восточной Азии . |
Нья Кур (известный на тайском языке как ชาวบน , Чао Бон ) — этническая группа, родом из Таиланда в Юго-Восточной Азии . Нья Кур, тесно связанные с народом мон , являются потомками мон из Дваравати , которые не бежали на запад и не ассимилировались, когда их империя попала под влияние кхмеров , когда Сурьяварман I занял трон в начале 11 века. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Считалось, что монцы были одними из первых народов континентальной Юго-Восточной Азии, где они основали некоторые из самых ранних зарегистрированных цивилизаций в регионе, включая Дваравати в Центральном Таиланде, Шри Готапуру в Центральном Лаосе, Харифунчай в Северном Таиланде и Королевство Татон . Дваравати был одним из первых, кто принял миссионеров Тхеравады из Шри-Ланки, в отличие от современников-индуистов, кхмеров и чамов. Моны адаптировали письмо Паллава к своему языку, а самый старый сценарий Мон был найден в пещере в современном Сарабури и датируется примерно 550 годом нашей эры. На рубеже первого тысячелетия мон находился под постоянным давлением из-за миграций тай с севера и вторжений кхмеров с востока. Когда Сурьяварман I, кхмерский наследник престола Королевства Лаво , также стал правителем Кхмерской империи , подавляющее большинство мон Дваравати бежало на запад, в другие земли мон, были взяты в рабство или ассимилированы новой культурой. [ 3 ]
Однако небольшой остаток остался в отдаленных джунглях плато Корат . [ нужна ссылка ] Об их истории мало что известно. Когда они были обнаружены западными учеными в начале 20 века, по-разному предполагалось, что они принадлежали к этническим группам лава или куй . Лишь в 1970 году их язык был признан прямым потомком древнего монского языка и фактически более похож на старый монский язык, чем на современный монский язык их собратьев в современной Бирме и Западном Таиланде. [ 3 ] Хотя Нья Кур и современный Мон не являются взаимопонятными, а эндоним Мон неизвестен Нья Кур, оставаясь изолированными в горах между Центральным и Северо-Восточным Таиландом, Нья Кур сохранил свою собственную этническую идентичность, которая развивалась независимо от Мон во время Последняя тысяча лет, тем не менее, в некоторых отношениях демонстрирует удивительное сходство с современной культурой Мон. [ 3 ]
Сегодня Нья Кур живут в небольших деревнях, расположенных в полосе с севера на юг, пересекающей провинции Пхетчабун , Накхонратчасима и Чайяпхум , большинство из которых проживает в Чайяпхуме. Тайцы называют их ชาวบน, что означает «верхние люди» или «небесные люди». Их самоназвание — Нья Кур , что на языке Нья Кур означает «горный народ», а на современном языке Мон переводится как «люди с плантаций холмов». [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Язык ньяхкур , как прямой потомок древнемонского языка, является родственным языком языка Бирмы монского , два из которых составляют единственные языки монской ветви австроазиатской языковой семьи . [ 4 ] По оценкам 2006 года, число говорящих на нем составляет около 1500 человек, при этом никто не говорит на одном языке. [ 5 ] Диалекты, на которых говорят в Пхетчабуне и Накхонратчасиме, имеют ограниченную разборчивость по сравнению с диалектами Чайяпхума и почти вымерли. Даже в Чайяпхуме на этом языке говорят в основном представители старшего поколения Нья Кур, в то время как другие предпочитают идентифицировать себя как тайцы и говорить либо на местном исанском языке , либо на национальном тайском языке. [ 5 ] Нья Кур больше не имеет собственного алфавита, и при написании используется алфавит тайский . В 1984 году был опубликован Нья Кур-тайско-английский словарь.
Культура
[ редактировать ]В наше время Нья Кур все чаще контактируют с окружающим населением Тайцев и Куй, что приводит к модернизации, миграции и интеграции культур. Деревни Нья Кур сегодня представляют собой смесь этнических Нья Кур и тайско-лаосских семей. [ нужна ссылка ] Нья Кур исторически были анимистами, но сегодня большинство из них приняли буддизм Тхеравады , хотя традиционным духам, в том числе Джао Пау Кун Дану и Джао Пау Самиану, все еще поклоняются. [ нужна ссылка ] Па Ре Ре , традиционный праздник ухаживания, похожий на праздник Мон. [ 3 ] практикуется до сих пор, обычно примерно во времена тайского Сонгкрана . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Терафан Л. Тюрьма . (1984). Нья Кур (Чао бон) – тайско-английский словарь . Исследования монского языка, том. 2. Бангкок, Таиланд: Типография Университета Чулалонгкорн. ISBN 974-563-785-8
- ^ Премсрират, Сувилай (2002). Бауэр, Роберт С. (ред.). «Будущее Нья Кура». Сборник статей по языкам Юго-Восточной Азии и Тихого океана . Австралийский национальный университет, Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований: 155–165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хла, Най Пан (1992). Значительная роль языка и культуры мон в Юго-Восточной Азии (часть 1) . Токио, Япония: Институт изучения культур Азии и Африки, Токийский университет иностранных языков . Проверено 18 сентября 2013 г.
- ^ языков Юго-Восточной Азии Проект мон-кхмерских языков
- ^ Перейти обратно: а б Нья Кура Ссылка на в Ethnologue (17-е изд., 2013 г.)