Горное племя (Таиланд)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Горное племя ( тайское : горное племя, горное племя , произносится [tɕʰāːw dɔ̄ːj, tɕʰāːw kʰǎw] Северный Тайский : горные люди, горные люди, произносится [tɕāːw dōːj, wn dōːj] ; горные люди/люди) [1] [2] термин, используемый в Таиланде для всех различных этнических групп , которые в основном населяют высокогорные северные и западные районы Таиланда , включая обе стороны границы между северным Таиландом, Лаосом и Бирмой , хребет Пхи Пан Нам , хребет Танон. Последний является южным продолжением Шанских холмов , а также холмов Тенассерим в Западном Таиланде . Эти районы имеют гористую местность, которая в некоторых районах покрыта густыми лесами, а в других сильно пострадала от вырубки лесов . [3]
В 1959 году правительство Таиланда учредило Комитет благосостояния горных племен при Министерстве внутренних дел ; девять этнических групп ( акха , хмонг , хтин , иу-миен , карен , кхаму , лаху , лису и луа ) были официально признаны Чао Кхао или «горными племенами». в то время [4] К 2004 году эти группы и другие этнические меньшинства, такие как Качин , Дараанг , Млабри и Шан, стали называть Клум чатипхан Чао Кхао или «Этнические горные племена». [4]
Народы, живущие на холмах, традиционно занимались натуральным хозяйством и использовали подсечно-огневые сельского хозяйства методы ведения в своих густо засаженных деревьями общинах. [5] Популярные представления о том, что практика порезов и поджогов наносит ущерб окружающей среде, обеспокоенность правительства по поводу безопасности приграничных территорий и давление населения заставили правительство насильственно переселить многие народы горных племен. [6] Традиционно горные племена были мигрирующим народом, покидавшим землю по мере истощения ее ресурсов. Культурный и приключенческий туризм [7] В результате посещение племенных деревень становится растущим источником дохода для горных племен. [8]
Горные народы находятся в крайне невыгодном положении по сравнению с доминирующей тайской этнической группой . [9] В статье в Bangkok Post, опубликованной в 2013 году , говорилось: «Почти миллион жителей гор и лесных жителей по-прежнему рассматриваются как чужаки — даже преступники, поскольку большинство из них живут в охраняемых лесах. Считая угрозу национальной безопасности, сотням тысяч из них отказывают в гражданстве, хотя многим являются коренными жителями этой земли». [10] Министерством социального развития и безопасности человека на 2015 год. Генеральный план развития этнических групп в Таиланде на 2015-2017 годы, разработанный [11] перечислил 13 горных народов и признал проблемы в пяти областях, а именно: отсутствие прав и неопределенность в жилище, отсутствие прав в правовом статусе, отсутствие стабильности в жизни и слабость бюрократического планирования. Он стремился обеспечить основу планирования для решения этих проблем. Генеральный план не продлевался после 2017 года; оно было «включено» в планирование Аппаратом Совета национальной безопасности и Министерством культуры. [12]
Термин «горное племя»
[ редактировать ]В 19 веке племена, жившие в горных хребтах, были самой крупной небуддийской группой в Таиланде. Их горные местности тогда считались отдаленными и труднодоступными. [13] В официальных документах Таиланда термин горное племя ( чао кхао ) начал появляться в 1960-х годах. «холмов и долин» Этот термин подчеркивает дихотомию , основанную на древних социальных отношениях, существующих на большей части северного и западного Таиланда, а также в Сипсонгпанне и Северном Вьетнаме . По большей части народ дай / тай / тай занимал более плодородные межгорные котловины и долины, тогда как менее могущественные группы жили на более бедных и возвышенных участках. Эта дихотомия часто также характеризовалась отношениями господин/крепостной . [14]
«Горные тайцы» — более поздний термин, также используемый для обозначения групп, живущих в горных районах. [13]
Основные группы
[ редактировать ]

Семью основными горными племенами Таиланда являются акха , лаху , карен , хмонг/миао , миен/яо , лису и палаунг , каждое из которых имеет свой собственный язык и культуру.
Акха
[ редактировать ]Акха тесно связаны с хани китайской провинции Юньнань . [15] они также уничижительно известны На тайском языке как Gaw или E-gaw . Акха оказывают одно из доминирующих культурных влияний в этом районе. Всего насчитывается два-три миллиона акха и акха-хани, из которых 70 000 проживают в Таиланде. Акха говорят на языке ветви лоло/йи тибето-бирманской языковой группы, но не имеют традиционной письменности.
Хотя многие Акха, особенно молодые люди, исповедуют христианство , Акха Занг («Путь Акха») все еще глубоко укоренился в их сознании. Акха — шаманская группа, разделяющая древний универсальный архетип, согласно которому Богиня создает вселенную, в которой природа не отличается от человечества. Они воплощают суть своего сознания в целостный континуум, где нет дихотомии между ними и миром природы. Путь Акха, предписанный образ жизни, основанный на религиозных песнопениях, сочетает в себе анимизм , поклонение предкам , шаманизм и глубокую связь с землей. Путь Акха делает упор на ритуалах в повседневной жизни, крепких семейных узах и гимне творения; каждый мужчина-акха может пересчитать свою генеалогию на пятьдесят поколений назад, до первого акха, См Ми О.
Лаху
[ редактировать ]Хмонг
[ редактировать ]Яо
[ редактировать ]Люди Яо состоят из нескольких разных групп и говорят на разных языках, которые используются для их дифференциации. Ю Миен составляют 70% населения Яо.
Согласно легенде о пении «Старейшины Ю Миен», книге поклонения шамана, написанной старейшинами Ю Миен древними китайскими иероглифами, народ Яо считался первой цивилизацией в Китае. Нация Ю Миен располагалась в южной части Китая, известной сегодня как провинции Гуандун, Гуанси и Хунань, и находилась под властью короля народа Ю Миен. Последним королем Ю Миен был король Пан, тезка современных фамилий Ю Миен: Фан, Саефан, Саефан, Фан, Фарн, Пан, Фам. Король Пан и китайский император объявили друг другу войну 800 лет назад из-за спорной территории. Ю Миен под предводительством короля Пана сражались за защиту своего народа и своей территории. Король Пан и Ю Миен были уничтожены. Король Пан потерял бесчисленное количество солдат и жертв среди гражданского населения, а также территории из-за китайского императора. Китайский император захватил большую часть территории Ю Миен. Ю Миен и король Пан не смогли сопротивляться, что вынудило короля Пана пойти на переговоры с китайским императором. Китайский император дал королю Пану и народу Ю Миен два варианта: сдаться китайскому императору и подписать договор о передаче всей территории китайскому императору, или продолжать сражаться до тех пор, пока китайцы полностью не истребят общество Ю Миен.
Король Пан и его правительство решили передать все территории Китаю и подписали договор под названием «Паспорт для путешествия по холму» или «Паспорт для пересечения горы». В этом документе содержалась соответствующая информация. Китайский император написал этот документ китайскими иероглифами.
«Люди Ю Миен имеют право сохранять свою идентичность, язык, культуру и систему поклонения и жить на склоне холма или в горе, чтобы возделывать землю для сельского хозяйства и выращивания сельскохозяйственных культур, а также воспитывать свою семью. Лю Миен не будет разрешено формировать свои семьи. Ю Миен, обладающие этим документом, имеют законное право пересекать все территории и границы, чтобы поселиться и построить свою деревню на холме/горе, чтобы зарабатывать на жизнь сельским хозяйством без препятствий со стороны правительства. .Правительства этой страны несут ответственность за их благополучие и обучают их следовать законам страны, в которой живет Ю Миен». [ нужна ссылка ]
После потери своей нации 12 существовавшим кланам народа Ю Миен пришлось разделиться на небольшие деревни из-за гористой местности и предгорной местности. В каждой деревне проживало от 15 до 20 семей. Большинство людей в каждой деревне были родственниками. В некоторых случаях они сохраняли свой клан вместе. Они практиковали подсечно-огневое земледелие. Охота и рыбная ловля были их основными способами добывания пищи. Женщины Ю Миен занимались домашними делами и детьми. Письменный язык Ю Миен похож на китайские иероглифы, которые предназначены только для религиозных песен и пения. Письменного языка для повседневной речи не было. Когда их почва была истощена, они переехали в новое место в тропическом лесу, чтобы начать новую жизнь и новую деревню заново. Люди Ю Миен были разбросаны по горам Китая. Горы, где они жили, превратились в пустыни из-за подсечно-огневого земледелия. Они искали новые места в горных районах. Они искали дальше на юг и в конце концов перебрались во Вьетнам.
Карен
[ редактировать ]К'ньяу ( С'гау Карен : ကညီ ), известные многим как Карен, а другим как Карианг или Янг, являются одним из крупнейших горных племен в Юго-Восточной Азии . Общая численность каренов неизвестна, поскольку они разбросаны по всей Бирме, Лаосу и Таиланду, и с 1930-х годов в Бирме не проводилось никакой достоверной переписи населения. Численность населения колеблется от 7,5 до 14 миллионов человек. (Более консервативная оценка делает их население эквивалентным населению Швейцарии). Примерно 320 000 каренов в Таиланде составляют половину всего населения горных племен страны.
Хотя карены по-прежнему практикуют подсечно-огневое земледелие, как и другие горные племена, они отличаются тем, что живут в постоянных деревнях на более низких высотах и агрессивно развивают экологически устойчивые террасные рисовые поля. Эти факторы позволили каренам лучше интегрироваться в тайское общество. [ нужна ссылка ]
Лису
[ редактировать ]Палаунг
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Этнические группы в Таиланде
- Музей открытий горцев
- Холмовые люди
- Список горных племен Таиланда
- Юго-Восточно-Азиатский массив
- Тайское нагорье
- Зомия (география)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статья в англо-тайском словаре «холмовое племя».
- ^ Тумсорн, Маниван; Чансирийотин, Супапорн (1986). Северно-центральный тайский словарь (ред. Ред.) (PDF) (на английском и тайском языках). Таиланд: Корпус мира/Таиланд . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Данные о лесах: темпы вырубки лесов в Таиланде.
- ^ Jump up to: а б Мортон и Бэрд 2019 , с. 12.
- ^ Геддес, WR (1983). "Введение". В Джоне Маккинноне и Ванате Бхрукшасри (ред.). Горцы Таиланда . Куала-Лумпур: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Стерджен, Джанет К. (2005). Приграничные ландшафты: политика землепользования акха в Китае и Таиланде . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
- ^ «Поход с горными племенами Северного Таиланда» . www.alienadv.com . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Галерея: женщины Таиланда с длинной шеей, спорная туристическая достопримечательность | CNN Travel» . Travel.cnn.com . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Мукдаван, Сакбун (2013). «Контроль над плохими наркотиками, создание хороших граждан: гражданство и социальная неподвижность горных этнических меньшинств Таиланда». В Барри, Коэли Мария (ред.). Права на культуру: наследие, язык и сообщество в Таиланде . Чиангмай: Шелкопряд. стр. 213–237. ISBN 978-616-215-062-3 . OCLC 837138803 .
- ^ Экачай, Саницуда (2013). «Пришло время для совершенно нового взгляда на «Thainess» » . Почта Бангкока .
- ^ Генеральный план развития этнических групп в Таиланде на 2015–2017 гг. [ Генеральный план развития этнических групп в Таиланде на 2015–2017 гг. ] (PDF) (на тайском языке: Министерство социального развития и безопасности человека, 2015 г.). 1, 29.
- ^ Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции. Объединенные четвертый-восьмой доклады, представленные Таиландом в соответствии со статьей 9 Конвенции и подлежащие представлению в 2016 году: Таиланд . Объединенные Нации. 2019.
- ^ Jump up to: а б Сукриттая Джукпинг, Мае Кхру Кхонг Чаат: исследование женщин-учительниц детей тайских горных племен. Университет Айовы, 2008 г., ISBN 9780549750161 , стр. 3
- ^ Кусума Снитвонгсе и В. Скотт Томпсон, ред. Этнические конфликты в Юго-Восточной Азии , Институт исследований Юго-Восточной Азии (14 октября 2005 г.) ISBN 978-9812303370 , стр. 157
- ^ «Аха» . HillTribe.org . Проверено 3 мая 2012 г.
- Мортон, Мика Ф.; Бэрд, Ян Г. (2019). «От горных племен к коренным народам: локализация глобального движения в Таиланде». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 50 (1). Издательство Кембриджского университета: 7–31. дои : 10.1017/s0022463419000031 . ISSN 0022-4634 .