Движение Донлин
Движение Дунлинь ( китайский : 東林黨 ; пиньинь : Dōnglíndong ; Уэйд-Джайлс : Дун-лин-тан ) было идеологическим и философским движением позднего Мин и начала династий Цин в Китае.
Движение было основано в 1604 году, в эпоху Ваньли эпохи Мин, когда Гу Сяньчэн (1550–1612), великий секретарь, и Гао Паньлун (高攀龍, 1562–1626), ученый, восстановили Академию Дунлинь в Уси с финансовая поддержка местной шляхты и чиновников. [1]
Мотивом восстановления академии была обеспокоенность состоянием бюрократии и ее неспособностью добиться улучшения. Движение представляло собой обращение к моральным конфуцианским традициям как средству достижения новых моральных оценок. [2] После этого академия стала центром разногласий в общественных делах в периоды позднего Мин и раннего Цин. Многие сторонники Дунлиня нашли себя среди бюрократии, и она стала глубоко вовлечена во фракционную политику. Движение получило импульс, когда к Академии Дунлинь в Уси присоединились академии близлежащих Уцзинь и Исин . [3] Мужчины Дунлиня вели политику не только посредством бюрократических маневров, но и благодаря образованному мнению; это включает в себя создание репутации и отчеты о мечтах. [4]
своего первенца Чжу Чанлуо Многие из создателей академии входили в число мандаринов, которые за несколько лет до этого вынудили императора Ваньли назначить наследником престола (будущего императора Тайчана), хотя сам император предпочел бы это сделать. трон перейдет к Чжу Чансюню (сыну императора от его любимой наложницы госпожи Чжэн). [5]
Во время правления императора Тяньци оппозиция Дунлиня евнуху Вэй Чжунсяну привела к закрытию академии в 1622 году, а также к пыткам и казни ее главы Ян Ляня и пяти других членов в 1624 году. [6] Приход на престол императора Чунчжэня восстановил судьбу фракции Дунлин. [7] Позже, во время правления Чунчжэня, партизаны Дунлиня оказались против Великого секретаря Вэнь Тижэня , что в конечном итоге добилось его увольнения в 1637 году.
Движение Дунлинь представляло собой рост влияния литераторов на политическую жизнь позднего императорского Китая. В этом отношении оно было унаследовано Сучжоу ), сосредоточенным в движением Фуше ( 復社 , до падения династии Мин, а также школой мысли Чанчжоу во время Цин. Поражение Китая в Опиумной войне (1839–1842 гг.) вызвало возрождение интереса к движению Дунлинь, являющемуся ярким примером солидарности литераторов. [8]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уэйкман 1985 , с. 69
- ^ Уэйкман 1985 , с. 79
- ^ Элман, 29.
- ^ Ин Чжан, Конфуцианская имиджевая политика: мужская мораль в Китае семнадцатого века (Сиэтл: University of Washington Press, 2016); Линн Струве, Мечтающий разум и конец мира Мин (Гонолулу: University of Hawaii Press, 2019, стр. 144 и далее).
- ^ Уэйкман 1985 , с. 337
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 80–82.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 125
- ^ Элман, 276-7.
Источники
[ редактировать ]- Дардесс, Джон В. (январь 2002 г.). Кровь и история в Китае: фракция Дунлинь и ее репрессии, 1620-1627 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2516-4 .
- Элман, Бенджамин А. Классицизм, политика и королевская власть: школа Чанчжоу нового текстового конфуцианства в позднем императорском Китае . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990. [1]
- Уэйкман, Фредерик Э. (1985), Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века , том. 1, Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0-520-04804-1