Ли Тай Тонг
Ли Тай Тонг Ли Тайцзун | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император Дай Вьет | |||||||||||||||||
![]() Статуя императора Ли Тай Тонга | |||||||||||||||||
Император Дай Ко Вьет | |||||||||||||||||
Царствование | 1 апреля 1028 г. – 3 ноября 1054 г. (26 лет, 216 дней) | ||||||||||||||||
Предшественник | Ли Тай То | ||||||||||||||||
Преемник | Ли Тхань Тонг | ||||||||||||||||
Император династии Ли | |||||||||||||||||
Царствование | 1/4/1028–3/11/1054 | ||||||||||||||||
Предшественник | Ли Тай То | ||||||||||||||||
Преемник | Ли Тхань Тонг | ||||||||||||||||
Рожденный | Пагода Дуйен Нинь, провинция Ниньбинь | 29 июля 1000 г. ||||||||||||||||
Умер | 3 ноября 1054 г. Тханг Лонг , Дай Ко Вьет | (54 года) ||||||||||||||||
Похороны | Гробница Тхо | ||||||||||||||||
Супруг | Императрица Линь Ком (Май Тхи) (Королева вдохновения Май Тхи). Императрица Ван (王皇后). Императрица Дин (丁皇后). Императрица Тьен Кам (天感皇后). | ||||||||||||||||
Проблема | Наследный принц Ли Нат Тон в роли императора Ли Тхань Тонга Принц Пхунг Кан Ли Нат Трунг Принцесса Биньзыонг Принцесса Труонг Нинь Принцесса Ким Тхань | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Дом | Ли | ||||||||||||||||
Отец | Ли Тай То | ||||||||||||||||
Мать | Императрица Линь Хиен | ||||||||||||||||
Религия | буддизм |
Название храма | |
Вьетнамский алфавит | Ли Тай Тонг |
---|---|
Китайские иероглифы | 李太Ли Тайцзун |
Личное имя | |
Вьетнамский алфавит | Ли Фат Ма |
---|---|
Китайские иероглифы | 李佛Ливермор |
Ли Тай Тонг ( китайский : 李太李太宗 ; 29 июля 1000 — 3 ноября 1054), личное имя Ли Пхат Ма , посмертно храмовое имя Тай Тонг , был вторым императором династии Ли , правил Дай Вьетом с 1028 по 1054 год. Его считали самый успешный вьетнамский император с десятого века. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ли Пхат Ма родился в 1000 году в Хоа Лу , Нинь Бинь , во время правления короля Ле Хоана , когда его отец Ли Конг Уан был чиновником королевского двора. Его матерью была Ле Тхи Пхат Нган, дочь Ле Хоана. Когда ему было девять лет, Ли Конг Уан стал новым правителем Дайвьета и перенес столицу из Хоа Лу в Тханлонг . В 1020 году, будучи наследным принцем Фат Ма, вел свою армию на юг через Тхань Хоа, он встретил дух горы Чонг Донг, который обещал помочь в его кампании. Фат Ма успешно вторгся в Чампу, убил командира Чамов и уничтожил половину его армии. [ 2 ] После смерти своего отца Пхут Ма утверждал, что Дух горы Чонг Донг, или Горы Бронзового Барабана (Thần Núi Đồng Cổ), который также обитал в святилище в Танг Лонге. [ 2 ]
Царствование
[ редактировать ]Ли Фут Ма взошел на трон в 1028 году. В начале своего правления Тай Тонг в основном полагался на офицеров своего отца, чтобы подавить восстание двух своих братьев, оспаривавших его восшествие на престол, и лично возглавил экспедицию против третьего мятежного брата в Хоа. Лư. [ 3 ] Когда его правление стало более безопасным, Тай Тонг начал демонстрировать свой нетрадиционный стиль управления. Он повысил одну из своих любимых наложниц до королевского статуса. Он отверг совет своих чиновников и сам вспахал землю во время весенней вспашки. Король проигнорировал условности и повысил любимую наложницу до королевского статуса, тем самым спровоцировав восстание, которое он подавил. Он реорганизовал администрацию на границах и построил океанские джонки . Он, по-видимому, пытался реформировать систему правосудия и тюрем в Танг Лонге, поставив ее под защиту культа героя десятого века. Он проигнорировал возражения своих советников и настоял на том, чтобы лично провести церемонию весенней вспашки. [ 3 ] В 1039 году Тай Тонг провел серьезную дискуссию со своим чиновником о том, зависит ли хорошее правительство от сильного личного руководства или от сложного института. В конце концов он принял мнение своих чиновников и начал реформировать правительство. В том же году он схватил лидера мятежного клана Нонг Цюаньфу в северных горах и публично казнил его в Танглонге, опубликовав указ, полный самодовольной гордости и негодования. [ 3 ] В 1041 году в Тай Тонге были отлиты статуи Будды Майтрейи и двух богов орошения; последнее может снова означать появление конфуцианских ассоциаций между монархией и сельскохозяйственной организацией. [ 4 ] В 1042 году Тай Тонг создал новый кодекс, названный законами Минь До. Вдохновленные Кодексом Тан в Китае, эти новые законы были написаны чиновниками, которым Фат Ма поручил «обдумать, что соответствует современной эпохе». Книга Минь Олава не сохранилась, но сохранились девять указов, датированных в течение нескольких месяцев после ее публикации. [ 5 ] Также в том же году Нунг Три Цао , вождь клана Нунг в провинции Цао Бонг , провозгласил государство Дали (大历). Благодаря его усилиям вьетнамцы схватили его и удерживали в Танглонге несколько лет. [ 6 ] В следующем году вьетнамский двор впервые использовал термин nho thần (учёный-конфуцианец), имея в виду придворных чиновников, которым король приказал «сочинить рифмующееся повествование», чтобы предать гласности своё достижение «экстраординарного сверхъестественного события». [ 7 ] В 1044 году Тай Тонг со своей армией вторгся в Чампу морским путем. Пройдя по морю 950 км, вьетнамский флот атаковал Чампу, и король чамов Джая Симхаварман II был убит. Сумма грабежа была значительной, [ 8 ] включало 5000 пленников, дрессированных слонов, золото, нефрит и другие сокровища. Пленники Чам поселились в Нгоане , жили в деревнях в стиле Чам и либо стали личными слугами королевской элиты, либо работали в религиозных учреждениях. Они также внесли свой вклад в строительство религиозных зданий, о чем свидетельствуют тысячи кирпичей из Бадиня с надписью Чам. [ 9 ] Налоги были снижены, иностранные купцы были размещены, в горах открылись рынки. [ 1 ] В 1048 году Нунг Три Цао снова восстал и провозгласил государство Небесный Юг. Тай Тонг напал на Нонг Три Цао, и ему удалось лишь вытеснить его на территории Сунского Китая . [ 6 ] В 1049 году, увидев во сне Авалокитешвару, сидящего на лотосе , он приказал построить в Танглонге Пагоду с одним столбом , сохранившуюся в Ханое ХХ века. [ 10 ] Примерно с 1049 года Тай Тонг стал меньше заниматься мирскими делами. Он начал искать решения жизни через религию. Он умер в 1054 году и за несколько месяцев до своей смерти передал управляющую должность своему сыну Ли Нхот Тону ( Ly Thánh Tong ). Преемственность прошла гораздо более гладко, чем в 1028 году, и доказала успех институциональной реформы Тай Тонга.
Религиозная деятельность
[ редактировать ]Ли Пхут Ма был набожным буддистом Махаяны с юных лет. В 1040 году он приказал серебряникам украсить более 1000 статуй и более 1000 картин Будды. [ 11 ] Тай Тонг общался с буддийской общиной более непосредственно, чем его отец. Взаимодействуя с различными монахами, он стремился уважать их различные мнения, в том числе исходящие из Индии и Китая. В какой-то момент король устроил вегетарианский пир и заявил:
Я заметил, что учёные спорят об источнике ума будд и патриархов. Я желаю, чтобы каждый из присутствующих здесь, выдающихся добродетелей из разных местностей, высказал мне свою точку зрения, чтобы я увидел, как применить ум.
Ху Синь , монах из знатной местной семьи, которого король привел с северной горы в столицу, дал такой ответ в стихах:
- Дхарма изначально подобна не-Дхарме.
- Ни существующее, ни несуществующее
- Если человек знает правду,
- Чувствующие существа и Будда едины.
- Как велика Луна над Ланкой!
- Пустая, пустая лодка, пересекающая океан.
- Если человек познает пустоту, посредством
- ту пустоту, которую человек осознает,
- Свободно ходить куда угодно в самадхи .
Тай Тонг последовал мнению монаха, и Ху Синь стал придворным учителем. [ 12 ] В процессе этот монах составил надписи для ряда крупных храмов в районах Тьен Ду и Во Нинь к северу от столицы (ни один из этих храмов не сохранился). Тай Тонг также принес в столицу культы духов. Особенно ему был близок культ духа Горы Медного Барабана с южной территории вьетнамской мандалы. Перед этим духом король заставил придворных принести ежегодную кровавую клятву верности. [ 13 ]
Семья
[ редактировать ]- Родители
- Ли Конг Уан (974 – 1028), основатель дома
- Императрица Лап Зяо (981 – ?)
- Супруги
- Королева Ким Тьен (金天皇)
- Королева Вонг
- Королева Динь (Королева Дин)
- Королева Донг
- Дети
- Ли Нят Тон (李日尊, 1023–1072), первый сын
- Ли Нхот Чунг , принц Фонг Кана (李Ri-中, 冯干王), второй сын
- Принцесса Бинь Донг (Принцесса Бинь Зыонг)
- Принцесса Чынг Нинь (Принцесса Чаннин)
- Принцесса Ким Тхань (Принцесса Цинчэн)
Родословная
[ редактировать ]Родословная короля Ли Тай Тонга |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тарлинг 1999 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Кирнан 2019 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Тарлинг 1999 , с. 141.
- ^ Кирнан 2019 , с. 155.
- ^ Тарлинг 1999 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 7.
- ^ Кирнан 2019 , с. 156.
- ^ Масперо 2002 , с. 60
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 435.
- ^ Кирнан 2019 , с. 151.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 431.
- ^ Уитмор 2015 , с. 287.
- ^ Уитмор 2015 , с. 288.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джеймс А. (2012). Логово повстанцев Нунг Три Цао: лояльность и самобытность на китайско-вьетнамской границе . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80077-6 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190053796 .
- Масперо, Жорж (2002). Королевство Чампа . Компания Белый Лотос, ООО ISBN 978-9747534993 .
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-317-27903-7 .
- Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: Том 1, С ранних времен до 1800 года . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521663724 .
- Уитмор, Джон К. (1986), « Слоны действительно умеют плавать»: современные китайские взгляды на поздний Ли Дай Вьет», в Милнере, Энтони Кротерс; Марр, Дэвид Г. (ред.), Юго-Восточная Азия в 9-14 веках , Кембридж: Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 117–137, ISBN. 978-9-971-98839-5
- Уитмор, Джон К. (2015), «Построение буддийской монархии в Дай Вьете: храмы и тексты при Ли Нхан Тонге (1072–1127)», в книге Ламмертс, Дитрих Кристиан (ред.), Буддийская динамика на юго-востоке досовременного и раннего Нового времени. Азия , Издательство ISEAS, Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 283–306, ISBN. 978-9-814-51906-9
| |||||||
Примечания:
|