Ли Тай То
Ли Тай То Ли Тайцзу | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Великий император Дай Ко Вьет | |||||||||||||||||||||
![]() Статуя Ли Тай То рядом с озером Хоан Кием в Ханое | |||||||||||||||||||||
Император Дай Ко Вьет | |||||||||||||||||||||
Царствование | 1009–1028 | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Ле Лонг Динь | ||||||||||||||||||||
Преемник | Ли Тай Тонг | ||||||||||||||||||||
Император династии Ли | |||||||||||||||||||||
Царствование | 20 ноября 1009 г. – 31 марта 1028 г. | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Династия основана | ||||||||||||||||||||
Преемник | Ли Тай Тонг | ||||||||||||||||||||
Рожденный | 8 марта 974 г. Ко Фап, Бакнинь , Дай Ко Вьет | ||||||||||||||||||||
Умер | 31 марта 1028 г. (54 года) Тханг Лонг , Дай Ко Вьет | ||||||||||||||||||||
Похороны | Гробница Тхо | ||||||||||||||||||||
Супруг | Ле Тхи Пхат Нган и еще 8 императриц | ||||||||||||||||||||
Проблема | Принц Кхай Тьен Ли Фат Ма в роли императора Ли Тай Тонга Принц Кхай Куок Ли Бо Принц Донг Чинь Ли Люк Принц Ву Дук (?–1028) Принц Уй Минь Ли Нат Куанг Принцесса Ан Куок 8 сыновей и 13 дочерей. | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Дом | Ли | ||||||||||||||||||||
Отец | Король Хиен Кхан | ||||||||||||||||||||
Мать | Мин Дык Королева-мать Фам Тхи | ||||||||||||||||||||
Религия | буддизм |
Название храма | |
Вьетнамский алфавит | Ли Тай То |
---|---|
Китайские иероглифы | 李太Ли Тайцзу |
Личное имя | |
Вьетнамский алфавит | Ли Конг Уан |
---|---|
Китайские иероглифы | Ли Гонъюнь |
Ли Тай То ( китайский : 李太李太祖 , 8 марта 974 — 31 марта 1028), личное имя Ли Конг Уан , храмовое имя Тай То , был императором-основателем династии Ли и шестым правителем Дай Вьета ; он правил с 1009 по 1028 год.
Ранние годы
[ редактировать ]Ли Конг Уан родился в деревне Ко Пхап, Динь Банг, Ту Сон , провинция Бакнинь, в 974 году. Личность его биологического отца неизвестна; Точно так же мало что известно о его материнской линии, за исключением того, что его мать звали Фам. [ 1 ] Согласно вьетнамской хронике Дай Вьет су кы тоан тху , мать отдала его на усыновление человеку по имени Ли Кхань Ван в трехлетнем возрасте. Клан Ли приемного отца Ли Конг Уана, Ли Кхань Вана, был вьетийским кланом Дао-хуа , происходящим из горных районов округа Фэн. [ нужна ссылка ]
Конг Уан получил образование у Ван Ханя , самого выдающегося буддийского патриарха того времени, в деревне Динь Бан, недалеко от Красной реки от Ханоя на северо-востоке. Он приобрел репутацию набожного буддиста, а затем студента-историка и солдата. [ 2 ] Постепенно он продвигался от мелкого чиновника до видного правительственного поста и в конечном итоге был удостоен титула Tả Thân Vệ Điện Tiền Chỉ Huy Sứ (Командир левого фланга дворца), который был одной из самых важных должностей в королевская гвардия.
В 1005 году правящий император Ле Хоан умер, что привело к гражданской войне между его сыновьями. [ 3 ] Ли Конг Уун начал службу при королевском дворе, в конечном итоге поднявшись на высокую доверенную должность рядом с назначенным наследником престола. [ 4 ] В 1009 году правящий император Ле Лонг Динь (годы правления 1005–1009), последний император семьи Ле, заболел геморроем, и ему пришлось лежать, слушая отчеты официальных лиц. [ 5 ] Выведенный из строя из-за ухудшения здоровья, Лонг Ан беспомощно наблюдал, как монахи Зяо начали пропагандистскую кампанию, которая укрепляла веру в неизбежность того, что Ли Конг Ун станет королем. [ 4 ] Он умер в ноябре 1009 года под гневом народа из-за своей жестокости и жестокости во время его правления. Дао Кам Мук , королевский чиновник, и патриарх Ван Хан воспользовались этой возможностью и навязали свою власть и политическое влияние, чтобы без особого сопротивления возвести на престол своего доверенного ученика Ли Конг Уна, таким образом закончив правление династии Ле. [ 5 ]
Через два дня после смерти Лонг Дина, по совету и поддержке его покровителя, монаха Ван Хана, и усилиями всего буддийского истеблишмента Ли Конг Уан был провозглашен императором под всеобщим одобрением. [ 2 ] После своего восхождения на престол Ли Конг Уун назвал свою эпоху «Тхуан Тьен» (順天), что означает «Согласие с Небесами [Волей]».
Царствование
[ редактировать ]Капитальный переезд
[ редактировать ]
Королевский двор решил переехать из Хоа Ли на место Ди Ла (современный Ханой ) в следующем, 1010 году. [ 6 ] Чи Ла был известен как город, который танский генерал Гао Пиан построил в 860-х годах после разрушительных последствий Наньчжаоской войны . В 1010 году Ли Конг Уун опубликовал указ, объясняющий, почему он перенес свою столицу в Дай Ла. [ 4 ] Ли Конг Уун выбрал это место, потому что оно было ранней столицей в богатой дельте Красной реки . Он видел в Ди Ла место «между Небом и Землей, где лежат свернувшийся кольцами дракон и крадущийся тигр, а его столица просуществует 10 000 лет». [ 7 ] Когда лодка Ли Конг Уна пришвартовалась в новой столице, над его головой, как сообщается, парил дракон, символ суверенной власти; соответственно он переименовал это место в Танг Лонг , «восходящий дракон». [ 8 ]
Королевский город Танг Лонг был спроектирован по стандартной схеме: городской центр включал Королевский город. Тронный зал дворца был расположен во дворе Дракона и обращен на юг. Наследный принц династии Ли жил в Восточном дворце за городскими стенами. [ 7 ] Дворцы и офисы были построены из дерева . Дворец Кан Нгуен, где проводил аудиенцию король, располагался на холме Нунг. К 1010 году в Танглонге было построено 11 дворцов. [ 7 ] Земляные валы, которые были крепостными стенами новой столицы, до сих пор стоят к западу от современного города Ханой , образуя обширный четырехугольник на обочине дороги, ведущей в Сан Тай . [ 9 ]
Внутренняя политика
[ редактировать ]Внешние районы дельты Красной реки, за пределами центра Ли, находились в руках семей, связанных браком с семьей Ли. Ли Тхай То отказался от схемы разделения равнины на «десять кругов», разработанной Динь Бо Линем (годы правления 968–979), и заменил ее 24 маршрутами; это были не административные юрисдикции, а скорее маршруты, обозначающие различные местности. Он организовал южные провинции в военные аванпосты, указав на политику гарнизонов и патрулей. [ 10 ] Чиновники не получали зарплату, контролируемую столицей, а полностью зависели от местных ресурсов, рыбы и риса региона. Солдаты действительно получали некоторую щедрость, в то же время от них ожидалось, что они будут заниматься собственным сельским хозяйством. [ 11 ] Деревенские общины, разбросанные по сельской местности, оставались в пределах своей собственной системы взглядов, за исключением чрезвычайных ситуаций или особых королевских требований. Только тогда они смогут взаимодействовать с центральной властью. В противном случае они отправляли часть своих ресурсов местному лорду, который, в свою очередь, пересылал часть в качестве дани трону. [ 12 ] Эта административная система напоминает естественную систему мандалы Юго-Восточной Азии . [ 13 ]
В 1011 году Ли Тхай То собрал большую армию и напал на повстанцев в южных провинциях, на территории нынешних Тхань Хоа и Нго Ан . Он вел там кампанию в течение двух лет, сжигая деревни и захватывая местных лидеров. Когда он возвращался по морю в конце 1012 года, сильный шторм угрожал потопить его лодку, что он воспринял как божественный приговор за насилие, которое он причинил столь многим людям. [ 14 ]
В течение трех лет, 1013–1015, Ли Тай То посылал солдат в северные горы современной провинции Хазянг , чтобы усмирить народ хани , который вступил в союз с королевством Дали в Юньнани . [ 14 ]
Он также реформировал налоговую систему в 1013 году, создав шесть налоговых классификаций, что позволило королевскому двору эффективно собирать налоги, а гражданам было четко известно, какая налоговая классификация их затронула, например, в основном применялась к товарам, произведенным в королевских поместьях: [ 15 ]
- Налог на рыболовство и добычу морепродуктов
- Налог на сельскохозяйственное производство (фермерство)
- Налог на лесозаготовки/древесину и каменную кладку
- Налог на добычу соли
- Налог на производство предметов роскоши (слоновая кость, золото, шелк, драгоценные материалы и т.д.)
- Налог на производство фруктов и овощей
Когда в 1016 году произошло сильное землетрясение, Ли Тай То помолился богам, которые управляли горами, окружающими столицу, а также отправил более 1000 человек преподавать в буддийские школы. Он путешествовал по своему королевству, чтобы умилостивить его разрозненных джиннов и кооптировать их, заставляя их «заявить» о себе. [ 16 ] [ 17 ]
Международные отношения
[ редактировать ]
Во время правления Ли Тай То династия Сун была озабочена поддержанием внутренней стабильности и все еще восстанавливалась после предыдущих поражений или стычек с династией Ляо и Западной Ся . В результате Чи Вьет в основном остался в покое, и политические отношения между двумя государствами возобновились. В 1010 году император Сун без промедления признал Ли Конг Уна, присвоив ему обычные вассальные титулы.
В 1010 году Ли Тай То напал и поймал тринадцать человек этнической принадлежности Доч Лао (бандитов) и представил пленников китайскому двору. [ 18 ] В августе 1014 года он отправил миссию в Китай, подарил 60 лошадей и уведомил двор Сун о том, что покорил общину хани. [ 18 ] [ 19 ]
Религиозная деятельность
[ редактировать ]Начав жизнь как буддийский монах , Ли Тай То практиковал буддизм и пропагандировал его как национальную религию. В результате он оказал большую поддержку буддийскому духовенству и учреждениям. Он пожертвовал деньги на строительство пагод по всему Чи Вьету. Первоначально он построил 8 буддийских храмов в районе Тьен Ду, сердце вьетнамского буддизма, и еще три вокруг самого столичного региона. [ 20 ]
В соответствии со своим гео-административным видением и своей королевской властью по умиротворению и укрощению мира духов, в одиннадцатом веке двор Ли «вернул» в Танг Лонг небосвод местных духов, которые долгое время доминировали в более отдаленных регионах королевства. духи сестер Чонг из западной дельты, земной джин Фуонг к северу от столицы и бог Горы бронзового барабана из Тханьхоа в Ай на юге - все были перенесены в столицу и размещены там в храмах, специально посвященных их. Если эти духи были «символами региональных держав», их умиротворение включало распространение монархической власти на регионы Ши Вьет. [ 16 ] [ 21 ]
В 1024 году Ли Тай То был построен храм для чтения и декламации буддийских писаний, копию которых он запросил и получено от суда Сун несколькими годами ранее. После установления подходящих отношений с земными силами он проявил заинтересованность в установлении правильных отношений со сверхъестественными силами, покровительствуя буддийской религии и местным культам, тем самым культивируя культурную основу для своей власти. [ 2 ] После этого он начал отходить от общественных дел. В 1025 году Ван Хан умер. Он был учителем, наставником и, в некоторой степени, отцом Ли Тай То. Ранее он был советником Ле Хоана и был центральной фигурой в осуществлении перехода от семьи Ле в Хоа Ли к семье Ли в Танг Лонг. Похоже, что королевская личность Ли Тай То была в некоторой степени оживлена как продолжение ожиданий Ван Хана от него, поскольку с этого времени о Ли Тай То мало что известно, вплоть до его смерти весной 1028 года. [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]

Согласно официальным королевским источникам, Ли Конг Ун умер в 1028 году в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Тхо Лэнге, Мавзолее долголетия, за пределами дворца Тхиен Док. Посмертно его назвали «Ли Тай То»; его посмертный императорский титул был «Тхан Вы Хоанг До». Сегодня дух-предок Ли Тай То входит в число тех, кого широко почитают в обрядах национальных святынь. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Lý Thái Tổ, фрегат класса «Гепард», находящийся на вооружении ВМС Вьетнама Его именем назван с 2011 года.
Семья
[ редактировать ]- Отец
- Король Хиен Кхань (посмертно удостоенный чести Ли Тай То в 1010 году)
- Ли Кхань Ван (приемный отец)
- Мать
- Фам Тхи Нга
- Братья
- Крылатый Святой Король (翊聖王)
- Ли Мо
- Жены
- Императрица Лап Джао
- Леди Чу Ай Ван (женщина 婤айюнь)
- Дети
- Ли Пхут Ма (Печень Ма)
- Ли Лонг Бо (李龙布) (?–1069)
- Ли Люк
- Ли Египет
- Ли Пхо
- Ли Нят Куанг (李日㫕) (995–1057)
- Принцесса Ан Куок
- Принцесса Линь Нам (Ли Тхи Бао Хоа)
Родословная
[ редактировать ]Происхождение короля Ли Тай То |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Полная история Дай Вьет «Основные летописи», том. 2 текст: «其母范氏»
- ^ Jump up to: а б с Тарлинг 1999 , с. 140.
- ^ Андерсон 2011 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 2013 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Кирнан 2019 , с. 147.
- ^ Пелли 2002 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с Микшич и Ян 2016 , с. 433.
- ^ Тейлор 2013 , с. 61.
- ^ Coedès 2015 , с. 83.
- ^ Тейлор 2013 , с. 62.
- ^ Уитмор 1986 , с. 129.
- ^ Уитмор 1986 , с. 127.
- ^ Уитмор 1986 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 63.
- ^ Кирнан 2019 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Кирнан 2019 , с. 151.
- ^ Кирнан 2019 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2011 , с. 98.
- ^ Биленштайн 2005 , с. 22.
- ^ Уитмор 2015 , с. 287.
- ^ Кирнан 2019 , с. 152.
- ^ Тейлор 2013 , с. 64.
- ^ Фьелстад и Нгуен 2011 , стр. 18.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Джеймс А. (2011), « Проскальзывание сквозь дыру»: китайско-вьетнамская прибрежная граница конца десятого и начала одиннадцатого века как субалтернальная торговая сеть», в Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.), Залив Тонкинг через историю , Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, стр. 87–100, ISBN 978-0-812-20502-2
- Биленштайн, Ганс (2005), Дипломатия и торговля в китайском мире, 589–1276 , Брилл
- Коэдес, Джордж (2015), Создание Юго-Восточной Азии (RLE Modern East and South East Asia) , Тейлор и Фрэнсис
- Фьелстад, Карен; Нгуен, Тхи Хиен (2011). Духи без границ: вьетнамские духовные медиумы в транснациональную эпоху . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-113-7-29918-5 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0190053796 .
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-317-27903-7 .
- Пелли, Патрисия М. (2002). Постколониальный Вьетнам: новые истории национального прошлого . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-822-32966-4 .
- Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: Том 1, С ранних времен до ок. 1800 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66372-4 .
- Тейлор, KW (2013), История вьетнамцев , Cambridge University Press, ISBN 978-0-520-07417-0
- Уитмор, Джон К. (1986), « Слоны действительно умеют плавать»: современные китайские взгляды на поздний Ли Дай Вьет», в Милнере, Энтони Кротерс; Марр, Дэвид Г. (ред.), Юго-Восточная Азия в 9-14 веках , Кембридж: Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 117–137, ISBN. 978-9-971-98839-5
- Уитмор, Джон К. (2015), «Построение буддийской монархии в Дай Вьете: храмы и тексты при Ли Нхан Тонге (1072–1127)», в книге Ламмертс, Дитрих Кристиан (редактор), « Динамика буддизма на юго-востоке досовременного и раннего Нового времени». Азия , Издательство ISEAS, Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 283–306, ISBN. 978-9-814-51906-9
| |||||||
Примечания:
|