Эрдутское соглашение
Основное соглашение о регионе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема | |
---|---|
Тип | Мирное соглашение |
Подписано | 12 ноября 1995 г. [1] |
Расположение | Эрдут , Хорватия |
Подписавшиеся |
|
Вечеринки |
|
Полный текст | |
Эрдутское соглашение в Wikisource |
История Славонии |
---|
Эрдутское соглашение ( сербско-хорватское : Erdutski sporazum / Ердутски споразум ), официальное Основное соглашение по региону Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема , представляет собой соглашение, достигнутое 12 ноября 1995 года между властями Республики Хорватия и местными властями. Сербские власти региона Восточной Славонии, Бараньи и Западной Сремии о мирном разрешении хорватской войны за независимость в восточной Хорватии. Это фактически положило конец этнонационалистическому конфликту в регионе и положило начало процессу мирной реинтеграции региона под контроль центрального правительства. Реинтеграция была осуществлена непосредственно Организацией Объединенных Наций . Соглашение предусматривало ряд гарантий прав человека и меньшинств , а также возвращения беженцев . Он был назван в честь Эрдута , деревни, в которой его подписали местные сербские представители.
Подписавшимися были Хрвое Шаринич , бывший премьер-министр Хорватии , и Милан Миланович, местный сербский политик, представляющий самопровозглашенную Республику Сербская Краина (РСК) по указанию властей Союзной Республики Югославии . Свидетелями были Питер Гэлбрейт посол США в , тогдашний Хорватии, и Торвальд Столтенберг , ООН . посредник [4]
Территория Восточной Славонии, Бараньи и Западного Сремя ранее контролировалась РСК, а до этого — САО « Восточная Славония, Баранья и Западная Сремия» . Соглашение было признано резолюцией 1023 Совета Безопасности ООН и проложило путь к созданию Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема . В отличие от большинства других миссий, ВАООНВС была задумана как высший руководящий орган в регионе, создавший один из немногих протекторатов Организации Объединенных Наций в истории. Обеспечивая полную реинтеграцию региона без положений о территориальной автономии, соглашение послужило краеугольным камнем для создания современных институтов сербского меньшинства не только в регионе, но и на остальной территории Хорватии. Это явным образом послужило основой для создания регионального сербского учреждения Объединенного совета муниципалитетов .
Фон
[ редактировать ]В 1995 году мини- контактная группа иностранных послов в Загребе подготовила комплексное предложение президенту Хорватии Франьо Туджману и лидерам Республики Сербская Краина в Книне, направленное на мирное разрешение хорватской войны за независимость . Это предложение было известно как План Z-4 и предлагало реинтеграцию Краины в конституционные рамки Хорватии на основе нового Конституционного соглашения, которое определяло Краину как автономный регион Хорватии. План предусматривал не особую автономию Восточной Славонии, а двухлетний переходный период. Лидеры Краины в Книне отказались принять проект предложения, что впоследствии привело к операциям «Вспышка» и «Буря» , а также к полному военному разгрому Краины, в результате чего более 200 000 хорватских сербских беженцев покинули свои дома.
Остаток и географически отделенные территории Восточной Славонии, Бараньи и Западной Сремии (широко известные как Восточная Славония) оставались единственной частью Хорватии, находившейся под контролем сербов. В отличие от Краины, Восточная Славония имела протяженную границу с Республикой Сербия . Он также был экономически и социально зависим и политически гораздо более тесно связан с властями Белграда и Нови-Сада, чем Краины. [5] Это заставило международное сообщество поверить в то, что хорватское вмешательство в Восточную Славонию вызовет военную реакцию со стороны Югославии и приведет к эскалации боевых действий. [6] В то же время военное поражение в Краине и подписание Вашингтонского соглашения открыли пространство для разрешения вооруженного конфликта в Боснии , который администрация США хотела использовать в качестве политического оружия перед президентскими выборами в США в 1996 году . [7] Хорватия обусловила свое участие в Дейтонской мирной конференции разрешением конфликта в Восточной Славонии, в то время как международное сообщество настаивало на недопущении любой новой крупной эскалации югославского кризиса. Это создало условия, в которых мирное решение было предпочтительным или приемлемым для всех заинтересованных сторон.
История соглашения
[ редактировать ]В рамках своих усилий по установлению мира в Боснии президент США Билл Клинтон также заявил:
« Должен существовать долгосрочный план урегулирования ситуации в Восточной Славонии… основанный на суверенитете Хорватии и принципах плана Z-4 (например, сербское самоуправление, право беженцев на возвращение и другие гарантии сербы, которые там живут) . [1]
Несмотря на видное место территориальной автономии в планах президента Клинтона и усилия посла США Питера Гэлбрейта смоделировать это предложение об автономии на основе недавно приостановленного прецедента автономного округа Глина и Книн из Конституционного закона о национальных и этнических общинах или меньшинствах , это предложение был отвергнут правительством Хорватии, которое предпочло военное решение территориальной автономии. [1] Это убедило международное сообщество сосредоточиться на моделях нетерриториальной национальной личной автономии , правах меньшинств и межмуниципальном сотрудничестве . Отказ включить какие-либо положения о территориальной автономии усилил требования к положениям о правах человека . [8]
Положения
[ редактировать ]Возвращение беженцев
[ редактировать ]Временной администрации Организации Объединенных Наций было предложено обеспечить возможность возвращения беженцев и перемещенных лиц в свои родные дома. Такими же правами должны были пользоваться как те, кто покинул регион, так и те, кто приехал в регион из других частей Хорватии.
Межобщинное разделение власти
[ редактировать ]Совместные комитеты по осуществлению, сформированные как местными хорватскими, так и сербскими общинами, помогали ВАООНВС в управлении регионом. Местные полицейские силы были организованы так, чтобы иметь равное количество этнических хорватов и этнических сербов, а также дополнительное меньшее количество сотрудников из всех других общин региона.
Положения о правах меньшинств
[ редактировать ]Само соглашение, а также последующие события и обязательства в рамках мандата ВАООНВС представляют собой основу, на которой сегодня действуют многочисленные институты меньшинств. Создание Объединенного совета муниципалитетов с сербским большинством населения было одним из явных прав, предоставленных сербской общине. Другие учреждения, такие как Сербский национальный совет и еженедельный журнал «Новости», были созданы в то же время, а некоторые, такие как «Радио Борово », были зарегистрированы в соответствии с хорватскими законами. Соглашение требует уважения самого высокого уровня международно признанных прав человека и основных свобод.
Международное влияние
[ редактировать ]дипломатами прецедентом и сопоставимым случаем В феврале 2020 года Эрдутское соглашение было названо украинскими для реализации мер «Минска II», согласованных в Минском протоколе, направленных на прекращение войны на Донбассе . [9]
См. также
[ редактировать ]- Йосип Райль-Кир (25 июля 1955 - 1 июля 1991; убит начальник полиции Осиека во время СФР Югославии , известный своими миротворческими инициативами)
- Дейтонское соглашение (Эрдутское соглашение было основным предварительным условием конференции 1995 года)
- Пограничный спор между Хорватией и Сербией
- Дело о геноциде Хорватии и Сербии
- Референдум о целостности Восточной Славонии 1997 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гэлбрейт, Питер (12 октября 2006 г.). «Переговоры о мире в Хорватии: личный отчет о дороге в Эрдут» . В «Блице», Брэд К. (ред.). Война и перемены на Балканах . Издательство Кембриджского университета . стр. 124–131. ISBN 0-521-86042-3 .
- ^ Соглашение имеет четыре подписи: Шаринич, Миланович, Гэлбрейт и Столтенберг.
- ^ «Бывшие послы США в Хорватии – посольство США» . Загреб, Хорватия . 28 июня 1993 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Лукич, Ренео (2006). Внешняя политика Хорватии с момента обретения независимости до настоящего времени, 1991-2006 гг . Издательство Университета Лаваля . п. 193. ИСБН 2763780199 .
- ^ Хейболл, Гарри Джек (апрель 2015 г.). Сербия и сербское восстание в Хорватии (1990-1991) (PDF) (доктор философии). Голдсмитский колледж . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Рамсботэм, Оливер; Вудхаус, Том (1999). Энциклопедия международных операций по поддержанию мира . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . ISBN 0874368928 .
- ^ Довер, Эдвин Д. (1998). Президентские выборы 1996 года: должность Клинтона и телевидение . Вестпорт, Коннектикут и Лондон : Praeger Publishers . ISBN 0-275-96259-8 .
- ^ Нина Касперсен. «Права человека в территориальных мирных соглашениях» . Белая Роза .
- ^ Тимошенко, Денис (19 February 2020). "Эрдутское соглашение в Хорватии во многом напоминает Минск-2 – Левченко о совместном патрулировании на Донбассе" . Radio Free Europe/Radio Liberty . Retrieved 4 July 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Альберт Бинг (октябрь 2008 г.). «Соединенные Штаты Америки и реинтеграция хорватского Дунайского региона» . Scrinia Славоника (на хорватском языке). 8 (1). Славонски Брод: Хорватский институт истории . Проверено 21 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Эрдутского соглашения, Миротворца ООН (на английском, французском, китайском, арабском, русском и испанском языках)
- 1995 год в Хорватии
- Хорватская война за независимость
- История сербов Хорватии
- История Сирмии
- История Славонии
- История Бараньи (регион)
- Объединенный совет муниципалитетов
- Отношения Хорватии и Сербии
- Мирные договоры Хорватии
- договоры ООН
- События ноября 1995 года в Европе
- 1995 г. в международных отношениях.
- Отношения Хорватии и США