Jump to content

Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия

Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия
Конституционный закон о правах национальных меньшинств
Ратифицирован 23 декабря 2002 г.

Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия ( хорватский : Ustavni zakon o pravima nacionalnih manjina). [1] ) — конституционный закон , определяющий права национальных меньшинств в Хорватии . Это один из трёх конституционных актов хорватской правовой системы, два других — Конституционный закон о применении Конституции Хорватии и Конституционный закон о Конституционном суде Хорватии . В своем нынешнем виде Закон вступил в силу 23 декабря 2002 года. [2] Его более ранняя версия под названием « Конституционный закон о национальных и этнических общинах или меньшинствах» была принята в декабре 1991 года в качестве предварительного условия международного сообщества для признания независимости Хорватии от Социалистической Федеративной Республики Югославии . Закон иерархически соответствует Конституции Хорватии и должен соответствовать ей, но выше обычных государственных законов и решений, а также над уставами и решениями более низких уровней власти, которые все должны соответствовать этому закону. Кроме того, были приняты два специальных закона, определяющие права на образование на языках меньшинств и конкретные права на использование языков меньшинств в общественной жизни ( Закон об использовании языков и письменности национальных меньшинств и Закон об образовании на языке и письменности национальных меньшинств). ). [3] Кроме того, в самой Конституции Хорватии есть статьи, непосредственно касающиеся защиты национальных меньшинств, и перечисляются традиционные меньшинства в Хорватии.

Конституционный закон о национальных и этнических общинах или меньшинствах

[ редактировать ]
Два автономных округа Хорватии показаны темно-зеленым цветом.

В декабре 1991 года хорватский парламент принял «Конституционный закон о правах и свободах человека и правах национальных и этнических общин или меньшинств в Республике Хорватия», который стал предпосылкой для международного признания Хорватии . [4]

От периода Социалистической Федеративной Республики Югославии Хорватия унаследовала и признала относительно высокий уровень защиты коллективных прав меньшинств. [4] Проблема возникла с защитой прав «новых меньшинств», соответственно членов других шести наций, составляющих бывшее государство, за исключением хорватов ( сербов , словенцев , боснийцев , македонцев и черногорцев ). [4] Особенно остро проблема стояла с сербами Хорватии , имевшими статус суверенного народа в составе Социалистической Республики Хорватия . [4]

В 1992 году Хорватия изменила закон, чтобы включить право на политическую автономию в районах, где меньшинства фактически составляют большинство населения. [4] В дополнение к праву на представительство и широким правам на культурную автономию закон теперь предоставляет право создавать автономные округа в районах, где некоторые меньшинства составляют большинство согласно югославской переписи 1981 года. [4] Однако на практике это положение так и не было реализовано, поскольку территории, отвечающие условиям, входили в состав Республики Сербская Краина .

Конституционный закон предусматривал два вида контроля за его выполнением – международный контроль и сотрудничество в его реализации с автономными округами. [4]

В конце сентября 1995 года после операции «Шторм» Хорватия вернула контроль над всей своей территорией, за исключением Восточной Славонии, Бараньи и региона Западной Сремии, которые перешли под контроль ВАООНВС . Хорватский парламент первоначально временно приостановил применение положений закона, предоставляющих право на политическую автономию, что вызвало международную критику. [4] Впоследствии эта часть была полностью упразднена.

Одной из первых предпосылок начала вступления Хорватии в Европейский Союз было принятие нового закона о правах национальных меньшинств.

Право быть представленным

[ редактировать ]

Хорватский парламент

[ редактировать ]
Милорад Пуповац - один из парламентских представителей сербов Хорватии.

В соответствии с Конституционным законом о правах национальных меньшинств национальным меньшинствам, которые составляют более 1,5% от общей численности населения Хорватии (только сербы Хорватии ), гарантировано минимум одно и максимум три места в хорватском парламенте . [3] Меньшинства, составляющие менее 1,5% от общей численности населения (другие меньшинства), могут избрать в общей сложности 4 членов парламента. [3]

Закон запрещал создание специальных избирательных округов XII парламента Хорватии для выборов представителей национальных меньшинств. [4]

Региональный и местный уровень

[ редактировать ]

Согласно Конституционному закону о правах национальных меньшинств, муниципалитеты и города , в которых представители меньшинств составляют от 5% до 15%, имеют право иметь одного представителя в местном совете. [3] Если на местном уровне какое-либо меньшинство составляет более 15% или на уровне уезда более 5% населения, то это меньшинство имеет право на пропорциональное представительство в местных и региональных советах. [3]

В административных единицах, где национальные меньшинства имеют право на пропорциональное представительство в представительных органах, они также имеют право на пропорциональное представительство в исполнительных органах. [3] Меньшинства имеют право избирать заместителей мэра муниципалитета/поселка/города или заместителей префектов графств. [3]

Национальные меньшинства имеют право на пропорциональное представительство в органах государственной власти и судебной власти пропорционально их участию в общей численности населения территории, на которой этот орган осуществляет свою юрисдикцию. [3]

Для реализации этих прав представители национальных меньшинств имеют приоритетное право при приеме на работу, если они прямо ссылаются на это право в заявлении и когда они в равной степени, как и другие кандидаты, соответствуют всем другим критериям. [3]

Государственный совет по делам национальных меньшинств

[ редактировать ]

Государственный совет по делам национальных меньшинств является автономным зонтичным органом национальных меньшинств на государственном уровне, который объединяет институты и интересы национальных меньшинств в Хорватии. [5] Это орган, который занимается комплексными вопросами меньшинств в рамках Конституционного закона о национальных меньшинствах и всех других законов, касающихся национальных меньшинств. [5]

Совет имеет право предлагать парламенту и правительству Хорватии обсуждение вопросов, касающихся национальных меньшинств, особенно вопросов, касающихся реализации конституционного закона и специальных законов, регулирующих права национальных меньшинств. [5] Совет имеет право давать заключения и предложения по программам общественных радио- и телестанций, а также предложения по осуществлению экономических, социальных и других мер в регионах, традиционно или преимущественно населенных национальными меньшинствами. [5] Кроме того, Совет имеет право запрашивать и получать необходимые данные и отчеты от государственных органов, органов местного и регионального самоуправления. [5]

В Совете существует три типа представительства. Все депутаты от меньшинства автоматически попадают в Совет. Вторая группа, состоящая из пяти членов, состоит из представителей национальных меньшинств из профессионального, культурного, религиозного и научного сообщества и представителей объединений меньшинств, назначаемых Правительством по предложению объединений, юридических лиц и граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам. [5] Третья группа — представители Совета по делам национальных меньшинств, который состоит из семи членов. [5]

Советы национальных меньшинств

[ редактировать ]

Сербский национальный совет

[ редактировать ]

Сербский национальный совет ( хорватский : Srpsko narodno vijeće , сербская кириллица : Srpsko народно вијеће ) — избранный политический, консультативный и координирующий орган, действующий как форма самоуправления и институт культурной автономии сербов Хорватии в вопросах, касающихся гражданских прав и культурной жизни. личность. [6] [7] Основное внимание Совета уделяется правам человека, гражданским и национальным правам, а также вопросам идентичности, участия и интеграции сербов Хорватии в хорватское общество. [7] Советы уездного уровня существуют в городе Загребе и во всех уездах, кроме Крапинско-Загорского уезда . [8]

Объединенный совет муниципалитетов

[ редактировать ]

Помимо сербского национального совета, интересы сербской этнической общины в округах Осиек-Баранья и Вуковар-Сирмия дополнительно представляет Объединенный совет муниципалитетов , орган особого рода, сформированный на основе Эрдутского соглашения . Организация функционирует как национальный координационный орган в этих двух округах.

План действий по реализации закона

[ редактировать ]

Правительство принимает регулярные двухлетние планы действий по реализации конституционного закона. На реализацию Плана действий на 2011-2013 годы правительство выделило 143 704 348 хорватских кун . [9]

В десятую годовщину принятия Конституционного закона Сербский демократический форум направил заявление, в котором утверждалось, что закон служит лишь укреплению элиты меньшинств и на самом деле не укрепляет права национальных меньшинств. [10] По их мнению, Конституционный закон – это всего лишь набор добрых пожеланий и европейских стандартов, который сталкивается с постоянными препятствиями на государственном и местном уровнях. [10] Они добавляют, что советы национальных меньшинств не смогли реализовать свою роль и стали органами без какой-либо реальной роли и функций в местных сообществах, в то время как Совет национальных меньшинств стал политизированным институтом, посредством которого элиты меньшинства формируют свои собственные интересы, а не интересы сообществ меньшинств, которые они представляют. . [10]

В 2011 году Конституционный суд Хорватии после Левой Хорватии , Сербский демократический форум , Хорватский Хельсинкский комитет и GONG отменили положение закона, которое гарантировало, что сербское меньшинство изберет трех членов парламента в одном из регулярных избирательных округов. [11] [ нужны разъяснения ] Это положение было принято как компромисс между частью представителей сербской общины и правительством Ядранки Косор после того, как правительство ввело двойное избирательное право для всех меньшинств, кроме сербов. [11] Суд отметил, что никто не может гарантировать количество мест в парламенте, но что правительство может ввести двойное избирательное право для всех меньшинств в специальном избирательном округе для меньшинств и в обычном территориальном избирательном округе. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Конституционный закон о правах национальных меньшинств» . narodne-novine.nn.hr . Проверено 4 августа 2020 г.
  2. ^ Сербский демократический форум . «Реализация конституционного закона о правах национальных меньшинств в органах местного и регионального самоуправления» (PDF) (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2015 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Управление по правам человека и правам национальных меньшинств. «Право представителей национальных меньшинств на представительство в представительных и исполнительных органах государственного и местного уровня, а также в органах государственного управления, судебных органах и административных органах местных и региональных (региональных) единиц самоуправления» (на хорватском языке) ). Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Юридический факультет Загребского университета . «Правовые аспекты защиты меньшинств в процессе стабилизации и объединения» (PDF) (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Государственный совет по делам национальных меньшинств. «О савжету» (на хорватском языке) . Проверено 14 марта 2015 г.
  6. ^ «О СНВ» . Сербский национальный совет . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 14 марта 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Сербский национальный совет» . УВКБ ООН . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 г. Проверено 14 марта 2015 г.
  8. ^ "МАНЖИНСКАЯ САМОУПРАВА" (PDF) . Независимая демократическая сербская партия . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г. Проверено 14 марта 2015 г.
  9. ^ Партнерство ради социального развития, Загреб. «Реализация прав сербского национального меньшинства» (PDF) (на хорватском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Деловой дневник. « Конституционный закон укрепил элиты меньшинств, а не права национальных меньшинств » (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Дневник.hr «Конституционный суд отменил закон, гарантирующий сербам трех представителей» (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 575fbc85bcf9fce88d4df22ecda07eaf__1683561240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/af/575fbc85bcf9fce88d4df22ecda07eaf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitutional Act on the Rights of National Minorities in the Republic of Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)