Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия
Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия Конституционный закон о правах национальных меньшинств | |
---|---|
Ратифицирован | 23 декабря 2002 г. |
Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия ( хорватский : Ustavni zakon o pravima nacionalnih manjina). [1] ) — конституционный закон , определяющий права национальных меньшинств в Хорватии . Это один из трёх конституционных актов хорватской правовой системы, два других — Конституционный закон о применении Конституции Хорватии и Конституционный закон о Конституционном суде Хорватии . В своем нынешнем виде Закон вступил в силу 23 декабря 2002 года. [2] Его более ранняя версия под названием « Конституционный закон о национальных и этнических общинах или меньшинствах» была принята в декабре 1991 года в качестве предварительного условия международного сообщества для признания независимости Хорватии от Социалистической Федеративной Республики Югославии . Закон иерархически соответствует Конституции Хорватии и должен соответствовать ей, но выше обычных государственных законов и решений, а также над уставами и решениями более низких уровней власти, которые все должны соответствовать этому закону. Кроме того, были приняты два специальных закона, определяющие права на образование на языках меньшинств и конкретные права на использование языков меньшинств в общественной жизни ( Закон об использовании языков и письменности национальных меньшинств и Закон об образовании на языке и письменности национальных меньшинств). ). [3] Кроме того, в самой Конституции Хорватии есть статьи, непосредственно касающиеся защиты национальных меньшинств, и перечисляются традиционные меньшинства в Хорватии.
История
[ редактировать ]Конституционный закон о национальных и этнических общинах или меньшинствах
[ редактировать ]В декабре 1991 года хорватский парламент принял «Конституционный закон о правах и свободах человека и правах национальных и этнических общин или меньшинств в Республике Хорватия», который стал предпосылкой для международного признания Хорватии . [4]
От периода Социалистической Федеративной Республики Югославии Хорватия унаследовала и признала относительно высокий уровень защиты коллективных прав меньшинств. [4] Проблема возникла с защитой прав «новых меньшинств», соответственно членов других шести наций, составляющих бывшее государство, за исключением хорватов ( сербов , словенцев , боснийцев , македонцев и черногорцев ). [4] Особенно остро проблема стояла с сербами Хорватии , имевшими статус суверенного народа в составе Социалистической Республики Хорватия . [4]
В 1992 году Хорватия изменила закон, чтобы включить право на политическую автономию в районах, где меньшинства фактически составляют большинство населения. [4] В дополнение к праву на представительство и широким правам на культурную автономию закон теперь предоставляет право создавать автономные округа в районах, где некоторые меньшинства составляют большинство согласно югославской переписи 1981 года. [4] Однако на практике это положение так и не было реализовано, поскольку территории, отвечающие условиям, входили в состав Республики Сербская Краина .
Конституционный закон предусматривал два вида контроля за его выполнением – международный контроль и сотрудничество в его реализации с автономными округами. [4]
В конце сентября 1995 года после операции «Шторм» Хорватия вернула контроль над всей своей территорией, за исключением Восточной Славонии, Бараньи и региона Западной Сремии, которые перешли под контроль ВАООНВС . Хорватский парламент первоначально временно приостановил применение положений закона, предоставляющих право на политическую автономию, что вызвало международную критику. [4] Впоследствии эта часть была полностью упразднена.
Одной из первых предпосылок начала вступления Хорватии в Европейский Союз было принятие нового закона о правах национальных меньшинств.
Права
[ редактировать ]Право быть представленным
[ редактировать ]Хорватский парламент
[ редактировать ]В соответствии с Конституционным законом о правах национальных меньшинств национальным меньшинствам, которые составляют более 1,5% от общей численности населения Хорватии (только сербы Хорватии ), гарантировано минимум одно и максимум три места в хорватском парламенте . [3] Меньшинства, составляющие менее 1,5% от общей численности населения (другие меньшинства), могут избрать в общей сложности 4 членов парламента. [3]
Закон запрещал создание специальных избирательных округов XII парламента Хорватии для выборов представителей национальных меньшинств. [4]
Региональный и местный уровень
[ редактировать ]Согласно Конституционному закону о правах национальных меньшинств, муниципалитеты и города , в которых представители меньшинств составляют от 5% до 15%, имеют право иметь одного представителя в местном совете. [3] Если на местном уровне какое-либо меньшинство составляет более 15% или на уровне уезда более 5% населения, то это меньшинство имеет право на пропорциональное представительство в местных и региональных советах. [3]
В административных единицах, где национальные меньшинства имеют право на пропорциональное представительство в представительных органах, они также имеют право на пропорциональное представительство в исполнительных органах. [3] Меньшинства имеют право избирать заместителей мэра муниципалитета/поселка/города или заместителей префектов графств. [3]
Национальные меньшинства имеют право на пропорциональное представительство в органах государственной власти и судебной власти пропорционально их участию в общей численности населения территории, на которой этот орган осуществляет свою юрисдикцию. [3]
Для реализации этих прав представители национальных меньшинств имеют приоритетное право при приеме на работу, если они прямо ссылаются на это право в заявлении и когда они в равной степени, как и другие кандидаты, соответствуют всем другим критериям. [3]
Государственный совет по делам национальных меньшинств
[ редактировать ]Государственный совет по делам национальных меньшинств является автономным зонтичным органом национальных меньшинств на государственном уровне, который объединяет институты и интересы национальных меньшинств в Хорватии. [5] Это орган, который занимается комплексными вопросами меньшинств в рамках Конституционного закона о национальных меньшинствах и всех других законов, касающихся национальных меньшинств. [5]
Совет имеет право предлагать парламенту и правительству Хорватии обсуждение вопросов, касающихся национальных меньшинств, особенно вопросов, касающихся реализации конституционного закона и специальных законов, регулирующих права национальных меньшинств. [5] Совет имеет право давать заключения и предложения по программам общественных радио- и телестанций, а также предложения по осуществлению экономических, социальных и других мер в регионах, традиционно или преимущественно населенных национальными меньшинствами. [5] Кроме того, Совет имеет право запрашивать и получать необходимые данные и отчеты от государственных органов, органов местного и регионального самоуправления. [5]
В Совете существует три типа представительства. Все депутаты от меньшинства автоматически попадают в Совет. Вторая группа, состоящая из пяти членов, состоит из представителей национальных меньшинств из профессионального, культурного, религиозного и научного сообщества и представителей объединений меньшинств, назначаемых Правительством по предложению объединений, юридических лиц и граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам. [5] Третья группа — представители Совета по делам национальных меньшинств, который состоит из семи членов. [5]
Советы национальных меньшинств
[ редактировать ]Сербский национальный совет
[ редактировать ]Сербский национальный совет ( хорватский : Srpsko narodno vijeće , сербская кириллица : Srpsko народно вијеће ) — избранный политический, консультативный и координирующий орган, действующий как форма самоуправления и институт культурной автономии сербов Хорватии в вопросах, касающихся гражданских прав и культурной жизни. личность. [6] [7] Основное внимание Совета уделяется правам человека, гражданским и национальным правам, а также вопросам идентичности, участия и интеграции сербов Хорватии в хорватское общество. [7] Советы уездного уровня существуют в городе Загребе и во всех уездах, кроме Крапинско-Загорского уезда . [8]
Объединенный совет муниципалитетов
[ редактировать ]Помимо сербского национального совета, интересы сербской этнической общины в округах Осиек-Баранья и Вуковар-Сирмия дополнительно представляет Объединенный совет муниципалитетов , орган особого рода, сформированный на основе Эрдутского соглашения . Организация функционирует как национальный координационный орган в этих двух округах.
План действий по реализации закона
[ редактировать ]Правительство принимает регулярные двухлетние планы действий по реализации конституционного закона. На реализацию Плана действий на 2011-2013 годы правительство выделило 143 704 348 хорватских кун . [9]
Критика
[ редактировать ]В десятую годовщину принятия Конституционного закона Сербский демократический форум направил заявление, в котором утверждалось, что закон служит лишь укреплению элиты меньшинств и на самом деле не укрепляет права национальных меньшинств. [10] По их мнению, Конституционный закон – это всего лишь набор добрых пожеланий и европейских стандартов, который сталкивается с постоянными препятствиями на государственном и местном уровнях. [10] Они добавляют, что советы национальных меньшинств не смогли реализовать свою роль и стали органами без какой-либо реальной роли и функций в местных сообществах, в то время как Совет национальных меньшинств стал политизированным институтом, посредством которого элиты меньшинства формируют свои собственные интересы, а не интересы сообществ меньшинств, которые они представляют. . [10]
В 2011 году Конституционный суд Хорватии после Левой Хорватии , Сербский демократический форум , Хорватский Хельсинкский комитет и GONG отменили положение закона, которое гарантировало, что сербское меньшинство изберет трех членов парламента в одном из регулярных избирательных округов. [11] [ нужны разъяснения ] Это положение было принято как компромисс между частью представителей сербской общины и правительством Ядранки Косор после того, как правительство ввело двойное избирательное право для всех меньшинств, кроме сербов. [11] Суд отметил, что никто не может гарантировать количество мест в парламенте, но что правительство может ввести двойное избирательное право для всех меньшинств в специальном избирательном округе для меньшинств и в обычном территориальном избирательном округе. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституционный закон о правах национальных меньшинств» . narodne-novine.nn.hr . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Сербский демократический форум . «Реализация конституционного закона о правах национальных меньшинств в органах местного и регионального самоуправления» (PDF) (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2015 года . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Управление по правам человека и правам национальных меньшинств. «Право представителей национальных меньшинств на представительство в представительных и исполнительных органах государственного и местного уровня, а также в органах государственного управления, судебных органах и административных органах местных и региональных (региональных) единиц самоуправления» (на хорватском языке) ). Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Юридический факультет Загребского университета . «Правовые аспекты защиты меньшинств в процессе стабилизации и объединения» (PDF) (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Государственный совет по делам национальных меньшинств. «О савжету» (на хорватском языке) . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ «О СНВ» . Сербский национальный совет . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Сербский национальный совет» . УВКБ ООН . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 г. Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ "МАНЖИНСКАЯ САМОУПРАВА" (PDF) . Независимая демократическая сербская партия . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г. Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Партнерство ради социального развития, Загреб. «Реализация прав сербского национального меньшинства» (PDF) (на хорватском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Деловой дневник. « Конституционный закон укрепил элиты меньшинств, а не права национальных меньшинств » (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Дневник.hr «Конституционный суд отменил закон, гарантирующий сербам трех представителей» (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2014 г.