Линия боя
Линия боя — это тактика морской войны , при которой флот кораблей выстраивается в линию из конца в конец. Первый пример его использования в качестве тактики оспаривается - по-разному утверждалось, что он датируется периодом от 1502 до 1652 года. Тактика линейного боя получила широкое распространение к 1675 году.
По сравнению с прежней военно-морской тактикой, в которой два противостоящих корабля сближались друг с другом для индивидуального боя, линия боя имеет то преимущество, что каждый корабль в линии может вести залп, не опасаясь поразить дружественный корабль. Это означает, что за данный период флот может произвести больше выстрелов. Другое преимущество состоит в том, что относительное перемещение линии по отношению к какой-то части флота противника позволяет систематически концентрировать огонь на этой части. Другой флот может избежать этого, маневрируя в самой линии, с результатом, типичным для морских сражений с 1675 года: два флота плывут рядом друг с другом (или на противоположном галсе ).
Фон
[ редактировать ]Первое зарегистрированное упоминание об использовании тактики линейного боя можно найти в Инструкции , предоставленной в 1500 году Мануэлем I, королем Португалии , командующему флотом, отправленным в Индийский океан. Точность Инструкций позволяет предположить, что такая тактика применялась до этой даты. Португальские флоты за границей выстроились в линию впереди, ведя один бортовой залп , а затем разворачиваясь, чтобы вернуться и разрядить другой, решая сражения только артиллерийским огнем. В трактате 1555 года « Искусство войны на море » португальский теоретик морской войны и кораблестроения Фернан де Оливейра признавал, что на море португальцы «сражаются на расстоянии, как будто от стен и крепостей...». Он рекомендовал единую линию впереди как идеальный боевой порядок. [1]
Тактика линейного боя использовалась Четвертой португальско-индийской армадой в битве при Каликуте (1503 г.) под командованием Васко да Гамы недалеко от Малабара против мусульманского флота. [2] Одно из самых ранних зарегистрированных преднамеренных применений задокументировано в Первой битве при Каннаноре между Третьей португальско-индийской армадой под командованием Жуана да Новы и военно-морскими силами Каликута ранее в том же году. Другая ранняя, но другая форма этой стратегии была использована в 1507 году Афонсу де Альбукерке у входа в Персидский залив , при первом завоевании Ормуза . Альбукерке командовал флотом из шести караков численностью 460 человек и вошел в залив Ормуз, будучи окруженным 250 военными кораблями и 20-тысячной армией на суше. Альбукерке заставил свой небольшой флот (но мощный по своей артиллерии) кружить наподобие карусели, но линией впритык, и уничтожил большую часть кораблей, окружавших его эскадру . Затем он захватил Ормуз. [ нужна ссылка ]
С середины 16 века пушка постепенно стала важнейшим оружием морской войны, заменив абордаж в качестве решающего фактора в бою. В то же время естественной тенденцией при проектировании галеонов были более длинные корабли с более низкими баками и кормовыми баками , что означало более быстрые и устойчивые суда. Эти новые военные корабли могли установить больше пушек по бортам палубы, концентрируя огневую мощь вдоль борта. [ нужна ссылка ]
Развитие во время англо-голландских сражений начала 1650-х гг.
[ редактировать ]До середины 17 века тактика флота часто заключалась в том, чтобы «атаковать» врага, стреляя из носовой преследующей пушки, которая не давала наилучшего эффекта. Эти новые корабли требовали новой тактики, и «поскольку… почти вся артиллерия находится по бортам военного корабля, следовательно, именно луч должен обязательно и всегда быть повёрнут в сторону противника. С другой стороны, он необходимо, чтобы обзор последнего никогда не прерывался дружественным кораблем. Только один строй позволяет кораблям одного и того же флота полностью удовлетворять этим условиям. Таким образом, этот строй является линией впереди [колонна]. как единственный боевой порядок и, следовательно, как основу всей тактики флота». [3] Голландский адмирал Мартен Тромп впервые применил тактику линейного боя в битве в Ла-Манше . [4] хотя некоторые это оспаривают. [5]
Капитаны обеих сторон Первой англо-голландской войны , похоже, экспериментировали с этой техникой в 1652 году, возможно, включая Роберта Блейка в битве при Дувре (19 мая 1652 года). [5] Тромп столкнулся с Блейком, когда тот приближался из Рая с 12 кораблями. После того, как Тромп отказался поднять парус в знак приветствия, произошло сражение, но голландцам, несмотря на численное превосходство, не удалось захватить ни один британский корабль. По словам историка Бена Уилсона, бой был «старой доброй рукопашной схваткой, лишенной какой-либо сложной тактики». [6]
Битва при Кентиш-Ноке (28 сентября 1652 г.) выявила слабость голландского флота, в основном состоящего из меньших кораблей, против английского. В результате голландцы начали крупную программу судостроения. [7] Битва при Дандженессе (30 ноября 1652 г.) стала победой голландцев и привела к возрождению военно-морского флота Содружества. Одним из нововведений, внесенных Джорджем Монком (первым английским профессиональным солдатом, ставшим старшим военно-морским офицером) и Дином, был « Статьи войны» , в которых вводилась концепция красных, белых и синих эскадрилий, каждая из которых имела адмирала, вице-адмирала и , контр-адмирал «Статьи войны» установили линию боя как тактику ведения морской войны. [8] [9]
После 1652 года сражения будут определяться способностью боевой линии не быть разрушенной. Линию было трудно поддерживать, когда корабли вели себя по-разному и на них влияли морские условия и «хаос конфликта». [10] В битве при Портленде (18–20 февраля 1653 г.) англичане были рассеяны в начале битвы и поэтому не смогли эффективно атаковать голландский флот. Именно в Портленде Монк увидел, как мало у адмиралов контроля над флотом и передачи команд его кораблям. [9] Одна из первых точных письменных инструкций по тактике боя содержалась в Боевых инструкциях английского флота, написанных Блейком и его коллегами и опубликованных в 1653 году. [11] Инструкции по лучшему боевому порядку флота , изданные 29 марта 1653 года, были первым явным свидетельством того, что линия боя стала официальной политикой. [9]
Во время битвы при Габбарде (2/3 июня 1653 г.) оба флота начали движение параллельно друг другу, расположившись в три эскадры нос к хвосту. Английские корабли могли вести непрерывный залп, что привело к огромным человеческим жертвам и ущербу голландскому флоту. Голландцы не могли приблизиться к противнику на близком расстоянии, что было их предпочтительной тактикой. Обычно это преобладало, если они могли изолировать и атаковать отдельные корабли. [12] Тактика, показанная в битве при Габбарде, не была новой для морской войны, но стала следствием реформ, навязанных английскому флоту. Новые боевые инструкции означали, что старшие офицеры могли легче контролировать своих капитанов кораблей, которые больше не могли легко уклоняться от боя или героически мчаться впереди остального флота. [13]
Тактика на линии боя отдавала предпочтение очень большим кораблям, которые могли стабильно плавать и сохранять свое место в строю перед лицом сильного огня. Изменение линии боя также зависело от повышения дисциплины общества и требований мощного централизованного правительства о сохранении постоянного флота под руководством корпуса профессиональных офицеров. Эти офицеры могли лучше управлять кораблями, которыми они командовали, и общаться между ними, чем экипажи торговых судов , которые часто составляли значительную часть сил военно-морского флота. Новый тип войны, развившийся в период раннего Нового времени, отличался все более строгой организацией. Боевые порядки стали стандартизированными, основанными на расчетных идеальных моделях. Возросшая власть государств за счет отдельных землевладельцев привела к увеличению армий и флотов. [14] Корабль, который был достаточно мощным, чтобы стоять на боевой линии, стали называть линейным боевым кораблем или линейным боевым кораблем . Со временем это слово сократилось до «линкор» . [15]
Проблемы, связанные с тактикой
[ редактировать ]Основная проблема с линией боя заключалась в том, что, когда флоты были одинакового размера, действия военно-морских сил с ее использованием обычно были нерешительными. Французы, в частности, были искусны в артиллерийской стрельбе и обычно занимали подветренную позицию, чтобы дать возможность своему флоту отойти с подветренной стороны, продолжая при этом вести цепной выстрел на большом расстоянии, чтобы сбить мачты. В конце концов, так много судов в линии будет повреждено, что они будут вынуждены отойти на ремонт, в то время как французы понесут небольшие потери и очень незначительные повреждения. [ нужна ссылка ]
Командиры флота иногда добивались большего успеха, изменяя или полностью покидая линию боя, прорывая линию противника и проходя через нее, как это произошло во время Четырехдневной битвы , битвы при Шуневельде и битвы при Трафальгаре . Другая тактика отрезала и изолировала часть линии противника, сосредоточив на ней более сильные силы (как это произошло во время битвы при Текселе и битвы при Сенте ). [ нужна ссылка ]
Если бы противостоящие флоты были одинакового размера, часть линии могла бы быть подавлена целенаправленным огнем всей линии противника с помощью тактики, известной как удвоение . Корабли прорвали линию противника и затем, действуя одновременно с другими судами, оставшимися на исходной стороне, вступали в бой с флотом противника. [16]
Эпоха Steam и более поздние разработки
[ редактировать ]В годы, последовавшие за поражением Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году, британское Адмиралтейство провело радикальную реформу конструкции кораблей – между 1810 и 1840 годами была изменена каждая деталь, и за этот период произошло больше достижений, чем со времен 1660-е годы. Однако принцип тактики боя не изменился. Эти изменения были заменены изменениями, вызванными развитием паровой энергии и промышленного вооружения. [17]
Морские паровые двигатели заменили энергию ветра в 19 веке, а в 1846 году HMS Ajax был преобразован в паровой, став первым линейным пароходом. Крымская война показала, что парусные корабли необходимо переоборудовать, если они хотят иметь какое-либо военное применение. Внедрение артиллерийской башни , которая делала невозможным иметь корабли с полным вооружением , означало, что к 1870-м годам от парусности отказались. Линейные корабли этой линии все еще использовались в начале 20 века, они использовали паровые гребные винты и были вооружены башнями. [18] С появлением броненосных кораблей таран снова стал методом нападения, как это произошло в битве при Лиссе (1866 г.) , первом в истории сражении флота с участием броненосных кораблей. [19]
Когда таран вышел из моды, логика боевой тактики вернулась. Применялся в Цусимском сражении (1905 г.). [20] ( Ютландское сражение 1916 г.), [21] и – в последний раз – в битве при проливе Суригао (1944 г.). [22] Развитие авианосцев , а также широкого спектра противокорабельных ракет , особенно тех, которые имели крылатое наведение и/или большую дальность действия, означало, что артиллерийские бои больше не имели решающего значения, так что больше не было необходимости в линии обороны. -боевой порядок. [23] [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Паркер 2008 , с. 125.
- ^ Паркер 1996 , с. 94.
- ^ Махан 1890 , стр. 115–116.
- ^ Prud'homme van Reine 2001 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Корбетт 1905 , с. 85.
- ^ Уилсон 2014 , с. 193.
- ^ Уилсон 2014 , стр. 200–201.
- ^ Дэйви 2018 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с Роджер 2004 , с. 16.
- ^ Уилсон 2014 , с. 208.
- ^ Корбетт 1905 , стр. 99–104.
- ^ Уилсон 2014 , с. 206.
- ^ Уилсон 2014 , с. 207.
- ^ Глет 1993 , с. 176.
- ^ « 'линкор, н.' " . ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета . Сентябрь 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г. (может потребоваться подписка или контент может быть доступен в библиотеках, находящихся в Великобритании)
- ^ Киган 1989 , с. 277.
- ^ Лавери 2003 , с. 154.
- ^ Лавери 2003 , стр. 155–156.
- ^ Хор 2006 , с. 16.
- ^ Уиллмотт 2005 , с. 217.
- ^ Брукс 2016 , с. 58.
- ^ Липпман, Дэвид (2013). «Столкновение в проливе Суригао: Последняя линия боя» . История Второй мировой войны . Сеть истории войн . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Боевая группа – Введение» . Глобальная безопасность . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Арчибальд 1971 , с. 81.
Источники
[ редактировать ]- Арчибальд, EHH (1971). Металлический боевой корабль Королевского флота, 1860–1970 гг . Нью-Йорк: Паб Arco. компании ISBN 978-06680-2-509-6 .
- Брукс, Джон (2016). Ютландское сражение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-11071-5-014-0 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд , изд. (1905). Боевая инструкция, 1530–1816 гг . Том. 29. Общество военно-морских рекордов. OCLC 1045333716 .
- Дэйви, Джеймс (2018). Моряки Тюдоров и Стюартов: возникновение морской нации, 1485–1707 гг . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-14729-5-678-1 .
- Глет, Ян (1993). Флоты и нации: военные корабли, военно-морские силы и государственное строительство в Европе и Америке, 1500–1680 гг . Том. 1. Стокгольм: Альмквист и Wiksell International. ISBN 978-91-22-01565-9 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы: иллюстрированная история линкоров с 1860 года до Первой мировой войны . Лондон: Саутуотер. ISBN 978-18447-6-299-6 .
- Киган, Джон (1989). Цена Адмиралтейства . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-670-81416-9 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль . Том. 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-252-3 .
- Махан, AT (1890 г.). Влияние морской мощи на историю 1660–1783 гг . Бостон: Литтл, Браун и компания. OCLC 1084844208 .
- Паркер, Джеффри (1996). Военная революция: военные инновации и подъем Запада, 1500–1800 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47426-9 .
- Паркер, Джеффри (2008). Кембриджская иллюстрированная история войн: Триумф Запада . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-05217-3-806-4 .
- Прюдом ван Рейн, Р. (2001). Блеск и скандал: двойная биография Мартена и Корнелиса Тромп (на голландском языке). Амстердам; Антверпен: Арбейдсперс. ISBN 978-90-295-3572-4 .
- Роджер, Николас AM (2004). Командование океаном, военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9411-7 .
- Уиллмотт (2005). Битва при заливе Лейте: последнее действие флота . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-02530-0-351-5 .
- Уилсон, Бен (2014). Империя глубин: взлет и падение британского флота . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-07538-2-920-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт, изд. (2004). Линия битвы: парусный военный корабль 1650–1840 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-08517-7-954-6 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль . Том. 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-252-3 .
- Роджер, Николас AM (1996). «Развитие бортовой артиллерийской стрельбы, 1450–1650» . Зеркало моряка . 82 (3): 301–324. дои : 10.1080/00253359.1996.10656604 . ISSN 0025-3359 .
- Роджер, Николас AM (2003). «Образ и реальность в военно-морской тактике восемнадцатого века» . Зеркало моряка . 89 (3): 281–296. дои : 10.1080/00253359.2003.10659294 . ISSN 0025-3359 . S2CID 109717660 .
- Роджер, Николас AM (2004). Командование океаном, военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9411-7 .