Jump to content

Система Даудинга

На этой иллюстрации показана цепочка отчетности Даудинга для выделенного сектора. Отчеты ROC возвращаются через органы управления сектором в FCHQ; на нем не показаны радары, которые на момент публикации все еще были официально секретными. Затем информация поступает обратно из FCHQ в группу, между группами и вниз в сектора, а затем в оборону.

Система Даудинга [а] была первой в мире широкомасштабной наземной сетью перехвата, [2] контролируя воздушное пространство Соединенного Королевства от северной Шотландии до южного побережья Англии . Он использовал широко распространенную выделенную наземную телефонную сеть для быстрого сбора информации с станций Chain Home (CH) радиолокационных и Королевского корпуса наблюдателей (ROC) с целью создания единого изображения всего воздушного пространства Великобритании, а затем наведения оборонительных самолетов-перехватчиков и противовоздушной обороны. -авиационная артиллерия по объектам противника. Система была построена Королевскими ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и сыграла решающую роль в битве за Британию .

Система Даудинг была разработана после того, как испытания показали проблемы с передачей информации истребителям до того, как она устарела. Главный маршал авиации Хью Даудинг , командующий истребительным командованием Королевских ВВС , решил проблему за счет использования иерархических цепочек отчетности. Информация была отправлена ​​в центральную фильтровальную комнату штаба истребительного командования (FCHQ) в Бентли Прайори и использована для подготовки карты боя. Детали карты затем были переданы в штаб-квартиру группы и сектора, где операторы воссоздали карту в масштабе, охватывающем их район операций. Глядя на карты, командиры могли принимать решения о том, как быстро и беспрепятственно использовать свои силы. Инструкции передавались пилотам только из секторных диспетчерских пунктов эскадрильи, обычно расположенных на базах боевых действий истребителей.

Система Даудинга считается ключом к успеху британских ВВС против немецких ВВС ( Люфтваффе ) во время битвы за Британию. Сочетание раннего обнаружения и быстрого распространения этой информации действовало как мультипликатор силы , позволяя использовать истребительные силы с чрезвычайно высокой эффективностью. В довоенный период уровень перехвата от 30% до 50% считался отличным; это означало, что более половины отправленных вылетов вернутся, не встретив врага. Во время битвы средние показатели составляли около 90%, а несколько рейдов были встречены 100% успехом. [3] Не имея собственной системы управления, истребители Люфтваффе имели мало информации о местонахождении своих коллег из Королевских ВВС и часто возвращались на базу, никогда их не видя. Когда они это делали, истребители Королевских ВВС почти всегда находились в выгодной позиции.

Хотя во многих историях битвы за Британию упоминается роль радара, именно в сочетании с системой Даудинга радар был по-настоящему эффективным. Это не осталось незамеченным Уинстоном Черчиллем , который заметил, что:

Все господство «Харрикейнов» и « Спитфайров» было бы бесплодным, если бы не эта система, которая была разработана и построена еще до войны. Он формировался и совершенствовался в постоянных действиях, и теперь все слилось воедино в сложнейший инструмент войны, подобного которому не существовало нигде в мире. [4]

Разработка

[ редактировать ]

Предыдущие системы

[ редактировать ]

Для противодействия воздушным налетам на Лондон во время мировой войны Первой Эдвард Эшмор построил систему, известную как Лондонская зона противовоздушной обороны (LADA). [5] Эшмор разместил оборонительное вооружение в трех кольцах вокруг города: прожекторы и зенитную артиллерию на внешнем кольце, истребительную авиацию на среднем кольце, а на самом внутреннем кольце города было больше зенитных орудий. [6] Эшмор установил большой стол для построения графиков в Конной гвардии в Лондоне. Информация от корректировщиков передавалась в эту центральную комнату, где на большой карте размещались деревянные блоки для обозначения местоположения самолетов и другой информации. Наблюдатели вокруг карты могли передать эту информацию в одну из 25 региональных диспетчерских, которые воссоздали соответствующие им части карты и передали информацию различным вооружениям в своем регионе. [6]

После войны LADA находилась в ведении отдела военного министерства , известного как ПВО Великобритании (ADGB). ADGB отвечал за оборону всех Британских островов в 1920-30-е годы. LADA стала столичным регионом, а ADGB расширил систему Эшмора, чтобы иметь дело с самолетами с большей дальностью полета и более быстрыми движениями. Цветные маркеры соответствовали цветным областям на секторных часах, отмечая пятиминутные интервалы. При вызове графиков плоттеры использовали маркеры того цвета, на который указывали часы, в результате чего на столе образовывались разноцветные дорожки маркеров, образующие легко прослеживаемые дорожки ; Свежесть информации можно было определить по цвету последнего маркера. Идентичная система позже была создана в Мидлендсе . [7]

В системе отсутствовало раннее обнаружение, которое считалось важным, поскольку летные характеристики самолетов улучшались. [8] Были проведены эксперименты с акустическими зеркалами и подобными устройствами, но они всегда оказывались неудовлетворительными: дальность обнаружения часто составляла всего 5 миль (8,0 км) даже в хороших условиях. Не имея альтернативы, в декабре 1934 года Министерство авиации (AM) разработало план размещения устройств обнаружения звука вокруг Лондона в рамках плана по устью Темзы. [8]

В 1939–1940 годах покрытие Chain Home распространялось на всю территорию Великобритании / Манша и часть Франции .

Через месяц после утверждения плана устья Темзы Комитет по научному исследованию противовоздушной обороны (известный также как «Комитет Тизарда» по имени его председателя Генри Тизарда) [б] была создана для рассмотрения газетных статей и других заявлений, сделанных на протяжении многих лет об электронных «лучах», которые могут остановить двигатель самолета и даже убить пилота на большом расстоянии. [10] Комитет проконсультировался с известным радиоэкспертом Робертом Уоттом, чтобы вынести свое мнение по этим сообщениям. [с] Уотт попросил своего помощника Арнольда Уилкинса провести необходимые расчеты. Уилкинс быстро пришел к выводу, что это невозможно; необходимое количество радиоэнергии будет значительно превосходить возможности существующей электроники. Когда Уотт спросил об альтернативах, Уилкинс вспомнил отчет Главпочтамта (GPO) о самолетах, вызывающих затухание радиоприема, и предположил, что этот эффект можно использовать для обнаружения самолетов на большом расстоянии. Они написали совместную записку по этой концепции и вернули ее Комитету Тизарда к их первой официальной встрече в конце января 1935 года. [11]

Комитет ухватился за эту концепцию как потенциальное решение проблемы обнаружения бомбардировщиков и опасений, что « бомбардировщик всегда сможет пройти ». Вторая записка с более подробными расчетами пришла в феврале и была показана члену совета директоров по снабжению и исследованиям Хью Даудингу . Он был впечатлен этой концепцией, но хотел практической демонстрации. Это было проведено 26 февраля 1935 года в рамках так называемого эксперимента Давентри . Вспышка с использованием существующего оборудования ясно указала на присутствие поблизости самолета. Даудинг немедленно выделил финансирование на разработку. К лету 1935 года система под кодовым названием «RDF» смогла обнаруживать цели размером с бомбардировщик на расстоянии 60 миль (97 км). Планировалось построить цепочку станций RDF с интервалом примерно в 25 миль (40 км) вдоль побережья Англии в системе под названием Chain Home (CH). [12]

27 июля Генри Тизард предложил провести серию экспериментов по перехвату истребителей, исходя из предполагаемого пятнадцатиминутного времени предупреждения, которое предоставит RDF. Семимесячная серия испытаний началась летом 1936 года на авиабазе Королевских ВВС Биггин-Хилл под руководством командира звена Юстаса Гренфелла (офицера, командующего станцией) при поддержке эксперта по навигации, командира эскадрильи Роберта Линтона Рэгга . [12] Истребители Gloster Gauntlet перехватили виртуальные самолеты, гражданские авиалайнеры, а затем Bristol Blenheim легкие бомбардировщики . [13]

Первые перехваты рассчитывались с помощью тригонометрии и механических калькуляторов, но в конце концов Гренфеллу надоело «чертовы машины», и он руководил идеальным перехватом на глаз. [14] [д] Тизард представил метод равных углов для быстрой оценки точки перехвата, представляя истребители и бомбардировщики в противоположных углах на основании равнобедренного треугольника . Бомбардировщики летели под определенным углом к ​​базе, и диспетчер направил истребители под противоположным углом, чтобы они сошлись с целью в вершине треугольника. Благодаря этому «углу головокружения» показатели перехвата резко возросли, и к концу 1936 года они постоянно превышали 90 процентов, когда высота была известна и не менялась. Если бомбардировщики меняли высоту или истребители прибывали под ними, маневрирование для атаки снижало вероятность успеха примерно до 60 процентов. [15] [и]

Проблемы с прорезыванием зубов

[ редактировать ]
Поддержка Даудингом радара сопровождалась его пониманием того, что радар сам по себе не является панацеей.

ADGB была расформирована в 1936 году, ее обязанности были переданы Министерству авиации и разделены на истребительное командование и бомбардировочное командование . Даудинг был назначен главнокомандующим истребительной авиации после ее создания 6 июля 1936 года. [13]

Первая действующая станция CH была установлена ​​в новой лаборатории радиолокационных исследователей в Боудси-Мэнор . Несмотря на быстрый прогресс, у РДФ все еще были проблемы с развитием. Однажды Даудинг следил за дисплеями тестовой системы в поисках признаков злоумышленников, когда услышал, как они пролетели над головой, что оказалось полным провалом. [16] Эти проблемы были устранены в течение следующего года, и в апреле 1937 года испытания прототипа радара CH в Боудси продемонстрировали большие перспективы. Эта версия также позволяла диспетчерам измерять высоту самолета с точностью до 2000 футов (610 м). [15]

Чтобы увеличить время предупреждения, системы CH были построены близко к берегу и обращены к морю, располагая их как можно ближе к противнику. Это означало, что они не предоставили никакой информации о местонахождении дружественных истребителей на пути к атаке или о самолетах противника, когда они пересекли побережье. В этих районах Даудинг планировал использовать существующую систему Корпуса наблюдателей (OC), унаследованную истребительным командованием от ADGB. [ф]

При использовании разного оборудования отчеты CH и OC порой были противоречивыми, а объем информации, подаваемой национальной сетью, был ошеломляющим. [17] Дополнительной проблемой было отсутствие идентификации самолета; CH не мог различать дружественные и вражеские самолеты, [18] и ОК не мог отличить дружественные истребители от вражеских, когда они летели на большой высоте.

Чтобы решить проблему идентификации, Даудинг настаивал на поставке высокочастотных пеленгаторов (хафф-дафф), которые могли бы определять местонахождение истребителей с помощью сигналов, передаваемых с их существующих радиоприемников. Это привело к внедрению системы « писк-писк », которая была широко доступна с начала 1940 года, а также первых идентификации «свой-чужой» (IFF) транспондеров , которые были доступны в некотором количестве к октябрю 1940 года. Это решило проблему идентификации, но означало, что теперь существовало три источника информации: RDF, OC и хафф-дафф, ни один из которых не имел полной картины воздушного пространства. [15]

Построение системы

[ редактировать ]
Работа Патрика Блэкетта над системой Даудинга легла в основу области математики, известной как исследование операций .

Даудинг признал, что основная проблема заключалась не в технической проблеме, а в слишком большом количестве источников информации, ни один из которых не имел полного охвата и ни один не мог самостоятельно сообщить полезную информацию боевикам. Даудинг, Тизард и математик Патрик Блэкетт , еще один член-основатель комитета, начали разработку новой системы, унаследовавшей концепции ADGB. [19] [20]

Чтобы справиться с массой данных и возможностью их дублирования, Даудинг ввел политику отправки всех отчетов о местоположении с радаров в новый центр управления истребителями в штаб-квартире истребительного командования. Это имитировало систему, которую ОК уже создал для координации отчетов от многих отдельных корректировщиков в карту, охватывающую большую территорию. Новая система сделала то же самое в гораздо большем масштабе, по всей Великобритании. Телефонные операторы, контактировавшие с центрами CH и OC, передавали отчеты работникам по карте, которые использовали эти отчеты для размещения на карте небольших цветных маркеров. Маркеры образовывали линии, которые по мере своего удлинения указывали местоположение и направление целей. По мере их идентификации каждому кластеру присваивался номер, его «трек». [19]

Когда со временем пути целей стали ясны, операторы, наблюдая за картой, выбирали следы, ведущие к различным группам истребителей, и передавали информацию в штаб группы. Штаб-квартиры групп использовали эти отчеты для воссоздания части основной карты, содержащей только соответствующие им треки. Командиры в штабе группы могли легко представить себе ход боя в своем районе и направить истребителей на цели. Цели, назначенные эскадрильям внутри сектора, таким же образом пересылались в штаб сектора, который воссоздал карту в еще большем масштабе, используя ее для руководства своими истребителями. [19]

К началу 1939 года базовая система была создана, и с 11 августа 1939 года бомбардировочному командованию было поручено провести серию учебных атак с использованием самолетов, вернувшихся с учений над Францией. Отчеты группы № 11 RAF были восторженными: в них говорилось, что «информация и составление планов RDF на протяжении всего учения были неизменно первоклассными и позволяли осуществлять перехват на побережье», на что Даудинг добавил, что «рейды в дневное время обычно отслеживались и перехватывались с помощью легкость и размеренность». [19]

Описание

[ редактировать ]

Фильтрация

[ редактировать ]
Музейная экспозиция фильтрационной комнаты в Bentley Priory.

Первое улучшение, которое предложил Даудинг, заключалось в добавлении фильтрующей комнаты в FCHQ, куда отправлялись все отчеты CH. [21]

Станции CH преобразовали свои измерения угла и дальности в координаты Национальной сети боеприпасов . [5] Фильтровальная комната была организована вокруг большой карты с такой же сеткой. Отчеты с радиолокационных станций пересылались телефонным операторам в фильтровальной комнате, счетчикам , которые подключались к рабочему, стоящему вокруг карты, плоттерам и передавали информацию с радара на плоттер, ближайший к этому месту на карте. . Затем плоттер смотрел на часы сектора и помещал цветной маркер в место индикации. Цветовая система была такой же, как и используемая Корпусом наблюдателей для обозначения времени доклада. Из-за скорости репортажей на карте накапливались маркеры сюжета, которые во время более крупных миссий становились сильно загроможденными. [17]

Поскольку каждая станция CH имела уникальные неточности, две станции, сообщающие о местонахождении одной и той же цели, помещали ее в два разных места. По мере их вызова участки в фильтровальной комнате распределялись по карте. Наблюдатели, наблюдавшие за ходом сюжетов, пытались определить, какой из них представляет собой одну группу самолетов. Когда они были уверены, что группа маркеров представляет собой единое формирование, на карте в середине участков помещали деревянный блок и размещали на блоке цифры и буквы для обозначения типа самолета, номера и высоты. Блок периодически перемещался или пересматривался по мере размещения на доске новых маркеров сюжета. Когда блок перемещался, плоттеры оставляли небольшие указатели в форме стрелок, чтобы показать, где он находился. В блоках треков использовался крупный шрифт, чтобы их можно было читать на расстоянии, хотя иногда для этого требовались оперные очки . [17]

Сведение большого количества радиолокационных графиков в один блок и было основной целью фильтровальной комнаты. Как только такая группа будет идентифицирована, ей будет присвоен «трек-номер», обычно двухзначный. С этого момента фильтрационная комната могла передавать информацию о любой конкретной цели, передавая ее номер отслеживания и обновленное местоположение в Национальной сети. Это резко сократило объем информации, которую нужно было передать в сеть. После создания вся сеть использовала одни и те же номера треков, поэтому, например, кассиры могли запросить обновленную информацию о конкретной цели от станции CH, передав ее трек. [17]

Иногда приходится отображать на графике информацию, полученную из внешнего источника, который обычно не является частью цепочки отчетности; боец, вызвавший сигнал SOS, сообщал об этом по рации на аварийной частоте, которую улавливал ближайший пост прослушивания. Эта информация также поступала в фильтровальную комнату, но они не были подключены к плоттерам на полу. Операторы над картой могли отмечать интересные места с помощью театральных прожекторов , а фильтры позволяли им изменять проецируемое сообщение. [22]

Иерархия отчетности

[ редактировать ]
Операционный зал 11-й группы теперь известен как Бункер Битвы за Британию. На чертежном столе лежат многочисленные сюжеты. Секторные часы на стене за картой окрашены в цвета 5-минутных участков, соответствующие цветам на графиках. Над часами находится главное табло, показывающее состояние различных аэродромов и их эскадрилий.
Деревянный маркер на карте, окруженный несколькими другими. Ниже и справа находится кий с деревянной пластиной на конце, используемый для перемещения маркеров.
На этом крупном плане маркера уровня группы показано, что 25 самолетов противника на высоте 20 000 футов (6,1 км) перехватываются 92-й и 72-й эскадрильями Биггин-Хилл.

Второе усовершенствование, внесенное Даудингом, было направлено на сокращение объема информации, отправляемой пилотам, и ускорение ее доставки. Для этой задачи Даудинг ввел иерархию управления и потока информации, которая гарантировала, что им пересылалась только та информация, которая была необходима пилотам. На самом верхнем уровне находилась фильтровальная комната FCHQ, расположенная в Bentley Priory. FCHQ сохранял общий вид всего поля боя, фильтруя информацию из CH по отдельным дорожкам. Информация о треке затем пересылалась на один шаг вниз по иерархии в группы. [5]

Во время битвы за Британию истребители обороны были разделены на четыре активные группы, с 10 по 13. 11 группа, которая вела большую часть боевых действий, имела свою комнату для планирования (сохранившуюся как бункер битвы за Британию ) в ВВС Великобритании в Аксбридже , недалеко от FCHQ. . 12-я группа , прикрывающая Мидлендс, располагалась на авиабазе RAF Hucknall (а позже RAF Watnall ) недалеко от Ноттингема, 13-я группа — в карьере в Блейклоу недалеко от Ньюкасла , а позднее сформированная 10-я группа — на базе RAF Box (позже переименованной в RAF Rudloe Manor ) за пределами Бата. . [5]

В штаб-квартире группы другая графическая доска, охватывающая только область, представляющую интерес для этой группы, воссоздала графики из FCHQ с помощью отчетов, отправленных им по телефону. Это позволило группам воссоздать карту, но в масштабе и месте, более подходящем для их района операций. [23] Поскольку информация подвергалась предварительной фильтрации, эти карты пришлось менять не так часто, и было принято несколько более простое решение с использованием маркеров. На карте были размещены небольшие деревянные блоки с метками, обозначающими расположение различных образований, обозначенное номером трека, созданным в фильтрационной комнате. На метках указывался номер трека, статус «свой» или «чужой», если он известен («H» означало «враждебный», F — «дружественный»), примерное количество самолетов и их высоту. Цвет меток высоты, указанный при обновлении отчета, соответствует тому же шаблону часов сектора, который используется в FCHQ. Это позволило наблюдателям быстро определить, актуален ли график, и при необходимости запросить обновления. [24] Если к цели были назначены эскадрильи для перехвата, они обозначались бирками в виде коктейльных палочек с номером эскадрильи. [25]

Каждая группа была разделена на несколько секторов, которые обслуживали операции на одном или нескольких аэродромах. Это сформировало самый низкий уровень иерархии, основанный на Секторальном управлении, обычно расположенном на одном из аэродромов сектора. Например, 11-я группа была разделена на сектора от A до F, идущие против часовой стрелки с юго-запада на северо-восток, а также на сектор Z на северо-запад. Типичный сектор, сектор C, в котором происходили серьезные боевые действия, контролировался со стороны Биггин-Хилл, но также содержал еще одну крупную авиабазу в Вест-Мэллинге (Мейдстон). [5] Телефонная связь между Сектором и Группой позволила воссоздать версию карты Группы в Секторе, снова отфильтровав информацию, которая не представляла интереса в этой области. [26]

Именно Сектор управления отвечал за связь с пилотами, а также аэростаты заграждения и зенитные батареи, обеспечивая заблаговременное предупреждение о приближении противника или предостерегая его от огня по своим. [5] Чтобы решить проблему, связанную с тем, что летчики-истребители склонны игнорировать приказы бумажников, командирами секторов обычно сами были бывшие пилоты, либо в отставке, либо в отпуске по болезни. Даудинг, Блэкетт и Тизард лично убедились в том, что пилоты не могли просто охотиться за своими целями и должны были следовать инструкциям оперативных центров. [17]

При создании этой системы поток информации шел в основном в одном направлении и продолжал разделяться на пути вниз. Например, фильтровальная комната может получать 15 сообщений в минуту с различных объектов CH, но речь будет идти о формированиях, которые могут охватывать все побережье Великобритании. Части этих отчетов, скажем, над Кентом , будут отправлены в 11-ю группу, в то время как другие, например, об атаке на ВВС Великобритании в Дриффилде , будут переданы только в 13-ю группу. В свою очередь, оперативный центр 11 Group будет ретранслировать в сектора только те треки, которые представляют интерес, отфильтровывая треки, которые выходят за пределы их диапазона или обрабатываются другими секторами. Наконец, операторам секторов оставалось передавать пилотам только ту информацию, которая действительно влияла на их полет – данные о других формированиях не передавались, что освобождало радиовремя. [26]

Источники информации

[ редактировать ]
Высокие башни системы Chain Home позволяли им обнаруживать цели на расстоянии до 100 миль над Францией.
Плоттер ROC наблюдает за самолетом с помощью плоттера Post Instrument . Сообщения Китайской Республики начали поступать по мере приближения противника к береговой линии.

Chain Home обеспечила значительное улучшение времени раннего обнаружения по сравнению со старыми системами визуального или акустического определения местоположения . Станции CH на юго-восточном побережье Кента нередко обнаруживали налеты противника, поскольку они все еще формировались над своими аэродромами во Франции. Кроме того, эта информация была доступна днем ​​и ночью, в любую погоду. Однако, чтобы обеспечить максимальное время предупреждения, станции ЦО пришлось размещать как можно ближе к берегу. Поскольку они могли определять местонахождение объектов только перед собой, это означало, что CH не предоставлял услуг по суше. Для этого потребовались две дополнительные службы определения местоположения. [5]

Задача отслеживания самолетов противника над сушей выпала на долю Королевского наблюдательного корпуса. Из-за большого количества станций ROC и относительно небольших территорий, которые они охватывали, дублирование и перегрузка информации вызывали беспокойство. По этой причине информация из ОКР направлялась в параллельную систему наблюдательных центров, которые выполняли функции как фильтров, так и станций связи. Эта предварительно отфильтрованная информация затем была отправлена ​​в цепочку отчетности Даудинга. [5] [г]

Аналогичным образом, отдельной цепочке отчетов было поручено отслеживать дружественные самолеты с помощью радиопеленгации ( RDF) в их радиопередачах с использованием системы, известной как Хафф-Дафф (приемники) и пип-писк (передатчик). [24] Для разработки исправления с использованием RDF требуется наличие двух или более точек наблюдения, разнесенных на некоторое расстояние, а затем использование триангуляции в их отчетах. В этом случае обычно использовались три станции, расположенные на расстоянии около 30 миль (48 км) друг от друга. Эта информация была передана выбранному руководителю сектора, который использовал ее для определения своего местоположения и передачи этой информации на основной оперативный план. Затем диспетчеры могли давать указания эскадрильям. Местоположение бойцов отправлялось по цепочке только по мере необходимости. [2]

Наконец, информация о состоянии истребительных эскадрилий была известна секторам, но необходима была группам для выбора, какие эскадрильи задействовать. Для этой задачи в оперативных залах также было несколько досок и систем электрических лампочек, указывающих численность сил истребительных эскадрилий и их текущее состояние. Это устройство, известное как « тоут-доска », позволяло командирам с первого взгляда определить, какие подразделения доступны для приема команд. Статусы: Выпущено (недоступно); Доступен (способен подняться в воздух за 20 минут); Готовность (подъём через 5 минут); Ожидание (пилоты в кабине, взлет через 2 минуты); В воздухе и выдвижении на позицию ; Враг замечен ; Приказано приземлиться ; Приземлились и дозаправились/перевооружились . Рядом с доской для тотализатора стояла погодная доска. За это отвечали заговорщики Женских вспомогательных военно-воздушных сил (WAAF). [час] постоянно обновлять сумку и доску и передавать эту информацию по цепочке. [27] [я]

Одна из наиболее развитых диспетчерских была для группы № 10, расположенной в RAF Box в Уилтшире.
Центр управления сектором в Даксфорде контролировал территорию от Лондона до Вашингтона. Радио- и телефонисты сидели на верхнем уровне, а операторы сюжетов сидели в креслах вокруг карты.

Наиболее заметной частью системы Даудинга были «операционные». Самые продвинутые из них располагались в штаб-квартирах FCHQ и Группы. Эти помещения обычно состояли из трех уровней: большой стол для рисования на нижнем уровне, операторы связи, расположенные за столами вокруг и над участком, и второй этаж над участком, иногда за стеклом, где командиры могли наблюдать и общаться. [24]

Руководство боем было передано группе. [21] Наблюдая за картой сверху, командиры групп могли отслеживать передвижение самолетов противника на своем участке, осматривать тотализатор, выбирать эскадрилью и вызывать свой сектор, чтобы поднять их в воздух. Приказы могли быть такими простыми, как «Эскадрилья девять-два, перехватить вражеский два-один». [26]

Затем представители сектора звонили в офис этой эскадрильи (часто это была не более чем небольшая хижина) и приказывали поднять самолеты в воздух. После формирования диспетчер сектора попросил эскадрилью настроить систему оповещения, чтобы их можно было отслеживать. Как только их местоположение было измерено и передано на стол для построения секторов, диспетчер передавал инструкции командиру формирования. Векторение осуществлялось по методике, отработанной на учениях «Биггин-Хилл» в 1935 году: командир сектора сравнивал местоположение своего самолета с передающимися от группы вражескими участками и организовывал перехват. [14]

Эскадрильям, базам и соединениям противника были присвоены кодовые слова для облегчения скорости и точности связи. Например, сектор управления на Биггин-Хилле получил название «Сапер». [28] в то время как 72-я эскадрилья , дислоцированная на Биггин-Хилл, была известна как «Теннисная». [29] Таким образом, обновленная информация о позиции противника может иметь форму: «Теннисный лидер, это контроль Сапера, ваши клиенты сейчас над Мейдстоном, вектор ноль-девять-ноль, ангелы два-ноль». В этом примере диспетчер Биггин-Хилл (сапер) просил 72-ю эскадрилью (теннис) лететь строго на восток (вектор ноль-девять-ноль) на высоте 20 000 футов (6 100 м) (ангелы два-ноль), чтобы перехватить их цель, которая находилась на этом расстоянии. точка пролетает над Мейдстоном. [30] Этот сектор также отвечал за местную артиллерийскую и аэростатную оборону, а также за благополучное возвращение истребителей на аэродром после вылета. [14]

Физическая конструкция

[ редактировать ]
Операционная группа 11 находилась полностью под землей; его вход теперь охраняется охранником ворот «Спитфайр» , которого видно слева.

Центры FCHQ и управления группой, в соответствии с их важностью в бою, располагались в бомбобезопасных бункерах вдали от аэродромов. Большинство из них были построены незадолго до войны. Связь обеспечивалась сотнями миль выделенных телефонных линий, проложенных Генеральной прокуратурой и зарытых глубоко под землей, чтобы их не повредили бомбы.

Центры управления секторами, как правило, были относительно небольшими и в основном размещались в кирпичных одноэтажных зданиях с черепичными крышами над землей, где они были уязвимы для атак. К 1940 году большинство из них были частично защищены земляным валом или «взрывной стеной», окружающей их, которая достигала высоты карниза . К счастью, разведка Люфтваффе не знала о важности этих помещений, и большинство из них оставили в покое.

Диспетчерские на Биггин-Хилл были разрушены в результате рейда 31 августа, но это произошло из-за случайного попадания бомбы. В качестве дополнительной меры предосторожности в разных местах вдали от аэродромов были созданы пункты управления аварийными ситуациями с небольшой потерей эффективности; Кенли , например, мог бы использовать альтернативную комнату, расположенную в мясной лавке в соседнем Катерхэме . [27]

Уязвимость прежних помещений была оценена по достоинству, и на новых аэродромах, построенных во время программы расширения 1930-х годов, использовались бомбоустойчивые самолеты Mk. II, Г-образные конструкции.

Влияние на битву

[ редактировать ]
Немецкий радар раннего предупреждения «Фрея» не уступал британским подразделениям. Однако одного только раннего обнаружения недостаточно; информацию необходимо было передать пилотам.

Эффект этой системы был глубоким, и она остается широко используемым примером концепции умножения силы . [31]

До появления радаров задача перехвата казалась все более сложной, если не невозможной. По мере роста скорости и высоты бомбардировщиков время, доступное для организации перехвата, сокращалось. Хотя характеристики истребителя также росли, некоторые аспекты, такие как посадка пилота в самолет и взлет, приводили к фиксированным задержкам, которые не улучшились. Поскольку единственными средствами обнаружения являются наблюдатели и акустическая локация с дальностью порядка 20 миль (32 км) в самых лучших условиях, бомбардировщики будут над своими целями до того, как корректировщики смогут объявить о налете, а истребители смогут подняться на высоту. их высота. [3]

Учитывая этот однобокий баланс сил, действия истребителей до внедрения радаров обычно проводились в форме постоянного патрулирования или «зачисток», когда истребители отправлялись лететь по заранее оговоренному маршруту или району в надежде встретить противника. враг. Во время миссий по перехвату Первой мировой войны подавляющее большинство патрулей возвращались домой, так и не увидев врага. То же самое было верно для всех сил во время битвы за Францию , где 30% показателей перехвата считались типичными, а 50% отличными. [3]

В случае нападения высокоскоростных сил нападавшие могли выбрать время и место нападения. На этом маршруте им придется столкнуться только с самолетами, уже находящимися в воздухе, поэтому они смогут превосходить численностью защитников в любом конкретном районе. Чтобы обеспечить наличие разумного количества истребителей на любом маршруте подхода, в воздухе должно постоянно находиться огромное количество самолетов, прикрывающих все маршруты. Поскольку истребитель проводит большую часть своего времени на земле, обслуживаясь и дозаправляясь, потребуется несколько большее количество бортовых самолетов, а также такое же огромное количество пилотов, поскольку можно ожидать, что каждый пилот будет летать только определенное количество времени в день. Такая система была по существу невозможна, и это была одна из причин, по которой широко распространено мнение, что «бомбардировщик всегда пройдет». [32]

Потрясающую иллюстрацию этого сценария предоставили сами ВВС Великобритании. Летом 1934 года была проведена серия масштабных учений с участием до 350 самолетов. Около половины из них составляли бомбардировщики, пытавшиеся приблизиться к Лондону, а другая половина - истребители, пытавшиеся их остановить. Первоначальные результаты были настолько мрачными, что командиры попытались улучшить результаты, в конечном итоге предоставив диспетчерам истребителей полную информацию о местонахождении бомбардировщика перед вылетом. Даже тогда 70% бомбардировщиков добрались до Лондона, даже не увидев истребителя. В результате, как выразился один командующий британскими ВВС, «общественность охватило чувство беззащитности и тревоги или, во всяком случае, беспокойства». [33]

Единый обзор поля боя, обеспечиваемый системой Даудинга, изменил ситуацию в пользу защиты. Благодаря быстрой отправке истребителям точной и своевременной информации их возможности по обнаружению и атаке противника резко возросли, а необходимое для этого время сократилось. Истребители взлетели , подлетели прямо к целям, вступили в бой и вернулись прямо на свои базы. На ранних этапах операции уровень перехвата составлял 75%, и это число продолжало расти по мере того, как операторы лучше знакомились со своими задачами. К концу битвы за Британию уровень перехвата более 90% стал обычным явлением, и несколько рейдов были встречены 100% уровнем перехвата. [3] В численном выражении это выглядело так, как если бы истребительное командование имело в два раза больше истребителей, что давало им эффективный паритет с Люфтваффе .

Пока CH устанавливался в Великобритании, немцы работали над собственными радиолокационными системами и развернули превосходную систему раннего предупреждения, известную как Freya . Сложность передачи информации с радаров на истребители не рассматривалась и, по-видимому, в то время серьезно не рассматривалась. Во время битвы в Гельголандской бухте в 1939 году более 100 немецких самолетов были подняты в воздух, чтобы встретить небольшой отряд бомбардировщиков Королевских ВВС, но их нашли менее половины из них. И это несмотря на то, что Люфтваффе Фрейя обнаружила налет, когда он находился еще в часе езды от цели; у операторов РЛС не было возможности связаться с истребителями. Единственные радиолокационные сообщения, достигшие истребителей, поступили от военно-морской «Фрейи», находящейся рядом с целью, но слишком поздно, чтобы улучшить ситуацию. [34]

Аналогичные события произошли во время нападения на Перл-Харбор . обнаружила Радиолокационная станция Опана японские самолеты примерно за час до того, как они достигли острова. Они позвонили в службу связи, отвечавшую за распространение такой информации, и составили отчет. В офис сообщили, что в тот день прибудет рейс бомбардировщиков B-17 Flying Fortress , но не было никакой информации об их местонахождении в то время далеко на востоке. Офицер связи лейтенант Кермит Тайлер пришел к выводу, что радар обнаружил бомбардировщики и не передал предупреждение. Атака японцев не встретила сопротивления. [35]

Только благодаря сочетанию всех элементов системы Даудинга была создана эффективная оборонительная сеть. Питер Таунсенд позже заметил, что:

Немцы знали о британском радаре, но даже не предполагали, что то, что «видел» радар, передавалось летчику-истребителю в воздухе через столь сложную систему связи. [21]

В начале войны Люфтваффе постоянно недооценивали ценность системы. от 16 июля 1940 года В отчете разведки Люфтваффе о нем даже не упоминалось, несмотря на то, что о нем было известно благодаря перехватам сигналов и имелись полные подробности о его предшественнике времен Первой мировой войны. В более позднем отчете от 7 августа эта система упоминалась, но лишь для того, чтобы предположить, что она привязывает боевиков к их секторам, снижая их гибкость и способность справляться с крупными рейдами. [36]

Обсуждая события с британскими историками сразу после войны, Эрхард Мильх и Адольф Галланд выразили уверенность в том, что одна или две станции CH могли быть уничтожены во время первых рейдов, но они оказались трудными целями. Это было правдой; несколько станций были на время выведены из строя, а другим удалось продолжить работу, несмотря на нападения. Но историки, беседовавшие с ними, отметили: «Кажется, никто из них не осознавал, насколько важны были станции РСО для техники перехвата истребительного командования и насколько неловкими были бы постоянные атаки на них». [36]

Это осознание, должно быть, пришло со временем; после войны Галланд отметил:

С самого начала у британцев было исключительное преимущество, которое никогда не было уравновешено на протяжении всей войны, а именно их сеть и организация управления радарами и истребителями. Для нас это было очень горьким сюрпризом. У нас не было ничего подобного. Мы не могли сделать ничего другого, как нанести удар в лоб по чрезвычайно хорошо организованной и решительной непосредственной обороне Британских островов. [37]

Проблемы

[ редактировать ]

Хотя система Даудинга хорошо зарекомендовала себя в бою, у системы и управления боем было несколько проблем. Огромный объем информации проходил через систему, особенно в фильтрационный зал FCHQ. 11 января 1940 года в отчете об оперативном исследовании системы Даудинг был сделан вывод, что фильтровальная комната предназначалась для сопоставления отчетов радаров, но превратилась в нечто гораздо более сложное. В фильтровальной комнате осуществлялся слишком строгий контроль, что давало результаты с «ужасно низкими стандартами». Учитывая успех фильтровальной комнаты FCHQ, неясно, был ли отчет неточным или проблемы были решены к моменту битвы за Британию. [38]

Было известно, что фильтровальная комната может быть перегружена большим объемом отчетов, и постоянно поступали жалобы на то, что это единственная точка сбоя в отчетах из ОР, ВВС Великобритании и Министерства авиации. Большинство критиков хотели, чтобы фильтровальная комната была перенесена из Bentley Priory в командование группы, что снизило бы объем отчетности в каждом месте и обеспечило бы дублирование. Даудинг отказался от изменений, что привело к усилению трений с другими командирами. Информационная перегрузка произошла в нескольких случаях, и фильтровальной комнате пришлось попросить некоторые станции ЦО прекратить репортажи. Но это мало повлияло на их возможности. Позже станции сообщали информацию по нескольким формированиям в виде единого графика. [38]

Радиосвязь была еще одной проблемой. Радиотелефон TR.9D HF , установленный на истребителях во время битвы за Британию, имел два канала и рабочие частоты двух можно было выбрать только перед взлетом. Один канал использовался для голосовой связи между самолетами, другой – для связи с управлением сектором, что также использовалось системой «пип-писк». Поскольку каналы были настроены на частоты, специфичные для эскадрильи, TR.9D ограничивал возможность координации с другими эскадрильями. Установка была малой мощности, с дальностью полета около 40 миль (64 км) по воздуху и 5 миль (8,0 км) по воздуху. [Дж] что создавало многочисленные проблемы с качеством приема. Первоначально TR.9 работал на относительно пустом диапазоне, но к моменту войны он стал гораздо более загруженным, и помехи стали постоянной проблемой. [39]

Chain Home могла предоставлять информацию только о самолетах, находящихся «перед» антеннами, обычно вдали от берега, а система отчетов полагалась на OC, когда рейд совершался над сушей. ОК, используя зрение, мог предоставить мало информации ночью, в плохую погоду или в пасмурную погоду. Во время битвы за Британию погода была необычайно хорошей, так называемое «истребительное лето», и ОК еще больше помогало тому факту, что немецкие налеты происходили только тогда, когда погода позволяла бомбардировщикам видеть свои цели. [40] [41] [к] Система не сработала против высотных налетов, произошедших в конце боя.

На эффективность системы также влияло личное и межгрупповое соперничество внутри командования Королевских ВВС, особенно между 11-й и 12-й группами, командиры которых постоянно ссорились. Траффорд Ли-Мэллори Первоначально планировалось, что , командующий 12-й группой, возьмет на себя командование 11-й группой, но вместо этого оно досталось Киту Парку . Ли-Мэллори чувствовал себя еще более пренебрежительным со стороны Даудинга, потому что 12-й группе приходилось защищать 11 аэродромов группы, в то время как 11-я группа атаковала немцев. [42]

Даудингу не удалось централизовать командную структуру в FCHQ, а это означало, что командиры групп сами контролировали свои действия и могли запрашивать, но не требовать, поддержки от других групп. В ходе боя Ли-Мэллори неоднократно не отправлял свои истребители для прикрытия 11 аэродромов Группы, предпочитая вместо этого построить свои соединения « Большого крыла » для атаки Люфтваффе . «Большим крыльям» требовалось время для сборки, и они часто были неполными, когда немцы улетали, и, таким образом, мало вносили вклад на ранних стадиях битвы. [42]

Последствия

[ редактировать ]
Радары GCI позволяли станции обеспечивать обнаружение, идентификацию (IFF) и управление истребителем, устраняя необходимость в сложных цепочках отчетов системы Даудинг.

Даудинг сопротивлялся предложениям передать фильтрующую комнату на уровень группы, чтобы снизить спрос на FCHQ. Этот вопрос поднимался несколько раз, последний раз 27 сентября, когда Даудинг снова отклонил запрос Воздушного совета. Затем 1 октября его вызвали в штаб авиации и заставили внести это изменение, хотя он откладывал это до тех пор, пока все истребители не были оснащены новыми системами IFF Mark II . [38]

24 ноября 1940 года Даудинг был отстранен от командования. Частично это произошло из-за того, что он не предпринял никаких действий по прекращению вражды между Ли-Мэллори и Парком, частично из-за его отказа передать командование, а частично из-за отсутствия успеха в борьбе с возрастающим темпом ночных бомбардировок , которые к этому времени уже имели место. стать Блицом . [43]

Вскоре у групп появились собственные фильтрационные комнаты. Внедрение наземных радаров перехвата (GCI) зимой 1940–41 гг. позволило дальнейшую передачу командования, поскольку диспетчеры секторов могли напрямую обнаруживать самолеты в своем районе и управлять ими. [38] Работая с IFF, который сейчас широко используется, дисплей GCI устранил необходимость в отдельном обнаружении и построении графиков, а также в каналах связи и рабочей силе, необходимых для работы системы отчетности. [44] Система Даудинга продолжала использоваться до конца войны для дневных миссий, как для (редких) оборонительных ситуаций, так и для обеспечения поддержки самолетов, поддерживающих наступательные дневные налеты в 1943 году и позже.

После войны система управления истребителями была в значительной степени демобилизована. Взрыв советской атомной бомбы в 1949 году и наличие самолетов Ту-4 «Бык», которые могли доставить ее в Великобританию, привели к быстрому созданию системы РОТОР . ROTOR повторно использовал многие существующие системы GCI и CH с более сложными диспетчерскими в укрепленных подземных бункерах. Сам ROTOR был заменен AMES Type 80 главными диспетчерскими пунктами , а затем в 1960-х годах системой Linesman / Mediator . [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин « система Даудинга» является современным, в то время у сети не было официального названия, и ее по-разному называли «системой отчетности» или просто «системой». Гоф также упоминает «систему C и R», но, похоже, это относится к оперативному комплектованию системы и связанных с ней радаров, а не к самой системе. [1]
  2. Тизард был пилотом во время Первой мировой войны, а также входил в Консультативный комитет по аэронавтике. [9]
  3. Позже Ватт добавил к своему имени Уотсона, став Робертом Уотсон-Ваттом в 1942 году. [ нужна ссылка ]
  4. В «Истребителе » Лен Дейтон предполагает, что Гренфелл разработал метод равных углов. [ нужна ссылка ] . Другие отдают предпочтение Тизарду, но не указывают конкретно, что он представил его Гренфеллу. [ нужна ссылка ]
  5. Циммерман отмечает, что причина такого падения показателей успеха заключалась в нехватке наборов DF. Не совсем понятно, почему на отсутствие информации о направлении влияет высота.
  6. Корпус наблюдателей добавил к своему названию слово «Королевский» в 1941 году и в период, охватываемый этой статьей, был правильно известен просто как Корпус наблюдателей.
  7. ^ Существуют значительные разногласия среди упоминаний о том, кому подчинялись Центры наблюдателей. На некоторых иллюстрациях показано, как они подчиняются FCHQ, включая описание, данное Бангеем в тексте. Другие, включая изображение в Бангее, описывают, как они подчиняются Секторальному контролю. Сюда входит собственная страница ВВС Великобритании в системе, а также изображение военного времени, найденное в этой статье. Последнее, вероятно, связано с тем, что данные ROC важны на этапе атаки, когда информацию необходимо передать истребителям как можно быстрее. Также возможно, что они имели связи с обоими центрами, переключаясь по ходу боя. Центр Китайской Республики в Хоршеме, возможно, также обеспечивал промежуточный уровень, сопоставляя отчеты и пересылая их в FCHQ.
  8. ^ Заговорщиков в шутку называли «хором красоты», и ходят слухи, что командиры отбирали самых красивых женщин для управления своими оперативными подразделениями. В фильме «Ангелы одна пятерка» оба заметно упоминаются.
  9. ^ На изображениях видна большая доска; обратите внимание на использование цветных огней для обозначения статуса каждой «секции» внутри эскадрильи. Эскадрильи обычно имели две или три секции, обозначенные цветовыми кодами.
  10. ^ Большая разница в дальности действия «воздух-земля» и «воздух-воздух» является побочным эффектом размера антенн; на земле они были гораздо крупнее и имели лучший прирост.
  11. Летом 1940 года было установлено несколько рекордов солнечного света.
  1. ^ Гоф 1993 , с. 4.
  2. ^ Jump up to: а б Уэстли 2010 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Министерство, 1941 г. , Британские истребительные силы на страже.
  4. ^ «Военные мемуары Уинстона Черчилля, часть IV» . Время . 28 февраля 1949 г. с. 47.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бунгей 2010 , с. 47.
  6. ^ Jump up to: а б Циммерман 2013 , с. 178.
  7. ^ Крейн, Саймон; Райан, Ноэль (2011). «Защита от холода»: Защита от холодной войны в рамках готовности к ядерной войне . Лулу.com. п. 81. ИСБН  9781904098195 .
  8. ^ Jump up to: а б Циммерман 2013 , с. 182.
  9. ^ Уильям Скотт Фаррен (ноябрь 1961 г.), «Некролог: Генри Томас Тизард, 1885–1959» , Биографические мемуары членов Королевского общества , 7 , Королевское общество: 313–348, doi : 10.1098/rsbm.1961.0024
  10. ^ Будянский, Стивен (2005). Воздушная мощь: люди, машины и идеи, которые произвели революцию в войне, от Китти-Хок до Ирака . Пингвин. п. 192-193.
  11. ^ Уотсон 2009 , с. 45.
  12. ^ Jump up to: а б Циммерман 2013 , с. 184.
  13. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 225.
  14. ^ Jump up to: а б с Корриган 2008 , с. 5.
  15. ^ Jump up to: а б с Циммерман 2013 , с. 186.
  16. ^ Боуэн 1998 , с. 24.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Корриган 2008 , с. 4.
  18. ^ Боуэн 1998 , с. xiii.
  19. ^ Jump up to: а б с д Циммерман 2013 , с. 190.
  20. ^ Лейн, Дэвид (2010). «Вмешательства с высоким рычагом воздействия: три случая защитных действий и их уроки для OR/MS сегодня». Исследование операций . 58 (6): 4. дои : 10.1287/opre.1100.0887 .
  21. ^ Jump up to: а б с Коакли 1992 , с. 30.
  22. ^ Циммерман 2013 , с. 196.
  23. ^ Циммерман 2013 , стр. 190–191.
  24. ^ Jump up to: а б с Бунгей 2010 , с. 49.
  25. ^ См. изображения.
  26. ^ Jump up to: а б с Циммерман 2013 , с. 191.
  27. ^ Jump up to: а б Рамзи 1989 , стр. 14–28.
  28. ^ Уоллес, Грэм (1957). Королевские ВВС Биггин Хилл . Книги Патнэма.
  29. ^ Дилди, Дуглас (2018). Битва за Британию 1940 года: «Атака орла» Люфтваффе . Издательство Блумсбери. п. 69. ИСБН  9781472820594 .
  30. ^ Коулман, Джули (28 октября 2010 г.). История словарей кантоза и сленга: Том IV: 1937–1984 гг . ОУП Оксфорд. п. 54. ИСБН  978-0-19-956725-6 .
  31. ^ Коакли 1992 , с. 29.
  32. ^ «Г-н Болдуин о воздушной войне - страх за будущее». Таймс . Колонка Б. 11. Ноябрь 1932 г. {{cite news}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  33. ^ «Воздушные атаки на Лондон» . Зритель . 2 августа 1934 г. с. 9.
  34. ^ Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Грубская улица. стр. 67–70.
  35. ^ Бутовски, Гарри (10 марта 1993 г.). «Опанская радиолокационная станция» . Национальный реестр исторических мест, Служба национальных парков .
  36. ^ Jump up to: а б Циммерман 2001 .
  37. ^ Бунгей 2010 , с. 51.
  38. ^ Jump up to: а б с д Циммерман 2013 , с. 252.
  39. ^ Бриммикомб-Вуд, Ли. «Радио КВ и УКВ в битве за Британию» . Исследовательские заметки «Горящей синевы» .
  40. ^ Министерство 1941 г. , Фаза I.
  41. ^ Ротвелл, Джеймс (апрель 2012 г.). «Погода во время битвы за Британию в 1940 году». Погода . 67 (4): 109–110. Бибкод : 2012Wthr...67..109R . дои : 10.1002/wea.888 . S2CID   121571870 .
  42. ^ Jump up to: а б Корда, Майкл (2009). С крыльями, подобными орлам: История битвы за Британию . ХарперКоллинз. п. 130.
  43. ^ Уайт, Ян (2007). История радаров воздушного перехвата (ИИ) и британских ночных истребителей 1935–1959 гг . Ручка и меч. п. 88. ИСБН  978-1-84415-532-3 .
  44. ^ Гудрам, Аластер (2005). Нет места рыцарству . Издательство Груб Стрит. стр. 102–103. ISBN  9781909166523 .
  45. ^ Флинтэм, Вик (2008). Высокие ставки: британская авиация в действии, 1945-1990 гг . Перо и меч. п. 154. ИСБН  9781844158157 .

{bolean123}

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1ed79ea31796c5e666d0657c6098424__1720031040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/24/d1ed79ea31796c5e666d0657c6098424.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dowding system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)