Кампфгешвадер 76
Кампфгешвадер 76 | |
---|---|
Активный | 1939–45 |
Страна | Германия |
Ветвь | ВВС |
Тип | Бомбардировочное крыло |
Роль | Воздушный запрет непосредственная поддержка с воздуха Наступательный встречный воздух Морской запрет Стратегические бомбардировки |
Размер | Группа ВВС |
Помолвки | Польская кампания Битва за Нидерланды Битва за Бельгию Битва за Францию Битва за Британию Восточный фронт Театры Средиземноморья, Ближнего Востока и Африки Западный фронт |
Знаки отличия | |
Идентификация символ | Распознавание эскадрильи Формулы 1 |
Kampfgeschwader 76 (KG 76) (Battle Wing) — Люфтваффе бомбардировочная группа во время Второй мировой войны . Это была одна из немногих бомбардировочных групп, действовавших на протяжении всей войны.
В 1933 году Адольф Гитлер и нацистская партия к власти в Германии пришли . Чтобы удовлетворить экспансионистские цели своего фюрера , немецкое государство начало огромную программу перевооружения для создания Вермахта (немецких вооруженных сил). KG 76 была создана в мае 1939 года, когда Люфтваффе стремились реорганизовать и увеличить свою численность. В мае 1939 года крылу было разрешено три группы (группы), но к августу только две были в строю. Dornier Do 17 Легкий бомбардировщик оснастил агрегаты крыла.
В сентябре 1939 года немецкие и советские войска вторглись в Польшу , положив начало Второй мировой войне. KG 76 участвовал в кампании до 17 сентября 1939 года, а затем приступил к во время Странной войны отдыху и перевооружению . Все три группы начали наступление в Западной Европе ( Fall Gelb ) 10 мая 1940 года. KG 76 поддерживал немецкую армию ( Heer ) в битвах за Бельгию и Франции . В июле 1940 года KG 76 участвовал в Битве за Британию и Блиц-рейсах до мая 1941 года. В ходе этих операций он был преобразован в Junkers Ju 88 .
С июня 1941 года KG 76 поддерживал группу армий «Север» в операции «Барбаросса» — вторжении в Советский Союз . Он оставался на Восточном фронте до декабря 1942 года и больше не вернулся. С декабря 1942 года по январь 1944 года он действовал исключительно на Средиземноморском и Ближневосточном театре военных действий , в основном выполняя роль перехвата на море . Он участвовал в битве за Тунис , в заключительном этапе Североафриканской кампании (ноябрь 1942 — май 1943), а также в Итальянской кампании с июля 1943 по май 1944 года. Часть его штабельнов переоборудовали в Мессершмитты Me 410 и Юнкерсы. Ju 188 весной 1944 года.
Некоторые из групп KG 76 служили на Западном фронте в роли ночных злоумышленников из-за превосходства союзников в воздухе . Он входил в состав бомбардировочной авиации операции «Стейнбок» и участвовал в высадке в день «Д» летом 1944 года. После тяжелых потерь он был выведен из битвы за Нормандию . KG 76 продолжал действовать над Нидерландами и поддерживал Арденнское наступление, выполняя роль воздушной разведки и непосредственной поддержки с воздуха . Примечательно, что KG 76 использовал первый в истории действующий реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 . KG 76 продолжала действовать на Западном фронте до мая 1945 года , будучи одной из немногих бомбардировочных частей, действовавших так.
Последние оставшиеся группы либо отошли в Норвегию 3 мая 1945 года, либо сдались британской армии на севере Германии 8 мая 1945 года.
Фон
[ редактировать ]Первые шаги по Люфтваффе созданию были предприняты всего через несколько месяцев после прихода к власти Адольфа Гитлера . Герман Геринг стал национальным комиссаром авиации, а Deutsche Luft Hansa бывший директор Эрхард Мильх его заместителем стал . В апреле 1933 года было создано Рейхслуфтфартминистериум (RLM — Рейхсское министерство авиации). 25 марта 1933 года Deutschen Luftsportverband (DVLA) (Немецкая ассоциация воздушного спорта) поглотила все частные и национальные организации. Объединение всех организаций военной авиации в RLM произошло 15 мая 1933 года, что стало . Люфтваффе официальным днем основания [ 1 ] Национал -социалистический летный корпус (NSFK — Национал-социалистический летный корпус) был сформирован в 1937 году для проведения предвоенной летной подготовки юношей и привлечения взрослых спортивных авиаторов к нацистскому движению. Члены НСФК призывного возраста были призваны в Люфтваффе . Поскольку все предыдущие члены НСФК также были членами нацистской партии, это дало новому Люфтваффе сильную нацистскую идеологическую базу в отличие от других ветвей ( Хир и Кригсмарине ) Вермахта . [ 2 ]
Имея такую организационную основу, Люфтваффе приступили к масштабной программе расширения, продолжавшейся шесть лет до 1939 года. В 1938 году, во время подготовки к осени Грюн (Зеленая), предполагаемому вторжению в Чехословакию , и Гитлер, и Геринг обнаружили, что Люфтваффе было скорее «тенью, чем вещество». [ 3 ] Всего в немецкой авиации было всего 2928 самолетов. [ 4 ] в то время как производственная цель авиационной промышленности составляла 1179 единиц в месяц. [ 3 ] Производство боеприпасов и авиационного вооружения могло покрыть лишь 50 процентов текущих оперативных потребностей. Запасов топлива хватило всего на четыре недели воздушных операций. Также не хватало запасных частей и технических частей, хотя бомбардировочные группы получили три, а другие типы самолетов - только одну. [ 3 ]
К январю 1939 года насчитывалось 269 штабельнов первой линии ( эскадрилий ). Лишь 90 (33 процента) составляли бомбардировочные эскадрильи. [ 5 ] Еще шесть будут добавлены к 1 июля. [ 5 ] Среди этих формирований был KG 76. Экспансионистские цели Гитлера требовали увеличения военно-воздушных сил, а аннексии или беспрепятственное вторжение в Австрию и Чехословакию позволили промышленности осваивать новые территории и в небольшой степени расширить размеры авиационной промышленности. [ 6 ] В кадровом отношении она получила существенное усиление. [ 7 ] Позднее было заказано согласованное усилие, частью которого был KG 76, и в результате этого расширения и обозначения на передовой было 4093 самолета, из которых 1176 были бомбардировщиками. [ 8 ] [ 9 ]
Формирование
[ редактировать ]Kampfgeschwader 76 (KG 76) был сформирован 1 мая 1939 года в Винер-Нойштадте в Австрии в составе Stab./KG 76 и I Gruppe . Новое бомбардировочное соединение было сформировано из штабного (командного) подразделения KG 158. Эскадрилья была передана под командование Luft Flotte 4 (Воздушный флот). [ 10 ] Оберст Пауль Шультайс был назначен первым Geschwaderkommodore (командиром звена) KG 76. Штаб и I группа тренировались в течение всего лета на Dornier Do 17 E. Оберст группы Стефан Фрелих получил командование и стал первым группенкоммандером (командиром группы). Ближе к концу августа 1939 года оба соединения перешли на Do 17Z. [ 10 ]
II. Группа не была сформирована до 1 января 1940 года в Вельсе , где она была передана под командование майора Уолтера Хилла. Он обучал свои экипажи бомбардировщиков на Do 17Z, а также находился под командованием Luftflotte 4. Первоначальный приказ о формировании был отдан 19 сентября 1939 года, после начала войны, но он неоднократно откладывался. [ 11 ] III. Группа также была сформирована 1 мая и вступила в строй в Розенборне, к юго-западу от Бреслау , 26 августа 1939 года. [ 12 ] Оберст Вернер Цех стал первым командиром группы. [ 12 ]
Dornier Do 17 KG 76 эксплуатировал легкий бомбардировщик В начале Второй мировой войны . Фотографические данные того периода подтверждают, что в крыле действительно находился Heinkel He 111 средний бомбардировщик . [ 13 ] 1 Staffel эксплуатировал He 111 в Средиземноморском регионе. [ 14 ] KG 76 частично переоборудован в Junkers Ju 88 в 1940 году. [ 14 ] В августе 1939 года KG 76 начал мобилизацию на войну. Stab ./KG 76 был приведен в боевую готовность в Бреслау-Шенгартене. [ 10 ] I. Gruppe была отправлена в Силезию для мобилизации 26 августа 1939 года. [ 15 ] III. Группа готовилась к войне в Розенборне. [ 12 ] К 31 августа 1939 года Stab KG 76 могла выставить на вооружение девять Do 17, все из которых были в рабочем состоянии. [ 10 ] 36 Do 17, принадлежащих II. Группы также были в боевой готовности. [ 15 ] II. В составе Gruppe было все 39 Do 17. [ 12 ] Гешвадер был приписан к 1-й летной дивизии (1-й летной дивизии), действовавшей в составе 4-го Люфтфлота . [ 10 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторжения в Польшу
[ редактировать ]1 сентября 1939 года немецкие войска начали Fall Weiss , вторжение в Польшу , которое положило начало Второй мировой войне в Европе. Генерал-майор Бруно Лёрцер , командующий 2-й летной дивизией, приказал атаковать аэродромы польских ВВС для достижения превосходства в воздухе . Клауд вынудил KG 76 отказаться от своих первых миссий. [ 16 ] В течение первого дня вторжения крыло бомбило аэродромы и скопления войск Польской армии вдоль реки Висла . Бомбардировки продолжались и были продлены на Галицию до 21 сентября. [ 17 ] I. Gruppe нанесла удары по целям в Лодзи , Радоме , Кельце , Ченстохове , Кросно и Модеровке и их окрестностях . [ 15 ] Luftflotte 4 выполнила лишь небольшое количество вылетов из-за тумана. Половина была направлена на аэродромы: в операциях участвовали I./KG 76. Соседний Kampfgeschwader 4 совершил 150 боевых вылетов и сбросил 200 тонн бомб на аэродромы вокруг Кракова . [ 18 ]
4 сентября KG 76 приступил к операции по перехвату железнодорожных путей . Целью этих атак было вызвать заторы на польских железнодорожных станциях. Польские сухопутные войска, используя дороги, одновременно атаковали дорожное движение на высоте 2000 метров (6500 футов) и выше, а затем атаковали с пикирования под углом от 10 до 30 градусов. [ 19 ] Бомбардировки не позволили лодзинской армии разучиться. КГ 76 получил поддержку от КГ 55 и КГ 77 . Бомбардировку с пикирования осуществил самолет Junkers Ju 87 Stukas . [ 20 ] Атаки на оперативном уровне были эффективными, и с 5 сентября из-за нехватки новых целей пришлось сосредоточить внимание на непосредственной поддержке с воздуха . [ 19 ]
В середине сентября с 14-го числа KG 76 поддерживала немецкую 14-ю армию . KG 76 возобновил миссии по перехвату железнодорожных путей, чтобы перерезать польские линии, ведущие в Румынию и восточную Польшу. на малых высотах KG 76 совершал вылеты против железнодорожных мостов и узких мест. [ 21 ] 16 сентября KG 76 был официально передан в состав Сперле 3 Luftflotte Хьюго . [ 22 ] В ночь с 16 на 17 сентября нападения было приказано прекратить. Luftflotte 4 получил телетайпное сообщение, предупреждающее о секретном пункте нацистско -советского пакта , который допускал советское вторжение в Польшу . [ 23 ] III./KG 76 продолжал активно участвовать в войне с Польшей до 22 сентября. [ 12 ]
Немецко-советская кампания в Польше завершилась 6 октября 1939 года. KG 76 провел зиму и следующую весну, отдыхая, тренируясь и перевооружаясь. Stab./KG 76 переехал в Нидду к юго-востоку от Гиссена в феврале 1940 года. [ 10 ] II./KG 76 переехал из Бреслау в Винер-Нойштадт 22 сентября, затем в Лейпхайм в Баварии , где ему было приказано быть в готовности на случай чрезвычайной ситуации и окончания Странной войны . В середине октября он переехал в Крайльсхайм до декабря. С января по апрель 1940 года дислоцировалась в Мерцхаузене , Нордхаузене и Лангензальце . [ 15 ] II./KG 76 переехал в Нидду вместе с Stab./KG 76. [ 11 ] III. Группы были более активными. После непродолжительного пребывания в Вельсе он отправился в Балтринген к юго-западу от Ульма в первой половине октября в Швебиш-Халль и в конце месяца . Группа также перебралась в Нидду к юго-востоку от Гиссена с возможным пребыванием в Готе . С 6 по 24 апреля 1940 года выполнял тренировочные учения над Реймсом - Лаоном . [ 24 ]
Подразделение не участвовало в операции «Везерюбунг», а вместо этого провело весенние тренировки и отдых в рамках подготовки к западному наступлению в 1940 году. [ 15 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]Stab./KG 76 имел один Do 17M (неработоспособный) и все четыре исправных Do 17Z. I. Gruppe набрала 32 исправных Дорнье из 36, а II. В группе было 34 из 25 действующих. III./KG 76 имел немного большее количество: 26 из 35 Do 17 были готовы к бою. [ 25 ] KG 76 был приписан к I. Fliegerkorps для Fall Gelb , нападения на Францию и Нидерланды . III./KG 76 двинулся в Бонн через несколько дней после начала наступления. [ 24 ]
10 мая 1940 года началась битва за Францию , и KG 76 поддержала наступление, атаковав аэродром в Лаоне. [ 24 ] Над Шарлевиль-Мезьером 7 штабов KG 76 встретились с 87-й эскадрильей RAF и самолетом Hawker Hurricanes фельдфебеля Вальтера Райске. Экипаж стал военнопленным и одним из первых погибших в авиакрыле. [ 26 ] KG 76 бомбила цели вдоль реки Маас и в поддержку группы армий «С» вдоль линии Мажино . [ 24 ] 13 мая она поддержала Германа Гота, переправившийся танковый корпус через Маас у У и Динана . [ 27 ]
KG 76 продолжал вести противовоздушные операции и атаковал аэродром Королевских ВВС (RAF) в Витри 18 мая . 607-я и 151-я эскадрильи потеряли один «Бристоль Бленхейм» и 14 уничтоженных «Харрикейнов». [ 28 ] 17 мая KG 76 бомбили цели в Камбре . [ 24 ] 19 мая он начал поддерживать немецкие войска в битве за Бельгию и нанес удары по целям в районе Турне . [ 29 ] II. Группа действовала в районе Флавиона 15 мая и перебазировалась в Кельн в середине мая . 16 мая он атаковал цели возле Мобежа и Шарлеруа в Бельгии. группа перебралась в Фогельсанг недалеко от Аахена 17–18 мая Камбре подвергся бомбардировке, и 19 мая Эскармейн северо . Затем группа направилась в к -востоку от Камбре. Все три группы поддержали наступление группы армий «А » к Ла-Маншу . KG 76 бомбили порты Остенде и Дюнкерк с 25 мая по 1 июня. [ 30 ] В начале Fall Rot KG 76 заметил снижение прочности крыла после месяца воздушных операций. На 10 мая у него было около 110 бомбардировщиков, исправность которых составляла 89 процентов. К середине мая эти цифры упали до 107 и 69 процентов. 31 мая KG 76 сообщил о 85 бомбардировщиках, из которых 58 находились в рабочем состоянии (68 процентов). [ 31 ]
Гешвадер — принял участие в операции «Паула» концентрированной атаке на аэродромы вокруг Парижа , которая началась 3 июня как прелюдия к Fall Rot . KG 76 также атаковал цели в районе Нормандии и Бретани с 6 по 12 июня, но результаты этих бомбардировок не зафиксированы. [ 24 ] Известно, что KG 76 поддерживал наступление в районе Омале и Амьена 8 июня. Немецкие части теперь действовали на пределе своей дальности действия. II. Группа переехала на передовые аэродромы в Сен-Леже-де-Обе . [ 32 ]
После французской кампании II./KG 76 была расформирована и 9 июля 1940 года объединена с III./KG 28. Однако, как ни странно, в тот же день группа была реформирована, поскольку было решено переименовать III./KG 28. обратно в II./KG 76. В это время подразделение также переоборудовали в Ju 88. [ 24 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]KG 76 двинулся в Бельгию и Францию после окончания кампании в Западной Европе . Немецкий Вермахт начал подготовку к операции «Морской лев» — предложенному, но рискованному плану вторжения в Соединенное Королевство. В течение июля и начала августа 1940 года Люфтваффе начали серию атак на суда в Ла-Манше , известную как фаза Каналькампфа того, что стало известно как Битва за Британию . KG 76 был передан под управление Альберта Кессельринга , Luftflotte 2 базирующегося в Брюсселе . Было добавлено четвертое подразделение, Lehrstaffel (учебная эскадрилья), базирующееся в Бомон-ле-Роже . [ 33 ]
Пока гешвадер готовился к началу главного воздушного наступления, он нанес предварительные удары по южной Англии. III. Группа переехала в Кормей-ан-Вексен . В июле 1940 года соединение совершило очень мало боевых вылетов. Одной из причин этого была переоборудование и переучивание экипажей на Ju 88А-4. Первая зарегистрированная потеря такого типа произошла над Дандженессом . 29 июля [ 24 ] II. Группа переехала в Крей 9 июля. 29 июля он присоединился к III./KG 76 в противокорабельных операциях. [ 24 ] 13 августа II./KG 76 сообщил, что 28 из 36 Ju 88 находятся в рабочем состоянии. [ 11 ] III./KG 76 смог собрать только 19 из 32 Do 17 29 июля. [ 24 ] I. Gruppe перебралась в аэропорт Бове-Тилле и 13 августа сообщила, что все 29 Do 17 находятся в рабочем состоянии - это самый ранний известный отчет о боевой готовности. [ 15 ]
В ночь с 25 на 26 июля 1940 года KG 76 пролетел через Лэндс-Энд и бомбил Саутгемптон . [ 34 ] 29 июля III./KG 76 отправил Ju 88 на малой высоте, чтобы избежать обнаружения британскими радарами. Целью была серия конвоев, но бомбардировщики не попали ни в прямую, ни в близкую зону. Командир группы Адольф Гент погиб, когда влетел в трос воздушного шара у Дандженесса, а еще один погиб вместе со своим экипажем, когда он был сбит кораблями сопровождения. Наблюдатели призвали на помощь истребители, и были отправлены 610-я эскадрилья Supermarine Spitfire , но Ju 88 уже не было. [ 35 ] Гента заменил майор Франц фон Бенда. [ 36 ] II./KG 76 зафиксировал первый вылет крыла над Англией, когда оно атаковало британские ВВС Хокинг на побережье 11 августа с неизвестными результатами. [ 11 ] Группа не сообщила о каких-либо потерях. [ 37 ] Атака повторилась 12 августа. В этот день Люфтваффе и истребительное командование британских ВВС столкнулись в крупномасштабных воздушных боях над Ла-Маншем. III группа нанесла удар на рассвете. Немецким летчикам удалось уничтожить два ангара, мастерские станции и четыре истребителя на земле командира станции . Командир эскадрильи Э. Э. Арнольд снова полностью заработал аэродром за 24 часа. [ 38 ] Немцы ушли без потерь. [ 39 ]
13 августа Люфтваффе всерьез начало наступление на истребительное командование. под кодовым названием « Адлертаг Атака » (День Орла) не смогла достичь поставленной цели по уничтожению истребительного командования. РАФ Кенли , РАФ Дебден [ 15 ] и RAF Biggin Hill подверглись бомбардировке KG 76. [ 12 ] Потери KG 76 не зафиксированы, хотя день закончился поражением Люфтваффе , потерявшего ок. 200 убитых или взятых в плен, в том числе 44 убитых, 23 раненых, не менее 45 пропавших без вести. [ 40 ] 16 августа I. и III. Gruppen нанесла удар по неустановленным целям в Англии и II. Группа повернулась назад из-за погодных условий и прекратила атаку на Дебден. [ 32 ]
18 августа 1940 года, известный как «Самый тяжелый день », был особенно трудным для KG 76. На своем аэродроме в Кормей-ан-Вексене 9-я штабная (эскадрилья) KG 76 была проинструктирована своим командиром гауптманом (капитаном) Иоахимом Ротом. « Штаффель» должен был провести атаку на Кенли на малых высотах, а Рот должен был лететь штурманом ведущего самолета. Девять Do 17 должны были пересечь Ла-Манш и выйти на берег в Бичи-Хед . Оттуда они должны были следовать по железнодорожной линии Брайтон -Лондон на северо-восток к намеченному району. Экипажам было приказано сконцентрировать удары по зданиям и ангарам на южной оконечности аэродрома. [ 41 ] «Дорнье» должны были нести двадцать 110-фунтовых бомб, каждая из которых была оснащена взрывателем, который позволял сработать при сбросе с высоты 50 футов и выше; Тип бомбы, ранее использовавшейся Staffel, должен был сбрасываться с вдвое большей высоты, что делало Do 17 подразделения, соответственно, более уязвимым для огня с земли. [ 41 ] Атака должна была стать частью скоординированного действия по захвату аэродромов. Ju 88 из II./KG 76 должны были сначала пикировать здания и ангары с большой высоты. Пять минут спустя 27 Do 17 из I. и II./KG 76 нанесут горизонтальную бомбометание с большой высоты, оставив воронки на взлетно-посадочных полосах и посадочных площадках, одновременно выводя из строя его оборону. 9. Staffel KG 76, специализированное ударное подразделение низкого уровня, должно было войти и прикончить все еще уцелевшие здания. [ 41 ] Операция началась в 09:00 по центральноевропейскому времени , но была отложена из-за сильной дымки, ухудшившей видимость до 4000 футов. [ 41 ]
Формирование было более сложным для KG 76 и его Do 17 и Ju 88. Их базы в Кале и его окрестностях были покрыты облачностью в 8/10, с базой в 6500 футов и доходящей до 10 000 футов. Когда бомбардировщики пробирались сквозь дымку, строй вскоре потерял сплоченность. Во время их реформирования было потеряно драгоценное время. Do 17 I. и III./KG 76 обогнали III./KG 76 Ju 88, которые должны были опережать их на пять минут. Эта задержка имела серьезные последствия для 9 Staffel KG 76, поскольку она встретила неповрежденную оборону. [ 42 ] Крыло атаковало Биггин-Хилл, но было перехвачено 92-й , 615-й , 32-й и 111-й эскадрильями . 1 штаффель потерял один бомбардировщик, а 2 и 3 пострадали, у каждого было повреждено по одному бомбардировщику. 5 штаффелей потеряли один бомбардировщик уничтоженным и один поврежденным, а также 8 штаффелей и 6 штаффелей потеряли один самолет. Специализированная 9- я штурмовая эскадрилья низкого уровня потеряла два Do 17 и пять получила повреждения, когда предприняла независимую операцию против британских ВВС Кенли . [ 43 ] Летчик Д. Робертс применил парашютно-тросовые пусковые установки , что причинило большую часть повреждений. [ 44 ]
За свои усилия 9. Staffel разрушил как минимум три ангара, ударил еще несколько зданий и уничтожил на земле восемь «Харрикейнов». [ 45 ] По другим данным, разрушено 10 ангаров, повреждено шесть, выведен из строя оперативный зал, разрушено множество зданий. Было бы хуже, если бы бомбы были сброшены выше. Многие бомбы упали горизонтально и не взорвались при ударе. [ 46 ] [ 47 ] Для достижения такого уровня ущерба KG 76 сбросил девять тонн бомб. В конце дня в Кенли остался работать только один ангар. В результате налета на малой высоте аэродром был выведен из строя на два часа. В бою ответным огнем «Дорнье» были сбиты два «Харрикейна». [ 48 ] Атаки низкого уровня были прекращены после «Самого трудного дня» . [ 47 ]
I./KG 76 к 18 августа 1940 г. сократился до 19 из 29 исправных машин, но II. Численность групп на этот период неизвестна. III. Группа сообщила, что 24 августа к действию готовы 17 из 24 Do 17. KG 76 действовали 23 августа и сообщили об одной потере. [ 49 ] 24 августа III./KG 76 атаковал ВВС Норт-Уилд и ВВС Хорнчерч, а II./KG 76 бомбил Биггин-Хилл. Штабное штабеля подразделение потеряло два Дорнье в бою с 264-й эскадрильей Королевских ВВС , а 4 потеряли два и один был поврежден в бою с той же эскадрильей Королевских ВВС. [ 50 ] Известно, что KG 76 участвовал в боевых действиях 25 августа, поскольку 3 штаба потеряли бомбардировщик в бою с 32-й эскадрильей RAF . [ 51 ] II./KG 76 вернулся в Биггин-Хилл 31 августа. Группа, очевидно, летела в составе группы Heinkel He 111 неизвестного подразделения. Смешанные силы Дорнье и Хейнкелей бомбили Биггин-Хилл и Королевские ВВС Кройдон . Судя по всему, He 111 разбомбили Биггин-Хилл, разрушив два из трех оставшихся ангаров, жилые помещения и операционную, уничтожив телефонную систему. [ 52 ] II. Группа потеряла один Do 17 в бою со 151-й эскадрильей RAF над устьем Темзы . [ 53 ]
6 сентября подразделения KG 76 бомбили Кенли. 6. Штаффель сообщил о единственных потерях крыла за этот день. Три Ju 88 разбились, один был серьезно поврежден в бою с 41-й эскадрильи RAF истребителем-асом Эриком Локком . Еще двое пропали без вести после боя со стороны 111-й эскадрильи и зенитной артиллерии . [ 54 ] KG 76, вероятно, принял участие в нападении на Лондон на следующий день, которое положило начало «Блицу» и ознаменовало изменение немецкой стратегии от атак на аэродромы Королевских ВВС к бомбардировкам городов. 7 сентября KG 76, похоже, не сообщила о каких-либо потерях, хотя 7 сентября 63 немецких самолета были уничтожены или повреждены. [ 55 ]
15 сентября 1940 года KG 76 участвовали в тотальной атаке на Лондон, которая стала известна в историографии битвы за Британию как «День битвы за Британию». Крыло возглавило первый крупный рейд за день. [ 57 ] Майор Алоис Линдмайр, группенкоммандер I./KG 76, возглавил все формирование. Линдмайр был опытным ветераном боевых действий, получившим Рыцарский крест Железного креста за эффективные атаки на малых высотах во Франции. III./KG 76 взлетел с 19 Do 17. В то же время в 20 милях (32 км) к северу взлетел I./KG 76. Обычно группа могла иметь 27 бомбардировщиков. После нескольких недель истощения I./KG 76 смог поставить только восемь Do 17. Гешвадеру чтобы пришлось выставить две группы, выполнять работу одной. Большинство Дорнье находились в плохом состоянии, измученные интенсивными операциями. Две группы встретились в Амьене, а затем направились в Кап-Гри-Нез, чтобы забрать свой эскорт Мессершмиттов Bf 109 . Тяжелые потери побудили экипажи искать инновационное оружие для защиты. Один пилот, фельдфебель Рольф Хайч, оснастил свой Дорнье пехотным огнеметом в хвостовой части. После взлета строй распался на облака и был задержан на 10 минут, чтобы дать возможность реформироваться. Два бомбардировщика не смогли этого сделать и вернулись на базу - одним из них был Хейч. [ 58 ] Вторая операция дня была проведена во второй половине дня. KG 76 потерял шесть бомбардировщиков и еще два получили повреждения. [ 59 ]
Блиц
[ редактировать ]В сентябре KG 76 начал сокращать операции в дневное время. I./KG 76 был выведен из Франции в Гюттерсло и Гибельштадт 24 октября 1940 года для переоборудования в Ju 88. [ 15 ] III./KG 76 остался и 6 октября совершил бомбардировки неизвестных целей, а 27 октября - британских ВВС Мартлшем-Хит . [ 24 ] II. Группа бомбила порты Ла-Манша 4 октября, но отошла в Ансбах и Гибельштадт для отдыха до января 1941 года, когда вернулась в Шатоден . [ 32 ] В декабре 1940 года III./KG 76 перевели в Иллесхайм и получили отпуск. С декабря 1940 по март 1941 года он постепенно переоборудовался в Ju 88. [ 24 ]
I./KG 76 участвовал в лондонском «Блице» и бомбил город 25 сентября, а затем Ковентри . 1 ноября [ 60 ] III. Группа бомбила Лондон в ночь с 15 на 16 ноября 1940 года. [ 24 ] Директива Гитлера № 23 « Направления операций против британской военной экономики» , опубликованная 6 февраля 1941 года, отдавала высший приоритет воздушному препятствованию британскому импорту по морю. Эта стратегия была признана еще до войны, но битва за Британию помешала нанести удар по морским коммуникациям Великобритании и отвлекла немецкую авиацию на кампанию против Королевских ВВС и их вспомогательных структур.
Немецкий бомбардировочный флот был оснащен Knickebein (кривой ногой) и X-Gerät и X-Gerät в это время начал использовать навигационные средства . Британские глушения положили начало Битве Лучей , которая продолжалась на протяжении всего Блица. [ 61 ] III. Группа снова бомбила Лондон 18/19 марта вместе с I. Gruppe , в то время как II./KG 76 действовала над городом в ночь с 17 на 18 февраля 1941 года. Группа перешла в Суонси 20/21 февраля. [ 62 ] Той ночью восемь He 111 из Kampfgruppe 100 привели нападавших к цели. [ 63 ]
Кардифф был целью в ночь с 3 на 4 марта 1941 года для II группы . 8/9 и 9/10 марта группа атаковала Лондон, а бомбила Портсмут 10/11 марта . Биркенхед подвергся бомбардировке 12/13 марта, а он совершил два вылета против Глазго и Ливерпуля следующей ночью . 14/15 марта они повторили за одну ночь два налета на Глазго, а затем бомбили Шеффилд . Эйвонмут (16/17 марта), Лондон (19/20 марта) и Плимут 21/22 марта были проведены при участии II./KG 76. Группа напала на Бристоль 29/30 марта. III./KG 76 осуществила атаку на Портленд , а затем дальнюю операцию против Белфаста . [ 62 ]
В апреле KG 76 продолжил бомбардировки. Он бомбил Ковентри 8/9 апреля и Бирмингем 9/10 и 10/11 апреля. I. и III. Группа использовалась в ночь с 19 на 20 апреля 1941 года для бомбардировки Лондона. Герман Геринг приказал атаковать, чтобы отпраздновать день рождения Гитлера. Белфаст и Портленд подверглись атакам 15–16 апреля, а Ливерпуль подвергся бомбардировкам 26–27 апреля, 3/4, 4/5 и 7/8 мая. Халл , Ноттингем и Шеффилд подверглись бомбардировке в ночь с 8 на 9 мая. KG 76 бомбила портовый город Гримсби в мае 1941 года. [ 62 ]
KG 76 начал движение в Восточную Пруссию 7 июня 1941 года для участия в операции «Барбаросса» . Судя по всему, его последний боевой вылет состоялся 29/30 мая 1941 г., когда II. Группа атаковала суда в устье реки Хамбер . [ 32 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]В начале июня 1941 года KG 76 начал переброску в Восточную Пруссию. Он продолжал служить в составе Fliegerkorps I, который находился в подчинении Luftflotte 1 . У Stab был только один Ju 88 KG 76 в Гердауэне . Она делила боевые действия с I. Gruppe , которая могла иметь в своем составе 30 Ju 88, из которых 22 находились в рабочем состоянии. II./KG 76 базировалась в Юргенфельде с 30 Ju 88 (25 в рабочем состоянии). III./KG 76 располагался в Шиппенбайле , но имел в своем составе 29 Ju 88 и 22 боеспособных по состоянию на 21 июня 1941 года. Крыло поддерживало группу армий «Север» на начальных этапах Барбароссы и войны на Восточном фронте .
KG 76 поддержал продвижение Германии через страны Балтии . 22–24 июня она нанесла удары по аэродромам и бронетанковым соединениям красных ВВС в Шяуляе . Федор Кузнецов 22 июня командующий Прибалтийским военным округом приказал контратаковать немецкое наступление. Советские 3-й и 12-й мехкорпуса собрались для удара по XXXXI танковому корпусу западнее Шяуляя. Советскую бронетехнику обнаружила немецкая воздушная разведка. Ju 88 из Luftflotte 1, в том числе KG 76, уничтожили 40 танков и грузовиков, принадлежавших 23-й танковой дивизии 12-го механизированного корпуса. [ 64 ] 12-й мехкорпус ввел в бой 28-ю танковую дивизию и 202-ю механизированную дивизию под Шяуляем, и завязалось крупное танковое сражение. KG 76, KG 77 и KG 1 были вынуждены действовать в роли непосредственной поддержки, поскольку в воздушном флоте не хватало Ju 87. Всего KG 77 и 76 потеряли 22 Ju 88, 21 был полностью уничтожен. [ 64 ] Заметной потерей для KG 76 в этот день стал гауптман Роберт фон Зихарт, командующий I группой , который был убит 23 июня. [ 14 ]
26 июня КГ 76 действовала в районе Зигаре и Пскова , 29 июня. три бомбардировочных крыла провели эффективные операции по перехвату в поддержку 4-й танковой группы . 2 июля [ 65 ] 4 июля KG 76 и KG 77 атаковали советские аэродромы в Идрице и Опочке, чтобы ослабить давление на 16-ю немецкую армию . 5 июля контингент немецких бомбардировщиков заявил, что на земле уничтожено 112 самолетов. [ 66 ] Три бомбардировочных крыла поддерживали находившуюся в тяжелом положении 1-ю танковую дивизию под Островом. За потерю всего двух бомбардировщиков KG 1, 76 и 77 было уничтожено 140 советских танков вместе с линиями снабжения города. [ 66 ] Продвижение группы армий «Север» к Ленинграду было замедлено ожесточенным сопротивлением. С 22 июня по 13 июля три крыла бомбардировщиков Fliegerlorps I уничтожили на земле 1211 самолетов. [ 67 ] 13 июля группа армий «Север» сообщила о 354 советских самолетах над своим фронтом, что потребовало повторных атак на аэродромы. [ 67 ]
К 22 июля KG 76 сообщил, что потерял 30 Ju 88, уничтоженных или поврежденных в результате враждебных действий. [ 68 ] КГ 1 и КГ 77 сообщили о 24 и 35 случаях соответственно. [ 68 ] С середины июля KG 76 был направлен на перехват 8-й советской армии . Советская полевая армия оказала серьезное сопротивление немецкому прогрессу в битве за Эстонию . [ 69 ] В конце июля KG 76 атаковал железнодорожное сообщение между Ленинградом и Москвой. [ 70 ] 1 июля 2-я группа вылетела на аэродром в Новгороде с ZG 26, но смогла уничтожить только четыре самолета на земле, потеряв один Ju 88 от 6-го ИАП. Его пилот Бодо Лер погиб, утонув в озере Ильмень. [ 68 ] совершила атаки в районе озера Ильмень В августе I./KG 76 на второй день они также бомбили цели в Новгороде . 14 августа и его окрестностях. 26 августа Бегуницы . [ 70 ] II./KG 76 переброшена в Коровье Село 23–25 июля, к югу от Пскова. они бомбили цели в районе Каменки . 31 июля [ 32 ] III. Группа поддержала наступление в Ленинград, Новгород и Ладожское озеро с 19 по 20 июля. Бомбили Красногвардейск . [ 24 ] Вместе с КГ 4 и КГ 77 КГ 76 провела семичасовую перекатную атаку на войска Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы , ликвидировав там сопротивление. [ 71 ]
В сентябре KG 76 был переведен в Luft Flotte 2. [ 72 ] III. Группа переехала в Оршу . [ 24 ] II. Группа также поддерживала наступление на Ленинград до 27 сентября. 29 сентября он переехал в Оршу. [ 32 ] I группа последовала этому примеру. В тот же день [ 73 ] В последующие дни KG 76 переключил свою поддержку на группу армий «Центр» во время операции «Тайфун» , которая привела к битве под Москвой . I./KG 76 несколько раз бомбили Москву, начиная с 10 ноября 1941 года. I./KG 76 был передан под командование VIII Fliegerkorps , а затем отозван для перевооружения в январе 1942 года. Потери KG 76 во время Барбароссы были небольшими для II./KG 76. Потери II./KG 76 составили всего 2 человека. неделю, включая поврежденные машины. [ 74 ]
Крымский, Черноморский и Кавказский
[ редактировать ]Stab KG 76 остался на Востоке, тактически переименованный в Gefechtsverband Bormann . [ 10 ] Он командовал соединениями КГ 54 , КГ 76 и КГ 77. Он вел контрнаступление Красной Армии , начавшееся 5 декабря 1941 года, и оборонительные операции с 9 ноября 1941 года по апрель 1942 года. [ 10 ] II. Группу отправили в Восточную Пруссию для отдыха и ремонта. Он начал возвращать поштабелю за раз. Принимал участие в боях под Ржевом с 29 по 30 декабря 1941 года. [ 32 ] В 1941 году II./KG 76 терял от одного до двух самолетов в неделю. [ 32 ] 1 января 1942 года действовала в Старице . он участвовал в неустановленных операциях в Торжке к северо-западу от Калинина 2 января . Ржев он нанес удары в районе Юхнова подвергся бомбардировке 24 января, а 29-го дня . 5 февраля группа двинулась дальше на юг, бомбив Воронеж и Кресты 15 февраля . На 1 марта 1942 года было зарегистрировано 28 Ju 88A-4 и три Ju 88C-6. Действия в марте неизвестны. 11 апреля 1942 года он был переведен в Китцинген через Оршу и Гибельштадт. [ 32 ]
KG 76 продолжала служить в составе Fliegerkorps VIII под командованием Вольфрама Фрайхерра фон Рихтгофена , который сам подчинялся Luft Flotte 2. Штаб- подразделение было переведено из Орши в Китцинген, Германия, 11 апреля 1942 года. I группа перевооружила подразделение в середине апреля 1942 года и имела 22 Ju 88. в Гибельштадте 1 апреля. [ 75 ] он был переведен в Зебрико под Одессой 17 апреля . III./KG 76 был переведен обратно в группу армий «Север» и Люфтфлот 1 12 ноября. С 13 по 17 ноября 1941 года он совершал бомбардировочные операции в районе озера Ильмень. С 19 по 21 ноября KG 76 летал в поддержку блокады Ленинграда . Дальние действия против Ржева 23 ноября. Новопетровское в Тульской области Целью 21 декабря стало . С 25 декабря 1941 года по середину марта 1942 года потери группы не были зарегистрированы. Она совершала налеты на Ржев, но в ее составе не было самолетов, возможно, из-за переоборудования 1 марта, но известно, что она совершала атаки на советских партизан . [ 75 ]
В апреле I. Gruppe сообщила о 22 Ju 88, годных к бою. Он базировался в Сарабусе в Крыму через Харьков и прибыл туда 7–14 мая. Группа поддержала 11-й армии наступление в Крым . он быстро передислоцировался в Харьков через Запорожье 14 мая . КГ 76 поддерживал контрнаступление на Изюмском выступе во Второй битве за Харьков с 15 по 27 мая. [ 76 ] Он действовал под командованием Fliegerkorps IV под командованием Курта Пфлюгбайля . [ 77 ] 18 мая командование Пфлюгбайля уничтожило 130 танков и 500 других транспортных средств. [ 78 ] На следующий день было заявлено, что уничтожено еще 29 танков. [ 78 ] Когда битва подошла к концу, плотно сгруппированные и попавшие в ловушку советские войска были разбиты по частям . Fliegerkorps IV уничтожил во время боя 596 самолетов в воздухе и 19 на земле. [ 79 ] 227 танков, 3083 автомашины, 24 артиллерийские батареи, 49 артиллерийских орудий, две зенитные батареи, 22 локомотива и шесть поездов по цене 49 самолетов. [ 79 ]
Затем группа двинулась в Сарабус и вернулась в Fliegerkorps VIII . Он бомбил Севастополь , а затем атаковал портовые сооружения Новороссийска 31 мая – 3 июля 1942 года. [ 76 ] 1 июля, опасаясь Севастополя эвакуации в последнюю минуту, Люфтваффе направило 78 бомбардировщиков — из I./KG 76, 1./ KG 100 и 40 Ju 87 из StG 77 в сопровождении 40 Мессершмиттов Bf 109 . [ 80 ] За потерю только одного бомбардировщика « Ташкент » и транспортов «Украина» , «Пролетарий» и «Эльбрус» были потоплены. Спасательное судно «Черномор» , шхуна «Днестр» , два миноносца и патрульный катер. Кроме того, повреждения различной степени получили эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник» , сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм» , одна канонерская лодка, один миноносец, два транспорта и плавучий док. [ 80 ] 2 июля он потопил ВМФ СССР эсминец «Бдительный» и повредил советский крейсер «Коминтерн» . [ 76 ] Ему помогала III группа . С 1 по 27 июня он патрулировал Черное море и бомбил Новороссийск. [ 76 ] Красная авиация ответила ночными атаками на немецкие аэродромы. KG 76 нес «постоянные потери самолетов». [ 81 ]
KG 76 поддержал дело Blue , которое началось 28 июня. 9 июля КГ-76 провел успешные бомбардировки Ельца и железнодорожных станций Тамбова и Поворино . [ 82 ] III. Группа поддерживала наступление на Воронеж с начала наступления по 16 июля. [ 83 ] С 17 июля она вела бомбардировочные операции, поддерживая наступление к рекам Дон и Калач . [ 83 ] II. Группа начала наступление, базируясь под Курском . Известно, что они атаковали объекты в Липецке 7 июля и его окрестностях. С 9 июля она могла поддерживать бомбардировки Ельца и железнодорожных узлов Тамбова и Поворино в поддержку 4-й танковой армии . 8/9 августа 1942 года он перебазировался в Белый Колодез и на аэродром Тацинская. Отсюда принимал участие в Сталинградской битве и наступлении на Кавказ . [ 84 ] Он также атаковал советские суда по реке Волге . он летал на восток до Астрахани и Грозного . С 10 августа до середины ноября [ 75 ] 21 августа, действуя к востоку от Сталинграда, 76-я группа (вероятно, 2-я группа ) атаковала и уничтожила две резервные дивизии Красной Армии, оказавшиеся на открытом месте. Рихтгофен записал в своем дневнике: «Потекла кровь!». [ 85 ] Крыло присутствовало во время первых ковровых бомбардировок города 23 августа. [ 86 ]
После падения Воронежа KG 76 оказывал эффективную поддержку 2-й армии , совершая вылеты на советские аэродромы. [ 87 ] После 9 июля и до конца боя 24 июля KG 76, KG 27 и II./JG 77 были единственными авиационными подразделениями, оставшимися для поддержки сил Оси. Состав групп был переименован в Gefechtsverband Nord и передан под командование Альфреда Бюловиуса . [ 88 ] Специальная группа использовалась в качестве экстренного подкрепления. 20 июля, когда падение Воронежа было неизбежным, KG 27 и 76 были отправлены на юг для оказания помощи в битве за Ростов, но были срочно отправлены обратно в этот район, когда советское наступление прорвало немецкие позиции. [ 89 ] КГ 76 действовал ночью. При бомбардировке Саратова 24 сентября 7 штабных потеряли Ju 88, сбитый женским 586-м истребительным авиаполком . Предполагается, что лейтенант Валерия Хомякова . советским пилотом была [ 90 ]
В сентябре I./KG 76 летал по нефтяным объектам в Астрахани и Грозном . К 20 сентября 1942 года в боевом составе имелось 19 из 24 Ju 88. 1. и 2. Staffel были отведены на север для поддержки запланированного штурма Ленинграда ( операция «Нордлихт» ). [ 76 ] 25 сентября сообщалось о потерях в городе. II. Группа могла иметь 39 Ju 88, из которых только 19 находились в исправном состоянии. [ 84 ] Группа также потеряла эскадрильи в результате отмененной Ленинградской операции; они вернулись 6 октября 1942 года. Под командованием Luftflotte 4 он начал операции в Ахтубе 19 октября. с севера Кавказа они атаковали советские суда в порту Туапсе . 3 ноября [ 84 ] И. и II. Группа прекратила операции 15 ноября 1942 года. III группа осуществляла вывод в течение двух недель и окончательно покинула Восточный фронт в начале декабря 1942 года.
Средиземноморские и африканские театры
[ редактировать ]Отряд принимал участие на Средиземноморском, Ближневосточном и африканском театрах военных действий . В ноябре 1942 года I., II. и III./KG 76 были переведены в Афины - Лаон , Греция, а оттуда перебрались на Крит . I группа двинулась на поддержку Африканского корпуса в Северной Африке . Театр значительно изменился, и KG 76 были частью притока авиационных частей, чтобы предотвратить крах Оси в регионе. 23 октября 1942 года 8-я британская армия начала наступление на Эль-Аламейн, прорвав немецко-итальянские линии 4 ноября. Четыре дня спустя англо-американские войска высадились в Алжире и Марокко в рамках операции «Факел» . Силам Оси угрожала гибель в результате крупного удара в клещи.
I группа начала бомбардировки в течение недели, но в командовании произошли две смены. Гауптман Ханнс Хейзе был назначен командиром группы в январе 1942 года, но в октябре 1942 года его сменил майор Рудольф Халленслебен. В январе 1943 года Халленслебена сменил майор Ульрих Рох. Миссии выполнялись против кораблей союзников у Тобрука и Бенгази . Корабли союзников также подвергались нападениям вдоль египетского побережья до Александрии с 23 ноября по 12 декабря 1942 года. [ 14 ] Группа сообщила, что 1 декабря 20 Ju 88 готовы к действию. [ 14 ] Он был переведен из Ираклиона в Катанию , Сицилия . Под командованием майора Рудольфа Халленслебена он сопровождал конвои стран Оси между Италией и Африкой. [ 14 ] Нехватка транспортных самолетов вызвала необходимость использования группы для перевозки топлива в Северную Африку с 6 декабря. Некоторые из его Staffeln проводили противолодочное патрулирование , используя Ju 88 в качестве морских патрульных самолетов . Известно, что операции над Алжиром и/или Тунисом продолжались до 10 декабря. он совершал бомбардировки портов Туниса и Алжира 12 и 30 января . 2 марта он снова бомбил Алжир. Группа бомбила Триполи . Он был выведен из эксплуатации с 12 по 17 марта 1943 года в Ансбах , Германия, для отдыха и ремонта. [ 14 ]
9 декабря он потерял два Ju 88 в результате столкновения во время воздушного боя с 272-й эскадрильей RAF Bristol Beaufighters . [ 91 ] 4 января 1943 г. был ранен еще один летчик. [ 92 ] Еще один Ju 88 был потерян, а пилот еще одного ранен при атаке на аэродром Телепте . ВВС США Перехват самолета Curtiss P-40 Warhawks из 59-й истребительной эскадрильи 33 -й истребительной группы . Ju 88 сумели разбомбить аэродром, повредив два P-40. 15 января поступило сообщение об еще одной потере. [ 93 ] Три дня спустя, 18 января, штабфелькапитан 1-го штаба , Гюнтер Осман и его опытная команда были объявлены пропавшими без вести. [ 94 ] После очередной потери 22 января 2. Штаффель потерял своего командира оберлейтенанта Фрица Келера. [ 95 ] Еще одна потеря была зарегистрирована 8 и 21 февраля. 3 и 5 марта I. Gruppe каждую ночь теряла по одному самолету. Последняя потеря произошла в районе действия ночных истребителей 89-й эскадрильи Королевских ВВС . [ 96 ]
II./KG 76 оставался в эксплуатации до 26 апреля 1943 года. [ 97 ] Он базировался на Крите до 26 декабря 1942 года. [ 97 ] Его база подверглась бомбардировке 23 и 24 декабря. [ 97 ] Группа начала операции над Алжиром и битву за Тунис . Беджая и Бон подверглись бомбардировкам 21 и 23 января. Он атаковал Триполи 14 и 26 февраля. 3 марта его штабы атаковали Алжир. Группа понесла большие потери и к 15 апреля сократилась до пяти экипажей. [ 97 ] Первая известная потеря группы произошла 21 января, когда она потеряла Ju 88 от ночного истребителя 153-й эскадрильи RAF , а еще один был потерян 23 января. 14 февраля группа понесла потери от 89-й эскадрильи. 22 февраля 1943 года группа потеряла своего командира майора Ричарда Мейера, убитого, когда он был сбит младшим лейтенантом США Кокраном из 96-й истребительной эскадрильи . В ходе ночных операций 26/27 февраля группа потеряла еще один истребитель Ju 88–89 эскадрильи Beaufighter. Третий был потерян под Алжиром 3 марта. 31 марта он потерял два Ju 88 — это самая большая ежедневная потеря, понесенная над Африкой. Прежде чем группа была выведена, она понесла еще две потери; последний 28 апреля. [ 98 ]
III./KG 76 начал атаковать корабли союзников в Восточном Средиземноморье, имея в своем составе 15 Ju 88, зарегистрированных 1 декабря. [ 99 ] Он нанес удар по целям к востоку от британских ВВС Кастель-Бенито 19 декабря 1942 года. 18 января 1943 года он был вынужден покинуть свой аэродром в Тимпакионе ( Крит ) в пользу Афин из-за воздушных атак союзников. [ 99 ] До марта он был переоборудован и находился в Винер-Нойштадте. Он перебазировался на Сицилию 19 марта и совершил ночные рейды на Сфакс в Тунисе 27/28 марта. Бомбардировки Эль-Геттара в центре Туниса 1 апреля и Джайдуда - Метовии 7 апреля. 15 и 16 апреля он атаковал Боне и Мальту . Филиппвиль и Триполи стали объектами бомбардировок 20 апреля и 3 мая. 16/17 мая 1943 года группа отошла в Фоджиа в Италии. [ 99 ]
16–17 мая группа принимала участие в налетах на аэродромы союзников на Корсике . На аэродроме Поретта он уничтожил 25 «Спитфайров» . В результате атаки на аэродром Алезан было уничтожено 30 B-25 и повреждено еще 45. [ 99 ] Подразделение было выведено 16 июля 1943 года в Лаон-Атис во Франции. [ 99 ] В ходе этих операций он потерял двух командиров групп — гауптмана Генриха Швейткхардта, пропавшего без вести 9 января 1943 года, и гауптмана Антона Штадлера 29 апреля 1943 года. [ 36 ] Швейткхардт сообщил о неисправности двигателя после боя с 253-й эскадрильей Королевских ВВС в 70 милях к западу от острова Занте в 13:08. Он продолжал вещание до 13:54, пока контакт не прекратился. Он так и не вернулся. [ 100 ] 9 апреля Ju 88 был потерян британским асом Питером Уайкхэмом . Он потерял еще два Ju 88, прикрывавших конвой 19 апреля в 15 милях к северо-западу от Пантелларии . Вероятно, их нападавшими были «Спитфайры» 229-й эскадрильи Королевских ВВС с дальнобойными танками. 12 Ju 88 были потеряны группой над Африкой. [ 101 ]
Итальянский фронт
[ редактировать ]I./KG 76 вернулась в южную Европу в середине мая 1943 года. Группе было приказано атаковать корабли союзников в Средиземном море . Группа была переведена в Фоджи на юге Италии. Он начал операции вдоль побережья Северной Африки с 15 по 20 мая, через несколько дней после капитуляции сил Оси в Северной Африке. 28 мая бомбардировщики союзников атаковали базу и уничтожили один Ju 88. Еще восемь были повреждены. На следующую ночь он совершил набег на порт Бон. 30 мая в результате воздушного налета он потерял еще два Ju 88. На следующий день еще семь Ju 88 были повреждены в результате воздушной атаки в Фодже. Операции продолжились 1 июня рейдами в районе Суса (1 и 10 июня), Джиджелли (8 июня), Бона (14 июня). 24 июня шесть Ju 88 были отправлены на Сардинию с инструкциями атаковать любую высадку союзников. 29 июня Бон снова подвергся бомбардировке с целью сорвать судоходство и собраться для высадки в южной Европе. 1 июля 1943 года сообщалось, что 26 Ju 88 готовы к работе. [ 102 ]
III. Группа также вернулась 16 июля. он переехал в северную Италию недалеко от Милана К 1 июля . В его распоряжении было 32 Ju 88, которые затем были переведены в Гроссето в течение 13–16 июля. Группой командовал гауптман Курт Рейман , который был назначен 18 марта на смену Фольпрехту Фрайхерру фон унд цу Айзенбаху Ридезелю, освобожденному от командования 31 января 1943 года. III группой командовал Альбрехт Вихманн 30 апреля 1943 года. III. Группа прослужила в Италии недолгое время. 16 июля он был перевезен во Францию, в Лаон-Атис. [ 99 ]
Итальянская кампания началась 10 июля 1943 года с вторжения на Сицилию . II./KG 76 начала ночные атаки на Сицилию из-за превосходства союзников в воздухе. Первая атака была проведена 13/14 июля и продолжалась до 15 числа. На следующий день группа бомбила Сиракузы . Затем 18 июля он был развернут на юг, в Фоджи. Он совершил боевые вылеты в гавани Аугусты и в районе Катании (23 и 27 июля), а затем атаковал силы союзников возле Гелы (28 июля). 30 июля Авола подверглась бомбардировке. Во время этого задания группенкоммандер Курт Риман пропал без вести вместе со своей командой. Формально его не сменили до сентября, когда командование принял гауптман Зигфрид Гейслер — Гейслер был последним командиром II./KG 76. [ 103 ]
II./KG 76 продолжал действовать и 7 августа атаковал суда и объекты в Бизерте , Тунис. он бомбил цели в Скордии 11 августа . Его база в Фодже подверглась бомбардировке 16 августа, но к 20 августа у нее было 18 Ju 88 (16 в рабочем состоянии). 17 августа Сицилия пала. KG 76 продолжал атаковать морские и береговые цели. 23 августа он бомбил гавань Палермо , но два дня спустя потерял девять Ju 88 в Фодже в результате воздушной атаки, что вынудило сократить операции. [ 103 ] I./KG 76 также были отправлены в бой. Он совершил набег на Бизерту 6 июля и с первого дня оспаривал высадку союзников на Сицилии: Гела (11 июля), Гербини (14 июля), Сиракузы (17 июля), Бизерта (17 августа). На 20 августа 1943 года в Фодже у него было 20 Ju 88 (11 в рабочем состоянии). Его база подверглась бомбардировке 25 августа и 8 сентября, но потери неизвестны. [ 102 ]
Операция «Лавина» началась 3 сентября 1943 года, и KG 76 был призван для поддержки операций Luftflotte 2. 8 и 9 сентября I группа выполнила задачи по борьбе с судоходством у плацдарма Салерно . Он также выполнял операции над морем недалеко от Неаполя (10 сентября). Он был вынужден покинуть базу в Фодже и уничтожил 14 Ju 88, чтобы предотвратить их захват. Группа переехала в Истр , Франция, завершив свое участие в Италии. Группенкоммандер Ульрих Рох погиб в ходе операции перед отходом: он был убит вместе со своей командой 13 сентября, а его заменил гауптман Ганс Койн. двадцать четыре часа спустя [ 103 ]
II./KG 76 также атаковала плацдарм Салерно 13 и 16 сентября. Потери потребовали временного вывода из строя с 20 по 23 сентября. Группа Сен-Мартен - перевооружилась и остановилась в де-Паллиер , Франция. Он вернулся в Италию в Авиано . Там он атаковал корабли и цели союзников над южной Италией; особенно гавани. 15 октября 1943 года она была переведена в состав Fliegerkorps II. Потери в воздушных боях вынудили группу действовать в основном ночью. Он бомбил гавань Неаполя 23 октября, 5/6 и 26/27 ноября 1943 года. К моменту отхода в Варрелбуш 4 декабря 1943 года в составе группы было 32 Ju 88 A-4. [ 103 ]
Из Вильяорбы ( Базилиано ) I. Gruppe перебралась в Удине . В последующие месяцы он наносил удары по портам: Неаполь и Бари к 15 октября подверглись бомбардировкам . Гавань Неаполя снова подверглась нападению 5 ноября, а гавань Бастии на Корсике подверглась нападению 24 ноября. Гауптман Ганс Койн был убит 30 ноября. Его заменил Гельмут Валь. Вероятно, он подвергся бомбардировке Бари 2/3 декабря и был переброшен по частям из Вильяорбы в Варрельбуш с 4 по 13 декабря 1943 года. Успех над Бари 2/3 декабря 1943 года ознаменовал последнюю крупную победу немецких бомбардировщиков в Италии. I группа была разделена на две части в Габлингене . Операция «Шингл» началась в Анцио 22 января 1944 года, и части были переброшены обратно в Вильяорбу. Раскол сохранялся с 22 января по 5 марта 1944 года. Итальянский контингент в последний раз покинул Италию 6–10 марта и направился в Линц , Австрия, для переоборудования в Junkers Ju 188 и Messerschmitt Me 410 . [ 102 ]
Гейслера II группа действовала из Авиано над Анцио 1 февраля 1944 года. 4 штаба были отправлены в Лезиньян-Корбьер , к юго-востоку от Тулузы, для обучения следопытам . Подразделение присоединилось к 6 штабным подразделениям в Истре на юге Франции, и с марта по июль 1944 года они проводили операции по поиску путей против конвоев. Он отмечал конвой UGS 37 у побережья Алжира для KG 26 11/12 апреля 1944 года. 17 мая 5 штабных бомбардировщиков разбомбили мосты в Венафро , недалеко от Казино , что стало последней зарегистрированной операцией группы в Италии. [ 103 ]
Западный фронт 1944–45.
[ редактировать ]I./KG 76 участвовал в ночных рейдах над Великобританией в ходе операции «Стейнбок» . В составе группы было 33 Ju 88, из которых 31 находился в исправном состоянии по состоянию на 21 января 1944 года. Некоторые из ее подразделений отправились в Средиземное море, чтобы начать операции над Анцио. Часть в Средиземноморье отправилась в Линц , Австрия, чтобы переоборудоваться в Junkers Ju 188 и Messerschmitt Me 410 . Позже, 7 июня, было решено переоборудовать подразделение в Arado Ar 234 . Однако это так и не было осуществлено, и в июле 1944 года I./KG 76 была расформирована.
I./KG 76 Варрелбуш направился в Лаон перед началом наступления на Стейнбок из-за опасности злоумышленников со стороны ночных истребителей Королевских ВВС . 22 января 1944 года район Ватерлоо в Лондоне целью был выбран . Было потеряно 18 бомбардировщиков. KG 76 потерял один Ju 88A-4, принадлежавший 3 Staffel : лейтенант Эрнст Ретфельдт и его экипаж погибли при пересадочном полете. [ 104 ] Три ее самолета в ту ночь не вернулись из второй волны: два упали от зенитной артиллерии: один из 1 Staffel и два из 3 Staffel . [ 105 ] Еще два Staffel Ju 88 были потеряны в ночь с 29 на 30 января, что стало последней из известных потерь KG 76 в неудавшейся операции. [ 106 ]
Kampfgeschwader начал переоборудование на Ar 234 в июне 1944 года . III./KG 76 был первым подразделением, получившим Ar 234, и получил первые два 26 августа. К 1 декабря 1944 года в штате имелась 51 такая машина, что составляло почти четверть всего количества серийных самолетов Ar 234, которые когда-либо были построены. III./KG 76 действовал над Францией и Нидерландами до конца войны. 24 декабря 1944 года он совершил одни из первых в истории вылетов реактивных бомбардировщиков по железнодорожным целям в Намюре , Бельгия. Концентрации войск были атакованы вокруг Льежа и Бастони 26 и 31 декабря соответственно в поддержку немецких войск во время Арденнской битвы . Подразделение также выполняло разведывательные миссии над доками и аэродромами Антверпена 1 января 1945 года во время операции Bodenplatte . 20 января 1945 года Ar 234 нанесли удар по докам Антверпена, а затем снова нанесли удар 24 января 1945 года, что стало последней независимой миссией крыла. были совершены вылеты против железнодорожных объектов в районе Брюсселя , а также атакованы позиции союзников вокруг 8 февраля Эйндховен , 21 февраля. [ 107 ]
Подразделение также атаковало Людендорфский мост в Ремагене с 9 по 13 марта. KG 76 сообщил о больших потерях за этот период. 21 марта их база в Ахмере подверглась бомбардировке. 10 Ar 234 были потеряны и еще 8 повреждены. К 1 апреля 1945 года в составе группы было всего 11 машин, из них семь исправных и 27 летчиков, из которых 16 были готовы к действию. III./KG 76 получил 10 апреля пять Ar 234. [ 108 ]
Согласно записям, на 12 апреля численность составляла 15 самолетов, из них 10 исправных и 31 (18 готовых к действию) пилотов. Группа провела большую часть апреля, атакуя цели на немецкой земле против наступающих войск союзников. 20 апреля 1945 года Ar 234 из III./KG 76 нанесли удар по советским объектам в районе Берлина. 8 Staffel из III./KG 76 совершил Kampfgeschwader 3 мая 1945 года. последний боевой вылет [ 108 ] II./KG 76 также участвовал в последних боях войны. Подразделение не было полностью переоборудовано на Ar 234 и все еще летало на He 111. Смешанная группа этих самолетов нанесла удар по советским войскам в районе Кюстрина . Большая часть подразделения была переброшена для противостояния западным союзникам в Западной Германии. В число целей входили сортировочные станции, мосты аэродромов и сухопутные войска. Базировавшийся в Хесепе аэродром подвергся нападению 21 марта, в результате чего 11 человек погибли и 10 получили ранения. II./KG 76 продолжал сопротивляться наступлению британской бронетехники до 15 апреля. Когда осталось всего 18 пилотов, группа передала оставшиеся самолеты III./KG 76, а весь оставшийся персонал присоединился к Geschwaderstab не выполняла дальнейших вылетов группа /KG 76. После этой даты . Группа . сдалась личному составу Королевских ВВС на аэродроме Шлезвиг 8 мая 1945 года [ 12 ]
Командиры
[ редактировать ]- Полковник Стефан Фрелих , 17 ноября 1939 г. - 26 февраля 1941 г.
- Оберст Эрнст Борман , 26 февраля 1941 г. - 7 января 1943 г.
- Оберст-лейтенант Рудольф Халленслебен , январь 1943 г. - 31 мая 1944 г.
- Оберст Вальтер Сторп , 1 июня 1944 г. - 30 сентября 1944 г.
- Оберст-лейтенант Роберт Ковалевски, ноябрь 1944 г. - 8 мая 1945 г. [ 109 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хутон 2007a , с. 30.
- ^ Хутон 2007a , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Хутон 1994 , с. 166.
- ^ Хутон 2007a , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 169–170.
- ^ Хутон 1994 , с. 162–163, 170–172.
- ^ Хутон 2007a , с. 74.
- ^ Хутон 1994 , с. 172.
- ^ Хутон 2007a , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 235.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 231.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 228.
- ^ Хутон 2007a , с. 86.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 225, 228.
- ^ Хутон 1994 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 183.
- ^ Хутон 2007a , с. 88.
- ^ Хутон 1994 , с. 187.
- ^ Хутон 1994 , с. 192.
- ^ Хутон 2007a , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 236.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 225, 228, 232, 235, 236.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 34.
- ^ Джексон 1974 , с. 111.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 221.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 254.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 232, 236.
- ^ Хутон 2007b , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 233.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 245.
- ^ Хутон 1997 , с. 33.
- ^ Сондерс 2010 , стр. 198–200.
- ^ Jump up to: а б де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 245.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 228–229.
- ^ Мейсон 1969 , с. 231.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 235–236.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 241–242.
- ^ Jump up to: а б с д Прайс 2010 , с. 62–63.
- ^ Прайс 2010 , с. 65.
- ^ Мейсон 1969 , с. 238.
- ^ Прайс 2010 , с. 82.
- ^ Госс 2005 , с. 82.
- ^ Коллиер 1980 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Паркер 2001 , с. 227.
- ^ Бунгей 2000 , с. 2272.
- ^ Мейсон 1969 , с. 294.
- ^ Мейсон 1969 , с. 299.
- ^ Мейсон 1969 , с. 303.
- ^ Мейсон 1969 , с. 328.
- ^ Мейсон 1969 , с. 331.
- ^ Мейсон 1969 , с. 357.
- ^ Мейсон 1969 , с. 368.
- ^ Госс 2000 , с. 152.
- ^ Хутон 1997 , с. 27.
- ^ Прайс 1990 , стр. 26–28.
- ^ Мейсон 1969 , с. 394–395.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 228–229.
- ^ Хутон 1997 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 228–229, 232–233, 236.
- ^ Уэйкфилд 1999 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007а , стр. 22.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007а , стр. 33.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007а , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2007а , стр. 35.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 229.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 59.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 94.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 2229.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 229, 233.
- ^ Jump up to: а б с де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б с д и де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 230.
- ^ Хейворд 1998 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007b , стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007b , стр. 41.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007b , стр. 46.
- ^ Хейворд 1998 , с. 141.
- ^ Брукс 2003 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 235–236.
- ^ Jump up to: а б с де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 233–234.
- ^ Хейворд 1998 , с. 187.
- ^ Бергстрем 2007b , с. 72.
- ^ Хейворд 1998 , с. 144.
- ^ Бергстрем 2007b , с. 55.
- ^ Бергстрем 2007b , с. 60.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 82.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , с. 97.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , с. 135.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , стр. 147, 154.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , с. 160.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , стр. 170, 183.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , стр. 199, 214, 235, 237.
- ^ Jump up to: а б с д де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 234.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , стр. 167, 172, 205, 216, 225, 235, 278, 314, 356.
- ^ Jump up to: а б с д и ж де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 242.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , с. 141.
- ^ Шорс, Ринг и Хесс 1975 , стр. 108, 141, 272, 281, 298, 301, 313, 314, 325, 327, 362, 382.
- ^ Jump up to: а б с де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: а б с д и де Зенг, Стэнки и Крик, 2008 , стр. 234–235.
- ^ Маккей и Парри, 2011 , стр. 68–71.
- ^ Маккей и Парри, 2011 , стр. 87–90.
- ^ Маккей и Парри 2011 , с. 108.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 235, 244, 248.
- ^ Jump up to: а б де Зенг, Stankey & Creek 2008 , с. 244.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 228.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2007a). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Бергстрем, Кристер (2007b). Сталинград — Воздушный бой: ноябрь 1942 г. — февраль 1943 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-276-4 .
- Бергстрем, Кристер (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Ауром Пресс. ISBN 978-1-85410-801-2 .
- Брукс, Эндрю (2003). Воздушная война над Россией . Лондон: издательство Ian Allan Publishing Press. ISBN 0-7110-2890-7 .
- Кольер, Ричард (1980). День Орла: Битва за Британию, 6 августа – 15 сентября 1940 г. Дж. М. Дент. ISBN 978-0-460-04370-0 .
- Калл, Брайан; Ландер, Брюс; Вайс, Генрих (1999). Двенадцать дней мая . Лондон: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-90230-412-0 .
- де Зенг, Генри; Стэнки, Дуглас; Крик, Эдди (2008). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933-1945 гг.; Справочный источник, том 2 . Суррей: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-903223-87-1 .
- де Зенг, Генри; Стэнки, Дуглас; Крик, Эдди (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933-1945 гг.; Справочный источник, том 1 . Суррей: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Госс, Крис (2000). Битва за Британию бомбардировщиков Люфтваффе . Креси, Манчестер: Уилмслоу. ISBN 978-0-947554-82-8 .
- Госс, Крис (2005). Дорнье 17: В фокусе . Суррей: Красный коршун. ISBN 0-9546201-4-3 .
- Хейворд, Джоэл (1998). Остановка в Сталинграде : Люфтваффе и поражение Гитлера на Востоке, 1942-1943 гг . Университет Канзаса : Лоуренс. ISBN 978-0-7006-1146-1 .
- Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-86019-964-6 .
- Хутон, Эдвард (2007a). Люфтваффе на войне; Надвигается буря, 1933 – 1939 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-71-0 .
- Хутон, Эдвард (2007b). Наша армия на войне; Блицкриг на Западе 1939 г. Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Хутон, Эдвард (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1854093436 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939–1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Маккей, Рон; Парри, Саймон (2011). Последний блиц: операция «Штайнбок», операции Люфтваффе над Великобританией с января по июнь 1944 года . Лондон: Красный коршун. ISBN 978-0-9554735-8-6 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон, Великобритания: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Паркер, Мэтью (2001). Битва за Британию, июль — октябрь 1940 года . Лондон: Заголовок. ISBN 978-0-7472-3452-4 .
- Прайс, Альфред (1990). День битвы за Британию: 15 сентября 1940 г. Лондон: книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-375-7 .
- Прайс, Альфред (2010). Самый тяжелый день: Битва за Британию: 18 августа 1940 года . Лондон: Издательство Haynes. ISBN 978-1-84425-820-8 .
- Сондерс, Энди (2010). Конвой Пивит: 8 августа 1940 года: первый день битвы за Британию? . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-9065-0267-6 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Кольцо, Ганс; Хесс, Уильям Н. (1975). Истребители над Тунисом . Лондон, Великобритания: Невилл Спирман. ISBN 978-0-85435-210-4 .
- Уэйкфилд, Кен (1999). Следопыты: Операции следопытов ВВС над Британией . Издательство Tempus: Медиа-группа НПИ. ISBN 978-0-75241-692-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер; Михайлов, Андрей (2000). Черный Крест / Красная Звезда Воздушная война на Восточном фронте, Том I, Операция Барбаросса, 1941 год . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN 978-0-935553-48-2 .
- Бергстрем, Кристер; Михайлов, Андрей (2000). Черный Крест / Красная Звезда Воздушная война на Восточном фронте, Том I, Операция Барбаросса, 1941 год . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN 978-0-935553-48-2 .
- Фрэнкс, Норман (2006). Воздушный бой за Дюнкерк: 26 мая — 3 июня 1940 г. Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-9049-4343-3 .
- Госс, Крис (2010). Блиц Люфтваффе: внутренняя история, ноябрь 1940 г. — май 1941 г. Манчестер: Креси. ISBN 978-0-85979-148-9 .
- Хейворд, Джоэл (1997). Использование немецкой авиации под Харьковом, май 1942 года . История авиации, том 44, номер 2. ISBN 978-0-7006-1146-1 .
- Триветт, Хью (2010). Действующий Спитфайр . Лондон: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-5720-8 .