Греческий линкор «Килкис»
![]() Миссисипи , еще находясь на службе в ВМС США.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Миссисипи |
Тезка | Миссисипи |
Строитель | Уильям Крэмп и сыновья , Филадельфия |
Заложен | 12 мая 1904 г. |
Запущен | 30 сентября 1905 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 февраля 1908 г. |
Выведен из эксплуатации | 10 июля 1914 г. |
Идентификация | Бортовой номер : ББ-23. |
Судьба | Продан Греции , 8 июля 1914 г. |
![]() | |
Имя | Килкис |
Тезка | Битва при Килкис-Лаханасе |
Приобретенный | 21 июля 1914 г. |
Судьба | Потоплен 23 апреля 1941 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Миссисипи класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 382 футов (116,4 м) |
Луч | 77 футов (23,5 м) |
Черновик | 24 фута 8 дюймов (7,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) |
Экипаж | 744 |
Вооружение |
|
Броня |
|
USS Mississippi (BB-23) — головной корабль класса «Миссисипи», построенный ВМС США в 1904–1908 годах. Этот класс был построен по конструкции меньшего размера, чем другие американские линкоры, в результате ограничения водоизмещения, введенного Конгрессом в рамках усилий по ограничению затрат. Корабли были вооружены главной батареей , стандартом для линкоров до дредноутов из четырех 12-дюймовых (305-мм) линкоров того времени , но для обеспечения этого тяжелого основного вооружения были необходимы значительные компромиссы в скорости, вторичных батареях и броневой защите. удерживать судно в пределах предписанного предела водоизмещения.
Миссисипи служил в составе Атлантического флота с 1909 по 1912 год, который состоял в основном из обычных учебных операций. В 1910 году он и другие корабли флота посетили Европу, а в 1912 году перевезли морских пехотинцев на Кубу во время гражданских волнений в стране. Слишком медленный, чтобы эффективно работать с флотом, он был переведен в резерв в 1912 году. Миссисипи был возобновлен в январе 1914 года для использования в качестве корабля авиационной поддержки, приписанного к военно-морской авиабазе Пенсакола , и он поддерживал летающие лодки во время оккупации Веракруса , Мексика. в апреле 1914 года. К этому времени военно-морской флот был готов избавиться от корабля, а Греция, вступившая в гонку морских вооружений с Османской империей , стремилась как можно быстрее приобрести военные корабли.
Греция купила Миссисипи в июле 1914 года и переименовала ее в Килкис ( греч . Θ/Κ Κιλκίς ); после этого она стала флагманом греческого флота. Он не участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны , поскольку греческое правительство оставалось нейтральным до 1917 года, а после вступления в войну он служил только кораблем защиты гавани. Она участвовала в службе во время интервенции союзников в гражданскую войну в России и греко-турецкую войну 1919–1922 годов, поддерживая высадку десанта в Турции и прикрывая окончательный вывод греческих войск в сентябре 1922 года. Килкис , все еще страдавшая от низкой скорости, была выведена из флагманский корабль в 1930 году, выведен в резерв в 1932 году и использовался как учебный корабль до начала Второй мировой войны , после чего использовался в качестве плавучей батареи . Во время немецкого вторжения в Грецию 23 апреля он был атакован и потоплен немецкими Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками на военно-морской базе Саламис вместе со своим однотипным кораблем «Лемнос» . В конечном итоге оба корабля были подняты в 1950-х годах и разобраны на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
Два «Миссисипи» линкора типа были заказаны в соответствии с условиями военно-морских ассигнований 1903 года, которые предусматривали максимальное проектное водоизмещение 13 000 длинных тонн (13 209 т ). Ограничение было предпринято старшими военно-морскими офицерами, в том числе адмиралом Джорджем Дьюи и капитаном Альфредом Тайером Маханом , которые считали, что силы из меньших, но более многочисленных линкоров до дредноута лучше соответствовали бы потребностям военно-морского флота. Некоторые элементы в Конгрессе также выступили против постоянно увеличивающегося размера и, что более важно, стоимости каждого нового проекта линкора. [ 1 ] Ограниченное водоизмещение привело к уменьшению водоизмещения на 3000 длинных тонн (3048 т) по сравнению с предыдущим «Коннектикут» классом , что потребовало значительных компромиссов в скорости, вооружении и броне, что сделало их плохими конструкциями, неспособными служить в составе основного флота, и привело к их быстрому выходу из строя. утилизация. [ 2 ]
Миссисипи составляла 382 фута (116 м) Общая длина , ширина - 77 футов (23 м), а осадка - 24 фута 8 дюймов (7,52 м). Его водоизмещение составляло 13 000 длинных тонн по проекту и до 14 465 длинных тонн (14 697 т) при полной нагрузке . Корабль был оснащен двухвальными вертикальными паровыми двигателями тройного расширения, при этом пар вырабатывался восемью угольными Babcock & Wilcox котлами , которые были подведены к двум трубам . Двигатели были рассчитаны на мощность 10 000 лошадиных сил (7500 кВт ) при максимальной скорости 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). Решетчатые мачты были установлены в 1909 году. Экипаж состоял из 744 офицеров и рядовых. [ 3 ]
Корабль был вооружен главной батареей из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий L/45 в двух спаренных башнях, по одной на каждом конце надстройки . Восемь 8-дюймовых (203-мм) орудий L/45 были установлены в четырех спаренных башнях, две — на другой стороне корабля в миделе . Психологическая батарея была дополнена восемью 7-дюймовыми (178-мм) орудиями L/45, установленными индивидуально в казематах по длине корпуса, что на два меньше, чем у класса «Коннектикут» . Защита ближнего боя от торпедных катеров защищалась батареей из двенадцати 3-дюймовых (76-мм) орудий L/50 (по сравнению с двадцатью на борту « Коннектикута »), шести 3-фунтовых орудий и двух 1-фунтовых орудий. Система вооружения корабля дополнялась двумя торпедными аппаратами диаметром 21 дюйм (533 мм), погруженными в его корпус. [ 3 ] [ 4 ]
корабля Главный броневой пояс имел толщину от 7 до 9 дюймов (от 178 до 229 мм) и уменьшался до 4–7 дюймов (от 100 до 180 мм) на обоих концах. Это составило уменьшение на два дюйма по сравнению с Коннектикутом . Орудийные башни главного калибра имели грани толщиной 12 дюймов (305 мм), установленные на барбетах толщиной 10 дюймов (250 мм) . Ее ПМК была защищена бортовой броней толщиной 7 дюймов (180 мм). Носовая боевая рубка имела 9 толстых бортов. [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Карьера в США
[ редактировать ]Строительство – 1910 г.
[ редактировать ]Заложенный на верфи William Cramp & Sons в Филадельфии 12 мая 1904 года, корабль был спущен на воду 30 сентября 1905 года и вошел в состав ВМС США 1 января 1908 года как USS Mississippi . [ 3 ] Корабль покинул Филадельфию 15 февраля, чтобы приступить к ходовым испытаниям , которые продолжались с 24 февраля по 9 марта. он отправился на военно-морскую верфь Филадельфии для окончательной достройки 15 марта , а 1 июля приступил к дальнейшим испытаниям. В течение следующих месяцев она посетила многочисленные порты на восточном побережье Соединенных Штатов, а затем 10 сентября вернулась в Филадельфию для ремонта, который длился до 1909 года. [ 5 ]
16 января 1909 года Миссисипи покинула Филадельфию и направилась в Ки-Уэст , Флорида, через Хэмптон-Роудс . Там она встретила линкор «Мэн» , и 25 января два корабля проследовали на юг, в Гавану , Куба, где они представляли Соединенные Штаты на церемонии инаугурации президента Хосе Мигеля Гомеса . 28 января он отправился в залив Гуантанамо и после этого курсировал по этому району до 10 февраля, когда его направили в Третью дивизию Атлантического флота . Она встретила возвращающийся Великий Белый Флот у Хэмптон-Роудс и присутствовала на военно-морском смотре в гавани 22 февраля. Миссисипи вернулась в залив Гуантанамо 8 марта для прохождения там артиллерийских тренировок в апреле. Оттуда она пересекла Карибское море и направилась вверх по реке Миссисипи на север до Натчеза, штат Миссисипи . Затем она вернулась на восточное побережье США, остановившись в Филадельфии в июне, а затем в Истпорте, штат Мэн, на праздновании Дня независимости 4 июля. В течение сентября последовали дальнейшие артиллерийские учения в заливе Кейп-Код , а также маневры с Атлантическим флотом и различные посещения портов. Эти операции завершились Празднование Гудзона-Фултона в сентябре и октябре. После периодического технического обслуживания в Филадельфии в октябре она посетила Новый Орлеан и другие порты в этом районе, прежде чем вернуться для дальнейшего ремонта в Филадельфию. [ 5 ]
«Миссисипи» двинулся в путь 5 января 1910 года и снова направился на Кубу, где присоединился к другим частям Атлантического флота для тренировок с 12 января по 24 марта. Затем она направилась в Хэмптон-Роудс, прибыв туда 4 апреля и с тех пор до 28 апреля принимая участие в стрельбе. В Филадельфии последовал новый ремонт, который продлился до 16 июля. Затем в конце июля она провела торпедную подготовку в штате Мэн, прежде чем отправить контингент военно-морского ополчения Род-Айленда для морской подготовки, которая включала дальнейшие торпедные учения. В августе она направилась на юг, в Хэмптон-Роудс, для дополнительных тренировок по стрельбе и боевых тренировок с флотом до сентября. Еще одно пребывание на верфи Филадельфии последовало с 5 октября по 1 ноября, после чего она и остальная часть Третьей дивизии пересекли Атлантику, чтобы посетить Европу, включая остановки в Грейвсенде , Великобритания, и Бресте, Франция . На обратном пути в кубинские воды корабли провели учебную боевую подготовку. [ 5 ]
1911–1914
[ редактировать ]
13 января 1911 года «Миссисипи» прибыла в залив Гуантанамо и провела следующие два месяца, проводя различные маневры с Атлантическим флотом. Она покинула этот район 13 марта и через четыре дня прибыла в Хэмптон-Роудс. Дальнейшее обучение последовало в течение следующего месяца, после чего она вернулась в Филадельфию для периодического технического обслуживания, которое длилось с 12 апреля по 1 мая. После этого она совершила круиз по восточному побережью США в компании с другими кораблями дивизии и в Мексиканский залив , проследовав до Галвестона, штат Техас . Миссисипи отправила группу Нью-Йоркского военно-морского ополчения в тренировочный поход, который длился с 13 по 22 июля, а в августе приняла участие в маневрах с торпедными катерами у берегов Массачусетса. Она вернулась на Хэмптон-Роудс 24 августа, чтобы встретиться с остальным флотом для тренировок по стрельбе. Она участвовала в военно-морском смотре президента Уильяма Ховарда Тафта на Северной реке 1 ноября. [ 5 ]
Затем корабль вернулся на Хэмптон-Роудс для тренировок со Второй эскадрильей, а затем остановился в Ньюпорт-Ньюсе , штат Вирджиния, 24 ноября. Еще один период ремонтных работ в Филадельфии последовал с 8 декабря по 16 марта 1912 года, когда он отправился воссоединяться с флотом у Хэмптон-Роудс. Он принимал участие в различных учениях до 22 апреля, когда был отделен от флота для крейсерских испытаний у Провинстауна, штат Массачусетс . Ее эскадрилья присоединилась к ней 15 мая для участия в учениях, которые начались пять дней спустя. 26 мая «Миссисипи» , семь других линкоров и броненосный крейсер «Вашингтон » погрузили на борт отряд морской пехоты 2- го полка морской пехоты и переправили его на Кубу, где они помогли кубинскому правительству в подавлении негритянского восстания . Флот прибыл 19 июня, высадил морскую пехоту и затем оставался в заливе Гуантанамо до тех пор, пока условия в стране не улучшились, что позволило флоту отправиться на обучение. Маневры флота и дивизии начались 10 июля у берегов о. Род-Айленд и Коннектикут , а 1 августа Миссисипи отправилась в Филадельфию, где была помещена в резерв. [ 5 ]

Он оставался в Атлантическом резервном флоте до 30 декабря 1913 года, когда его отправили в Пенсаколу, Флорида, для использования в качестве корабля поддержки при создании военно-морской авиабазы Пенсакола . Она взяла на себя группу из девяти офицеров и двадцати трех рядовых, а также самолеты и другое оборудование. Она прибыла туда 20 января 1914 года, где мужчины приступили к созданию базы. В апреле Миссисипи получила приказ перевезти отряд из 500 человек из 2-го полка морской пехоты, который к тому времени перебазировался в Пенсаколу, в Тампико , Мексика, после дела Тампико , в ходе которого произошла небольшая конфронтация между мексиканскими солдатами и моряками ВМС США. На борту также находилась пара гидросамолетов и вспомогательное оборудование. Корабль отправился в Веракрус , Мексика, 21 апреля и прибыл туда через четыре дня. [ 5 ] 25 апреля самолет Curtiss Model F, который она несла, совершил первый боевой полет военно-морского самолета, совершив 28-минутный разведывательный полет над портом. [ 6 ] На следующий день она перебросила на берег оба гидросамолета вместе с наземным персоналом и другим оборудованием. Самолет действовал под командованием Патрика Н.Л. Беллинджера в этом районе в течение полутора месяцев во время оккупации Веракруса в окружающем море , проводя разведку и поиск морских мин при поддержке людей из Миссисипи . В конце мая корабль отправился в Пенсаколу, где оставался до 28 июня, а затем направился на север, в сторону Хэмптон-Роудс. [ 5 ]
Греция вступила в гонку военно-морских вооружений с Османской империей в начале 1910-х годов; В 1910 году османы приобрели пару немецких дредноутов (переименованных в «Барбарос Хайреддин» и «Тургут Рейс» ) и заказали линкоры-дредноуты у Великобритании в 1911 и 1914 годах. Королевский военно-морской флот Греции заказал дредноут «Саламин» у Германии в 1913 году и дредноут «Басилеус Константинос» у Германии. Франция в ответ. В качестве временной меры греки приобрели Миссисипи и Айдахо у ВМС США. [ 7 ] Правительство Греции купило корабли через посредника, судостроителя Фреда Гаунтлетта , который приобрел их 8 июля и передал Греции. Двумя днями позже «Миссисипи» и «Айдахо» были доставлены в Ньюпорт-Ньюс, выведены из эксплуатации и 21 июля переданы ВМС Греции. [ 5 ] Переименованные в Килкис и Лемнос соответственно, они быстро покинули Соединенные Штаты после своего перевода из-за роста напряженности в Европе после убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в предыдущем месяце. [ 8 ] После прибытия в Грецию «Килкис» стал флагманом греческого флота. [ 9 ]
Греческая карьера
[ редактировать ]
С началом Первой мировой войны в июле 1914 года прогерманский монарх Греции Константин I решил оставаться нейтральным, поэтому корабли не участвовали в боевых действиях. В 1915 году державы Антанты высадили войска в Салониках , что стало источником напряженности между Францией и Грецией. В конце концов, 19 октября 1916 года французы захватили греческий флот (см. Ноемвриана и национальный раскол ). [ 10 ] Килкис была сокращена до минимального экипажа, и ей удалили затворы ее орудий, чтобы сделать их неработоспособными. Также были изъяты все боеприпасы и торпеды. [ 11 ] В конце концов, правительство, поддерживающее Антанту, сменило Константина и объявило войну Центральным державам. Килкис , однако, не принимал активной службы у новых союзников Греции. [ 10 ] и вместо этого до конца войны использовался исключительно для защиты гавани. [ 12 ]
После окончания Первой мировой войны Килкис участвовал в интервенции союзников в гражданскую войну в России на Черном море . Поддерживая французские и британские войска, защищавшие Севастополь в апреле 1919 года, Килкис наблюдал мятежи на нескольких французских линкорах. манекен Ее команда насмехалась над французскими мятежниками, повесив на рее . [ 13 ] Затем Килкис вернулся в Грецию. Во время последующей греко-турецкой войны Килкис участвовал в поддержке десантов с целью захвата территории Османской империи. [ 10 ] 15 мая 1919 года он и пара эсминцев сопровождали конвой из шести транспортов с войсками, предпринявшими оккупацию и ее Смирны окрестностей. [ 14 ] Килкис нес контр-адмирала Калулидеса, который впоследствии занимал пост военного губернатора города. [ 15 ] Османский флот был интернирован союзниками после окончания Первой мировой войны и поэтому не оказывал сопротивления деятельности Королевского флота Греции. [ 10 ]
В марте 1920 года Килкис находился в Константинополе в составе флота союзников, состоявшего в основном из британских военных кораблей. Экипажи кораблей отрабатывали десантные операции для поддержки оккупировавшего город гарнизона, но на берег сошли только экипажи британских кораблей. [ 16 ] Килкис покинул театр, чтобы представлять Грецию во время смотра флота в Спитхеде в честь короля Георга V , 3 июня 1920 года. дня рождения [ 9 ] В июле Килкис и пара эсминцев сопровождали в Пандерму конвой с 7000 пехотинцев, 1000 артиллеристов и 4000 мулов . [ 17 ] Среди греческих военных кораблей, которые поддерживали высадку в Килкисе, были броненосный крейсер «Георгиос Авероф» , эсминцы «Аетос» , «Леон» и «Иеракс» , а также госпитальный корабль . [ 18 ] Высадка также произошла в Эрегли на другом берегу Мраморного моря . 19 июля Килкис отправился с несколькими транспортными кораблями и британским авианосцем HMS Ark Royal , который обеспечивал воздушную разведку греческих войск. [ 19 ] Операции завершились в сентябре 1922 года, когда греческая армия была вынуждена эвакуироваться морем вместе со значительным количеством мирных жителей из Малой Азии. Всего за время эвакуации флот перевез 250 000 солдат и мирных жителей. [ 10 ] Килкис и Лемнос покинули Смирну вечером 8 сентября. [ 20 ]

«Килкис» проходил ремонт и модернизацию в 1926–1928 гг., но уже устарел из-за низкой скорости и низкого надводного борта. [ 21 ] Во время ремонта на корабле были заменены трубы котлов. [ 22 ] 29 ноября 1929 года ВМС Греции объявили, что «Килкис» будет выведен из эксплуатации и разобран на металлолом. Следовательно, в 1930 году Георгиос Авероф сменил ее на посту флагмана флота. Тем не менее «Килкис» оставался на вооружении флота до 1932 года. [ 23 ] Затем корабль был выведен из состава действующего флота и использовался в качестве учебного корабля . [ 22 ] греческого Неудачное восстание флота в марте 1935 года привело к возобновлению деятельности Килкиса в ответ на захват Георгиоса Аверофа , захваченного революционерами. После подавления восстания «Килкис» использовался как учебный корабль для зенитчиков. [ 24 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]28 октября 1940 года Италия вторглась в Грецию, начав греко-итальянскую войну в рамках Бенито Муссолини итальянского диктатора экспансионистских амбиций . Греческая армия быстро разгромила итальянцев и оттеснила их обратно в Албанию . Менее чем через две недели итальянский флот был сильно поврежден во время британского рейда на Таранто , что значительно уменьшило угрозу, которую итальянская Regia Marina представляла для греческого флота. [ 25 ] С начала конфликта «Килкис» использовался в качестве плавучей батареи, базировавшейся в Саламине . [ 22 ] Запасные орудия из Килкиса и Лемноса использовались в качестве береговых батарей по всей Греции. [ 26 ]
6 апреля 1941 года немецкий Вермахт вторгся в Грецию, чтобы поддержать своего итальянского союзника в зашедшем в тупик конфликте. Британские планировщики предлагали использовать корабль для блокирования Коринфского канала , затопив его у южного входа в канал, но греки отказались, предпочитая использовать корабль в качестве казармы, если им придется отступить из Саламина. [ 27 ] Корабль был атакован на военно-морской базе Саламис Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками 23 апреля 1941 года во время немецкого вторжения. [ 22 ] Килкис попыталась тронуться с места, чтобы уклониться от атак, но в нее попало несколько бомб, и она затонула в гавани. [ 24 ] Ее затонувший корабль был снят с мели и разобран на металлолом в 1950-х годах. [ 28 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Лаутеншлегер , стр. 49–51.
- ^ Фридман , стр. 45–47.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Фридман , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час ДАНФС .
- ^ Хиллз, Уоринг (25 апреля 2011 г.). «Первый боевой вылет 1914 года» . Новости и события Патриотс-Пойнт . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Сондхаус , стр. 24–25.
- ^ Паррамор и др. , с. 292.
- ^ Jump up to: а б Лаутеншлегер , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и Мах , с. 383.
- ^ Фотакис , с. 131.
- ^ Палоци-Хорват , с. 80.
- ^ Халперн , с. 45.
- ^ Добкин , с. 65.
- ^ Халперн , с. 69.
- ^ Халперн , стр. 174–175.
- ^ Халперн , с. 244.
- ^ Халперн , с. 269.
- ^ Халперн , стр. 271–272.
- ^ Халперн , с. 379.
- ^ Пайзис-Параделлис , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Мах , с. 384.
- ^ Лаутеншлегер , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Лаутеншлегер , с. 65.
- ^ Алексиадес , стр. 19–20.
- ^ Кауфманн и Юрга , с. 312.
- ^ Алексиадес , с. 29.
- ^ Это , с. 89.
Ссылки
[ редактировать ]- Алексиадес, Платон (2015). Цель Коринфский канал: 1940–1944 гг . Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-2756-1 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Соединенные Штаты Америки". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 114–169. ISBN 978-0-8317-0302-8 .
- Добкин, Марджори Хаспиан (1998). Смирна 1922: Разрушение города . Нью-Йорк: Ньюмарк Пресс. ISBN 978-0-9667451-0-8 .
- Фотакис, Зисис (2005). Греческая военно-морская стратегия и политика, 1910–1919 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-35014-3 .
- Фридман, Норман (1985). Линкоры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-715-9 .
- Халперн, Пол, изд. (2011). Средиземноморский флот, 1919–1929 гг . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 158. Фарнхэм: Эшгейт для Общества звукозаписи ВМФ. ISBN 978-1-4094-2756-8 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- Кауфманн, Дж. Э.; Юрга, Роберт М. (2002). Крепость Европа: Европейские укрепления Второй мировой войны . Кембридж: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81174-6 .
- Лаутеншлегер, Карл (1973). «Военный корабль США Миссисипи (BB-23) Греческий Килкис» . Профиль военного корабля 39 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 49–72. OCLC 33084563 .
- Мах, Анджей В. (1985). "Греция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 382–386. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- «Миссисипи II (Линкор № 23)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . 10 августа 2015 года . Проверено 9 апреля 2019 г.
- Пайзис-Параделлис, К. (2002). Греческие военные корабли 1829–2001 (3-е изд.). Афины: Общество изучения греческой истории. ISBN 978-960-8172-14-2 .
- Палоци-Хорват, Джордж (1996). От монитора к ракетному катеру: Корабли береговой обороны и береговая оборона с 1860 года . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-650-7 .
- Паррамор, Томас К.; Стюарт, Питер С.; Боггер, Томми (2000). Норфолк: Первые четыре века . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. ISBN 978-0-8139-1988-1 .
- Сондхаус, Лоуренс (2014). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03690-1 .
- Линкоры класса Миссисипи ВМС Греции
- Корабли, построенные William Cramp & Sons
- Тендеры на гидросамолеты ВМС США
- корабли 1905 года
- Линкоры Греции Первой мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Эгейском море
- Линкоры, потопленные авиацией
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Морские инциденты в апреле 1941 г.