Коннектикут Линкор класса
![]() Военный корабль США Коннектикут (BB-18)
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Коннектикут Линкор класса |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Вирджиния класс |
Преемник | Миссисипи класс |
Построен | 1903–1908 |
В комиссии | 1906–1923 |
Завершенный | 6 |
Ушедший на пенсию | 6 |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 456 футов 4 дюйма (139,09 м) |
Луч | 76 футов 10 дюймов (23,42 м) |
Черновик | 24 фута 6 дюймов (7,47 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (21 миль в час; 33 км / ч) |
Дополнить | 827 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Коннектикут» « линкоров до дредноута был предпоследним классом , построенным для ВМС США . В состав класса входило шесть кораблей: «Коннектикут» , «Луизиана» , «Вермонт» , «Канзас» , «Миннесота » и «Нью-Гемпшир» , построенных в период с 1903 по 1908 год. Корабли имели на вооружении смешанную наступательную батарею из 12-дюймовых (305-мм), 8-дюймовых ( 203-мм) и 7-дюймовые (178-мм) орудия. Эта схема устарела с появлением крупнокалиберных линкоров, таких как британский HMS Dreadnought , строительство которого было завершено до того, как большая часть Коннектикута вступила в строй.
Тем не менее, корабли вели активную карьеру. Первые пять кораблей приняли участие в походе Великого Белого флота в 1907–1909 годах — «Нью-Гэмпшир» в строй не вступил. С 1909 года они служили «рабочими лошадками» Атлантического флота США , проводя учения и демонстрируя флаг в Европе и Центральной Америке. Когда в 1910-х годах в нескольких странах Центральной Америки вспыхнули волнения, корабли стали участвовать в полицейских акциях в регионе. Самым значительным было американское вмешательство в Мексиканскую революцию во время оккупации Веракруса в апреле 1914 года.
Во время участия Америки в Первой мировой войне корабли класса «Коннектикут» использовались для подготовки моряков для расширяющегося военного флота. В конце 1918 года они начали сопровождать конвои в Европу, а в сентябре того же года Миннесота была сильно повреждена миной, заложенной немецкой подводной лодкой SM U-117 . После войны они использовались для доставки американских солдат из Франции, а затем в качестве учебных кораблей . 1922 года Вашингтонский военно-морской договор , который предписывал значительные сокращения военно-морских вооружений, оборвал карьеру кораблей. В течение двух лет все шесть кораблей были проданы на металлолом .
Дизайн
[ редактировать ]Победа Соединенных Штатов в испано-американской войне в 1898 году оказала огромное влияние на конструкцию линкоров, поскольку был решен вопрос о роли флота, а именно, следует ли ему сосредоточить внимание на береговой обороне или операциях в открытом море. Способность флота вести наступательные операции за рубежом показала необходимость наличия мощного флота линкоров. В результате Конгресс США был готов разрешить использование гораздо более крупных кораблей. [ 1 ] Проектные работы над тем, что впоследствии стало классом «Коннектикут» , начались в 1901 году. 6 марта министр военно-морского флота запрос на проект нового линкора представил Совету по строительству . Среди рассмотренных вопросов был состав и размещение аккумуляторной батареи. В предыдущей конструкции, «Вирджиния» классе , некоторые из вспомогательных орудий размещались в фиксированных башнях над башнями главной батареи в целях экономии веса. Правлению такая договоренность не понравилась, поскольку некоторые члены утверждали, что из казематов можно стрелять быстрее. Кроме того, на « Вирджинии » была установлена смешанная ПМК из 6-дюймовых (152-мм) и 8-дюймовых (203-мм) орудий; Управление боеприпасов (BuOrd) недавно представило скорострельную 7-дюймовую (178-мм) пушку, которая была мощнее 6-дюймовой и стреляла быстрее, чем 8-дюймовая. [ 2 ]

Первоначальный вариант конструкции Коннектикута , предложенный БуОрдом, предусматривал наличие вторичной батареи из двадцати четырех 7-дюймовых орудий и такого же количества 3-дюймовых (76-мм) орудий для защиты от торпедных катеров . Компоновка брони стала более сложной, но тоньше, а водоизмещение выросло до 15 560 длинных тонн (15 810 т ). БуОрд определил, что более длинная и тонкая форма корпуса в сочетании с небольшим увеличением мощности двигателя позволит поддерживать стандартную скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Бюро строительства и ремонта (C&R) предложило корабль, более близкий к « Вирджинии », с такими же двухэтажными башнями и смешанной 6- и 8-дюймовой ПМК, водоизмещением 15 860 длинных тонн (16 110 т). В этой конструкции было всего восемь 3-дюймовых орудий, что было сочтено совершенно недостаточным для защиты корабля от мелких судов. [ 3 ]
В ноябре Совет согласовал компромиссный проект, который включал в себя вторичную батарею из восьми 8-дюймовых орудий в четырех спаренных башнях на миделе корабля и двенадцать 7-дюймовых орудий в казематах. [ 4 ] Решение сохранить 8 орудий было во многом обусловлено американским опытом участия в испано-американской войне тремя годами ранее. Офицеры ВМС США были впечатлены действиями орудия в битве при Сантьяго-де-Куба ; Несмотря на то, что из 309 выпущенных снарядов было зафиксировано всего 13 попаданий, орудие имело настильную траекторию и хорошую для своего размера дальность полета. [ 5 ] Броневая защита была улучшена по сравнению с конструкцией BuOrd: более толстый бронепояс и казематная защита, хотя и за счет более тонкой брони, закрывающей барбеты , поддерживающие орудийные башни. Конструкторы рассудили, что, поскольку барбеты находились за поясом и поперечной переборкой , можно было сэкономить за счет снижения уровня непосредственной защиты. [ 4 ]
Последние четыре корабля, начиная с «Вермонта» , получили несколько улучшенную броневую защиту, причем последнее судно — «Нью-Гемпшир» — имело дальнейшие улучшения. [ 4 ] В результате их иногда называют классом Вермонт . [ 6 ] Шесть кораблей класса «Коннектикут» были самыми мощными линкорами типа «до дредноута», построенными ВМС США, и они хорошо сравнивались с современными иностранными проектами. Тем не менее, они почти сразу же устарели с появлением «полностью крупнокалиберного» линкора, воплощением которого стал британский HMS Dreadnought . [ 7 ] Два последующих корабля, Миссисипи класса , были построены одновременно по проекту, основанному на Коннектикуте , но значительно уменьшенному в размерах. [ 8 ]
Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]
Корабли класса «Коннектикут» имели длину 450 футов (140 м) по ватерлинии 456 футов 4 дюйма (139,09 м) и общую длину . [ 9 ] Они имели ширину 76 футов 10 дюймов (23,42 м) и осадку 24 футов 6 дюймов (7,47 м). Высота надводного борта вперед составляла 20 футов 6 дюймов (6,25 м). Их водоизмещение составляло 16 000 длинных тонн (16 000 т) по проекту и до 17 666 длинных тонн (17 949 т) при полной нагрузке . Корабли имели ровную палубу и были лучшими морскими лодками, чем предыдущие модели, многие из которых имели плохую остойчивость. Класс Коннектикута имел метацентрическую высоту 4,62 фута (1,41 м). В постройке корабли были оснащены двумя тяжелыми военными мачтами , но в 1909 году их быстро заменили решетчатыми мачтами . Экипаж состоял из 42 офицеров и 785 человек. [ 10 ] [ 9 ]
Корабли были оснащены двухвальными тройного расширения паровыми двигателями , а пар обеспечивался двенадцатью угольными Babcock & Wilcox котлами . Двигатели имели номинальную мощность 16 500 лошадиных сил (12 300 кВт) и максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Котлы были объединены в три близко расположенные трубы на миделе корабля. [ 10 ] Первые пять кораблей были оснащены восемью по 100 киловатт (130 л.с. электрогенераторами ), а в Нью-Гэмпшире было четыре таких генератора и два агрегата по 200 киловатт (270 л.с.). [ 9 ] Все корабли имели совокупную мощность 800 кВт (1100 л.с.); это была самая высокая производительность среди всех построенных на тот момент американских военных кораблей. [ 6 ] Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . [ 10 ] Радиус поворота кораблей составлял 620 ярдов (570 м) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 9 ]
На испытаниях корабли немного превысили проектную скорость, причем самой быстрой была «Миннесота» - 18,85 узлов (34,91 км / ч; 21,69 миль в час). Обычно корабли перевозили 900 длинных тонн (910 тонн) угля, но для угольных бункеров можно было использовать дополнительные места с вместимостью от 2249 до 2405 длинных тонн (от 2285 до 2444 тонн) для каждого корабля. [ 6 ] На крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) корабли могли пройти 6620 морских миль (12260 км; 7620 миль), хотя двигатели Нью-Гэмпшира были более эффективными, позволяя ему пройти 7590 морских миль. миль (14 060 км; 8 730 миль) с той же скоростью. [ 9 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Корабль был вооружен главной батареей из четырех 12-дюймовых (305-мм)/45 калибра Mark 5. [ а ] орудия в двух спаренных орудийных башнях по центральной линии , по одной в носовой и кормовой части, что было типично для линкоров того периода. [ 10 ] Орудия выпустили снаряд массой 870 фунтов (390 кг) с начальной скоростью 2700 футов в секунду (820 м/с). Башни представляли собой установки Mark VI, что позволяло осуществлять перезарядку под любым углом возвышения. Эти крепления могли подниматься до 20 градусов и опускаться до -5 градусов. Каждое орудие было снабжено шестьюдесятью снарядами. [ 11 ] Магазины « Нью-Гемпшира » были перекомпонованы по сравнению с ее сестрами, что позволило ей нести на 20 процентов больше 12- и 7-дюймовых снарядов, хотя в обычных условиях она несла ту же нагрузку. [ 4 ]
состояла Запасная батарея из восьми орудий калибра 8 дюймов (203 мм)/45 и двенадцати орудий калибра 7 дюймов (178 мм)/45 ; эта смешанная батарея оказалась проблематичной, поскольку брызги снарядов двух типов нельзя было различить. 8-дюймовые орудия устанавливались в четырех спаренных башнях Mark XII в миделе корабля, а 7-дюймовые орудия размещались в казематах корпуса. 8-дюймовые орудия были типа Mark VI и стреляли снарядами массой 260 фунтов (120 кг) с начальной скоростью 2750 футов/с (840 м/с). [ 10 ] [ 12 ] 7-дюймовые орудия Mark I стреляли снарядом массой 165 фунтов (75 кг) со скоростью 2700 футов/с. Позже эти орудия были сняты с вооружения во время Первой мировой войны и переоборудованы для использования на гусеничных лафетах во Франции. [ 13 ] Снаряжение на орудие составляло 100 снарядов для обоих типов. [ 9 ]
Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров они несли двадцать 3-дюймовых (76-мм)/50-калиберных орудий, установленных в казематах вдоль борта корпуса, и двенадцать 47-мм (1,9 дюйма) 3-фунтовых орудий. Они также имели четыре 37-мм (1,5 дюйма) 1-фунтовых орудия. Как это было стандартно для крупных кораблей того периода, класс «Коннектикут» нес четыре 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата , погруженных в корпус с борта . [ 10 ] Каждый корабль нес в общей сложности 16 торпед . [ 9 ] Первоначально они были оснащены конструкцией Mark I Bliss-Leavitt , но они были быстро заменены на Mark II, разработанные в 1905 году. Mark II нес боеголовку массой 207 фунтов (94 кг) и имел дальность действия 3500 ярдов (3200 м). на скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [ 14 ]
Броня
[ редактировать ]первых двух кораблей Главный броневой пояс имел толщину 11 дюймов (279 мм) над машинными отделениями и уменьшался до 9 дюймов (229 мм) в районе башен главного калибра. Эта часть пояса имела длину 200 футов (61 м) и ширину 9 футов 3 дюйма (3 м). Затем на обоих концах корабля пояс стал тоньше: сначала до 7 дюймов (178 мм), затем до 5 дюймов (127 мм) и, наконец, до 4 дюймов (102 мм) на носу и корме. [ 9 ] Последние четыре корабельных пояса были уменьшены до одинаковых 9 между главной батареей, без каких-либо изменений на концах. [ 4 ] Броневая палуба имела толщину 1,5 дюйма (38 мм) в миделе корабля, где она была частично защищена поясом и казематной броней. Он имел 3 дюйма толстых скошенных стороны, которые соединялись с нижним краем пояса. Палуба была увеличена до 3 дюймов в носовой и кормовой части, где она подвергалась непосредственному обстрелу, а также с 3-дюймовыми наклонными бортами. [ 9 ] Ремень «Нью-Гемпшира» был немного укорочен, чтобы обеспечить более толстую колоду над магазинами. [ 4 ] каждого корабля Боевая рубка имела борта толщиной 9 дюймов и крышу толщиной 2 дюйма (51 мм). [ 9 ]
Орудийные башни главного калибра имели 11 граней толщиной, 9 дюймов толщиной бортов и крышу толщиной 2,5 дюйма (64 мм). Несущие барбеты имели броню толщиной 10 дюймов (254 мм), уменьшенную до 6 дюймов (152 мм). Вспомогательные башни имели лобовую броню толщиной 6,5 дюйма (165 мм), 6 дюймов по бокам и 2 дюйма на крыше. Их барбеты имели броню толщиной 6 дюймов по внешним бортам и 4 дюйма по внутренним. Казематы для 7-дюймовых орудий имели толщину 7 дюймов, а ниже орудийных портов казематы немного уменьшались до 6 дюймов. [ 9 ] На последних четырех кораблях экономия в весе, полученная за счет уменьшения толщины пояса, была использована для увеличения брони нижнего створка до 7 дюймов. [ 4 ] Для 3-дюймовых орудий толщина была 2 дюйма. 7-дюймовые орудия были разделены осколочными переборками толщиной от 1,5 до 2,5 дюймов (от 38 до 64 мм), чтобы предотвратить выход из строя нескольких орудий одним попаданием снаряда. [ 9 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 6 ] | Заложен [ 6 ] | Запущен [ 6 ] | Введен в эксплуатацию [ 6 ] | Выведен из эксплуатации [ б ] | пораженный [ б ] |
---|---|---|---|---|---|---|
Военный корабль США Коннектикут (BB-18) | Бруклинская военно-морская верфь | 10 марта 1903 г. | 29 сентября 1904 г. | 29 сентября 1906 г. | 1 марта 1923 г. | 10 ноября 1923 г. |
Военный корабль США Луизиана (BB-19) | Судостроительная компания Ньюпорт-Ньюс | 7 февраля 1903 г. | 27 августа 1904 г. | 2 июня 1906 г. | 10 октября 1920 г. | 10 ноября 1923 г. |
Военный корабль США Вермонт (BB-20) | Верфь Фор-Ривер | 21 мая 1904 г. | 31 августа 1905 г. | 4 марта 1907 г. | 30 июня 1920 г. | 10 ноября 1923 г. |
Военный корабль США «Канзас» (BB-21) | Нью-Йоркская судостроительная корпорация | 10 февраля 1904 г. | 12 августа 1905 г. | 18 апреля 1907 г. | 16 декабря 1921 г. | 10 ноября 1923 г. |
Военный корабль США Миннесота (BB-22) | Судостроительная компания Ньюпорт-Ньюс | 27 октября 1903 г. | 8 апреля 1905 г. | 9 марта 1907 г. | 1 декабря 1921 г. | 10 ноября 1923 г. |
Военный корабль США «Нью-Гэмпшир» (BB-25) | Нью-Йоркская судостроительная корпорация | 1 мая 1905 г. | 30 июня 1906 г. | 19 марта 1908 г. | 21 мая 1921 г. | 10 ноября 1923 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]
Все шесть кораблей этого класса служили в составе Атлантического флота на протяжении всей своей карьеры . Первые пять кораблей приняли участие в походе Великого Белого флота в 1907–1909 годах. Флот покинул Хэмптон-Роудс 16 декабря 1907 года и направился на юг, вокруг Южной Америки и обратно на север, к западному побережью США. Затем корабли пересекли Тихий океан и остановились в Австралии, на Филиппинах и в Японии, а затем продолжили путь через Индийский океан . Они пересекли Суэцкий канал и совершили поездку по Средиземноморью , а затем пересекли Атлантику и прибыли на Хэмптон-Роудс 22 февраля 1909 года. [ 21 ] Нью-Гэмпшир , который не был завершен вовремя для участия в путешествии, встретил там флот во время военно-морского смотра с президентом Теодором Рузвельтом . [ 22 ]
Затем корабли приступили к тренировкам в мирное время у восточного побережья Соединенных Штатов и Карибского бассейна , включая артиллерийские учения у мысов Вирджиния , тренировочные круизы в Атлантике и зимние учения в кубинских водах. В конце 1909 года все шесть кораблей пересекли Атлантику, чтобы посетить британские и французские порты. Луизиана и Канзас совершили еще одно путешествие в Европу в начале 1911 года. Когда в 1910-х годах в нескольких странах Центральной Америки начали вспыхивать политические волнения, корабли стали все более активными в регионе. Все шесть кораблей приняли участие в Мексиканской революции , включая оккупацию Веракруса в апреле 1914 года; Вермонт и Нью-Гэмпшир были среди кораблей, которые предоставили десант для первоначальной оккупации города. несколько человек с двух кораблей были награждены Почетной медалью . Во время боя [ с ]

В июле 1914 года в Европе разразилась Первая мировая война; Соединенные Штаты оставались нейтральными в течение первых трех лет войны. Напряженность в отношениях с Германией достигла апогея в начале 1917 года после немецкой кампании неограниченной подводной войны , в результате которой в европейских водах было потоплено несколько американских торговых судов. 6 апреля 1917 года США объявили войну Германии. Корабли класса «Коннектикут» первоначально использовались для обучения артиллеристов и персонала машинного отделения , которые были необходимы для быстро расширяющегося флота военного времени. [ с ] В июне 1918 года Нью-Гэмпшир и Луизиана попали в серьезную артиллерийскую аварию, когда артиллеристы на борту первого случайно попали во второго, убив одного и ранив нескольких человек. [ 28 ] В следующем месяце Луизиана была использована для тестирования Артура Поллена , Argo Clock первой системы управления огнем, использующей аналоговый компьютер для расчета решений стрельбы. [ 29 ]
С конца 1918 года корабли использовались для сопровождения конвоев на полпути через Атлантику. В конце сентября Миннесота подорвалась на морской мине, заложенной немецкой подводной лодкой U-117 , причинив ей серьёзные повреждения, из-за которых она не могла работать в течение пяти месяцев. [ 30 ] Работа конвоя была прервана капитуляцией Германии в ноябре; после этого Коннектикут использовался для переправки американских солдат с полей сражений во Франции. [ 31 ] Эта работа была завершена к середине 1919 года. Корабли некоторое время эксплуатировались в качестве учебных кораблей в начале 1920-х годов, хотя по условиям Вашингтонского военно-морского договора к 1924 году все они были проданы на металлолом и разобраны . [ с ]
Сноски
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ /45 относится к длине ружья в единицах калибров . Длина ружья /45 в 45 раз больше диаметра канала ствола.
- ^ Jump up to: а б См. в Регистре военно-морских судов записи штата Нью-Гэмпшир . [ 15 ] Вермонт , [ 16 ] Канзас , [ 17 ] Миннесота , [ 18 ] Луизиана , [ 19 ] и Коннектикут . [ 20 ]
- ^ Jump up to: а б с См. статьи в Словаре боевых кораблей американского военно-морского флота для Нью-Гэмпшира , [ 22 ] Вермонт , [ 23 ] Канзас , [ 24 ] Миннесота , [ 25 ] Луизиана , [ 26 ] и Коннектикут . [ 27 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фридман 1985 , с. 42.
- ^ Фридман 1985 , с. 43.
- ^ Фридман 1985 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фридман 1985 , с. 44.
- ^ Фридман 1985 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэмпбелл , стр. 143–144.
- ^ Сильверстоун , с. 6.
- ^ Фридман 1985 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фридман 1985 , с. 430.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл , с. 143.
- ^ Фридман 2011 , стр. 170–171.
- ^ Фридман 2011 , стр. 177–178.
- ^ Фридман 2011 , с. 179.
- ^ Фридман 2011 , с. 342.
- ^ NVR Нью-Гэмпшир .
- ^ NVR Вермонт .
- ^ NVR Канзас .
- ^ NVR Миннесота .
- ^ NVR Луизиана .
- ^ NVR Коннектикут .
- ^ Альбертсон , стр. 41–66.
- ^ Jump up to: а б DANFS Нью-Гэмпшир .
- ^ DANFS Вермонт .
- ^ DANFS Канзас .
- ^ DANFS Миннесота .
- ^ DANFS Луизиана .
- ^ DANFS Коннектикут .
- ^ Джонс , с. 114.
- ^ Фридман 2008 , с. 303.
- ^ Джонс , стр. 115–116.
- ^ Джонс , с. 122.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Альбертсон, Марк (2007). Военный корабль США «Коннектикут»: линкор штата Конституция . Мустанг: Издательство Тейт . ISBN 978-1-59886-739-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Соединенные Штаты Америки". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 114–169. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Фридман, Норман (2008). Огневая мощь военно-морского флота: орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-555-4 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Фридман, Норман (1985). Линкоры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-715-9 .
- Джонс, Джерри В. (1998). Действия линкоров США в Первой мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-411-1 .
- Сильверстоун, Пол (2006). Новый флот, 1883–1922 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-97871-2 .
Словарь боевых кораблей американского флота
[ редактировать ]- «Коннектикут (BB-18) iv» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 11 февраля 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- «Канзас (ББ-21) ii» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 5 января 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- «Луизиана (BB-19) III» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 2 апреля 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- «Миннесота II (Линкор №22)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 5 мая 2014 года . Проверено 6 мая 2015 г.
- «Нью-Гэмпшир (BB-25) ii» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 16 апреля 2015 года . Проверено 5 мая 2015 г.
- «Вермонт» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 31 марта 2014 года . Проверено 15 мая 2015 г.
Регистр военно-морских судов
[ редактировать ]- «Коннектикут (ББ 18)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 23 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- «Луизиана (BB 19)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 25 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- «Вермонт (ББ 20)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 23 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- «Канзас (ББ 21)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 23 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- «Миннесота (ББ 22)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 23 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- «Нью-Гэмпшир (BB 25)» . Регистр военно-морских судов . ВМС США. 23 июля 2002 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олден, Джон Д. (1989). Американский стальной флот: фотографическая история ВМС США от появления стального корпуса в 1883 году до круиза Великого Белого флота . Аннаполис: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-248-2 .
- Рейли, Джон К.; Шейна, Роберт Л. (1980). Американские линкоры 1886–1923: проектирование и постройка предредноута . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-524-7 .