Jump to content

СС Сламат

Координаты : 37 ° 01' с.ш. 23 ° 10' в.д.  /  37,02 ° с.ш. 23,17 ° в.д.  / 37,02; 23.17
СС Сламат во время Второй мировой войны
СС Сламат во время Второй мировой войны
История
Нидерланды
Имя СС Сламат
Владелец Роял Роттердам Ллойд
Оператор W Руйс и Зонен (до 1940 г.)
Порт приписки
Строитель Королевское общество Де Шельде , Флиссинген
Номер двора 176 [ 2 ]
Завершенный 1924
Идентификация
Судьба Потоплен 87. пикирующим бомбардировщиком Ju
Общие характеристики
Тоннаж
Длина
  • 482,5 футов (147,1 м) (1924–31)
  • 510,1 футов (155,5 м) (1931–41)
Луч 62,0 футов (18,9 м)
Глубина
  • 35,0 футов (10,7 м) (1924–31)
  • 35,2 футов (10,7 м) (1931–41)
колоды 3
Движение паровые турбины ; двойной винт
Скорость
  • 15 узлов (28 км/ч) [ 3 ] (1924–31)
  • 17 узлов (31 км/ч) (1931–41) [ 4 ]
Экипаж
  • как военный корабль:
  • 193 мирных жителя + 21 ДЕМС наводчик
Датчики и
системы обработки
подводная сигнальная аппаратура; беспроводная пеленгация
Вооружение ДЭМС
Примечания Ливрея мирного времени: корпус сизый, белая надстройка, черные трубы.

SS Slamat (или «DSS Slamat », где DSS означает dubbelschroefstoomschip , «двухвинтовой пароход») — голландский океанский лайнер в Роттердаме базирующейся линии Koninklijke Rotterdamsche Lloyd . Хотя это был турбинный пароход , его, как правило, не называли «TSS». Он был построен во Флиссингене в Нидерландах в 1924 году для линейного сообщения между Роттердамом и Голландской Ост-Индией . В 1940 году переоборудован в военный корабль . В 1941 году он был потоплен с большими человеческими жертвами в битве за Грецию .

Строительство и служба в мирное время

[ редактировать ]

Koninklijke Maatschappij De Schelde построила Slamat во Флиссингене на реке Шельда , завершив ее в 1924 году. Ее котлы имели масляные печи, а ее двигатели представляли собой паровые турбины , которые приводили в движение ее два винта через двойную понижающую передачу. Она была оснащена подводной сигнальной аппаратурой, которая в 1920-е годы рассматривалась как альтернатива радио. У нее также было оборудование для беспроводной пеленгации . [ 5 ]

Slamat был построен для Koninklijke Rotterdamsche Lloyd (KRL или «Royal Dutch Lloyd») и управлялся Виллемом Рюйсом ан Зоненом. [ 5 ] Виллем Рюйс руководил KRL, и обе компании входили в одну группу. Корабли KRL осуществляли пассажирские и грузовые перевозки между Роттердамом и Голландской Ост-Индией через Саутгемптон , Марсель и Суэцкий канал . [ 3 ] [ 6 ] Slamat был последним крупным пассажирским паротурбинным лайнером KRL до того, как он начал выпускать теплоходы: Indrapoera в 1925 году, Sibajak в 1927 году и более крупные и быстрые Baloeran и Dempo в 1929 году. [ 3 ]

В 1931 году Сламат был переоборудован и удлинен. [ 4 ] на 27,6 футов (8,4 м), что немного увеличило каждый из ее тоннажей. [ 7 ] Ее скорость была увеличена до 17 узлов (31 км/ч). [ 4 ]

В мирное время Сламат носил ливрею КРЛ с сизым корпусом, белой надстройкой и черными трубами. [ 8 ]

Военная служба

[ редактировать ]

Когда началась Вторая мировая война, Нидерланды были нейтральными. В середине октября 1939 года Сламат покинул Роттердам и направился в Ост-Индию, зайдя в Лиссабон , Кабо-Верде , Кейптаун , Маврикий , Сабанг и Сингапур , а 30 ноября достиг Батавии , столицы Голландской Ост-Индии. 1 декабря она уехала из Батавии в Италию, которая также оставалась нейтральной. Она зашла в Сабанг, Аден и Порт-Саид, а затем 21 декабря прибыла в Геную , где провела Рождество 1939 года и Новый 1940 год. Она покинула Геную 10 января и направилась в Ост-Индию, зайдя в Суэц , Аден и Сабанг, прежде чем добраться до Батавии 1 января. февраль. [ 9 ]

В мае 1940 года Германия за одну неделю завоевала Нидерланды , и голландская монархия и правительство были эвакуированы в Лондон . Германия захватила управляющего директора KRL Виллема Рюйса, а компания перенесла регистрацию своих судов, включая Slamat , из Роттердама в Батавию . [ 10 ]

Дизельный корабль КРЛ «Индрапоэра» , совершивший со Сламатом несколько рейсов с войсками в 1940–41 гг.

КРЛ 6 июля Индрапоэра покинула Батавию и направилась в Сурабаю на востоке Явы, а 19-го числа Сламат последовал за ней. Затем два лайнера направились на Филиппины , которые тогда были нейтральными. Индрапоэра двинулся вперед, покинув Сурабаю 26 июля и достигнув Манилы 31 июля. Сламат последовал за ней на три дня и 3 августа достиг Манилы. К тому времени Индрапоэра уже уехал в Австралию, а на следующий день за ним последовал Сламат . Каждый лайнер заходил на остров Четверг в Квинсленде, а затем достиг гавани Сиднея , Индрапоэры 13 августа и Сламата 17 августа. [ 11 ] Там они присоединились к двум другим голландским океанским лайнерам; Stoomvaart-Maatschappij Nederland 16 287 GRT компании «Кристиан Гюйгенс» и Koninklijke Paketvaart-Maatschappij компании Nieuw Holland , на которые в общей сложности погрузились 4315 австралийских военнослужащих. 12 сентября голландские корабли покинули Сидней и направились во Фримантл в Западной Австралии , где сформировали конвой US 5, который покинул Фримантл 22 сентября и достиг Суэца 12 октября. Индрапоэра и Сламат продолжили путь через Суэцкий канал , зашли в Порт-Саид и 17 октября достигли Хайфы в Палестине . [ 9 ]

В сентябре 1940 года Италия вторглась в Египет , где британским и имперским силам теперь требовалось подкрепление со стороны доминионов и Империи. С этого момента ряд голландских военных кораблей сосредоточился на переброске войск Британской империи через Индийский океан на Ближний Восток. Индрапоэра и Сламат покинули Хайфу 21 октября, на следующий день достигли Порт-Саида, а затем прошли через Суэцкий канал. В течение следующих шести месяцев два корабля КРЛ действовали в Индийском океане, доставляя Британской империи войска из Индии и Цейлона в Египет. [ 9 ] [ 11 ]

Индрапоэра и Сламат провели Рождество 1940 года и Новый 1941 год в Бомбее . 14 января 1941 года они достигли Коломбо , чтобы принять участие в конвое US 8 в Суэц. [ 9 ] [ 11 ] Это была огромная переброска войск: семь британских и пять голландских военных кораблей в сопровождении двух британских грузовых кораблей. Другими голландскими кораблями были «Кристиан Гюйгенс» , «Йохан де Витт» из KPM из SMN и «Нью Зеланд» . Среди британских кораблей был Shaw, Savill & Albion Line компании флагман QSMV Dominion Monarch , который с водоизмещением 27 155 брутто был крупнейшим лайнером в Индийском океане. US 8 покинул Коломбо 16 января и достиг Суэца 28 января. [ 12 ]

После US 8 «Индрапоэра» и «Сламат» продолжали действовать в Индийском океане до апреля 1941 года. Затем «Индрапоэра» направилась через Дурбан в Карибское море и США . [ 11 ] но Сламат вернулся в Средиземное море. [ 9 ]

Конвой в Науплию и обратно

[ редактировать ]
СС Сламат находится в Греции.
Науплия
Науплия
Поздравления
Поздравления
Алмаз и Кривошея
Алмаз и Кривошея
Ананес Рок
Ананес Рок
Суда Бэй
Суда Бэй
Места, пострадавшие от катастрофы

В апреле 1941 года Германия и Италия вторглись в Югославию и Грецию . После 10 дней ожесточенных боев Британская империя начала планировать эвакуацию 60 000 солдат из Греции.

Сламат провела месяц, совершая челночные рейсы между Суэцем и Порт-Суданом , но к 23 апреля она была в Средиземном море , а 24-го числа она была в составе конвоя AG 14 из Александрии в Грецию. Когда конвой достиг вод Греции, он разделился и направился к разным пунктам посадки. [ 13 ] «Сламат» и еще один военный корабль, Британско-индийская линия , которым управляет «Хедив Исмаил» , были отправлены вместе с крейсером HMS «Калькутта» и несколькими эсминцами в Науплию. [ 14 ] и Толон в Арголическом заливе на востоке Пелопоннеса .

Перед их прибытием в заливе Науплиа сел на мель еще один военный корабль, заблокировав доступ кораблям в порт. Воздушная атака привела ее к полной потере. [ 15 ] Кораблям теперь придется бросать якорь в бухте, откуда лодки доставят к ним войска с берега. По пути к Науплии Сламата группа кораблей подверглась бомбардировке, а ее надстройка получила серьезные повреждения.

HMS Diamond патрулировал подводные лодки у Науплии, спасал выживших из Сламата , но затем был потоплен самолетами.

Вечером 26 апреля три крейсера, четыре эсминца, а также «Хедив Исмаил» и «Сламат» находились в заливе Науплиа. Единственными доступными тендерами были один десантный корабль, местные каики и собственные лодки кораблей. Два крейсера и два эсминца погрузили на борт почти 2500 военнослужащих, но медленная скорость посадки означала, что хедив Исмаил не дожил до своей очереди и не погрузил ни одного солдата. [ 13 ]

В 03:00 Калькутта приказала всем кораблям отплыть, но Сламат не подчинился и продолжил погрузку войск. Калькутта и Хедив Исмаил отплыли в 04:00; Сламат последовала за ней в 04:15, к этому времени она погрузила на борт около 500 военнослужащих: примерно половину своей вместимости. [ 14 ]

Потеря Сламата , Даймонда и Кривошея

[ редактировать ]

Конвой двинулся на юг по Арголическому заливу до 06:45. [ 13 ] или 07:15 часов [ 14 ] Люфтваффе Его атаковала авиация : сначала истребители Bf 109 , затем Ju 87 пикирующие бомбардировщики и бомбардировщики Ju 88 и Do 17 . [ 13 ] Бомба массой 250 кг (550 фунтов) взорвалась между и мостиком Сламата передней трубой, в результате чего она загорелась. Ее система водоснабжения вышла из строя, что лишило ее команду возможности тушить пожар. В нее попала еще одна бомба, и она накренилась на правый борт. [ 13 ]

Сламата Капитан , Тьяллинг Луидинга , отдал приказ покинуть корабль. Бомбардировка и пожар уничтожили некоторые из ее спасательных шлюпок и спасательных плотов , а оставшиеся шлюпки и плоты были спущены на воду в результате второй атаки «Штуки» . [ 16 ] Эсминец HMS Hotspur сообщил, что видел четыре бомбы, попавшие в Сламат . Две спасательные шлюпки перевернулись; один из-за перегрузки, а другой, когда во время транспортировки выживших Даймонду пришлось убежать от нее, чтобы уклониться от воздушной атаки. Некоторые самолеты расстреляли выживших в воде из пулеметов. [ 13 ]

HMS Wryneck пришел на помощь Даймонду , , спас выживших со Сламата но затем был потоплен вместе с Даймондом .

Остальная часть конвоя продолжала двигаться, в то время как Калькутта спасла некоторых выживших и приказала эсминцу «Даймонд» спасти еще больше. В 08:15 Даймонд все еще спасал выживших и все еще подвергался нападению. В 09:16 три эсминца с Крита усилили конвой, поэтому Калькутта послала один из них, HMS Wryneck , на помощь Даймонду . В 09:25 Даймонд сообщила, что спасла большую часть выживших и направляется в залив Суда. [ 13 ] Ринек достиг Даймонда около 10:00. [ 13 ] и запросил прикрытие самолета в 10:25. [ 14 ]

Даймонд в сопровождении Райнека вернулся в Сламат и прибыл около 11:00. Они нашли две спасательные шлюпки со Сламата и спасли их пассажиров. «Сламат» горел от носа до кормы, а «Даймонд» выпустил торпеду в левый борт, в результате чего он затонул . [ 13 ] [ 16 ] К настоящему времени «Даймонд» нес около 600 выживших со , Сламата включая капитана Луидингу. [ 13 ]

Около 13:15 бомбардировщики Staffel Ju 87 вышли из-под солнца и внезапно атаковали два эсминца. Две бомбы повредили Даймонд , уничтожили обе ее спасательные шлюпки и затопили ее за восемь минут. Три бомбы попали в Райнек ; она перевернулась влево и затонула через 10–15 минут. «Райнек» спустила на воду свой китобойный корабль , и каждый эсминец спустил на воду по три поплавка «Карли» . [ 13 ] Несколько человек на плавучих платформах Карли погибли либо от ран, либо утонули в волнах. [ 13 ]

Спасения и жертвы

[ редактировать ]

Морис Wryneck Инженер компании мыса Уолдрон принял командование китобойным судном, и оно направилось на восток мимо Малеас , буксируя два поплавка Carley и их пассажиров. Вечером ветер усилился, из-за чего поплавки ударились о лодку, поэтому Уолдрон неохотно бросил их по течению. [ 13 ]

HMS Griffin спас выживших с кораблей Wryneck и Diamond , некоторые из которых были выжившими со Slamat . Позже она перевезла выживших из залива Суда в Порт-Саид .

После 19:00 27 апреля вице-адмирал легких сил Генри Придэм-Уиппелл забеспокоился, что Даймонд не вернулся в залив Суда и не отвечает на радиосигналы. Райнеку было приказано хранить молчание по радио , поэтому не было предпринято никаких попыток связаться с ней по рации. [ 17 ] Придэм-Виппелл отправил эсминец HMS Griffin на позицию, где Сламат затерялся . Той ночью она нашла 14 выживших на двух плавучих платформах Карли, еще несколько плавучих средств и еще четырех выживших утром и отвезла выживших на Крит. [ 13 ]

Последний выживший из Сламата , [ 18 ] Ветеран Службы Королевской армии Джордж Декстер утверждает, что после потопления Райнека он и трое других мужчин были спасены крейсером HMS Orion . [ 19 ]

Выжившие на китобойном судне Райнека достигли Крита в три этапа. 28 апреля они направились к острову Милос в Эгейском море , но были слишком измотаны, поэтому приземлились у скалы Ананес, примерно в 13 морских милях (24 км) к юго-востоку от Милоса. Там они встретили каик, полный греческих беженцев и британских солдат, эвакуированных из Пирея , которые укрывались днем ​​и отплывали только ночью, чтобы избежать обнаружения. Вечером все покинули Ананес и направились на юг, на Крит, причем большая часть людей находилась на каике, а пятеро были отбуксированы на китобойном судне. 29 апреля каик заметил небольшой десантный корабль , вышедший из Порто-Рафти недалеко от Афин. Она взяла на борт всех с каика и китобойного судна, и на следующий день они достигли залива Суда. [ 13 ]

Около 1000 человек погибли в результате потери Сламата , Даймонда и Райнека . Из примерно 500 солдат, которых погрузил Сламат , восемь выжили. [ 17 ] Из ее состава, состоящего из 193 членов экипажа, 21 австралийского и новозеландского артиллериста DEMS и медицинского корпуса NZEF, [ 20 ] 11 выжили. Из Даймонда 166 человек выжило 20. Из « Ринека » выжило 27. 106 членов экипажа [ 16 ]

Памятники

[ редактировать ]

В августе 1946 года королева Нидерландов Вильгельмина написала вдове капитана Луидинги письмо, в котором выразила сочувствие в связи со смертью мужа, благодарность за его военную службу и похвалила его как een groot Zoon van ons Zeevarend Volk («великий сын нашего народа-мореплавателя»). [ 16 ]

Часть Афинского мемориала на CWGC. военном кладбище Фалерон

Войска и военно-морской персонал Великобритании и Содружества , погибшие при затоплении кораблей «Сламат» , «Даймонд» и «Ринек», названы в Афинском мемориале Комиссии Содружества по военным захоронениям на военном кладбище Фалерон в Палео Фалиро к юго-востоку от Афин. [ 21 ] Персонал Королевского флота также увековечен в Великобритании на памятниках Королевскому флоту в Чатеме , Плимуте и Портсмуте . Джордж Декстер заказал памятник всему военнослужащему, погибшему в результате затопления трех кораблей. Он находится в Клубе Королевского Британского Легиона , Шард Энд , Бирмингем . [ 19 ]

установил памятник жертвам всех трёх кораблей В 2011 году голландский скульптор Николас ван Ронкенштейн . Он был установлен в Синт-Лауренскерк («Церковь Святого Лаврентия») в Роттердаме и официально открыт к 70-летию катастрофы, 27 апреля. [ 16 ]

27 июня 2012 года на нынешнем корабле HMS Diamond состоялась церемония возложения венков к месту «Сламата» затопления . Среди участников были Даймонда командир , потомки некоторых погибших из Нидерландов и Новой Зеландии, а также главнокомандующий ВМС Греции . [ 22 ]

  1. ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 6 января 2014 г.
  2. ^ Аллен, Тони (8 ноября 2013 г.). «СС Сламат (+1941)» . Место крушения . Проверено 6 января 2014 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Гарнак 1938 , с. 567.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Талбот-Бут 1936 , с. 353.
  5. ^ Перейти обратно: а б Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 6 января 2014 г.
  6. ^ Талбот-Бут 1936 , стр. 353, 526.
  7. ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1931 год . Проверено 6 января 2014 г.
  8. ^ «сс. Сламат (1) 1924 г.» . Изображения кораблей . Берт ван Гален . Проверено 6 января 2014 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Хейга, Арнольд. «Сламат» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
  10. ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1940 год . Проверено 6 января 2014 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Хейга, Арнольд. «Индрапоэра» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
  12. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой США.8» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Затопление «Сламата», 27 апреля 1941 года. Операция «Демон» . Голландские пассажирские суда: Willem Ruys, Sibajak, Slamat, Indrapoera, Insulinde, Patria . 4 ноября 2010 г. Проверено 7 января 2014 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3052 . Проверено 6 января 2014 г.
  15. ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3047 . Проверено 6 января 2014 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ван Лиерде, Эдуард. «Памятник Сламату» . Royal Rotterdam Lloyd в Аудхорне. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3053 . Проверено 6 января 2014 г.
  18. ^ Чедвик, Эдвард (2009). «Подвинься, Клуни, познакомься с Джорджем Декстером» . Бирмингемская почта . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Ричардсон, Энди (5 ноября 2013 г.). «Корабли, на которых я был, были потоплены в один и тот же день – и я выжил, чтобы рассказать об этом» . Бирмингемская почта . Проверено 6 января 2014 г.
  20. ^ «Документальный фильм СС Сламат» . Музей КРЛ . Проверено 6 ноября 2015 г.
  21. ^ «Военное кладбище Фалерон» . Детали кладбища . Комиссия Содружества по военным захоронениям.
  22. ^ «HMS Diamond отдает дань памяти жертвам войны» . Королевский флот . 27 июня 2012 года . Проверено 8 января 2014 г.

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беземер, KWL (1987). История голландского торгового флота во Второй мировой войне (на голландском языке). Амстердам: Эльзевир . ISBN  978-90-100-6040-2 .
  • Крабб, Брайан Джеймс (2021). Операция «Демон» . Портисхед: Анджела Янг. ISBN  978-1-527271-01-2 .
  • Гарнак, Эдвин П. (1938) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (7-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер . п. 567.
  • Луидинга, Франс (1995). Судовой журнал Тьяллинга Луидинги 1890–1941: капитан «Роттердамше Ллойд» (на голландском языке). самостоятельно опубликовано. ISBN  9789080246126 .
  • Талбот-Бут, ЕС (1936). Корабли и море (Третье изд.). Лондон: Sampson Low , Marston & Co. Ltd., стр. 353, 526.

37 ° 01' с.ш. 23 ° 10' в.д.  /  37,02 ° с.ш. 23,17 ° в.д.  / 37,02; 23.17

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa81841dd4af231971ac489255d6f0c6__1715362500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/c6/fa81841dd4af231971ac489255d6f0c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Slamat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)