СС Сламат
![]() СС Сламат во время Второй мировой войны
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Сламат |
Владелец | Роял Роттердам Ллойд |
Оператор | W Руйс и Зонен (до 1940 г.) |
Порт приписки | |
Строитель | Королевское общество Де Шельде , Флиссинген |
Номер двора | 176 [ 2 ] |
Завершенный | 1924 |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен 87. пикирующим бомбардировщиком Ju |
Общие характеристики | |
Тоннаж | |
Длина |
|
Луч | 62,0 футов (18,9 м) |
Глубина |
|
колоды | 3 |
Движение | паровые турбины ; двойной винт |
Скорость | |
Экипаж |
|
Датчики и системы обработки | подводная сигнальная аппаратура; беспроводная пеленгация |
Вооружение | ДЭМС |
Примечания | Ливрея мирного времени: корпус сизый, белая надстройка, черные трубы. |
SS Slamat (или «DSS Slamat », где DSS означает dubbelschroefstoomschip , «двухвинтовой пароход») — голландский океанский лайнер в Роттердаме базирующейся линии Koninklijke Rotterdamsche Lloyd . Хотя это был турбинный пароход , его, как правило, не называли «TSS». Он был построен во Флиссингене в Нидерландах в 1924 году для линейного сообщения между Роттердамом и Голландской Ост-Индией . В 1940 году переоборудован в военный корабль . В 1941 году он был потоплен с большими человеческими жертвами в битве за Грецию .
Строительство и служба в мирное время
[ редактировать ]Koninklijke Maatschappij De Schelde построила Slamat во Флиссингене на реке Шельда , завершив ее в 1924 году. Ее котлы имели масляные печи, а ее двигатели представляли собой паровые турбины , которые приводили в движение ее два винта через двойную понижающую передачу. Она была оснащена подводной сигнальной аппаратурой, которая в 1920-е годы рассматривалась как альтернатива радио. У нее также было оборудование для беспроводной пеленгации . [ 5 ]
Slamat был построен для Koninklijke Rotterdamsche Lloyd (KRL или «Royal Dutch Lloyd») и управлялся Виллемом Рюйсом ан Зоненом. [ 5 ] Виллем Рюйс руководил KRL, и обе компании входили в одну группу. Корабли KRL осуществляли пассажирские и грузовые перевозки между Роттердамом и Голландской Ост-Индией через Саутгемптон , Марсель и Суэцкий канал . [ 3 ] [ 6 ] Slamat был последним крупным пассажирским паротурбинным лайнером KRL до того, как он начал выпускать теплоходы: Indrapoera в 1925 году, Sibajak в 1927 году и более крупные и быстрые Baloeran и Dempo в 1929 году. [ 3 ]
В 1931 году Сламат был переоборудован и удлинен. [ 4 ] на 27,6 футов (8,4 м), что немного увеличило каждый из ее тоннажей. [ 7 ] Ее скорость была увеличена до 17 узлов (31 км/ч). [ 4 ]
В мирное время Сламат носил ливрею КРЛ с сизым корпусом, белой надстройкой и черными трубами. [ 8 ]
Военная служба
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война, Нидерланды были нейтральными. В середине октября 1939 года Сламат покинул Роттердам и направился в Ост-Индию, зайдя в Лиссабон , Кабо-Верде , Кейптаун , Маврикий , Сабанг и Сингапур , а 30 ноября достиг Батавии , столицы Голландской Ост-Индии. 1 декабря она уехала из Батавии в Италию, которая также оставалась нейтральной. Она зашла в Сабанг, Аден и Порт-Саид, а затем 21 декабря прибыла в Геную , где провела Рождество 1939 года и Новый 1940 год. Она покинула Геную 10 января и направилась в Ост-Индию, зайдя в Суэц , Аден и Сабанг, прежде чем добраться до Батавии 1 января. февраль. [ 9 ]
В мае 1940 года Германия за одну неделю завоевала Нидерланды , и голландская монархия и правительство были эвакуированы в Лондон . Германия захватила управляющего директора KRL Виллема Рюйса, а компания перенесла регистрацию своих судов, включая Slamat , из Роттердама в Батавию . [ 10 ]

КРЛ 6 июля Индрапоэра покинула Батавию и направилась в Сурабаю на востоке Явы, а 19-го числа Сламат последовал за ней. Затем два лайнера направились на Филиппины , которые тогда были нейтральными. Индрапоэра двинулся вперед, покинув Сурабаю 26 июля и достигнув Манилы 31 июля. Сламат последовал за ней на три дня и 3 августа достиг Манилы. К тому времени Индрапоэра уже уехал в Австралию, а на следующий день за ним последовал Сламат . Каждый лайнер заходил на остров Четверг в Квинсленде, а затем достиг гавани Сиднея , Индрапоэры 13 августа и Сламата 17 августа. [ 11 ] Там они присоединились к двум другим голландским океанским лайнерам; Stoomvaart-Maatschappij Nederland 16 287 GRT компании «Кристиан Гюйгенс» и Koninklijke Paketvaart-Maatschappij компании Nieuw Holland , на которые в общей сложности погрузились 4315 австралийских военнослужащих. 12 сентября голландские корабли покинули Сидней и направились во Фримантл в Западной Австралии , где сформировали конвой US 5, который покинул Фримантл 22 сентября и достиг Суэца 12 октября. Индрапоэра и Сламат продолжили путь через Суэцкий канал , зашли в Порт-Саид и 17 октября достигли Хайфы в Палестине . [ 9 ]
В сентябре 1940 года Италия вторглась в Египет , где британским и имперским силам теперь требовалось подкрепление со стороны доминионов и Империи. С этого момента ряд голландских военных кораблей сосредоточился на переброске войск Британской империи через Индийский океан на Ближний Восток. Индрапоэра и Сламат покинули Хайфу 21 октября, на следующий день достигли Порт-Саида, а затем прошли через Суэцкий канал. В течение следующих шести месяцев два корабля КРЛ действовали в Индийском океане, доставляя Британской империи войска из Индии и Цейлона в Египет. [ 9 ] [ 11 ]
Индрапоэра и Сламат провели Рождество 1940 года и Новый 1941 год в Бомбее . 14 января 1941 года они достигли Коломбо , чтобы принять участие в конвое US 8 в Суэц. [ 9 ] [ 11 ] Это была огромная переброска войск: семь британских и пять голландских военных кораблей в сопровождении двух британских грузовых кораблей. Другими голландскими кораблями были «Кристиан Гюйгенс» , «Йохан де Витт» из KPM из SMN и «Нью Зеланд» . Среди британских кораблей был Shaw, Savill & Albion Line компании флагман QSMV Dominion Monarch , который с водоизмещением 27 155 брутто был крупнейшим лайнером в Индийском океане. US 8 покинул Коломбо 16 января и достиг Суэца 28 января. [ 12 ]
После US 8 «Индрапоэра» и «Сламат» продолжали действовать в Индийском океане до апреля 1941 года. Затем «Индрапоэра» направилась через Дурбан в Карибское море и США . [ 11 ] но Сламат вернулся в Средиземное море. [ 9 ]
Конвой в Науплию и обратно
[ редактировать ]В апреле 1941 года Германия и Италия вторглись в Югославию и Грецию . После 10 дней ожесточенных боев Британская империя начала планировать эвакуацию 60 000 солдат из Греции.
Сламат провела месяц, совершая челночные рейсы между Суэцем и Порт-Суданом , но к 23 апреля она была в Средиземном море , а 24-го числа она была в составе конвоя AG 14 из Александрии в Грецию. Когда конвой достиг вод Греции, он разделился и направился к разным пунктам посадки. [ 13 ] «Сламат» и еще один военный корабль, Британско-индийская линия , которым управляет «Хедив Исмаил» , были отправлены вместе с крейсером HMS «Калькутта» и несколькими эсминцами в Науплию. [ 14 ] и Толон в Арголическом заливе на востоке Пелопоннеса .
Перед их прибытием в заливе Науплиа сел на мель еще один военный корабль, заблокировав доступ кораблям в порт. Воздушная атака привела ее к полной потере. [ 15 ] Кораблям теперь придется бросать якорь в бухте, откуда лодки доставят к ним войска с берега. По пути к Науплии Сламата группа кораблей подверглась бомбардировке, а ее надстройка получила серьезные повреждения.

Вечером 26 апреля три крейсера, четыре эсминца, а также «Хедив Исмаил» и «Сламат» находились в заливе Науплиа. Единственными доступными тендерами были один десантный корабль, местные каики и собственные лодки кораблей. Два крейсера и два эсминца погрузили на борт почти 2500 военнослужащих, но медленная скорость посадки означала, что хедив Исмаил не дожил до своей очереди и не погрузил ни одного солдата. [ 13 ]
В 03:00 Калькутта приказала всем кораблям отплыть, но Сламат не подчинился и продолжил погрузку войск. Калькутта и Хедив Исмаил отплыли в 04:00; Сламат последовала за ней в 04:15, к этому времени она погрузила на борт около 500 военнослужащих: примерно половину своей вместимости. [ 14 ]
Потеря Сламата , Даймонда и Кривошея
[ редактировать ]Конвой двинулся на юг по Арголическому заливу до 06:45. [ 13 ] или 07:15 часов [ 14 ] Люфтваффе Его атаковала авиация : сначала истребители Bf 109 , затем Ju 87 пикирующие бомбардировщики и бомбардировщики Ju 88 и Do 17 . [ 13 ] Бомба массой 250 кг (550 фунтов) взорвалась между и мостиком Сламата передней трубой, в результате чего она загорелась. Ее система водоснабжения вышла из строя, что лишило ее команду возможности тушить пожар. В нее попала еще одна бомба, и она накренилась на правый борт. [ 13 ]
Сламата Капитан , Тьяллинг Луидинга , отдал приказ покинуть корабль. Бомбардировка и пожар уничтожили некоторые из ее спасательных шлюпок и спасательных плотов , а оставшиеся шлюпки и плоты были спущены на воду в результате второй атаки «Штуки» . [ 16 ] Эсминец HMS Hotspur сообщил, что видел четыре бомбы, попавшие в Сламат . Две спасательные шлюпки перевернулись; один из-за перегрузки, а другой, когда во время транспортировки выживших Даймонду пришлось убежать от нее, чтобы уклониться от воздушной атаки. Некоторые самолеты расстреляли выживших в воде из пулеметов. [ 13 ]

Остальная часть конвоя продолжала двигаться, в то время как Калькутта спасла некоторых выживших и приказала эсминцу «Даймонд» спасти еще больше. В 08:15 Даймонд все еще спасал выживших и все еще подвергался нападению. В 09:16 три эсминца с Крита усилили конвой, поэтому Калькутта послала один из них, HMS Wryneck , на помощь Даймонду . В 09:25 Даймонд сообщила, что спасла большую часть выживших и направляется в залив Суда. [ 13 ] Ринек достиг Даймонда около 10:00. [ 13 ] и запросил прикрытие самолета в 10:25. [ 14 ]
Даймонд в сопровождении Райнека вернулся в Сламат и прибыл около 11:00. Они нашли две спасательные шлюпки со Сламата и спасли их пассажиров. «Сламат» горел от носа до кормы, а «Даймонд» выпустил торпеду в левый борт, в результате чего он затонул . [ 13 ] [ 16 ] К настоящему времени «Даймонд» нес около 600 выживших со , Сламата включая капитана Луидингу. [ 13 ]
Около 13:15 бомбардировщики Staffel Ju 87 вышли из-под солнца и внезапно атаковали два эсминца. Две бомбы повредили Даймонд , уничтожили обе ее спасательные шлюпки и затопили ее за восемь минут. Три бомбы попали в Райнек ; она перевернулась влево и затонула через 10–15 минут. «Райнек» спустила на воду свой китобойный корабль , и каждый эсминец спустил на воду по три поплавка «Карли» . [ 13 ] Несколько человек на плавучих платформах Карли погибли либо от ран, либо утонули в волнах. [ 13 ]
Спасения и жертвы
[ редактировать ]Морис Wryneck Инженер компании мыса Уолдрон принял командование китобойным судном, и оно направилось на восток мимо Малеас , буксируя два поплавка Carley и их пассажиров. Вечером ветер усилился, из-за чего поплавки ударились о лодку, поэтому Уолдрон неохотно бросил их по течению. [ 13 ]

После 19:00 27 апреля вице-адмирал легких сил Генри Придэм-Уиппелл забеспокоился, что Даймонд не вернулся в залив Суда и не отвечает на радиосигналы. Райнеку было приказано хранить молчание по радио , поэтому не было предпринято никаких попыток связаться с ней по рации. [ 17 ] Придэм-Виппелл отправил эсминец HMS Griffin на позицию, где Сламат затерялся . Той ночью она нашла 14 выживших на двух плавучих платформах Карли, еще несколько плавучих средств и еще четырех выживших утром и отвезла выживших на Крит. [ 13 ]
Последний выживший из Сламата , [ 18 ] Ветеран Службы Королевской армии Джордж Декстер утверждает, что после потопления Райнека он и трое других мужчин были спасены крейсером HMS Orion . [ 19 ]
Выжившие на китобойном судне Райнека достигли Крита в три этапа. 28 апреля они направились к острову Милос в Эгейском море , но были слишком измотаны, поэтому приземлились у скалы Ананес, примерно в 13 морских милях (24 км) к юго-востоку от Милоса. Там они встретили каик, полный греческих беженцев и британских солдат, эвакуированных из Пирея , которые укрывались днем и отплывали только ночью, чтобы избежать обнаружения. Вечером все покинули Ананес и направились на юг, на Крит, причем большая часть людей находилась на каике, а пятеро были отбуксированы на китобойном судне. 29 апреля каик заметил небольшой десантный корабль , вышедший из Порто-Рафти недалеко от Афин. Она взяла на борт всех с каика и китобойного судна, и на следующий день они достигли залива Суда. [ 13 ]
Около 1000 человек погибли в результате потери Сламата , Даймонда и Райнека . Из примерно 500 солдат, которых погрузил Сламат , восемь выжили. [ 17 ] Из ее состава, состоящего из 193 членов экипажа, 21 австралийского и новозеландского артиллериста DEMS и медицинского корпуса NZEF, [ 20 ] 11 выжили. Из Даймонда 166 человек выжило 20. Из « Ринека » выжило 27. 106 членов экипажа [ 16 ]
Памятники
[ редактировать ]В августе 1946 года королева Нидерландов Вильгельмина написала вдове капитана Луидинги письмо, в котором выразила сочувствие в связи со смертью мужа, благодарность за его военную службу и похвалила его как een groot Zoon van ons Zeevarend Volk («великий сын нашего народа-мореплавателя»). [ 16 ]

Войска и военно-морской персонал Великобритании и Содружества , погибшие при затоплении кораблей «Сламат» , «Даймонд» и «Ринек», названы в Афинском мемориале Комиссии Содружества по военным захоронениям на военном кладбище Фалерон в Палео Фалиро к юго-востоку от Афин. [ 21 ] Персонал Королевского флота также увековечен в Великобритании на памятниках Королевскому флоту в Чатеме , Плимуте и Портсмуте . Джордж Декстер заказал памятник всему военнослужащему, погибшему в результате затопления трех кораблей. Он находится в Клубе Королевского Британского Легиона , Шард Энд , Бирмингем . [ 19 ]
установил памятник жертвам всех трёх кораблей В 2011 году голландский скульптор Николас ван Ронкенштейн . Он был установлен в Синт-Лауренскерк («Церковь Святого Лаврентия») в Роттердаме и официально открыт к 70-летию катастрофы, 27 апреля. [ 16 ]
27 июня 2012 года на нынешнем корабле HMS Diamond состоялась церемония возложения венков к месту «Сламата» затопления . Среди участников были Даймонда командир , потомки некоторых погибших из Нидерландов и Новой Зеландии, а также главнокомандующий ВМС Греции . [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Аллен, Тони (8 ноября 2013 г.). «СС Сламат (+1941)» . Место крушения . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарнак 1938 , с. 567.
- ^ Перейти обратно: а б с Талбот-Бут 1936 , с. 353.
- ^ Перейти обратно: а б Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Талбот-Бут 1936 , стр. 353, 526.
- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1931 год . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «сс. Сламат (1) 1924 г.» . Изображения кораблей . Берт ван Гален . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хейга, Арнольд. «Сламат» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1940 год . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хейга, Арнольд. «Индрапоэра» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой США.8» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Затопление «Сламата», 27 апреля 1941 года. Операция «Демон» . Голландские пассажирские суда: Willem Ruys, Sibajak, Slamat, Indrapoera, Insulinde, Patria . 4 ноября 2010 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3052 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3047 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ван Лиерде, Эдуард. «Памятник Сламату» . Royal Rotterdam Lloyd в Аудхорне. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3053 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Чедвик, Эдвард (2009). «Подвинься, Клуни, познакомься с Джорджем Декстером» . Бирмингемская почта . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардсон, Энди (5 ноября 2013 г.). «Корабли, на которых я был, были потоплены в один и тот же день – и я выжил, чтобы рассказать об этом» . Бирмингемская почта . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Документальный фильм СС Сламат» . Музей КРЛ . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ «Военное кладбище Фалерон» . Детали кладбища . Комиссия Содружества по военным захоронениям.
- ^ «HMS Diamond отдает дань памяти жертвам войны» . Королевский флот . 27 июня 2012 года . Проверено 8 января 2014 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беземер, KWL (1987). История голландского торгового флота во Второй мировой войне (на голландском языке). Амстердам: Эльзевир . ISBN 978-90-100-6040-2 .
- Крабб, Брайан Джеймс (2021). Операция «Демон» . Портисхед: Анджела Янг. ISBN 978-1-527271-01-2 .
- Гарнак, Эдвин П. (1938) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (7-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер . п. 567.
- Луидинга, Франс (1995). Судовой журнал Тьяллинга Луидинги 1890–1941: капитан «Роттердамше Ллойд» (на голландском языке). самостоятельно опубликовано. ISBN 9789080246126 .
- Талбот-Бут, ЕС (1936). Корабли и море (Третье изд.). Лондон: Sampson Low , Marston & Co. Ltd., стр. 353, 526.
- корабли 1924 года
- Морские инциденты в апреле 1941 г.
- Пассажирские суда Нидерландов
- Корабли, построенные во Флиссингене
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Кораблекрушения Греции
- Пароходы Нидерландов
- Корабли с паровыми турбинами
- Военные корабли Нидерландов
- Торговые корабли Нидерландов времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море