QSMV Доминион Монарх
«Доминион Монарх» в Саутгемптоне. | |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя |
|
Владелец |
|
Порт приписки | Саутгемптон |
Маршрут | |
Строитель | Охотник на лебедей и Уигэм Ричардсон |
Расходы | £1,500,000 |
Номер двора | 1547 |
Заложен | 14 июля 1937 г. |
Запущен | 27 июля 1938 г. |
Завершенный | 12 января 1939 г. |
Первое путешествие | 17 февраля 1939 г. |
Не работает | 21 апреля 1962 г. |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) |
|
Судьба | прибыл 25 ноября 1962 года в Осаку , Япония, на слом. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер и грузовой рефрижераторный лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 657,6 футов (200,4 м) на человека |
Луч | 84,8 футов (25,8 м) |
Черновик | 34 фута 1 + 1 ⁄ 2 дюйма (10,40 м) |
Глубина | 44,4 фута (13,5 м) |
колоды | 6 |
Установленная мощность | 5056 л.с. или 32 000 л.с. |
Движение | судовые дизельные двигатели ; четыре винта |
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж | 385 (на гражданской службе) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Примечания |
|
QSMV Dominion Monarch — британский пассажирский и грузовой рефрижераторный лайнер . Ее имя было ссылкой на Доминион Новой Зеландии . Необычная приставка «QSMV» обозначала четырехвинтовой теплоход .
Корабль был построен в Англии в 1937–39 годах и, будучи новым, установил ряд рекордов по своим размерам и мощности. Он работал между Великобританией и Новой Зеландией через Австралию на гражданской службе в 1938–40 и 1948–62 годах и был военным кораблем в 1940–47 годах. Половину 1962 года он провел в порту Сиэтла в качестве плавучего отеля для выставки Century 21 , а затем был списан в Японии.
Здание
[ редактировать ]Лебедь Хантер и Уигэм Ричардсон из Уоллсенда построили Dominion Monarch под номером 1547 для Shaw, Savill & Albion Line . [1] Ее киль был заложен 14 июля 1937 года на одной из западных верфей Swan Hunter. [2] Он представлял собой переходный этап в стальном судостроении, поскольку палубы и торцы его верхней обшивки были собраны с помощью электросварки (в то время относительно новой на британских верфях), но остальная часть ее корпуса была собрана более традиционным методом клепки. [3] Ее обошлось в 1 500 000 фунтов стерлингов . строительство [4]
Элеонора, леди Харрисон, жена Фредерика Льюиса, 1-го барона Эссендона, спустила корабль на воду 27 июля 1938 года. [5] Лондонская и Северо-Восточная железная дорога пролегала по специальному поезду, который курсировал без остановок из Лондона в Уоллсенд. [6] На локомотиве № 4492 Dominion of New Zealand он перевозил высокопоставленных лиц, в том числе верховных комиссаров Австралии, Южной Африки, Южной Родезии и Новой Зеландии. [7] Барон Эссендон был председателем компании Furness Withy , которая с 1933 года была материнской компанией Shaw, Savill & Albion . [3]
Dominion Monarch установил ряд рекордов. Это был самый большой корабль, построенный на реке Тайн с тех пор, как в 1906 году Swan Hunter построил лайнер водоизмещением 31 938 GRT. Cunard Liner RMS Mauretania В основном это был грузовой лайнер, рассчитанный всего на 525 пассажиров. На нем было 160 одноместных и 182 многоместных каюты, включая два люкса . В ее общественные помещения входили кинотеатр, игровая площадка, открытый бассейн размером 24 фута (7,3 м) на 16 футов (4,9 м), отдельная столовая для детей. [8] и курительная комната в якобетском стиле с камином и многогранными окнами. Некоторые из ее общественных помещений были оборудованы кондиционерами . [9] Все ее жилые помещения были первоклассными, и он остается крупнейшим грузовым лайнером со всеми когда-либо построенными первоклассными пассажирскими помещениями. [5]
Dominion Monarch лайнером в мире был самым мощным моторным . [5] Она была оснащена четырьмя William Doxford & Sons пятицилиндровыми двухтактными одностороннего действия дизельными двигателями , каждый из которых + 9 ⁄ 16 дюймов (72,5 см) Диаметр отверстия 28 88 + 9 ⁄ 16 дюймов (2,25 м) Ход . [3] Два двигателя были построены компанией Swan Hunter и два по лицензии компанией Sunderland Forge. [3] [10] Двигатели были самыми большими из всех, которые построила Доксфорд. [10] Вместе они дали ей рейтинг 5056 NHP. [3] или 32 000 л.с. , максимальная скорость 21,5 узла (39,8 км/ч) и крейсерская скорость 19,2 узла (35,6 км/ч) при частоте вращения двигателя 123 об/мин. [5]
Корабль имел четыре 100- фунтовых ф /дюйма. 2 двухсторонние вспомогательные котлы. Бортовое электричество обеспечивалось пятью шестицилиндровыми дизельными двигателями Allen мощностью 900 л.с., каждый из которых приводил в действие генератор мощностью 600 кВт на 220 В. [5] Большая часть ее грузового отсека была охлаждена. Ее навигационное оборудование включало в себя радиопеленгатор , эхолот и гирокомпас . [3]
Строительство Доминиона Монарха было завершено 12 января 1939 года. [11] 28 января она прошла ходовые испытания у Сент-Эббс-Хед , Бервикшир, Шотландия. перед отплытием в Лондон, где вечером 29 января он был пришвартован в доке короля Георга V. [12] Затем ее передали владельцам. [5] который зарегистрировал ее в Саутгемптоне . [3]
Довоенная служба
[ редактировать ]Новый корабль отправился из северо-восточной Англии в Лондон для погрузки груза для своего первого рейса. [5] В рамках подготовки к ее строительству там были модернизированы: восемь новых трехтонных электрических кранов были установлены на северной набережной короля Георга V. дока [13] Она покинула Лондон 17 февраля 1939 года и сделала свой первый заход в Саутгемптон , где погрузила пассажиров в Австралию и Новую Зеландию. Затем она посетила Тенерифе на Канарских островах, чтобы найти бункеры , Кейптаун и Дурбан в Южной Африке ; и Фримантл , Мельбурн и Сидней в Австралии. 24 апреля 1939 года она достигла Веллингтона в Новой Зеландии , где столкнулась с крановым судном «Хикития» . Dominion Monarch также посетил Нейпир, Новая Зеландия . Ее путешествие установило еще больше рекордов, в том числе самый быстрый переход из Британии в Австралию через мыс Доброй Надежды . [5] самый большой корабль, обслуживающий Австралию, и самый большой корабль, обслуживающий Новую Зеландию. [14] На участке от Дурбана до Фримантла ее средняя скорость составляла 19,97 узлов (36,98 км/ч). [15]
После своего первого рейса Dominion Monarch перешел с Тенерифе в Лас-Пальмас для своей очередной остановки дозаправки на Канарских островах. Ее обычное время в пути между Саутгемптоном и Веллингтоном составляло 35 дней. Шоу, Сэвилл и Альбион продвигали эту услугу как «Маршрут Клипера», а стоимость проезда начиналась с 58 фунтов стерлингов. Благодаря передовым технологиям обработки сыпучих грузов своего времени корабль мог совершать три рейса туда и обратно в год, тратя на разгрузку и погрузку в Великобритании и Новой Зеландии почти столько же времени, сколько на плавание в море. [5]
Служба времен Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время своего третьего рейса из Великобритании Доминион Монарх» направлялся « из Фримантла в Мельбурн 3 сентября 1939 года, в день, когда Франция и Великобритания объявили войну Германии. Ее команда начала красить ее в серый цвет, и 8–9 сентября она зашла в Сидней, где была вооружена двумя пистолетами. Одним из них была устаревшая 6-дюймовая военно-морская пушка BL Mk VII , которая была спасена с линкора HMS Venerable 1899 года , когда он был сдан на слом в 1920 году; другой был зенитным орудием, поле огня которого приходилось ограничивать, чтобы не попасть в собственные трубы лайнера. Она достигла Веллингтона 12 сентября, провела 17–23 сентября в Литтелтоне за грузом, снова зашла в Веллингтон 28 сентября и с 30 сентября остановилась в Окленде на неделю для посадки пассажиров. 7 октября она уехала в Великобританию, зайдя в Сидней, Мельбурн, Фримантл, Дурбан, Кейптаун в Южной Африке и Фритаун достигла Даунс в Северном море в Сьерра-Леоне , а 28 ноября у Кента. Адмиралтейство рассматривало возможность ее реквизиции в качестве военный корабль , но на этом этапе отверг его как слишком роскошный. [5]
«Доминион Монарх» простоял на шесть недель в Тилбери, но затем возобновил свой маршрут, отправившись 9 января 1940 года через Кейптаун, Фримантл и Мельбурн в Сидней, куда он прибыл 12 февраля. На этот раз она не продолжила путь в Новую Зеландию, а провела 11 дней в Сиднее, прежде чем отправиться в обратный рейс 23 февраля. Из-за угрозы со стороны немецких подводных лодок он привлек мало пассажиров в обоих направлениях, поэтому на обратном пути из Австралии большая часть его пассажирских помещений перевозила дополнительный груз. Ее общественные комнаты были заставлены ящиками с фруктами и овощами, а на игровой площадке лежали тюки шерсти. [5] Она зашла в Мельбурн и Кейптаун и 1 апреля прибыла в Даунс. [16]
Корабль снова покинул Великобританию 28 апреля 1940 года. В военное время торговые и военные корабли были отключены, включая навигационные огни. В мае Dominion Monarch столкнулся с каботажным судном , входившим в состав конвоя в Ла-Манше . [5] Повреждения, похоже, были незначительными, поскольку она продолжила путь через Кейптаун в Австралию, заходя во Фримантл, Аделаиду и Мельбурн, прежде чем добраться до Сиднея 6 июня. [16]
На обратном пути Dominion Monarch погрузила 100 австралийских солдат в Сидней и доставила их через Мельбурн, Кейптаун и Фритаун в Ливерпуль в Англии, куда она прибыла 29 июля. В то время он все еще был непереоборудованным гражданским лайнером, поэтому 100 военнослужащих располагали помещениями, рассчитанными на 525 пассажиров первого класса. [5]
Военный корабль
[ редактировать ]В июне 1940 года Италия вступила в войну, а Франция капитулировала перед Германией , что нейтрализовало мощный французский флот , предоставило базы подводных лодок Кригсмарине на французском атлантическом побережье и сделало Средиземное море практически непроходимым для кораблей союзников. Торговым и военным кораблям союзников приходилось идти гораздо более окольными маршрутами, чтобы снизить риск нападения подводных лодок, поэтому требовалось больше кораблей для перевозки того же количества персонала, товаров и материалов . Поэтому потребность в военных кораблях возросла, и в августе 1940 года Адмиралтейство реквизировало Dominion Monarch в Ливерпуле. Затем она провела шесть недель в Ливерпуле, пока ее роскошное жилье сняли и переоборудовали для перевозки 142 офицеров и 1341 человека других званий. [5]
10 сентября корабль покинул Ливерпуль с зенитным полком в Египет . Чтобы избежать Средиземного моря, она отплыла с конвоем AP 3/1 через Кейптаун и достигла Суэца в Египте. 22 октября [17] Затем ее отправили через Коломбо на Цейлоне , Фримантл и Мельбурн в Сидней, куда она прибыла 22 ноября. [16] Там он был поставлен в сухой док на верфи острова Какаду , ее вооружение было увеличено, а размещение войск было изменено, поскольку оно не соответствовало австралийским правилам. Она уехала 3 декабря и 6-го достигла Веллингтона, где погрузила груз и погрузила на борт 1434 новозеландских солдата .
В Веллингтоне компания Dominion Monarch входила в состав Конвоя US 8. Это был замечательный флот военных кораблей, в который входили три Cunard White Star компании крупнейших океанских лайнера : 81 235 GRT RMS Queen Mary , 45 674 GRT RMS Aquitania и 35 738 GRT RMS Mauretania , которые между ними погрузилось 11 372 военнослужащих. Canadian Pacific компании водоизмещением 16 810 брт Судно RMS « Императрица России» и еще один военный корабль перевозили еще 2892 военнослужащих и были частью конвоя до Сиднея. [18]
Общая численность военнослужащих в составе конвоя составляла почти 15 700 человек, и представители правительства и большое количество граждан попрощались с ними на публичной церемонии, когда колонна отплыла 19 декабря. HMAS и Sydney , HMAS Canberra Leander HMNZS крейсеры . Конвой сопровождали [5] который зашел во Фримантл, прежде чем достичь Тринкомали и Коломбо на Цейлоне в январе 1941 года, откуда «Доминион Монарх» продолжил свой путь с конвоем США 8/1 в Египет. [19] Она снова столкнулась с каботажным судном, на этот раз у Перима в Баб-эль-Мандебе у входа в Красное море . [5] Он получил лишь незначительные повреждения, продолжил путь через Суэцкий канал и 29 января достиг Порт-Саида. Там она едва избежала воздушного налета. [5] перед отъездом через два дня. [16]
Dominion Monarch везла полный груз замороженного мяса и молочных продуктов из Новой Зеландии в Великобританию, и после высадки своих войск она вернулась через Суэцкий канал и достигла Суэца 3 февраля. Она покинула Суэц 6 февраля с конвоем СУ 1А, который рассредоточился в Индийском океане. По пути она погрузила на борт 300 абиссинских беженцев из Восточноафриканской кампании и отвезла их в Момбасу в Кении . [5] Затем она продолжила путь через Кейптаун в Ливерпуль, куда прибыла 18 марта 1941 года. [16]
Корабль провел пять недель в Ливерпуле, отправившись 24 апреля в Ферт-оф-Клайд , где он стал частью конвоя WS 8/A. [20] Он вылетел 26 апреля и доставил ее через Фритаун в Дурбан, откуда она без сопровождения продолжила путь через Дурбан и Веллингтон, достигнув Окленда 7 июля. После двухнедельного пребывания в порту 22 июля он покинул Окленд и направился в Ливерпуль, но на этот раз через Тихий океан и Панамский канал. Она зашла на Кюрасао 10 августа и прибыла в Галифакс, Новая Шотландия, 16 августа, чтобы дождаться конвоя в Великобританию. Она стала частью конвоя TC 12B, в который также входили P&O » водоизмещением 23 722 брутто-метра военный корабль « Стратеден и «Императрица России » компании CP . TC 12B покинул Галифакс 26 августа и направился в Ферт-оф-Клайд, а Dominion Monarch продолжил свой путь в Ливерпуль, куда прибыл 1 сентября. [21] Сентябрь 1941 года корабль провел в Ливерпуле. [16]
Три раза вокруг света
[ редактировать ]Великобритания, ее союзники и США были все более обеспокоены японской агрессией на Дальнем Востоке. «Доминион Монарх» погрузил на борт 1672 солдата – на 238 человек больше, чем обычно – и 29 сентября покинул Ливерпуль на конвое WS 12, который перевозил более 41 500 солдат на Дальний Восток. У WS 12 было 19 военных кораблей, в том числе Holland America Line компании 36 287 GRT Nieuw Amsterdam P&O 22 284 GRT , RMS Strathaird и четыре канадских тихоокеанских военных корабля: RMS Empress of Japan , RMS Empress of Canada , Empress of Russia и Duchess of Richmond . WS 12 достиг Фритауна 14 октября. [22] откуда через пять дней Доминион Монарх отправился в Кейптаун и Индийский океан. 17 ноября крейсер HMS Glasgow встретил в море группу кораблей конвоя WS 12 — Dominion Monarch , Empress of Canada и Duchess of Richmond и грузового лайнера Perseus — чтобы сформировать конвой WS 12J в Коломбо. [23] откуда Dominion Monarch и Empress of Canada продолжили путь с Глазго и эсминцем HMS Dragon в качестве конвоя WS 12V, достигнув Сингапура 28 ноября. [24]
В Сингапуре Шоу «Сэвилл» и «Альбион» поставили «Доминион Монарх» в сухой док, а ее двигатели разобрали для капитального ремонта. [25] но 7 декабря Япония напала на Перл-Харбор , а на следующий день вторглась в Гонконг и Малайю . Японские войска быстро завоевали превосходство в воздухе и начали усиливать воздушные налеты на Сингапур. Двигатели « Доминиона Монарха » были разобраны, но главный инженер и команда быстро собрали их заново. [25] и 10 декабря [16] она отплыла в относительную безопасность Новой Зеландии. Два месяца спустя в битве за Сингапур большая часть войск, которые она привела в Сингапур, была либо убита, либо взята в плен и провела следующие три с половиной года в качестве военнопленных у японцев .
Dominion Monarch прибыл в Окленд 22 декабря и провел там Рождество 1941 года и Новый 1942 год. 8 января она уехала с 1157 военнослужащими в Великобританию. Она снова пересекла Тихий океан и прошла через Панамский канал, а 3 февраля достигла Галифакса, чтобы дождаться конвоя. 11 февраля он и Royal Mail Lines водоизмещением 22 209 GRT военный корабль «Алькантара» отправились с тремя эсминцами в составе конвоя NA 3 в залив Ферт-оф-Клайд. Dominion Monarch продолжил путь в Ливерпуль, прибыл 19 февраля и оставался в порту 27 дней на ремонт. [26]
22 марта 1942 года Dominion Monarch покинул Ливерпуль и направился в Орсе, Внутренние Гебриды , где стал частью конвоя WS 17, направлявшегося в Южную Африку. В состав WS 17 входили «Алькантара» и несколько других британских военных кораблей, Netherland Line компании «Йохан ван Олденбарневельт» и американский военный корабль «Бразилия» . Он зашел во Фритаун и достиг Кейптауна 19 апреля, откуда «Доминион Монарх» самостоятельно пересек Индийский океан и достиг Бомбея 6 мая. Она покинула Бомбей 15 мая, зашла в Коломбо, Фримантл и Сидней и прибыла в Окленд 12 июня. 22 июня она отбыла из Окленда в Великобританию, снова пройдя через Панамский канал и остановившись в Галифаксе, чтобы дождаться подходящего конвоя. 21 июля он и лайнер «Летиция» отправились с четырьмя эсминцами в составе конвоя NA 13 в залив Ферт-оф-Клайд. Dominion Monarch продолжил путь в Ливерпуль, прибыл 29 июля и оставался в порту 24 дня на ремонт. [27]
26 августа Dominion Monarch покинул Ливерпуль и направился в залив Ферт-оф-Клайд, где стал частью конвоя WS 22, направлявшегося в Индию. Несколько военных кораблей конвоя включали Alcantara компании Royal Mail Lines и водоизмещением 25 689 брутто-тонн Andes и Orient Line компании водоизмещением 23 456 брт Orcades Orcades . WS 22 покинул Клайд 29 августа и достиг Фритауна 9 сентября, откуда через четыре дня Доминион Монарх отправился в Кейптаун и Индийский океан. 11 октября крейсер HMS Hawkins встретил в море группу кораблей конвоя WS 22 — Dominion Monarch Cunard водоизмещением 20 158 брутто , военный корабль RMS Franconia , Anchor Line компании 16 792 GRT California и четыре голландских военных корабля, включая Johan van Oldenbarnevelt , — чтобы сформировать конвой. WS 22B, достиг Бомбея 17 октября. [28] Неделю спустя «Доминион Монарх» покинул Бомбей и направился в Новую Зеландию, зайдя во Фримантл и Сидней, достигнув Окленда 16 ноября, а затем проведя 12 дней в порту. 28 ноября она отправилась в свой четвертый военный рейс в Великобританию через Панамский канал. На этот раз вместо того, чтобы плыть через Галифакс, чтобы присоединиться к конвою, идущему на восток, она без сопровождения пересекла Атлантику и 28 декабря достигла Ливерпуля. [16]
Индийский океан, Египет и Средиземноморье
[ редактировать ]Корабль встретил Новый 1943 год в Ливерпуле и после трех недель пребывания в порту отплыл в залив Ферт-оф-Клайд, чтобы начать новое путешествие в Индийский океан. Конвой WS 26 во Фритаун включал в себя «Императрицу Канады» , «Герцогиню Ричмондскую» , «Стратеден» и «Калифорнию» P&O водоизмещением 20 847 брт RMS , а также военный корабль Mooltan , военный -Castle Line Union корабль компании RMS Arundel Castle водоизмещением 19 118 брт и несколько других, четыре из них голландские. Он покинул Клайд 24 января и достиг Фритауна 6 февраля, откуда «Доминион Монарх» продолжил путь через Дурбан в Индийский океан. 11 марта HMS Hawkins встретил в море группу кораблей конвоя WS 26 — Dominion Monarch , Stratheden , Mooltan , California , Royal Rotterdam Lloyd Dempo и Chyebassa -India Line British компании — чтобы сформировать конвой WS 26B, достигший Бомбея 11 марта. 17 марта. [29]
После 10 дней пребывания в Бомбее Dominion Monarch без сопровождения отплыла в Дурбан, а затем в Веллингтон, куда прибыла 30 апреля. К настоящему времени ее жилые помещения, по-видимому, были увеличены, поскольку она не только погрузила 8000 тонн груза и 3000 мешков почты, но и погрузила на борт 3535 военнослужащих; более чем в два раза больше, чем в 1940 году. После двухнедельного пребывания в порту он отплыл во Фримантл, куда прибыл 23 мая. Джим Смайт отмечает в своем военном дневнике, что «это был прекрасный день, море очень спокойное» и что «корабль пришвартовался в 17:00». [ нужна ссылка ] Там она и Нью-Амстердам сформировали Конвой US 19, который представлял собой всего лишь два военных корабля, направлявшихся вместе в Коломбо. Доминион Монарх продолжил путь самостоятельно через Аден и 11 июня достиг Суэца. Пять дней спустя она отплыла через Коломбо в Кейптаун, куда прибыла 10 июля. [16] и пробыл в порту три с половиной недели.
В Кейптауне она присоединилась к Канадско-Австралазийской линии 17 941 GRT Aorangi и линкорам HMS Revenge и HMS Резолюция , чтобы сформировать Конвой CF 13, который отплыл 4 августа. [30] Он зашел в Пуэнт-Нуар , Французское Конго , 11–13 августа, откуда продолжил движение как Конвой CF 13A, достигнув Фритауна 24 августа. [31] Там к четырем кораблям присоединился голландский военный корабль «Демпо» , и они стали конвоем CF 13B, который покинул Фритаун на следующий день и достиг Гибралтара 31 августа. [32]
К тому времени союзники выиграли Североафриканскую кампанию и вторглись на Сицилию , а также возобновили обычные конвои между Египтом и Великобританией через Средиземное море. Корабль присоединился к конвою MKF 22, который направлялся из Порт-Саида в Ферт-оф-Клайд, а Dominion Monarch 9 сентября достиг Ливерпуля. Там она высадила 3429 военнослужащих и простояла в сухом доке 25 дней. [33]
Затем корабль присоединился к конвою KMF 25, который покинул Ливерпуль 16 октября, прошел через Средиземное море и направлялся в Александрию. Доминион Монарх продолжил путь в Порт-Саид и прибыл 31 октября. [34] Двумя днями позже он отплыл на конвое XIF 3 в Италию и 6 ноября достиг Огасты, Сицилия. [35] куда она погрузила 3630 солдат. Она присоединилась к конвою MKF 25A, который следовал из Порт-Саида в Ферт-оф-Клайд и прибыл 24 ноября. На следующий день «Доминион Монарх» прибыл в Ливерпуль и провел следующие девять дней в ремонте. [36]
Трансатлантические конвои
[ редактировать ]Следующие 18 месяцев компания Dominion Monarch провела трансатлантическое сообщение между Ливерпулем или Клайдом и Нью-Йорком , начиная с конвоя UC 45B, который покинул Мерси 18 ноября 1944 года. [37] и продолжалось до Конвоя UC 68A, который достиг Нью-Йорка 28 мая 1945 года. [38] За это время она совершила шесть рейсов туда и обратно между Великобританией и Нью-Йорком. Ее график был прерван однажды, в 1944 году, когда «Капитан» класса фрегаты HMS Burges и Inman сопровождали ее в миссии от Клайда до Исландии и обратно. Три корабля покинули Клайд 20 августа и вернулись всего через четыре дня. [39] [40]
Конец военных действий
[ редактировать ]Затем «Доминион Монарх» доставил немецких военнопленных в Австралию, достигнув гавани Дарлинг в Сиднее, Новый Южный Уэльс, 17 июня 1945 года. К концу боевых действий на борту корабля было более 90 000 военнослужащих. В их число вошли 29 000 военнослужащих США в Великобританию и 1900 раненых военнослужащих из Кейптауна в Великобританию. Она перевезла более 70 000 тонн грузов между Австралазией и Великобританией, в том числе 51 500 тонн масла, сыра и мяса из Австралии и Новой Зеландии в Великобританию. За шесть лет войны она прошла 350 000 миль. [5]
Затем корабль был занят доставкой новозеландских войск домой. В конце 1945 года она привела батальон маори домой и прибыла на пристань Пипитеа в Веллингтоне 23 января 1946 года. [41] Dominion Monarch не была освобождена от государственной службы Великобритании до 21 июля 1947 года, когда ей заплатили в доке короля Георга V в Лондоне . [5]
Послевоенная гражданская служба
[ редактировать ]«Доминион Монарх» вернулся на «Тайн», где «Лебединый охотник» снова переоборудовал его в гражданский лайнер. Это заняло 15 месяцев, в течение которых он был переоборудован для перевозки 508 пассажиров первого класса. [5] Ремонт обошелся в 1 500 000 фунтов стерлингов — столько же, сколько стоило ее строительство. [4] Он возобновил гражданскую службу 16 декабря 1948 года, покинув Великобританию с пассажирами и 10 000 тонн груза в Австралию и Новую Зеландию. Экипаж представлял собой разношерстную сборную, среди них были драки и корабль прозвали «Маньяком Доминиона» или «Ведерком крови». [5]
Из 508 пассажирских мест 100 были отведены для пассажиров между Великобританией и Кейптауном. Их цена составляла 150 фунтов стерлингов 8 шиллингов 0 пенсов, что лишь немногим больше, чем стоимость проезда на конкурирующей линии Union-Castle Line . [5]
Команда Новой Зеландии по крикету отплыла из Веллингтона на корабле Dominion Monarch 26 февраля 1949 года в свой летний тур по Англии . [42] Они прибыли в Саутгемптон 2 апреля. [43] После турне по Южной Африке All Blacks команда союза регби 23 сентября 1949 года вылетела из Дурбана и вернулась домой. [44] В 1950 году на корабле был установлен новый комплект гребных винтов , что позволило ему работать тише. 5–23 мая 1953 года она провела на стапеле Уоллсенд для капитального ремонта. [5] Южноафриканская команда по крикету прибыла в Перт , Австралия, в Dominion Monarch 14 октября 1953 года для проведения серии туров. [45]
В 1955 году корабль водоизмещением 20 204 GRT Southern Cross был построен и присоединился к флоту Shaw Savill, сместив Dominion Monarch с позиции флагмана . Два корабля открыли кругосветное сообщение в альтернативных направлениях, расширив маршрут Лондон – Кейптаун – Австралия – Веллингтон через Фиджи , Французскую Полинезию , Панаму и Кюрасао обратно в Лондон. [5]
Однажды во второй половине 1961 года Dominion Monarch столкнулся с концом пирса в гавани Сиднея. Повреждения вызвали незначительное затопление помещений экипажа во время шторма при пересечении Большого Австралийского залива . [5]
27 июня 1961 года компания Vickers-Armstrongs on the Tyne спустила на воду замену Dominion Monarch — 24 731 GRT Northern Star . [46] Dominion Monarch в последний раз покинула Лондон 30 декабря 1961 года. В феврале 1962 года она была продана Mitsui за 400 000 фунтов стерлингов, а 15 марта она в последний раз покинула Веллингтон. [5] Она прибыла в Саутгемптон примерно 22 апреля. Высадив пассажиров, она отправилась в Лондон, чтобы разгрузить груз. [47] 10 июля «Северная звезда» . вместо нее в строй вступила [46]
Экспозиция Century 21 и списание
[ редактировать ]С июня по ноябрь 1962 года Mitsui арендовала Dominion Monarch в качестве плавучего отеля и развлекательного центра для выставки Century 21 в Сиэтле вместе с принадлежащим мексиканцам отелем Acapulco и принадлежащим канадцам Catala . [48] Она прибыла в Сиэтл 29 мая 1962 года. [49] Бортовой отель находился под управлением Western Hotels . [50] Спрос на жилье оказался меньше, чем прогнозировалось, Monarch американский фрахтовщик Dominion потерял 200 000 долларов, а ее чартер был сокращен на несколько недель. Выставка закрылась 21 октября, а 25 ноября корабль прибыл в Осаку , Япония, для сдачи на слом. [5]
Почтовые марки
[ редактировать ]Доминион Монарх был изображен на двух почтовых марках. Первая была выпущена Новой Зеландией в 1946 году в рамках выпуска «Мир» и изображает ее и HMNZS Achilles на марке номиналом 5 пенсов, отдающей дань уважения Королевскому военно-морскому флоту Новой Зеландии . [51] Вторая была выпущена Австралией в 2004 году как часть серии «Bon Voyage» на марке 50 центов и изображает плакат Shaw, Savill and Albion Line с изображением корабля. [52]
В популярной культуре
[ редактировать ]Доминион Монарх фигурирует на картинке в первых титрах телесериала BBC «Вызовите акушерку» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новый лайнер водоизмещением 27 000 тонн». Таймс . № 47872. Лондон. 20 декабря 1937 г. полковник Е, с. 9.
- ^ Гуссенс, Рубен. «QSMV Доминион Монарх» . ssMaritime . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1940 год . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Много новых лайнеров». Таймс . № 51268. Лондон. 1 января 1949 г. полковник G, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Кастелл, Маркус (3 сентября 2007 г.). «QSMV Доминион Монарх» . Морской рекорд Новой Зеландии . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Спущен на воду новый моторный лайнер». Таймс . № 48058. Лондон. 28 июля 1938 г. полковник Д, с. 16.
- ^ «Специальный поезд до Тайнсайд-Лонча». Таймс . № 48056. Лондон. 26 июля 1938 г. полковник Е, с. 9.
- ^ «Детская столовая, Доминион Монарх» . Те Ара; Энциклопедия Новой Зеландии . Правительство Новой Зеландии . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Роскошный корабль: комфорт — особенность Dominion Monarch» . Меркурий . Находка: Национальная библиотека Австралии . 6 июня 1938 года . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Виллиан Доксфорд и сыновья». Таймс . № 48139. Лондон. 31 октября 1938 г. полковник А.С., с. 24.
- ^ «Самый большой корабль, пришвартованный в Тайне». Таймс . № 48202. Лондон. 13 января 1939 г. полковник Ф, с. 14.
- ^ «Новый лайнер с Тайна». Таймс . № 48216. Лондон. 30 января 1939 г. полковник Б, с. 20.
- ^ «События в лондонском порту». Таймс . № 48007. Лондон. 30 мая 1939 г. полковник G, с. 24.
- ^ Талбот-Бут 1942 , с. 349.
- ^ «Путешествие Монарха Доминиона». Таймс . № 48258. Лондон. 20 марта 1939 г. полковник Г, с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хейга, Арнольд. «Монарх Доминиона» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой АП.3/1» . Серия AP Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой США.8» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой США.8» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.8А» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой TC.12B» . Серия ТК Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.12» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.12J» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.12В» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Слейдер 1988 , с. 183
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой НА.3» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой НА.13» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой WS.22B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой WS.26B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой CF.13» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой CF.13А» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой CF.13B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой МкФ.22» . Серия МКФ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой КМФ.25» . Серия KMF Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой XIF.3» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой MKF.25A» . Серия МКФ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой UC.45B» . Серия UC Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой UC.68A» . Серия UC Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой ДС.56» . Серия ДС Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Конвой СД.56» . Серия SD Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Традиционный церемониал и праздник: батальон маори приветствуется дома». Иллюстрированные лондонские новости . № 5576. Лондон. 2 марта 1946 г. с. 239.
- ^ «Команда Новой Зеландии». Таймс . № 51317. Лондон. 28 февраля 1949 г. полковник Ф, с. 6.
- ^ «Приезд сборной Новой Зеландии». Таймс . № 51347. Лондон. 4 апреля 1949 г. полковник С, с. 6.
- ^ «Телеграмма доктора Малана All Blacks». Таймс . № 51495. Лондон. 24 сентября 1949 г. полковник С, с. 6.
- ^ "Крикет". Таймс . № 52443. Лондон. 15 октября 1953 г. полковник Б, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Кастелл, Маркус (20 июня 2007 г.). «Северная звезда 1961–1975» . Морской рекорд Новой Зеландии . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ «Последнее возвращение Монарха Доминиона». Таймс . № 55372. Лондон. 23 апреля 1962 г. полковник G, с. 10.
- ^ Дерпт, Павел. «Сиэтл сейчас и тогда: Монарх Доминиона» . Дерпт Шеррард Момонт . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Дерпт, Павел (10 августа 2012 г.). «Океанский лайнер был ботелем во время Всемирной выставки 1962 года» . Журнал Pacific North West . Сиэтл, Вашингтон: Компания Seattle Times . Проверено 6 августа 2014 г.
- ^ «Всемирная выставка» . Пресс-обзор . Издательская компания Коулз . 19 марта 1962 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Мир 1946 года» . Марки Новой Зеландии . Проверено 6 августа 2014 г.
- ^ "Счастливого пути" . Филателизм . Проверено 6 августа 2014 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пахарь, Питер (2006). «Монарх Доминиона». Австралийские корабли с мигрантами, 1946–1977 гг . Кентхерст, Новый Южный Уэльс: Rosenberg Publishing. п. 30. ISBN 978-1877058400 .
- Слейдер, Джон (1988). Красный Дастер на войне . Лондон: William Kimber & Co Ltd., с. 183. ИСБН 0-7183-0679-1 .
- Талбот-Бут, ЕС (1942) [1936]. Корабли и море (Седьмое изд.). Лондон: Sampson Low , Marston & Co. Ltd., стр. 349, 541.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- На борту «Монарха Доминиона», известного как Уоллсенд (видео). Британский Пате . 1939. 19276.
- корабли 1938 года
- Грузовые лайнеры
- Корабли линий Шоу, Сэвилл и Альбион
- Корабли, построенные Swan Hunter
- Военные корабли Соединенного Королевства
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Пассажирские корабли Великобритании времен Второй мировой войны