Jump to content

Битва при Булони

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из битвы при Булони (1940) )

Битва при Булони (1940)
Часть битвы за Францию

Битва за Францию, ситуация 21 мая - 4 июня 1940 г.
Дата 22–25 мая 1940 г.
Расположение 50 ° 43'35 "N 1 ° 36'53" E  /  50,72639 ° N 1,61472 ° E  / 50,72639; 1,61472
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Франция
 Великобритания
 Бельгия
 Германия
Командиры и лидеры
Французская Третья республика Пьер Луи Феликс Ланкето
Великобритания Уильям Фокс-Питт
Нацистская Германия Хайнц Гудериан
Нацистская Германия Рудольф Вейль
Нацистская Германия Вольфрам барон фон Рихтгофен
Сила
Французская Третья республика Штаб, гарнизон и учебные части
Великобритания 2 пехотных батальона
1500 вспомогательного военного пионерского корпуса военнослужащих
вспомогательные подразделения
Бельгия учебные подразделения
1 танковая дивизия
Жертвы и потери
в. 5000 военнопленных
Булонь находится во Франции
Булонь
Булонь

Битва при Булони в 1940 году — оборона порта Булонь-сюр-Мер французскими, британскими и бельгийскими войсками в битве за Францию ​​во время Второй мировой войны . Битва велась одновременно с осадой Кале , незадолго до операции «Динамо» — эвакуации британского экспедиционного корпуса (BEF) из Дюнкерка . После франко-британской контратаки в битве при Аррасе 21 мая немецкие части были готовы противостоять возобновлению атаки 22 мая. Генерал танковой группы (генерал-лейтенант) Гейнц Гудериан , командующий XIX корпусом , возражал, что он хочет броситься на север, вверх по побережью Ла-Манша, чтобы захватить Булонь, Кале и Дюнкерк. Приказ о наступлении части XIX корпуса был отдан только в 12:40 22 мая, когда союзные войска в Булони были подкреплены из Англии большей частью 20-й гвардейской бригады .

У гвардейцев было время окопаться вокруг порта, прежде чем 2-я танковая дивизия , задержанная французскими войсками в Самере атаковала периметр, удерживаемый ирландской гвардией , около 17:00 , и была отброшена после часа боя. Фронт валлийской гвардии подвергся атаке в 20:00 и снова в сумерках, отрезав отряд ирландцев в 22:00. На рассвете 23 мая немецкие атаки возобновились, в конечном итоге отбросив защитников обратно в город. Около восьмидесяти легких бомбардировщиков Королевских ВВС (RAF) совершили боевые вылеты в поддержку защитников порта.

Корабли Королевского флота пробивались в гавань и выходили из нее; Французские и британские эсминцы бомбардировали немецкие позиции, когда на борт были погружены раненые и мирные жители, а также высадился отряд подрывников ВМФ. Во время затишья во второй половине дня 23 мая Люфтваффе бомбили гавань, несмотря на то, что их перехватили истребители британских ВВС . В 18:30 гвардейской бригаде было приказано снова погрузиться на борт; Британские эсминцы бросились в док сквозь строй немецких танков и артиллерии. С французскими защитниками нижнего города связаться не удалось, и только утром 24 мая генерал Ланкето понял, что британцы ушли.

Французы и оставшиеся британские войска продержались до 25 мая, а затем сдались. Гудериан писал, что приказ о остановке и сохранение значительных сил для защиты от контратак союзников лишили возможности быстро захватить порты Ла-Манша и уничтожить силы союзников на севере Франции и Бельгии. Наступление на Дюнкерк началось 23 мая, но на следующий день было остановлено до 27 мая; Дюнкерк не был захвачен до 4 июня, когда большая часть BEF и многие французские и бельгийские войска бежали.

Карта Кот-д'Опаль

Булонь-сюр-Мер, Кале , Дюнкерк и Дьепп порты Ла-Манша на французской стороне в самой узкой части Ла-Манша. Булонь находится в устье быстрой реки Лианы , которая извивается по долине. Гавань находится на ровной местности по обе стороны реки; хорошо застроен и имеет крутые дороги в гору к старому городу ( Верхний Виль или Цитадель). Холмы создают скрытые подходы к порту и предлагают атакующему возвышенность, особенно хребет Мон-Сен-Ламбер. [1] Во время Странной войны (сентябрь 1939 г. - 10 мая 1940 г.) снабжение Британского экспедиционного корпуса (BEF) осуществлялось через порты, расположенные дальше на запад, такие как Гавр и Шербур , но порты Ла-Манша начали использоваться после того, как в них были заложены минные заграждения. Ла -Манш в конце 1939 года, чтобы уменьшить потребность в кораблях и эскорте. Когда в декабре начался отпуск войск BEF, Булонь стала использоваться для связи и передвижения войск. [2]

Битва за Францию

[ редактировать ]

10 мая 1940 года немцы начали наступление на Францию, Бельгию и Нидерланды. В течение нескольких дней немцы добились прорыва в центре французского фронта возле Седана и двинулись на запад по долине реки Соммы . Когда BEF отошли через Бельгию в северную Францию, потребовалось меньше войск снабжения, поскольку линии связи сократились. Британцы начали выводить излишки живой силы через Булонь и Кале, а 17 мая генерал-лейтенант Дуглас Браунригг , генерал-адъютант BEF, перенес тыловой штаб (GHQ) из Арраса в Булонь, не проинформировав своих французских офицеров связи. [3] [а] 21 мая немцы захватили Абвиль в устье Соммы, отрезав войска союзников в Северной Франции и Бельгии от их баз южнее. [4]

За оборону Булони отвечал французский военно-морской флот ( Marine Nationale ), который имел гарнизон численностью 1100 человек в портовых фортах XIX века под командованием капитана де Вайссо Дютфуа де Мон-де-Бенке . [5] восемь британских 3,7-дюймовых зенитных орудий 2-го тяжелого зенитного полка , восемь пулеметов 58-го легкого зенитного полка и батарея 2-го прожекторного полка 20 мая из Англии прибыли ; у французов было две 75-мм полевые пушки, две 25-мм противотанковые пушки и два танка, один из которых был неисправен. [6] 20 мая передовые части немецкого XIX корпуса ( генерала танковой группы Хайнца Гудериана ) достигли Абвиля. Порты Ла-Манша стали единственным средством снабжения и, при необходимости, эвакуации для союзников. [7] Рано утром 21 мая Датфой приказал военно-морскому гарнизону численностью 1100 человек отступить за толстые средневековые стены Верхнего Виля (Старого города или Цитадели) к востоку от реки Лианы. [5]

Дютфуа слышал паникёрские сообщения о приближении крупных немецких сил, по-видимому, от генерала Жана Пелисье де Фелигонда , командира 137-го пехотного полка, который был атакован немецкими танками в Эсдене , в 30 милях (48 км) к юго-востоку от порт. Датфой приказал своим людям вывести из строя береговую артиллерию в фортах и ​​направиться в гавань для эвакуации; приказы были усилены другими офицерами. Датфой уехал в Дюнкерк рано утром, и дисциплина была нарушена, военный склад был взломан, и грабители выпили его содержимое. [8] [б] Мирные жители, все еще ожидавшие мест на эвакуационных кораблях, начали паниковать, пока капитан фрегата Поэр, отвечавший за морской фронт, не пригрозил толпе пистолетом. Поэр покинул лагерь в 10:00 , и обстрел корабельных орудий продолжился. Некоторые из людей Датфоя связались с вице-адмиралом Марселем Леклерком , заместителем командующего Дюнкерком, который приказал сохранить оставшиеся орудия для защиты города. Во время визита в Булонь рано утром 22 мая Леклерк приказал морякам сражаться и ждать помощи от французской и британской армий. [9] Адмирал Жан Абриаль, французский командующий в Дюнкерке, отдал приказ: «Вы должны умереть на своих постах один за другим, а не сдаваться…» [8]

Прелюдия

[ редактировать ]

Оборонительные приготовления союзников

[ редактировать ]
Карта кантона с изображением Санера и Девра к юго-востоку от Булони.

Отряд Королевской морской пехоты прибыл в Булонь ранним утром 21 мая. [10] 20 -я гвардейская бригада ( бригадный генерал Уильям Фокс-Питт ), состоящая из 2-го батальона валлийской гвардии и 2-го батальона ирландской гвардии , проходила подготовку в Камберли 21 мая, когда ей было приказано отправиться во Францию. [11] С бригадной противотанковой ротой и батареей 69-го противотанкового полка Королевской артиллерии гвардейцы утром 22 мая прибыли в Булонь на трёх торговых судах и эсминце HMS Vimy в сопровождении эсминцев Whitshed и Vimiera . [12] 21-я французская пехотная дивизия ( Général de brigade [бригадный генерал] Пьера Луи Феликса Ланкето ) должна была удерживать линию между Самером и Деврем , примерно в 10 милях (16 км) к югу от города, куда уже прибыли три батальона. дальнейшее подкрепление британцев, включая полк крейсерских танков . На следующий день из Кале ожидалось [13]

Фокс-Питт разместил своих людей на возвышенности за пределами города, поддерживая связь с Ланкето, который организовал французские войска в городе. Ирландская гвардия удерживала правый фланг к юго-западу от реки у Сен-Леонара до моря у Ле-Портеля, а валлийская гвардия - левый фланг к северо-востоку от реки на западных склонах хребта Мон-Ламбер и возвышенности через Сен-Мартен-Булонь, оборонительный периметр которого составлял 6 миль (9,7 км). [14] Дорожные заграждения были установлены группой из примерно пятидесяти человек из 7-го Королевского Западно-Кентского полка из Альберта , около 100 человек из 262-й полевой роты Королевских инженеров и зенитных расчетов удерживали правый фланг Уэльской гвардии вдоль дорог, приближающихся к юг. [1] Фокс-Питт оставил брешь по периметру между левым флангом Уэльса и побережьем для подкрепления, ожидавшегося из Кале. [15] находилось 1500 человек из 5-й группы Вспомогательного военного пионерского корпуса , состоящей из отозванных резервистов и частично обученных солдат, работающих в качестве чернорабочих. В городе в ожидании эвакуации под командованием подполковника Дональда Дина В.К. (AMPC ) [10] Под французским командованием находились гарнизоны фортов и некоторые французские и бельгийские учебные подразделения, имеющие ограниченную военную ценность. [16] Ланкето сказал Фоксу-Питту, что французские войска в Булони «сгруппированы», что, по мнению Фокс-Питта, означало, что они готовы сдаться. [17]

Подготовка немецкого наступления

[ редактировать ]
Гудериан во время битвы за Францию

Франко-британская контратака у Арраса вынудила немцев продолжить наступление на север, в сторону портов Ла-Манша, а не на юг, через Сомму, и поздно вечером 21 мая верховное командование де Херес (ОКХ) приказало танковой группе Кляйста продвинуться примерно на 50 миль (80 миль). км) на север, чтобы захватить Булонь и Кале. [1] Опасения по поводу новой контратаки привели к тому, что XV корпус был сдержан, дивизия XLI корпуса двинулась на восток, а 10-я танковая дивизия XIX корпуса была выделена для защиты от контратаки с юга. Части 1-й танковой дивизии (генерал-лейтенант Фридрих Кирхнер ) и 2-й танковой дивизии (генерал-лейтенант Рудольф Фейль ), оба соединения XIX корпуса, также были задержаны для защиты плацдармов над Соммой. [18] 2-й танковой дивизии было приказано наступать на Булонь по линии Байнктун — Самер, а 1-я танковая дивизия должна была охранять правый фланг, продвигаясь к Девре и Маркизе в случае контратаки со стороны Кале. [1]

Современная карта Булони и окрестностей (коммуна FR, код 62160)

2-я танковая дивизия сформировала две колонны: одна должна была обойти город и атаковать с севера. Южная колонна первой во второй половине дня 22 мая вступила в контакт со штабной ротой 48-го французского пехотного полка, единственной части 21-й дивизии, находившейся между немцами и Булонью. Французские писари, водители и связисты установили две 75-мм полевые пушки и две 25-мм противотанковые пушки для прикрытия перекрестка у Несле , где они задержали немцев почти на два часа, пока их не обошли с фланга. [19] Вечером колонна прибыла на окраину Булони и начала обстрел и прощупывание позиций ирландской гвардии к югу от города. Ирландцы подбили ведущий немецкий танк и отразили последующие атаки, несмотря на то, что немцы захватили один из их передовых взводов. Рано утром немцы атаковали позиции валлийской гвардии вдоль побережья с северо-востока, когда они начали окружать город, но каждый раз были отброшены. [17] Браунригг, располагавший единственным каналом связи Фокс-Питта с Англией, отбыл со своим штабом в 3 часа ночи на эсминце HMS Verity , не проинформировав гвардию. Лишь немногим частям 21-й пехотной дивизии удалось занять блокирующие позиции возле Девра до того, как немецкое наступление достигло их. Французам удалось задержать здесь 1-ю танковую дивизию на протяжении большей части 22 мая, прежде чем в 4 часа утра Фоксу-Питту сообщили , что французы были отброшены в Булонь немецкими танками. [20] Большая часть 21-й пехотной дивизии, направлявшаяся поездом в Булонь, попала в засаду немецких танков и была рассеяна. [21]

HMS Venomous , один из старинных британских эсминцев времен Первой мировой войны, использовавшихся при эвакуации.

Через час после рассвета форт де ла Креш возле Вимерё , к северу от Булони, был захвачен немецкими войсками. Возможность подкрепления из Кале была сорвана появлением немецкой бронетехники на северном периметре. Фокс-Питт понял, что ему придется защищать порт, имея там только два гвардейских батальона и различные французские и британские войска. [17] AMPC спешно прочесали в поисках людей с военным опытом и вооружили винтовками, взятыми у остальных. 800 человек из отряда AMPC были брошены в пропасть между двумя гвардейскими батальонами, а еще 150 человек были отправлены на подкрепление валлийской гвардии. Зенитчики, охранявшие южные дороги, из 3,7-дюймовых зенитных орудий уничтожили два немецких танка и отступили. [15]

Немцы начали клешневую атаку на позиции валлийской и ирландской гвардии, и к 10:00 южные клешни при поддержке артиллерии и авиации сделали открытые склоны вокруг города непригодными; гвардейцы были вынуждены вернуться в город. [22] флигеркорпус VIII ( генерал-майор Вольфрам Фрайхерр фон Рихтгофен ) послал «Штуки» разрушить укрепления в Булони, что оказало большую помощь атакующим силам. [23] Вими прибыл в полдень с группой подрывников военно-морского флота и отрядом Лютик, береговой группой Королевской морской пехоты , начав погрузку раненых и AMPC. Фокс-Питт получил приказ от Вими удерживать Булонь любой ценой, поскольку ранее в тот же день его радиосвязь с Англией была потеряна. [24] Королевский флот и флотилия французских эсминцев под командованием капитана Ива Урвуа де Портзампарка [ фр ] , в состав которой входили большие эсминцы Chacal и Jaguar , а также меньшие эсминцы Fougueux , Frondeur , Bourrasque , Orage , Foudroyant , Cyclone , Siroco и Mistral , оказали огневую поддержку. войскам на окраине города. [25] [22]

Командир 2-й танковой дивизии обнаружил, что британцы и французы в Булони «упорно сражались за каждый дюйм земли», и не мог сказать, эвакуируют ли британцы порт или укрепляют его. [26] Во время затишья в тот же день эсминец HMS Keith пришвартовался и начал погрузку войск AMPC. Налет Люфтваффе был перехвачен Королевских ВВС (RAF) «Спитфайрами» из 92-й эскадрильи , но командиры обоих британских эсминцев погибли осколками бомбы. Frondeur был сбит и выведен из строя пикирующими бомбардировщиками Stuka I./ Sturzkampfgeschwader 77 , Orage был затоплен , а британский эсминец Whitshed был поврежден в результате попадания в цель. [27] [28] Пять пилотов были потеряны 92-й эскадрильей ; двое были убиты, двое взяты в плен и один ранен, один самолет был сбит Messerschmitt Bf 109 , остальные четыре - Messerschmitt Bf 110 . [29] [с] К 15:00 Фокс-Питт отвел бригаду на позиции в городе и перенес свой штаб ближе к набережной, чтобы лучше связаться с эсминцами, его единственной связью с Лондоном. Поскольку немецкая артиллерия имела преимущество в виде наблюдаемого огня для прочесывания доков, он отправил в Лондон сообщение, в котором говорилось, что «ситуация серьезная». [30] Незадолго до 18:00 Кейт получил приказ о немедленной эвакуации британцев и уведомление о том, что пять эсминцев либо стоят у Булони, оказывая огневую поддержку, либо находятся в пути . Фокс-Питт решил продолжить эвакуацию AMPC, в то время как гвардейцы с боями отходили к гавани, но связь с британскими войсками по периметру была возможна только через диспетчера. Мосты, удерживаемые гвардейцами, были снесены Королевскими инженерами, прежде чем ирландская гвардия забаррикадировала улицы машинами и отошла в гавань. [30] 800 пионеров под командованием Дина были последними, кто отступил от периметра, поскольку Дин находился вдали от своего штаба, когда поступил приказ об отходе. Вооруженные только винтовками, пионеры надеялись заблокировать немцев самодельными баррикадами на блокпостах и ​​утверждали, что уничтожили один танк, поджег под ним бензин. Дин использовал свои резервы, чтобы освободить два передовых поста, которые оказались изолированными, что привело к ожесточенному рукопашному бою. [31]

Довоенная фотография Морского вокзала в Булони, на которой виден причал, использовавшийся британскими эсминцами во время эвакуации.

Вимиера и Уитшед заменили Вими и Кита , взяв на борт многих морских пехотинцев и гвардейцев. [26] Гавань была полна кораблей, но две группы (около 30 самолетов, похожие на крыло британских ВВС) « Штуков» не смогли поразить корабли, но бомбы, попавшие в причал возле Вими и Кита, привели к некоторым жертвам. [28] Прибыли эсминцы HMS Venomous и Wild Swan и начали погрузку Force Buttercup и остальных ирландских гвардейцев. Когда немцы заняли позиции с видом на гавань, гвардия и корабли вступили в дуэль с немецкой артиллерией. Немецкие танки, продвигавшиеся к причалу, были подбиты 4,7-дюймовыми орудиями Venomous , один танк крутился «снова и снова, как ребенок , катающийся колесом». [32] Немецкие полевые орудия обстреляли гавань, когда эсминец «Венеция» проходил через узкий входной канал, и несколько раз поразил Венецию . На корабле вспыхнул пожар, но он развернулся и уступил место Venomous и Wild Swan , которые также отправились задним ходом, Venomous управлял двигателями, поскольку руль заклинило. [26]

Эсминец HMS Windsor прибыл после наступления темноты и смог продолжить посадку. Покинув гавань, капитан дал сигнал, что британские войска все еще нуждаются в эвакуации, и Вимиера был отправлен обратно, прибыв в Булонь в 1:30 ночи. Набережная была пуста, но когда капитан крикнул громким сигналом, из укрытий появилось много людей; экипажу удалось втиснуть их на борт. Когда Вимиера прибыл в Дувр в 4 часа утра, из него высадилось 1400 человек (включая Арнольда Ридли ). [33] Большая часть британских войск ушла, но осталось около 300 валлийских гвардейцев. [34] Из-за отсутствия радиосвязи три передовые роты Уэльской гвардии остались без связи, и к тому времени, когда они узнали об эвакуации, две роты были отрезаны от доков. Роты разделились на более мелкие группы и попытались прорваться на северо-восток. [35] Ланкето базировался в Верхнем Вилле , ожидая прибытия частей 21-й дивизии. Когда он обнаружил катастрофу, постигшую его дивизию, он как мог организовал оборону города. [20]

Ворота в средневековых городских стенах, защищаемые отрядами 21-й пехотной дивизии.

Немецкие атаки на город в 18:00 и 20:00 были отбиты, и, как сообщается, несколько немецких танков были уничтожены. Французский флот продолжал огневую поддержку, но Фуге и Шакаль были повреждены Люфтваффе ; На следующий день Чакаль был потоплен немецкой артиллерией. Ночью около 100 французских солдат попытались прорваться к Дюнкерку, но потерпели неудачу. На рассвете 25 мая немцы предприняли попытку подъема с использованием гранат и огнеметов при поддержке 88-мм орудий , и в 8:30 Ланкето сдался. [35] Немецкие войска поддерживались атаками « Штук» 2 Sturzkampfgeschwader ( StG 2). « Штуки » разрушили город, впервые встретились с истребительным командованием Королевских ВВС и потеряли четыре самолета над Булонью и Кале. [36]

Последним британским подразделением в Булони была 3-я рота валлийской гвардии (майор Виндзор Льюис); 3-я рота добралась до доков только на рассвете, и Вимиера ушла. [34] Льюис взял на себя большую группу отставших в сараях на пристани, состоящую из гвардейцев, 120 французских пехотинцев, 200 AMPC, 120 королевских инженеров и 150 гражданских беженцев; большинство пионеров были безоружны. Когда сараи попали под немецкий огонь, Льюис перебросил группу на Gare Maritime (портовый железнодорожный вокзал) и построил баррикады из мешков с песком . Вечером 24 мая под огнем танков и пулеметов они отбили немецкий отряд, подошедший к пристани на лодке. Без продовольствия, боеприпасов и без надежды на эвакуацию войска сдались в 13:00 25 мая. [35] Немцы захватили в Булони 5000 солдат союзников , большинство из которых были французами. [37] Многих заключенных отправили на ремонт гавани, чтобы противостоять нападению британского морского десанта. [35]

Последствия

[ редактировать ]
Аа и соединительные водные пути к западу от Дюнкерка.

В «Официальной истории Великобритании» Лайонел Эллис написал, что битва показала, «как легко могут возникнуть недопонимания между союзниками в такой запутанной ситуации». [11] 20-я гвардейская бригада отошла к окраинам Булони утром 23 мая после сопротивления атакам со всех сторон. С 7:30 утра Ланкето дал сигнал о поспешном отходе британцев, возможно, не подозревая о том, насколько ожесточенно оспаривается отход. [38] Связь между Фокс-Питтом и французским штабом в Цитадели была прервана продвижением немцев между Цитаделью и позициями гвардии в нижнем городе. [35] Фокс-Питт получил приказ эвакуировать британские войска, но не французские. Утром 24 мая, когда Ланкето обнаружил, что британцы ушли, французы пожаловались на британское «дезертирство». [39] По мнению британцев, гвардия была срочно отправлена ​​в Булонь для удержания перевалочного порта ( перевалочного пункта ) BEF, а когда он стал ненужным, два батальона, которых было недостаточно для удержания города, были отозваны. [34]

Утверждения о том, что британцы покинули французов, возможно, побудили Черчилля приказать гарнизону Кале сражаться до конца во время осады . [40] [д] Решение было спорным, поскольку британцы из Кале могли быть эвакуированы после того, как они замедлили продвижение Германии к Дюнкерку. [42] Эллис писал, что пятичасовая задержка атаки XIX корпуса на Булонь 22 мая по приказу генерал -полковника Эвальда фон Клейста подверглась критике в военном дневнике корпуса. Сохранение 10-й танковой дивизии в резерве во время атак на Булонь и Кале означало, что линия Аа-канала , западный периметр обороны Дюнкерка, не могла быть атакована одновременно. Без промедления могла бы быть прервана и подготовка 20-й гвардейской бригады в Булони. Длинный, открытый фланг группы армий «А» , неуверенное удержание немцами Амьена и Абвиля, а также владение союзниками Аррасом означали, что выгодная ситуация, в которой немцы находились 22 мая, могла измениться в пользу союзников. Задержка немцев не была чрезмерной, поскольку не было известно, закончилась ли контратака союзников под Аррасом. [43] В 1954 году военно-морской историк Стивен Роскилл написал, что продвижение XIX корпуса к Дюнкерку было отложено, а оборона Булони «несомненно способствовала этому» и помогла союзникам в битве при Дюнкерке (26 мая – 4 июня). [44] Валлийская и ирландская гвардия удостоились боевой награды «Булонь 1940». [45]

Боевые порядки

[ редактировать ]

XIX корпус

[ редактировать ]

Из официальной британской истории «Война во Франции и Фландрии 1939–1940» (1954 [изд. 2004 г.]), если не указано иное. [46]

Булонский гарнизон

[ редактировать ]
Эвакуация войск, 23–24 мая 1940 г. (прим.) [47]
Корабль Войска
Кит 180
Вими 150
Уитшед 580
Вимиера 1,955
Дикий лебедь 400
Виндзор 600
Ядовитый 500
Общий 4,365

Из официальной британской истории «Война во Франции и Фландрии 1939–1940» (1954 [изд. 2004 г.]), если не указано иное. [46]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Отношения между франко-британским командованием были хорошими до прорыва Германии на Маасе, после чего британские штабные офицеры, опасаясь, что они могут быть отрезаны от побережья, начали пренебрегать офицерами связи и скрывать информацию. Французская группа связи покинула Булонь после воздушного налета Люфтваффе в ночь с 19 на 20 мая и достигла Абвиля незадолго до прибытия немцев. [3]
  2. ^ Датфой предстал перед военным трибуналом 26 мая. [8]
  3. командир эскадрильи Роджер Бушелл . Среди пленных был [29]
  4. В книге «Их звездный час» (1949) Черчилль написал, что «сожалеет об эвакуации» Булони. [41]
  1. ^ Jump up to: а б с д Эллис 2004 , с. 155.
  2. ^ Эллис 2004 , с. 16; Бонд и Тейлор 2001 , с. 130.
  3. ^ Jump up to: а б Себаг-Монтефиоре 2006 , стр. 188, 190.
  4. ^ Эллис 2004 , с. 153.
  5. ^ Jump up to: а б Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 190.
  6. ^ Эллис 2004 , стр. 153, 385.
  7. ^ Черчилль 1949 , с. 53; Эллис 2004 , с. 153.
  8. ^ Jump up to: а б с Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 191.
  9. ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , стр. 190–191.
  10. ^ Jump up to: а б Джексон 2002 , с. 39.
  11. ^ Jump up to: а б Томпсон 2009 , стр. 147.
  12. ^ Томпсон 2009 , стр. 147–148.
  13. ^ Эллис 2004 , с. 154.
  14. ^ Томпсон 2009 , стр. 148.
  15. ^ Jump up to: а б Томпсон 2009 , стр. 50.
  16. ^ Эллис 2004 , стр. 153–154.
  17. ^ Jump up to: а б с Томпсон 2009 , стр. 150.
  18. ^ Купер 1978 , стр. 227–228.
  19. ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 192.
  20. ^ Jump up to: а б Эллис 2004 , с. 156.
  21. ^ Виндзор Льюис 1940 .
  22. ^ Jump up to: а б Томпсон 2009 , стр. 151.
  23. ^ Корум 2008 , с. 207.
  24. ^ Джексон 2002 , с. 40.
  25. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 20.
  26. ^ Jump up to: а б с Эллис 2004 , с. 157.
  27. ^ Джексон 2002 , с. 40; Дилди 2015 , с. 81; де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 129.
  28. ^ Jump up to: а б Смит 2011 , с. 133.
  29. ^ Jump up to: а б Фрэнкс 1997 , с. 31.
  30. ^ Jump up to: а б Томпсон 2009 , стр. 153.
  31. ^ Томпсон 2009 , стр. 178.
  32. ^ Хокинс 2003 , с. 70.
  33. ^ Гарднер 2000 , стр. 8–10.
  34. ^ Jump up to: а б с Томпсон 2009 , стр. 155.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Эллис 2004 , с. 158.
  36. ^ Джексон 1974 , с. 115.
  37. ^ Рикард 2008 .
  38. ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 246.
  39. ^ Черчилль 1949 , стр. 70.
  40. ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 198.
  41. ^ Черчилль 1949 , стр. 70, 72.
  42. ^ Томпсон 2009 , стр. 173.
  43. ^ Эллис 2004 , с. 159.
  44. ^ Роскилл 1954 , с. 213.
  45. ^ Бейкер 1986 , с. 146.
  46. ^ Jump up to: а б Эллис 2004 , стр. 368, 402–403.
  47. ^ Гарднер 2000 , с. 10.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейкер, А. (1986). Боевые почести армий Великобритании и Содружества . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-1600-2 .
  • Бонд, Б .; Тейлор, доктор медицины, ред. (2001). Битва за Францию ​​и Фландрию шестьдесят лет спустя (1-е изд.). Барнсли: Лео Купер. ISBN  978-0-85052-811-4 .
  • Черчилль, WS (1949). Их звездный час . Вторая мировая война . Том. II. Бостон, Массачусетс: Mariner Books. ISBN  978-0-395-41056-1 .
  • Купер, М. (1978). Немецкая армия 1933–1945 гг., ее политический и военный провал . Поместье Брайарклифф, Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN  978-0-8128-2468-1 .
  • Корум, Джеймс (2008). Вольфрам фон Рихтгофен: мастер немецкой воздушной войны . Лоуренс, Канзас: Университет Канзаса . ISBN  978-0-7006-1598-8 .
  • де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2009). Пикирующие бомбардировщики и штурмовики Люфтваффе, 1933–1945: Справочный источник . Том. Я. Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-1-906537-08-1 .
  • Дилди, Дуглас (2015). Осень Гельб 1940 (2): Воздушно-десантное нападение на Нидерланды . Лондон: Оспри. ISBN  978-1-4728-0274-3 .
  • Эллис, майор Л.Ф. (2004) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война во Франции и Фландрии 1939–1940 гг . Военная серия по истории Второй мировой войны в Соединенном Королевстве (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). ХМСО . ISBN  978-1-84574-056-6 . Проверено 29 июня 2015 г.
  • Фрэнкс, Норман (1997). Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: Эксплуатационные потери: Самолеты и экипажи, 1939–1941 гг . Том. И. Лестер: Мидленд. ISBN  978-1-85780-055-5 .
  • Гарднер, WJR (2000). Эвакуация из Дюнкерка: операция «Динамо», 26 мая – 4 июня 1940 г. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-5120-0 .
  • Хокинс, И. (2003). Разрушитель: Антология рассказов из первых рук о войне на море 1939–1945 годов . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-947-8 .
  • Джексон, Р. (1974). Воздушная война над Францией, 1939–1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-0510-5 .
  • Джексон, Р. (2002). Дюнкерк: Британская эвакуация, 1940 год . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35968-4 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-105-9 .
  • Роскилл, Юго-Запад (1954). Война на море . История Второй мировой войны . Том. Я. Лондон: HMSO. OCLC   174453980 . Проверено 26 августа 2015 г.
  • Себаг-Монтефиоре, Х. (2006). Дюнкерк: Бой до последнего человека . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-102437-0 .
  • Смит, Питер (2011). Юнкерс Ju 87 Штука: полная история . Лондон: Креси. ISBN  978-0-85979-156-4 .
  • Томпсон, Джулиан (2009). Дюнкерк: отступление к победе . Лондон: Пан Книги. ISBN  978-0-330-43796-7 .

Энциклопедии

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Калл, Б.; Ландер, Брюс; Вайс, Генрих (2001). Двенадцать дней: Воздушная битва за Северную Францию ​​и Нидерланды, 10–21 мая 1940 года, глазами участвовавших в ней летчиков-истребителей . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-902304-12-0 .
  • Фризер, К.Х. (2005). Легенда о блицкриге (пер. ред.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-294-2 .
  • Гловер, Майкл (1985). Битва за порты Ла-Манша, от Кале до Бреста, 1940 год: исследование в замешательстве . Лондон: Лео Купер и Мартин Секер и Варбург. ISBN  0-436-18210-6 .
  • Гудериан, Х. (1976) [1952]. Panzer Leader (переиздание Futura, Лондонское изд.). Лондон: Майкл Джозеф. ISBN  978-0-86007-088-7 .
  • Хорн, А. (1982) [1969]. Проиграть битву: Франция 1940 (переиздание Penguin, лондонское изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN  978-0-14-005042-4 .
  • Уорнер, П. (2002) [1990]. Битва за Францию, 1940: 10 мая - 22 июня (переиздание Cassell Military Paperbacks, Лондонское изд.). Лондон: Саймон и Шустер. ISBN  978-0-304-35644-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eca14c8f49edf74329d77c63c38f0ec0__1708017600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/c0/eca14c8f49edf74329d77c63c38f0ec0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Boulogne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)