Jump to content

Роджер Бушелл

Роджер Бушелл
Бушелл в форме Королевских ВВС незадолго до захвата
Рожденный ( 1910-08-30 ) 30 августа 1910 г.
Спрингс , Трансвааль , Южная Африка
Умер 29 марта 1944 г. ( 1944-03-29 ) (33 года)
Рамштайн , Германия [1]
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевские ВВС
Лет службы 1932–1944
Классифицировать Командир эскадрильи
Команды удержаны № 92-я эскадрилья RAF (1939–40)
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Упоминается в депешах

Командир эскадрильи Роджер Джойс Бушелл (30 августа 1910 — 29 марта 1944) — южноафриканский летчик Королевских ВВС. Он организовал «Великий побег» из Шталага Люфт III в 1944 году, но был одним из 50 беглецов, которые были пойманы и убиты гестапо впоследствии .

Рождение и молодость

[ редактировать ]

Бушелл родился в Спрингсе , Трансвааль , Южная Африка , 30 августа 1910 года в семье англичан Бенджамина Дэниела и Дороти Вингейт Бушелл (урожденная Уайт). [2] Его отец, горный инженер , эмигрировал в страну из Британии и использовал свое богатство, чтобы обеспечить Роджеру первоклассное образование. Сначала он получил образование в Йоханнесбурге , затем в возрасте 14 лет поступил в Веллингтонский колледж в Беркшире, Англия. В 1929 году Бушелл поступил в Пембрук-колледж в Кембридже , чтобы изучать право. [3]

Бушелл, увлекающийся неакадемическими интересами с раннего возраста, преуспел в регби. [ нужна ссылка ] и крикет, и катался на лыжах за Кембридж в гонках между 1930 и 1932 годами, [4] [5] капитан команды в 1931 году. [6]

Катание на лыжах

[ редактировать ]

Одной из страстей и талантов Бушелла были лыжи: в начале 1930-х годов он был объявлен самым быстрым британцем в категории скоростного спуска среди мужчин. После войны в его честь была названа черная трасса в Санкт-Морице , Швейцария, в память о его усилиях по организации швейцарско-англоязычных лыжных встреч. Он также выиграл слалом на ежегодной лыжной гонке Оксфорд-Кембридж в 1931 году. [6]

На мероприятии в Канаде Бушелл попал в аварию, в результате которой одна из его лыж едва не попала ему в левый глаз, оставив ему рану в его углу. Хотя он оправился от этого несчастного случая, у него появилось темное опущение левого глаза из-за рубцов от швов. [ нужна ссылка ]

Бушелл свободно говорил по-французски и по-немецки, с хорошим акцентом, что стало чрезвычайно полезным во время его пребывания в плену . [ нужна ссылка ]

Командир эскадрильи Роджер Бушелл (справа) с командиром звена Робертом Стэнфордом Таком .
[ редактировать ]

Несмотря на свои спортивные перспективы, одним из главных желаний Бушелла было летать. В 1932 году он присоединился к 601-й эскадрилье вспомогательных ВВС (AAF). [7] которую часто называли «толпой миллионеров» из-за большого количества богатых молодых людей, которые платили за проезд исключительно для того, чтобы научиться летать во время тренировок (часто по выходным). [3] Он был принят в строй 10 августа 1932 года и произведен в летные офицеры 10 февраля 1934 года. [8] и летный лейтенант 20 июля 1936 г. [9]

Хотя Бушелл делал карьеру в Королевских ВВС, его попытки стать адвокатом в Линкольнс -Инн в Лондоне не препятствовали. [2] С самого начала его юридической карьеры многие отмечали его способности как юриста, особенно в области защиты по уголовным делам. Спустя некоторое время Бушелл был назначен заниматься военными делами по преследованию военнослужащих Королевских ВВС, обвиненных в различных правонарушениях. Часто в них участвовали пилоты, обвиненные в опасных полетах. В октябре 1939 года, выступая в качестве помощника сэра Патрика Гастингса , он успешно защищал двух пилотов британских ВВС, Джона Фриборна и Пэдди Бирна, предстающих перед военным трибуналом после инцидента с дружественным огнем, известного как битва при Баркинг-Крик . [10] Позже Бирн будет заключен в тюрьму.с Бушеллом в Шталаге Люфт III. [11]

Слева направо: командир эскадрильи Роджер Бушелл, лейтенант Эберхардт (немецкая служба безопасности) и Пэдди Бирн (товарищ по военнопленным)

Регулярная военная карьера

[ редактировать ]

Бушелл получил командование 92-й эскадрильей в октябре 1939 года. Его повышение до командира эскадрильи было подтверждено 1 января 1940 года. [12] Во время первого боя эскадрильи с самолетами противника 23 мая 1940 года во время патрулирования под Кале для оказания помощи в эвакуации из Дюнкерка . [3] ему приписывают повреждение двух Messerschmitt Bf 110 истребителей ZG 26, прежде чем он был сбит сам, вероятно, будущим асом оберлейтенантом Гюнтером Шпехтом . [13] Он совершил аварийную посадку своего «Спитфайра» на оккупированной немцами территории и был схвачен прежде, чем успел скрыться. [ нужна ссылка ]

Бушелл стал военнопленным и был отправлен в Дулаг Люфт транзитный лагерь недалеко от Франкфурта вместе со всем остальным захваченным в плен экипажем.

Военнопленный

[ редактировать ]
Макет Шталаг Люфт III .

По прибытии в Шталаг Люфт он был включен в постоянный британский штаб под командованием старшего британского офицера, командира звена Гарри Дэя . В обязанности постоянного штаба входило помочь недавно захваченным в плен экипажам союзников приспособиться к жизни в качестве военнопленного.

Побег, который считался важной обязанностью всех военнопленных офицерского звания, всегда был у него на уме, и, к счастью, он находился в хорошей компании с Дэй и флотской авиации пилотом Джимми Бакли . Дэй поручил Бакли руководить операциями по побегу, а Бушелла - его заместителем. Все трое сформировали комитет по побегам, ответственный за все попытки побега.

Первый побег

[ редактировать ]

Постоянный персонал лагеря проложил несколько туннелей для эвакуации, один из которых был построен в мае 1941 года. Бушеллу было предоставлено место в туннеле, но он решил сбежать в тот же день, когда туннель прорвался, перерезав проволоку, окружающую небольшой парк в палаточные лагеря. Его решение не использовать туннель заключалось в том, чтобы позволить ему уйти раньше, что позволило бы ему успеть на определенный поезд.

Точная дата побега неизвестна, но предположительно он произошел в июне 1941 года. Бушелл спрятался в козьем сарае в палаточном лагере и, как только стемнело, подполз к проволоке и сумел сбежать.

Бушелл был пойман немецким пограничником на швейцарской границе, всего в нескольких сотнях ярдов от свободы. С ним обращались хорошо, и он вернулся в Дулаг Люфт, а затем был переведен в Шталаг Люфт I вместе со всеми 17 другими, сбежавшими в туннеле (включая Дэя и Бакли).

Бушелл пробыл в Stalag Luft I лишь непродолжительное время, прежде чем его перевели в Oflag XC в Любеке . В этом лагере он участвовал в строительстве еще одного туннеля, но после эвакуации лагеря он остался незавершенным.

Второй побег

[ редактировать ]

Все военнопленные офицеры Великобритании и Содружества были вывезены из лагеря 8 октября 1941 года и отправлены в Офлаг VI-B в Варбурге .

В ночь с 8 на 9 октября 1941 года поезд ненадолго остановился в Ганновере , где Бушелл и чехословацкий летчик Ярослав Зафук выпрыгнули из поезда и скрылись, незамеченные на тот момент немецкой охраной. Ранее в пути шестеро других офицеров сбежали, спрыгнув с поезда, когда он медленно двигался; одного сразу поймали, а один офицер погиб, попав под колеса.

Бушелл и Зафук направились в Прагу в оккупированной Чехословакии . Используя контакты Зафука, они установили контакт с семьей Цейтхаммель – Отто, его сыном Отокаром и дочерью Блазеной – которые были известны чешскому подпольному движению. Двое летчиков остались с Цайтхаммелами в их квартире в районе Смихова, пока семья пыталась подготовиться к их дальнейшему путешествию. Бушелл и Зафук оставались с семьей почти восемь месяцев, и у Бушелла сложились отношения с Блазеной. В середине мая 1942 года офицеров Королевских ВВС предал бывший чешский солдат по имени Мирослав Краус, у которого несколько лет назад был роман с Блазеной и который работал информатором гестапо. Офицеры Королевских ВВС были арестованы 19 мая и допрошены в штаб-квартире гестапо, здании, известном как дворец Петшек. Затем Бушелла отправили в Шталаг Люфт III в Сагане , а Зафука продолжали удерживать в Праге.

После убийства Рейнхарда Гейдриха , видного деятеля СС и действующего имперского протектора Богемии и Моравии, в Праге 27 мая Бушелл был доставлен из камер Шталаг Люфт III в Берлин для дальнейшего допроса в гестапо, заподозрившем его причастность к этому делу. в убийстве Гейдриха. В октябре его вернули в Саган, но сказали, что его расстреляют, если он когда-нибудь снова попадет в руки гестапо. Зафук также подвергся дальнейшему допросу в Праге и в конечном итоге был отправлен в Офлаг IV-C в Кольдице . Цайтхаммелы были расстреляны вместе с другими членами чешского подполья 30 июня. [14]

В Шталаге Люфт III Бушелл взял на себя управление организацией побега от Джимми Бакли, которого переводили в другой лагерь в Польше. Известный как «Большой Икс», он руководил строительством трех больших туннелей, известных как Том, Дик и Гарри, производством и накоплением материалов для побега, введением уровней безопасности и сбором военной разведки, которая была отправлена ​​​​в Лондон зашифрованными буквами. Сгорая от ненависти после того, как он стал свидетелем террора и страданий, причиненных нацистами в оккупированной Праге, а также методов гестапо, он был полон решимости вести войну изнутри лагеря и нанести ответный удар немцам. В ходе так называемого «Великого побега» он планировал сорвать военные действия нацистов, выведя 200 человек за одну ночь. [15] [16] [ нужен лучший источник ]

Великий побег

[ редактировать ]

Весной 1943 года Бушелл разработал план крупного побега из лагеря . Находясь в северном комплексе, где размещались британские летчики, Бушелл в качестве командира комитета по побегу направил усилия по побегу на выявление слабых мест и поиск возможностей. Опираясь на свое юридическое образование, чтобы представить свой план, Бушелл созвал собрание комитета по побегу в лагере и не только шокировал присутствующих его размахом, но и вселил в каждого человека страстную и целеустремленную решимость вложить все силы в побег. Он заявил:

Все здесь, в этой комнате, живут взаймы. По правде говоря, мы все должны быть мертвы! Единственная причина, по которой Бог позволил нам эту дополнительную порцию жизни, заключается в том, чтобы мы могли превратить жизнь гуннов в ад... В Северном комплексе мы концентрируем наши усилия на завершении одного главного туннеля и побеге через него. Туннели частных предприятий не допускаются. Будут вырыты три чертовски глубоких и чертовски длинных туннеля — Том, Дик и Гарри. Один добьется успеха! [3]

Одновременное рытье этих туннелей стало бы преимуществом, если бы хоть один из них был обнаружен немцами, потому что охранники вряд ли могли бы предположить, что еще два могут идти полным ходом. Самым радикальным аспектом плана был не только масштаб строительства, но и количество людей, которых Бушелл намеревался провести через эти туннели. Предыдущие попытки включали в себя побег до дюжины или двадцати человек, но Бушелл предлагал вывести более 200 человек, каждый из которых должен был быть одет в гражданскую одежду и иметь полный набор поддельных документов и спасательного снаряжения. Это было беспрецедентное мероприятие, которое потребовало беспрецедентной организации. Как вдохновитель Великого побега, Бушелл унаследовал кодовое имя «Большой Икс». [3] Туннель «Томь» начинался в затемненном углу холла одного из зданий. Вход «Гарри» был спрятан под печью. Вход в «Дик» имел потайной вход в дренажный отстойник. [17] В их строительстве было задействовано более 600 заключенных. [18]

Конец туннеля «Гарри», показывающий, насколько близко выход находился к забору лагеря.

Том был обнаружен в августе 1943 года, когда строительство близилось к завершению. Бушелл также организовал еще один массовый побег, который произошел 12 июня 1943 года. Это событие стало известно как « Прорыв для дезинсекции» , когда 26 офицеров сбежали, покинув лагерь под конвоем с двумя фальшивыми охранниками (военнопленными, замаскированными под охранников), предположительно, чтобы пойти в душ для дезинфекции. в соседнем комплексе. Все, кроме двоих, были позже пойманы и возвращены в лагерь, а оставшиеся два офицера были отправлены в Офлаг IV-C в Кольдице за попытку угона самолета.

После обнаружения Тома строительство Гарри было остановлено, но возобновилось в январе 1944 года. Вечером 24 марта, после нескольких месяцев подготовки, 200 офицеров приготовились к побегу. Но все пошло не так, как планировалось: из лагеря удалось выбраться только 76 офицерам. [ нужна ссылка ]

Бушелл и его партнер Бернард Шейдхауэр, одни из первых, кто покинул туннель, успешно сели в поезд на железнодорожной станции Саган. На следующий день их поймали на железнодорожном вокзале Саарбрюккена в ожидании поезда в Эльзас .

29 марта под предлогом возвращения в лагерь для военнопленных машина, в которой находились Бушелл и Шайдхауэр, остановилась на привал на обочине автобана недалеко от Рамштайна, Германия (недалеко от сегодняшней авиабазы ​​Рамштайн ). Именно во время этой остановки они были убиты членами гестапо , в том числе Эмилем Шульцем, которым помогали другие. Это было нарушением Женевской конвенции и, таким образом, представляло собой военное преступление . Преступники были позже преданы суду и казнены союзниками . Пятьдесят из 76 беглецов были убиты в ходе убийств в Шталаге Люфт III по личному приказу Адольфа Гитлера .

Мемориал «Пятидесяти» возле Жагани , Бушелл Р.Дж. на левой колонне.

[19] [20]

Надгробие Р. Дж. Бушелла в Познани , Польша

Бушелл похоронен на Познаньском старом гарнизонном кладбище (Собрание могилы 9. А.) в Познани , Польша. [2] Он был посмертно упомянут в депешах от 8 июня 1944 года за службу в качестве военнопленного. [21] Эта награда была зарегистрирована в London Gazette от 13 июня 1946 года. [22]

Мемориалы

[ редактировать ]

Бушелл-Грин в Буши названа в его честь, одна из многих улиц в этом районе названа в честь пилотов Битвы за Британию.

Имя Бушелла также появляется на военном мемориале в Херманусе , Южная Африка, где его родители провели последние годы жизни и где они были похоронены. [23] В 2017 году рядом с местом его убийства возле нынешней авиабазы ​​Рамштайн был установлен мемориал. [24]

В 1934 году Бушелл влюбился в Джорджиану Керзон , но отец вынудил ее вступить в несчастливый брак с кем-то другим. В течение многих лет после смерти Бушелла Керзон в свой день рождения разместил в лондонской «Таймс » рекламу «In Memoriam» , в которой говорилось: «Любовь бессмертна, Джорджи». [25] Слова аналогичного содержания упомянуты в статье. [26] в «Таймс» в 2013 году Саймона Пирсона о любовниках Бушелла. Пирсон заметил, что несколько лет назад, работая в The Times , он пришел:

. . . на памятной записке в архиве, посвященной годовщине рождения Роджера Бушелла и прославляющей его жизнь. Там цитируется Руперт Брук: «Он оставляет белую непрерывную славу, собранное сияние, ширину, сияющий мир под ночью». Оно было подписано «Джорджи».

Наследие

[ редактировать ]

Бушелл послужил основой для персонажа «Роджер Бартлетт» в фильме «Большой побег» (1963), которого сыграл актёр Ричард Аттенборо . [27]

Бушелл сыграл Иэн МакШейн в снятом для телевидения фильме «Великий побег 2: Нерассказанная история» (1988).

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брикхилл, Пол (2000). Великий побег . Лондон, Великобритания: ISBN Cassell & Co.  0-304-35687-5 .
  • Дикс-Пик, Росс (1 февраля 2010 г.). «Великий побег и его южноафриканский вдохновитель» . Южноафриканский . Архивировано из оригинала 31 августа 2014 года.
  • Дюран, Артур (1989). Шталаг Люфт III: Тайная история . Лондон, Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN  978-0-80711-352-3 .
  • Мезероль, Майк (2008). Великий побег: Туннель к свободе . Нью-Йорк: Sterling Publications. ISBN  978-1-40275-705-1 .
  • Пирсон, Саймон (15 августа 2013 г.). Великий беглец: Жизнь и смерть Роджера Бушелла – Любовь, предательство, Большой Икс и Великий Побег . Ходдер и Стоутон. ISBN  978-1-44476-063-7 .
  • Роллингс, Чарльз (2004). Проволока и хуже . Хершам, Великобритания: Ян Аллан. ISBN  978-0-71103-050-3 .
  • Смит, Сидней (1968). День крыльев . Лондон, Великобритания: Коллинз.
  • Вэнс, Джонатан Ф. (2000). Галантная компания . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN  978-0-93555-347-5 .
  • ван дер Сток, Брэм (1987). Военный летчик Оранжа . издательства Pictorial History Publishing Co. Миссула, Монтана: ISBN  978-0-93312-689-3 .
  • Уолтерс, Гай (2013). Настоящий Великий Побег . Лондон, Великобритания: Бантам. ISBN  978-0-593-07190-8 .
  1. ^ «Пятьдесят» . Семья Портеров . Проверено 10 января 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Подробности о пострадавших: Бушелл, Роджер Джойс» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 10 января 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Командир эскадрильи Роджер Джойс Бушелл» . Архив Пегаса .
  4. ^ «Лыжи – встреча университетов». Таймс . 23 декабря 1930 г.
  5. ^ «Университетские лыжные гонки». Таймс . 22 декабря 1932 года.
  6. ^ Jump up to: а б «Катание на лыжах – Оксфорд против Кембриджа». Таймс . 30 декабря 1931 года.
  7. ^ «№33862» . Лондонская газета . 9 сентября 1932 г. с. 5766.
  8. ^ «№34028» . Лондонская газета . 27 февраля 1934 г. с. 1349.
  9. ^ «№34323» . Лондонская газета . 15 сентября 1936 г. с. 5942.
  10. ^ Йоман, Кристофер; Фриборн, Джон (2009). Тигренок – История Джона Фриборна DFC . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-84884-023-2 .
  11. ^ Хейгуд, Тамара Майнер. «Имитация и побег: англо-американские военнопленные во время Второй мировой войны в Европе» (PDF) . Война, литература и искусство онлайн . Проверено 27 августа 2010 г.
  12. ^ «№34765» . Лондонская газета . 2 января 1940 г. с. 25.
  13. ^ «Подполковник Гюнтер Шпехт» . Асы Люфтваффе .
  14. ^ Файлы из Чешского национального архива, использованные в книге Саймона Пирсона «Великий беглец: жизнь и смерть Роджера Бушелла».
  15. ^ Пол Брикхилл , Великий побег
  16. Из интервью с Уолтером Моррисоном и Сидни Доузом, двумя бывшими узниками Шталага Люфт III, для документального фильма « Ради которого я готов умереть».
  17. ^ «Интерактивная карта туннеля «Гарри», использованного для Великого побега» . 11 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  18. ^ «Два парня из Шропшира и великий побег» . Би-би-си. 24 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2004 г. Проверено 27 мая 2009 г.
  19. ^ «Великий побег» .
  20. ^ «Великий побег: установление истины» .
  21. ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г. с. 2615.
  22. ^ «№37598» . Лондонская газета (Приложение). 4 июня 1946 г. с. 2817.
  23. ^ «Военный мемориал Германуса» .
  24. ^ Вюшнер, Сильвано. «Большой побег 24 марта 1944 года» . wueschner.org . Проверено 24 мая 2020 г.
  25. ^ Бразилия, Эдди (2017). Секретный Хай Викомб . Эмберли Паблишинг Лимитед. п. 90. ИСБН  9781445665313 . Проверено 23 января 2018 г.
  26. Саймон Пирсон, «Любовная жизнь великого беглеца» , The Times , 12 августа 2013 г. Проверено 6 ноября 2021 г.
  27. ^ Уолли, Кирсти (10 ноября 2008 г.). «Вдохновляющие подвиги художника-побега» . Это местный Лондон . Медиа-группа Newsquest / Компания Gannett . Проверено 25 сентября 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9edc115d916ac97e769b3132f1f25efc__1714177860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/fc/9edc115d916ac97e769b3132f1f25efc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roger Bushell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)