Jump to content

Гарри Дэй

Гарри Дэй
Капитан группы Гарри Дэй
Псевдоним(а) Крылья
Рожденный ( 1898-08-03 ) 3 августа 1898 г.
Королевство Саравак (ныне Саравак , Малайзия)
Умер 11 марта 1977 г. (1977-03-11) (78 лет)
Мальта
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевская морская пехота (1916–30)
Королевские ВВС (1930–50)
Лет службы 1916–1950
Классифицировать Капитан группы
Команды № 23-я эскадрилья RAF
№ 57-я эскадрилья RAF
Битвы/войны Первая мировая война
Вторая мировая война
Награды Джордж Кросс
Орден за выдающиеся заслуги
Офицер Ордена Британской Империи
Офицер Ордена Почетного легиона (США)
Отношения Джордж Фиотт Дэй (двоюродный дедушка)

Гарри Мелвилл Арбутнот Дэй , GC , DSO , OBE (3 августа 1898 — 11 марта 1977) был морским пехотинцем , а затем пилотом Королевских ВВС во время Второй мировой войны . Будучи военнопленным , он был старшим британским офицером в ряде лагерей и известным беглецом.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дэй родился в Сараваке на Борнео 3 августа 1898 года и вырос там. Его дед был майором 66- го пехотного полка, прежде чем сформировать частную армию для Чарльза Брука , второго Белого раджи Саравака. Армия стала известна как Саравак Рейнджерс . Отец Дэя поступил на службу к радже и стал жителем Саравака. [ 1 ]

Двоюродным дедушкой Дэя был Джордж Фиотт Дэй , который выиграл Крест Виктории во время Крымской войны . Он также является потомком Джорджа Миллера Блая , который был офицером на HMS Victory во время Трафальгарской битвы . [ 1 ]

Дэй был отправлен в Англию и получил образование в колледже Хейлибери , где он поступил в Офицерский кадетский корпус. На маневрах он был ранен выстрелом в спину холостым патроном.

Дэй присоединился к Королевской морской пехоте получил звание младшего лейтенанта . в 1916 году и 31 августа [ 2 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Дэй служил в отряде Королевской морской пехоты на линкоре HMS Britannia . 26 сентября 1917 года ему было присвоено звание временного лейтенанта. [ 3 ]

9 ноября 1918 года, за два дня до перемирия , корабль был торпедирован и затоплен. Дэй отличился тем, что дважды вернулся под палубу сквозь дым и пламя, чтобы спасти двух раненых, оказавшихся внутри, включая стюарда кают-компании. За этот подвиг Дэй был награжден медалью Альберта (морской второй степени). [ 4 ] В 1971 году все обладатели медали Альберта получили право обменять свою награду на Георгиевский крест , что Дэй и сделал. [ 5 ]

Межвоенные годы

[ редактировать ]

26 сентября 1919 года Дэй получил звание лейтенанта, вступившее в силу с 26 сентября 1917 года. [ 6 ] Его первое командование было в отряде морской пехоты на HMS Isis , Eclipse крейсере класса , прежде чем он присоединился к HMS Malaya .

Позже Дэй командовал отрядом морской пехоты HMS Caledon при сожжении Смирны , помогая эвакуировать греков, выживших после турецкой резни. Он также служил во флоте во время участия Лиги Наций в Мемеле . [ 7 ]

Дэй оставался в Королевской морской пехоте до 1924 года, когда он перешёл в авиацию флота . 16 июня 1924 года он получил временное назначение летным офицером Королевских ВВС во время четырехлетнего пребывания в должности. [ 8 ] 1 июля 1928 г. ему было присвоено звание летного лейтенанта , а 21 июня 1930 г. он получил постоянное звание в том же звании (старшинство с 1 июля). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Дэй присоединился к 23-й эскадрилье Королевских ВВС, летавшей на Gloster Gamecocks , с которой он возглавил группу по синхронному пилотажу Королевских ВВС, в которую входил Дуглас Бэйдер на авиасалоне в Хендоне в 1931 году . [ 12 ] и другие дисплеи. [ 13 ] Он занимал должности в ВВС Великобритании в Абу-Суэйре и Хартуме был назначен командиром эскадрильи . , 1 августа 1936 года [ 14 ] командовал в Абукире и Нетеравоне, а затем возглавил Высшую летную школу в Литтл-Риссингтоне . [ 15 ]

Когда война была неизбежна, Дэю обещали штабную работу в штабе бомбардировочного командования Королевских ВВС , но он попросил присоединиться к оперативной эскадрилье. Это было одобрено, и 1 июля 1939 года он был повышен до командира крыла и назначен командиром 57-й эскадрильи Королевских ВВС , дислоцированной в Королевских ВВС Аппер-Хейфорд . [ 16 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Дэйю было за 40, когда началась Вторая мировая война, и с 57-й эскадрильей он перебрался в Мец в составе авиационного компонента Британского экспедиционного корпуса , оснащенного легкими бомбардировщиками « Бристоль Бленхейм» . [ 17 ] Он вызвался выполнить первую боевую задачу эскадрильи - полет из Меца на разведку Хамм-Ганновер-Зост 13 октября 1939 года. Его Бленхейм, L1138 , [ 18 ] был сбит истребителем Messerschmitt Bf 109, которым пилотировал унтер-офицер Штефан Лютьенс из 11./JG 53 недалеко от Биркенфельда . Дэй выпрыгнул с парашютом, получив ожоги лица и рук, но в остальном благополучно приземлился на парашюте . Он был немедленно схвачен немцами и помещен под стражу Люфтваффе врача Германа Гауха . [ 19 ] Два его товарища по экипажу, сержант Э.Б. Хиллер и AC1 Ф.Г. Моллер, погибли. [ 20 ] [ 21 ]

Военнопленный

[ редактировать ]

После поимки Дэй стал военнопленным . Он провел несколько дней в госпитале немецкой армии, где лечили ожоги, а затем провел две недели в небольшом лагере в Оберурзеле (который позже стал известен как Дулаг Люфт ). Затем его отправили в Офлаг IX-A/H в Шпангенберге , куда он прибыл в конце октября. [ 22 ] Он взял на себя роль старшего британского офицера в этом лагере и стал отвечать за благополучие горстки пленных британских ВВС, попавших в плен в столь раннем возрасте. Дэй с шестью британскими ВВС и пятью французскими военнопленными покинул Офлаг IX-A/H в декабре 1939 года и был отправлен в Дулаг Люфт недалеко от Оберурзеля, чтобы стать «постоянным» персоналом в этом новом транзитном лагере.

Дулаг Люфт

[ редактировать ]

Дэй, опять же из-за своего старшинства по званию, занимал пост старшего британского офицера, а также возглавлял постоянный штаб, в задачу которого входило помогать недавно захваченным экипажам адаптироваться к жизни в качестве военнопленных. До начала Норвежской кампании в апреле 1940 года в лагерь попадало очень мало заключенных, и жизнь была довольно спокойной. Дэй хорошо ладил с немецким комендантом майором Румпелем. Постоянным сотрудникам также разрешили условно-досрочное освобождение, они наслаждались обильной едой Красного Креста и хорошими отношениями с немецкой охраной. Это «привилегированное дружелюбие» вызвало подозрения у недавно захваченных экипажей британских ВВС, проходивших через лагерь, и против Дэя и других его коллег было выдвинуто множество обвинений в сотрудничестве. [ 23 ]

Фактически, Дэй отправлял домой разведданные в закодированных письмах и вместе с другими членами постоянного штаба, включая Роджера Бушелла , Джимми Бакли и Джонни Доджа , он принимал активное участие в строительстве туннеля, начинающегося из-под его кровати. который был завершен весной 1941 года. [ 24 ]

В июне 1941 года Дэй и еще 17 человек выбрались из лагеря по туннелю. Это был первый массовый побег за всю войну. Дэй путешествовал пешком в одиночку, намереваясь спуститься по долине Мозеля во Францию, но через пять дней был пойман, выглядя как бродяга. [ 25 ] Все беглецы были пойманы и, проведя несколько дней в тюрьме во Франкфурте-на-Майне , были переведены в Шталаг Люфт I. [ 26 ] Майор Румпель поздравил Дэя с его попыткой. [ 27 ]

Шталаг Люфт I

[ редактировать ]

Дэй прибыл в Шталаг Люфт I в июле 1941 года и сразу же принял на себя роль старшего британского офицера. Любые подозрения, возникшие в отношении Дэя со времени его пребывания в Дулаг Люфте, быстро рассеялись, когда другие обитатели лагеря узнали о его подвигах. В этом лагере Дэй создал организацию по побегу, которую возглавил Джимми Бакли , с помощью которой контролировались все попытки побега, сбор разведданных и подготовка к побегу. Эта организация стала моделью, используемой во всех других союзных лагерях для военнопленных до конца войны. [ 28 ] [ 29 ]

Дэй частично курировал попытку массового побега в августе 1941 года, когда 12 офицеров попытались сбежать через туннель; однако побег был обнаружен, когда третий человек покинул выход, и все трое беглецов были пойманы. [ 30 ]

Шталаг Люфт III и Офлаг XXI-B

[ редактировать ]

Когда в марте 1942 года Шталаг Люфт I был закрыт, Дэй и все сокамерники Королевских ВВС были переведены в восточный комплекс недавно построенного Шталага Люфт III в Сагане ( Жагань ). Здесь он предпринял вторую попытку побега, воспользовавшись поддельным пропуском переводчика. Находясь в одиночной камере после этой попытки, он предпринял третью попытку побега, но снова был пойман.

В октябре 1942 года Дэй был отправлен в Офлаг XXI-B в Шубине в оккупированной немцами Польше , откуда в марте 1943 года он сбежал через туннель уборной вместе с Уильямом Эшем , Питером Стивенсом , Эйданом Кроули и другими. На этот раз Дэй направился на восток, в Польшу, надеясь попасть на корабль, направляющийся в Швецию. Его поймали и отправили обратно в Шубин, а затем перевели обратно в Саган.

Шталаг Люфт III и Великий побег

[ редактировать ]

Вместе с Роджером Бушеллом он спланировал и организовал «Великий побег» . 24 марта 1944 года Дэй и еще 75 человек бежали и направились в Штеттин ( Щецин ). Переодевшись в сшитую на заказ униформу, похожую на гражданский костюм, вместе с еще одним беглецом (Павелом Тобольским), который был одет как немецкий солдат, пара проехала поездом через Берлин и прибыла в Штеттин вечером следующего дня. Там они обратились за помощью к французским рабочим и были отправлены в рабочий лагерь. Однако в лагере их выдал осведомитель и на следующий день арестовали.

После недолгого пребывания в местной тюрьме Дэй был доставлен в Берлин и дал интервью Артуру Небе , человеку, который выбрал для убийства 50 беглецов, в том числе Тобольского. [ 31 ] День был избавлен от казни. Позже Дэй сказал, что Гитлер лично приказал его казнить, но Герман Геринг просил его смягчиться, поскольку Дэй и его семья были так хорошо известны публике.

Концлагерь Заксенхаузен и Тироль

[ редактировать ]

После допроса в гестапо его отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен , откуда он и четверо других (в том числе трое выживших во время Великого побега) совершили еще один побег через туннель. После очередного посещения штаб-квартиры гестапо его содержали в одиночной камере в камере смертников Заксенхаузена.

В феврале 1945 года Дэй был переведен в Дахау через Флоссенбург . В апреле 1945 года его перевели в Южный Тироль вместе с другими известными заключенными. Он предпринял последнюю попытку побега в последние недели войны, когда заключенные были ограничены в свободе в пределах города, находясь на вилле Басса (ныне Нидердорф) . 28 апреля Дэй угнал « Фольксваген» и поехал к позициям союзников, где сообщил союзным войскам о ситуации с заложниками в Тироле. Однако на следующий день один из немецких пленных, полковник фон Бонин , позвонил капитану Вихарду фон Альвенслебену в близлежащий Боцен и попросил его отправить свое подразделение Вермахта на Виллу Басса для защиты пленных от охранников СС . Войска Вермахта освободили заложников 30 апреля, вынудив их охрану бежать.

За свои заслуги во время пребывания в плену Дэй был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» и назначен кавалером Ордена Британской Империи . США Он также был награжден Орденом Почетного легиона в звании офицера за заслуги перед американскими военнопленными. [ 32 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Дэй получил звание капитана группы в 1946 году. [ 33 ] перед уходом со службы в 1950 году. Он выступал в качестве технического консультанта в фильмах « Достичь неба». [ 34 ] и Большой побег . [ 35 ]

Книга Сиднея Смита «День крыльев» представляет собой отчет о подвигах Дэя в качестве военнопленного. Смит также был военнопленным и несколько лет содержался под стражей вместе с Дэем. Дэй также фигурирует в Достичь неба» , биографии Дугласа Бейдера « книге Пола Брикхилла ; и «Великий побег» также Брикхилла. Он был героем телевизионной программы «Это твоя жизнь» в ноябре 1961 года.

Женатый на Марго, Дэй жил в основном на острове Уайт или на Тревор-сквер, 6 в Лондоне. Он умер в больнице Blue Sisters на Мальте 11 марта 1977 года в возрасте 78 лет. [ 35 ]

  1. ^ Jump up to: а б «День крыльев», Сидней Смит, стр. 26
  2. ^ «№29735» . Лондонская газета . 5 сентября 1916 г. с. 8703.
  3. ^ «№30336» . Лондонская газета (Приложение). 16 октября 1917 г. с. 10605.
  4. ^ «№31112» . Лондонская газета . 7 января 1919 г. с. 363.
  5. ^ «Gc-database.co.uk» .
  6. ^ «№31543» . Лондонская газета . 9 сентября 1919 г. с. 11355.
  7. День крыльев Сиднея Смита, стр. 27.
  8. ^ «№32958» . Лондонская газета . 22 июля 1924 г. с. 5553.
  9. ^ «№33400» . Лондонская газета . 3 июня 1928 г. с. 4502.
  10. ^ «1930 | 0861 | Архив полётов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года.
  11. ^ «№33623» . Лондонская газета . 8 июля 1930 г. с. 4273.
  12. ^ Достичь неба Пола Брикхилла , стр. 41
  13. ^ "стрелка активна | 1931 | 0915 | Архив полетов" . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года.
  14. ^ «№34311» . Лондонская газета . 4 августа 1936 г. с. 5081.
  15. ^ Проволока и стены Чарльза Роллингса, стр. 246
  16. ^ «№34641» . Лондонская газета (Приложение). 30 июня 1939 г. с. 4453.
  17. ^ Проволока и стены Чарльза Роллингса, стр. 67
  18. ^ Запись для Blenheim L1138 на сайте Lostaircraft.com.
  19. ^ Зигфрид Гаух, Следы моего отца , издательство Northwestwern University Press, стр. 81–2.
  20. День крыльев Сиднея Смита, стр. 19.
  21. ^ Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС в 1939–40 , WR Chorley, стр. 18
  22. День крыльев Сиднея Смита, стр. 28.
  23. День крыльев Сиднея Смита, стр. 65.
  24. День крыльев Сиднея Смита, стр. 71.
  25. ^ День крыльев Сиднея Смита, стр. 77
  26. ^ WO208/3269 Официальная история лагеря - Дулаг Люфт, глава II, параграф 24
  27. ^ «День крыльев» Сиднея Смита, стр. 79
  28. ^ AIR40/1489 - Рекомендательное письмо Герберта Мэсси от 7 апреля 1945 г.
  29. ^ Побег из Германии Эйдана Кроули , стр. 101
  30. ^ WO208/3282 Официальная история лагеря - SL1 - Глава II, пункт 24
  31. ^ Архивы, Национальный. «Служба Дискавери» . Discovery.nationalarchives.gov.uk .
  32. ^ «№37639» . Лондонская газета (Приложение). 7 января 1919 г. с. 3445.
  33. ^ «№37479» . Лондонская газета (Приложение). 7 января 1919 г. с. 1076.
  34. ^ «Достичь неба (1956) – IMDb» – через www.imdb.com.
  35. ^ Jump up to: а б «Провода и стены» , Чарльз Роллингс, стр. 246
  • День крыльев , Сидни Смит, рассказ о командире звена Гарри Дне «Крыльев», Pan Books, 1968, ISBN   0-330-02494-9
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb894fb573ae265e1f20d06640ada257__1709896980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/57/bb894fb573ae265e1f20d06640ada257.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harry Day - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)