Гарри Дэй
Гарри Дэй | |
---|---|
![]() Капитан группы Гарри Дэй | |
Псевдоним(а) | Крылья |
Рожденный | Королевство Саравак (ныне Саравак , Малайзия) | 3 августа 1898 г.
Умер | 11 марта 1977 г. Мальта | (78 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевская морская пехота (1916–30) Королевские ВВС (1930–50) |
Лет службы | 1916–1950 |
Классифицировать | Капитан группы |
Команды | № 23-я эскадрилья RAF № 57-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Награды | Джордж Кросс Орден за выдающиеся заслуги Офицер Ордена Британской Империи Офицер Ордена Почетного легиона (США) |
Отношения | Джордж Фиотт Дэй (двоюродный дедушка) |
Гарри Мелвилл Арбутнот Дэй , GC , DSO , OBE (3 августа 1898 — 11 марта 1977) был морским пехотинцем , а затем пилотом Королевских ВВС во время Второй мировой войны . Будучи военнопленным , он был старшим британским офицером в ряде лагерей и известным беглецом.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дэй родился в Сараваке на Борнео 3 августа 1898 года и вырос там. Его дед был майором 66- го пехотного полка, прежде чем сформировать частную армию для Чарльза Брука , второго Белого раджи Саравака. Армия стала известна как Саравак Рейнджерс . Отец Дэя поступил на службу к радже и стал жителем Саравака. [ 1 ]
Двоюродным дедушкой Дэя был Джордж Фиотт Дэй , который выиграл Крест Виктории во время Крымской войны . Он также является потомком Джорджа Миллера Блая , который был офицером на HMS Victory во время Трафальгарской битвы . [ 1 ]
Дэй был отправлен в Англию и получил образование в колледже Хейлибери , где он поступил в Офицерский кадетский корпус. На маневрах он был ранен выстрелом в спину холостым патроном.
Дэй присоединился к Королевской морской пехоте получил звание младшего лейтенанта . в 1916 году и 31 августа [ 2 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Дэй служил в отряде Королевской морской пехоты на линкоре HMS Britannia . 26 сентября 1917 года ему было присвоено звание временного лейтенанта. [ 3 ]
9 ноября 1918 года, за два дня до перемирия , корабль был торпедирован и затоплен. Дэй отличился тем, что дважды вернулся под палубу сквозь дым и пламя, чтобы спасти двух раненых, оказавшихся внутри, включая стюарда кают-компании. За этот подвиг Дэй был награжден медалью Альберта (морской второй степени). [ 4 ] В 1971 году все обладатели медали Альберта получили право обменять свою награду на Георгиевский крест , что Дэй и сделал. [ 5 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]26 сентября 1919 года Дэй получил звание лейтенанта, вступившее в силу с 26 сентября 1917 года. [ 6 ] Его первое командование было в отряде морской пехоты на HMS Isis , Eclipse крейсере класса , прежде чем он присоединился к HMS Malaya .
Позже Дэй командовал отрядом морской пехоты HMS Caledon при сожжении Смирны , помогая эвакуировать греков, выживших после турецкой резни. Он также служил во флоте во время участия Лиги Наций в Мемеле . [ 7 ]
Дэй оставался в Королевской морской пехоте до 1924 года, когда он перешёл в авиацию флота . 16 июня 1924 года он получил временное назначение летным офицером Королевских ВВС во время четырехлетнего пребывания в должности. [ 8 ] 1 июля 1928 г. ему было присвоено звание летного лейтенанта , а 21 июня 1930 г. он получил постоянное звание в том же звании (старшинство с 1 июля). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Дэй присоединился к 23-й эскадрилье Королевских ВВС, летавшей на Gloster Gamecocks , с которой он возглавил группу по синхронному пилотажу Королевских ВВС, в которую входил Дуглас Бэйдер на авиасалоне в Хендоне в 1931 году . [ 12 ] и другие дисплеи. [ 13 ] Он занимал должности в ВВС Великобритании в Абу-Суэйре и Хартуме был назначен командиром эскадрильи . , 1 августа 1936 года [ 14 ] командовал в Абукире и Нетеравоне, а затем возглавил Высшую летную школу в Литтл-Риссингтоне . [ 15 ]
Когда война была неизбежна, Дэю обещали штабную работу в штабе бомбардировочного командования Королевских ВВС , но он попросил присоединиться к оперативной эскадрилье. Это было одобрено, и 1 июля 1939 года он был повышен до командира крыла и назначен командиром 57-й эскадрильи Королевских ВВС , дислоцированной в Королевских ВВС Аппер-Хейфорд . [ 16 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Дэйю было за 40, когда началась Вторая мировая война, и с 57-й эскадрильей он перебрался в Мец в составе авиационного компонента Британского экспедиционного корпуса , оснащенного легкими бомбардировщиками « Бристоль Бленхейм» . [ 17 ] Он вызвался выполнить первую боевую задачу эскадрильи - полет из Меца на разведку Хамм-Ганновер-Зост 13 октября 1939 года. Его Бленхейм, L1138 , [ 18 ] был сбит истребителем Messerschmitt Bf 109, которым пилотировал унтер-офицер Штефан Лютьенс из 11./JG 53 недалеко от Биркенфельда . Дэй выпрыгнул с парашютом, получив ожоги лица и рук, но в остальном благополучно приземлился на парашюте . Он был немедленно схвачен немцами и помещен под стражу Люфтваффе врача Германа Гауха . [ 19 ] Два его товарища по экипажу, сержант Э.Б. Хиллер и AC1 Ф.Г. Моллер, погибли. [ 20 ] [ 21 ]
Военнопленный
[ редактировать ]После поимки Дэй стал военнопленным . Он провел несколько дней в госпитале немецкой армии, где лечили ожоги, а затем провел две недели в небольшом лагере в Оберурзеле (который позже стал известен как Дулаг Люфт ). Затем его отправили в Офлаг IX-A/H в Шпангенберге , куда он прибыл в конце октября. [ 22 ] Он взял на себя роль старшего британского офицера в этом лагере и стал отвечать за благополучие горстки пленных британских ВВС, попавших в плен в столь раннем возрасте. Дэй с шестью британскими ВВС и пятью французскими военнопленными покинул Офлаг IX-A/H в декабре 1939 года и был отправлен в Дулаг Люфт недалеко от Оберурзеля, чтобы стать «постоянным» персоналом в этом новом транзитном лагере.
Дулаг Люфт
[ редактировать ]Дэй, опять же из-за своего старшинства по званию, занимал пост старшего британского офицера, а также возглавлял постоянный штаб, в задачу которого входило помогать недавно захваченным экипажам адаптироваться к жизни в качестве военнопленных. До начала Норвежской кампании в апреле 1940 года в лагерь попадало очень мало заключенных, и жизнь была довольно спокойной. Дэй хорошо ладил с немецким комендантом майором Румпелем. Постоянным сотрудникам также разрешили условно-досрочное освобождение, они наслаждались обильной едой Красного Креста и хорошими отношениями с немецкой охраной. Это «привилегированное дружелюбие» вызвало подозрения у недавно захваченных экипажей британских ВВС, проходивших через лагерь, и против Дэя и других его коллег было выдвинуто множество обвинений в сотрудничестве. [ 23 ]
Фактически, Дэй отправлял домой разведданные в закодированных письмах и вместе с другими членами постоянного штаба, включая Роджера Бушелла , Джимми Бакли и Джонни Доджа , он принимал активное участие в строительстве туннеля, начинающегося из-под его кровати. который был завершен весной 1941 года. [ 24 ]
В июне 1941 года Дэй и еще 17 человек выбрались из лагеря по туннелю. Это был первый массовый побег за всю войну. Дэй путешествовал пешком в одиночку, намереваясь спуститься по долине Мозеля во Францию, но через пять дней был пойман, выглядя как бродяга. [ 25 ] Все беглецы были пойманы и, проведя несколько дней в тюрьме во Франкфурте-на-Майне , были переведены в Шталаг Люфт I. [ 26 ] Майор Румпель поздравил Дэя с его попыткой. [ 27 ]
Шталаг Люфт I
[ редактировать ]Дэй прибыл в Шталаг Люфт I в июле 1941 года и сразу же принял на себя роль старшего британского офицера. Любые подозрения, возникшие в отношении Дэя со времени его пребывания в Дулаг Люфте, быстро рассеялись, когда другие обитатели лагеря узнали о его подвигах. В этом лагере Дэй создал организацию по побегу, которую возглавил Джимми Бакли , с помощью которой контролировались все попытки побега, сбор разведданных и подготовка к побегу. Эта организация стала моделью, используемой во всех других союзных лагерях для военнопленных до конца войны. [ 28 ] [ 29 ]
Дэй частично курировал попытку массового побега в августе 1941 года, когда 12 офицеров попытались сбежать через туннель; однако побег был обнаружен, когда третий человек покинул выход, и все трое беглецов были пойманы. [ 30 ]
Шталаг Люфт III и Офлаг XXI-B
[ редактировать ]Когда в марте 1942 года Шталаг Люфт I был закрыт, Дэй и все сокамерники Королевских ВВС были переведены в восточный комплекс недавно построенного Шталага Люфт III в Сагане ( Жагань ). Здесь он предпринял вторую попытку побега, воспользовавшись поддельным пропуском переводчика. Находясь в одиночной камере после этой попытки, он предпринял третью попытку побега, но снова был пойман.
В октябре 1942 года Дэй был отправлен в Офлаг XXI-B в Шубине в оккупированной немцами Польше , откуда в марте 1943 года он сбежал через туннель уборной вместе с Уильямом Эшем , Питером Стивенсом , Эйданом Кроули и другими. На этот раз Дэй направился на восток, в Польшу, надеясь попасть на корабль, направляющийся в Швецию. Его поймали и отправили обратно в Шубин, а затем перевели обратно в Саган.
Шталаг Люфт III и Великий побег
[ редактировать ]Вместе с Роджером Бушеллом он спланировал и организовал «Великий побег» . 24 марта 1944 года Дэй и еще 75 человек бежали и направились в Штеттин ( Щецин ). Переодевшись в сшитую на заказ униформу, похожую на гражданский костюм, вместе с еще одним беглецом (Павелом Тобольским), который был одет как немецкий солдат, пара проехала поездом через Берлин и прибыла в Штеттин вечером следующего дня. Там они обратились за помощью к французским рабочим и были отправлены в рабочий лагерь. Однако в лагере их выдал осведомитель и на следующий день арестовали.
После недолгого пребывания в местной тюрьме Дэй был доставлен в Берлин и дал интервью Артуру Небе , человеку, который выбрал для убийства 50 беглецов, в том числе Тобольского. [ 31 ] День был избавлен от казни. Позже Дэй сказал, что Гитлер лично приказал его казнить, но Герман Геринг просил его смягчиться, поскольку Дэй и его семья были так хорошо известны публике.
Концлагерь Заксенхаузен и Тироль
[ редактировать ]После допроса в гестапо его отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен , откуда он и четверо других (в том числе трое выживших во время Великого побега) совершили еще один побег через туннель. После очередного посещения штаб-квартиры гестапо его содержали в одиночной камере в камере смертников Заксенхаузена.
В феврале 1945 года Дэй был переведен в Дахау через Флоссенбург . В апреле 1945 года его перевели в Южный Тироль вместе с другими известными заключенными. Он предпринял последнюю попытку побега в последние недели войны, когда заключенные были ограничены в свободе в пределах города, находясь на вилле Басса (ныне Нидердорф) . 28 апреля Дэй угнал « Фольксваген» и поехал к позициям союзников, где сообщил союзным войскам о ситуации с заложниками в Тироле. Однако на следующий день один из немецких пленных, полковник фон Бонин , позвонил капитану Вихарду фон Альвенслебену в близлежащий Боцен и попросил его отправить свое подразделение Вермахта на Виллу Басса для защиты пленных от охранников СС . Войска Вермахта освободили заложников 30 апреля, вынудив их охрану бежать.
За свои заслуги во время пребывания в плену Дэй был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» и назначен кавалером Ордена Британской Империи . США Он также был награжден Орденом Почетного легиона в звании офицера за заслуги перед американскими военнопленными. [ 32 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Дэй получил звание капитана группы в 1946 году. [ 33 ] перед уходом со службы в 1950 году. Он выступал в качестве технического консультанта в фильмах « Достичь неба». [ 34 ] и Большой побег . [ 35 ]
Книга Сиднея Смита «День крыльев» представляет собой отчет о подвигах Дэя в качестве военнопленного. Смит также был военнопленным и несколько лет содержался под стражей вместе с Дэем. Дэй также фигурирует в Достичь неба» , биографии Дугласа Бейдера « книге Пола Брикхилла ; и «Великий побег» также Брикхилла. Он был героем телевизионной программы «Это твоя жизнь» в ноябре 1961 года.
Женатый на Марго, Дэй жил в основном на острове Уайт или на Тревор-сквер, 6 в Лондоне. Он умер в больнице Blue Sisters на Мальте 11 марта 1977 года в возрасте 78 лет. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «День крыльев», Сидней Смит, стр. 26
- ^ «№29735» . Лондонская газета . 5 сентября 1916 г. с. 8703.
- ^ «№30336» . Лондонская газета (Приложение). 16 октября 1917 г. с. 10605.
- ^ «№31112» . Лондонская газета . 7 января 1919 г. с. 363.
- ^ «Gc-database.co.uk» .
- ^ «№31543» . Лондонская газета . 9 сентября 1919 г. с. 11355.
- ↑ День крыльев Сиднея Смита, стр. 27.
- ^ «№32958» . Лондонская газета . 22 июля 1924 г. с. 5553.
- ^ «№33400» . Лондонская газета . 3 июня 1928 г. с. 4502.
- ^ «1930 | 0861 | Архив полётов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года.
- ^ «№33623» . Лондонская газета . 8 июля 1930 г. с. 4273.
- ^ Достичь неба Пола Брикхилла , стр. 41
- ^ "стрелка активна | 1931 | 0915 | Архив полетов" . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года.
- ^ «№34311» . Лондонская газета . 4 августа 1936 г. с. 5081.
- ^ Проволока и стены Чарльза Роллингса, стр. 246
- ^ «№34641» . Лондонская газета (Приложение). 30 июня 1939 г. с. 4453.
- ^ Проволока и стены Чарльза Роллингса, стр. 67
- ^ Запись для Blenheim L1138 на сайте Lostaircraft.com.
- ^ Зигфрид Гаух, Следы моего отца , издательство Northwestwern University Press, стр. 81–2.
- ↑ День крыльев Сиднея Смита, стр. 19.
- ^ Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС в 1939–40 , WR Chorley, стр. 18
- ↑ День крыльев Сиднея Смита, стр. 28.
- ↑ День крыльев Сиднея Смита, стр. 65.
- ↑ День крыльев Сиднея Смита, стр. 71.
- ^ День крыльев Сиднея Смита, стр. 77
- ^ WO208/3269 Официальная история лагеря - Дулаг Люфт, глава II, параграф 24
- ^ «День крыльев» Сиднея Смита, стр. 79
- ^ AIR40/1489 - Рекомендательное письмо Герберта Мэсси от 7 апреля 1945 г.
- ^ Побег из Германии Эйдана Кроули , стр. 101
- ^ WO208/3282 Официальная история лагеря - SL1 - Глава II, пункт 24
- ^ Архивы, Национальный. «Служба Дискавери» . Discovery.nationalarchives.gov.uk .
- ^ «№37639» . Лондонская газета (Приложение). 7 января 1919 г. с. 3445.
- ^ «№37479» . Лондонская газета (Приложение). 7 января 1919 г. с. 1076.
- ^ «Достичь неба (1956) – IMDb» – через www.imdb.com.
- ^ Jump up to: а б «Провода и стены» , Чарльз Роллингс, стр. 246
- День крыльев , Сидни Смит, рассказ о командире звена Гарри Дне «Крыльев», Pan Books, 1968, ISBN 0-330-02494-9
- 1898 рождений
- 1977 смертей
- Офицеры Королевской морской пехоты
- Персонал Королевской морской пехоты Первой мировой войны
- Офицеры Королевских ВВС
- Английские авиаторы
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Сбитые авиаторы
- Лауреаты медали Альберта (спасение жизней)
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди, получившие образование в Хейлибери и Колледже Имперской службы.
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Офицеры Ордена Почетного легиона
- Выжившие в концлагере Заксенхаузен
- Британские эмигранты в колониальном Сараваке