Шталаг Люфт I
Шталаг Люфт I | |
---|---|
Барт , Западная Померания | |
Координаты | 54 ° 22'25 "N 12 ° 42'31" E / 54,37361 ° N 12,70861 ° E |
Тип | Лагерь военнопленных |
Информация о сайте | |
Контролируется | ![]() |
История сайта | |
В использовании | 1940–1945 |
Информация о гарнизоне | |
Гарнизон | 900 офицеров и солдат |
Оккупанты | RAF , RAAF , SAAF , USAAF и RCAF Военнопленные |
Шталаг Люфт I был немецким времен Второй мировой войны лагерем для военнопленных недалеко от Барта , Западная Померания , Германия , для пленных союзников летчиков . Говорят, что наличие лагеря для военнопленных защитило город Барт от бомбардировок союзников . [1] Здесь содержалось около 9000 летчиков – 7588 американцев и 1351 британец и канадец. [2] когда он был освобожден в ночь на 30 апреля 1945 года советскими войсками. [3]
История лагеря
[ редактировать ]Лагерь был открыт в 1941 году для содержания британских офицеров, но был закрыт в апреле 1942 года, когда их перевели в другие лагеря. Он был вновь открыт в октябре 1942 года, когда 200 унтер-офицеров Королевских ВВС из Шталага Люфт III туда были переведены . С 1943 года в лагерь отправляли американских военнопленных. [4]
Шталаг Люфт I состоял из Западного комплекса (также называемого Южным комплексом) и Северных комплексов № 1, 2 и 3, разделенных немецкими кварталами. По словам подполковника Чарльза Росса Грининга, старшего офицера Северного лагеря 1: «Наши казармы представляли собой грубые конструкции с деревянным каркасом, стоящие на небольших фундаментных столбах на высоте примерно 8–10 дюймов от земли. Немцы вырыли несколько неглубоких траншей под казармами. чтобы позволить сторожевым собакам подкрадываться и обнаруживать проходивших туннели. Иногда немецкие охранники сами заползали в траншеи и подслушивали разговоры заключенных в их комнатах». В Северном подворье № 1 была столовая , где хлеб, картофель и овощи, предоставленные немцами, дополнялись продуктовыми посылками, доставленными Красным Крестом . Грининг заявляет: «В посылках были банки и пакеты с такими продуктами, как варенье, сыр, сухое молоко, мясо, сардины, маргарин, изюм, шоколад, кофе, сахар и крекеры». Комитет по побегу, состоящий из старших офицеров лагеря, одобрил все представленные планы побега. По словам Грининга, «всего в Шталаге Люфт 1 было вырыто 140 туннелей». В лагере содержалось около 9000 заключенных мужчин. [5]
Командиры
[ редактировать ]- Полковник Хартвиг фон Винклер , 40 марта — 40 июня.
- Майор Роланд фон Эрцен , 40 июня — 41 мая.
- Майор Буркхардт, 41 мая — 42 апреля.
- Полковник Виллибальд Шерер , октябрь. с 42 по 45 января
- Оберст Густав Варнштедт, [6] С 45 января по 45 апреля.
Эвакуация
[ редактировать ]30 апреля 1945 года заключенным было приказано покинуть лагерь перед лицом наступающей Советской Красной Армии , но старший американский офицер полковник Хьюберт Земке отказался отдать приказ. После переговоров между Земке и комендантом-оберстом (полковником) Густавом Варнштедтом было решено, что во избежание бесполезного кровопролития охранники уйдут, оставив военнопленных. На следующий день прибыли первые советские войска. [4] [5] : 217–218
Советские войска плохо обращались с немецким мирным населением в этом районе, но с американским персоналом и персоналом Содружества обращались с уважением (освобожденные военнопленные старались носить нарукавные повязки, на которых была написана их национальность по-русски). Русские солдаты заменили немцев в охране, заперли ворота и отказали солдатам союзников в эвакуации. [ нужна ссылка ] ; почти две недели спустя [ нужна ссылка ] появился американский полковник [ ВОЗ? ] и угрожал застрелить советского командующего, если он не позволит освободить своих «союзников». [ нужна ссылка ] Он приказал открыть ворота и эвакуировать заключенных.
Бомбардировщики B-17, у которых было вывезено все вооружение, были доставлены самолетом, а все оставшиеся пленные союзников были эвакуированы по воздуху в период с 13 по 15 мая в рамках « Операции «Возрождение ». [7]
Британских военнопленных вернули непосредственно в Великобританию, а американцев отправили в лагерь Лаки Страйк. [8] к северо-востоку от Гавра , Франция, перед отправкой обратно в Соединенные Штаты. [9]
В популярной культуре
[ редактировать ]Шталаг является местом действия фильма 2017 года «Орудие войны » с Джеком Эштоном в роли 1-го лейтенанта Клера Уильяма Клайна (30 сентября 1917, Stearns Co., Миннесота - 17 сентября 2010 года, Такома, Pierce Co., Вашингтон). , пилот американского бомбардировщика, заключенный в лагерь с февраля 1944 по апрель 1945 года, который, находясь в заключении, построил скрипку. В фильме также показан отказ заключенных эвакуироваться и переговоры между старшим офицером США и комендантом . [10]
Известные заключенные
[ редактировать ]- Николас Алкемаде , задний стрелок Королевских ВВС, переживший падение с высоты 18 000 футов (5 500 м) без парашюта, когда его самолет был сбит в марте 1944 года.
- Богдан Аркт , командир эскадрильи Королевских ВВС и командир 316-й польской истребительной эскадрильи , польский летчик-истребитель ВВС Польши во Франции и Великобритании во Второй мировой войне, член Польской боевой группы в Северной Африке и будущий писатель. .
- Джон Л. Армстронг-старший 28 августа 1944 года был сбит при нападении на железнодорожный локомотив на своем P-51 Mustang . 3 сентября 1954 года он управлял североамериканским F-86 Sabre и установил мировой рекорд скорости на дистанции 500 километров (310 миль) со скоростью 1045,206 километров в час (649,461 миль в час). Он умер через два дня, когда его самолет разбился во время попытки увеличить свой рекорд. [11]
- Бернард Баркер ВВС США , бомбардир , позже известный как грабитель Уотергейта .
- Лоуэлл Беннетт, американский корреспондент Международной службы новостей . [5]
- Джимми Бакли британского , пилот авиации флота и организатор побегов (известный как «Большой Икс» — заметим, что персонаж фильма «Великий побег» также носит такое имя, но имеет другую судьбу).
- Йозеф Брикс , чехословацкий летчик-истребитель RAFVR и серийный беглец (сентябрь - ноябрь 1944 г.). [12]
- Джон Дж. Кэрролл, пилот P38 55-й истребительной группы, сбитый над Нидерландами в 1943 году, позже вице-президент Knorr Broadcasting WKNR (KEENER13) Детройт. Позже владелец-оператор Carroll Broadcasting Inc.
- Джон М. Конрой , создатель транспортного самолета Pregnant Guppy и основатель Aero Spacelines.
- Джон Корднер, штурман Королевских ВВС Ланкастер, впоследствии директор Военно-морской школы, Сингапур
- Роберта Коуэлл , летчик-истребитель Королевских ВВС, а затем первый британец, перенесший операцию по смене пола.
- Филип Кроссман, самый молодой пилот ВВС США, а затем полковник ВВС США; Чехия установила памятник Кроссману и его команде за защиту города Палаков. [13] [14]
- Гарри Дэй , командир крыла британских Королевских ВВС и старший британский офицер в этом и многих других лагерях, переживший « Большой побег ».
- Гарри Бессон был сбит при полете 31.10.43 и попал в плен. Он был пилотом британских ВВС, родился в Стэмфорде, Линкольншир, 02.11.1921.
- Джеймс «Дикси» Динс , сержант Королевских ВВС и пилот бомбардировщика времен Второй мировой войны, руководил 2000 военнопленными союзников по Германии в так называемом «Великом марше».
- Роберт Дж. Даффи, второй лейтенант В-24 ВВС США, второй пилот из Айова-Сити, штат Айова. Стал известным адвокатом в Саванне, штат Джорджия, и автором автобиографии «Каждый шаг на пути».
- Сонни Элиот , [15] USAAF Пилот бомбардировщика B-24 , позже метеоролог на WWJ (AM) 950 в Детройте , штат Мичиган . Элиот делал сводки погоды по телевидению и/или радио сразу после возвращения домой со Второй мировой войны. [16]
- Джон Фэнси , британец, воздушный наблюдатель и штурман британских ВВС, чей туннель для побегов из различных немецких лагерей для военнопленных во время войны, заработал ему прозвище «Крот» и вдохновил на создание книги и фильма « Великий побег » .
- Августин Фернандес, кадровый офицер ВВС США, бомбардир B-17, автор книги « МОЩНЫЕ воспоминания» .
- Билл Фаулер , пилот британских ВВС, позже сбежавший из Офлага IV-C ( замок Кольдиц ).
- Фрэнк Э. Фанк, американский штурман, 772-я эскадрилья, 463-я бомбардировочная группа, 15-я воздушная армия. Спрыгнул с парашютом из саботированного [ нужна ссылка ] B-17 выполняет свою седьмую миссию. Позже декан Университетского колледжа Сиракузского университета, 1970–1988 годы. [17]
- Фрэнсис «Габби» Габрески , лучший американский ас -истребитель в Европе во время Второй мировой войны, ас реактивных истребителей * в Корее и кадровый офицер ВВС США со стажем более 26 лет. Командир 61-й истребительной эскадрильи на момент захвата.
- Вермонт Гаррисон , USAAF, пилот 1-го лейтенанта P-51, одержав 7,3 победы. Двойной ас F -86 Sabre в Корее 10 МиГ-15 , сбитый . Заместитель командира 8-го тактического истребительного авиаполка , совершил полный тур по бомбардировкам и истребительным миссиям над Северным Вьетнамом .
- Джон К. Джираудо , пилот B-24 ВВС США, позже стал военнопленным во второй раз, когда его сбили во время Корейской войны в 1953 году.
- Корнелиус П. Гулд-младший, второй лейтенант P-51 пилот и летчик Таскиги из Питтсбурга, штат Пенсильвания. Позже стал президентом-основателем отделения Tuskegee Airmen, Inc. в Огайо.
- Чарльз Росс Грининг , американский пилот бомбардировщика, участвовавший в рейде Дулитла .
- Уильям Ф. Гийом, второй лейтенант B-25, пилот бомбардировщика Митчелл из Каннелтона, Индиана. Совершил 51 бомбардировку и помог организовать сопротивление заключенных Шталаг Люфт I.
- Ван Хиксон , первый лейтенант B-17 USAAF, который позже служил генерал-адъютантом Национальной гвардии штата Юта .
- Джимми Джеймс , пилот 9-й эскадрильи Королевских ВВС, выживший в «Великом побеге» .
- Хью Лейк Джеймсон, пилот B-17, который играл в центре Клемсона в первой игре «Коттон Боул» (американский футбол). Его сундучок, оставленный в Англии, был найден членами семьи в 2012 году.
- Джеральд Джонсон, командующий Восьмыми воздушными силами во время войны во Вьетнаме , командир 63-й истребительной эскадрильи на момент пленения.
- Лоуренс Н. Калгрин, второй лейтенант В-24 ВВС США из Акрона, штат Огайо. Позже стал президентом Akron Bearing Company.
- Николас Коскинас, грек, ВВС Греции летчик-истребитель ; стал главой Командования тактических ВВС Греции в 1967 году.
- Марк Линенталь-младший, американский мореплаватель; позже поэт и профессор государственного университета Сан-Франциско. [18]
- Джеймс «Куки» Лонг, пилот 9-й эскадрильи Королевских ВВС, позже сбежал из шталага Люфт III в « Большом побеге », но был пойман и застрелен гестапо.
- Р. А. «Боб» Гувер , американский истребитель и летчик-испытатель, сбежавший из лагеря, а затем укравший Focke-Wulf Fw 190 и перелетевший на территории союзников.
- Эйнар А. Мальмстрем , командир 356-й истребительной группы и тезка базы ВВС Мальмстрем .
- Лорен Г. Макколлом , 353-й истребительной группы . командир
- Джон К. Морган , бывший пилот бомбардировщика ВВС Великобритании и пилот B-17 ВВС США, единственный обладатель Почетной медали , ставший военнопленным во время Второй мировой войны.
- Брайан Пэддон , пилот британских ВВС, позже сбежавший из Офлага IV-C (замок Кольдиц).
- Рэй Паркер, американский пилот, который с апреля 1944 по май 1945 года редактировал POW WOW , подпольную газету в лагере, которая распространяла среди заключенных информацию о внешнем мире.
- Дональд Плезенс , позже известный как актер в таких фильмах, как «Живешь только дважды» и «Хэллоуин» . У него также были роли в фильмах «Великий побег» и «Великий побег II: Нерассказанная история» .
- Подполковник Лютер Х. Ричмонд, командир 486-й истребительной эскадрильи 352-й истребительной группы , был сбит зенитной артиллерией во время атаки на зенитную позицию на своем P-51. Он находился в плену с 15 апреля 1944 года по май 1945 года. В 1970 году он ушел из ВВС США в звании генерал-майора.
- Джон Т.Л. Шор, пилот 9-й эскадрильи Королевских ВВС, успешно сбежал из шталага Люфт I через туннель «блицкрига» под мусоросжигательным заводом 19 октября 1941 года и совершил хоумран в Англию через Швецию.
- Сол Ситцер , Карьера USAAF/USAF. Вторая мировая война, Корея, Вьетнам 357-я 363-я истребительная эскадрилья. 2 января 45 разбился под Кельном на Р-51 44-14490. Поражен огнем с земли при обстреле на малой высоте (второй пролет над поездом), AM с 3 кластерами дубовых листьев / ETO с 2 звездами. ВВС США в отставке, 1972 г., подполковник.
- Брэд «Бастер» Славен, ребенок-актер, имеющий многочисленные роли до войны и дополнительные роли взрослого актера после войны. Ушел из Western Airlines в качестве пилота.
- Джозеф Э. Смит, пилот Королевских ВВС, переживший несколько попыток побега, а затем директор Национальной службы здравоохранения Шотландии .
- Джон Генри Смайт , штурман Королевских ВВС Сьерра-Леоне, позже королевский советник и генеральный прокурор Сьерра-Леоне. [19]
- Генри Р. Спайсер , приговорен к смертной казни за «подстрекательство к беспорядкам». Казнь запланирована на следующий день после освобождения лагеря. [20]
- Рой Венделл, директор по связям с общественностью Fairchild Republic Co., разработал стратегии по связям с общественностью для A-10 Warthog, B-1 Lancer.
- Дон Видмарк, USAAF, брат голливудского актера и звезды вестернов Ричарда Видмарка .
- Ян Уодди, новозеландский летчик-истребитель; Командир 486-й эскадрильи РНЗАФ ; сбит «Тайфуном» на «Шомполе» (бомбардировка) над Францией.
- Хьюберт Земке , кадровый офицер ВВС США, летчик-истребитель во время Второй мировой войны и ведущий ас ВВС США. Он был старшим офицером союзников в лагере на момент освобождения и организовал, чтобы военнопленные оставались в лагере, а не эвакуировались. Командир 479-й истребительной группы на момент захвата.
- Бернард Томас Мойнахан-младший , второй лейтенант штурман, сбит после нападения истребителей во время полета в Брансуик, Германия, 21 февраля 1944 года на B-17G 42-39814, который взорвался в воздухе и разбился недалеко от Вунсторфа, Греция. [21] , назначенный президентом Джоном Ф. Кеннеди на должность судьи Окружного суда США Восточного округа Кентукки, стал главным судьей Окружного суда США Восточного округа Кентукки. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никол, Джон; Реннелл, Тони (4 сентября 2003 г.). Последний побег: нерассказанная история военнопленных союзников в Германии в 1944–1945 годах . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-100388-7 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года.
- ^ Смит, Мэри; Фрир, Барбара (2008). «Вторая мировая война — Военнопленные — Шталаг Люфт I» . merkki.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2020 года . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ Уилсон, Брэдфорд П. (2010). Ежедневный военнопленный . Калифорния: Storyteller Press. ISBN 978-1-880053-03-4 .
- ^ Jump up to: а б «Шталага Люфт 1 Барт на Балтийском море» . gps-practice-and-fun.com . 2011. Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Грининг, К. Росс (2001). Дороти Грининг; Карен Морган Дрисколл (ред.). Не так подробно: от рейда Дулитла до немецкого шталага . Пуллман: WSU Press. стр. 178–192, 207. ISBN. 9780874222593 .
- ^ Национальный архив, картотеки по военным преступлениям.
- ^ Никол, Джон (2002). Последний побег: нерассказанная история военнопленных союзников в Германии в 1944–45 годах . Викинг. п. 226. ИСБН 0670910945 .
- ^ «Сигаретные лагеря: Лагерь Лаки Страйк» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ «Лагерь Лаки Страйк» . wwii.memorieshop.com . 2008. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ Харрис, Сара (15 ноября 2017 г.). «БЮТв показывает целебную силу музыки в новой драме о Второй мировой войне» . DeseretNews.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Своупс, Брайан (2015). «3 сентября 1954 года» . Этот день в авиации. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Йозеф Брикс» . Свободные чехословацкие ВВС. 20 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Кроссман - №5993» . www.461st.org . Архивировано из оригинала 12 ноября 2019 г. Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Филип Дж. Кроссман» . Ежедневные новости Боулинг-Грин . 19 января 2011 г. Архивировано из оригинала 09.11.2019 . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «биография Элиота» . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г. Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «Умер любимый метеоролог из Детройта Сонни Элиот» . CBS местный . 16 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2012 г. Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Коллекция Фрэнка Э. Фанка» . Проект истории ветеранов . Библиотека Конгресса. 21 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 17 января 2024 г. . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Марк Линенталь» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2014 г. Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Стоукс, Тим (9 января 2021 г.). «Летчик из Сьерра-Леоне, сбитый над нацистской Германией» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 января 2021 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Вторая мировая война — Военнопленные — Шталаг Люфт I» . Шталаг Люфт I Онлайн . Мэри Смит и Барбара Фрир. Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ https://www.americanairmuseum.com/archive/person/bernard-t-moynahan .
- ^ https://heyburncollections.org/items/show/1264
Литература
[ редактировать ]- Мартин Альбрехт, Хельга Радау: Шталаг Люфт I в Барте. Британские и американские военнопленные в Померании с 1940 по 1945 год. (Краткое содержание на английском языке) Томас Хелмс Верлаг Шверин, 2012 г. ISBN 978-3-940207-70-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские военнопленные в Германии: Шталаг Люфт I , Служба военной разведки , 1 ноября 1945 г.
- Кадры эвакуации бывших заключенных по воздуху во время операции «Возрождение»
- Смит, Мэри; Фрир, Барбара (2012). «Дополнительная информация о военнопленных в шталаге Люфт I» . Шталаг Люфт I Онлайн . Проверено 18 декабря 2013 г.
- Шталаг Люфт 1 в цифровом архиве Международного центра управления бомбардировщиками. Включает фотографии, запечатлевшие лагерную жизнь, спорт, театральные и другие развлечения.