Роберта Коуэлл
Роберта Коуэлл | |
---|---|
![]() Роберта Коуэлл в Париже, начало 1950-х годов. | |
Рожденный | Роберт Маршалл Коуэлл 8 апреля 1918 г. Кройдон, Лондон , Англия |
Умер | 11 октября 2011 г. Хэмптон, Лондон , Англия | (93 года)
Национальность | Британский |
Альма-матер | Университетский колледж Лондона |
Род занятий | Автогонщик , пилот , владелец бизнеса |
Супруг | Диана Маргарет Зельма Карпентер (1941–1952; в разводе) |
Дети | 2 |
Родители |
|
Военная карьера | |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1942–1945 |
Классифицировать | Пилот-офицер |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Роберта Элизабет Маршалл Коуэлл (8 апреля 1918 — 11 октября 2011) — британская автогонщица времен Второй мировой войны и летчик-истребитель . Она была первой известной британской транс-женщиной, перенесшей операцию по подтверждению пола в 1951 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Роберта Коуэлл родилась 8 апреля 1918 года. [ 1 ] в Кройдоне, Лондон , [ 2 ] один из трех детей генерал-майора сэра Эрнеста Маршалла Коуэлла, KBE CB (1886–1971). [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] и Дороти Элизабет Миллер (1886–1962). [ 1 ]
Роберта Коуэлл посещала школу Whitgift School для мальчиков , государственную школу в Кройдоне , и была активным членом школьного автоклуба вместе с Джоном Каннингемом , который позже прославился как ас ночных истребителей Королевских ВВС и летчик-испытатель. [ Примечание 1 ] Ближе к концу школьных дней она вместе со школьным другом посетила Бельгию, Германию и Австрию. В то время одним из ее увлечений была фотография и кинопроизводство, и ее ненадолго арестовали в Германии за съемки кинофильма о бурении группы нацистов. Она добилась своего освобождения, согласившись уничтожить пленку, но смогла заменить неиспользованную пленку и сохранить исходные кадры. [ 5 ]
Коуэлл бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы присоединиться к General Aircraft Limited в качестве ученика авиаинженера , но вскоре ушел, чтобы присоединиться к Королевским военно-воздушным силам , став исполняющим обязанности пилота-офицера на испытательном сроке 4 августа 1936 года; [ 6 ] Коуэлл приступил к тренировкам, но был уволен из-за воздушной болезни . [ 7 ]
В 1936 году Коуэлл начал изучать инженерное дело в Университетском колледже Лондона . Также в том же году она начала заниматься автогонками, выиграв свой класс в гонках на скорость в Лендс-Энд на автомобиле Riley . [ 8 ] Первоначальный опыт в этом виде спорта она получила, пробравшись в район, где обслуживались автомобили на гоночной трассе Бруклендс , надев комбинезон механика и предложив помощь любому водителю или механику, который этого хотел. [ 5 ] К 1939 году у нее было три автомобиля, и она участвовала в Гран-при Антверпена 1939 года. [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]

28 декабря 1940 года Коуэлл был зачислен в служебный корпус Королевской армии в звании второго лейтенанта . [ 9 ] В июне 1941 года она вышла замуж. [ 10 ] перед переводом из армии в ВВС Великобритании 24 января 1942 г. в звании летчика-офицера ( временно ). [ 11 ] она получила лицензию частного пилота. Перед войной [ 5 ] и прошел летную подготовку RAF в RAF Ansty . [ 10 ]
Коуэлл служил в составе передовой эскадрильи «Спитфайр». [ Примечание 2 ] а затем ненадолго в качестве инструктора. К июню 1944 года она летала в составе 4-й эскадрильи RAF , эскадрильи, выполнявшей задачи воздушной разведки . В ходе войны эскадрилья летала на различных типах самолетов, но к середине 1944 года она летала на Spitfire PR. XI, [ 12 ] невооруженная версия Supermarine Spitfire с камерой . Незадолго до высадки в день «Д» , 4 июня 1944 года, ей удалось спастись, когда кислородная система ее «Спитфайра» вышла из строя на высоте 31 000 футов (9 400 м) над Фрюже , Франция. Она потеряла сознание, но самолет продолжал лететь самостоятельно около часа над оккупированной немцами Францией, подвергаясь немецкому зенитному огню. Она пришла в полусознание на малой высоте и смогла улететь обратно на базу эскадрильи в британских ВВС . Гатвик . [ 12 ] [ 13 ]
К октябрю 1944 года 4-я эскадрилья базировалась в Дёрне, Бельгия , на окраине Антверпена. [ 14 ] а его «Спитфайры» были дополнены несколькими истребителями-бомбардировщиками Hawker Typhoon FR IB — фоторазведывательной версией истребителя Hawker Typhoon -бомбардировщика . [ Примечание 3 ] 18 ноября 1944 года Коуэлл пилотировал один из пары Тайфунов. [ Примечание 4 ] во время вылета на малой высоте возле Бохольта, Германия . [ 15 ] К юго-востоку от Кесселя Коуэлл атаковала цели на земле, но двигатель ее самолета был выведен из строя, а крыло пробито немецким зенитным огнем. Коуэлл летел слишком низко, чтобы спастись, и вместо этого сбросил фонарь кабины и направил свой «Тайфун» на успешную аварийную посадку. Она смогла связаться со своим спутником по радио и подтвердить, что она не пострадала, прежде чем ее захватили немецкие войска. [ 14 ] Коуэлл предпринял две попытки побега, мотивируя это тем, что шансы на успех были наибольшими, если попытка была предпринята быстро, но все еще недалеко от линии фронта. [ 16 ] Однако попытки не увенчались успехом, и ее увезли дальше в Германию, где она провела несколько недель в одиночной камере в центре допросов для захваченных летных экипажей союзников. [ 16 ] перед переводом в лагерь для военнопленных Шталаг Люфт I. [ 16 ] [ 17 ]
Коуэлл оставался заключенным около пяти месяцев, занимаясь тем, что преподавал другим заключенным уроки автомобильной техники. [ 16 ] В своей биографии она описывает ситуативное сексуальное поведение, демонстрируемое некоторыми заключенными союзников в лагере, и свой дискомфорт от предложений со стороны заключенных, которые предполагали, что она тоже хочет принять в этом участие. Ей предложили роль женщины в лагерной театральной постановке, но она отказалась, так как думала, что это сделает ее гомосексуальной в глазах других заключенных. [ 16 ] К концу войны в лагере стало не хватать еды; Коуэлл похудел на 50 фунтов (23 кг) и позже описал, как убивал кошек в лагере и ел их сырыми из-за голода. [ 18 ]
К апрелю 1945 года наступающая Красная Армия приближалась. Первоначальное намерение немцев заключалось в эвакуации лагеря, но заключенные отказались уходить. После переговоров между старшим американским офицером и немецким комендантом немцы, охранявшие Шталаг Люфт I, покинули его и эвакуировались на запад, оставив пленных. Красная Армия достигла неохраняемого и незащищенного лагеря в ночь на 30 апреля 1945 года. Персонал Содружества был доставлен обратно в Соединенное Королевство примерно через две недели, с 12 по 14 мая, самолетами ВВС США . [ 19 ] [ 20 ] [ Примечание 5 ]
Послевоенная и личная жизнь
[ редактировать ]В июне 1941 года Коуэлл женился на Диане Маргарет Зельме Карпентер. [ 10 ] (1917–2006), [ 21 ] который также учился на инженерном факультете UCL и интересовался автоспортом. [ Примечание 6 ]
После демобилизации Коуэлл занималась рядом деловых предприятий, пока в 1946 году она не основала гоночную команду и не участвовала в соревнованиях по всей Европе, включая Брайтонские гонки на скорость и Гран-при в Руан-ле-Эссар . [ 8 ] Однако в ее автобиографии это описывается как время великих страданий и клинической депрессии . Она также испытала травматические воспоминания при просмотре фильма «Мой собственный палач» , в котором герой сбит зенитным огнем во время полета на «Спитфайре». [ 22 ]
У Дианы и Роберты было две дочери (род. июль 1942 г. и август 1944 г.), но брак оказался несчастливым. Позже Коуэлл писал: «В этом царила атмосфера фальши. Мне трудно и больно много говорить об этом браке. Но это должно быть ясно из того, как мы жили — наш дом находился в Хоуве , в Сассексе , и я работал в 53 милях отсюда, добираясь на машине семь дней в неделю, плюс еженедельная поездка в Манчестер , находящийся в 290 милях отсюда, — что в нашем случае два пути брака никогда не соединялись надолго, и что скалы между ними действительно были очень высокие отношения. К 1948 году мы расстались, хотя решение о разводе стало абсолютным только в 1952 году». [ 23 ] Диана выиграла развод по причине дезертирства , а позже снова вышла замуж. Дети уехали жить к родственникам. [ 24 ] [ 25 ]
После расставания Коуэлл продолжал страдать от депрессии. Она обратилась к ведущему психиатру- фрейдисту того времени, но была неудовлетворена предложенной им помощью. Сеансы со вторым психиатром-фрейдистом, описанным в ее биографии только как шотландец с менее ортодоксальным подходом к своей профессии, постепенно выявили, по ее собственным словам, что ее «подсознание было преимущественно женским» и «женская сторона моей натуры, который я всю жизнь знал и строго подавлял, был гораздо более фундаментальным и глубоко укоренившимся, чем я предполагал». [ 22 ]
Переход и хирургия
[ редактировать ]К 1950 году Коуэлл принимал большие дозы эстрогена , но все еще жил как мужчина. [ 26 ] Она познакомилась с Майклом Диллоном , британским врачом, который был первым транс-мужчиной , сделавшим фаллопластику , после прочтения его книги 1946 года «Я: исследование эндокринологии и этики» . В этой работе предполагалось, что люди должны иметь право менять пол, чтобы иметь то тело, которое они желают. [ 26 ] У них сложилась близкая дружба. Впоследствии Диллон провел паховую орхиэктомию Коуэллу . Для этого была необходима секретность, поскольку в то время эта процедура была незаконной в Соединенном Королевстве в соответствии с так называемыми законами о «беспределе» , и ни один хирург не соглашался проводить ее открыто. [ 7 ]
Затем Коуэлл обратилась к частному гинекологу с Харли-Стрит и смогла получить от него документ, подтверждающий, что она интерсекс . Это позволило ей выдать новое свидетельство о рождении с изменением зарегистрированного пола на женский. [ 27 ] [ 24 ] 15 мая 1951 года ей была сделана вагинопластика . Операцию провел сэр Гарольд Гиллис , которого многие считают отцом пластической хирургии . [ 28 ] при содействии американского хирурга Ральфа Милларда . Гиллис оперировал Майкла Диллона, но вагинопластика была тогда совершенно новой процедурой, которую Гиллис разработал, используя свой опыт реконструкции пенисов солдат, получивших травмы от взрывных взрывов. [ 29 ] Имя в ее свидетельстве о рождении было изменено 17 мая того же года. [ 30 ] о предъявлении официальных заявлений Коуэлла и Чарльза Юджина Дюссо, канадского врача. [ 24 ]
Реакция общественности и прессы
[ редактировать ]По сообщению Sydney Daily Telegraph в марте 1954 года, британская пресса скептически отнеслась к смене пола, сообщив, что медицинские эксперты, с которыми они консультировались, опровергли утверждение о том, что Коуэлл сменила пол, после того, как она продала свою историю Picture Post за 20 000 фунтов стерлингов. В нем сообщалось, что Дюссо заявил, что сертификат, позволяющий пациентке перерегистрироваться в качестве женщины, не предназначен для доказательства того, что Коуэлл стала физиологически полноценной женщиной. «Это было скорее рабочее свидетельство, позволяющее пластическим хирургам выполнять свои операции». [ 31 ]
Однако The Daily Telegraph также сообщила: «Огласка, вызванная делом Коуэлла, привлекла удивительное количество мужчин, желающих подражать примеру Коуэлла. Один британский врач сообщил на этой неделе, что он получил 456 требований о проведении подобных операций». [ 31 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]К 1954 году два ее коммерческих предприятия, компания по производству гоночных автомобилей (Leacroft of Egham) и компания по производству одежды, прекратили торговлю, а смена юридического пола лишила ее возможности продолжать участие в Гран-при . автогонках [ 32 ] Однако в марте 1954 года стало известно о смене пола, вызвав общественный интерес во всем мире. В Великобритании ее история была опубликована в журнале Picture Post , и Коуэлл получила от журнала гонорар в размере около 8000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 280 000 фунтов стерлингов в 2023 году с поправкой на инфляцию ). [ 33 ] Биография Коуэлла была опубликована вскоре после этого, что принесло еще 1500 фунтов стерлингов (51 900 фунтов стерлингов в 2023 году).
В Соединенных Штатах широкая сенсация, вызванная новостями о Кристине Йоргенсен в 1952 году, познакомила американскую общественность с концепцией смены пола, и пресса продолжала печатать постоянный поток историй о других, кто сделал это, в основном транс женщины . [ 34 ] Такие сообщения имели тенденцию смешивать несвязанные понятия сексуальной ориентации и гендерной идентичности , поэтому транссексуальность стала тесно ассоциироваться в общественном сознании с мужским гомосексуализмом (в тот период строго табуированным) и женственностью среди мужчин. В результате история Коуэлла оказалась запутанной, поскольку нарушила повествование. Ее брак, воспитание детей, ее боевая служба во время войны и ее связь с автоспортом в этот период воспринимались как сильные маркеры гетеросексуальной мужественности; эти аспекты ее жизни неоднократно описывались в сообщениях прессы. [ 35 ]
Она продолжала активно участвовать в автогонках и привлекла некоторую известность благодаря победе в гонке Shelsley Walsh Speed Hill Climb 1957 года . В ноябре 1958 года она приобрела бывший британский ВВС de Havilland Mosquito (номер ТК-655 , гражданская регистрация G-AOSS ). [ 36 ] Ее намерением было использовать самолет для рекордного полета над Южной Атлантикой. [ 37 ] Однако проект провалился из-за отсутствия подходящих двигателей. [ 37 ] а в 1958 году она стала банкротом [ 38 ] с долгом на общую сумму 12 580 фунтов стерлингов (около 371 200 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 32 ] К 1959 году G-AOSS представлял собой заброшенный корабль. [ 39 ] а его останки были списаны в 1960 году. [ 37 ]
Ее финансовые трудности продолжались, поскольку ей было трудно найти работу. [ 40 ] В последующие годы она практически исчезла из поля зрения общественности. Однако она все еще была активным участником британских автогонок в 1970-х годах. [ 8 ] Она также продолжала летать и к этому времени наработала в качестве пилота более 1600 часов. [ 41 ]
Краткое интервью с журналистом Sunday Times Майклом Бейтманом появилось в марте 1972 года, когда она работала над (неопубликованной) второй биографией. [ 41 ] В интервью она заявила, что является интерсексуалом хромосомной аномалии с мужским синдромом XX , и что это состояние оправдывает ее переход. [ Примечание 7 ] Она также уничижительно отзывалась о тех людях с хромосомами XY, которые также подверглись смене пола с мужского на женский, говоря: «Люди, которые следовали за мной, часто были людьми с мужскими хромосомами, XY. превратились в уродов в результате операции». [ 41 ]
В 1990-х годах Коуэлл переехала в защищенное жилье в Хэмптоне, Лондон , хотя продолжала владеть большими и мощными автомобилями и водить их. [ 2 ]
Она умерла 11 октября 2011 года. На ее похоронах присутствовало всего шесть человек, и (по ее указанию) они не были разглашены; о ее смерти публично не сообщалось до тех пор, пока два года спустя ее профиль не был напечатан в газете The Independent в октябре 2013 года. [ 2 ] Газета New York Times опубликовала некролог Коуэлла 5 июня 2020 года. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ В ее автобиографии не упоминается ее школа, но говорится, что Каннингем был ее однокурсником. Уитгифт - это школа, которую посещал Каннингем.
- ^ Без имени в ее автобиографии.
- ^ Построенный в небольшом количестве, FR IB предназначался для фоторазведки на очень малых высотах и предназначался для дополнения самолетов-разведчиков Spitfire, которые эксплуатировались на большой высоте. В отличие от «Спитфайра», он был вооружен: с «Тайфуна» одну из четырех пушек сняли три камеры F24 и вместо нее установили : одна направлена вперед, две вниз. Однако, хотя «Тайфун» хорошо воспринимался как боевой самолет, разведывательная версия была непопулярна среди пилотов и неудовлетворительна в этой роли — собственные вибрации двигателя и планера неизменно смазывали фотографии.
- ↑ Она летела на Тайфуне номер EK429 , см.: Фрэнкс (2000) . Другим самолетом управлял Flt. Лейтенант Дрейпер.
- ^ Известная как операция «Возрождение», для репатриации заключенных использовались американские транспортные самолеты для больных и раненых и бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress для здоровых. В бомбоотсеках B-17 были установлены деревянные полы, чтобы создать импровизированный пассажирский салон, и в каждый бомбардировщик втиснулось до 30 человек. Бывшие заключенные стран Содружества были доставлены самолетами в Соединенное Королевство, бывшие американские заключенные были доставлены самолетом в лагерь Лаки-Страйк недалеко от Гавра , Франция, для возвращения в Соединенные Штаты морским путем. Западные союзники стремились быстро вывести свой персонал из районов, находящихся под советским контролем, опасаясь, что его могут использовать в качестве заложников.
- Хауленд, Джон (21 марта 2004 г.). «Операция «Возрождение: спасение военнопленных из шталага Люфт 1» (PDF) . 91-я Ассоциация Мемориала Бомбардировщиков. Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2011 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ↑ Диана Карпентер была первой женщиной, окончившей UCL со степенью инженера.
- ^ XX-мужской синдром иногда называют синдромом де ла Шапеля по имени финского исследователя, который его охарактеризовал в 1972 году; де ла Шапель А (1972). «Аналитический обзор: природа и происхождение самцов с ХХ половыми хромосомами» . Ам Джей Хум Жене . 24 (1): 71–105. ПМК 1762158 . ПМИД 4622299 . . Люди с этим заболеванием имеют женский генотип, но обычно это типичные мальчики или мужчины. Однако Роберта Коуэлл заявила в своей биографии, что у нее было двое детей в июле 1942 года и августе 1944 года (см. Коуэлл (1954), глава 4), и люди с ХХ-мужским синдромом бесплодны из-за азооспермии . Часто они узнают о своем состоянии только во время обследования на бесплодие.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Свидетельство о рождении Роберты Коуэлл» . Веб-сайт Changeling Aspects. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Белл, Мэтью (27 октября 2013 г.). « 'Легче изменить тело, чем изменить сознание»: необыкновенная жизнь и одинокая смерть Роберты Коуэлл» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ «Коуэлл, сэр Эрнест Маршалл (1886») . livesonline.rcseng.ac.uk . 30 октября 2014 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Биография генерал-майора Эрнеста Маршалла Коуэлла (1886–1971), Великобритания» . генералы.дк . 15 июня 1920 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коуэлл (1954) Глава 1
- ^ «№34321» . Лондонская газета . 8 сентября 1936 г. с. 5793.
- ^ Jump up to: а б с Алан Коуэлл (5 июня 2020 г.). «Больше ничего не упускают из виду: Роберта Коуэлл, транс-первопроходец, пилот и автогонщик» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Бузанке, стр.99
- ^ «№35056» . Лондонская газета (Приложение). 24 января 1941 г. с. 550.
- ^ Jump up to: а б с Коуэлл (1954) Глава 2
- ^ «№35467» . Лондонская газета . 24 февраля 1942 г. с. 908.
- ^ Jump up to: а б Йоксолл, стр.262
- ^ Хокинс, Гарри. «История Гатвика во время войны» . Соколиный глаз . Гатвикское авиационное общество. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «История 4-й эскадрильи. Часть 3 – Вторая мировая война» . Паровая прачечная Джевер . Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Фрэнкс, стр.116
- ^ Jump up to: а б с д и Коуэлл (1954) Глава 4
- ^ «Военнопленные ВВС, Кабан, Э.Г., Чувениховичу, Ц.» . Командование Королевских ВВС. Архивировано из оригинала 9 января 2013 года . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Кеннеди стр.58
- ^ Чарльз Рид Холден. «Операция Возрождение» . Шталаг Люфт I Онлайн. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Хауленд, Джон (21 марта 2004 г.). «Операция «Возрождение: спасение военнопленных из шталага Люфт 1» (PDF) . 91-я Ассоциация Мемориала Бомбардировщиков. Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2011 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Индексная запись» . Свободная БМД . ОНС. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Коуэлл (1954) Глава 5
- ^ Коуэлл (1954), стр.38
- ^ Jump up to: а б с «Она летала на легче — ее жена развелась, отец двоих детей теперь красивая блондинка» . Аргус (Мельбурн) . № 33, 544. Виктория, Австралия. 7 марта 1954 г. с. 6 . Проверено 29 декабря 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Свидетельство о разводе Роберты Коуэлл» . Веб-сайт Changeling Aspects. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди стр.3
- ^ Кеннеди (2008) стр.94
- ^ «Уолтер Эрнест О'Нил Йео – один из первых людей, сделавших пластическую операцию» . Общество Йео. 28 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2018 г. . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Наир, Р.; Шрипрасад, С. (2009). «UP-3.092: Сэр Гарольд Гиллис: пионер фаллопластики» . Журнал урологии . 74 (4): С322–С323. doi : 10.1016/j.urology.2009.07.096 . ISSN 0090-4295 .
- ^ «Реклама рассказа самой Роберты Коуэлл » . Чикаго Трибьюн . 14 ноября 1954 г. с. 259.
- ^ Jump up to: а б «Эксперты высмеивают заявления о смене пола» . «Дейли телеграф» (Сидней) . Том. XV, нет. 18. Новый Южный Уэльс, Австралия. 21 марта 1954 г. с. 18 . Проверено 31 декабря 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Jump up to: а б «Получил 8000 фунтов стерлингов за историю жизни «Долги мисс Роберты Коуэлл». The Times . № 54182. Лондон. 20 июня 1958 г. стр. 6.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Мейеровиц стр.81
- ^ Мейеровиц стр.83
- ^ «Г-АОСС» (PDF) . Британский реестр гражданских самолетов . Управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2015 года . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Тирск, стр.381
- ^ «№41372» . Лондонская газета . 25 апреля 1958 г. с. 2636.
- ^ «Де Хэвилленд DH.98 Mosquito B35, G-AOSS, Derby Aviation» . Коллекция фотографических изображений Air Britain. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ «Нет работы для мисс Роберты Коуэлл». Таймс . № 55305. Лондон. 2 февраля 1962 г. с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Бейтман (12 марта 1972 г.). «Аттикус» . Санди Таймс . Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Бузанке, Жан Франсуа (2009). Быстрые дамы: женщины-гонщики с 1888 по 1970 годы . Veloce Publishing Ltd. ISBN 978-1845842253 .
- Коуэлл, Роберта Элизабет (1954). История Роберты Коуэлл (PDF) . Хайнеманн. Архивировано (PDF) из оригинала 11 декабря 2010 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- Кеннеди, Пэган (2008). Первый человек, созданный человеком . Блумсбери. ISBN 978-1596910164 .
- Фрэнкс, Норман (2000). Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне . Том. 3 Оперативные потери: самолеты и экипажи 1944-1945 гг. Издательство Мидленд. ISBN 1857800931 .
- де ла Шапель А (1972). «Аналитический обзор: природа и происхождение самцов с ХХ половыми хромосомами» . Ам Джей Хум Жене . 24 (1): 71–105. ПМК 1762158 . ПМИД 4622299 .
- Мейеровиц, Джоанна (2002). Как изменился секс: история транссексуальности в Соединенных Штатах . Кембридж. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674013794 .
- Тирск, Ян (2006). Комар Де Хэвилленда: иллюстрированная история . Издательская компания МБИ. ISBN 0859791157 .
- Йоксалл, Джон (30 мая 1946 г.). «4-я эскадрилья RAF» . Полет . ЛВII (2148 г.). ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 августа 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кинохроника успехов Коуэлла в автогонках в 1957 году ( British Pathe )
- 1918 рождений
- смертей в 2011 г.
- Английские ЛГБТ 20-го века
- Выпускники Университетского колледжа Лондона
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Британские летчики-истребители времен Второй мировой войны
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Английские автогонщики-женщины
- Английские трансгендерные женщины
- Английские автогонщики
- Интерсекс-военнослужащие
- Британские интерсекс-женщины
- ЛГБТ-дворянство
- ЛГБТ-гонщики
- Военнослужащие из лондонского района Кройдон
- Люди, получившие образование в школе Уитгифт
- Офицеры Королевских ВВС
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Офицеры сервисного корпуса Королевской армии
- Сбитые авиаторы
- Трансгендерные военнослужащие
- Трансгендерные спортсменки
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Английские спортсмены-трансгендеры
- Английские спортсменки XX века
- Трансгендерные пилоты
- Интерсекс-трансгендерные женщины
- Люди из Кройдона