Бертрам Джеймс
Бертрам Артур Джеймс | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Бертрам Артур Джеймс |
Псевдоним(а) | "Джимми" |
Рожденный | Индия | 17 апреля 1915 г.
Умер | 18 января 2008 г. Шрусбери | (92 года)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1939–1958 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Единица | № 9-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война Холодная война |
Награды | Военный крест |
Известный | Один из «Великих беглецов». |
Родственники | Профессор Филип Сифорт Джеймс ( двоюродный брат ) Подполковник Чарльз Гамильтон Джеймс (пра-пра-прадедушка) Преподобный Марк Джеймс (дедушка) |
Бертрам Артур «Джимми» Джеймс , MC , RAF (17 апреля 1915 — 18 января 2008) — британец, переживший «Большой побег» . Он был офицером Королевских ВВС , в конечном итоге достигнув (через несколько лет после Великого побега) звания командира эскадрильи .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс родился в Индии в семье чайного плантатора Герберта Марка Джеймса (сына каноника Марка Джеймса ) и его жены Элизабет Изабеллы Лусмор. Джеймс получил образование в Королевской школе в Кентербери . Вернувшись в Лондон после смерти матери, Джеймс и его отец начали бизнес по импорту чая, который пострадал от экономического спада 1930-х годов и в конечном итоге потерпел крах. Вскоре после этого его отец умер от пневмонии, в результате чего Джимми остался один. Вспомнив, что у него были родственники в США, он отработал свой переход на угольном корабле через Атлантику, часто выступая лоцманом из-за пьяного характера экипажа. По прибытии он вскоре понял, что его родственники тоже страдают из-за Великой депрессии, охватившей США. Поэтому он решил отправиться на север. Имея лишь немного больше одежды, чем он носил, Джимми ездил в вагонах для перевозки скота по равнинам Центральной Америки. Это путешествие произвело на юного Джимми глубокое и неизгладимое впечатление, и после знакомства с небольшой группой бродяг он научился жить как странствующий человек. В конце концов Джимми прибыл в Канаду, чтобы снова встретиться с кузенами. Работы было мало, но ему удалось найти работу охранником в местном банке. «Они дали мне пистолет и сказали следить за дверью. Если кто-нибудь войдет в нее, я должен был застрелить их», - вспоминал Джимми своему большому другу Говарду Таку. Он работал в Британская Колумбия с 1934 года до добровольного участия в обучении пилотов в Королевских ВВС в 1939 году после того, как увидел плакат о наборе персонала в Ванкувере . Вернувшись на другом корабле в Великобританию, Джимми вскоре оказался в отборочной комиссии ВВС в Лондоне, прежде чем отправиться на IOT (начальную подготовку офицеров). [ 1 ] [ 2 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Первоначально Джеймс был назначен исполняющим обязанности пилота-офицера , а 9 декабря 1939 года получил звание пилота-офицера (с испытательным сроком). [ 3 ] Это звание было подтверждено 28 февраля 1941 года (1 мая 1940 года), когда ему также было присвоено звание боевого летного офицера . с 9 декабря 1940 года [ 4 ] [ 5 ]
Джеймс был отправлен в 9-ю эскадрилью Королевских ВВС в Хонингтоне в апреле 1940 года после завершения летной подготовки. [ 2 ] Он был вторым пилотом бомбардировщика «Веллингтон», когда тот был сбит над Нидерландами 5 июня 1940 года, а затем попал в плен.

Военнопленный
[ редактировать ]После первоначального допроса Джеймс и небольшая группа других людей были доставлены в Берлин и прошли маршем по столице. «На самом деле это было довольно ужасное дело. Они не были настроены враждебно, поскольку бомбардировка на самом деле еще не началась, но я полагаю, что мы были к ним довольно любопытны». Из Берлина Джеймса перевели в печально известный мрачный Шталаг Люфт I в Барте на северном побережье Германии. На этом этапе войны лагерь все еще строился, и реальность заключалась в том, что немцы лишь медленно приходили к соглашению с военнопленными. В течение нескольких дней Джимми и командир Джон «Смерть» Шор планировали побег - маршрут должен был проходить через мусоросжигательный завод в лагере. Выкопав очень дерзкий туннель, Джону Шору удалось очистить провод и сбежать, в то время как Джимми был пойман с поличным и отправлен прямо в холодильник.
В течение следующих пяти лет он предпринял тринадцать попыток побега из различных тюрем и лагерей, включая Шталаг Люфт III , место в марте 1944 года так называемого Великого побега . Центральная фигура в истории Великого побега, Джимми Джеймс вместе с Питером Фэншоу в значительной степени ответственны за засыпку грунта из Туннеля Гарри под сиденье 13 в лагерном театре (построенном заключенными). В ночь побега, 24 марта 1944 года, Джеймс и его напарник, пилот-офицер Сотириос (Ник) Скантзикас, были замаскированы под югославских рабочих, пытающихся вернуться домой. Известная как группа «хардарсеров», они и другие направились на юг от лагеря к крошечной железнодорожной остановке в Чибсдорфе (ныне Тшебув), примерно в 8 км к югу от Сагана. После предательской ночи, идя по глубокому снегу, чтобы добраться до Хиршберга, Джеймс и Скантзикас в конце концов добрались до станции Хиршберг-Вест и, пытаясь купить билет на юг, оба были арестованы криминальной полицией (Крипо) и доставлены в штаб-квартиру гестапо. в городе. После перевода в местную тюрьму Сканцикаса вывели на расстрел, а Джеймс остался в камере, совершенно не понимая, почему его спасли от казни.
В Берлине шеф гестапо Генрих Мюллер приказал группенфюреру СС Небе отобрать и убить пятьдесят из семидесяти трех вновь пойманных заключенных в ходе так называемого «убийства в Шталаге Люфт III». Затем пятьдесят человек были казнены, причем Джеймс был одним из немногих, отправленных вместо этого в концентрационный лагерь Заксенхаузен . 23 сентября 1944 года Джеймс сбежал из Заксенхаузена в сопровождении Джека Черчилля , Гарри Дэя , Джонни Доджа и Сидни Доуза, используя небольшие столовые ножи, чтобы вырыть туннель для эвакуации длиной более 110 метров. Находясь в бегах в течение нескольких недель, он был наконец арестован в Померании, а затем переведен обратно в одиночную камеру в Заксенхаузене. Камера Джеймса была крошечной, ее хватало ровно на то, чтобы встать и потянуться. На протяжении более 4 месяцев Джимми Джеймс подвергался ежедневным преследованиям со стороны охраны, инсценированным казням и, конечно же, практически полному отсутствию еды. По мере приближения Красной Армии СС решило переместить пленных Проминентена дальше на юг, возможно, чтобы послужить разменной монетой с союзниками, хотя это так и не было подтверждено. После мучительного путешествия через концентрационные лагеря Дахау и Флоссенбюрг Джеймс и другие Проминентены были перевезены в Южный Тироль, где в мае 1945 года они были освобождены партизанами и войсками армии США.
Награды
[ редактировать ]
По окончании войны он был награжден Военным крестом (ВК) и упомянут в донесениях. [ 6 ] за его неоднократные попытки побега. Цитата на его MC была опубликована в приложении к London Gazette от 14 мая 1946 г. (от 17 мая 1946 г.) и гласила: [ 7 ]
Министерство авиации, 17 мая 1946 г.
КОРОЛЬ был любезно рад утвердить следующие награды:
Военный крест.
Лейтенант Бертрам Артур ДЖЕЙМС (42232), Королевские ВВС, 9-я эскадрилья.
В ночь на 5 июня 1940 года лейтенант Джеймс был вторым пилотом самолета Веллингтона, который был сбит вражеским зенитным огнем и был вынужден покинуть его, находясь над Нидерландами. Он совершил успешный спуск с парашютом примерно в 25 милях к югу от Роттердама , избавился от своего оборудования и уклонился от приближавшихся людей, но впоследствии был захвачен немцами. Его продержали в Оберурзеле четыре дня для допроса. Позже его отправили в Шталаг Люфт I в Барте, из которого он предпринял попытку бежать во время воздушного налета 21 октября 1941 года. Его попытка, предпринятая после того, как туннель был построен, оказалась неудачной, и в качестве наказания он получил 14 дней одиночного заключения. В ноябре 1941 года он был обнаружен во время строительства второго туннеля и приговорен еще к 14 дням одиночного заключения. Находясь в Шталаге Люфт I, он работал над строительством как минимум пяти других туннелей, но все безуспешно. Его следующая попытка была предпринята в Шталаге Люфт III ( Саган ) в июле 1942 года, когда ему вместе с другим пленным удалось улизнуть с шествия больных и спрятаться в коровнике. Здесь они начали строить еще один туннель, но были обнаружены, когда он достигал 21 фута в длину. За это лейтенант Джеймс отбыл наказание в виде 14 суток в камерах. В апреле 1943 года он вместе с другими начал строительство туннеля, в результате которого 76 офицеров сбежали, но, к сожалению, 50 офицеров Королевских ВВС были застрелены немцами при попытке уйти. Лейтенанту полета Джеймсу, однако, удалось уйти в штатском и с поддельными документами, и он вместе с одиннадцатью другими отправился поездом в Боберорсдорф, прибыв туда на следующее утро. Здесь группа решила разделиться на пары. Лейтенант полета Джеймс и его спутник прошли через всю страну в сторону Хиршберга , но были задержаны немецкой полицией. В конце концов лейтенанта Джеймса отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где вместе с другими в мае 1944 года он начал строительство туннеля длиной около ста футов и на глубине 10 футов под поверхностью. 23 сентября 1944 года он и еще четверо сбежали через этот туннель. Лейтенант полета Джеймс и его спутник направились к Росток , но были арестованы членами немецкого ополчения, которые вернули их в концентрационный лагерь, где их поместили в камеры. Лейтенант авиации Джеймс оставался в камерах с 6 октября 1944 года по 15 февраля 1945 года. В конечном итоге он был освобожден войсками союзников 6 мая 1945 года.
Послевоенная карьера в Королевских ВВС
[ редактировать ]После войны Джеймса сначала уволили в запас, но оставили на действительной службе. [ 8 ] [ 9 ] но позже получил постоянную комиссию в Королевских ВВС (хотя и не в летной роли). [ 10 ] 9 декабря 1952 года переведен в полк Королевских ВВС . [ 11 ] и вышел в отставку с должности командира эскадрильи 11 июня 1958 года. [ 12 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Джеймс женился вскоре после войны на медсестре Мэдж, с которой он познакомился в офицерском клубе во Флото в Германии. Их медовый месяц сам по себе был замечательным путешествием: они поехали на дальнюю оконечность Норвегии на бывшем армейском автомобиле VW Beetle.
После периода работы в разведывательных службах в Берлине Джимми вернулся в Великобританию и впоследствии был назначен генеральным секретарем Ассоциации Великобритания - СССР , спонсируемой Министерством иностранных дел и по делам Содружества , до тех пор, пока не поступил на дипломатическую службу в 1964 году. Впоследствии он занимал посты. в Африке, Западной и Восточной Европе и Лондоне . Выйдя на пенсию в 1975 году, он посетил Заксенхаузен вместе с Джеком Черчиллем и другими выжившими в лагере. В 2008 году Джеймс и историк Говард Так инициировали проект строительства точной копии барака на месте бывшего Шталаг Люфт 3 в Польше (бывшая часть Германии). Джеймс также был известным оратором, совершавшим поездку по стране и за границу, чтобы рассказать о своем военном опыте. Будучи стойким членом Ассоциации бывших военнопленных Королевских ВВС, Джеймс регулярно посещал базы Королевских ВВС, где он проводил презентации и беседовал со всеми чинами об уроках плена. Он служил британским представителем в Международном комитете Заксенхаузена незадолго до своей смерти в возрасте 92 лет в Королевская больница Шрусбери , 18 января 2008 г. [ 13 ]
Его похороны прошли в католической церкви Святого Петра в Ладлоу 31 января 2008 года. Группа артиллеристов полка британских ВВС из Хонингтона несла гроб. другие сотрудники Военного колледжа авиационной техники в Косфорде Присутствовали также , а также коммодор авиации Боб Макэлпайн, бывший командир 9-й эскадрильи. Сотни местных жителей из Ладлоу выстроились вдоль маршрута шествия, чтобы отдать дань уважения великому герою войны, когда четыре Tornado GR4 из 9-й эскадрильи (бывшая эскадрилья Джимми) пролетели мимо группы пропавших без вести . [ 2 ] Джимми Джеймс написал превосходный отчет о своем пребывании в плену в своей книге «Безлунная ночь».
Библиография
[ редактировать ]- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Тим Кэрролл (2005). Великий побег из Шталага Люфт III . Карманное издание. ISBN 1416505318 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 2 . Округ Мидленд. ISBN 0-904597-87-3 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Тихоокеанского региона; (март 2001 г.). п. 41. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог: командир эскадрильи Джимми Джеймс» . Хранитель . 22 января 2008 г. стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с «Королевские ВВС попрощались с «Великим беглецом» » . Новости обороны . Министерство обороны . 1 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г.
- ^ «№34784» . Лондонская газета . 2 февраля 1940 г. с. 656.
- ^ «№35090» . Лондонская газета . 28 февраля 1941 г. с. 1208.
- ^ «№35451» . Лондонская газета . 10 февраля 1942 г. с. 664.
- ^ «№37568» . Лондонская газета (Приложение). 3 января 1947 г. с. 166.
- ^ «№37844» . Лондонская газета (Приложение). 14 мая 1946 г. с. 2340.
- ^ «№37356» . Лондонская газета (Приложение). 16 ноября 1945 г. с. 5647.
- ^ «№38120» . Лондонская газета (Приложение). 7 ноября 1947 г. с. 5306.
- ^ «№38690» . Лондонская газета (Приложение). 16 августа 1949 г. с. 3959.
- ^ «№39745» . Лондонская газета (Приложение). 2 января 1953 г. с. 162.
- ^ «№41422» . Лондонская газета (Приложение). 13 июня 1958 г. с. 3860.
- ^ « Умер ветеран войны «Великого побега»» . Би-би-си. 19 января 2008 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC - Умер ветеран войны «Великого побега»
- BBC - Ветеран побега был «настоящей легендой»
- BBC - Ветеран Королевских ВВС посетил нацистский военный лагерь
- BBC - Гитлер приказал устроить резню в рамках «Великого побега»
- Некролог в The Times , 19 января 2008 г.
- «Безлунная ночь» командира эскадрильи Джимми Джеймса
- 1915 рождений
- смертей в 2008 г.
- Офицеры Королевских ВВС
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Британские беглецы
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Люди, получившие образование в Королевской школе в Кентербери.
- Кавалеры Военного креста
- Британские дипломаты
- Выжившие в концлагере Заксенхаузен
- Выжившие в концлагере Дахау
- Выжившие в концлагере Флоссенбюрг
- Британцы в колониальной Индии