Jump to content

Ян Уодди

Ян Дусленд Уодди
Исполняющий обязанности командира эскадрильи Ян Даусленд Уодди. № 486 (РНЗАФ) эскадрилья. Март 1944 г.
Рожденный ( 1914-12-05 ) 5 декабря 1914 г.
Бленхейм , Мальборо, Новая Зеландия
Умер 16 сентября 1998 г. (16 сентября 1998 г.) (83 года)
Крайстчерч , Кентербери , Новая Зеландия
Похороненный
Кладбище Седдон, Седдон , Мальборо, Новая Зеландия
Верность Новая Зеландия
Великобритания
Услуга/ ветвь Королевские ВВС Новой Зеландии
Классифицировать Командир эскадрильи
Сервисный номер NZ402915
Единица № 486-я эскадрилья РНЗАФ
Команды № 486-я эскадрилья РНЗАФ
№ 164-й эскадрильи RAF
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Заслуженный летный крест
Супруг (а) Хелен Маргарет Мэри
Дети 2

Командир эскадрильи Ян Дусланд Уодди , DFC (5 декабря 1914 — 16 сентября 1998) был летчиком-истребителем Королевских ВВС Новой Зеландии во время Второй мировой войны . Он был одним из первых членов 486-й эскадрильи RNZAF и впоследствии стал ее командиром . Он был сбит 25 августа 1944 года, когда командовал 164-й эскадрильей Королевских ВВС , став военнопленным .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ян Дусланд Уодди родился 5 ноября 1914 года в Бленхейме , округ Мальборо Новой Зеландии, в семье Чарльза и Этель Уодди. [ 1 ] [ 2 ] Он ходил в школу в Крайстчерче. [ 3 ] До начала войны Уодди работал батраком в Седдоне , регион Мальборо. [ 1 ] [ 4 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Начальное обучение

[ редактировать ]

Вадди поступил на службу в Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF) 31 августа 1940 года в возрасте 25 лет. Его начальную летную подготовку (EFTS) проводил на DH82 Tiger Moth , на котором он провел 10 часов. [ 5 ] Его летный знак был датирован 10 февраля 1941 года; RNZAF использовал довоенную систему подготовки пилотов RAF, при этом значок «вручался» по завершении этапа ITS (эскадрилья промежуточной подготовки), хотя фактически он не был вручен до конца ATS (эскадрилья продвинутой подготовки). этап. [ 5 ]

После занятий начальной подготовки его отправили в Школу служебной летной подготовки № 2 RNZAF в RNZAF Вудборне (класс 6B). [ 5 ] Он закончил этот курс 21 марта 1941 года в звании летчика-сержанта. [ 1 ]

Ранние европейские публикации

[ редактировать ]

Уодди покинул Новую Зеландию 29 апреля 1941 года на борту океанского лайнера HMT Awatea для службы в Королевских ВВС . «Аватеа» отправилась в Великобританию через Канаду и прибыла в конечный пункт назначения в июне. [ 6 ] [ нужна страница ] По прибытии в Соединенное Королевство Уодди был отправлен в подразделение оперативной подготовки № 61 Королевских ВВС в Хестоне , где он прошел обучение одноместным истребителям. Затем его отправили в 603-ю эскадрилью .

Его новое подразделение базировалось в Хорнчерче и эксплуатировало Supermarine Spitfire Mk V. истребители Эскадрилья входила в состав истребительного авиаполка Хорнчерч и регулярно выполняла задачи сопровождения и зачистки оккупированной немцами Франции. [ 7 ]

№ 486-я эскадрилья

[ редактировать ]

Уодди покинул 603-ю эскадрилью незадолго до ее переброски на Ближний Восток и был отправлен в 486-ю эскадрилью RNZAF . Он прибыл в свое новое подразделение, которое только что было сформировано в Королевских ВВС Киртон в Линдси , 9 марта 1942 года. [ 5 ] 486-я эскадрилья была вторым новозеландским подразделением в истребительном командовании и первоначально использовала Hawker Hurricanes для ночных боев . Из двадцати четырех пилотов RNZAF в эскадрилье Уэдди был одним из десяти, уже имевших опыт военной службы. После периода обучения он вступил в строй в апреле. [ 8 ] [ 9 ]

Призван в должность пилота-офицера 22 мая. [ 1 ] Уэдди продолжил службу в 486-й эскадрилье, которая к концу сентября начала переоборудоваться в истребители Hawker Typhoon . повышен до летного офицера . В декабре [ 10 ] Уодди и его коллеги-пилоты продолжали набираться опыта на новом типе «Тайфуна», хотя он и его ведомый Джим Маккоу (дедушка Ричи Маккоу ) едва не были сбиты двумя Focke-Wulf Fw 190 в начале 1943 года. [ 11 ]

9 апреля 1943 года Уодди поделился двумя претензиями на самолеты противника (один вероятный, один поврежденный), когда эскадрилья вступила в бой с двумя Fw 190 . Возглавляемая командиром эскадрильи Десмондом Скоттом , 486-я эскадрилья «Тайфуны» вылетела на истребительном рейде (корабельная атака) в Этрета , Франция, где Скотт, Спайк Амберс , Харви Свитман и Уодди нанесли последний удар по обоим немецким самолетам, которые отошли от атаки. видел следы дыма ниже уровня скалы в районе мыса Антифер. [ 12 ]

В июне 1943 года Вадди поступил в Школу командиров истребителей. [ 13 ] а 10 июля он принял командование рейсом «Б» от Свитмана. [ 14 ] который был отправлен в RAF Charmy Down . Восхождение Уодди по служебной лестнице продолжалось; 25 сентября 1943 г. принял командование 486-й эскадрильей. [ 1 ] когда командир Десмонд Скотт принял на себя командование крылом «Тайфун Тангмер» . Получив звание исполняющего обязанности командира эскадрильи, Вадди оставался командовать эскадрильей до 7 января 1944 года, поскольку срок его службы истек. [ 15 ] К этому моменту Уодди участвовал практически во всех крупных наступательных выступлениях с тех пор, как принял на себя командование.

11 января 1944 года его направили в 55-е подразделение оперативной подготовки Королевских ВВС , а 26 января 1944 года его направили в 4-е подразделение тактических учений (TEU). Находясь в 4-м TEU, Вадди был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги. (ДФК). Цитата DFC, опубликованная в London Gazette 17 марта 1944 года, гласила:

Этот офицер участвовал в большом количестве боевых вылетов, в том числе во многих нападениях на суда. Командир эскадрильи Вадди руководил эскадрильей с большим мастерством, мужеством и решимостью и сыграл значительную роль в достижении многочисленных успехов. Он неизменно с большой решимостью отражал свои атаки, подавая всем прекрасный пример.

- Лондонская газета , № 36429, 14 марта 1944 г. [ 16 ]

28 марта 1944 года его снова отправили, на этот раз в TEU № 3, базирующийся на авиабазе RAF Poulton .

№ 164-й эскадрильи и военнопленный

[ редактировать ]

17 августа 1944 года Вадди был назначен командиром 164-й эскадрильи Королевских ВВС. Как и 486-я эскадрилья, 164-я эскадрилья также летала на «Тайфунах». Всего через неделю, 25 августа, Вадди был сбит. В рамках операции Ramrod (бомбардировка) он повел восемь самолетов в Руан , Франция, где они затем атаковали ракетами танки и военный транспорт. [ 1 ] Предполагается, что самолет Уэдди, Тайфун PD457, был сбит зенитным огнем. Вадди был взят в плен и отправлен в Шталаг Люфт I в Барте, Германия . [ 1 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Освобожденный из плена в конце войны, Вадди был награжден своим DFC королем Георгом VI на церемонии в Лондоне и впоследствии вернулся в Новую Зеландию. Он вернулся в регион Мальборо и возобновил сельское хозяйство. Он женился на Маргарет Мэри, и у них родилось двое сыновей, Дэвид и Майкл. [ 1 ] [ 17 ]

Вадди присутствовал на воссоединении Ассоциации тайфунов и бурь в ВВС Великобритании в Тангмере в июне 1984 года вместе с пилотом 486-й эскадрильи Воаном Фиттоллом . [ 18 ]

Ян Дусланд Уодди умер в Крайстчерче 16 сентября 1998 года в возрасте 83 лет. Он похоронен на кладбище Седдон в Мальборо. [ 2 ] У него остались жена и двое сыновей. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «25.08.1944 № 164-й эскадрильи «Тайфун» lb PD457 Sq/Ldr. Waddy DFC» . Вспоминают летные экипажи . Проверено 1 августа 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Йен Даусланд Уодди» . Онлайн-кенотаф Оклендского музея . Проверено 1 августа 2023 г.
  3. ^ «Награждён DFC: два новозеландских пилота» . Тимару Вестник . 29 марта 1944 года . Проверено 3 августа 2023 г.
  4. ^ «Мистер Ян. Вэдди» . Музей Мальборо . 19 января 2015 года . Проверено 1 августа 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «S/L Ян Дусланд Уодди, RNZAF-402915, DFC» . Командование Королевских ВВС . Проверено 1 августа 2023 г.
  6. ^ Мартин 2008 , с. ?.
  7. ^ Роулингс 1976 , стр. 480–482.
  8. ^ Сортехауг 1998 , стр. 5–6.
  9. ^ Томпсон 1953 , стр. 335–336.
  10. ^ Сортехауг 1998 , с. 47.
  11. ^ Сортехауг 1998 , с. 54.
  12. ^ Сортехауг 1998 , с. 69.
  13. ^ Сортехауг 1998 , с. 78.
  14. ^ Сортехауг 1998 , с. 79.
  15. ^ Сортехауг 1998 , с. 119.
  16. ^ «№36429» . Лондонская газета (Приложение). 14 марта 1944 г. с. 1281.
  17. ^ «Четыре летающих креста: награды авиаторам Новой Зеландии» . Окленд Стар . 23 июня 1945 года . Проверено 3 августа 2023 г.
  18. ^ Сортехауг 1998 , с. 309.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мартин, Эррол (2008). Для твоего завтра. Том. 3. Биографии и приложения: Списки новозеландцев, погибших во время службы в RNZAF и Allied Air Services с 1915 года . Крайстчерч, Новая Зеландия: Volplane Press. ISBN  9780473128289 .
  • Роулингс, Джон (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон, Великобритания: Макдональд и Джеймс. ISBN  0-354-01028-Х .
  • Сортехауг, П. (1998). Дикие ветры: история 486-й истребительной эскадрильи RNZAF ВВС Великобритании . Данидин, Новая Зеландия: Печать Университета Отаго. ISBN  1-877139-09-2 .
  • Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон, Новая Зеландия: Отделение военной истории.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1215387aeb78a3942c519e719110f3b7__1711132260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/b7/1215387aeb78a3942c519e719110f3b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ian Waddy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)