СС Остер
![]() СС Остер в Бергене , 2005 г.
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Владелец |
|
Оператор | Владелец |
Порт приписки | Норвегия |
Строитель | Механическая мастерская Кристиансанда |
Номер двора | 131 |
Заложен | 1908 |
Запущен | 1908 |
Крещенный | Остер |
Завершенный | 1908 |
Идентификация |
|
Статус | Оперативный |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирское/грузовое судно |
Тоннаж | 167 брутто-тонн в состоянии постройки |
Длина |
|
Установленная мощность |
|
Скорость | 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Емкость | 100 пассажиров |
SS Oster — норвежский пароход, построенный в 1908 году компанией Christianssands Mekaniske Værksted для Indre Nordhordlandske Dampskibsselskab для обеспечения комбинированных пассажирских и грузовых перевозок между Бергеном и Остер-фьордом в Норвегии . Во время Второй мировой войны он служил охранным кораблем как в Королевском флоте Норвегии , так и позже в немецкой Кригсмарине . После войны она вернулась на гражданскую службу и до сих пор находится на службе, совершая прогулочные круизы из Бергена. В 1963 году бергенский глухой священник Рагнвальд Хаммер написал в честь корабля стихотворение «Дар къем дампен». Норвежский народный певец Ивар Медаас позже добавил к этому стихотворению мелодию.
Строительство
[ редактировать ]В 1906 году жители муниципалитета Модален в Хордаланне в Норвегии отправили письмо паровой компании, отвечавшей за маршрут в Модален, с вопросом, могут ли они предоставить услугу, которая продвинется как можно дальше на север, чтобы местные жители не были изолированы. от мира, особенно зимой, когда фьорд покрывался льдом. [ 1 ] В ответ в начале 1908 года в начале 1908 года был введен в эксплуатацию Indre Nordhordland Dampskipselskap в Бергене (который впоследствии изменил свое название в 1923 году на Indre Nordhordland Dampbaatlag LL). Мастерская Кристиансанна [ 2 ] построить 167 GT Oster со стальным корпусом. На момент спуска на воду в ноябре 1908 года он имел длину 106,1 фута (32,3 м), ширину 21,7 фута (6,6 м) и глубину 9,7 фута (3,0 м). [ 3 ] Он вмещал 265 пассажиров и был оснащен угольным тройного расширения мощностью 54 л.с. паровым двигателем [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]После спуска на воду он отплыл в Берген и прибыл туда 29 ноября 1908 года, откуда вскоре начал сообщение между Бергеном и Остерфьордом с пассажирами и грузом. Первым капитаном был Тобиас Андерсен Хордвик. Хотя он был рассчитан на 265 пассажиров, во время летних каникул он часто перевозил более 300 пассажиров. [ 1 ]
В 1915 году он был перестроен и удлинен до 118,6 футов (36,1 м) компанией Mjellem & Karlsen в Бергене, что позволило ему принять 312 пассажиров. [ 3 ] Это изменение увеличило ее валовую вместимость до 191 брт. [ 3 ] [ 1 ] В ходе реконструкции на нем также было установлено электрическое освещение, что сделало его одним из первых кораблей в северной части Норвегии, оснащенных этой функцией. «Остер» был перестроен между 1928 и 1932 годами. «Остер» продолжал обеспечивать пассажирские и грузовые перевозки вдоль побережья Норвегии до 1939 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года он был реквизирован Королевским военно-морским флотом Норвегии , который установил на его передней палубе 76-мм орудие и направил его в состав 2-го sjøforsvarsdistrikt, 13 bevokningsdivisjon (2-й округ морской обороны, 13-я охранная дивизия) с экипаж из 18 человек под командованием капитана Л. Зоммера. [ 2 ] Вечером 8 апреля 1940 года ей было приказано патрулировать южную часть Хьельтефьорда, между Рамсёем и Кальванесом.
9 января 1940 года во время патрулирования между Рамсёем и Калванесом под командованием Рейдара Фладмарка она была тяжело повреждена в результате столкновения с грузовым кораблем «Эк». Остер смог на медленной скорости вернуться в Берген для ремонта. [ 4 ]
После начала немецкого вторжения в Данию и Норвегию в апреле 1940 года «Остер» был отправлен в Бломвог для выполнения функций разведки и связи. Затем 6 мая ее отправили в Телавог, где ее бросили военно-морские силы. [ 2 ] [ 4 ]
После оккупации Норвегии нацистской Германией немецкая Кригсмарине приняла ее в Телавоге 22 мая 1940 года, покрасила в серый цвет и переименовала в Мардер , присвоив ей номер вымпела NB04. [ 1 ] Официально она поступила на службу в Кригсмарине 24 мая. [ 4 ] К декабрю 1940 года Кригсмарине оснастила его дополнительным оружием и поручила патрулировать в составе HafenschutzFlottille Bergen. [ 4 ]
17 января 1941 года в 12:00 « Мардер» сел на мель у Кьёфлюена на восточной стороне Хьельма-Беар-Альвё, небольшого острова к югу от Федье. Она оставалась в затруднительном положении до 22 января, когда ее отбуксировали и доставили в Берген, где ее отремонтировали на стоянке Evje & Andersens в Верфтете. [ 2 ]
5 июня 1941 года он приступил к спасению экипажа летающей лодки Dornier Do 18 , которая совершила вынужденную посадку в Холменграа, и взяла самолет на буксир, пока не передала обязанности по буксировке кораблю Люфтваффе.
5 июня 1943 года « Мардер» ответил на атаку норвежских MGB 620 и 626 класса Fairmile D в Корсфьорде на грузовой корабль Altenfels водоизмещением 8132 тонны , перевозивший железную руду из южного Киркенеса в Германию и сопровождаемый немецким тральщиком M-класса M468 . [ 5 ] Пораженный двумя торпедами, выпущенными MGB 626, « Альтенфельс» затонул к тому времени, когда « Мардер» прибыл для поддержки M468 , а береговые батареи выпустили 55 снарядов из его 20-мм пушки, преследуя уходящие MGB. MGB 626 сбежала, а ее родственный корабль достиг своей базы в Леруике в Шотландии, при этом двое были убиты и пятеро ранены. [ 2 ] [ 6 ]
Весной 1944 года его модифицировали: сняли кормовую и переднюю мачты и установили на мостике новую «единичную мачту». Ее вооружение также было увеличено, в результате чего она вернулась в строй с единственной 76-мм пушкой на носовой палубе; 37-мм пушка на грузовом люке; 20-мм пушка Мадсена на крыше штурманской рубки; пулемет MG 34 на мостике; и четыре глубинные бомбы. Ей также был присвоен новый вымпел с номером V5504, и она была приписана к 55-й Форпостен-флотилии, штаб которой базировался в Штутцпункте Флорваагбухт. [ 1 ]
Послевоенная служба
[ редактировать ]В конце войны он был брошен немцами в Телавоге и впоследствии возвращен своим владельцам, но к тому времени находился в очень плохом состоянии. После восстановления первоначального имени « Остер» прошел обширное техническое обслуживание и модернизацию в компании Storemollens Mek Verksted в Сандвикене, Берген. [ 1 ] Он был снова перестроен в 1950 году. Будучи единственным пароходом, работающим на угле, оставшимся в Бергене, «Остер» стал символом старых пароходов по фьордам на западном побережье.
В 1964 году срок действия пассажирского сертификата Остера истек, когда котел начал трескаться, и к тому времени он стал последним угольным судном местной постройки, работавшим в Норвегии. В то время было сделано предложение сохранить корабль, однако это стоило бы 50 000 норвежских крон, что было слишком дорого для людей, которые хотели его сохранить. Их усилия вдохновили бергенского глухого священника Рагнвальда Хаммера на написание в 1963 году стихотворения «Dar kjem dumpen» в честь корабля. Норвежский народный певец Ивар Медаас впоследствии написал мелодию к стихотворению.
Из-за невозможности сохранения корабль был продан компании Berge Sag & Trelast Forretning (Brødrene Berge Ølensvåg) в апреле 1964 года. Они переоборудовали его на своей верфи в Оленсвоге в грузовое судно , удалив большую часть верхней палубы, оставив только кормовую часть лодки. палуба. Сверху была смонтирована бывшая в употреблении рулевая рубка. Паровой двигатель был заменен современным дизельным двигателем Caterpillar мощностью 300 л.с. Эти изменения увеличили ее вес до 199гт. [ 1 ]
Теперь нося имя Вака, он поступил на береговую службу в 1966 году. В июне 1974 года судно было продано Оддмунду Тьофлоту из Викебигда в Суннхордланде для использования в местной торговле песком. В августе 1988 года ее снова продали, на этот раз компании Partrederiet Kristoffersen & Gundersen (Тор Оге Кристофферсен) из Флеккерой, в Кристиансанде, которая наняла ее для перевозки грузов. [ 1 ]
Реставрация
[ редактировать ]В марте 1996 года она была куплена ассоциацией Nordhordland Veteranbåtlag (NHVL) и переименована в Gamle Oster («Старый Остер»), которое впоследствии в августе 2000 года было сокращено до Oster. В Бергене началась трехлетняя реставрация, чтобы вернуть ее. в исходное состояние парового пассажирского корабля. В результате реставрации ее дизельный двигатель был заменен паровым двигателем тройного расширения, работающим на жидком топливе, построенным Александром Холлом в Абердине в 1927 году для земснаряда Clearway . [ 1 ] 11 июня 2005 года « Остер» был объявлен полностью восстановленным на церемонии в Бергене в «Скур 11», доке, из которого корабль работал в начале своей карьеры. [ 7 ]
Сегодня « Остер» предлагает прогулочные круизы, перевозящие до 100 пассажиров вокруг гавани Бергена. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Натас, Оливер (март 2019 г.), «Норвежский ветеран по-прежнему силен», Ежемесячный выпуск : 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «История» . Лодочная команда ветеранов Нордхордланда. 2018 . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Технические данные» . Лодочная команда ветеранов Нордхордланда. 2018 . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Норвежский флот метрополии — Вторая мировая война: Д/С Остер» . Боевые моряки . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Смит, Гордон; Кинделл, Дон; Бертке, Дональд А. (2016). Морская война Второй мировой войны, Том 9: Волчьим стаям в намордниках . Дейтон: Публикации Бертке. ISBN 978-1-937470-16-6 .
- ^ Далзел-Джоб, Патрик (2002). Арктический снег в пыль Нормандии: выдающиеся военные подвиги военно-морского специального агента . Барнсли: Лео Купер. п. 76. ИСБН 0-85052-901-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Остер - 100 чел.» . Морские туры . Проверено 6 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гамле Дампен Д/С "Остер" на норвежском языке.
- Остер . На норвежском языке.