Османская канонерская лодка Хизир Рейс
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Корабль-близнец «Иса Рейс» стоит на якоре у Саутгемптона в июле 1914 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Хызыр Рейс |
Тезка | Хайреддин Барбаросса (Хызыр Рейс) |
Строитель | SA Des Forges & Chantiers de la Mediterranee , Гранвиль , Франция |
Заложен | 1911 |
Запущен | 10 апреля 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | 13 апреля 1914 г. |
Выведен из эксплуатации | 1952 |
Судьба | Переоборудован в транспортный корабль в 1958 году. |
![]() | |
Имя |
|
Идентификация | Номер ИМО : 5103364 |
Статус | Действует с 2018 г. |
Общие характеристики | |
Длина | 154,19 футов (47 м) |
Луч | 7,9 м |
Черновик | 1,3 м |
«Хызыр Рейс» — корабль, который раньше служил канонерской лодкой Османской империи во время Первой мировой войны. В настоящее время корабль сохранился как транспортный корабль «Миктат Калкаван» .
Хызыр Рейс был поврежден в результате попадания на турецкую мину возле Румеликаваги 10 января 1915 года. Он вернулся в строй в 1916 году. Он был захвачен греками во время оккупации Измира 14 мая 1919 года. Возвращен в Турцию в 1922 году. Корабль переоборудован в тральщик, а в Изимиаре стационарный лоцманский корабль. Выведен из эксплуатации в 1952 году. Продан в 1958 году и переоборудован в гражданский грузовой корабль. Корабль был переименован в «Тургут Рейс» в 1959 году, «Эмин» в 1960 году, «Мурат Аяноглу» в 1981 году, а затем «Каптан Джавит» в 1982 году, а в октябре 1995 года «Миктат Калкаван» . По состоянию на 2018 год он все еще использовался как транспортное судно.
Дизайн
[ редактировать ]Hızır Reis была построена компанией SA Des Forges & Chantiers de la Mediterranée в Гранвиле как канонерская лодка с длиной киля 47,0 метра, шириной 7,9 метра и осадкой 1,3 метра. Его корпус был сделан из стали. Водоизмещение корабля – 413 тонн. На момент постройки экипаж корабля состоял из 12 офицеров и 48 матросов.
Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения, обогреваемыми тремя котлами Scotch SAFC Granville. Двигатели имели заявленную мощность 850 л.с. и могли разогнать корабль до 14 узлов во время ходовых испытаний, до 11 узлов в 1915 году и до 12 узлов в 1932 году.
В постройке корабль нес три 76-мм скорострельные пушки Крузо со 100 снарядами, две 47-мм скорострельные пушки Крузо с боезапасом 1200 снарядов, а также два 7,6-мм пулемета Гочкиса с боезапасом 31700 патронов. Две 76-мм пушки устанавливались на носовых спонсонах и одна на корме. После модернизации в 1926 году орудия были заменены на две скорострельные 76-мм пушки Крузо и две скорострельные 47-мм пушки Крузо. В 1946 году вооружение корабля было демонтировано.
История обслуживания
[ редактировать ]Хызыр Рейс был заказан французской компанией SA Des Forges & Chantiers de la Mediterranee в апреле 1911 года и в том же году был заложен. Спущен на воду 10 апреля 1912 года, после завершения ходовых испытаний оборудования корабль прибыл в Стамбул и 13 апреля 1914 года вступил в строй Османского флота.
10 января 1915 года, возвращаясь с дозорной миссии, корабль подорвался на мине вблизи третьего минного рубежа, защищавшего Босфор. Корабль, получивший серьезные повреждения в носовой части, был отбуксирован в Истинье и поставлен на стапель. Корабль, имевший трудности в ремонте, оставался в ремонте до середины года. После этого случая командование флота отдало приказ вновь поставить мины и расчистить проходные каналы.
После Мудросского перемирия весь османский флот был интернирован под контроль союзников. 26 февраля 1919 года по просьбе османских властей и с одобрения британского командующего Сомерсета Артура Гоф-Калторпа некоторым османским кораблям было поручено патрулирование с целью предотвращения контрабанды оружия в Анатолию. С этой целью Хызыру Рейсу было поручено патрулировать Измир, Айдын Рейс и Превезе на Черном море, а также Ахысар и Драч в Мраморном море.
Когда греческие войска оккупировали Измир 14 мая 1919 года, Хызыр Рейс , Нусрет , моторная канонерская лодка № 14 и транспортное судно «Тиримюйган» в порту Измира находились . Хотя Нусрет и Тиримюджган были освобождены через несколько недель, Хызыр Рейс и номер 14 были захвачены греками 6 июля.
После победы правительства Анкары в турецкой войне за независимость корабль вернулся в Турцию в 1922 году. Модернизированный в 1923 году, некоторое время использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. Канонерские лодки «Хызыр Рейс» и «Иса Рейс» , служившие поддержкой подразделениям жандармерии, направлявшимся в Гёкчеаду и Бозджааду, стали первыми кораблями ВМС Турции, вышедшими из Мраморного моря. Позже канонерские лодки «Иса Рейс» и «Кемаль Рейс» были переданы администрации Сейр-и-Сефаина для выполнения служб прибрежного патрулирования и контроля, а позже были возвращены и в 1932 году превращены в тральщики; 30 сентября 1935 года его передали командиру Флотилии минно-поискового сканирования с поправкой на минно-поисковое сканирование. В 1948 году в Измире был построен стационарный лоцманский корабль. Выведен из состава ВМФ в 1952 году. В 1958 году корабль был продан и переоборудован в гражданский грузовой корабль. Он был переименован в Тургут Рейс в 1959 году, в Эмин в 1960 году, в Мурат Аяноглу в 1983 году, затем в Каптан Джавит и, наконец, в октябре 1995 года в Миктат Калкаван . В 2018 году он все еще использовался как транспортное судно.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921». Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-87021-907-8.
- Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-610-8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миктат Калкаван в Maritime Connector. Архивировано 10 января 2021 г. в Wayback Machine.