Водопад Клайда (корабль)
![]() Водопад Клайда в Гонолулу в 2008 году.
| |
История | |
---|---|
Имя | Водопад Клайда |
Тезка | Водопад Клайд , Ланаркшир |
Порт приписки |
|
Строитель | Рассел и Ко , Порт Глазго |
Номер двора | 17 |
Запущен | 12 декабря 1878 г. |
Завершенный | 13 февраля 1879 г. |
Идентификация | Номер ИМО : 8640313 |
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Тип | Парусник с железным корпусом |
Тоннаж | 1,807 брт , 1,741 нрт |
Длина | 266,1 футов (81,1 м) |
Луч | 40,0 футов (12,2 м) |
Глубина | 23,5 футов (7,2 м) |
План паруса | 4-мачтовый с полным вооружением |
Примечания | Подставное лицо: дева |
Водопад Клайда (Четырехмачтовый нефтяной танкер) | |
Ранее внесен в Национальный реестр исторических мест США. | |
Расположение | Пирс 7, гавань Гонолулу , Гавайи |
Координаты | 21 ° 18'20,5 "с.ш. 157 ° 51'54" з.д. / 21,305694 ° с.ш. 157,86500 ° з.д. |
Построен | 1878 |
Архитектор | Уильям Литгоу |
Номер ссылки NRHP . | 73000659 [ 1 ] |
Значимые даты | |
Добавлено в НРХП | 2 июля 1973 г. |
Назначен НХЛ | 11 апреля 1989 г. |
Удален из НРХП | 2 февраля 2024 г. |
Фолс оф Клайд» — последний сохранившийся четырехмачтовый корабль и с полным вооружением « единственным сохранившимся нефтяным танкером с парусным приводом . США В 1989 году она была признана национальным историческим памятником , но была снята с регистрации в 2024 году из-за ее состояния. Гавайи ищут предложения по утилизации корабля. В настоящее время она закрыта для публики.
История
[ редактировать ]Рассел и компания построили водопад Клайд в Порт-Глазго , Ренфрушир , Шотландия. [ 2 ] Он был спущен на воду как первый из девяти четырехмачтовых кораблей с железным корпусом для линии водопада Райт и Брейкенридж . [ 3 ] Она была названа в честь водопада Клайд , группы водопадов на реке Клайд , и построена в соответствии с высочайшими стандартами мировой торговли, Регистром Ллойда А-1. Ее первое путешествие привело ее в Карачи , затем в Британскую Индию , и первые шесть лет она провела в торговле с Индией. Затем она стала бродягой, преследующей генеральные грузы, такие как пиломатериалы, джут, цемент и пшеница, из портов Австралии, Калифорнии, Индии, Новой Зеландии и Британских островов.
После двадцати одного года работы в качестве британского торгового судна «Фолс оф Клайд» был куплен за 25 000 долларов США капитаном Уильямом Мэтсоном из компании Matson Navigation Company , доставлен в Гонолулу в 1899 году и зарегистрирован под гавайским флагом. Когда в 1900 году Республика Гавайи была аннексирована Соединенными Штатами, Конгресс США принял специальный акт, чтобы обеспечить кораблю иностранной постройки право плавать под американским флагом. [ нужна ссылка ]
Чтобы сэкономить на команде, Мэтсон превратила «Фолс оф Клайд» в барк , заменив пять ярдов на ее ( джиггерной ) мачте двумя более легко управляемыми продольными парусами. В то же время он добавил рубку, штурманскую рубку и перестроил кормовые помещения для размещения платных пассажиров. С 1899 по 1907 год она совершила более шестидесяти рейсов между Хило, Гавайи, и Сан-Франциско, Калифорния, перевозя товары общего назначения на запад, сахар на восток и пассажиров в обе стороны. Оно заработало репутацию удобного, быстрого и вместительного судна, совершая рейсы в среднем по 17 дней в каждом направлении. [ нужна ссылка ]
В 1907 году Associated Oil Company (позже Tidewater Oil ) купила водопад Клайд и переоборудовала его в нефтяной танкер вместимостью 19 000 баррелей (3 000 м3). 3 ). В ее корпус были встроены десять больших стальных резервуаров, а перед маслонепроницаемой переборкой располагались насосное отделение, котел и генератор. [ 3 ] В этой конфигурации она привезла керосин на Гавайи и вернула его в Калифорнию вместе с патокой на корм скоту. [ нужна ссылка ]
В 1927 году он был продан General Petroleum Company, его мачты срезаны и превращены в плавучий склад топлива на Аляске. В 1959 году ее купил Уильям Митчелл, который отбуксировал ее в Сиэтл, штат Вашингтон, намереваясь продать группе по сохранению. План Митчелла провалился, и последующие попытки Карла Кортума, директора Морского музея Сан-Франциско , и Фреда Клебингата, который плавал на нем в качестве старшего помощника капитана в 1915 году, разместить его в Лонг-Бич, Калифорния , или Лос-Анджелесе, Калифорния , были так же разочарован. [ нужна ссылка ]
В 1963 году банк, владеющий ипотекой на водопаде Клайд, решил продать его для затопления как часть волнолома в Ванкувере , Британская Колумбия . Кортум и Клебингат вызвали интерес к кораблю на Гавайях и через несколько дней после запланированного затопления собрали средства для покупки корабля. В конце октября 1963 года «Фолс оф Клайд» был взят на буксир и направлялся в Гонолулу. [ нужна ссылка ]
Как корабль-музей
[ редактировать ]

Водопад Клайда был передан Музею Бишопа и открыт для публики в 1968 году. В 1970 году судостроитель и промышленник сэр Уильям Литгоу , внук первого дизайнера XIX века Уильяма Литгоу , был нанят для оказания помощи в его восстановлении как полностью оснащенного корабля. Его верфь в Порт-Глазго подарила ему новые стальные мачты, брандмауэры, кливеры и гики из орегонской сосны. [ 3 ]
В 1973 году корабль был внесен в Национальный реестр исторических мест . [ 4 ] и объявлен национальным историческим памятником США в 1989 году. [ 4 ] [ 5 ]
В 1982 году корабль серьезно пострадал во время урагана Ива . [ 6 ] К 2008 году она была в плохом состоянии. Причин износа корабля много. Корабль долгое время не стоял в сухом доке. Возможно, корабль был поврежден в результате пескоструйной обработки. Профилактическое обслуживание не проводилось. Музей Бишопа «обвинили в некомпетентности и нечестности» за то, что он собрал 600 000 долларов на сохранение корабля, но затем потратил лишь половину этой суммы, а также за другие решения о том, как были потрачены эти деньги. [ 7 ] [ 8 ]
В 2008 году Музей епископа объявил о планах потопить ее к концу года, если не будут собраны частные средства для пожертвований на ее постоянный уход. [ 9 ] В сентябре 2008 года Музей Бишопа убедили передать право собственности некоммерческой группе «Друзья Фоллс оф Клайд», которая намеревалась ее восстановить. Многие артефакты и приспособления ранее были отданы, отняты или иным образом исчезли под предлогом, что корабль должен был быть затоплен. [ 10 ] [ 11 ] 350 000 долларов было получено от Фонда Роберта Дж. Пфайффера, но ожидаемые федеральные средства в рамках программы «Спасите сокровища Америки» или других программ не поступили. [ 12 ] Каждый год, [ 13 ] Фонд надеялся отправить его в сухой док, но ему это не удалось. [ 14 ] В июне 2016 года отдел гаваней Министерства транспорта Гавайев (HDOT) отозвал ей разрешение на швартовку у пирса 7, сославшись на угрозу безопасности для пользователей порта. [ 15 ]
Усилия по восстановлению и репатриации
[ редактировать ]
В августе 2016 года группа, базирующаяся в Глазго , Шотландия, запустила международную кампанию «Спасите водопад Клайд» (FOCI) с целью вернуть ее в Шотландию, где она была первоначально построена. Первоначально они ответили на призыв о помощи благотворительной организации, известной как «Друзья водопада Клайда» (FFOC), которая владела FOC и хотела спасти его от затопления. Они составили план, как вернуть ее в Шотландию, пытаясь работать с HDOT, разработать и реализовать план. [ 6 ]
В феврале 2019 года HDOT выставила судно на аукцион, но не получила ни одного квалифицированного предложения. [ 16 ]
В июле 2021 года HDOT подала заявку на вывод корабля из гавани Гонолулу и получила в ответ два предложения. Фонд оспорил оценку корабля, сделанную Отделом портов, и заявил, что они никогда не отказывались от прав собственности. [ 17 ]
В ноябре 2021 года HDOT приняла предложение FOCI на транспортировку корабля в Гринок или Глазго, где оно будет восстановлено и возвращено в море. [ 18 ] В марте 2022 года Дэвид О'Нил из FOCI заявил: «Надо уладить всего несколько юридических и технических моментов, а затем мы окончательно согласуем контракт». [ 19 ] HDOT отменила заявку в мае 2022 года после того, как заявила, что FOCI не выполнила условия контракта. [ 20 ]
С тех пор штат начал процесс приема заявок на утилизацию корабля. [ 21 ] и он был исключен из Гавайского реестра исторических мест. Исключение из Национального реестра исторических мест и программ национальных исторических достопримечательностей ожидалось в начале января 2024 года. [ 22 ] Корабль был исключен из Национального реестра 1 февраля 2024 года. [ 23 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Корабль появляется в качестве места съемок в фильме «Магнум, PI», сезон 2, эпизоды 5 и 6, «Воспоминания навсегда» (5 ноября 1981 г.). [ 24 ] и 6-й сезон, 10-я серия «Кровь и честь» (21 ноября 1985 г.). [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
- ^ «Водопад Клайда» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Картер, Роберт (сентябрь 2008 г.). «Заметки к картинке: Водопад Клайда ». Австралийское морское наследие (93/94). Сидней, Австралия: Сиднейский морской музей Ltd: 59–61.
- ^ Jump up to: а б «Водопад Клайда (парусный нефтяной танкер)» . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 1 марта 2007 года . Проверено 20 июня 2008 г.
- ^
Дельгадо, Джеймс П. (15 июля 1988 г.). «Номинация «Национальный исторический памятник: водопад Клайд » (pdf) . Служба национальных парков . Проверено 22 июня 2009 г. и
«Сопровождающие фотографии снаружи и внутри, 1986, 1988 годов и без даты» (pdf) . Проверено 31 августа 2012 г. - ^ Jump up to: а б «Шотландская группа призывает помочь спасти исторический корабль» . Морская исполнительная власть . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Пала, Кристофер (18 октября 2008 г.). «Исторический корабль пока остается на плаву» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 октября 2008 г.
- ^ Пала, Кристофер (24 сентября 2008 г.). «Встает на свои места» . Гонолулу Еженедельник . Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 года.
- ^ Холл, Сабрина (22 февраля 2008 г.). « Падение Клайда может иметь затонувшую судьбу» . KGMB9 Новости Гавайи . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Бернардо, Розмари (27 сентября 2008 г.). «Музей передачи исторического корабля» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Мэри Ворсино (1 декабря 2008 г.). «Пропали артефакты Водопада Клайда» . Рекламодатель Гонолулу . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Кэтрин Круз (3 июля 2012 г.). «Парусный танкер со стальным корпусом Falls of Clyde сталкивается с проблемами финансирования» . КИТВ.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «Достопримечательности исторического «Водопада Клайда» расположены в сухом доке» . Новости Гавайев . 22 июля 2012 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Эвелин Хантер (11 августа 2014 г.). «Сухой док» . Веб-сайт «Друзья водопада Клайда» . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «Штат «выселяет» Фолс-оф-Клайд из гавани Гонолулу, ссылаясь на соображения безопасности» . ХОН2 . 16 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ «Водопад Клайда не был продан на аукционе. Что теперь?» . Новости Гавайев сейчас . Март 2019 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Нина Ву (3 августа 2021 г.). «Штат получил 2 предложения по удалению водопада Клайд из гавани Гонолулу» . Гонолулу Звезда-Рекламодатель . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Росс Крей (21 ноября 2021 г.). «Водопад Клайда: 143-летний парусник наконец вернется домой в новое экологически чистое будущее» . «Санди пост» . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Мартин Ханнан (16 марта 2022 г.). «Водопад Клайда: предложение вернуть корабль домой получает серьезную поддержку» . Национальный . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Обновленная информация о статусе водопада Клайд» . Департамент транспорта . 3 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Гавайи выдают запрос на вывоз, вероятную сдачу на слом, исторического парусного судна» . Меритайм Исполнительный. 26 июля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ «Конец водопаду Клайд? Гавайи ищут нового подрядчика для вывода корабля из гавани Гонолулу» . Блог «Старая соль» . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ В ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ: С 26.01.2024 ПО 02.02.2024» . Служба национальных парков . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Воспоминания вечны (2)» . Магнум-Мания.com . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ «Кровь и честь» . Магнум-Мания.com . Проверено 26 марта 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиббс, Джим (1987). Тихоокеанские парусники: иллюстрированная история великих ветроходов прошлых лет . Вест-Честер, Пенсильвания: Шиффер. п. 110. ИСБН 0-88740-106-6 . ОСЛК 17480667 .
- Хейне, Уильям С. (1977). Исторические корабли мира . Нью-Йорк: Патнэм. ISBN 0-399-11957-4 . OCLC 833913258 .
- Клебингат, Фред К. (1972). Водопад Клайда . Менло-Парк, Калифорния: Oceans Magazine Co. OCLC 224258149 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Гавайский морской центр
- Информация программы морского наследия для водопада Клайд, заархивированная 3 августа 2004 г. в Wayback Machine.
- Музей епископа принцессы Бернис Пауахи
- Водопад Клайд на HawaiiWeb
- Друзья водопада Клайда » Веб-сайт «
- Водопад Клайд Интернэшнл, ООО
- Исторический американский инженерный рекорд (HAER) № HI-7, « Корабельный водопад Клайда , Гавайский морской центр, пирс 7, Гонолулу, округ Гонолулу, Гавайи », 23 фотографии, 2 цветных прозрачных пленки, 15 измеренных чертежей, 3 страницы данных, 4 страницы с подписями к фотографиям
- Корабли, построенные на реке Клайд
- История Инверклайда
- Корабли-музеи на Гавайях
- Национальные исторические достопримечательности на Гавайях
- Индивидуальные парусные суда
- Парусные корабли Шотландии
- Высокие корабли Соединенного Королевства
- Высокие корабли США
- Танкеры США
- Гонолулу: Музеи
- Четырехмачтовые корабли
- Винджаммеры
- Нефтяные танкеры
- Корабли в Национальном реестре исторических мест Гавайев
- 1878 кораблей
- Полноосные корабли
- Исторический рекорд американской инженерии на Гавайях
- Национальный реестр исторических мест Гонолулу
- 1878 год в Шотландии.
- Корабли и суда в Национальном архиве исторических судов
- Бывший Национальный реестр исторических мест на Гавайях
- Высокие корабли