Jump to content

Лодочный катер Хасхолм

Лодочный катер Хасхолм
История
Завершенный в. 750–390 до н.э.
Статус Корабль-музей
Общие характеристики
Тип Дубовая лодка
Длина 12,87 м (42 фута 3 дюйма) в год
Луч 1,4 м (4 фута 7 дюймов)
Глубина 1,25 м (4 фута 1 дюйм)
Емкость груз до 9000 кг (20000 фунтов)
Экипаж до 20

Лодка Хасхолма — лодка позднего железного века , районе гражданского прихода Холм -он-Сполдинг-Мур в Восточном Райдинге английского (750–390 до н.э.), обнаруженная в Хасхолме графства Йоркшир . Сейчас он выставлен в Музее Халла и Ист-Райдинга в Халле .

Лодка была обнаружена и раскопана в Хасхолме, на северном берегу реки Фаулнесс, в широком русле реки. Лодка располагалась преимущественно в переувлажненных глинистых (илисто-глинистых, илистых и песчаных) отложениях, что очень способствовало сохранности древесины. За исключением самой лодки, в ходе раскопок не было обнаружено каких-либо крупных связанных с ней артефактов, за исключением одного черепка керамики. Для целей датирования используются два метода: датирование по древесным кольцам и радиоуглеродный метод. 14 C / термолюминесценция . Оба метода дали довольно сопоставимые результаты за какой-то период между 750 и 390 годами до нашей эры, что примерно коррелирует с более поздним европейским железным веком . На основании реконструкции ландшафта вокруг памятника известно, что на нем преобладали смешанные дубовые , березовые и ольховые леса с небольшими лугами и болотами, а также множество притоков рек и стариц.

Вид сбоку

В 2010 году Университет Халла назвал его самым большим сохранившимся логовом в Великобритании. [1]

«Родительский журнал» корпуса лодки

[ редактировать ]

Корпус лодки из Хасхолма был сделан из дуба ( Quercus sp.). После того, как были проведены все измерения корпуса, было подсчитано, что основное бревно (дубовое бревно, из которого была сделана лодка) должно было иметь длину примерно 14 метров (46 футов) и окружность не менее 5,4 м (18 футов). Таким образом, теоретический вес этого бревна должен был составлять около 28,5 тонн, но из-за наличия «сердечной гнили» (естественного процесса гниения внутренней части бревна) эти оценки преувеличены. На основании размера дуба и других дендро-размеров было высказано предположение, что возраст этого вида дерева на момент вырубки составлял от 810 до 880 лет. Дубы такого преклонного возраста и размера, должно быть, развили гниль, известную как «хрупкое сердце», которая возникает у основания и распространяется вверх. В случае с Хасхолмом эта гниль распространилась почти до самой верхушки ствола. Это означало, что, хотя выдолбление было намного проще, отверстия на обоих концах нужно было закрыть и сделать водонепроницаемыми. Не случайно было выбрано дерево с обширной гнилью по всей длине и сэкономлено таким образом колоссальное количество времени. [ нужна ссылка ]

Лодка Хасхолме сделана из одного цельного бревна и обычно имеет форму бревна. Он имеет плоское дно снаружи и внутри. Когда нижняя часть горизонтальна, верхний край линии отвеса обычно спускается к носу. Однако когда лодка находится на плаву, линия отвеса становится горизонтальной, а дно постепенно поднимается вверх. Около носовой части дно становится еще более округлым и отчетливо наклоненным. В корме толщина днища постепенно увеличивается, чтобы обеспечить достаточную древесину для поддержки транца. Передние верхние кромки с обеих сторон корпуса изогнуты в секциях и имеют фальцы для поддержки расширений в форме гребня. Общая длина лодок Hasholme составляет 12,87 м (42,2 фута), максимальная ширина 1,4 м (4,6 фута) и максимальная высота 1,25 метра (4,1 фута).

Носовая часть лодки Hasholme имеет весьма оригинальный дизайн. Он состоит из двух частей: нижней и верхней дуговых бревн, которые вместе образуют переднюю ограду бревна. Нижняя часть лука имеет длину 60 см (24 дюйма) и толщину 2 см (0,79 дюйма). По обеим сторонам этого бруса имеются симметричные фальцы, соответствующие аналогичным фальцам на основном корпусе, а также ряд планок с поперечными отверстиями, через которые проходили второй и третий поперечные брусья. Эти поперечные балки, всего три, не только крепят нижнюю носовую балку к обеим сторонам корпуса, но также укрепляют и связывают носовую часть. Впереди от паза для переднего бруса имелось три больших вертикальных отверстия. Верхняя часть банта также имеет длину около 60 см и довольно сложную форму. Нижняя часть верхнего носового бруса имеет поперечную кромку, охватывающую переднюю кромку нижнего носового бруса, и ряд продольных канавок с обеих сторон для установки на передние концы водоотводов верхней части корпуса. Этот верхний брус крепился к нижнему тремя вертикальными гвоздями через соответствующие отверстия в нижней дуге. Эти древесные гвозди были примерно 35 см (14 дюймов) в длину и 0,6 см (¼ дюйма) в толщину.

В целом корма расположена под прямым углом к ​​остальной части лодки. Примерно в 25 см (9,8 дюйма) вперед от кормы в днище и по бокам была вырезана поперечная канавка для поддержки транца. Впереди от транца было вырезано несколько пазов для поддержки поперечных полок, причем самая кормовая полка закрывала транец. Такие приспособленные транцы, закрывающие конец бревна, были относительно распространены на доисторических лодках. В случае с лодкой Hasholme прогнившее сердце помешало построить единую носовую и кормовую часть, поэтому обе секции должны были быть точно подогнаны и водонепроницаемы. Сам фрамуг имеет высоту 1 м и ширину 1,08 м, с закругленным нижним профилем и срезанными верхними углами. Толщина варьируется от 25 мм до 90 мм. В верхней части транца имеются два горизонтальных отверстия без видимых повреждений. Поскольку оригинальный транец весил от 60 до 75 кг (от 132 до 165 фунтов), эти отверстия были необходимы, чтобы поместить его в пазы. Эти канавки позже были заделаны смесью мха и веток, чтобы сделать всю конструкцию водонепроницаемой. Верхний угол правого борта был срезан и длинный гвоздь вбит в обе стороны корпуса. затягиваем транец на место. Вторая функция этого гвоздя заключалась в образовании связи между обеими сторонами корпуса с такими же балками в носовой части лодки.Установленные транцы относительно распространены в доисторических лодках, поскольку гораздо проще построить транец и сделать его водонепроницаемым, чем выдолбить целое здоровое бревно.

Балки-связи

[ редактировать ]

Бимсы представляют собой поперечные балки, установленные поперек кормы, и их функция заключалась в скреплении двух бортов корпуса вместе. Это становится особенно важным для лодок без цельных оконечностей, то есть со встроенным транцем и носовой частью. В носовой части были установлены поперечные балки, которые также выполняли функцию связок балок.

Толщиномеры

[ редактировать ]

В семи точках по длине лодки были вырезаны толщиномеры, обычно внизу лодки. Эти отверстия были просверлены снаружи бревна после того, как была сформирована внешняя часть лодки. Глубина отверстий приравнивалась к необходимой толщине днища лодки. Однако на лесоходе «Хасхолм» толщиномеры были расточены не на днище, а на изгибе трюма, а затем закупорены дубовыми гвоздями.

Дыры возле отвеса

[ редактировать ]

Около верхнего края линии отвеса имеется одиннадцать пар равноотстоящих друг от друга отверстий (диаметром 60 мм). Тщательный анализ этих отверстий не выявил внутри них признаков интенсивного износа или следов установки, поэтому их назначение до сих пор остается загадкой.Возможные функции отверстий:

  • Расширение корпуса: маловероятно с Hasholme, поскольку он был сделан из толстого дуба, который не расширяется. Толщина стенок не позволяла расширяться.
  • Отверстия для крепления на этапе строительства.
  • Поперечины/ребра: также не учитываются, поскольку нет никаких признаков какого-либо давления или крепления, а также необходимости в них.
  • Ручки для переноски: через эти одиннадцать пар отверстий можно было пропустить шесты, чтобы нести лодку. Однако из-за большого веса лодки потребовалось бы около 44 человек. Никто также не знает, выдержат ли такие тонкие столбы такой вес.
  • Отверстия для крепления шкур. Отверстия можно использовать как своего рода точки крепления шкур, чтобы груз или команда оставались сухими во время длительных экспедиций.

Обе стороны передней верхней части корпуса состояли из реек, прикрепленных к корпусу рядом гвоздей и пазов для фальца. Учитывая ограничения бревна, водоводы, вероятно, были установлены на корпусе для увеличения высоты бортов в носовой части. Они крепились непосредственно к обоим бортам корпуса и помещались в специальные пазы в верхней носовой части древесины.

Судя по всему, был произведен ремонт левого борта корпуса. Чтобы его залатать, большую часть корпуса обработали и по краям вырезали фальц. Затем была изготовлена ​​ремонтная заплата длиной около 1,25 м с одинаковыми фальцами, чтобы обе детали идеально подходили друг к другу. В обеих частях были вырезаны соответствующие отверстия и скреплены снаружи гвоздями. Другой ремонт, выполненный на внутренней стороне правого борта корпуса на корме, был заделан путем вставки заранее сформированного блока и закреплен гвоздем. Судя по анализу корпуса, данный ремонт был начат с раскола стопора. Просверливание отверстия на одном конце раскола — признанный способ свести к минимуму возможность его распространения. Поэтому раскол был заделан, часть дерева вокруг транца удалена, вставлен ремонтный блок и фрамуга завершена.

Проектируем и строим

[ редактировать ]

На основании этнографических данных предполагается, что такое бревно можно было распилить с помощью каких-то примитивных каменных или железных инструментов, но преимущественно с помощью управляемого огня. После того как бревно было распилено, его на деревянных катках перевозили на строительную площадку. После этого работу обычно приходилось начинать с нижней части корпуса, а затем придавать форму бортам корпуса.

Основным требованием при работе с таким огромным бревном, должно быть, было сведение к минимуму количества раз, когда бревно приходилось переворачивать. Первым этапом будет внешнее выравнивание днища, небольшой подъем носа и кормы, придание формы бортам корпуса, а также сверление отверстий для толщиномеров по мере необходимости. Затем бревно переворачивали и помещали на какой-то деревянный каркас, чтобы доступ ко дну оставался возможен. Следующим этапом будет обработка верхней части бревна, чтобы получить линию отвеса, а затем обработка внутренней части до достижения необходимой толщины. В этом случае из-за наличия обширной гнили выдолбление, вероятно, было выполнено инструментами, а не огнем. Толщину стенок можно было определить на глаз или на слух, просто постукивая по бревне. Однако в нижней части отверстия, оставленные толщиномерами, позже были закупорены плотно пригнанными и высушенными дубовыми гвоздями, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость при расширении древесины. Затем бревно будет обработано внутри, со всеми припусками для установки носовых брусьев, транца, рейков и отверстий вдоль линии среза. На последнем этапе носовая и кормовая балки, которые представляли собой отдельные части бревна корпуса, должны были быть законопачены мхом, а вся конструкция стала водонепроницаемой.

Для многих измерений, по-видимому, использовались натуральные единицы измерения, такие как большой палец, ладонь и ступня. Например, толщиномеры были примерно в один большой палец в диаметре, а отверстия возле отвеса — примерно в два больших пальца.

Общее время постройки логова «Хасхолм» будет напрямую зависеть от количества задействованных людей. На основании других этнографических данных было подсчитано, что общее время заняло бы примерно один месяц. Несмотря на то, что строительство лодок всегда было коллективным трудом, сложность носовой и кормовой частей позволяет предположить, что в этом случае должен был быть нанят мастер-строитель лодок со специальными знаниями.

Нет никаких доказательств того, что эта лодка когда-либо была оснащена какой-либо мачтой или парусом. Основным средством передвижения были либо весла, либо длинные шесты, а рулевое управление, вероятно, осуществлялось веслом. Судя по размерам лодки, там было, вероятно, девять пар гребцов, всего 18, и два рулевых. Гребцы, скорее всего, будут грести стоя, а рулевые будут стоять на кормовой платформе. При таком расположении важной функцией лодки была бы демонстрация мощи и высокого статуса группы их соседям. Другая функция лодки могла заключаться в простой перевозке таких грузов, как железная руда, камни, древесина, зерно или мясо, среди прочего, с максимальной нагрузкой до 9000 кг (20 000 фунтов). В этом случае расположение и количество гребцов могут быть скорректированы с учетом перевозимого груза.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Доисторическое судно дает ключ к разгадке изменения уровня моря» . 29 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
  • Миллет М. и МакГрэйл С. 1987. «Археология логова Хасхолма». Археологический журнал 144: 69–155.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b15b53c3b8ef68b4051ab28180bf09f__1703859660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/9f/6b15b53c3b8ef68b4051ab28180bf09f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hasholme Logboat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)