HNoMS Кьелл
![]() Кьель у берегов Норвегии.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Подвал |
Строитель | Верфь Королевского военно-морского флота Норвегии в Хортене |
Номер двора | 106 |
Запущен | 12 марта 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | 1912 |
Захваченный | немцами 11 апреля 1940 г. |
![]() | |
Имя | KT1 |
Тезка | Драгун |
Приобретенный | 11 апреля 1940 г. |
Переименован | NK.02 Dragoner после перестройки в тральщик |
Судьба | Потоплен авиацией RAF de Havilland Mosquitos недалеко от Рювингена, недалеко от Мандаля , Норвегия, 28 сентября 1944 года. |
Общие характеристики в заводском состоянии | |
Класс и тип | 2-го класса Торпедный катер |
Смещение | 84 тонны |
Длина | 41,1 м (134 футов 10 дюймов) |
Луч | 4,7 м (15 футов 5 дюймов) |
Черновик | 2,4 м (7 футов 10 дюймов) |
Движение | мощностью 1800 л.с. (1300 кВт) тройного расширения Паровой двигатель |
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) |
Дополнить | 21 |
Вооружение |
|
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 1 ] |
Общие характеристики немецкой службы | |
Класс и тип | Торпедный катер 2-го класса |
Смещение | 84 тонны |
Длина | 41,1 м (134 футов 10 дюймов) |
Луч | 4,7 м (15 футов 5 дюймов) |
Черновик | 2,4 м (7 футов 10 дюймов) |
Движение | Паровой двигатель тройного расширения мощностью 1800 л.с. (1300 кВт) |
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) |
Дополнить | 21 |
Вооружение |
|
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 1 ] |
HNoMS Kjell был последним кораблем из двадцати семи 2-го класса торпедных катеров , построенных для Королевского военно-морского флота Норвегии , спущенных на воду на верфи Королевского военно-морского флота Норвегии в Хортене 12 марта 1912 года под номером сборки 106. [ 1 ] Кьелл прослужил более 32 лет, первые 28 лет в Королевском флоте Норвегии во время Первой мировой войны и в межвоенный период , последние четыре года в Кригсмарине , попав в плен в первые дни Норвежской кампании 1940 года . перестроили его в , После того, как немцы тральщик он был потоплен истребителями-бомбардировщиками Королевских ВВС де Хэвилленд Москито 28 сентября 1944 года. В 2006 году дайверы заново обнаружили место кораблекрушения.
Характеристики
[ редактировать ]«Кьелл» был последним из 27 небольших сигарообразных торпедных катеров , построенных до Первой мировой войны для Королевского военно-морского флота Норвегии. [ 3 ] Другими кораблями в ее серии после 1905 года были «Тейст» 1906 года ( «Черная кайра» ) и «Скарв» 1907 года ( «Баклан» ). Основное вооружение серии состояло из двух палубных торпедных аппаратов и одного неподвижного торпедного аппарата в носовой части . В то время как Тейст и Скарв были вооружены двумя 47-мм (1,9 дюйма) орудиями, Кьелл был оснащен одним 76-мм (3 дюйма) основным орудием. [ 4 ] В отличие от всех предшествующих норвежских миноносцев офицерская кают-компания на борту «Кьеля» располагалась в носовой части, с легким доступом к командирскому посту в башне. [ 5 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Королевский флот Норвегии был мобилизован 2 августа 1914 года, вскоре после начала Первой мировой войны. Поскольку Норвегия объявила себя нейтральной страной , миноносцам было приказано нести львиную долю патрулей по защите нейтралитета. И это несмотря на их неудовлетворительные мореходные качества в открытом море, поскольку они были разработаны для эксплуатации вблизи берега и во многих норвежских фьордах . Решение использовать торпедные катера в качестве основных норвежских патрульных сил было основано на том, что небольшие корабли более экономичны в эксплуатации, чем более крупные корабли ВМФ, в период неуверенности в поставках угля и нефти. [ 6 ] В одном из эпизодов своей службы в Первой мировой войне Кьелл перехватила британскую подводную лодку E30 . 2 июля 1916 года [ 7 ] Подводная лодка окликнула и произвела два выстрела по 578-тонному норвежскому пароходу SS Prunelle of Bergen у побережья Линдеснеса на юге Норвегии. Британской подводной лодке удалось нырнуть и спастись, но хотя E30 экипаж утверждал, что Прунель находился в 5,6 км (3,5 мили) от берега и, следовательно, за пределами норвежских территориальных вод, норвежцы утверждали, что пароход находился всего в 2,4 км (1,5 мили). ) с берега и, следовательно, внутри норвежских вод. Поэтому норвежцы заявили, что атака нарушила территориальные воды Норвегии и что E30 нырнула, а не осталась на поверхности. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Нарушение нейтралитета было настолько хорошо задокументировано, что правительство Великобритании позже принесло извинения своему норвежскому коллеге и пересмотрело свои инструкции для подводных лодок, действующих вблизи нейтральных береговых линий. [ 7 ] [ 10 ]

Межвоенный период
[ редактировать ]К концу Первой мировой войны норвежский флот торпедных катеров был изношен постоянной службой, и 14 кораблей были выведены из эксплуатации и утилизированы в 1920 году. Двадцать три торпедных катера, включая «Кьель» , были вынуждены продолжать службу из-за бюджетные ограничения, несмотря на то, что они давно устарели и готовы к замене. [ 11 ] Хотя официально торпедные катера все еще находились в эксплуатации, большую часть межвоенного периода они провели в порту, будучи снаряженными для учений лишь два-три месяца в году. [ 12 ]
Перехват контрабандистов
[ редактировать ]Для Кьелл сезон учений 1922 года оказался несколько необычным, поскольку она была задействована против контрабандистов алкоголя на побережье в рамках обеспечения соблюдения норвежского сухого закона 1916–1927 годов . В течение 20 дней в сентябре 1922 года Кьелл действовал на Фёрдере в Хьёме , вскоре получив прозвище «Террор контрабандистов» ( норв. Smugglernes skrekk ), конфискуя в среднем 1500 литров (329,95 имп галлонов) спиртных напитков в день. По завершении 20-дневного антиконтрабандного круиза каждый член экипажа миноносца получил существенную на тот момент сумму в 382 норвежских крон в виде призовых денег . [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Норвежский сервис
[ редактировать ]Защита нейтралитета
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны норвежские торпедные катера снова были задействованы для охраны береговой линии от нарушений нейтралитета. Кьель в то время входил в состав 2-й дивизии торпедных катеров на участке Кристиансанн 1-го военно-морского округа, прикрывавшего самую южную часть норвежского побережья. Как и во время Первой мировой войны, торпедные катера снова были рассредоточены вдоль береговой линии. [ 13 ] [ 14 ]
Спасение норвежского экипажа
[ редактировать ]Один из инцидентов, в которых Кьель участвовала , произошел 14 октября 1939 года, когда она спасла со шхеры Остре Фландерн возле Флеккерёя экипаж из трех человек Marinens Flyvebaatfabrikk MF11 F.320, который совершил вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Кьелл восстановил экипаж воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии обломки F.320 были подняты патрульным катером Lyngdal . во второй половине дня 14 октября, а на следующий день [ 15 ]
Альтмаркский инцидент
[ редактировать ]
Одной из задач, возложенных на норвежские торпедные катера в рамках возобновленных обязанностей по защите нейтралитета, было сопровождение и досмотр судов, принадлежащих воюющим сторонам. Одна из этих миссий включала контроль и сопровождение немецкого вспомогательного танкера «Альтмарк» в феврале 1940 года. Альтмарк возвращался в Германию после поддержки немецкого карманного линкора «Адмирал Граф Шпее» в Южной Атлантике. На обратном пути в Германию он перевозил 299 британских торговых моряков в качестве военнопленных (военнопленных) и вошел в норвежские воды к северу от Тронхеймс-фьорда 14 февраля 1940 года. Перевозка военнопленных через нейтральные территориальные воды не нарушала международного публичного права . и поскольку норвежские власти опасались инцидента между немецким кораблем и Королевским флотом, кораблю разрешили пройти через запретные зоны в Бергене. Переход в Бергене был нарушением официальных норвежских правил нейтралитета, поскольку танкер был государственным судном воюющей стороны. [ 16 ] По мере продвижения на юг, в Германию, «Альтмарк» сопровождали различные норвежские военные корабли. [ 16 ] На следующий день после того, как он вошел в норвежские воды, 15 февраля, « Альтмарк» был замечен британскими самолетами-разведчиками и вскоре после этого столкнулся с отрядом из шести эсминцев Королевского флота . Пытаясь избежать захвата, Альтмарк искал убежища в Йоссинг-фьорде , в районе между Эгерсундом и Флеккефьордом , теперь под эскортом Кьелла и его товарища-торпедного катера Скарва . [ 17 ] Игнорируя протесты норвежских военных кораблей, командиры которых получили прямой приказ не стрелять по британцам, [ 16 ] эсминец HMS Cossack вошел в Йоссинг-фьорд в 22:20 16 февраля и поднялся на борт немецкого корабля, убив шесть человек, смертельно ранив одного из немецких членов экипажа и освободив британских пленных. Неспособность «Кьеля» и других норвежских военных кораблей вмешаться в вопиющее нарушение нейтралитета побудила Гитлера ускорить планы немецкого вторжения в Норвегию , через шесть дней после инцидента, назначив генерала Николауса фон Фалькенхорста командующим операцией. [ 17 ] Одной из немедленных реакций Германии на инцидент стало требование об увольнении командиров Кьеля и Скарва , однако оно было быстро отклонено по рекомендации немецкой дипломатической миссии в Осло. [ 16 ] Норвежское правительство, со своей стороны, выразило решительный протест правительству Великобритании, президенту норвежского парламента К. Дж. Хамбро , заявив, что объединенный норвежский парламент и народ протестовали против британского вторжения в Йоссинг-фьорд. [ 17 ]
Ю-21
[ редактировать ]Еще один инцидент произошел в следующем месяце, когда 27 марта 1940 года немецкая подводная лодка U-21 случайно села на мель в Оддене недалеко от Рювингена к юго-востоку от Мандаля . Marinens Flyvebaatfabrikk MF11 F.328 приземлился рядом с подводной лодкой и охранял ее, пока норвежские военно-морские корабли не прибыли на место происшествия и не интернировали экипаж. U-21 была отбуксирована в Кристиансанн на следующий день под конвоем «Кьеля» , «Тейста» , эсминца «Один» и B-класса подводной лодки B-2 . [ 18 ]
Немецкое вторжение
[ редактировать ]8 апреля 1940 года, за день до немецкого вторжения, Кьель находился в Кристиансанне и проводил ремонт, который завершился к полудню. На следующее утро ей было приказано отправиться на близлежащую военно-морскую базу Марвика, чтобы взять на борт торпеды. Однако прежде чем судно было приведено в боевую готовность, от командующего местным военно-морским отделением поступил приказ о прекращении сопротивления немецкому вторжению в районе Кристиансанна. Когда немцы оккупировали Марвику Кьеллу , ей разрешили перебраться в близлежащую Вигебукта бухту в Топдалс-фьорде . 11 апреля миноносец был захвачен немецкой пехотой, и в 18:30 был поднят немецкий военный флаг , сигнализируя о передаче корабля на службу Кригсмарине . [ 3 ]
Немецкий сервис
[ редактировать ]Первоначально переименованный в КТ1 и использовавшийся как Vorpostenboot (лодка-форпост), затем он был перестроен в тральщик под названием NK.02 Dragoner . Выполняя функции патрульного катера и корабля сопровождения на побережье оккупированной Норвегии , «Драгонер» плыл в одиночку у Рювингена недалеко от Мандаля, когда 248-й эскадрильи RAF 28 сентября 1944 года он был обнаружен и атакован шестью истребителями-бомбардировщиками «Москито» de Havilland. В результате бесполезной борьбы она была потоплена сочетанием огня автопушки и глубинной бомбы, взорвавшейся под ее средней частью корабля. Из 25 немцев, находившихся на борту в момент затопления, выжили 18, семеро из них были ранены. Атакующие самолеты британских ВВС не пострадали от ответного огня немцев, и все они вернулись на базу. [ 2 ] [ 19 ] [ 20 ]
Обнаружение крушения
[ редактировать ]Обломки «Драгонера» были обнаружены частично неповрежденными на глубине около 40 метров (130 футов) в нескольких километрах от суши командой из трех норвежских дайверов в феврале 2006 года. С тех пор обломки были объявлены военным захоронением . [ 2 ] [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Абельсен 1986: 162
- ^ Jump up to: а б с Эммерих, Майкл. «КТ1» . История немецкого флота . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Томассен 1995: 138
- ^ Хегланд и Лиллехайм 1998: 22.
- ^ Хегланд и Лиллехайм 1998: 48
- ^ Хегланд и Лиллехайм 1998: 37.
- ^ Jump up to: а б с Хегланд и Лиллехайм, 1998: 40
- ^ «Д/С Сатурн» . Лиллесанд Сьёмансфоренинг (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 13 июня 2008 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Норвежские кораблекрушения в 1918 году (PDF) (на норвежском языке). Норвежское историческое общество судоходства. п. 41.
- ^ Jump up to: а б Монография штаба ВМФ № 33 1927 г. , с. 52
- ^ Хегланд и Лиллехайм 1998: 47.
- ^ Jump up to: а б Хегланд и Лиллехайм 1998: 49
- ^ Хегланд и Лиллехайм 1998: 50.
- ^ Мортенссон, Роберт. «Организация норвежских военно-морских сил в 1940 году» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Хафстен 2003: 127.
- ^ Jump up to: а б с д Хегланд и Лиллехайм 1998: 51
- ^ Jump up to: а б с Нёклеби, Берит (1995). «Дело Альтмарка» . В Дале, Ганс Фредрик (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ Хафстен 2003: 128.
- ^ Хафстен 1991: 196.
- ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1944 года, сентябрь» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Грейпсланд, Рев (23 февраля 2006 г.). «Нашел МТБ с войны» . Fædrelandsvennen (на норвежском языке) . Проверено 1 февраля 2009 г.
Литература
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Хафстен, Бьёрн; Ульф Ларсстуволд; Бьорн Олсен; Стен Стенерсен (1991). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. (на норвежском языке) (1-е изд.). Осло: Сем и Стенерсен А.С. ISBN 82-7046-058-3 .
- Хафстен, Бьёрн; Том Архейм (2003). Мариненс Флюгевопен 1912–1944 (на норвежском языке). Осло: TankeStreken AS. ISBN 82-993535-1-3 .
- Монография № 33: Домашние воды. Часть VII: с июня 1916 г. по ноябрь 1916 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XVII. Отдел штаба, подготовки и штабных обязанностей ВМФ. 1927.
- Хегланд, Джон Растунг; Йохан Хенрик Лиллехайм (1998). Норвежские миноносцы через 125 лет (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN 82-994738-1-0 .
- Томассен, Мариус (1995). 90 лет под чисто норвежским военным флагом (на норвежском языке). Берген: Эйде Форлаг. ISBN 82-514-0483-5 .
- Военные корабли Норвегии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Патрульные катера
- Корабли, построенные в Хортене
- Торпедные катера ВМС Норвегии
- Тральщики Германии времен Второй мировой войны
- Торпедные катера Норвегии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море
- корабли 1912 года
- Морские инциденты в сентябре 1944 г.
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Тральщики, потопленные самолетом