Югославская подводная лодка «Осветник»
![]() Мститель на ходу в 1930 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Мститель |
Тезка | Мститель |
Строитель | Мастерские и Chantiers de la Loire , Нант , Франция |
Запущен | 14 января 1929 г. |
В эксплуатации | 1929–1941 |
Не работает | 1941 |
![]() | |
Имя | Франческо Рисмондо |
Тезка | Франческо Рисмондо |
Приобретенный | В плену 17 апреля 1941 г. |
В эксплуатации | 1941–43 |
Не работает | 18 сентября 1943 г. |
Судьба | затоплен немцами в Бонифачо. После захвата |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Осветник типа ДЭПЛ » |
Смещение |
|
Длина | 66,5 м (218 футов 2 дюйма) |
Луч | 5,4 м (17 футов 9 дюймов) |
Черновик | 3,8 м (12 футов 6 дюймов) |
Движение | 2 × валовых MAN дизельных двигателя мощностью 1480 л.с. (1100 кВт ), 2 × электродвигателя Nancy мощностью 1000 л.с. (750 кВт) |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 80 м (260 футов) |
Дополнить | 43 |
Вооружение |
|
«Осветник» («Мститель») — первая из «Осветник», класса дизель-электрических подводных лодок построенных фирмой Ateliers et Chantiers de la Loire , Нант , Франция, для военно-морского флота Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии). Она была спущена на воду в 1929 году и построена по частично двухкорпусной конструкции Simonot, аналогичной французским Circé класса подводным лодкам . Она была вооружена шестью 550-мм (22-дюймовыми) торпедными аппаратами , одной 100-мм (3,9 дюйма) пушкой и одной 40-мм (1,6 дюйма) зенитной пушкой и могла погружаться на глубину 80 метров (260 футов).
До Второй мировой войны она участвовала в нескольких круизах в Средиземноморья порты . Во время вторжения войск Оси в апреле 1941 года он был в Югославию захвачен итальянскими войсками в Которском заливе . Первоначально обозначенный как N1 , было изменено вооружение и модифицирована боевая рубка . Из-за своего возраста и небольшой глубины погружения, когда она была зачислена в Королевский флот Италии под именем Франческо Рисмондо ; ее служба ограничивалась обучением и экспериментами. Он был затоплен у острова Корсика немцами вскоре после захвата в сентябре 1943 года после капитуляции Италии .
Описание и конструкция
[ редактировать ]Югославская военно-морская политика в межвоенный период не имела направления до середины 1920-х годов. [ 1 ] хотя было общепринято, что береговая линия Адриатического моря фактически была морской границей, за безопасность которой отвечало военно-морское подразделение с использованием имеющихся у него ограниченных ресурсов. В 1926 году была начата скромная десятилетняя программа строительства по созданию сил подводных лодок , береговых торпедных катеров , торпедоносцев и обычных бомбардировщиков для выполнения этой роли. Подводные лодки «Осветник» класса стали одним из приобретений, направленных на создание военно-морских сил, способных решить эту задачу. [ 2 ]
«Осветник» был построен для Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии) компанией Ateliers et Chantiers de la Loire (ACL) в Нанте , Франция. Ее частичная двойного корпуса , конструкция [ 3 ] был основан на планах главного инженера ACL Г. Симоно. [ 4 ] и была похожа на французские Circé класса подводные лодки . [ 5 ] Ее сербско-хорватское имя переводится как «Мстительница». Вместе со своей родственной подводной лодкой «Смели » она имела общую длину 66,5 м (218 футов 2 дюйма), ширину 5,4 м (17 футов 9 дюймов) и осадку в надводном положении 3,8 м (12 футов 6 дюймов). Его надводное водоизмещение составляло 630 длинных тонн (640 т ) или 809 длинных тонн (822 т) в подводном положении, а экипаж состоял из 43 офицеров и рядовых. [ 4 ] Она имела рабочую глубину 80 м (262 фута). [ 5 ]
Для надводного хода лодки класса «Осветник» оснащались двумя MAN (Maschinenfabrik) дизельными двигателями мощностью 1480 лошадиных сил (1100 кВт ), приводившими в движение два гребных вала . В погруженном состоянии гребные винты приводились в движение двумя электродвигателями Нэнси мощностью 1000 лошадиных сил на валу (750 кВт). Они могли развивать максимальную скорость 14,5 узлов (26,9 км/ч) на поверхности и 9,2 узла (17,0 км/ч) на электродвигателях под водой. Они были вооружены шестью 550-мм (22 дюйма) торпедными аппаратами (четыре носовых, два кормовых), одной 100-мм (3,9 дюйма) пушкой и одной 40-мм (1,6 дюйма) зенитной пушкой . [ 4 ] В надводном положении лодки имели дальность полета 3500 морских миль (6500 км) при скорости 9 узлов (17 км/ч) и 75 морских миль (139 км) при скорости 5 узлов (9,3 км/ч) под водой. [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]«Осветник» была первой подводной лодкой своего класса и третьей подводной лодкой военно-морского флота Королевства сербов, хорватов и словенцев, впоследствии ставшего Королевским флотом Югославии . Спущен на воду 14 января 1929 года. [ 4 ] Она и ее однотипная подводная лодка «Смели» прибыли в Которский залив 9 декабря 1929 года. [ 6 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало участвовали в учениях, маневрах и артиллерийских тренировках из-за сокращения бюджета. [ 7 ] В сентябре 1933 года «Осветник» и подводная лодка британской конструкции « Небойша» совершили круиз по южной части центрального Средиземноморья. [ 8 ] В августе 1935 года «Осветник» посетил Мальту, на этот раз в компании с подводной лодкой британской конструкции « Храбри» . [ 9 ] В августе 1936 года Небойша и Светник посетили греческий остров Корфу . [ 10 ]
Когда Германии под руководством 6 апреля 1941 года началось вторжение стран Оси в Югославию , она находилась в Которском заливе на южном побережье Адриатического моря вместе с тремя другими подводными лодками дивизии подводных лодок. [ 11 ] 10 апреля Светник и Храбри получили приказ провести операцию против итальянского анклава Зара на побережье Далмации , но миссия не была продолжена. [ 12 ] 17 апреля она была захвачена итальянским XVII корпусом в Которском заливе. [ 13 ] [ 14 ]
Все еще в хорошем состоянии, он был взят в качестве военной добычи и первоначально получил обозначение N1 Королевским флотом Италии . Он был переоборудован и модернизирован в Поле в верхней части Адриатики, что включало замену части вооружения и модификацию боевой рубки . После этих доработок ее водоизмещение составило 665 длинных тонн (676 т) (822 длинных тонны (835 т) в подводном положении). [ 15 ] Он был заказан итальянцами как Bajamonti класса Francesco Rismondo , названный в честь Франческо Рисмондо , уроженца Далмации , итальянского героя Первой мировой войны . Несмотря на ее устойчивость под водой и хорошую скорость погружения (35 секунд), ее возраст и небольшая глубина погружения означали, что ее использовали только для тренировок и экспериментов. [ 15 ] Вскоре после капитуляции Италии он был захвачен немцами 14 сентября 1943 года в Бонифачо на южной оконечности острова Корсика и затоплен четыре дня спустя. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Джарман 1997a , с. 732.
- ^ Джарман 1997a , с. 779.
- ^ Баньяско 1977 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и Шено 1980 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с Фонтенуа 2007 , с. 188.
- ^ Джарман 1997b , с. 183.
- ^ Джарман 1997b , с. 451.
- ^ Джарман 1997b , с. 453.
- ^ Джарман 1997b , с. 641.
- ^ Джарман 1997b , с. 738.
- ^ Терзич 1982 , с. 267.
- ^ Терзич 1982 , с. 374.
- ^ Баньяско 1977 , с. 251.
- ^ Терзич 1982 , с. 457.
- ^ Jump up to: а б Баньяско 1977 , стр. 170–171.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-962-7 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-563-6 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Терзич, Велимир (1982). Распад Королевства Югославии в 1941 году: причины и последствия ( поражения на сербско-хорватском языке). Том. 2. Белград, Югославия: Народная книга. OCLC 10276738 .
- корабли 1929 года
- Подводные лодки Югославии времен Второй мировой войны
- Подводные лодки Италии времен Второй мировой войны
- Подводные лодки Королевского флота Югославии
- Подводная лодка класса «Авенджер»
- Корабли построены во Франции
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Затопленные суда
- Морские инциденты в сентябре 1943 г.