Японская подводная лодка И-25
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-25 |
Строитель | Мицубиси |
Заложен | 3 февраля 1939 г. |
Запущен | 8 июня 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 октября 1941 г. |
Судьба | Потоплен одним или несколькими эсминцами США 3 сентября 1943 г. [ 1 ] |
Послужной список | |
Часть: |
|
Командиры: |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа Б1 Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 108,7 м (356,6 футов) |
Луч | 9,3 м (30,5 футов) |
Черновик | 5,1 м (16,7 футов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 25 928 км (14 000 миль; 16 111 миль) при скорости 30 км / ч (16,2 узла; 18,6 миль в час) |
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Дополнить | 94 офицера и солдата |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Yokosuka E14Y наблюдательный гидросамолет |
I-25 ( イ-25 ) — типа B1 ( I-15 -class) подводная лодка Императорского флота Японии , участвовавшая во Второй мировой войне , принимавшая участие в нападении на Перл-Харбор и единственная подводная лодка Оси , совершившая воздушные бомбардировки континентальной части Соединенных Штатов во время Второй мировой войны, во время так называемых смотровых воздушных налетов , а также обстрел форта Стивенс , оба нападения произошли в штате Орегон . [ 4 ]
I-25 имел водоизмещение 2584 длинных тонны в надводном положении и 3654 длинных тонны в подводном, имел длину 108 м (354 фута 4 дюйма), дальность полета 25 928 км (14 000 морских миль; 16 111 миль), максимальную надводную скорость 43,5 км / ч ( 23,5 узлов; 27,0 миль в час) и максимальная скорость под водой 15. км/ч (8 узлов; 9 миль в час). На ее борту находился двухместный Yokosuka E14Y -разведчик гидросамолет , известный союзникам как «Глен». Его разобрали и уложили в ангар перед боевой рубкой .
Первый патруль
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны И-25 служил под командованием капитан-лейтенанта Акидзи Тагами, окончившего 51 класс в Этадзиме, Хиросима . 26-летний лейтенант Тацуо Цукудо был старшим офицером (XO) на I-25 . I-25 вылетел из Йокосуки 21 ноября 1941 года для подготовки к боевым действиям. [ 5 ]
И-25 и три другие подводные лодки патрулировали линию в 222 км (120 морских миль; 138 миль) к северу от острова Оаху во время нападения японцев на Перл-Харбор . После того, как японские авианосцы после атаки отплыли на запад, I-25 и восемь других подводных лодок направились на восток, чтобы патрулировать западное побережье Соединенных Штатов. И-25 патрулировал устье реки Колумбия . Плановый обстрел американских прибрежных городов в канун Рождества 1941 года был отменен из-за учащения прибрежного воздушного и надводного патрулирования. [ 6 ]
I-25 атаковал SS Connecticut в 16 км (9 миль; 10 миль) от побережья США. Повреждённому танкеру удалось уйти, но он сел на мель в устье реки Колумбия. Затем I-25 вернулся в Кваджалейн и прибыл 11 января 1942 года для дозаправки и ремонта.
Второй патруль
[ редактировать ]I-25 покинул атолл Кваджалейн на Маршалловых островах 5 февраля для следующего оперативного патрулирования в южной части Тихого океана . Приказ Тагами заключался в разведке австралийских гаваней Сиднея , Мельбурна и Хобарта, а затем новозеландских гаваней Веллингтона и Окленда .
И-25 путешествовала по поверхности девять дней, но, приблизившись к австралийскому побережью, шла по поверхности только под покровом ночи.
В субботу, 14 февраля, I-25 находилась в нескольких милях от побережья недалеко от Сиднея. Прожекторы в Сиднее хорошо были видны с моста I-25 . Затем Тагами вывел I-25 на позицию в 190 км (100 миль; 120 миль) к юго-востоку от Сиднея.

Несколько дней сильной зыби помешали немедленному запуску гидросамолета «Глен». Днем они оставались под водой, а ночью возвращались на поверхность. Наконец, во вторник, 17 февраля, уорент-офицер Нобуо Фудзита вылетел на «Глене» для разведывательного полета над гаванью Сиднея . [ 7 ] Целью было осмотреть авиабазу Сиднея. К 07:30 Фудзита вернулся на I-25 , разобрал «Глен» и сложил его в водонепроницаемом ангаре. Затем командир Тагами направил I-25 на юг по поверхности на скорости 26 км/ч (14 узлов; 16 миль в час). К полудню среды 18 февраля они находились почти в 740 км (400 миль; 460 миль) к юго-востоку от Сиднея, все еще направляясь на юг.
Их следующей миссией был аналогичный полет над Мельбурном. Тагами решил запустить самолет с мыса Уикхем на северной оконечности острова Кинг в западной части пролива Басса , примерно на полпути между Викторией и Тасманией . Гидросамолет был запущен 26 февраля для разведывательного полета в Мельбурн над заливом Порт-Филлип .
Следующий разведывательный полет Фудзиты в Австралии состоялся 1 марта над Хобартом. Затем I-25 направился в Новую Зеландию, где 8 марта Фудзита совершил еще один разведывательный полет над Веллингтоном. В следующий раз Фудзита пролетел над Оклендом 13 марта, а над Фиджи 17 марта - .
I-25 вернулся на свою базу в Кваджалейне 31 марта, а затем направился в Йокосуку для ремонта. I-25 находился в сухом доке номер 5 Йокосука 18 апреля 1942 года, когда один из бомбардировщиков Doolittle Raid B-25 Mitchell повредил японский авианосец Рюхо в соседнем сухом доке номер 4. [ 8 ]
Третий патруль
[ редактировать ]Направляясь мимо Алеутских островов для третьего военного патрулирования у западного побережья Северной Америки, гидросамолет «Глен» I-25 пролетел над военными объектами Соединенных Штатов на острове Кадьяк . Наблюдение 21 мая 1942 года было подготовкой к северной диверсии битвы за Мидуэй . [ 9 ]
Вскоре после полуночи 20 июня 1942 года I-25 торпедировал новый, работающий на угле канадский грузовой корабль SS Fort Camosun у берегов Вашингтона . Грузовое судно направлялось в Англию с грузом материалов военного назначения, включая цинк, свинец и фанеру. Одна торпеда попала в левый борт под мостиком и затопила 2-й и 3-й грузовые трюмы. Канадские корветы «Кеснель» и «Эдмундстон» подошли к потерпевшему крушение грузовому судну после рассвета и спасли команду из спасательных шлюпок. Форт Камосун был отбуксирован обратно в Пьюджет-Саунд для ремонта, а позже пережил вторую торпедную атаку I-27 в Аденском заливе осенью 1943 года. [ 10 ] [ 11 ]
Вечером 21 июня 1942 года I-25 следовал за флотом рыболовных судов, чтобы избежать минных полей возле устья реки Колумбия в Орегоне. И-25 выпустил семнадцать 14-см (5,5-дюймовых) снарядов по Бэттери-Расселу, небольшой базе прибрежной армии в форте Стивенс, которая позже была выведена из эксплуатации. Форт Стивенс был оснащен двумя 10-дюймовыми исчезающими орудиями , несколькими 12-дюймовыми минометами, 75-мм полевыми пушками, пулеметами 50-го калибра, а также соответствующими прожекторами, наблюдательными постами и секретными радиолокационными средствами. Повреждения были минимальными. Фактически, единственными важными предметами, поврежденными в форте, были бейсбольный стадион, а также несколько линий электропередач и телефонных линий.

Входящий артиллерийский огонь оказал сильное стимулирующее воздействие на персонал батареи Рассела. Мужчины вскакивали с кроватей, врезаясь в предметы в темноте — включить свет было бы немыслимо — и в нижнем белье карабкались на боевые посты.
«Мы выглядели ужасно», - сказал позже историку Берту Уэбберу капитан Джек Р. Вуд, командир батареи. «Но мы были готовы отстреляться через пару минут». [ 12 ]
Но когда артиллеристы запросили разрешение открыть огонь, им было категорически отказано. Частично это произошло потому, что местоположение подводной лодки оставалось неопределенным из-за трудностей с оценкой сообщений с разных точек наблюдения; в конце концов, это было в 10 милях (16 км) от берега. Более того, власти позже заявили, что хотели избежать раскрытия местонахождения своего оружия, как они полагали, разведывательной миссии. Подводная лодка также могла находиться вне досягаемости артиллерии батареи Рассела; механизм, используемый в 10-дюймовых исчезающих орудиях, ограничивал их ход вверх, что ограничивало их эффективную дальность действия менее 10 миль (16 км). Если бы орудия открыли огонь, субмарина смогла бы сообщить в Токио, что флот надводных кораблей может просто подняться в 10 милях (16 км) от берега и безнаказанно обстрелять батарею Рассела, а затем плыть прямо в Колумбию. — где, помимо других ценных объектов, выше по течению в Портленде , Орегонская судостроительная корпорация , одна из верфей Генри Кайзера . работала Liberty отправляется чаще одного в неделю. [ 13 ] Очевидно, что ВМФ не мог рисковать этим. [ 14 ]
В конце концов, Батарея Рассел сидела там и поглощала огонь без единого ответного выстрела. Это был поворотный момент для американской береговой артиллерии , и отсутствие ответа привело к переоценке личного состава и артиллерии, выделенных для береговой обороны. [ 15 ]
Четвертый патруль
[ редактировать ]

После успешных наблюдательных полетов во втором и третьем патрулях прапорщик Нубуо Фудзита был специально выбран для выполнения специальной зажигательной бомбардировки с целью вызвать лесные пожары в Северной Америке. И-25 покинул Йокосуку 15 августа 1942 года с шестью 76-килограммовыми (168 фунтами) зажигательными бомбами . 9 сентября экипаж снова развернул «Глен», который сбросил две бомбы на лесной массив недалеко от Брукингса , штат Орегон. Эта атака вражеского самолета позже была названа « Наблюдательными воздушными налетами » и была единственным случаем, когда материковая часть Соединенных Штатов подвергалась бомбардировке вражеской авиацией, и второй континентальной территорией, подвергшейся бомбардировке как таковой во время войны, после бомбардировки Голландии. Гавань в Уналаске, Аляска .
Задача прапорщика Фудзиты заключалась в том, чтобы вызвать лесные пожары по всему побережью; В то время инциденты с ожогами Тилламука в 1933 и 1939 годах были хорошо известны, как и разрушение города Бэндон, штат Орегон, в результате небольшого вышедшего из-под контроля лесного пожара в 1936 году. [ 16 ] Но легкий ветер, влажная погода и два быстродействующих пожарных наблюдателя удержали пожар под контролем. [ 17 ] Фактически, если бы ветры были достаточно сильными, чтобы вызвать масштабные лесные пожары, легкому «Глену», возможно, было бы трудно ориентироваться в плохую погоду. Вскоре после того, как гидросамолет «Глен» приземлился и был разобран на хранение, И-25 подвергся бомбардировке в 42 ° 22' с.ш., 125 ° 12' з.д. / 42,367 ° с.ш., 125,200 ° з.д. армии США на самолете А-29 «Хадсон» , пилотируемом капитаном Джин Х. Догерти с авиабазы Маккорд Филд. [ 18 ] недалеко от Такомы, штат Вашингтон . «Хадсон» нес 300-фунтовые (140 кг) универсальные подрывные бомбы с взрывателями замедленного действия, а не глубинными бомбами. Бомбы причинили незначительный ущерб, но быстрая реакция катера береговой охраны и еще трех самолетов заставила И-25 быть более осторожным во время второго бомбардировки 29 сентября 1942 года. Гидросамолет «Глен» был собран и запущен в предрассветной темноте с использованием мыса Кейп. Blanco Light в качестве эталона. Самолет был услышан в 05:22 рабочей бригадой на смотровой площадке Грасси-Ноб в 7 милях (11 км) к востоку от Порт-Орфорда, штат Орегон ; но пожарные расчеты станции рейнджеров Голд-Бич не смогли обнаружить никаких доказательств падения двух зажигательных бомб. [ 19 ] Гидросамолет «Глен» снова удалось найти, но И-25 решил не рисковать третьим полетом с двумя оставшимися зажигательными бомбами. [ 17 ] [ 20 ] Капитан Тагами взял I-25, чтобы отдохнуть «...на дне [гавани Порт-Орфорда ] до ночи. [ 21 ] [ 22 ]
В 04:15 4 октября 1942 года И-25 водоизмещением 6706 тонн (6600 длинных тонн), торпедировал танкер «Камден» следовавший из Сан-Педро, Калифорния , в Пьюджет-Саунд с грузом в 76 000 баррелей (12 100 м). 3 ) бензина. Поврежденный танкер отбуксировали в устье реки Колумбия. Когда выяснилось, что его осадка слишком велика, чтобы его можно было доставить в ремонтные мастерские в Портленде, штат Орегон, была организована еще одна буксировка в Пьюджет-Саунд; но танкер был уничтожен 10 октября в результате пожара неизвестного происхождения во время второй буксировки. [ 23 ]
Вечером 5 октября 1942 года И-25 торпедировала танкер Richfield Oil Company «Ларри Доэни» , который затонул на следующий день. Груз 66 000 баррелей (10 500 м 3 ) нефти погибли вместе с 2 членами экипажа танкера и 4 членами вооруженной охраны ВМС США . [ 24 ] Выжившие достигли Порт-Орфорда, штат Орегон, вечером 6 октября. [ 25 ]
Две подводные лодки были замечены 11 октября 1942 года примерно в 800 милях (1300 км) от побережья Вашингтона, когда I-25 возвращался в Японию. И-25 выпустил последнюю торпеду по головной подводной лодке, которая затонула через 20 секунд с потерей всех рук. I-25 сообщил о потоплении американской подводной лодки, но на самом деле это была советская L-16 , которая шла вместе с L-15 по пути из Владивостока в Панамский канал через Уналаску, Аляску и Сан-Франциско . Помощник главного фотографа ВМС США Серги Андреевич Михайлов из Аркадии, штат Калифорния , находился на борту L-16 в качестве офицера связи и переводчика и погиб вместе с остальным экипажем подводной лодки. ВМС США Западная морская граница отрицала потерю какой-либо подводной лодки и скрывала информацию о советских потерях, поскольку в то время Советский Союз официально был нейтральным в войне между Японией и Соединенными Штатами. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
SS HM Storey доставлял мазут из Нумеа , Новая Каледония , в южной части Тихого океана , в Лос-Анджелес . 17 мая 1943 года И-25 торпедировал и обстрелял корабль снарядами. В результате нападения погибли двое членов экипажа; 63 члена экипажа добрались до спасательных шлюпок корабля , прежде чем он затонул. Американский эсминец USS Fletcher спас экипаж в спасательных шлюпках и доставил их в Порт-Вила- Эфате , Вануату , в южной части Тихого океана. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
1942 г., западное побережье Северной Америки.
[ редактировать ]Дата [ 34 ] | Тип/место атаки | Судно/оружие | Командир |
---|---|---|---|
20 июня | SS Fort Camosun , торпедированный, выжил, у западного побережья Северной Америки. | И-25 торпеда | Акиджи Тагами |
21 июня | Форт Стивенс, штат Орегон, подвергся обстрелу | И-25 5,5-дюймовая (140-мм) палубная пушка | |
9 сентября | Первый бомбардировщик самолета Уилер-Ридж , в 8 милях (13 км) к востоку от Брукингса , штат Орегон. [ 35 ] | И-25 спустил на воду двухместный самолет/пилот Фудзита/штурман Окуда | |
29 сентября | Второй бомбардировщик самолета возле «Грасси-Ноб» к востоку от Порт-Орфорда , штат Орегон. | И-25 тот же самолет, тот же экипаж | |
4 октября | СС Камден затонул | Торпедирован у западного побережья самолетом I-25. | |
5 октября | SS Larry Doheny затонул у западного побережья | И-25 торпеда | |
10 октября | Советская подводная лодка Л-16 затонула у западного побережья Северной Америки | Торпеда И-25 , ошибочно опознанная командиром подлодки как американская |
Потеря
[ редактировать ]И-25 был потоплен менее чем через год одним или несколькими эсминцами USS Ellet , USS Patterson , [ 36 ] USS Wadsworth или USS Saufley , которые участвовали в серии морских сражений с конца августа до середины сентября 1943 года у островов Новые Гебриды , примерно в 150 милях (240 км) к северо-востоку от Эспириту-Санто . Какой американский корабль потопил I-25 (или любую другую подводную лодку IJN поблизости), остается неизвестным. [ 1 ] 24 октября 1943 года Императорский флот Японии объявил, что И-25 считается потерянным со всеми 100 людьми на борту в районе Фиджи, и 1 декабря 1943 года он был исключен из списка ВМФ. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Атаки японских подводных лодок на округ Карри во время Второй мировой войны» . Общество наследия мыса Бланко . Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт и Кингсепп (2002). Подводная лодка HIJMS I-25: табличный отчет о движении . Сайт CombinedFleet.com . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Уэббер (1985), «Тихая осада-II» с. ви
- ^ Уэббер, Берт , Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , Издательство Университета штата Орегон, 1975, стр. 63
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: японские атаки и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , Oregon State University Press, 1975, стр. 14–16.
- ^ Данн, Питер. «ЯПОНСКИЙ РАЗВЕДОЧНЫЙ ПОЛЕТ НАД СИДНЕЕЙ 17 ФЕВРАЛЯ 1942 ГОДА» . www.ozatwar.com . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , издательство Университета штата Орегон, 1975, стр.153
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: японские атаки и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во время Второй мировой войны , Oregon State University Press, 1975, стр. 17–18.
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: японские атаки и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , Oregon State University Press, 1975, стр. 19–20.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 г. Проверено 06 марта 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Уэббер, Берт, Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , издательство Университета штата Орегон, 1975.
- ^ Финн Джей Ди Джон (2 мая 2009 г.). «Корабли свободы: строят их быстрее, чем Гитлер успевает их потопить | Необычная история Орегона» . Offbeatoregon.com . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Финн Джей Ди Джон (30 января 2011 г.). «Японская подводная лодка I-25 дважды взорвала Орегон | Необычная история Орегона» . Offbeatoregon.com . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: японские атаки и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , Oregon State University Press, 1975, стр. 41–62.
- ^ Финн Джей Ди Джон (21 ноября 2010 г.). «Любимое растение основателя Бэндона разрушило основанный им город | Необычная история Орегона» . Offbeatoregon.com . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Маккэш, Уильям. Бомбы над Брукингсом: Взрывы во время Второй мировой войны в округе Карри, штат Орегон, и послевоенная дружба между Брукингсом и японским пилотом Нобуо Фудзитой. Бенд, Орегон: Маверик, 2005 г.
- ^ Уэббер, Берт (1985), «Тихая осада-II, нападения японцев на Северную Америку во Второй мировой войне; затопленные корабли, воздушные налеты, сброшенные бомбы, убитые люди». Исследовательская группа Уэбба. ISBN 0-936738-26-X
- ^ Финн Джей Ди Джон (10 июля 2009 г.). «Необычная история штата Орегон: во время Второй мировой войны мужчина принес домой в перчаточном ящике японскую бомбу» . Offbeatoregon.com . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: японские атаки и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , Oregon State University Press, 1975, стр. 63–78
- ^ Уэббер (1985) с. 161. «Гавань Порт-Орфорда» — произведение автора, основанное на интервью с капитаном Акиджи Тагами, командиром подлодки I-25, в 1975 году. Командир Тагами погиб в 1980 году.
- ^ Уэббер (1985) с. 354
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , издательство Oregon State University Press, 1975, стр. 21–22.
- ^ Маршалл, Дон. Кораблекрушения в Орегоне. Портленд: Бинфорд и Морт, 1984 г.
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , издательство Oregon State University Press, 1975, стр.22
- ^ Хашимото (1954) Мочицура .
- ^ Норман Полмар; Джурриен Нут (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР . Издательство Военно-морского института. п. 264 . ISBN 9780870215704 .
- ^ Уэббер, Берт, Возмездие: атаки японцев и контрмеры союзников на тихоокеанском побережье во Второй мировой войне , издательство Oregon State University Press, 1975, стр.23
- ^ Militarymuseum.org HM Storey
- ^ tradeships2.tripod.com HM Storey
- ^ Wrecksite.eu HM Storey (1943)
- ^ Словарь морских катастроф в эпоху Steam General, Хокинга
- ^ world-war.co.uk Военные потери
- ^ Уэббер (1985) «Тихая осада-II», с. iv
- ^ Уэббер, «Тихая осада-II» (1985), с. 160, эта первая воздушная бомбардировка была ответом на рейд Дулитла, совершенный 18 апреля 1942 года , запущенный с авианосца USS Hornet , который, в свою очередь, позже был потоплен в битве при Санта-Крус .
- ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1943 года, август» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 6 июля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хакетт, Боб и Сандер Кингсепп (2002). «Подводная лодка IJN I-25: табличная запись движения» (веб-страница) . Сайт CombinedFleet.com . Проверено 2 января 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Дженкинс, Дэвид (1992). Боевая поверхность! Подводная война Японии против Австралии 1942–44 . Милсонс-Пойнт, Новый Южный Уэльс, Австралия: Random House Australia. стр. 158, 169. ISBN. 0-09-182638-1 .
- Йентшура, Хансгеорг; Дитер Юнг, Петер Микель. Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Военно-морской институт США, 1977 год. Аннаполис, Мэриленд, США. ISBN 0-87021-893-X .
- Миланович, Катрин (2021). «Подводные лодки IJN класса I 15». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2021 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 29–43. ISBN 978-1-4728-4779-9 .
- по истории авиации Статья . Архивировано 20 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подводные лодки типа Б1
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- корабли 1940 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в сентябре 1943 г.
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками