Югославский эсминец Белград
![]() Белград (справа) и Дубровник (слева) в Которском заливе после захвата Италией в апреле 1941 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Белград |
Тезка | Белград |
Строитель | Мастерские и Chantiers de la Loire , Нант , Франция |
Запущен | 23 декабря 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 апреля 1939 г. |
Не работает | 17 апреля 1941 г. |
Судьба | В плену у Италии |
![]() | |
Имя | Шибеник |
Тезка | Шибеник |
Приобретенный | 17 апреля 1941 г. |
В эксплуатации | август 1941 г. |
Не работает | 9 сентября 1943 г. |
Судьба | Захвачен Германией в Венеции. |
![]() | |
Имя | ТА43 |
Приобретенный | 9 сентября 1943 г. |
Судьба | Потоплен или затоплен в Триесте 30 апреля или 1 мая 1945 г. |
Примечания | Поднят в июне 1946 г., затоплен в июле 1946 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Белоград » Эсминец типа |
Смещение |
|
Длина | 98 м (321 фут 6 дюймов) |
Луч | 9,45 м (31 фут) |
Черновик | 3,18 м (10 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) |
Дополнить | 145 |
Вооружение |
|
«Белград» был головным кораблем своего класса эсминцев , построенным для Королевского югославского флота во Франции в конце 1930-х годов и предназначенным для использования в составе дивизии под командованием лидера флотилии Дубровника . Он поступил на вооружение в апреле 1939 года, был вооружен главной батареей из четырех 120-мм (4,7 дюйма) орудий в одиночных установках и имел максимальную скорость 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час).
Когда Югославия вступила во Вторую мировую войну из-за Германии под руководством войск Оси вторжения в апреле 1941 года, она была повреждена в результате попадания в цель во время воздушной атаки, а затем была захвачена итальянцами . После переоборудования он прошел обширную службу в Королевском военно-морском флоте Италии с августа 1941 по сентябрь 1943 года, выполнив более 100 конвоев миссий по сопровождению в Средиземноморье под названием Sebenico , в основном на маршрутах между Италией, Эгейским морем и Северной Африкой. После итальянского перемирия в сентябре 1943 года он был захвачен ВМС Германии и переименован в TA43 . Они усилили ее зенитное вооружение, и она служила в составе 9-й флотилии торпедных катеров в качестве эскорта и минных постановок в северной Адриатике . TA43 был потоплен или затоплен в Триесте 30 апреля или 1 мая 1945 года. Поднятый в июне 1946 года, вероятно, чтобы устранить опасность для мореплавания, он был снова затоплен либо в июле 1946 года, либо в 1947 году.
Фон
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Королевский флот Югославии ( Kraljevska mornarica , или KM) реализовал концепцию лидера флотилии , которая предполагала строительство больших эсминцев, времен Первой мировой войны Британского Королевского флота подобных эсминцам V и W-класса . [ 1 ] В межвоенном военно -морском флоте Франции эти корабли должны были действовать как полуфлотилии из трех кораблей или с одним лидером флотилии, действующим вместе с несколькими меньшими эсминцами. ХМ решил построить три таких лидера флотилии, корабли, которые могли бы развивать высокую скорость и обладать длительным сроком службы. Требование к выносливости отражало планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут взаимодействовать с французскими и британскими военными кораблями. Результатом этого стало строительство эсминца «Дубровник» в 1930–1931 годах. Вскоре после того, как он был заказан, начало Великой депрессии означало, что был построен только один корабль из запланированной полуфлотилии. [ 2 ] Хотя три больших эсминца строиться не собирались, сохранялось намерение использовать в «Дубровнике» несколько эсминцев меньшего размера. В 1934 году КМ решил приобрести три эсминца меньшего размера для работы в составе дивизии под командованием Дубровника . [ 3 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Класс «Белград» был разработан по французскому проекту, а название корабля этого класса, «Белград» , было построено компанией Ateliers et Chantiers de la Loire в Нанте , Франция. [ 4 ] Корабль имел общую длину 98 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,45 м (31 фут) и нормальную осадку 3,18 м (10 футов 5 дюймов). Ее стандартное водоизмещение составляло 1210 тонн (1190 длинных тонн ), увеличиваясь до 1655 тонн (1629 длинных тонн) при полной загрузке . [ 5 ] Экипаж состоял из 145 офицеров и рядовых. Корабль был оснащен паровыми турбинами Curtis, приводящими в движение два гребных винта , использующими пар, вырабатываемый тремя Ярроу водотрубными котлами . Ее турбины имели мощность 40 000–44 000 лошадиных сил на валу (30 000–33 000 кВт ), и она была спроектирована так, чтобы достигать максимальной скорости 38–39 узлов (70–72 км / ч; 44–45 миль в час), хотя она могла только достигать практической максимальной скорости 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час) в эксплуатации. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Она перевозила 120 тонн (120 длинных тонн) мазута , [ 5 ] что дало ей дальность действия 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль). [ 7 ]
Ее основное вооружение состояло из четырех Škoda 120 мм (4,7 дюйма) L/46. [ а ] сверхстрелковые орудия в одиночных установках: две в носовой части надстройки и две в кормовой , защищенные орудийными щитами . [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырех 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудий Škoda. [ 11 ] в двух сдвоенных установках, расположенных по обе стороны кормовой палубы укрытия. [ 12 ] Он также был оснащен двумя тройными установками 550-мм (22 дюйма) торпедных аппаратов и двумя пулеметами . [ 5 ] Ее систему управления огнем предоставила голландская фирма Hazemayer. [ 9 ] В состоянии постройки он также мог нести 30 морских мин . [ 5 ] Она была заложена в 1936 году. [ 9 ] [ 13 ] спущен на воду 23 декабря 1937 г., [ 5 ] и вступил в состав КМ 28 апреля 1939 года. [ 12 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Югославия
[ редактировать ]Менее чем через месяц после ввода в эксплуатацию Белград Югославии был отправлен в Соединенное Королевство с большой частью золотого запаса , 7344 слитками , для хранения в Банке Англии . [ 14 ] Когда Югославия вступила Вторую мировую войну в результате вторжения войск Оси во в Югославию в апреле 1941 года, «Белград» и его однотипный корабль «Загреб» были переданы в состав 1-й торпедной дивизии в Которском заливе . [ 15 ] Чтобы предотвратить создание плацдарма в Заре , итальянском анклаве на далматинском побережье, Белграде , четыре торпедных катера водоизмещением 250 тонн и шесть моторных торпедных катеров были отправлены в порт Шибеник , в 80 километрах (50 миль) к югу от Зары. при подготовке к нападению. Атака должна была координироваться с 12-й пехотной дивизией Ядранска и двумя сводными полками Королевской югославской армии, атакующими из района Бенковац , при поддержке 81-й бомбардировочной группы Королевских ВВС Югославии . морская часть атаки застопорилась, когда Белграда правый двигатель Югославы начали атаку 9 апреля, но вышел из строя после серии промахов итальянских самолетов у Шибеника. Затем эсминец в сопровождении остальных сил направился в Которский залив для ремонта. [ 12 ] Там она была схвачена итальянскими войсками 17 апреля. [ 16 ]
Италия
[ редактировать ]На итальянской службе «Белград» был переоборудован и отремонтирован. [ 17 ] нового директора установили На ее мосту [ 18 ] 20-мм (0,79 дюйма) пушки L/65 Breda Model 35 и к ее вооружению были добавлены . Он был введен в состав Королевского военно-морского флота Италии (итал. Regia Marina ) под именем Себенико в августе 1941 года и служил в качестве эскорта конвоев на маршрутах между Италией, Эгейским морем и Северной Африкой, выполнив более 100 миссий за двухлетний период. . [ 19 ] 18 октября 1941 года у итальянского острова Лампедуза британская подводная лодка HMS Ursula потопила пароход, находившийся под эскортом отряда, в который входил Себенико . [ 20 ] 29 марта 1942 года «Себенико» и три торпедных катера сопровождали конвой у Бриндизи , когда британская подводная лодка HMS Proteus потопила одно из сопровождаемых грузовых судов. [ 21 ] Прожектор на миделе и кормовой директор она сохраняла как минимум до середины 1942 года. По словам военно-морского историка М. Дж. Уитли, вполне вероятно, что ее кормовые торпедные аппараты были сняты ближе к концу ее пребывания в руках итальянцев, чтобы освободить место для дополнительного зенитного вооружения, но подробности того, какое вооружение могло иметь были установлены, неизвестны. [ 18 ]
Германия
[ редактировать ]Когда итальянцы капитулировали в сентябре 1943 года, ВМС Германии (нем. Kriegsmarine захватили Себенико в порту Венеции ) 9 сентября и переименовали ее в ТА43 (нем. Torpedoboot Ausland 43 ). [ 22 ] [ 23 ] Термин Ausland и префикс TA использовались для обозначения того, что это было захваченное судно, поступившее на вооружение Германии. [ 24 ] На момент захвата он был либо поврежден, либо выведен из строя экипажем. [ 25 ] Во время службы в Германии ее зенитное вооружение было улучшено за счет отведенного места за счет удаления одной из тройных торпедных установок. Он был оснащен семью 37-мм (1,5 дюйма) орудиями в одной двойной и пятью одинарными орудиями, а также двумя одинарными 20-мм (0,79 дюйма) орудиями. [ 7 ] В феврале 1945 года его направили в состав 9-й флотилии миноносцев, полностью состоявшей из трофейных эсминцев и миноносцев. [ 24 ] Он использовался для сопровождения и минных постановок в северной Адриатике. [ 26 ] Еще 1 апреля 1945 года TA43 все еще находился в боевой готовности и был готов к бою, хотя в боевых действиях участвовал мало. [ 27 ]
Источники по военно-морской истории расходятся во мнениях относительно ее окончательной судьбы. По словам Роджера Шено, он был потоплен в порту Триеста огнем Югославской народной армии артиллерийским 30 апреля 1945 года и поднят в июне 1946 года, вероятно, чтобы устранить опасность для мореплавания, а был затоплен . через месяц [ 22 ] Дэвид Браун записывает, что он был затоплен в Триесте 1 мая 1945 года. [ 28 ] Маурицио Брешиа утверждает, что он был затоплен немцами в Триесте 1 мая 1945 года и разобран в 1947 году. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Фрейвогель 2014 , с. 83.
- ^ Фрейвогель 2014 , с. 84.
- ^ Джарман 1997 , с. 543.
- ^ Шено 1980 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шено 1980 , с. 357.
- ^ Престон, Джордан и Дент 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Лентон 1975 , с. 106.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б с Джарман 1997 , с. 738.
- ^ Кэмпбелл 1985 , с. 394.
- ^ Freivogel & Grobmeier 2006 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с Уитли 1988 , с. 312.
- ^ Чернуски и О'Хара 2005 , с. 99.
- ^ Хоптнер 1963 , с. 156.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
- ^ Браун 1995 , с. 44.
- ^ Шено 1980 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Уитли 1988 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Брешия 2012 , с. 134.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 93.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Шено 1980 , с. 358.
- ^ Браун 1995 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Маллманн Шоуэлл 1979 , с. 93.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 231.
- ^ Уитли 1988 , с. 80.
- ^ О'Хара 2013 , стр. 181.
- ^ Браун 1995 , с. 149.
Ссылки
[ редактировать ]- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Браун, Дэвид (1995). Потери кораблей во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-914-7 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-329-2 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 97–110. ISBN 978-1-84486-003-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2): 83–88. дои : 10.13187/issn.2309-6322 . ISSN 2309-6322 .
- Фрейвогель, Звонимир и Гробмайер, А.Х. (2006). «Вопрос 36/05: Вооружение югославского эсминца «Сплит ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 362. ISSN 0043-0374 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940-1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Хоптнер, Джейкоб Б. (1963). Югославия в кризисе, 1934–1941 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. OCLC 310483760 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, ХТ (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Маллманн Шоуэлл, Джек П. (1979). Немецкий флот во Второй мировой войне: Справочник по Кригсмарине, 1935–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-933-7 .
- О'Хара, Винсент (2013). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
- Престон, Энтони; Джордан, Джон и Дент, Стивен (2005). Военный корабль . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-84486-003-6 .
- Ровер, Юрген и Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
- Эсминцы типа «Белоград»
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- корабли 1937 года
- Эсминцы Югославии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Морские инциденты в мае 1945 г.
- Затопленные суда
- Корабли построены во Франции
- Кораблекрушения Италии