Jump to content

Югославский миноносец Т3

Т3
Т3 на ходу в 1931 году
История
Австро-Венгрия
Имя 78 Т, затем 78
Строитель Триестинский технический завод
Заложен 22 октября 1913 г.
Запущен 4 марта 1914 г.
Введен в эксплуатацию 23 августа 1914 г.
Выведен из эксплуатации 1918
Судьба Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев.
Королевство Югославия
Имя Т3
Приобретенный Март 1921 г.
Выведен из эксплуатации апрель 1941 г.
Судьба В плену у Италии
Италия
Имя Т3
Приобретенный апрель 1941 г.
Выведен из эксплуатации 16 сентября 1943 г.
Судьба Захвачен немецкими войсками в Риеке.
Нацистская Германия
Имя ТА48
Приобретенный 16 сентября 1943 г.
Выведен из эксплуатации 1945
Судьба Потоплен в Триесте в результате бомбардировки союзников 20 февраля 1945 года.
Примечания Экипаж хорватских моряков.
Общие характеристики
Класс и тип класса 250т Т-группы Морской миноносец
Смещение
Длина 57,3 м (188 футов 0 дюймов)
Луч 5,7 м (18 футов 8 дюймов)
Черновик 1,5 м (4 фута 11 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час)
Диапазон 1000 миль (1900 км; 1200 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Дополнить 41 офицер и зачислен
Вооружение

T3 — морской миноносный катер , находившийся на вооружении Королевского флота Югославии с 1921 по 1941 год. Первоначально 78 T , 250-тонный торпедный катер ВМС Австро-Венгрии , построенный в 1914 году, был вооружен двумя 66-мм (2,6-мм) миноносцами. в) орудия, четыре 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата и могли нести 10–12 морских мин . Она прошла действительную службу во время Первой мировой войны , выполняя конвоирования , сопровождения и разминирования задачи , противолодочные операции и береговые бомбардировки . В 1917 году суффиксы всех австро-венгерских миноносцев были удалены, и после этого он стал называться 78 . Она входила в состав эскорта австро-венгерского дредноута «Сент Иштван» во время боя, в результате которого этот корабль был потоплен итальянскими торпедными катерами в июне 1918 года.

После поражения Австро-Венгрии в 1918 году он был передан в состав ВМФ Королевства сербов, хорватов и словенцев, который позже стал Королевским югославским флотом, и был переименован в Т3 . В то время она и семь других лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами молодых военно-морских сил. В период межвоенный T3 и остальная часть военно-морского флота участвовали в учениях и круизах в дружественные порты, но деятельность была ограничена сокращением военно-морских бюджетов. Корабль был захвачен итальянцами во время вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года. После того, как его основное вооружение было модернизировано, а экипаж увеличился до 62 человек, он служил в Королевском итальянском военно-морском флоте под югославским обозначением, хотя использовался только для прибрежных и прибрежных операций. задачи второго плана. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года он был захвачен Германией и после оснащения дополнительными зенитными орудиями служил в ВМС Германии или ВМС Независимого Государства Хорватия под позывным TA48. . На немецко-хорватской службе ее экипаж из 52 человек полностью состоял из хорватских офицеров и рядовых. Он был потоплен авиацией союзников в феврале 1945 года в порту Триеста , где он был построен.

В 1910 году Австро-Венгерский военно-морской технический комитет инициировал проектирование и разработку 275-тонного (271-тонного) берегового миноносца , указав, что он должен быть способен поддерживать скорость 30 узлов (56 км/ч) в течение 10 часов. . Эта спецификация была основана на ожиданиях того, что Отрантский пролив , где Адриатическое море встречается с Ионическим морем , будет заблокирован враждебными силами во время будущего конфликта. В таких обстоятельствах возникнет необходимость в торпедном катере, который мог бы отплыть от базы австро-венгерского флота в Бокке-ди-Катаро (ныне Котор) в пролив в темноте, обнаружить и атаковать блокирующие корабли и вернуться в порт до утра. паровой турбины Для двигательной установки была выбрана мощность , так как дизелей необходимой мощности не было, а ВМС Австро-Венгрии не имели практического опыта эксплуатации турбоэлектрических лодок. Stabilimento Tecnico Triestino (STT) из Триеста была выбрана для контракта на строительство восьми судов, опередив еще одного участника тендера. [ 1 ] Обозначение Т-группы означало, что они были построены в Триесте. [ 2 ]

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Лодки Т-группы водоизмещением 250 тонн имели короткие приподнятые баки и открытый мостик , были быстрыми и маневренными, хорошо спроектированными для службы в Адриатике. [ 3 ] Они имели длину по ватерлинии 57,3 м (188 футов 0 дюймов), ширину 5,7 м (18 футов 8 дюймов) и нормальную осадку 1,5 м (4 фута 11 дюймов). Их проектное водоизмещение составляло 237 тонн (233 длинных тонны), а при полной загрузке — около 324 тонн (319 длинных тонн). [ 4 ] Экипаж состоял из трех офицеров и тридцати восьми рядовых. [ 5 ] Лодки приводились в движение двумя «Парсонс», паровыми турбинами приводившими в движение два гребных винта , используя пар, вырабатываемый двумя Ярроу водотрубными котлами , один из которых сжигал мазут , а другой — уголь. [ 6 ] Котельных было две, одна за другой. [ 3 ] Турбины имели мощность на валу 5 000–5 700 лошадиных сил (3 700–4 300 кВт ) и были предназначены для движения лодок до максимальной скорости 28 узлов (52 км / ч; 32 миль в час), хотя максимальная скорость составляла 29,2 узлов (54,1 км / ч). ч; 33,6 миль в час). Они перевозили 18,2 т (17,9 длинных тонн) угля и 24,3 т (23,9 длинных тонн) мазута, что давало им дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). ). [ 6 ] У Т-группы была одна воронка , а не две, как у более поздних групп класса. [ 1 ] и имел большой вентиляционный кожух под мостиком и еще один поменьше позади дымохода. [ 3 ] Из-за недостаточного бюджета 78 T и остальные 250-тонные суда были по сути большими прибрежными судами, несмотря на первоначальное намерение использовать их для операций в «открытом море». [ 7 ] Это были первые небольшие катера ВМС Австро-Венгрии, использовавшие турбины, и это способствовало постоянным проблемам с ними. [ 1 ] которые нужно было постепенно решать, как только они поступят на вооружение. [ 3 ]

Первоначально лодки должны были быть вооружены тремя Škoda 66 мм (2,6 дюйма) L/30. [ а ] орудия и три 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата, [ 1 ] но перед постройкой первой лодки это было изменено на два орудия и четыре торпедных аппарата, чтобы стандартизировать вооружение с последующей группой F. [ 2 ] Торпедные аппараты устанавливались попарно: одна пара устанавливалась между полубаком и мостиком, а другая - на участке приподнятой надстройки над кормовым машинным отделением. [ 6 ] Они также могли нести 10–12 морских мин . Пятый из построенных самолетов своего класса, 78 T, был заложен 22 октября 1913 года, спущен на воду 4 марта 1914 года и завершен 23 августа 1914 года. [ 2 ] Позже в том же году один 8-мм (0,31 дюйма) пулемет работ был добавлен для зенитных . [ 1 ] [ 5 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Первоначальная концепция эксплуатации лодок класса 250т заключалась в том, что они будут плавать флотилией в тылу крейсерского боевого порядка и должны будут вмешиваться в бой только в том случае, если линкоры, вокруг которых был построен строй, будут выведены из строя или в порядке. для атаки поврежденных линкоров противника. [ 9 ] Когда был отдан приказ о торпедной атаке, ее должен был возглавить крейсер-разведчик при поддержке двух эсминцев для отражения любых торпедных катеров противника. Атаку должна была нанести группа из четырех-шести миноносцев под руководством командующего флотилией. [ 10 ]

группа итальянских моряков, стоящих у берега на фоне военных кораблей
В 1915 году на острове Пелогоса разместился гарнизон итальянских моряков.

24 мая 1915 года 78 T и семь других лодок водоизмещением 250 тонн участвовали в обстреле различных итальянских береговых целей, известных как « Бомбардировка Анконы» , при этом 78 T участвовали в обстреле Порто-Корсини недалеко от Равенны . [ 11 ] В последнем случае итальянская 120-мм (4,7 дюйма) береговая батарея открыла ответный огонь, поразив крейсер-разведчик «Новара» и повредив одну из других лодок водоизмещением 250 тонн. [ 12 ] В ночь с 18 на 19 июня 78 T входил в состав флотилии, состоящей из двух крейсеров-разведчиков, трех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, обеспечивающих дальнее прикрытие бомбардировки Римини и Пезаро , когда они столкнулись с итальянским пароходом и потопили его. Грация недалеко от Сан-Бенедетто-дель-Тронто . [ 13 ] 23 июля 78 T и 77 T присоединились к крейсеру-разведчику Helgoland в бомбардировке Ортоны в рамках береговой бомбардировки и десантной операции 1-й торпедной флотилии на центральном Адриатическом побережье Италии, которая также была нацелена на Сан -Кампомарино и Термоли и включала перерезание телеграфного кабеля на остров Тремити . [ 14 ] [ б ] 17 августа 1-я торпедная флотилия обстреляла цепь островов Пелагоса посреди Адриатики, а 78 Т входила в состав соединения, которому было поручено защищать южные подходы к островам от подводных лодок противника. Успех этой бомбардировки, уничтожившей единственный источник питьевой воды, заставил итальянцев покинуть Пелагосу. [ 16 ] В конце ноября 1915 года австро-венгерский флот перебросил силы со своей главной базы флота в Поле в Каттаро на юге Адриатики; в этот отряд входили шесть из восьми торпедных катеров Т-группы. Этим силам было поручено поддерживать постоянное патрулирование побережья Албании и препятствовать любым транспортным средствам с войсками, пересекающим границу из Италии. [ 17 ] После атаки на Дураццо в Албании, в ходе которой два австро-венгерских эсминца были потоплены после того, как отклонились от расчищенной полосы движения через минное поле, 30 декабря 78-й катер класса T и четыре других 250-тонных катера были отправлены на юг вместе с крейсером-разведчиком «Новара», чтобы укрепить боевой дух и попытаться не допустить переброски захваченного экипажа одного из эсминцев в Италию. Никаких итальянских кораблей обнаружено не было, и на следующий день группа вернулась в Бокке. [ 18 ]

6 февраля 1916 года Helgoland , 78 T и пять других лодок водоизмещением 250 тонн были отправлены на перехват британского легкого крейсера HMS Liverpool и итальянского Rosolino Pilo класса эсминца Pilade Bronzetti , которые атаковали Wildfang , когда он сопровождал рейд гидросамолета. [ 19 ] Вместо того, чтобы встретить пару, которая вынудила Wildfang отступить, австро-венгерские силы столкнулись с британским легким крейсером HMS Weymouth и французским Bouclier класса эсминцем Bouclier , который с тех пор их сменил, к северу от Дураццо в Албании. [ 20 ] Торпедные катера разбились на две группы по три человека для атаки, но в одной из групп столкнулись два ведущих катера, причем один получил повреждения, что вынудило эту группу отступить в порт Будвы в оккупированной Австро-Венгрией Черногории , а другой группа безуспешно продолжила атаку. Затем все австро-венгерские силы вернулись в Бокке, потеряв возможность воспрепятствовать движению значительных конвоев дальше на юг между Албанией и Италией. [ 19 ] 24 февраля 78 T входил в состав австро-венгерских сил, состоящих из крейсера-разведчика, четырех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, посланных, чтобы сорвать эвакуацию союзников из Дураццо, но не встретил ни одного корабля союзников. [ 21 ] В 1917 году переднюю 66-мм пушку 78 Т разместили на зенитной установке. [ 22 ] 11 мая 1917 года британская подводная лодка HMS H1 преследовала 78 T у побережья Полы, выпустив по ней две торпеды. Британский капитан держал перископ своей подводной лодки выдвинутым слишком далеко и слишком долго, и характерное «перо» предупредило экипаж 78 T , позволив ее экипажу избежать приближающихся торпед. [ 23 ] 78 T , 93 F и 96 F в сопровождении Huszár эсминца класса Csikós безуспешно преследовали британскую подводную лодку. [ 22 ] 21 мая суффикс всех австро-венгерских миноносцев был удален, и после этого они назывались только цифрами. [ 1 ] 23 сентября 77-й и 78-й дивизии устанавливали минное поле у ​​Градо на севере Адриатики, когда у них произошла короткая встреча с итальянским катером MAS . [ 24 ] при установке мин на маршруте между Венецией 19 ноября и Анконой «78» вместе с четырьмя другими лодками класса 250 тонн был перехвачен четырьмя итальянскими эсминцами, но смог избежать повреждений. [ 25 ] 28 ноября несколько катеров класса 250 тонн участвовали в двух береговых бомбардировках. Во второй миссии 78 присоединились к семи другим лодкам класса 250т и шести эсминцам для бомбардировки Порто-Корсини, Маротты и Чезенатико . [ 26 ] Бомбардировка повредила железнодорожные пути между Сенигаллией и Римини и уничтожила один локомотив и несколько вагонов, но когда флотилия двинулась в атаку на два небольших парохода, прибыл итальянский бронепоезд и открыл по ним огонь из своих 15-см (6 дюймов) орудий, и они сломались. выключенный. На обратном пути в Полу корабли, очевидно, преследовались итальянскими военными кораблями, но крейсер-разведчик «Адмирал Спаун» отплыл для оказания поддержки, и итальянцы отступили. [ 27 ]

24 мая 1918 года «78» вместе со своими сестрами «77» и «97» и «Кайман» лодками класса №58 и 59 преследовали неопознанную британскую подводную лодку возле острова Галихола в средней Адриатике. [ 28 ] К 1918 году союзники усилили продолжающуюся блокаду пролива Отранто, как и предполагал австро-венгерский флот. становилось все труднее В результате немецким и австро-венгерским подводным лодкам проходить через пролив в Средиземное море . В ответ на эти блокады новый командующий австро-венгерским флотом контрадмирал Миклош Хорти решил начать атаку на защитников союзников с помощью линкоров, крейсеров-разведчиков и эсминцев. [ 29 ] В ночь на 8 июня Хорти покинул военно-морскую базу Пола в верхней Адриатике на линкорах-дредноутах «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» . Около 23:00 9 июня 1918 года, после некоторых трудностей с открытием заграждения гавани , дредноуты «Сент Иштван» и «Тегеттофф » [ 30 ] в сопровождении одного эсминца и шести торпедных катеров, в том числе 78 , также покинули Полу и взяли курс на Слано , к северу от Рагузы , для встречи с Хорти в рамках подготовки к скоординированной атаке на заграждение Отранто . Около 03:15 10 июня, [ с ] Возвращаясь после спокойного патрулирования у побережья Далмации , два Королевского военно-морского флота Италии ( итальянский : Regia Marina катера MAS ), MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австрийских кораблей. Обе лодки успешно преодолели заслон эскорта и разделились, чтобы индивидуально атаковать дредноуты. MAS 21 атаковала Тегеттофф , но ее торпеды промахнулись. [ 32 ] Под командованием Луиджи Риццо MAS 15 в 03:25 выпустила две торпеды, обе из которых попали в Сент-Иштвана . Обе лодки уклонились от преследования. Попадания торпеды на Сент-Иштван произошли в районе ее котельных , которые затопило, отключив питание насосов. Сент-Иштван перевернулся менее чем через три часа после торпеды. [ 31 ] Эта катастрофа практически положила конец действиям австро-венгерского флота на Адриатике на оставшиеся месяцы войны. [ 33 ]

Межвоенные годы

[ редактировать ]

78 человек пережили войну в целости и сохранности. [ 1 ] заключенного годом ранее, В 1920 году, по условиям Сен-Жермен-ан-Леского договора, по которому Австрия официально завершила Первую мировую войну, она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев (KSCS, позже Югославия). Вместе с тремя другими лодками Т-группы класса 250 т, 76 , 77 и 79 , и четырьмя лодками F-группы она служила в ВМС KSCS (позже Королевский флот Югославии, сербско-хорватская латынь : Kraljevska Mornarica , KM; Краевска Морнарица ). Переведен в марте 1921 г. [ 34 ] в службе КМ 78 был переименован в Т3 . На момент перевода он и другие торпедные катера водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими военными кораблями югославского флота. [ 2 ] [ 35 ] Во время французской оккупации Каттаро оригинальные торпедные аппараты были уничтожены или повреждены, а новые такого же размера были заказаны на заводе «Стройне Товарне» в Любляне . [ 5 ] На вооружении КМ предполагалось заменить одно или оба орудия на каждой лодке класса 250 т на более длинное 66-мм орудие Škoda L/45, и считается, что это включало переднее орудие на Т3 . Он также был оснащен одним или двумя Zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулеметами . На службе КМ экипаж увеличился до 52 человек. [ 5 ]

В 1925 году учения проводились у побережья Далмации с участием большей части военно-морского флота. [ 36 ] Т3 прошел ремонт в 1927 году. [ 37 ] В мае и июне 1929 года шесть из восьми торпедных катеров водоизмещением 250 тонн, включая Т3 , сопровождали легкий крейсер «Далмация» , подводный тендер «Хвар» и подводные лодки «Храбри» и «Небойша» в круизе на Мальту , греческий остров Корфу в Ионическом море. Море и Бизерта во французском протекторате Тунис . [ 38 ] Корабли и их экипажи произвели на англичан во время посещения Мальты очень хорошее впечатление. [ 39 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало участвовали в учениях и маневрах из-за сокращения бюджета. [ 40 ] К 1939 году максимальная скорость, достигнутая классом 250 тонн на вооружении Югославии, снизилась до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В апреле 1941 года Югославия вступила во Вторую мировую войну , когда нее вторглись в Германии под руководством державы Оси . На момент вторжения Т3 был приписан к Южному сектору Командования береговой обороны КМ, базирующемуся в Которском заливе. [ 41 ] вместе с остальной частью 3-й торпедной дивизии, которая состояла из шести лодок водоизмещением 250 тонн, оставшихся на вооружении Югославии. Незадолго до вторжения T3 вместе со своими родственными кораблями T5 , T6 и T7 был отправлен в Шибеник в соответствии с планами нападения на итальянский анклав Зара. [ 42 ] Когда 6 апреля началось вторжение, Т3 стоял на якоре в Шибеникском канале между Ядрией и Заблаце вместе с тремя другими торпедными катерами, но он не был оснащен современными зенитными орудиями и поэтому не смог эффективно поражать итальянские самолеты, пролетавшие над Зларином. атаковать Шибеник. Торпедным катерам было приказано отойти к Затону, но Т3 помешали проблемы с одним из ее котлов, и ее отправили в Примоштен. От плана нападения на Зару отказались после того, как были получены сообщения о провозглашении Независимого государства Хорватия (NDH) 10 апреля и о том, что югославские войска отступают на всех фронтах. [ 43 ] В ответ на это заявление экипаж Т3 взбунтовался и отплыл либо в Сплит , либо в близлежащий Дивулье, чтобы присоединиться к молодому военно-морскому флоту Независимого Государства Хорватия , но вскоре был захвачен итальянцами. Т3 эксплуатировался Королевским флотом Италии под югославским обозначением. [ 37 ] Он был оснащен двумя 76-мм (3 дюйма) зенитными орудиями L/30 вместо 66-мм орудий, а также одной 20-мм (0,79 дюйма) зенитной пушкой Breda L/65. [ 4 ] Ее мост был огорожен, [ 3 ] но никаких других существенных изменений в нее не было внесено. [ 4 ] [ 44 ] Ее простой корпус также был окрашен в яркий камуфляж . [ 45 ] Из-за его морального устаревания итальянцы использовали Т3 только в качестве сторожевого корабля , а также для выполнения прибрежных задач и задач второй линии против югославских партизан . [ 37 ] [ 46 ] За время службы в Италии ее экипаж вырос до 64 человек. [ 5 ]

Когда итальянцы капитулировали , 16 сентября 1943 года ВМС Германии (нем. Kriegsmarine ) захватили Т3 , находившуюся на ремонте в порту Риека , и переименовали ее в ТА48 . [ 37 ] После частичной реконструкции и перевооружения 15 августа 1944 года он был переведен в состав ВМС NDH в Триесте, но остался в подчинении 2-й эскортной флотилии 11-й немецкой охранной дивизии. [ 47 ] Немцы сняли с нее торпедные аппараты и оборудовали ее для противовоздушной обороны, установив SK C/30 в носовой части спаренные 37-мм (1,5 дюйма) орудия одну счетверенную 20-мм (0,79 дюйма) пушку Flakvierling 38. , а на месте кормовых торпедных аппаратов установили , одна спаренная 20-мм пушка Breda , установленная в кормовой части, и две одиночные 20-мм пушки Breda, установленные на месте ее передних торпедных аппаратов. [ 48 ] Источники различаются в зависимости от того, использовалась ли она в оперативных целях. Майкл Дж. Уитли и Винсент П. О'Хара заявляют, что ее использовали для патрулирования и сопровождения в северной Адриатике. [ 49 ] [ 50 ] в то время как Звонимир Фрейвогель утверждает, что она никогда не работала из-за отсутствия запасных частей, рабочей силы и возраста. [ 51 ] Ее экипаж под контролем Германии насчитывал 35 человек. [ 5 ]

Партизаны в районе Риеки оказывали значительное и постоянное давление на Т3 командира , чтобы тот перешел к ним со своей лодкой, но он отказался из-за продолжающихся механических проблем с судном. Лодку перевели обратно в Риеку и пришвартовали там 4 декабря, когда моторный торпедный катер NDH KS 5 перешел на сторону партизан, а другие перебежчики были остановлены портовым боновым заграждением. Почти хорватские военно-морские силы были доставлены на берег, а их командиры предстали перед военным трибуналом, но в конечном итоге были оправданы. Независимо от этого результата, военно-морской флот NDH был распущен, и после этого его личный состав в основном использовался в наземных частях. Некоторые хорватские военно-морские силы все же остались на борту Т3 , и ее перевели обратно в Триест. [ 51 ] Он был потоплен авиацией союзников 20 февраля 1945 года. [ 1 ] [ 52 ] [ д ] Затонувший корабль был поднят 10 мая 1946 года и сдан на слом в 1948–1949 годах. [ 51 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ L/30 обозначает длину ствола пистолета. В данном случае орудие L/30 имеет калибр 30 , то есть длина ствола в 30 раз превышала диаметр его канала ствола. [ 8 ]
  2. Чернуски и О'Хара заявляют, что операцией руководил Саида , и что в число целей также входил Сан-Бенедетто-дель-Тронто. [ 15 ]
  3. ^ Источники расходятся во мнениях относительно точного времени, когда произошло нападение. Сиехе утверждает, что момент «Сент Иштвана» был 3:15 утра. обстрела [ 31 ] при этом Сокол утверждает, что время было 3:30 ночи. [ 30 ]
  4. ^ Источники расходятся во мнениях о том, кто потопил TA48 . Гардинер и Лентон заявляют, что это были самолеты союзников, не уточняя их национальности. [ 1 ] [ 53 ] в то время как Шено утверждает, что это были британские самолеты, [ 52 ] и Уилмотт заявляет, что атаку совершила авиация США. [ 54 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гардинер 1985 , с. 339.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Грегер 1976 , с. 58.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 102.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , с. 106.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 103.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , стр. 102–103.
  7. ^ О'Хара, Уорт и Диксон, 2013 , стр. 26–27.
  8. ^ Фридман 2011 , с. 294.
  9. ^ Фрейвогель 2019 , с. 68.
  10. ^ Фрейвогель 2019 , с. 69.
  11. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 168.
  12. ^ Чернуски и О'Хара 2014 , с. 1235.
  13. ^ Фрейвогель 2019 , с. 182.
  14. ^ Фрейвогель 2019 , с. 185.
  15. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 169.
  16. ^ Freivogel 2019 , стр. 188–189.
  17. ^ Халперн 2012 , с. 229.
  18. ^ Фрейвогель 2019 , с. 211.
  19. ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2019 , с. 221.
  20. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 170.
  21. ^ Фрейвогель 2019 , с. 222.
  22. ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2022 , с. 79.
  23. ^ Комптон-Холл 1991 , с. 242.
  24. ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 67.
  25. ^ Фрейвогель 2019 , с. 341.
  26. ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 68.
  27. ^ Фрейвогель 2019 , с. 342.
  28. ^ Фрейвогель 2022 , с. 76.
  29. ^ Сокол 1968 , с. 133–134.
  30. ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 134.
  31. ^ Перейти обратно: а б Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
  32. ^ Сокол 1968 , с. 135.
  33. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 37.
  34. ^ Вего 1982 , с. 345.
  35. ^ Гардинер 1985 , стр. 426.
  36. ^ Джарман 1997 , с. 733.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 104.
  38. ^ Адриатическая гвардия 1930 года .
  39. ^ Джарман 1997 , с. 183.
  40. ^ Джарман 1997 , с. 451.
  41. ^ Нихорстер 2013 .
  42. ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
  43. ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 97.
  44. ^ Шено 1980 , с. 304.
  45. ^ Фрейвогель 2020 , с. 113.
  46. ^ Брешия 2012 , с. 151.
  47. ^ Freivogel 2020 , стр. 104–105.
  48. ^ Фрейвогель 2020 , стр. 103, 106.
  49. ^ Уитли 1988 , с. 81.
  50. ^ О'Хара 2013 , с. 181.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , с. 105.
  52. ^ Перейти обратно: а б Шено 1980 , с. 357.
  53. ^ Лентон 1975 , с. 110.
  54. ^ Уиллмотт 2010 , с. 209.
  • Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-59114-544-8 .
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2014). «Действие у Пелагосы». В Такере, Спенсер К. (ред.). Первая мировая война: Полная энциклопедия и собрание документов . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN  978-1-85109-965-8 .
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2015). «Морская война на Адриатике, часть I: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Блумсбери . стр. 161–173. ISBN  978-1-84486-295-5 .
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2016). «Морская война на Адриатике, часть II: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Блумсбери. стр. 62–75. ISBN  978-1-84486-438-6 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press . ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Комптон-Холл, Ричард (1991). Подводные лодки и война на море, 1914–18 . Лондон: Макмиллан . ISBN  978-0-333-44345-3 .
  • Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940–1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-7892-44-9 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2019). Великая война в Адриатическом море 1914–1918 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-40-8 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2022). Австро-венгерские миноносцы в Первой мировой войне . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-366-036-9 . {{cite book}}: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Халперн, Пол Г. (2012). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN  978-0-87021-266-6 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  978-0-356-04661-7 .
  • Нихорстер, Лео (2013). «Приказ о боевых действиях на Балканах, командование береговой обороны Королевского военно-морского флота Югославии, 6 апреля 1941 года» . Лео Нихорстер . Проверено 27 января 2015 г.
  • О'Хара, Винсент (2013). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-397-3 .
  • О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард; Диксон, В. Дэвид (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-269-3 .
  • Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 112–146. ISSN   0043-0374 .
  • Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ОСЛК   1912 года .
  • Памятник первому путешествию Христа. на ( Отчет о первом путешествии Королевского флота в зарубежные воды: Корфу – Мальта – Бизерта: май 1929 г. сербско-хорватском языке). Сплит, Югославия: Исполнительный совет Адриатической гвардии. 1930. OCLC   442500742 .
  • Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 342–361. ISSN   0043-0374 .
  • Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-326-7 .
  • Уиллмотт, HP (2010). Последний век морской мощи: от Вашингтона до Токио, 1922–1945 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . ISBN  978-0-253-35214-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b3b98b1b324e8a957fd008ab759214a__1721096880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/4a/8b3b98b1b324e8a957fd008ab759214a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav torpedo boat T3 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)