Югославский миноносец Т3
![]() Т3 на ходу в 1931 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | 78 Т, затем 78 |
Строитель | Триестинский технический завод |
Заложен | 22 октября 1913 г. |
Запущен | 4 марта 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 23 августа 1914 г. |
Выведен из эксплуатации | 1918 |
Судьба | Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев. |
![]() | |
Имя | Т3 |
Приобретенный | Март 1921 г. |
Выведен из эксплуатации | апрель 1941 г. |
Судьба | В плену у Италии |
![]() | |
Имя | Т3 |
Приобретенный | апрель 1941 г. |
Выведен из эксплуатации | 16 сентября 1943 г. |
Судьба | Захвачен немецкими войсками в Риеке. |
![]() | |
Имя | ТА48 |
Приобретенный | 16 сентября 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | 1945 |
Судьба | Потоплен в Триесте в результате бомбардировки союзников 20 февраля 1945 года. |
Примечания | Экипаж хорватских моряков. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса 250т Т-группы Морской миноносец |
Смещение |
|
Длина | 57,3 м (188 футов 0 дюймов) |
Луч | 5,7 м (18 футов 8 дюймов) |
Черновик | 1,5 м (4 фута 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 1000 миль (1900 км; 1200 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 41 офицер и зачислен |
Вооружение |
|
T3 — морской миноносный катер , находившийся на вооружении Королевского флота Югославии с 1921 по 1941 год. Первоначально 78 T , 250-тонный торпедный катер ВМС Австро-Венгрии , построенный в 1914 году, был вооружен двумя 66-мм (2,6-мм) миноносцами. в) орудия, четыре 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата и могли нести 10–12 морских мин . Она прошла действительную службу во время Первой мировой войны , выполняя конвоирования , сопровождения и разминирования задачи , противолодочные операции и береговые бомбардировки . В 1917 году суффиксы всех австро-венгерских миноносцев были удалены, и после этого он стал называться 78 . Она входила в состав эскорта австро-венгерского дредноута «Сент Иштван» во время боя, в результате которого этот корабль был потоплен итальянскими торпедными катерами в июне 1918 года.
После поражения Австро-Венгрии в 1918 году он был передан в состав ВМФ Королевства сербов, хорватов и словенцев, который позже стал Королевским югославским флотом, и был переименован в Т3 . В то время она и семь других лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами молодых военно-морских сил. В период межвоенный T3 и остальная часть военно-морского флота участвовали в учениях и круизах в дружественные порты, но деятельность была ограничена сокращением военно-морских бюджетов. Корабль был захвачен итальянцами во время вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года. После того, как его основное вооружение было модернизировано, а экипаж увеличился до 62 человек, он служил в Королевском итальянском военно-морском флоте под югославским обозначением, хотя использовался только для прибрежных и прибрежных операций. задачи второго плана. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года он был захвачен Германией и после оснащения дополнительными зенитными орудиями служил в ВМС Германии или ВМС Независимого Государства Хорватия под позывным TA48. . На немецко-хорватской службе ее экипаж из 52 человек полностью состоял из хорватских офицеров и рядовых. Он был потоплен авиацией союзников в феврале 1945 года в порту Триеста , где он был построен.
Фон
[ редактировать ]В 1910 году Австро-Венгерский военно-морской технический комитет инициировал проектирование и разработку 275-тонного (271-тонного) берегового миноносца , указав, что он должен быть способен поддерживать скорость 30 узлов (56 км/ч) в течение 10 часов. . Эта спецификация была основана на ожиданиях того, что Отрантский пролив , где Адриатическое море встречается с Ионическим морем , будет заблокирован враждебными силами во время будущего конфликта. В таких обстоятельствах возникнет необходимость в торпедном катере, который мог бы отплыть от базы австро-венгерского флота в Бокке-ди-Катаро (ныне Котор) в пролив в темноте, обнаружить и атаковать блокирующие корабли и вернуться в порт до утра. паровой турбины Для двигательной установки была выбрана мощность , так как дизелей необходимой мощности не было, а ВМС Австро-Венгрии не имели практического опыта эксплуатации турбоэлектрических лодок. Stabilimento Tecnico Triestino (STT) из Триеста была выбрана для контракта на строительство восьми судов, опередив еще одного участника тендера. [ 1 ] Обозначение Т-группы означало, что они были построены в Триесте. [ 2 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Лодки Т-группы водоизмещением 250 тонн имели короткие приподнятые баки и открытый мостик , были быстрыми и маневренными, хорошо спроектированными для службы в Адриатике. [ 3 ] Они имели длину по ватерлинии 57,3 м (188 футов 0 дюймов), ширину 5,7 м (18 футов 8 дюймов) и нормальную осадку 1,5 м (4 фута 11 дюймов). Их проектное водоизмещение составляло 237 тонн (233 длинных тонны), а при полной загрузке — около 324 тонн (319 длинных тонн). [ 4 ] Экипаж состоял из трех офицеров и тридцати восьми рядовых. [ 5 ] Лодки приводились в движение двумя «Парсонс», паровыми турбинами приводившими в движение два гребных винта , используя пар, вырабатываемый двумя Ярроу водотрубными котлами , один из которых сжигал мазут , а другой — уголь. [ 6 ] Котельных было две, одна за другой. [ 3 ] Турбины имели мощность на валу 5 000–5 700 лошадиных сил (3 700–4 300 кВт ) и были предназначены для движения лодок до максимальной скорости 28 узлов (52 км / ч; 32 миль в час), хотя максимальная скорость составляла 29,2 узлов (54,1 км / ч). ч; 33,6 миль в час). Они перевозили 18,2 т (17,9 длинных тонн) угля и 24,3 т (23,9 длинных тонн) мазута, что давало им дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). ). [ 6 ] У Т-группы была одна воронка , а не две, как у более поздних групп класса. [ 1 ] и имел большой вентиляционный кожух под мостиком и еще один поменьше позади дымохода. [ 3 ] Из-за недостаточного бюджета 78 T и остальные 250-тонные суда были по сути большими прибрежными судами, несмотря на первоначальное намерение использовать их для операций в «открытом море». [ 7 ] Это были первые небольшие катера ВМС Австро-Венгрии, использовавшие турбины, и это способствовало постоянным проблемам с ними. [ 1 ] которые нужно было постепенно решать, как только они поступят на вооружение. [ 3 ]
Первоначально лодки должны были быть вооружены тремя Škoda 66 мм (2,6 дюйма) L/30. [ а ] орудия и три 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата, [ 1 ] но перед постройкой первой лодки это было изменено на два орудия и четыре торпедных аппарата, чтобы стандартизировать вооружение с последующей группой F. [ 2 ] Торпедные аппараты устанавливались попарно: одна пара устанавливалась между полубаком и мостиком, а другая - на участке приподнятой надстройки над кормовым машинным отделением. [ 6 ] Они также могли нести 10–12 морских мин . Пятый из построенных самолетов своего класса, 78 T, был заложен 22 октября 1913 года, спущен на воду 4 марта 1914 года и завершен 23 августа 1914 года. [ 2 ] Позже в том же году один 8-мм (0,31 дюйма) пулемет работ был добавлен для зенитных . [ 1 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Первоначальная концепция эксплуатации лодок класса 250т заключалась в том, что они будут плавать флотилией в тылу крейсерского боевого порядка и должны будут вмешиваться в бой только в том случае, если линкоры, вокруг которых был построен строй, будут выведены из строя или в порядке. для атаки поврежденных линкоров противника. [ 9 ] Когда был отдан приказ о торпедной атаке, ее должен был возглавить крейсер-разведчик при поддержке двух эсминцев для отражения любых торпедных катеров противника. Атаку должна была нанести группа из четырех-шести миноносцев под руководством командующего флотилией. [ 10 ]

24 мая 1915 года 78 T и семь других лодок водоизмещением 250 тонн участвовали в обстреле различных итальянских береговых целей, известных как « Бомбардировка Анконы» , при этом 78 T участвовали в обстреле Порто-Корсини недалеко от Равенны . [ 11 ] В последнем случае итальянская 120-мм (4,7 дюйма) береговая батарея открыла ответный огонь, поразив крейсер-разведчик «Новара» и повредив одну из других лодок водоизмещением 250 тонн. [ 12 ] В ночь с 18 на 19 июня 78 T входил в состав флотилии, состоящей из двух крейсеров-разведчиков, трех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, обеспечивающих дальнее прикрытие бомбардировки Римини и Пезаро , когда они столкнулись с итальянским пароходом и потопили его. Грация недалеко от Сан-Бенедетто-дель-Тронто . [ 13 ] 23 июля 78 T и 77 T присоединились к крейсеру-разведчику Helgoland в бомбардировке Ортоны в рамках береговой бомбардировки и десантной операции 1-й торпедной флотилии на центральном Адриатическом побережье Италии, которая также была нацелена на Сан -Кампомарино и Термоли и включала перерезание телеграфного кабеля на остров Тремити . [ 14 ] [ б ] 17 августа 1-я торпедная флотилия обстреляла цепь островов Пелагоса посреди Адриатики, а 78 Т входила в состав соединения, которому было поручено защищать южные подходы к островам от подводных лодок противника. Успех этой бомбардировки, уничтожившей единственный источник питьевой воды, заставил итальянцев покинуть Пелагосу. [ 16 ] В конце ноября 1915 года австро-венгерский флот перебросил силы со своей главной базы флота в Поле в Каттаро на юге Адриатики; в этот отряд входили шесть из восьми торпедных катеров Т-группы. Этим силам было поручено поддерживать постоянное патрулирование побережья Албании и препятствовать любым транспортным средствам с войсками, пересекающим границу из Италии. [ 17 ] После атаки на Дураццо в Албании, в ходе которой два австро-венгерских эсминца были потоплены после того, как отклонились от расчищенной полосы движения через минное поле, 30 декабря 78-й катер класса T и четыре других 250-тонных катера были отправлены на юг вместе с крейсером-разведчиком «Новара», чтобы укрепить боевой дух и попытаться не допустить переброски захваченного экипажа одного из эсминцев в Италию. Никаких итальянских кораблей обнаружено не было, и на следующий день группа вернулась в Бокке. [ 18 ]
6 февраля 1916 года Helgoland , 78 T и пять других лодок водоизмещением 250 тонн были отправлены на перехват британского легкого крейсера HMS Liverpool и итальянского Rosolino Pilo класса эсминца Pilade Bronzetti , которые атаковали Wildfang , когда он сопровождал рейд гидросамолета. [ 19 ] Вместо того, чтобы встретить пару, которая вынудила Wildfang отступить, австро-венгерские силы столкнулись с британским легким крейсером HMS Weymouth и французским Bouclier класса эсминцем Bouclier , который с тех пор их сменил, к северу от Дураццо в Албании. [ 20 ] Торпедные катера разбились на две группы по три человека для атаки, но в одной из групп столкнулись два ведущих катера, причем один получил повреждения, что вынудило эту группу отступить в порт Будвы в оккупированной Австро-Венгрией Черногории , а другой группа безуспешно продолжила атаку. Затем все австро-венгерские силы вернулись в Бокке, потеряв возможность воспрепятствовать движению значительных конвоев дальше на юг между Албанией и Италией. [ 19 ] 24 февраля 78 T входил в состав австро-венгерских сил, состоящих из крейсера-разведчика, четырех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, посланных, чтобы сорвать эвакуацию союзников из Дураццо, но не встретил ни одного корабля союзников. [ 21 ] В 1917 году переднюю 66-мм пушку 78 Т разместили на зенитной установке. [ 22 ] 11 мая 1917 года британская подводная лодка HMS H1 преследовала 78 T у побережья Полы, выпустив по ней две торпеды. Британский капитан держал перископ своей подводной лодки выдвинутым слишком далеко и слишком долго, и характерное «перо» предупредило экипаж 78 T , позволив ее экипажу избежать приближающихся торпед. [ 23 ] 78 T , 93 F и 96 F в сопровождении Huszár эсминца класса Csikós безуспешно преследовали британскую подводную лодку. [ 22 ] 21 мая суффикс всех австро-венгерских миноносцев был удален, и после этого они назывались только цифрами. [ 1 ] 23 сентября 77-й и 78-й дивизии устанавливали минное поле у Градо на севере Адриатики, когда у них произошла короткая встреча с итальянским катером MAS . [ 24 ] при установке мин на маршруте между Венецией 19 ноября и Анконой «78» вместе с четырьмя другими лодками класса 250 тонн был перехвачен четырьмя итальянскими эсминцами, но смог избежать повреждений. [ 25 ] 28 ноября несколько катеров класса 250 тонн участвовали в двух береговых бомбардировках. Во второй миссии 78 присоединились к семи другим лодкам класса 250т и шести эсминцам для бомбардировки Порто-Корсини, Маротты и Чезенатико . [ 26 ] Бомбардировка повредила железнодорожные пути между Сенигаллией и Римини и уничтожила один локомотив и несколько вагонов, но когда флотилия двинулась в атаку на два небольших парохода, прибыл итальянский бронепоезд и открыл по ним огонь из своих 15-см (6 дюймов) орудий, и они сломались. выключенный. На обратном пути в Полу корабли, очевидно, преследовались итальянскими военными кораблями, но крейсер-разведчик «Адмирал Спаун» отплыл для оказания поддержки, и итальянцы отступили. [ 27 ]
24 мая 1918 года «78» вместе со своими сестрами «77» и «97» и «Кайман» лодками класса №58 и 59 преследовали неопознанную британскую подводную лодку возле острова Галихола в средней Адриатике. [ 28 ] К 1918 году союзники усилили продолжающуюся блокаду пролива Отранто, как и предполагал австро-венгерский флот. становилось все труднее В результате немецким и австро-венгерским подводным лодкам проходить через пролив в Средиземное море . В ответ на эти блокады новый командующий австро-венгерским флотом контрадмирал Миклош Хорти решил начать атаку на защитников союзников с помощью линкоров, крейсеров-разведчиков и эсминцев. [ 29 ] В ночь на 8 июня Хорти покинул военно-морскую базу Пола в верхней Адриатике на линкорах-дредноутах «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» . Около 23:00 9 июня 1918 года, после некоторых трудностей с открытием заграждения гавани , дредноуты «Сент Иштван» и «Тегеттофф » [ 30 ] в сопровождении одного эсминца и шести торпедных катеров, в том числе 78 , также покинули Полу и взяли курс на Слано , к северу от Рагузы , для встречи с Хорти в рамках подготовки к скоординированной атаке на заграждение Отранто . Около 03:15 10 июня, [ с ] Возвращаясь после спокойного патрулирования у побережья Далмации , два Королевского военно-морского флота Италии ( итальянский : Regia Marina катера MAS ), MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австрийских кораблей. Обе лодки успешно преодолели заслон эскорта и разделились, чтобы индивидуально атаковать дредноуты. MAS 21 атаковала Тегеттофф , но ее торпеды промахнулись. [ 32 ] Под командованием Луиджи Риццо MAS 15 в 03:25 выпустила две торпеды, обе из которых попали в Сент-Иштвана . Обе лодки уклонились от преследования. Попадания торпеды на Сент-Иштван произошли в районе ее котельных , которые затопило, отключив питание насосов. Сент-Иштван перевернулся менее чем через три часа после торпеды. [ 31 ] Эта катастрофа практически положила конец действиям австро-венгерского флота на Адриатике на оставшиеся месяцы войны. [ 33 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]78 человек пережили войну в целости и сохранности. [ 1 ] заключенного годом ранее, В 1920 году, по условиям Сен-Жермен-ан-Леского договора, по которому Австрия официально завершила Первую мировую войну, она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев (KSCS, позже Югославия). Вместе с тремя другими лодками Т-группы класса 250 т, 76 , 77 и 79 , и четырьмя лодками F-группы она служила в ВМС KSCS (позже Королевский флот Югославии, сербско-хорватская латынь : Kraljevska Mornarica , KM; Краевска Морнарица ). Переведен в марте 1921 г. [ 34 ] в службе КМ 78 был переименован в Т3 . На момент перевода он и другие торпедные катера водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими военными кораблями югославского флота. [ 2 ] [ 35 ] Во время французской оккупации Каттаро оригинальные торпедные аппараты были уничтожены или повреждены, а новые такого же размера были заказаны на заводе «Стройне Товарне» в Любляне . [ 5 ] На вооружении КМ предполагалось заменить одно или оба орудия на каждой лодке класса 250 т на более длинное 66-мм орудие Škoda L/45, и считается, что это включало переднее орудие на Т3 . Он также был оснащен одним или двумя Zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулеметами . На службе КМ экипаж увеличился до 52 человек. [ 5 ]
В 1925 году учения проводились у побережья Далмации с участием большей части военно-морского флота. [ 36 ] Т3 прошел ремонт в 1927 году. [ 37 ] В мае и июне 1929 года шесть из восьми торпедных катеров водоизмещением 250 тонн, включая Т3 , сопровождали легкий крейсер «Далмация» , подводный тендер «Хвар» и подводные лодки «Храбри» и «Небойша» в круизе на Мальту , греческий остров Корфу в Ионическом море. Море и Бизерта во французском протекторате Тунис . [ 38 ] Корабли и их экипажи произвели на англичан во время посещения Мальты очень хорошее впечатление. [ 39 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало участвовали в учениях и маневрах из-за сокращения бюджета. [ 40 ] К 1939 году максимальная скорость, достигнутая классом 250 тонн на вооружении Югославии, снизилась до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В апреле 1941 года Югославия вступила во Вторую мировую войну , когда нее вторглись в Германии под руководством державы Оси . На момент вторжения Т3 был приписан к Южному сектору Командования береговой обороны КМ, базирующемуся в Которском заливе. [ 41 ] вместе с остальной частью 3-й торпедной дивизии, которая состояла из шести лодок водоизмещением 250 тонн, оставшихся на вооружении Югославии. Незадолго до вторжения T3 вместе со своими родственными кораблями T5 , T6 и T7 был отправлен в Шибеник в соответствии с планами нападения на итальянский анклав Зара. [ 42 ] Когда 6 апреля началось вторжение, Т3 стоял на якоре в Шибеникском канале между Ядрией и Заблаце вместе с тремя другими торпедными катерами, но он не был оснащен современными зенитными орудиями и поэтому не смог эффективно поражать итальянские самолеты, пролетавшие над Зларином. атаковать Шибеник. Торпедным катерам было приказано отойти к Затону, но Т3 помешали проблемы с одним из ее котлов, и ее отправили в Примоштен. От плана нападения на Зару отказались после того, как были получены сообщения о провозглашении Независимого государства Хорватия (NDH) 10 апреля и о том, что югославские войска отступают на всех фронтах. [ 43 ] В ответ на это заявление экипаж Т3 взбунтовался и отплыл либо в Сплит , либо в близлежащий Дивулье, чтобы присоединиться к молодому военно-морскому флоту Независимого Государства Хорватия , но вскоре был захвачен итальянцами. Т3 эксплуатировался Королевским флотом Италии под югославским обозначением. [ 37 ] Он был оснащен двумя 76-мм (3 дюйма) зенитными орудиями L/30 вместо 66-мм орудий, а также одной 20-мм (0,79 дюйма) зенитной пушкой Breda L/65. [ 4 ] Ее мост был огорожен, [ 3 ] но никаких других существенных изменений в нее не было внесено. [ 4 ] [ 44 ] Ее простой корпус также был окрашен в яркий камуфляж . [ 45 ] Из-за его морального устаревания итальянцы использовали Т3 только в качестве сторожевого корабля , а также для выполнения прибрежных задач и задач второй линии против югославских партизан . [ 37 ] [ 46 ] За время службы в Италии ее экипаж вырос до 64 человек. [ 5 ]
Когда итальянцы капитулировали , 16 сентября 1943 года ВМС Германии (нем. Kriegsmarine ) захватили Т3 , находившуюся на ремонте в порту Риека , и переименовали ее в ТА48 . [ 37 ] После частичной реконструкции и перевооружения 15 августа 1944 года он был переведен в состав ВМС NDH в Триесте, но остался в подчинении 2-й эскортной флотилии 11-й немецкой охранной дивизии. [ 47 ] Немцы сняли с нее торпедные аппараты и оборудовали ее для противовоздушной обороны, установив SK C/30 в носовой части спаренные 37-мм (1,5 дюйма) орудия одну счетверенную 20-мм (0,79 дюйма) пушку Flakvierling 38. , а на месте кормовых торпедных аппаратов установили , одна спаренная 20-мм пушка Breda , установленная в кормовой части, и две одиночные 20-мм пушки Breda, установленные на месте ее передних торпедных аппаратов. [ 48 ] Источники различаются в зависимости от того, использовалась ли она в оперативных целях. Майкл Дж. Уитли и Винсент П. О'Хара заявляют, что ее использовали для патрулирования и сопровождения в северной Адриатике. [ 49 ] [ 50 ] в то время как Звонимир Фрейвогель утверждает, что она никогда не работала из-за отсутствия запасных частей, рабочей силы и возраста. [ 51 ] Ее экипаж под контролем Германии насчитывал 35 человек. [ 5 ]
Партизаны в районе Риеки оказывали значительное и постоянное давление на Т3 командира , чтобы тот перешел к ним со своей лодкой, но он отказался из-за продолжающихся механических проблем с судном. Лодку перевели обратно в Риеку и пришвартовали там 4 декабря, когда моторный торпедный катер NDH KS 5 перешел на сторону партизан, а другие перебежчики были остановлены портовым боновым заграждением. Почти хорватские военно-морские силы были доставлены на берег, а их командиры предстали перед военным трибуналом, но в конечном итоге были оправданы. Независимо от этого результата, военно-морской флот NDH был распущен, и после этого его личный состав в основном использовался в наземных частях. Некоторые хорватские военно-морские силы все же остались на борту Т3 , и ее перевели обратно в Триест. [ 51 ] Он был потоплен авиацией союзников 20 февраля 1945 года. [ 1 ] [ 52 ] [ д ] Затонувший корабль был поднят 10 мая 1946 года и сдан на слом в 1948–1949 годах. [ 51 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ L/30 обозначает длину ствола пистолета. В данном случае орудие L/30 имеет калибр 30 , то есть длина ствола в 30 раз превышала диаметр его канала ствола. [ 8 ]
- ↑ Чернуски и О'Хара заявляют, что операцией руководил Саида , и что в число целей также входил Сан-Бенедетто-дель-Тронто. [ 15 ]
- ^ Источники расходятся во мнениях относительно точного времени, когда произошло нападение. Сиехе утверждает, что момент «Сент Иштвана» был 3:15 утра. обстрела [ 31 ] при этом Сокол утверждает, что время было 3:30 ночи. [ 30 ]
- ^ Источники расходятся во мнениях о том, кто потопил TA48 . Гардинер и Лентон заявляют, что это были самолеты союзников, не уточняя их национальности. [ 1 ] [ 53 ] в то время как Шено утверждает, что это были британские самолеты, [ 52 ] и Уилмотт заявляет, что атаку совершила авиация США. [ 54 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гардинер 1985 , с. 339.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грегер 1976 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , стр. 102–103.
- ^ О'Хара, Уорт и Диксон, 2013 , стр. 26–27.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 68.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 69.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 168.
- ^ Чернуски и О'Хара 2014 , с. 1235.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 182.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 185.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 169.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 188–189.
- ^ Халперн 2012 , с. 229.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2019 , с. 221.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 170.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2022 , с. 79.
- ^ Комптон-Холл 1991 , с. 242.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 67.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 341.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 68.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 342.
- ^ Фрейвогель 2022 , с. 76.
- ^ Сокол 1968 , с. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Сокол 1968 , с. 135.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 37.
- ^ Вего 1982 , с. 345.
- ^ Гардинер 1985 , стр. 426.
- ^ Джарман 1997 , с. 733.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 104.
- ^ Адриатическая гвардия 1930 года .
- ^ Джарман 1997 , с. 183.
- ^ Джарман 1997 , с. 451.
- ^ Нихорстер 2013 .
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 97.
- ^ Шено 1980 , с. 304.
- ^ Фрейвогель 2020 , с. 113.
- ^ Брешия 2012 , с. 151.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 104–105.
- ^ Фрейвогель 2020 , стр. 103, 106.
- ^ Уитли 1988 , с. 81.
- ^ О'Хара 2013 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Шено 1980 , с. 357.
- ^ Лентон 1975 , с. 110.
- ^ Уиллмотт 2010 , с. 209.
Ссылки
[ редактировать ]- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2014). «Действие у Пелагосы». В Такере, Спенсер К. (ред.). Первая мировая война: Полная энциклопедия и собрание документов . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-1-85109-965-8 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2015). «Морская война на Адриатике, часть I: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Блумсбери . стр. 161–173. ISBN 978-1-84486-295-5 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2016). «Морская война на Адриатике, часть II: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Блумсбери. стр. 62–75. ISBN 978-1-84486-438-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press . ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Комптон-Холл, Ричард (1991). Подводные лодки и война на море, 1914–18 . Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-333-44345-3 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940–1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2019). Великая война в Адриатическом море 1914–1918 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-40-8 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2022). Австро-венгерские миноносцы в Первой мировой войне . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-366-036-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Халперн, Пол Г. (2012). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-266-6 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Нихорстер, Лео (2013). «Приказ о боевых действиях на Балканах, командование береговой обороны Королевского военно-морского флота Югославии, 6 апреля 1941 года» . Лео Нихорстер . Проверено 27 января 2015 г.
- О'Хара, Винсент (2013). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
- О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард; Диксон, В. Дэвид (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-269-3 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ОСЛК 1912 года .
- Памятник первому путешествию Христа. на ( Отчет о первом путешествии Королевского флота в зарубежные воды: Корфу – Мальта – Бизерта: май 1929 г. сербско-хорватском языке). Сплит, Югославия: Исполнительный совет Адриатической гвардии. 1930. OCLC 442500742 .
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 342–361. ISSN 0043-0374 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
- Уиллмотт, HP (2010). Последний век морской мощи: от Вашингтона до Токио, 1922–1945 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-35214-9 .
- корабли 1914 года
- Торпедные катера ВМС Австро-Венгрии
- Торпедные катера Первой мировой войны Австро-Венгрии
- Торпедные катера Королевского флота Югославии
- Военные корабли Югославии времен Второй мировой войны
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Корабли, построенные в Триесте
- Торпедные катера, потопленные авиацией
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Адриатическом море
- Морские инциденты в феврале 1945 г.