МВ Гей Викинг
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | МВ Гей Викинг |
Строитель | Кампер и Николсон |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | MGB 502 Моторная канонерская лодка |
Смещение | 95 длинных тонн (97 т) |
Длина | 117 футов (36 м) |
Луч | 20 футов 3 дюйма (6,17 м) |
Черновик | 4 фута 1 дюйм (1,24 м) |
Движение |
|
Скорость | |
Диапазон | 2000 морских миль (3700 км) на скорости 11 узлов (20 км/ч) |
Дополнить | 21 |
Вооружение |
|
Гей Викинг был прорывателем блокады британского торгового флота . Первоначально строившийся как моторный артиллерийский катер , Gay Viking был одним из восьми кораблей, которые были заказаны ВМС Турции , но были реквизированы Королевским флотом для службы в береговых войсках во время Второй мировой войны . Первоначально предполагалось, что это судно будет HMMGB 506, но вместо этого оно было достроено как блокадное судно для торгового флота и получило название Gay Viking . Она выполняла из Халла две отдельные операции в скандинавские страны. Она была одной из наиболее успешных в своей группе, но погибла в результате столкновения, возвращаясь с одной из таких операций. В сообщениях указывается, что после этого его, возможно, удалось спасти, и он в течение значительного количества лет плавал в качестве гражданского судна.
Строительство
[ редактировать ]Gay Viking был построен Кампером и Николсоном в рамках заказа на восемь моторных артиллерийских катеров, размещенного ВМС Турции. [ 1 ] Начало Второй мировой войны привело к тому, что Королевский флот взял на себя управление восемью судами, присвоив им номера (502–509). Затем ВМС завершили строительство торговых судов 504, 505, 506, 507 и 508 для участия в операции «Бридфорд». [ 2 ]
Целью операции «Бридфорд» было вернуть в Великобританию шарикоподшипники, произведенные шведской компанией SKF . Для этого судам пришлось бы добраться до Швеции, минуя немецкую блокаду Скагеррака . Оказавшись там, суда загрузят шарикоподшипники и вернутся в Великобританию. Британские машиностроительные заводы нуждались в шарикоподшипниках и другом специальном оборудовании, произведенном в Швеции, и хотя некоторые поставки поступали, их объемов было недостаточно для удовлетворения спроса. [ 1 ]
Военно-морской флот модифицировал пять лодок Кампера и Николсона для размещения груза: большая часть вооружения была снята, а мостик перенесен на корму, чтобы освободить место для внутреннего грузового отсека в миделе корабля. Необходимость соблюдать нейтралитет Швеции означала, что ВМФ также должен был принять ряд других мер. Во-первых, лодкам были присвоены имена: 504 стал Hopewell , 505 стал Non such , 506 стал Gay Viking , 507 стал Gay Corsair и 508 стал Master Standfast . Во-вторых, они плавали под красным флагом торгового флота . В-третьих, их экипажи состояли из гражданских моряков, набранных из траулеров «Халла» , и офицеров из «Эллерман Лайнс» . [ 1 ] Операцию организовал и возглавил гражданский эксперт по стали и бывший исследователь Арктики сэр Джордж Бинни , которому было присвоено звание командующего Королевским военно-морским добровольческим резервом, чтобы дать ему необходимый правовой статус на случай, если он попадет в плен. [ 3 ]
Их задача заключалась в том, чтобы суда проходили между оккупированными немцами территориями в водах, обычно патрулируемых немецкой авиацией и надводными кораблями. Чтобы свести к минимуму риск обнаружения, ВМФ рассчитывал время плавания так, чтобы проходить районы наибольшей опасности в темное время суток. [ 1 ] Это означало, что суда могли совершать рейсы только в зимние месяцы, когда продолжительность темноты была достаточной, чтобы дать кораблям время, необходимое для пересечения патрулируемых территорий. [ 1 ]
Операции
[ редактировать ]Пять лодок, включая Gay Viking , были впервые развернуты в сентябре 1943 года. План заключался в том, что, прибыв в шведский порт Люсекил, они загрузят свои грузы, прежде чем отправиться обратно на « Хамбер» . Каждый этап пути занимал два дня. [ 1 ]
Первая попытка была запланирована на 23 сентября, но ее пришлось отложить из-за проблем с двигателями лодок. Вместо этого он состоялся 26 октября, но был связан с механическими неполадками и плохой погодой. Gay Viking было единственным судном, совершившим успешный рейс туда и обратно, вернувшись в Великобританию 30 октября с 40 тоннами груза. [ 1 ] Были предприняты дальнейшие попытки, многие из которых были успешными, несмотря на потерю Master Standfast немцами 2 ноября, а также вывод «Нонсача» из строя из-за продолжающихся проблем с двигателем, из-за которых он смог совершить только один успешный полет туда и обратно. [ 1 ]
В конце концов Гей Викинг совершила три рейса, несмотря на повреждение коленвала левого двигателя 17 марта 1944 года. [ 1 ] Операцию считали успешной, но поездки были прекращены с возвращением более коротких ночей в 1944 году. Путешествия возобновились в сентябре 1944 года под названием «Операция «Самогон» » и включали доставку припасов и боеприпасов частям датской армии. сопротивление . [ 1 ] Многие из этих попыток пришлось отменить из-за плохой погоды или повторяющихся проблем с дизельными двигателями Paxman . [ 1 ]
Хоупвелл , Нонсак и Гей Корсар отказались от своих гражданских названий и вернулись к своему официальному обозначению в 1944 году. К 1945 году ВМС перевели свои номера на новую схему нумерации, и они стали № 2004, 2005 и 2007 соответственно. По какой-то причине Gay Viking , видимо, продолжал плавать под этим именем.
Потеря
[ редактировать ]Три судна, Hopewell (№ 2004), Non such (№ 2005) и Gay Viking, были задействованы в одном рейсе Moonshine в начале 1945 года. Во время обратного рейса 5 февраля 1945 года Gay Viking и Hopewell столкнулись. Моряки с « Гей-викинга» были сняты, и впоследствии он затонул. [ 1 ] [ 4 ] Однако впоследствии его, похоже, снова спустили на воду и вернули в эксплуатацию в качестве гражданского судна. Оно плавало под разными названиями и в конечном итоге было куплено для переоборудования в прогулочное судно для эксплуатации на Багамах под названием Bahama Viking , хотя судно оставалось в Дании вплоть до 1973 года. [ 5 ] Впоследствии судно затонуло на пристани в Копенгагене и было разобрано для спасения в 1990-х годах. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Карр, Ричард (2008). «Блокадники» . Дэйви, Паксман и компания из Колчестера . Проверено 22 апреля 2009 г.
- ^ Роберт Гардинер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира» . п. 70.
- ^ Рейнольдс, Брайан (май 2010 г.). «Шарикоподшипниковый бег» (PDF) . Информационный бюллетень Фонда наследия прибрежных сил (6): 7–9. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Колледж. Корабли Королевского флота . п. 139.
- ^ ShipSpotting.com: Багамский викинг
- ^ Landskronaoverfarten.se: Гей-викинг
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Роберт Гардинер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-146-7 .
- Карр, Ричард (2008). «Блокадники» . Дэйви, Паксман и компания из Колчестера . Проверено 22 апреля 2009 г.