Галеб Минный заградитель класса
![]() Бывший немецкий тральщик M 120 на вооружении Италии, однотипный Галеб . корабль класса
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Построен | 1918–1919 |
В комиссии | 1921–1955 |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 5 |
Списано | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | минный заградитель |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 7,3 м (23 фута 11 дюймов) |
Черновик | 2,15 м (7 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Выносливость | 2000 миль (3700 км; 2300 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 40 |
Вооружение |
|
Класс Галеб» « , также известный как «Орао» класс , представлял собой минные заградители, первоначально построенные как тральщики для Императорского флота Германии между 1918 и 1919 годами.
В июле 1921 года шесть невооруженных судов были закуплены в качестве « буксиров » для военно-морского флота вновь созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевства Югославия). Перевооруженные двумя «Шкода» 90-мм (3,5 дюйма) пушками и двумя зенитными пулеметами , они также могли нести 24 или 30 морских мин . Первоначально классифицированные как горнодобывающие тендеры или миноносцы, они в основном использовались для обучения и круизов « показ флага » вдоль Адриатического побережья и островов, знакомя население с военно-морским флотом. В 1931 году их орудия были заменены на стволы калибра 83,5 мм (3,29 дюйма) . В 1935 году три корабля этого класса посетили греческий остров Корфу в рамках круиза «покажи флаг», а в следующем году все корабли этого класса были переименованы в минные заградители. В преддверии вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года несколько кораблей этого класса установили минные поля у югославского побережья, что, вероятно, привело к потоплению двух югославских торговых судов. Все шестеро были захвачены Италией во время вторжения.
Затем они были приняты на вооружение Regia Marina (Итальянский королевский флот) под новыми названиями в качестве охотников за подводными лодками и выполняли функцию эскорта между Италией и Северной Африкой , а также вдоль побережья Северной Африки. Подвергаясь атакам подводных лодок и авиации союзников , пять кораблей были потеряны или потоплены во время войны. Оставшееся судно избежало захвата немцами во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года и было возвращено Королевскому югославскому военно-морскому флоту в изгнании на Мальте в декабре. После войны он был передан из ВМФ в изгнании в новый ВМС Югославии и сразу же использовался для разминирования тысяч мин, заложенных в югославских водах во время войны. Его вооружение было заменено, и он дважды переименовывался, прежде чем был утилизирован в 1962 году.
Описание и конструкция
[ редактировать ]Класс Галеб» « был построен как военного времени класса М 1 тральщики тремя немецкими судостроительными верфями в период с 1917 по 1919 год. [ 1 ] Класс М 1 включал 137 кораблей, построенных между 1914 и 1919 годами, разделенных на три подкласса: M1914 , M1915 и M1916 , с прогрессивными улучшениями в длине, котельном расположении и вооружении. Все шесть кораблей класса «Галеб» , также известного как класс «Орао» , относились к подклассу M1916. [ 2 ] В 1921 году Regia Marina (Королевский флот Италии) также приобрела два M1 класса M1916 корабля подкласса . Этими родственными кораблями были M 119 и M 120 . [ 3 ]
Югославское имя | Немецкое обозначение | Строитель | Киль заложен | Запущен | Завершенный |
---|---|---|---|---|---|
Орел | М97 | Джон К. Текленборг , Геестемюнде | 1917 | 28 марта 1918 г. | 21 апреля 1919 г. |
Чайка | М100 | Текленборг, Геестемюнде | 1917 | 23 мая 1918 г. | 16 июня 1919 г. |
ворон | М106 | Heron Climb , Гамбург | 1917 | 8 июля 1918 г. | 31 марта 1919 г. |
Ястреб | М112 | Текленборг, Геестемюнде | 1917 | 12 ноября 1918 г. | 31 октября 1919 г. |
Рост | М121 | Нептун, Росток | 1917 | 10 сентября 1918 г. | 25 октября 1919 г. |
Сокол | М144 | Нептун, Росток | 1917 | 10 марта 1919 г. | 20 июня 1919 г. |
Оригинальная конструкция
[ редактировать ]Корпуса кораблей имели поперечную стальную рамную конструкцию с коробчатым килем . [ 5 ] Они имели приподнятый бак и круглую буксирную корму , одну высокую трубу и две мачты . Фок -мачта была окружена мостиком , а грот-мачта располагалась сразу перед кормовой артиллерийской установкой. [ 2 ] Корабли имели длину ватерлинии 56,1 м (184 фута 1 дюйм), [ 6 ] [ 4 ] общая длина 59,58–59,63 м (195 футов 6 дюймов – 195 футов 8 дюймов), [ 6 ] ширина 7,3 м (23 фута 11 дюймов ) и нормальная осадка 2,15 м (7 футов 1 дюйм). Они имели проектное водоизмещение 508 тонн (500 длинных тонн ), [ 6 ] [ 4 ] и 548–560 тонн (539–551 длинных тонн) при глубокой загрузке. [ 6 ] Габаритная длина и глубокое водоизмещение югославских судов незначительно различались из-за их постройки на разных верфях. [ 2 ] Они использовали пар, вырабатываемый двумя угольными судовыми котлами, для привода двух трехцилиндровых вертикальных двигателей тройного расширения , приводивших в движение два гребных вала . [ 5 ] [ 4 ] каждый с одним гребным винтом диаметром 1,97 м (6 футов 6 дюймов) . единственный руль направления . Между винтами располагался [ 7 ] Котлы находились в отдельных котельных отделениях , а двигатели - в одном машинном отделении . [ 2 ] Двигатели имели номинальную мощность 1840–1850 лошадиных сил (1370–1380 кВт ) и были предназначены для движения корабля с максимальной скоростью 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). Корабли перевозили 115 тонн (113 длинных тонн) угля, что давало им дальность плавания 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 6 ] Экипаж состоял из 40 офицеров и солдат. [ 8 ]
Корабли этого класса обладали хорошими мореходными качествами, отзывчивостью на управление, имели хороший радиус разворота . С выдвинутым тральщиком корабли могли поддерживать максимальную скорость 12,5–13 узлов (23,2–24,1 км/ч; 14,4–15,0 миль в час). они были оснащены двумя ялами . В качестве корабельных шлюпок [ 8 ] Корабли этого класса были вооружены двумя 105-мм (4,1 дюйма) корабельными пушками SK L/45. [ а ] и имел по 120 патронов на каждое орудие. Они могли нести 30 морских мин . [ 8 ]
На югославской службе
[ редактировать ]В Королевском военно-морском флоте Югославии ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; сербо-хорватская кириллица : Краљевска морнарица ; КМ) на службе самая высокая зарегистрированная скорость любого из кораблей составляла 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Когда в 1921 году корабли были приобретены КМ как «буксиры», их первоначальное вооружение было снято. [ 10 ] [ 11 ] В службе КМ их официальный экипаж насчитывал 19 человек, но, поскольку это были учебные корабли, он был дополнен инструкторами и студентами, а незадолго до вторжения стран Оси в апреле 1941 года экипаж был увеличен до 40 человек. [ 10 ] После поставки они были оснащены двумя пушками Škoda калибра 90 мм (3,5 дюйма) L/45. [ 10 ] [ 12 ] Это были излишки орудий ВМС Австро-Венгрии , которые предназначались для установки на незавершенные к концу Первой мировой войны корабли. Орудия были отправлены в Пулу и Которский залив в качестве береговой артиллерии и были захвачены сербскими войсками. Армия после окончания войны и, таким образом, не была захвачена оккупационными французскими войсками. [ 10 ] Эти орудия весили 1180 кг (2600 фунтов) каждое, а в сочетании с установкой они весили 3910 кг (8620 фунтов). Снаряды весили 10,2 кг (22 фунта) и могли стрелять со скоростью от трех до одиннадцати в минуту на максимальную дальность 12 300 м (40 400 футов). С момента перевооружения и до «Храбри» типа вступления в состав ВМФ подводных лодок в 1928 году корабли класса «Галеб» имели самые мощные орудия в югославском флоте. [ 10 ] Корабли также были оснащены двумя Zbrojovka Brno 15-мм (0,59 дюйма) ZB-60 зенитными пулеметами . Источники различаются по количеству военно-морских мин, которые могут нести корабли, находящиеся на вооружении Югославии, при этом источники указывают либо 24, либо 24 мин. [ 12 ] или 30. [ 10 ]
В 1931 году по крайней мере четыре корабля этого класса были переоборудованы для использования орудий калибра 83,5 мм (3,29 дюйма), чтобы использовать те же боеприпасы, что и орудия двойного назначения, установленные на югославском легком крейсере «Далмация» . [ 13 ] [ 14 ] Остальные были оснащены новыми орудиями того же калибра. Комбинированная пушка и установка весили 4500 кг (9900 фунтов). Снаряды весили 10 кг (22 фунта), и орудия могли стрелять со скоростью двенадцать выстрелов в минуту, на максимальную дальность 17 000 м (56 000 футов) и высоту по вертикали 12 000 м (39 000 футов). [ 10 ]
На службе ВМС Югославии после Второй мировой войны двигатели уцелевшего корабля имели номинальную мощность 1600 лошадиных сил (1200 кВт), а его максимальная скорость оставалась 15 узлов. С загрузкой 130 т (130 длинных тонн) угля он достиг дальности полета 1350 миль (2500 км; 1550 миль) на скорости 15 узлов и 1516 миль (2808 км; 1745 миль) на скорости 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час). Ее экипаж был увеличен до 68 человек. Вооружение корабля было заменено двумя Vickers 2-фунтовыми корабельными пушками QF , одной спаренной немецкой 20-мм (0,79 дюйма) Flak 38 и двумя спаренными Browning 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами . Он мог нести либо 22 корабельные мины САГ-1, либо 34 корабельные мины САГ-2. [ 15 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Югославская служба
[ редактировать ]
Шесть тральщиков были куплены правительством Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии) 20 июля 1921 года по 1 400 000 марок каждый. Принятые на вооружение флота нового королевства, они первоначально классифицировались как горнодобывающие тендеры. [ 11 ] или миноносцы ( сербско-хорватский : minonosci ). [ 10 ] Они были переименованы в Орао (Орел), Галеб (Чайка), Гавран (Ворон), Ястреб (Ястреб), Кобач (Ястреб-перепелятник) и Сокол (Сокол). [ 12 ] [ 16 ] Они использовались в качестве учебных кораблей для молодого военно-морского флота, а корабли этого класса также использовались для круизов « показ флага » вдоль Адриатического побережья и островов, знакомя военно-морской флот населению. Они также провели учения с восемью 250 тонн торпедными катерами водоизмещением , приобретенными ВМФ у побежденной Австро-Венгрии после Первой мировой войны, в качестве средства оценки стандартов подготовки. [ 3 ] В 1923 году Гавран был переименован в Лабуд (Лебедь). [ 12 ] [ 16 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что экипажи югославских кораблей мало занимались артиллерийской подготовкой и мало учениями или маневрами из-за сокращения бюджета. [ 17 ] В августе 1935 года гидросамолетоносец « Змай» в сопровождении Галеба , Лабуда и Кобача посетил греческий остров Корфу . [ 18 ] К 1936 году этот класс был переклассифицирован в минные заградители . [ 19 ] В 1938–39 Ястреба котлы были переоборудованы только для работы на жидком топливе. [ 16 ] [ 20 ]
После начала Второй мировой войны корабли были приведены в состояние повышенной готовности, хотя Югославия сохраняла нейтралитет. За несколько недель до вторжения войск Оси в Югославию в апреле 1941 года корабли этого класса установили несколько защитных минных полей вдоль Адриатического побережья. от острова Зларин у порта Шибеник и Вполне вероятно, что мины , заложенные Лабудом Кобачем недалеко , привели к гибели » водоизмещением 1726 брт пассажирского парохода «Престолонаследник Петар и пассажирского парохода « Караджордже » водоизмещением 1204 брт 2 апреля, когда им было приказано сделать порт в Шибенике вместо Которского залива . [ 3 ] 6 апреля, в первый день вторжения, самолеты югославских морских военно-воздушных сил обеспечивали прикрытие с воздуха, пока Ястреб установил минное поле у гавани Будвы . [ 21 ] Во время вторжения все корабли этого класса были захвачены итальянцами. [ 16 ] Кобача Экипаж перешел на своем корабле в недавно созданное фашистское марионеточное государство под названием Независимое государство Хорватия (сербско-хорватский: Nezavisna Država Hrvatska , NDH) в Шибенике 10 апреля, но вскоре после этого судно было захвачено итальянским флотом. Экипажи «Галеба» и «Лабуда» также отправились в Шибеник, пытаясь присоединиться к военно-морскому флоту NDH , но были перехвачены и захвачены итальянцами 17 и 21 апреля соответственно. [ 22 ] [ 23 ] Также 17 апреля [ 22 ] Сокол и Орао были захвачены в Сплите во время ремонта. Во время хаоса капитуляции Орао был подорван взрывным устройством в котле. [ 24 ] Ястреб был взят в плен в Которском заливе. [ 3 ]
Итальянский сервис
[ редактировать ]Шесть кораблей этого класса вскоре были введены в строй итальянского флота следующим образом: [ 16 ] [ 22 ] [ 25 ] [ 26 ]
Югославское имя | Итальянское имя | От итальянского названия острова: | Дата ввода в эксплуатацию |
---|---|---|---|
Орел | Вергада | Вргада | 25 октября 1941 г. |
Чайка | Сами себя | Силба | 25 мая 1941 г. |
полосы | Тебе | Жюри | 29 мая 1941 г. |
Ястреб | Зирон | Вудман | Неизвестный |
Рост | Союз | Союза | 30 ноября 1941 г. |
Сокол | Что | Иж | Неизвестный |
Все шесть кораблей были переоборудованы в охотники за подводными лодками и использовались в качестве эскорта на путях снабжения между Италией и Северной Африкой , а также вдоль побережья Северной Африки. Они подходили на эту роль благодаря крепкому телосложению и высокой выносливости. [ 26 ]
Вергада
[ редактировать ]Введенный в эксплуатацию итальянцами после ремонта, «Вергады » экипаж отправил его на Мальту во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года. [ 3 ] 7 декабря он был возвращен Королевскому югославскому военно-морскому флоту в изгнании на Мальте. [ 22 ]
Сами себя
[ редактировать ]С 15 по 17 декабря 1941 года Сельве и Зури сопровождали пароход «Кадамосто» и немецкий пароход « Специя» между Ливии итальянскими портами Бенгази и Триполи . 26 июня 1942 года она покинула Трапани на западном побережье Сицилии в сопровождении своих сестер Эсо и Ориоле (бывшая Зури ), сопровождая пароход «Изео» в Триполи. Эсо и Иволга отбуксировал их обратно в Трапани столкнулись, и из-за повреждений, нанесенных в результате столкновения, Селве , а Изео плыл один и 28 июня благополучно достиг Триполи. С 1 по 4 августа «Селве» , « Эсо » и «Росолино Пило» класса торпедный катер «Джузеппе Децца» сопровождали пароход «Истрия» из Триполи в Бенгази, а 7 и 8 августа «Селве» и ее сестра Иволга сопровождали пароход «Изео» из Бенгази в Тобрук — также в итальянской Ливии. Сельве вместе с торпедным катером «Сагиттарио » сопровождал пароходы «Сибилла» и «Альбачиара» из Тобрука в Бенгази в период с 11 по 13 августа. Далее следовал эскорт в сопровождении Эсо немецкого парохода «Остия» и танкера «Олимпос». от Бенгази до Тобрука 23 и 24 августа, во время которого класса U британская подводная лодка HMS Unison предприняла неудачную атаку. [ 23 ]
31 августа и 1 сентября «Селве» сопровождал пароход «Алато» из Тобрука в Дерну в итальянской Ливии, и к нему быстро присоединились два немецких охотника за подводными лодками, сопровождавшие «Олимпос» в тот же порт. С 14 по 20 сентября «Селве» сопровождала пароход «Спортиво» из Бенгази в Триполи, а на обратном пути с 29 сентября по 1 октября сопровождала пароходы «Амба Алаги» и «Анна Мария» . [ 27 ] Сельве был поврежден в результате воздушного налета Королевских ВВС на Бенгази 6 ноября и сгорел. [ 28 ] распалась в 1948 году. [ 25 ]
Зури, затем Иволга
[ редактировать ]В декабре 1941 года Зури участвовал в двух конвоях из Бенгази в Триполи. Первый был вместе с Сельве , сопровождая Кадамосто и Специю , а второй с 22 по 24 декабря сопровождал танкеры Polifemo и Labor , спасательное судно Raffio и буксир Proteo . С 13 по 16 января 1942 года Зури сопровождал немецкий пароход «Брук» из Триполи в Палермо на Сицилии. 14 января Брук была атакована и слегка повреждена авиацией союзников , но добралась до Палермо своим ходом. [ 29 ]
1 июня Зури был переименован в Иволгу . [ 20 ] [ 29 ] После ремонта после столкновения с «Эсо» 8 июля «Иволга» заменила «Ла Маса» класса торпедный катер «Энрико Козенц» , который вместе с «Турбина класса эсминцем » сопровождал танкер «Пичи Фассио» из Трапани в Триполи. С 20 по 26 июля «Иволга» сопровождала пароходы «Пертусола» и «Триполино» из Триполи в Тобрук; к ним присоединился «Спика» класса торпедный катер «Клио» из Бенгази. 7 и 8 августа Иволга и Сельве сопровождали Исео из Бенгази в Тобрук. 15 января 1943 года «Иволга» покинула Триполи в сопровождении парохода «Зенобия Мартини» , но два дня спустя ее корабль был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой класса U HMS Unseen . 24 января 1943 года «Иволга» сопровождала пароход «Галиола» из Суса во французском протекторате Тунис в Мессину на Сицилии. После того, как тунисская кампания закончилась капитуляцией стран Оси в мае, Иволга отплыла в Италию. [ 29 ] Он был затоплен своим экипажем 10 июля 1943 года в Огасте, Сицилия , перед лицом наступающих британских войск. [ 16 ] после повреждений, полученных ею в результате воздушной атаки к югу от Мессины. [ 30 ]
Зирон
[ редактировать ]У Зироны была короткая карьера на итальянской службе: она была повреждена и выброшена на берег недалеко от Бенгази 24–25 ноября 1941 года после налета британской авиации, а 28 ноября она была частично взорвана итальянцами. [ 16 ] [ 31 ] Когда 18 ноября 1942 года итальянцы покинули Бенгази, они затопили затонувший корабль, пытаясь заблокировать вход в гавань. [ 27 ]
Союз
[ редактировать ]28 декабря 1941 года Уни сопровождала пароход «Сивильяно» из Бизерты в Тунис во французском Тунисе, но о ее деятельности мало что известно. [ 29 ] Он был уничтожен взрывом в Бизерте после воздушного налета ВВС США 30 января 1943 года. [ 32 ]
Что
[ редактировать ]После столкновения с Иволгой , в июне 1942 года Эсо вернулся в строй 30 июля, сопровождая Истрию из Трапани в Триполи вместе с Джузеппе Децца где к ним присоединился Сельве на оставшуюся часть пути в Бенгази. 12 августа Эсо сопровождал пароход «Паолина» на первом этапе его пути из Триполи в Палермо и передал эскорт «Сагиттарио» , после чего «Паолина» подорвалась на мине и затонула у Сфакса в Тунисе. 15 и 16 августа Эсо сопровождал танкер «Эннио» из Триполи в Бенгази, а затем сопровождал немецкий пароход «Крета» из Бенгази в Тобрук в период с 29 по 31 августа. Во время последнего рейса оба корабля были безуспешно атакованы авиацией союзников. Эсо сопровождал пароход Ascianghi из Бенгази в Тобрук с 15 по 19 сентября, а также сопровождал его между Тобруком и Триполи с 27 сентября по 2 октября. [ 27 ]
С 12 по 14 октября «Эсо» и «Иволга» сопровождали Триполино из Бенгази в Тобрук, а с 21 по 24 октября «Эсо» сопровождал пароход «Сикуло» из Бенгази в Триполи. Британская авиация безуспешно атаковала теплоход Col Di Lana возле Мисураты в Ливии, когда его сопровождали Eso и Spica торпедный катер класса Partenope между Бенгази и Триполи 10 и 11 октября. 16 и 17 ноября Эсо сопровождал пароходы «Джузеппе Лева» и «Салона» из Буэрата в Ливии в Триполи. [ 27 ] 24 и 25 ноября Эсо сопровождал пароход «Алжирино» между Триполи и Буэратом, когда последний был поврежден в результате воздушной атаки союзников 25 ноября. Эсо попыталась отбуксировать поврежденный пароход, но на следующий день он затонул у Злитена в Ливии. 19 января 1943 года «Эсо» и «Палестро» класса торпедный катер «Сан-Мартино» сопровождали пароход «Эдда» из Триполи в Трапани, когда пароход был торпедирован британской подводной лодкой класса U HMS Unbroken . Эсо и Сан-Мартино безуспешно преследовали Несломленного , [ 29 ] но в ночь с 19 на 20 января Королевского флота самолеты торпедировали и потопили Эдду и Эсо в 7 км (4,3 мили) к востоку от острова Джерба у побережья Туниса. [ 16 ] [ 33 ] [ 34 ]
Послевоенная югославская служба
[ редактировать ]Вергада оставался на вооружении Королевского югославского флота в изгнании до конца войны. [ 16 ] [ 25 ] и, переименованный в Orao, он был доставлен в послевоенный югославский флот в Сплите в августе 1945 года. он был переименован в Pionir Вскоре после этого . Во время войны в югославских прибрежных водах было заложено почти 3000 мин, и все имеющиеся тральщики, включая «Пионир », были заняты их разминированием. [ 3 ] В 1955 году он был переименован в Зеленгору , в 1962 году исключен из военно-морского реестра и вскоре после этого списан на слом. [ 3 ] [ 16 ] [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грёнер 1991 , стр. 111–112.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер 1991 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гренер 1991 , с. 112.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 196–197.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер 1991 , с. 114.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фрейвогель 2020 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Вего 1982 , с. 347.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вего 1982 , с. 356.
- ^ Грегер 1987 , с. 346.
- ^ Фридман 2011 , с. 292.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 197–198.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Твардовский 1980 , стр. 357.
- ^ Джарман 1997 , с. 451.
- ^ Джарман 1997 , с. 641.
- ^ Вего 1982 , с. 350.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер 1991 , с. 118.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун 1995 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Freivogel 2020 , стр. 199–200.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 198–199.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гренер 1991 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Freivogel 2020 , стр. 198–200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 199.
- ^ Браун 1995 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 200.
- ^ Браун 1995 , с. 88.
- ^ Браун 1995 , с. 52.
- ^ Браун 1995 , с. 81.
- ^ Браун 1995 , с. 80.
- ^ Грёнер 1991 , с. 119.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1995). Потери кораблей во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-914-7 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех стран; Иллюстрированный справочник . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Грёнер, Эрих (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 2: Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
- Твардовский, Марек (1980). "Югославия". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 355–359. ISBN 978-0-85177-146-5 .
Журналы
[ редактировать ]- Вспомогательные корабли Regia Marina
- Классы кораблей противоминной обороны
- Корабли противоминной обороны Королевского военно-морского флота Югославии
- Корабли противоминной обороны Югославии
- Минные заградители Германии Первой мировой войны
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.
- Корабли противоминной обороны ВМС Югославии
- Охотники за подводными лодками